Научная статья на тему 'Состояние психосоматического здоровья детей младшего школьного возраста при разных формах обучения'

Состояние психосоматического здоровья детей младшего школьного возраста при разных формах обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
232
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние психосоматического здоровья детей младшего школьного возраста при разных формах обучения»

чаев. Чахце всего перекрутом осложнялись серозная и сосочковая цистаденомы в 19(17,76% ±7,39%) случаях, фолликулярные кисты в 7(15,91% ±11,03%), параовариальные в 6(13,46% ±8,13%), киста желтого тела в 4(5,97%, ±5,79%), дермоидная киста в 4(5,41%, ±5,26%) случаев, Перекрутов других морфологических типов кист не выявлено, Некроз перекрученых придатков и невозможность органосохраняющей операции имели место в 9(23,07 ± от 11,3 до 37,3%) случаях. В 2 случаях произведена аднексэктомия у взрослых по другим показаниям.

2.Разрыв капсулы кисты с кровотечением в брюшную полость выявлен у 30(33,71%±10,11%) человек с преобладанием в репродуктивном возрасте — 23 случая. Разрыв кисты яичника наоборот встретился'в 9,2% в группе образований по сравнению с 2,42 в группе опухолей. В 22(32,84%±11,47%)'случаях разрывом осложнялась киста желтого тела. Разрыв эндометриомы выявлен у двоих (2,04%) пациенток, у одной (11,11%) встретился разрыв дисгерминомы яичника. Другие морфологические типы кист в нашем исследовании разрывами не осложнялись.

3.Болевой синдром, как показание к экстренной операции, выявлен у 14( 15,90%±7,8%) пациенток без достоверного различия в возрасте и морфологии.

В двух случаях у больных репродуктивного возраста с кистой желтого тела и серозной цистаденомой выявлено нагноение кисты. В двух случаях при текоме и муцинозной кистоме экстренный порядок был обусловлен сопутствующим острым воспалением гениталий.

Максимальная частота экстренных операций выявлена в группе кист желтого тела — 43,28% ±12,11%, минимальная — при эндометриомах яичников в 4,08% ±4% случаях (1 = 6,15).

Органосохраняющие операции при экстренных оперативных вмешательствах (вылущивание кист или резекции яичников) выполнены в 67 (76,14 ±9,09%) случаях.

Радикальный объем в виде овариоэктомий, тубэктомий при параовариальных кистах, аднексэктомий и гистерэктомий с придатками при экстренных вмешательствах выполнен в 21(23,86%±9,09%) случае, а при плановых операциях в 49(12,89%±3,43%) случаях (1 = 2,26).

Таким образом, частота и характер осложнений опухолей и опухолевидных образований яичников зависят от возраста па» циенток и морфологического типа придаткового образования. Экстренный характер операции влияет на объем оперативного вмешательства.

С.И. Немова, Л.В. Рычкова, В.В. Долгих, В.М. Поляков

СОСТОЯНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ

Научный центр медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН, Иркутск

Изучение состояния психосоматического здоровья детей, разработка вопросов диагностики, коррекции и профилактики его нарушений являются в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем медицины.

Актуальность данной проблемы обусловлена ростом распространенности психосоматических нарушений у дётей в последние десятилетия.

Эмоции — первичная форма психического отражения, и чем младше ребенок, тем в большей степени это отражение реализуется онтогенетически ранним, а именно сомато-вегетатив-но-инстинктивным уровнем психического реагирования . В связи с этим психосоматические нарушения, имеющие в основе эмоциональные расстройства, как самостоятельная нозологическая единица, так и в структуре.других патологических состояний, в значительной степени влияют на формирование личности, рост и развитие детей и подростков.

Процесс обучения, получения информации в настоящее время занимает ведущее место в жизни современного ребенка, вследствие чего в значительной степени определяет его психосоматическое здоровье.

Неблагоприятная учебно-информационная среда может внести существенные изменения в психическое и физическое развитие ребенка, особенно в кризисные периоды онтогенеза, повлияв на весь ход его дальнейшего развития. По данным В.Е. Каган (1986), единственной формой школьной дизадаптаций может стать психосоматическое расстройство (ПСР).

С началом обучения в школе отмечается отчетливый рост ПСР, что обусловлено высокой стрессовой нагрузкой, вызванной несоответствием большого потока информации и сложности школьных программ психофизическим возможностям ребенка.

Таким образом, возникает предположение, что через изменение количественных и качественных характеристик учебно-воспитательного процесса можно направленно влиять на разные уровни организации и функциональной интеграции организма в целях профилактики заболеваний и реабилитации больного ребенка.

В связи с выше изложенным, основной целью нашей работы явилось изучение динамики ПСР у детей младшего школьного возраста при разных формах обучения.

Материалы и методы. В течение 4 лет под нашим наблюдением находилось 189 детей начальной школы. Из них 122 ребенка составили экспериментальную и 67 — контрольную группу, Возрастно-половой состав групп практически не отличался. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной незначимо преобладали дети из полных семей, матери-домохозяйки и матери с высшим образованием. Необходимо отметить статистически значимое преобладание гинекологической патологии, а также патологических отклонений во время беременности и родов у матерей экспериментальной группы (р<0,05).

Основное различие между группами заключалось в наличии в экспериментальной (I) и отсутствии в контрольной (II) группе системы медико-психологической профилактики и реабилитации ПСР. Она включала два блока (медицинский и психологический) и состояла из диагностики, составления индивидуальных программ профилактики и реабилитации, мониторинга состояния и оценки результатов.

Клиническое обследование включало оценку объективного

статуса два раза в год (осень, весна) с участием узких специалистов (невропатолога, эндокринолога, кардиолога, иммунолога-ал-лерголога).

Ежегодно проводилось электрокардиографическое, эхокар-дио-графическое, доплеркардиографическое, электроэнцефалог-рафическое исследование.

Исследование вегетативной нервной системы осуществлялось на основании применения комплекса функциональных методов: клиноортостатической пробы, кардиоинтервалографии, оценки исходного вегетативного тонуса на основании таблицы, предложенной А.М. Вейном и модифицированной Н.А. Белоконь с соавторами (1987).

Психологическое обследование включало определение целого ряда показателей, в т.ч. эмоционального фона и уровня тревожности.

Полученные результаты. При поступлении в школу ПСР были диагностированы у 109 (57,7%) детей. В структуре ПСР ведущее место заняли функциональные расстройства пищеварения — 61 (32,3%), вторичная иммунная недостаточность — 58 (30,7%) и нарушение ритма сердца — 53 (28,0%) ребенка. Аллергопатология выявлялась у 45 (23,8%) детей. Практически с одинаковой частотой отмечались синдром вегетативной дистонии (СВД) — 17 (9,0%); синдром дефицита внимания (СДВ) — 22 (11,6%); эмоциональные расстройства — 20 (10,6%).

На этапе первого сравнения (1 класс) обследованные группы незначительно отличались по частоте выявления основных ПСР. Отличия свидетельствовали о более неблагополучном состоянии психосоматического здоровья детей экспериментальной группы в виде достоверного преобладания СВД — 13 (10,7%), астено-невро-тического синдрома — 7 (5,7%), СДВ — 18 (14,8%) случаев.

В динамике в I группе отмечалось снижение уровня функциональных расстройств пищеварения с 40 (32,8%) до 27 (22,1%), эмоциональных расстройств с 14 (11,5%) до 8 (6,6%) случаев, что оказалось более значимым, чем в контрольной; снижение частоты выявления аллергопатологии с 28 (22,9%) до 23 (18,9%), нарушений сердечного ритма с 34 (27,9%) до 23 (18,9%), синдрома повышенного АД с 3 (2,5%) до 2 (1,6%) случаев при их росте в контрольной группе. В обеих группах отмечался рост уровня синдрома вегетативной дистонии и астено-невротического синдрома, однако более значимый в группе контроля.

По окончании начальной школы группы статистически значимо отличались по частоте выявления функциональных расстройств пищеварения, нарушений сердечного ритма, астено-невротического синдрома, синдрома повышенного АД в сторону преобладания последних в контрольной группе.

По окончании начальной школы нами оценивались результаты адаптации школьников к предметному обучению. Успешность адаптации определялась по 4 показателям: адаптация к учебе, адаптация к сверстникам, особенности поведения, школьная мотивация. При этом значимые отличия были выявлены по количеству дизадаптированных школьников:'14 (11,5%) — в I группе, 29 (43,3%) — во II группе. Следовательно, уровень адапти-рованности.учащихся экспериментальной группы в 5 классе был существенно выше, чем контрольной.

Статистическая обработка полученных результатов. С помощью дискриминантного анализа мы сравнили группы по 34 признакам в динамике. При первичном сравнении (1 класс) было

Человек и лекарство 147

выявлено 69 (36,5%) точек пересечения. При этом обобщенный Д-квадрат Махалонобиса (т.е, расстояние между группами) был равен 33,0. По окончании начальной школы было выявлено уменьшение числа точек пересечения до 36 (19,0%). В то же время коэффициент Махалонобиса увеличился до 130,9. Таким образом, мы констатировали отдаление групп друг от друга в признаковом пространстве.

Заключение. У детей при поступлении в школу в структуре общей заболеваемости отмечается высокий удельный вес ПСР. Реализация системы медико-психологической профилактики и реабилитации при участии различных специалистов (врачей, психологов, педагогов) позволяет эффективно снизить риск формирования ПСР и оптимизировать процесс адаптации детей в процессе начального школьного обучения.

Б.Ц. Цыбенова ПРИМЕНЕНИЕ ИММУНОМОДУЛЯТОРА ТИМАЛИНА ПРИ ЛЕЧЕНИИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЛЕГКИХ У ДЕТЕЙ

ГУЗ Областной консультативный диагностический центр для детей (Чита)

норме один В-лимфоцит способен синтезировать 26,5 1дС, то теперь он синтезирует всего лишь 9,2 1дС. Идентичные сдвиги выявлены Км и Кд (интенсивность синтеза 1дМ, 1дА уменьшена в 2,6 раза). Кроме того, снижен в 2,8 раза суммарный коэффициент синтеза иммуноглобулинов Кс+Л+М.

Выраженное истощение гуморального иммунитета свидетельствует о тяжелом течении заболевания и является основанием назначения иммуномодулирующей терапии.

У больных с ХВЗЛ выявлена пониженная способность лимфоцитов образовывать коагрегаты с тромбоцитами. Так, показатель ЛТА снизился до 11,67±0,78%, в то время как у здоровых лиц он составлял 15,9±0,7% (р< 0,001). Указанные изменения проявлялись на фоне снижения относительного количества Т и повышения относительного и абсолютного количества В —лимфоцитов.

На фоне традиционной терапии ХВЗЛ показатель ЛТА увеличился до 13,2±0,56%, КП до 21%. Применение тималина способствовало увеличению содержания лимфоцитарно — тромбо-цитарных коагрегатов до 13,92±0,44% (Р <0,05), КП до 23,7%, значительно приблизившись к норме.

Таким образом, под влиянием тималина наметилась тенденция более чем при традиционной терапии к повышению функциональной активности лимфоцитов, способных адгезировать тромбоциты.

Следует заметить, что значения КП четко отражали изменения иммунных показателей. Высокие значения КП иммуноглобулинов и их коэффициентов на фоне отрицательного значения В-лимфоцитов свидетельствовали о напряженности гуморального иммунитета. Нами в группе лечения тималином получен отрицательный КП, таких показателей, как, абсолютное содержание лимфоцитов, СОЗ + , СБ8 + , С016 + , свидетельствующие о том, что исследуемые показатели приближались к норме. В то время как при традиционной терапии данные показатели КП оставались положительными, что отражало продолжение воспалительного процесса в легких.

В процессе традиционного лечения больных на фоне снижения лейкоцитов увеличивалось процентное и абсолютное содержание зрелых Т —лимфоцитов, Т —хелперов, ЦТЛ и ЫК- лимфоцитов. В этой группе также повышался иммунорегуляторный индекс, практически нормализовалось процентное содержание В—лимфоцитов, тогда как абсолютное их количество оставалось резко повышенным. Одновременно отмечалась тендендия к восстановлению уровня 1дА, 1дМ и 1дв в сыворотке крови. При традиционном лечении продукция иммуноглобулинов, одним В — лимфоцитом, переходящим в плазматические клетки практически, не изменялась.

Выраженные изменения со стороны иммунограммы отмечались в группе больных, получавших тималин. У больных не только уменьшилось число лейкоцитов, но и снизилось абсолютное количество лимфоцитов. Одновременно при этом возрастало относительное количество зрелых Т — лимфоцитов (СБЗ-Ь) и Т — хелперов (С04 +), а абсолютные цифры или достигли нормы. У таких больных увеличился иммунорегуляторный индекс (до 1,25±0,05) за счет снижения числа цититоксических лимфоцитов. После лечения тималином содержание В-лимфоцитов и концентрация всех исследуемых иммуноглобулинов или достигла, или приближалась к норме. Нагрузка, приходящаяся на один В-лимфоцит или достигала нормы, или значительно приближалась к ней.

Таким образом, тималин, являясь биорегулирующим препаратом, оказывал положительное влияние на показатели клеточного и гуморального иммунитета.

Выводы. 1. При ХЗЛ у детей падало относительное и увеличивалось абсолютное содержание Т-лимфоцитов, несущих маркеры СБЗ +, СЭ4 +, а также В-лимфоцитов (СБ20 +) и резко уменьшался иммунорегуляторный индекс. У таких больных понижалось содержание 1дА, 1дС и 1дМ и их коэффициентов. У больных ХЗЛ уменьшалось содержание лимфоцитов, способных адгезировать тромбоциты.

2. Применение традиционной терапии увеличивало процен-

Цель исследования. Пценка состояния иммунитета у детей, больных ХВЗЛ на фоне применения традиционной терапии и иммуномодулятора тималина.

Материалы и методы исследования. В ходе работы обследовано 28 детей, больных ХВЗЛ (18 девочек и 10 мальчиков) и 20 здоровых детей в возрасте от 7 до 14 лет, которые получали комплексное лечение, включающее антибактериальные, муко-литические и симптоматические средства. У 16 (57,1%) детей диагностирована бронхоэктатическая болезнь, у 12 (42,9%) — хронический деформирующий бронхит. Методом случайной выборки больные разделены на две группы: контрольную (п = 18) с применением традиционной терапии и опытную (п= 10), с введением иммуномодулятора тималина в дозе 1 мг/кг/курс в течение 5-10 дней внутримышечно наряду с комплексным лечением. Пациенты были сопоставимы по возрасту, давности заболевания, тяжести его течения, клиническим проявлениям на момент исследования.

В сыворотке крови — субпопуляции лимфоцитов (CD3 + , CD4 + , CD8 + , CD 16 + , CD20 + ) выявляли методом непрямой поверхностной иммунофлуоресценции; показатель лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии (ЛТА), относящийся к функциональным тестам оценки иммунокомпетенных клеток, вычисляли по способу Ю.А. Витковского и соавт.; иммуноглобулины классов А, М, G определяли методом радиальной иммунодиффузии (Ман-чини G., 1965).

Эффективность иммуномодулирующей терапии оценивали с помощью коэффициента прироста (КП), равного отношению, числа иммунокомпетентных клеток до начала лечения к соответствующим значениям после курса терапии, выраженного в процентах.

На наш взгляд об истинном состоянии гуморального иммунитета можно судить по той концентрации иммуноглобулинов, которые способен синтезировать один В —лимфоцит переходя в плазматические клетки. Для чего были использованы 4 коэффициенты, опубликованные Земсковым А.М. и др., (1993) в модификации, предложенной Б.И. Кузником (2002).

Перечисленные параметры исследовались в динамике — до начала лечения и спустя 2 недели. Bcev полученные данные обработаны методом вариационной статистики с вычислением показателя достоверности р по Стьюденту.

Результаты и обсуждение. Проведенные наблюдения показали, что у больных с ХВЗЛ количество лейкоцитов в среднем оставалось в пределах нормы. Отмечался относительный и абсолютный лимфоцитоз. Вместе с тем относительное количество зрелых Т —лимфоцитов было уменьшено. Относительное количество Т —хелперов по сравнению с нормой было снижено, а абсолютное количество было повышенным, относительное и абсолютное число цитотоксических лимфоцитов (ЦТЛ) — повышено, из-за чего оказался сниженным иммунорегуляторный индекс. Относительное число NK-клеток оставалось в пределах нормы, тогда как абсолютное количество было значительно увеличено.

Наряду с изменениями Т — клеточного звена иммунитета у больных, нами отмечены существенн-ые сдвиги в гуморальном иммунитете. У больных с ХВЗЛ, по сравнению со здоровыми, наблюдалось снижение концентрации IgA, IgM, IgG в сыворотке крови. Полученные данные можно расценить как проявления относительного гуморального иммунодефицита на фоне повышения относительного и абсолютного содержания В —лимфоцитов.

В дальнейшем мы исследовали коэффициенты, характеризующие способность синтезировать одним В-лимфоцитом иммуноглобулины. Чем больше будет коэффициент, тем напряженнее гуморальный иммунитет, чем меньше коэффициент, тем сильнее истощение гуморального иммунитета или сильнее выражена неполноценность В-лимфоцитов.

Как следует из полученных данных, при ХВЗЛ значительно снижены все изучаемые нами коэффициенты, что свидетельствовало о несостоятельности гуморального иммунитета. Наиболее резко в 2,9 раза снижен Кс/В _АНМф- Это значит, что если в

148

Человек и лекарство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.