Научная статья на тему 'Состояние развития нефтегазового комплекса как источника налоговых доходов бюджета страны'

Состояние развития нефтегазового комплекса как источника налоговых доходов бюджета страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ДОБЫЧА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуртдинова Г.А.

В статье рассматривается роль нефтегазового комплекса России в экономике, а также в обеспечении налоговых доходов консолидированного бюджета страны, проводится анализ динамики поступлений налога на добычу полезных ископаемых. Определяется значение налогообложения добычи нефти и газа, а также доля этой отрасли в налоговых доходах консолидированного бюджета в период финансового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние развития нефтегазового комплекса как источника налоговых доходов бюджета страны»

Налоговая политика

состояние развития нефтегазового комплекса как источника налоговых доходов бюджета страны

г А. НУРТДИНОВА, соискатель кафедры налогов и налогообложения E-mail: nurtdinovagula@mail.ru Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

В статье рассматривается роль нефтегазового комплекса России в экономике, а также в обеспечении налоговых доходов консолидированного бюджета страны, проводится анализ динамики поступлений налога на добычу полезных ископаемых. Определяется значение налогообложения добычи нефти и газа, а также доля этой отрасли в налоговых доходах консолидированного бюджета в период финансового кризиса.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, консолидированный бюджет, налогообложение, добыча.

Анализ динамики развития нефтегазового комплекса (НГК) страны в связи с исследованием изменений объемов налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, обеспеченных предприятиями комплекса, представляется весьма актуальным. Он позволяет оценить, с одной стороны, роль НГК в экономике страны, а с другой — судить об уровне налогообложения его субъектов и тенденциях в его изменении, что особенно важно в период кризиса.

Нефтегазовый комплекс РФ на современном этапе экономического развития играет более значимую роль, чем в других странах мира. Россия является одной из богатейших стран по запасам природных топливно-энергетических ресурсов. На долю нашей страны приходится 4,6 % всех мировых доказанных запасов нефти. По объемам запасов газа мы находимся на втором месте — 30,7 % общего объема мировых запасов.

В мировой добыче природного газа Россия занимает устойчивое лидирующее положение (табл. 1), ежегодно увеличивая объемы добычи [2].

Нефть и газ являются основными источниками энергии в России. Структура производства первичной энергии, а также топливно-энергетический баланс (ТЭБ) России показывают, что доля нефти и газа составляет соответственно около 80 и 66 %, что свидетельствует о фундаментальности НГК в экономике страны (табл. 2) [1].

Показатели добычи топливно-энергетических полезных ископаемых на протяжении последних лет свидетельствуют также о неуклонном росте добычи нефти в стране (табл. 3), в 2007 г. добыто в 1,8 раза больше, чем в 1995 г.

Нефтегазовый комплекс является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на ее состояние и перспективы развития, обеспечивая производство значительной доли валового внутреннего продукта (ВВП), объема промышленного производства, стабильное поступление доходов консолидированного бюджета России, рост объема экспорта и валютных поступлений.

В последние годы (до наступления кризиса) в экономике России наметились позитивные тенденции к росту (табл. 4). Увеличение ВВП за 2007 г. к 2000 г. составило 156,2 %.

Однако в 2006—2007 гг. наблюдалось снижение темпов роста добычи полезных ископаемых. Это связано с тем, что современное состояние НГК России характеризуется не лучшим образом: снижаются объемы прироста промышленных запасов; ухудшается их качество; замедляются темпы ввода; устаревают и ветшают фонды транспортной (трубопроводной) системы.

финансы и кредит

59

Таблица 1

Мировая добыча природного газа, млрд м3

Страна 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Россия 595 584 581 595 620 633 641 656

Азербайджан 6,6 5,6 5,5 5,1 5,1 5,0 5,7 6,8

Венгрия 4,9 3,2 3,2 3,1 2,9 3,1 3,0 3,1

Германия 21,1 22,0 22,2 22,3 22,2 20,6 19,9 19,6

Италия 20,4 16,6 15,2 14,6 13,9 13,0 12,1 11,0

Казахстан 5,9 11,5 11,6 14,1 16,6 22,1 25,0 26,4

Канада 159 182 186 187 184 184 187 189

Китай 17,9 30,2 33,7 32,7 35,0 42,2 50,9 59,0

Польша 5,1 5,2 5,5 5,6 5,6 5,9 6,1 6,0

Соединенное Королевство (Великобритания) 75,5 115 111 109 109 101 92,1 83,8

США 530 546 556 536 541 527 512 524

Туркмения 32,3 47,2 51,3 53,5 59,1 58,3 63,0

Узбекистан 48,6 56,4 57,4 58,4 58,1 59,9 59,7

Украина 18,2 17,9 18,4 18,7 19,3 20,5 20,8 21,1

Япония 2,2 2,5 2,5 2,8 2,8 3,0 3,1 3,4

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

Таблица 2

Производство первичной энергии и топливно-энергетический баланс (ТЭБ) России, %

Наименование Всего Нефть Газ Уголь Ядерная энергия Гидроэнергия Прочее

Производство энергии 80 29 51 14 3 1,5 1,5

ТЭБ России 66 32 34 15 12 1,5 5,5

Таблица 3

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, млн т

Наименование 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 1. 2003 г. 2004 г. 2005 1. 2006 г. 2007 г.

Уголь 263 258 270 256 277 282 299 310 314

Торф 13,5 4,1 4,6 3,0 1,5 2,0 1,9 1,7 1,7

Сланцы 2,4 1,7 1,5 1,1 1,2 1,2 0,2 - 0,6

Нефть, включая газовый конденсат 307 324 348 380 421 459 470 481 491

Газ горючий природный (естественный), млрд м3 595 584 581 595 620 633 641 656 651

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

Таблица 4

Динамика реального объема произведенного ВВП в 2000—2008 гг., % к предыдущему году

Наименование 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

ВВП (в рыночных ценах) 108,3 105,0 104,7 107,3 107,2 106,4 107,7 108,1 105,6

Добыча полезных ископаемых - - - 110,8 107,9 100,5 96,7 97,3 100,4

Строительство - - - 113,0 110,3 110,5 111,8 113,7 113,2

Торговля - - - 113,2 109,2 109,4 114,1 112,5 108,4

Транспорт и связь - - - 107,2 110,9 106,2 109,7 103,4 107,4

Чистые налоги на продукты - - - 105,9 110,0 109.4 109,1 109,6 105,5

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики.

В силу трансфертного ценообразования, когда торговые организации нефтяных и газовых интегрированных компаний закупают у добывающих организаций ресурсы по заниженным ценам, а продают по рыночным, значительная часть добавленной стоимости, созданной в добыче, реализуется в сфере торговли. Следует отметить, что в торговле темпы роста выше, чем в добыче полезных ископаемых, и выше, чем в среднем по ВВП.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), доля добычи полезных ископаемых в ВВП за 2002—2008 гг. составляет от 5,9 до 9,6 %, причем с 2006 г. идет ее снижение (в 2008 г. к 2005 г. на 1,5 процентных пункта) (табл. 5).

Доля чистых налогов на продукты в структуре ВВП по источникам доходов в 2000—2008 гг. составляла от 11,4 до 15,1 %, в 2008 г. к 2000 г. она увеличилась на 3,7 процентных пункта.

Таблица 5

Структура валового внутреннего продукта (ВВП) по источникам доходов в 2000—2008 гг., % к ВВП

Наименование 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

ВВП 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Добыча полезных ископаемых — — 6,0 5,9 8,4 9,6 9,4 8,7 8,1

Чистые налоги на продукты 11,4 12,3 11,5 12 12,7 14,3 14,6 14,0 15,1

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики, ежегодных статистических сборников «Россия в цифрах».

Проводимые налоговые реформы предусматривали усиление налогообложения нефтедобычи благодаря тому, что придали налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) большую эластичность по отношению к ценам на нефть: ставка НДПИ при добыче нефти применяется с коэффициентом, рассчитываемым с учетом мировой цены на нефть сорта «Юралс». В период высоких цен на нефть (2007 и 2008 гг., за исключением конца 2008 г.) это явилось основной причиной увеличения доходов консолидированного бюджета России по налогу на добычу полезных ископаемых и существенному увеличению доли НДПИ в указанных доходах.

По данным Федеральной налоговой службы России (ФНС России), доходы консолидированного бюджета РФ от организаций НГК в 2001 —2007 гг. составляли 18—37 %.

Доходы федерального бюджета в 2007 г. относительно фактических доходов 2000 г. возросли в 6,2 раза. При этом они более чем на 92,0 % формировались за счет налоговых поступлений и таможенной пошлины, причем основная доля доходов (более чем на 87,0 %) обеспечена пятью источниками: таможенная пошлина; НДС; платежи за пользование недрами (включая неналоговые доходы); единый социальный налог; налог на прибыль; при 2007 г.

Всего: 7 360

активном увеличении доли НДПИ и таможенной пошлины.

Роль НГК в доходах бюджета можно наглядно продемонстрировать на основе анализа поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2007—2008 гг.

Поступления в консолидированный бюджет РФ в 2008 г. составили 8 455,7 млрд руб., что на 1 095,5 млрд руб., или на 14,9 % больше, чем в 2007 г. (в реальном выражении с учетом индекса потребительских цен за 2008 г. — на 0,7 %). Основная масса администрируемых ФНС РФ доходов консолидированного бюджета Российской Федерации обеспечена поступлениями налога на прибыль организаций — 30 %, налога на добычу полезных ископаемых — 20 %, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - 20 %, НДС - 12 % (рис. 1).

По данным ФНС России, поступления от НДПИ в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2007 г. составили 1 197 млрд руб., что составляет порядка 16 % от совокупных налоговых доходов, а за 2008 г. - 1 708 млрд руб. и соответственно — 20 %. По объему поступлений НДПИ в 2007 г. делило 3—4 места с налогом на доходы физических лиц после налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, а в 2008 г. — уже

2008 г.

Всего: 8 456

Налог на прибыль

2 172, 30%

Прочие налоги

640, 8%

Налог на прибыль

2 513, 30%

НДПИ

1 708, 20%

НДФЛ

1 666, 20%

Рис. 1. Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за 2007 и 2008 гг., млрд руб.

240

200

160

120

80

40

Январь Февраль Март

Апрель Май =12007 г. 1=

Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Темп к 2007 г.,%

%

-100

Рис. 2. Динамика поступления НДПИ в консолидированный бюджет РФ в 2007-2008 гг., млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2-3 места вместе с НДФЛ после налога на прибыль организаций.

Рост поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 г. обусловлен в основном ростом НДПИ, НДФЛ и налога на прибыль. Притом темпы роста НДПИ были выше, чем по другим налогам, и составили 43 %, по НДФЛ - 32 %.

Следует отметить, что в связи со снижением цен на нефть на мировом рынке наблюдалось и снижение поступлений НДПИ в конце 2008 г. даже ниже уровня 2007 г. (рис. 2). За декабрь 2008 г. поступления составили лишь 60 % от уровня декабря 2007 г. При сохранении такой тенденции в будущем особенно актуальным становится совершенствование налогообложения нефтегазодобычи.

В 2008 г. поступления налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 1 708,0 млрд руб., из них в федеральный бюджет - 1 604,7 млрд руб. и по сравнению с 2007 г. выросли соответственно на 42,6 % и на 42,9 %. Таким образом, сохраняется преобладающее поступление НДПИ в федеральный бюджет (табл. 6).

т 220 Кроме того, представ-

ляет интерес структура поступлений НДПИ в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 г. (рис. 3).

Доля налога на добычу полезных ископаемых по нефти является доминирующей - 92,0 % (она выросла по сравнению с 2007 г. на 2,6 процентного пункта (с 89,4 %)). Что касается природного газа, то его доля в НДПИ неоправданно мала - всего 5,3 %. Поступления НДПИ по газу могли бы быть более существенными, учитывая возрастающие объемы его добычи. Но его доля снизилась по сравнению с 2007 г. на 2,1 процентного пункта (с 7,4 %). Доля газового конденсата незначительна - 0,5 %. Доли остальных полезных ископаемых в структуре поступлений НДПИ составляют в совокупности 2,2 %, что также не соответствует тем доходам, которые дает их добыча.

(1)92,0%

(7) 0,2% (4)1,5%

(2) 5,3%

(5) 0,2% <3) °'5%

Рис. 3. Структура поступлений НДПИ в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 г: 1 - нефть; 2 - газ; 3 - газовый конденсат; 4 - прочие полезные ископаемые (за исключением алмазов); 5 - общераспространенные полезные ископаемые; 6 - НДПИ на континентальном шельфе РФ; 7 - налог на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов

0

Таблица 6

Поступления налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью за 2007—2008 гг., млрд руб.

Наименование Нефть Газ Газовый конденсат

Консолидированный бюджет РФ Федеральный бюджет Федеральный бюджет Консолидированный бюджет РФ Федеральный бюджет

2007 1 070,9 1 017,3 88,3 7,6 7,2

% к соответствующему периоду предыдущего года 103,1 103,1 98,2 100,1 100,1

2008 1 571,6 1 493,0 90,5 8,8 8,4

% к соответствующему периоду предыдущего года 146,8 146,8 102,5 116,7 116,7

Источник: составлено автором.

По данным ФНС, за первое полугодие 2009 г. всего в бюджетную систему Российской Федерации поступило налоговых платежей — 2 907,4 млрд руб., что свидетельствует о сокращении поступлений налогов и сборов по сравнению с предыдущими годами. Отрицательное влияние мирового финансового кризиса на налоговые доходы бюджета очевидно. При этом добыча сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях обеспечили около 16,9 % налоговых доходов консолидированного бюджета. Это наибольшее значение среди соответствующих показателей по другим видам экономической деятельности. В связи с этим можно констатировать, что и в период кризиса добыча нефти и газа остается базовой отраслью экономики.

Нефтегазовый комплекс является важнейшей структурной составляющей экономики России, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности производительных сил и населения страны. Он оказывает существенное влияние на формирование доходной части бюджета страны.

В настоящее время в условиях финансового кризиса организации НГК обеспечивают высокий уровень налоговых доходов бюджета. За первое полугодие 2009 г. в поступлениях по налогу на добычу полезных ископаемых доля углеводородного сырья (нефти, газа и газового конденсата) составляет 96,2 %, а сам НДПИ — 14 % всех налоговых

поступлений. Некоторое снижение доли НДПИ (на 6 процентных пунктов по сравнению с уровнем 2008 г.) связано с падением мировой цены на нефть, к которой привязана ставка налога. Таким образом, снижение доходов от реализации нефти сопровождалось снижением НДПИ, что показывает гибкость налога по отношению к изменяющимся экономическим условиям. Это — немаловажный фактор в деятельности НГК, позволивший ему функционировать в трудных условиях кризиса.

Все это свидетельствует о высокой фискальной роли НГК, которую он продолжает исполнять и в настоящее время. Однако для успешной реализации ее в дальнейшем требуется решение ряда проблем, связанных с нерациональным использованием природных ресурсов, часть из которых, в том числе нефть, относится к невозобновляемым. Налоговая система может служить действенным инструментом в преодолении всех этих недостатков.

Список литературы

1. Забродин Ю. Н, Коликов В. Л., Саруханов А. М. Управление нефтегазостроительными проектами: современные концепции, эффективные методы и международный опыт. М.: ЗАО Издательство Экономика. 2004.

2. Россия в цифрах. Стат. сб. Росстат. М. 2008.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 Dost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.