Научная статья на тему 'Состояние психосоматического здоровья детей младшего школьного возраста при разных формах обучения'

Состояние психосоматического здоровья детей младшего школьного возраста при разных формах обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Немова С. И., Рычкова Л. В., Долгих В. В., Поляков В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние психосоматического здоровья детей младшего школьного возраста при разных формах обучения»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВСНЦ СО РАМН, №4 (42), 2005

Результаты исследования: Уровень первичной заболевав- * мости ОЛЛ у детей Читинской области за исследуемый период составил 3,38 на 100 ООО детского населения, что несколько выше среднемирового уровня, но в то же время ниже средне-европейского уровня (4,24/100 000 детского населения). Отмечается равное количество заболевших мальчиков и девочек (32/ 28). Пик заболеваемости зарегистрирован в возрастной группе от 0 до 4 лет (51,6%). Большинство больных были взяты на лечение по программе ALL-BFM-90m — 56, два пациента лечились по протоколу ALL-MB-91 (Acute Lymphoblastic Leukamia — Moscow-Berlin — 1991), один получал непрограммную химиотерапию, один отказался от лечения. Протокол ALL-BFM-90m отличается от оригинального протокола ALL-BFM-90 (Acute Lymphoblastic Leukamia — Berlin-Frankfurt-Munster — 1990), тем, что произведена замена дозы и режима введения метотрексата [вместо 5г/м'2 за 24 часа применяли дозу 1г/м3за 24-36 часов).

Иммунофенотипирование лейкозных клеток проводилось у 31 из 60 пациентов, что составило 51,7%.

Всего умерли 18 (30%) детей с диагнозом ОЛА. В индукции погибли 6 (10%) детей. Ремиссия достигнута у 53 (88,3%) детей. Рецидив развился у 16 из достигших ремиссии (30,2%). Погибли в ремиссии от осложнений, связанных с терапией, 3 (5,1%) детей, в том числе 1, получавший лечение по протоколу ALL-MB-91. Выбыл из-под наблюдения до начала лечения 1 ребенок (отказ от лечения). Из 16 детей с развившимся рецидивом погибли 10 (62,5%). У 6 (37,5%) детей получена вторая ремиссия. Погиб в ремиссии от причин, не связанных с основным заболеванием 1 ребенок .

Общая выживаемость (05) среди всех пациентов, начавших лечение, составила 70% . •

Мы решили выяснить, оказывает ли влияние на результаты лечение пол ребенка: у девочек ОБ составила 64,3%, а у маль-, чиков 75% (рис.2).

На исходы лечения (ОБ) оказывал влияние пол ребенка: у девочек ОБ составила 64,3%, а у мальчиков 75%. Возраст пациентов на момент установления диагноза также влияет на результаты терапии, причем получены довольно неожиданные результаты. Достоверных различий в ОБ разных возрастных групп не выявлено, но отмечена тенденция к лучшей 8-летней 05 пациентов старшей возрастной группы (рис. 2).

Обращает на себя внимание значительная разница в выживаемости детей, у которых не определялся фенотип, т.е. заболевших до 2001 года, и детей, у которых иммунофенотипирование было проведено (рис. 3).

Заключение: Заболеваемость ОЛЛ в Читинской области соответствует среднемировому уровню. Пик заболеваемости приходится на возраст 0-4 лет. Общая 8-летняя выживаемость находится на среднероссийском уровне. Общая выживаемость у детей различного пола и возраста статистически не различается. Низкий уровень 05 в группе детей, у которых не определялся иммунофенотип, объясняется, вероятно, тем, что, эти дети лечились до 2001 года, когда было больше трудностей с соблюдением протокольного лечения из-за отсутствия опыта медицинского персонала,-отсутствовала стратификация пациентов по группам риска, для чего необходимо знание иммунофенотипа бластных клеток.

С.И. Немова, Л.В. Рычкова, В.В. Долгих, В.М. Поляков СОСТОЯНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ.

Научный центр медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН, Иркутск

Целью нашей работы явилось изучение динамики психосоматических расстройств (ПСР) у детей младшего школьного возраста при разных формах обучения.

Материалы и методы. В течение 4 лет под нашим наблюдением находилось 189 детей начальной школы. Из них 122 ребенка составили экспериментальную и 67 — контрольную группу. Возрастно-половой состав групп практически не отличался. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной незначимо преобладали дети из полных семей, матери-домохозяйки и матери с высшим образованием. Необходимо отметить статистически значимое преобладание гинекологической патологии, а также патологических отклонений во время беременности и родов у матерей экспериментальной группы (р<0,05).

Основное различие между группами заключалось в наличии в экспериментальной (I) и отсутствии в контрольной (II) группе системы медико-психологической профилактики и реабилитации ПСР. Она включала два блока (медицинский и психологический) и состояла из диагностики, составления индивидуальных программ профилактики и реабилитации, мониторинга состояния и оценки результатов (рис.1).

Клиническое обследование включало оценку объективного статуса два раза в год (осень, весна) с участием узких специалистов (невропатолога, эндокринолога, кардиолога, иммунолога-аллерголога).Ежегодно проводилось электрокардиографическое, эхокардио-графическое, доплеркардиографическое, электроэн-цефалографическое исследование.

Исследование вегетативной нервной системы осуществлялось на основании применения комплекса функциональных методов: клиноортостатической пробы, кардиойнтервалографии, оценки исходного вегетативного тонуса на основании таблицы, предложенной А.М. Вейном и модифицированной H.A. Белоконь с соавторами (1987).

Психологическое обследование включало определение целого ряда показателей, в т.ч. эмоционального фона и уровня тревожности.

Полученные результаты. При поступлении в школу ПСР были диагностированы у 109 (57,7%) детей. В структуре ПСР ведущее место заняли функциональные расстройства пищеварения — 61 (32,3%), вторичная иммунная недостаточность — 58 (30,7%) и нарушение ритма сердца — 53 (28,0%) ребенка. Аллергопатология выявлялась у 45 (23,8%) детей. Практически с одинаковой частотой отмечались синдром вегетативной дистонии (СВД) - 17 (9,0%); синдром дефицита внимания (СДВ) — 22 (11,6%); эмоциональные расстройства — 20 (10,6%) (рис.2).

На этапе первого сравнения (1 класс) обследованные группы незначительно отличались по частоте выявления основных

ПСР. Отличия свидетельствовали о более неблагополучном состоянии психосоматического здоровья детей экспериментальной группы в виде достоверного преобладания СВД — 13 (10,7%), астено-невротического синдрома — 7 (5,7%), СДВ — 18 (14,8%) случаев (рис.З).

В динамике в I группе отмечалось снижение уровня функциональных расстройств пищеварения с 40 (32,8%) до 27 (22,1%), эмоциональных расстройств с 14 (11,5%) до 8 (6,6%) случаев, что оказалось более значимым, чем в контрольной; снижение частоты выявления аллергопатологии с 28 (22,9%) до 23 (18,9%), нарушений сердечного ритма с 34 (27,9%) до 23 (18,9%), синдрома повышенного АД с 3 (2,5%) до 2 (1,6%) случаев при их росте в контрольной группе. В обеих группах отмечался рост уровня синдрома вегетативной дистонии и астено-невротического синдрома, однако более значимый в группе контроля.

По окончании начальной школы группы статистически значимо отличались по частоте выявления функциональных рас^ стройств пищеварения, нарушений сердечного ритма, астено-невротического синдрома, синдрома повышенного АД в сторону преобладания последних в контрольной группе (рис.З).

По окончании начальной школы нами оценивались результаты адаптации школьников к предметному обучению. Успешность адаптаций определялась по 4 показателям: адаптация к учебе, адаптация к сверстникам, особенности поведения, школьная мотивация. При этом значимые отличия были выявлены по количеству дизадаптированных школьников: 14 (11,5%) — в I группе, 29 (43,3%) — во II группе. Следовательно, уровень адапти-рованности учащихся экспериментальной группы в 5 классе был существенно выше, чем контрольной.

Статистическая обработка полученных результатов. С помощью дискриминантного анализа мы сравнили группы по 34 признакам в динамике. При первичном сравнении (1 класс) было .выявлено 69 (36,5%) точек пересечения. При этом обобщенный Д-квадрат Махалонобиса (т.е. расстояние между группами) был равен 33,0. По окончании начальной школы было выявлено уменьшение числа точек пересечения до 36 (19,0%). В то же время коэффициент Махалонобиса увеличился до 130,9. Таким образом, мы констатировали отдаление групп друг от друга в признаковом пространстве.

Заключение: У детей при поступлении в школу в структуре общей заболеваемости отмечается высокий удельный вес ПСР. Реализация системы медико-психологической профилактики и реабилитации при участии различных специалистов (врачей, психологов, педагогов) позволяет эффективно снизить риск формирования ПСР и оптимизировать процесс адаптации детей в процессе начального школьного обучения.

Человек и лекарство

135

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.