Научная статья на тему 'Масштабы зависимости российской экономики от нефтегазовых налоговых поступлений'

Масштабы зависимости российской экономики от нефтегазовых налоговых поступлений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
609
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ ФОНДЫ / РЕСУРСНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / OIL AND GAS FUNDS (TRUST FUNDS) / TAXES / OIL AND GAS REVENUES / RAW MATERIAL DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Елена Алексеевна

Анализируются налоговые поступления в нефтегазовые фонды России. Раскрыты масштабы зависимости российской экономики от налогов, поступающих от нефтегазового сектора. Исследована налоговая нагрузка в нефтегазовой отрасли. Критически оценены бюджетные изменения в отношении порядка формирования и использования нефтегазовых фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCALE OF DEPENDENCE OF THE RUSSIAN ECONOMY ON TAXES COLLECTED FROM OIL AND GAS INDUSTRY

The article analyzes tax transfers into oil and gas funds in Russia. It opens up a scale to which the Russian economy depends on oil and gas taxes. It also researches tax burden on oil industry. The author critically examines budget changes in regards to forming and using revenues from oil and gas taxes.

Текст научной работы на тему «Масштабы зависимости российской экономики от нефтегазовых налоговых поступлений»

УДК 336.201

Масштабы зависимости российской экономики от нефтегазовых налоговых поступлений

Анализируются налоговые поступления в нефтегазовые фонды России. Раскрыты масштабы зависимости российской экономики от налогов, поступающих от нефтегазового сектора. Исследована налоговая нагрузка в нефтегазовой отрасли. Критически оценены бюджетные изменения в отношении порядка формирования и использования нефтегазовых фондов.

Ключевые слова: налоги; нефтегазовые доходы; нефтегазовые фонды; ресурсная зависимость.

The article analyzes tax transfers into oil and gas funds in Russia. It opens up a scale to which the Russian economy depends on oil and gas taxes. It also researches tax burden on oil industry. The author critically examines budget changes in regards to forming and using revenues from oil and gas taxes.

Key words: taxes; oil and gas revenues; oil and gas funds (trust funds); raw material dependence.

Ермакова Елена Алексеевна

д-р экон. наук, профессор кафедры финансов Саратовского государственного социальноэкономического университета E-mail: eae13@ mail.ru

Зависимость бюджета от нефтегазовых доходов

По нашему мнению, положение прогноза социально-экономического развития России, согласно которому развитие бюджетной системы в среднесрочной перспективе будет характеризоваться относительно стабильным уровнем доходов (37,4 % ВВП в 2011 году и 34,5-36,2% ВВП в 2030 году), так как сокращение нефтегазовых доходов и поступлений (с 10,1% ВВП в 2011 году до 4,1-6,3% ВВП в 2030 году в зависимости от варианта прогноза) в большей части будет компенсироваться расширением налоговой базы и собираемости основных налогов, вызывает сомнения [1].

Предлагаемое в прогнозе сохранение в структуре экспорта доли минеральных продуктов и металлов на высоком уровне фактически закрепляет сырьевую направленность экспорта и не способствует диверсификации производства и экспорта в направлении, предусматривающем повышение доли производства продукции с более высоким уровнем добавленной стоимости.

Нефтегазовые доходы России обеспечивают более 20 % доходов консолидированного бюджета; около 50% поступлений в бюджет; 60-70% поступающей в страну валюты; 100% поступлений в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния [2]; 21% нефтегазовой промышленности в ВВП (по данным Всемирного банка) [3]. При этом рост топливно-сырьевого экспорта практически в два раза опережал рост промышленного производства и почти в три раза — сельскохозяйственный [2]. В основе роста доходов от экспорта лежит ценовой фактор: падение цены на баррель нефти на 1 долл. США снижает доходы бюджета на 60 млрд руб., а изменение цены на нефть на 10 долл. США за баррель приводит к изменению роста ВВП российской экономики примерно на 0,4-0,5%. В 2012 году нефтегазовые доходы составили 10,6% ВВП, то есть были на уровне 2008 года (рис. 1).

Совокупный объем нефтегазовых фондов по состоянию на 1 февраля 2013 года составил 5268,08 млрд руб.: Резервный фонд — 2589,45 млрд руб. (86,24 млрд долл. США), Фонд национального

Т--------1--------1--------1-------1--------1--------1--------1-------1--------г

2005 200<5 2007 2005 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Рис. 1. Нефтегазовые доходы, % ВВП

7000.00 -

6000.00 -

5000.00 -

4000.00

3000.00 п

2000.00 1 000,00

0,00

783,31

2 769,02

3«7*К

4 027,64

2695,52 І7Н43

1 езди

Т75Д1 вида

2008 200» 2010 2011 2012 фек.13

Резервный фонд РФ, млрд руб. Фонд национального благосостояния, млрд руб.

Рис. 2. Динамика нефтегазовых фондов, млрд долл. США

благосостояния — 2678,63 млрд руб. (89,21 млрд долл. США) (рис. 2).

Налоговая нагрузка в нефтегазовом секторе

Нефтегазовые доходы российского бюджета имеют сугубо налоговый механизм формирования. Фактически именно с вводом в 2002 году новой налоговой системы платного недропользования (введены НДПИ и вывозные таможенные пошлины на нефть) нефтегазовые

доходы (налоги) достигли 45%, увеличившись с 3-6% (табл. 1).

До 2008 года к нефтегазовым доходам, формируемым фонды, относились лишь вывозные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В результате фактически поступало только около половины всех конъюнктурных доходов экономики, или 70% конъюнктурных доходов бюджета (налог на добычу газа, вывозные пошлины на нефтепродукты

Таблица 1

Роль налогов за недра в бюджетной системе Российской Федерации*

Годы Доходы бюджета, млрд руб. Сумма налогов и платежей за недра, млрд руб. Удельный вес налогов за недра, %

2001 2466,8 149,4 6 консолидированный бюджет

2002 3147,4 334,1 10,6 консолидированный бюджет

2003 2586,2 559,8 21,6

2004 3273,8 1070,5 32,7

2005 4896,5 2181,1 ,5 4

2006 6146,3 3058,0 49,7

2007 6 964,8 3076,7 44,1

2008 9287,1 4885,0 ,6 5

2009 7337,8 2961,0 40,3

2010 8305,4 3895,1 46,8

2011 11 367,7 5751 ,5 о" 5

* Расчеты автора и Кимельман С. Россия — государство-рантье: упущенные возможности. Ц^: http://2020strategy.ru/g1/inmaterial.

Таблица 2

Нефтегазовые доходы бюджета России, млрд руб.*

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

ВВП 21609,8 26917,2 33247,5 41276,8 38807,2 45172,7 54585,6

Доходы бюджета 9695,8 10 625,8 13 368,2 16 169,1 13 599,7 16 031,9 20 855,4

Нефтегазовые доходы 2116,7 2995,8 2951,4 4540,5 3030,7 3830,8 5641,8

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов 1794,7 2554,7 2552,9 3879 2516 3543 5114,7

из них:

НДПИ на нефть 756,5 1038,4 1070,9 1571,6 934,3 1266,8 1845,8

Вывозные таможенные пошлины на нефть 871,1 1201,9 1151,5 1784,8 1202,9 1672,4 2332,4

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением газа и газового конденсата 322 441,1 398,5 661,5 514,7 287,8 527,1

из них:

НДПИ на газ 77,9 89,9 88,3 90,5 74,9 85,1 136,3

НДПИ на газовый конденсат 4,5 7,5 7,6 8,8 6,9 9,4 6,4

Вывозные таможенные пошлины на газ 239,6 343,7 302,6 490,2 432,9 193,3 384,4

* Составлено автором на основе отчетов об исполнении консолидированного бюджета России, представленных на официальном сайте Федерального казначейства. URL: www.roskazna.ru.

ЕІДС

12Я.А

19%.

НДФЛ

1993.Ї

12%

Нафткгашвш

к і .тсгл а

зэшлхаэс;

ІІ7Щ1ГЇ2%

Тдмптгальм

ПО пип ЕЕ Ы

И 53,3

11*4

Н^Лі] 19$В,5 11'і

Нл.тсг зі

Рис. 3. Нефтегазовые налоги российского бюджета в 2011 году, млрд руб.

и газ, налог на прибыль нефтегазового сектора, будучи конъюнктурными доходами, не учитывались)1. Ситуация несколько изменилась с принятием в 2008 года новой концепции, согласно которой к нефтегазовым доходам отнесены доходы федерального бюджета от уплаты налога на добычу полезных

1 Под конъюнктурными доходами понимаются дополнительные доходы экономики (бюджета) из-за отклонения мировых цен от их стандартного уровня. Они определяются как превышение фактических доходов над их стандартной величиной вследствие благоприятной конъюнктуры. Подробно вопросами конъюнктурных доходов занимается Экономическая экспертная группа во главе с Е. Гурвичем (Гурвич Е. Бюджетная и монетарная политика в условиях нестабильной внешней конъюнктуры // Вопросы экономики. 2006. № 3. С. 4; Гурвич Е. Макроэкономическая оценка роли российского нефтегазового комплекса // Вопросы экономики. 2004. № 10; Гурвич Е. Формирование и использование Стабилизационного фонда // Вопросы экономики. 2006. № 4.

ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Несмотря на то, что с 2005 года таможенные пошлины официально не входят в состав налоговых доходов российского бюджета и не администрируются налоговыми органами, данный вид обязательного платежа можно отнести к группе налоговых по всем своим сущностным характеристикам. В этой связи в рамках статьи рассмотрена налоговая зависимость от нефти и газа, в том числе с учетом таможенных пошлин, тем более что в мировой практике такие доходы отнесены к налоговым. Причем если в совокупности нефтегазовые

Нефтегазовые доходы России обеспечивают более 20% доходов консолидированного бюджета; около 50% поступлений в бюджет; 60-70% поступающей в страну валюты; 100% поступлений в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния; 21% нефтегазовой промышленности в ВВП (по данным Всемирного банка)

Таблица 3

Нефтегазовые доходы бюджета России, % ВВП

Налоговые доходы 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Налоговые доходы 36,5 36,1 36,2 36,2 31,0 31,7 35,61

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов 9,2 10,0 8,1 9,7 6,0 8,3 10,09

НДПИ на нефть 3,7 3,9 3,2 3,8 2,1 2,8 3,39

Вывозные таможенные пошлины на нефть 4,0 4,5 3,5 4,3 2,7 3,8 4,29

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты 0,9 1,2 1,0 1,3 0,9 1,4 1,89

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением газа и газового конденсата 1,49 1,64 1,2 1,43 1,33 0,63 0,97

НДПИ на газ 0,36 0,33 0,27 0,22 0,19 0,19 0,25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НДПИ на газовый конденсат 0,02 0,03 0,02 0,02 0,02 0,02 0,01

Вывозные таможенные пошлины на газ 1,11 1,28 0,91 1,19 1,12 0,42 0,71

Совокупный объем нефтегазовых фондов по состоянию на 1 февраля 2013 года составил 5268,08 млрд руб.: Резервный фонд -2589,45 млрд руб. (86,24 млрд долл. США), Фонд национального благосостояния -2678,63 млрд руб. (89,21 млрд долл. США)

налоги и пошлины в 2011 году составили 32% налоговых доходов, то большую часть среди них занимают именно таможенные пошлины — 21% налоговых доходов (рис. 3).

Структурный анализ нефтегазовых доходов за 2005-2011 годы показал превалирующую роль налоговых поступлений от нефтяного сектора (табл. 2). Так, в 2011 году налоговые доходы, связанные с налогообложением газа и газового конденсата, составили 527,1 млрд руб., а налоговые доходы, связанные с обложением нефти и нефтепродуктов,— 5114,7 млрд руб.

Структурный анализ доли налоговых доходов в ВВП, связанных с обложением нефти и газа, также продемонстрировал зависимость экономики именно от нефтяного ресурса (табл. 3). Однако если сравнить колебания абсолютных и относительных величин в отношении налоговых доходов, связанных с обложением нефти и газа, то можно отметить расхождения. Так, в 2010 году наблюдалось снижение газовых налоговых доходов, но увеличение нефтяных.

На фоне сравнительно невысокой налоговой нагрузки в России нагрузка по виду экономической деятельности

«Добыча полезных ископаемых» остается самой высокой — 40-30%, но с понижающимся трендом с 54,8% в 2007 году до 30,3% в 2010 году; аналогичную тенденцию имеет подвид экономической деятельности «Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых», в состав которого входит именно нефтегазовая отрасль (рис. 4). Налоговая нагрузка на нефтяную отрасль увеличилась с 45,6% выручки и 62,5 % прибыли в 2005 году до 75-80% прибыли в 2008 году [4].

Главной новеллой современной бюджетной политики России можно считать введение так называемого «бюджетного правила», согласно которому расходы федерального бюджета будут рассчитываться исходя из базовой цены на нефть за 5-летний период с ежегодным увеличением этого периода на один год до достижения 10 лет, что предусматривает ограничение расходов государственного бюджета в зависимости от средней цены на нефть за определенный период. Стоимость барреля нефти для расчета бюджета в 2013 году, согласно законопроекту Минфина России составит 82,5 долл. США за баррель, для сравнения: в

К

^ ЛР&ла]

“ 1 “дцЬиа:

Рис. 4. Налоговая нагрузка в сфере добычи полезных ископаемых, %

2012 году дефицитный бюджет был рассчитан на основе базовой цены углеводородов в 100 долл. США за баррель (хотя первоначальные предложения Минфина России состояли в предложении рассчитывать российский бюджет исходя из средней цены на российскую нефть за последние 10 лет, то есть 70 долл. США за баррель). Если фактическая цена на нефть оказывается выше средней, то дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд, и в случае снижения цены на нефть в бюджет поступят средства именно этого Резервного фонда в объеме недополученных нефтегазовых доходов [5]. Данным правилом Правительство РФ пытается начать процесс снижения зависимости бюджета от нефти и газа. Такую политику, с одной стороны, можно положительно оценивать, поскольку действительно бюджет страны, главной целью которого является выполнение обязательств государства перед гражданами, не должен зависеть от

того, поднимется ли цена на нефть или опустится. С другой стороны, очевиден возврат к политике формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации образца 2004 года исходя из средней цены за предыдущие 10 лет, вызывавшей массу споров, которые и привели к новой концепции нефтегазовых доходов.

Выводы

Для снижения зависимости российской экономики от налоговых доходов, связанных с добычей нефти и газа, необходимо создать условия для привлечения инвестиций в разработку новых месторождений. Согласно высказыванию министра энергетики Российской Федерации А. В. Новака «если работать по существующей системе налогообложения, может в ближайшие 10-20 лет произойти снижение объемов добычи (нефти), по оценкам экспертов,— с 500 до 370 млн т, это снижение на 130 млн т» [5].

В 2011 году налоговые доходы, связанные с налогообложением газа и газового конденсата, составили 527,1 млрд руб., а налоговые доходы,

связанные с налогообложением нефти и нефтепродуктов,-5114,7 млрд руб.

В целом для современного состояния российской экономики характерно несоответствие между декларируемыми целями Правительства и реальными возможностями.

Литература

1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года URL: http:// www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/macro/prognoz/ doc20130218_09

2. Кимельман С. Россия — государство-рантье: упущенные возможности. URL: http://2020strategy.ru/ g1/inmaterial.

3. Латухина К. Мотор для бизнеса // Российская газета (Столичный выпуск). 2011. 22 декабря.

4. Березинская О., Миронов В. Российский нефтегазовый комплекс: динамика конкурентоспособности и перспективы финансирования. Фонд экономических исследований «Центр развития». URL: www.dcenter.ru.

5. Новак А. РФ потеряет четверть нефти при существующих нефтяных налогах. URL: http://top.rbc. ru/economics/21/06/2012/656101. shtml.

6. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 28.06.2012 «Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации. № 145-ФЗ от 31.07.1998 (принят ГД ФС РФ 17.07.1998).

8. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

9. Андрющенко С. Особенности ад-

министрирования компаний нефтегазового сектора // Налоговая политика и практика. 2011. № 6.

10. Новый КГБ (Комментарии о Государстве и Бизнесе) № 21. Институт «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики». URL: http://www.dcenter.ru.

Из Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2013-2015 годах»

В период острой фазы мирового экономического кризиса в целях повышения возможности для оперативного бюджетного маневра было на время прекращено действие так называемого бюджетного правила, исключающего возможность использования доходов, получаемых в результате высокого уровня цен на нефть и газ, для осуществления текущих расходов. Необходимо возвратить действие этого правила, предусмотрев законодательное закрепление порядка использования нефтегазовых доходов, позволяющего в максимально возможной степени стимулировать экономический рост и страховать от резких колебаний на мировом рынке.

При планировании расходов федерального бюджета целесообразно основываться на базовой, средней цене на нефть за пятилетний период с ежегодным увеличением расчетного периода на один год до достижения 10 лет. Предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем доходов при базовой цене более чем на один процент валового внутреннего продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.