лась из шести основных критериев, определяющих здоровье-особенности онтогенеза, уровень физического развития и степень его гармоничности, уровень нервно-психического развития, уровень резистентности организма, уровень функционального состояния организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков.
По результатам проведенного обследования, большинство значений каждого параметра (масса тела, длина тела, окружность грудной клетки) попало в диапазон средних величин. При совокупной оценке массы и длины тела по центильным стандартам по схеме А.А. Баранова, нормальное физическое развитие у детей г. Ангарска отмечалось у 129 (66,8%) детей. Отклонения встретились у 64 (33,2%) детей. При этом, нормальное физическое развитие более свойственно мальчикам (70**7%), тогда как отклонения в физическом развитии чаще отмечались у девочек (36,5%).
У детей г. Усолье-Сибирское нормальное физическое развитие встречалось у 112 (74,1%)детей, с небольшим преобладанием у мальчиков в 77,6% случаев. Отклонения в физическом развитии отмечались у 39 (25,8%) детей, более характерны для девочек (22,4-29,3%).
В г. Шелехове нормальное физическое развитие определено у 138 (73,4%) детей, также, как в Усолье-Сибирском, отмечено преобладание у мальчиков (78,8%), однако отклонения в физическом развитии статистически достоверно чаще встречаются у мальчиков 33 (31,4%).
Таким образом, нормальное физическое развитие чаще отмечается среди детей г, Усолье-Сибирское (74,1%), в то время как большее количество отклонений у детей г. Ангарска (33,2%).
По данным проведенного обследования, гармоничное развитие у детей дошкольного и младшего школьного возраста чаще отмечается у детей г.Шелехова (76,6%), тогда как в г.Усолье-Сибирское у 68,9% детей.
Умеренное и резко дисгармоничное развитие статистически значимо чаще отмечается у детей г. Усолье-Сибирское (соот-' ветственно 22,5% и 8,6% детей), с преобладанием девочек, тогда как в гг. Ангарске и особенно Шелехове эти показатели значительно ниже.
Для установления конституционального типа использовалась схема Р.Н.Дорохова и И.И. Бахрара. По результатам исследования мезосоматический тип конституции преобладает у детей г.Шелехова- у 104 (54,3%) обследованных, в г.Ангарске- только у 94 (48,7%) детей. Макросоматический тип сложения более характерен для детей г..Усолье-Сибирское- 58 (38,5%) детей, тогда как в г.Шелехове- 45 (23,9%) детей. В г. Ангарске и г.Шелехове почти одинаковое количество детей микросоматического сложения (21,2% и 21,8%), в г. Усолье-Сибирское таких детей достоверно меньше- 13 (8,6)%.
Уровень и структура выявленных патологических отклонений существенно отличается по городам. Общее количество отклонений значительно выше в г.Ангарске.
Во всех городах ведущей является патология органов кровообращения, однако в остальном структура имеет отличия. Так, вторая по выявлению патология в г.Ангарске — патология органов дыхания, в г.Усолье-Сибирское — патология нервной системы, в г.Шелехове — патология органов пищеварения.
На третьем месте в структуре заболеваемости в г.Ангарске
— патология нервной системы, в г.Усолье-Сибирское — патология эндокринной системы, в г. Шелехове — патология нервной системы.
В структуре выявленной патологии ведущие позиции занимает патология системы кровообращения (в большей степени
засчет нарушений ритма и сосудистой дистонии)- 25,5%. В разных городах отмечаются особенности сосудистых изменений: так, обращает на себя внимание большая группа детей с повышением САД в городах Ангарске (практически по всем возрастным группам), в г.Шелехове явное преобладание группы детей с повышением ДАД, что может указывать на заинтересованность ренальных механизмов. По типу реагирования на нагрузку также имеются изменения: у детей г.Усолье-Сибирское и Шелехов почти одинаковая реакция на нагрузку, преобладает нормотен-зивный тип, в г.Ангарске снижение нормального ответа и повышение уровней*гипо* и гипертензивных реакций.
На втором месте находилась патология нервной системы и расстройства поведения — 18,7%. На третьем месте по частоте выявления — патология органов пищеварения (преимущественно засчет функциональных нарушений) — 15,1% среди обследованных.
Данные результаты являются индикатором действия биологических и социальных факторов, как правило, в дальнейшем происходит формирование высокого уровня психосоматических нарушений, в связи с чем среди обследованных детей психосоматические расстройства имели высокий удельный вес в структуре заболеваемости и составляли — 554 (33,4%) случая.
В структуре психосоматических расстройств изменения АД составили 140 (25,3%) случаев, нарушения ритма — 119 (21,5%) случаев,, функциональные расстройства пищеварения — 105 (18,9%) случаев. С1 меньшей частотой отмечались синдром ВСД -109 (19,4%), синдром дефицита внимания и эмоциональные расстройства — 58 (10,5%) , энурез — 19 (3,4%)случаев.
В ходе данного исследования проведена комплексная оценка состояния здоровья детей, на основании чего определены группы здоровья дошкольников и младших школьников гг. Ангарска, Усолья-Сибирского, Шелехова.
Наиболее благополучной является ситуация в г. Шелехове, где отмечается наибольший процент детей с I и IIA группой здоровья - 32,9% обследованных.
По результатам проведенного обследования хроническую патологию или пограничные с хроническими состояния имеют большинство обследованных детей — всего 509 (95,7%) детей. Большая доля в структуре детей II Б группы — 36,3% свидетельствует о дизадаптации детей; именно из этой группы в процессе онтогенеза формируется соматическая патология (в т.ч. психосоматическая).
Наибольшее количество детей с отклонениями в состоянии здоровья, близкими к хроническим (II группа) отмечается в г.Ангарске.
Детей с уже выявленной хронической патологией и низкой резистентностью (III группа здоровья) больше всего в г.Усолье-Сибирское.
На формирование структуры заболеваемости в каждом городе влияют дополнительные, специфические для каждого города факторы риска, которые требуют дальнейшего изучения, уточнения степени влияния на растущий организм.
Необходимо продолжить исследование данных групп детского населения в динамике, особенно в пубертатном периоде.
Полученные результаты являются одним из важных обоснований проведения медико-профилактических и оздоровительных мероприятий. По результатам проведенного исследования для улучшения состояния здоровья детей промышленных центров предложена схема профилактических мероприятий в целом и по каждому городу с учетом выявленных отклонений в состоянии здоровья.
Е.П. Мацеха, О.А. Евменова, О.Н. Егорова, Г.И. Бишарова ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕРАПИИ ОСТРОГО ЛИМФОБЛАСТНОГО ЛЕЙКОЗА У ДЕТЕЙ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Филиал ГУ Научный центр медицинской экологии Восточно-Сибирского Научного центра Сибирского отделения РАМН, г. Чита
Цель работы: Изучение заболеваемости ОЛЛ и результатов лечения данного/заболевания у детей в Читинской области.
Материалы и методы исследования: Анализу подвергались все случаи ОЛЛ у детей в возрасте от 0 до 15 лет, в период с мая 1996 года по май 2005 года, проживающих на территории Читинской области. Для оценки заболеваемости изучению подвергались все «Извещения о больных с впервые в жизни установленным диагнозом рака или другого злокачественного заболевания», карты диспансерного наблюдения, истории болезни. За рассматриваемый период ОЛЛ выявлен у 60 детей (таблица 1).
Для определения численности населения области исполь: зовались материалы, полученные в отделе медицинской статистики территориального отдела здравоохранения. Все дети с впервые установленным диагнозом ОЛЛ были обследованы и получали лечение в отделении гематологии/онкологии Областной дет-
Областная детская клиническая больница, г. Чита
ской клинической больницы и в клинике детской онкогематологии Читинского филиала Научного центра медицинской экологии Восточно-Сибирского научного центра Российской АМН.
Результаты терапии ОЛЛ оценивались по количеству смертей в индукции, уровню достижения полной ремиссии (complete remission — CR}, количеству рецидивов, летальных исходов в полной ремиссии и числу пациентов, находящихся в полной продолжительной ремиссии (continue complete remission — CCR), а также по кривым общей выживаемости (overal survival — OS), построенным по методу Каплан-Майера в зависимости от возраста, пола и иммунофенотипа бластных клеток. При статистическом анализе кривых выживаемости использовался непараметрический Log-rank критерий. Обработка полученных данных проводилась с использованием программ для статистической обработки данных Statistica for Windows 6,0 и SPSS 10,0 for Windows.
Результаты исследования: Уровень первичной заболевав- * мости ОЛЛ у детей Читинской области за исследуемый период составил 3,38 на 100 ООО детского населения, что несколько выше среднемирового уровня, но в то же время ниже средне-европейского уровня (4,24/100 000 детского населения). Отмечается равное количество заболевших мальчиков и девочек (32/ 28). Пик заболеваемости зарегистрирован в возрастной группе от 0 до 4 лет (51,6%). Большинство больных были взяты на лечение по программе ALL-BFM-90m — 56, два пациента лечились по протоколу ALL-MB-91 (Acute Lymphoblastic Leukamia — Moscow-Berlin — 1991), один получал непрограммную химиотерапию, один отказался от лечения. Протокол ALL-BFM-90m отличается от оригинального протокола ALL-BFM-90 (Acute Lymphoblastic Leukamia
— Berlin-Frankfurt-Munster — 1990), тем, что произведена замена дозы и режима введения метотрексата [вместо 5г/м'2 за 24 часа применяли дозу 1г/м3за 24-36 часов).
Иммунофенотипирование лейкозных клеток проводилось у 31 из 60 пациентов, что составило 51,7%.
Всего умерли 18 (30%) детей с диагнозом ОЛА. В индукции погибли 6 (10%) детей. Ремиссия достигнута у 53 (88,3%) детей. Рецидив развился у 16 из достигших ремиссии (30,2%). Погибли в ремиссии от осложнений, связанных с терапией, 3 (5,1%) детей, в том числе 1, получавший лечение по протоколу ALL-MB-91. Выбыл из-под наблюдения до начала лечения 1 ребенок (отказ от лечения). Из 16 детей с развившимся рецидивом погибли 10 (62,5%). У 6 (37,5%) детей получена вторая ремиссия. Погиб в ремиссии от причин, не связанных с основным заболеванием 1 ребенок .
Общая выживаемость (05) среди всех пациентов, начавших лечение, составила 70% . •
Мы решили выяснить, оказывает ли влияние на результаты лечение пол ребенка: у девочек ОБ составила 64,3%, а у маль-, чиков 75% (рис.2).
На исходы лечения (ОБ) оказывал влияние пол ребенка: у девочек ОБ составила 64,3%, а у мальчиков 75%. Возраст пациентов на момент установления диагноза также влияет на результаты терапии, причем получены довольно неожиданные результаты. Достоверных различий в ОБ разных возрастных групп не выявлено, но отмечена тенденция к лучшей 8-летней 05 пациентов старшей возрастной группы (рис. 2).
Обращает на себя внимание значительная разница в выживаемости детей, у которых не определялся фенотип, т.е. заболевших до 2001 года, и детей, у которых иммунофенотипирование было проведено (рис. 3).
Заключение: Заболеваемость ОЛЛ в Читинской области соответствует среднемировому уровню. Пик заболеваемости приходится на возраст 0-4 лет. Общая 8-летняя выживаемость находится на среднероссийском уровне. Общая выживаемость у детей различного пола и возраста статистически не различается. Низкий уровень 05 в группе детей, у которых не определялся иммунофенотип, объясняется, вероятно, тем, что, эти дети лечились до 2001 года, когда было больше трудностей с соблюдением протокольного лечения из-за отсутствия опыта медицинского персонала,-отсутствовала стратификация пациентов по группам риска, для чего необходимо знание иммунофенотипа бластных клеток.
С.И. Немова, Л.В. Рычкова, В.В. Долгих, В.М. Поляков СОСТОЯНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ.
Научный центр медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН, Иркутск
Целью нашей работы явилось изучение динамики психосоматических расстройств (ПСР) у детей младшего школьного возраста при разных формах обучения.
Материалы и методы. В течение 4 лет под нашим наблюдением находилось 189 детей начальной школы. Из них 122 ребенка составили экспериментальную и 67 — контрольную группу. Возрастно-половой состав групп практически не отличался. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной незначимо преобладали дети из полных семей, матери-домохозяйки и матери с высшим образованием. Необходимо отметить статистически значимое преобладание гинекологической патологии, а также патологических отклонений во время беременности и родов у матерей экспериментальной группы (р<0,05).
Основное различие между группами заключалось в наличии в экспериментальной (I) и отсутствии в контрольной (II) группе системы медико-психологической профилактики и реабилитации ПСР. Она включала два блока (медицинский и психологический) и состояла из диагностики, составления индивидуальных программ профилактики и реабилитации, мониторинга состояния и оценки результатов (рис.1).
Клиническое обследование включало оценку объективного статуса два раза в год (осень, весна) с участием узких специалистов (невропатолога, эндокринолога, кардиолога, иммунолога-аллерголога).Ежегодно проводилось электрокардиографическое, эхокардио-графическое, доплеркардиографическое, электроэн-цефалографическое исследование.
Исследование вегетативной нервной системы осуществлялось на основании применения комплекса функциональных методов: клиноортостатической пробы, кардиойнтервалографии, оценки исходного вегетативного тонуса на основании таблицы, предложенной А.М. Вейном и модифицированной Н.А. Белоконь с соавторами (1987).
Психологическое обследование включало определение целого ряда показателей, в т.ч. эмоционального фона и уровня тревожности.
Полученные результаты. При поступлении в школу ПСР были диагностированы у 109 (57,7%) детей. В структуре ПСР ведущее место заняли функциональные расстройства пищеварения — 61 (32,3%), вторичная иммунная недостаточность — 58 (30,7%) и нарушение ритма сердца — 53 (28,0%) ребенка. Аллергопатология выявлялась у 45 (23,8%) детей. Практически с одинаковой частотой отмечались синдром вегетативной дистонии (СВД) - 17 (9,0%); синдром дефицита внимания (СДВ) — 22 (11,6%); эмоциональные расстройства — 20 (10,6%) (рис.2).
На этапе первого сравнения (1 класс) обследованные группы незначительно отличались по частоте выявления основных
ПСР. Отличия свидетельствовали о более неблагополучном состоянии психосоматического здоровья детей экспериментальной группы в виде достоверного преобладания СВД — 13 (10,7%), астено-невротического синдрома — 7 (5,7%), СДВ — 18 (14,8%) случаев (рис.З).
В динамике в I группе отмечалось снижение уровня функциональных расстройств пищеварения с 40 (32,8%) до 27 (22,1%), эмоциональных расстройств с 14 (11,5%) до 8 (6,6%) случаев, что оказалось более значимым, чем в контрольной; снижение частоты выявления аллергопатологии с 28 (22,9%) до 23 (18,9%), нарушений сердечного ритма с 34 (27,9%) до 23 (18,9%), синдрома повышенного АД с 3 (2,5%) до 2 (1,6%) случаев при их росте в контрольной группе. В обеих группах отмечался рост уровня синдрома вегетативной дистонии и астено-невротического синдрома, однако более значимый в группе контроля.
По окончании начальной школы группы статистически значимо отличались по частоте выявления функциональных рас^ стройств пищеварения, нарушений сердечного ритма, астено-невротического синдрома, синдрома повышенного АД в сторону преобладания последних в контрольной группе (рис.З).
По окончании начальной школы нами оценивались результаты адаптации школьников к предметному обучению. Успешность адаптаций определялась по 4 показателям: адаптация к учебе, адаптация к сверстникам, особенности поведения, школьная мотивация. При этом значимые отличия были выявлены по количеству дизадаптированных школьников: 14 (11,5%) — в I группе, 29 (43,3%) — во II группе. Следовательно, уровень адапти-рованности учащихся экспериментальной группы в 5 классе был существенно выше, чем контрольной.
Статистическая обработка полученных результатов. С помощью дискриминантного анализа мы сравнили группы по 34 признакам в динамике. При первичном сравнении (1 класс) было .выявлено 69 (36,5%) точек пересечения. При этом обобщенный Д-квадрат Махалонобиса (т.е. расстояние между группами) был равен 33,0. По окончании начальной школы было выявлено уменьшение числа точек пересечения до 36 (19,0%). В то же время коэффициент Махалонобиса увеличился до 130,9. Таким образом, мы констатировали отдаление групп друг от друга в признаковом пространстве.
Заключение: У детей при поступлении в школу в структуре общей заболеваемости отмечается высокий удельный вес ПСР. Реализация системы медико-психологической профилактики и реабилитации при участии различных специалистов (врачей, психологов, педагогов) позволяет эффективно снизить риск формирования ПСР и оптимизировать процесс адаптации детей в процессе начального школьного обучения.