А. В: Дяткова
НИЗКОЧАСТОТНАЯ УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ТЕРАПИЯ ПРИ ХРОНИЧЕСКИХ ЦЕРВИЦИТАХ
Краевой клинический центр охраны материнства и детства , г. Владивосток
Цель. Оценить эффективность низкочастотной ультразвуковой терапии (НУЗ) при хронических цервицитах специфической и неспецифической этиологии.
Обследовано 35 пациента репродуктивного возраста с хроническими цервицитами специфической и неспецифической этиологии. Проведено комплексное обследование женщин, включающее сбор анамнестических данных, специальное гинекологическое обследование (расширенная кольпоскопия, бактериологическое исследование отделяемого влагалища и цервикального канала, цитологическое исследование соскоба с эктоцер-викса и цервикального канала, гистологическое исследование по показаниям) и диагностику инфекций, передаваемых половым путём.
Возбудители заболеваний, передаваемых половым путём, были выявлены у 76,5% женщин, у 23,5% — условно-патогенная микрофлора. Им проводился интенсивный курс антибактериальной терапии для элиминации возбудителя. При анализе результатов кольпоскопии до начала и после окончания лечения наши данные свидетельствуют о том, что лишь в 10,2% случаев коль-поскопическая картина изменилась в сторону улучшения. Картина нормальной зоны трансформации зарегистрирована у 12 (34,3%) пациенток, а у 23 (65,7%) отмечались атипические коль-поскопические картины: пунктация, мозаика, ацетобелый эпителий, атипия сосудов. Результаты гистологического исследования биоптатов выявляли признаки хронического воспалительного процесса. Следовательно, необходимо проведение реабилитационных мероприятий, направленных на ликвидацию воспалительных изменений в тканях шейки матки.
В своей работе мы используем низкочастотный специализированный ультразвуковой аппарат «Гинетон». Биологическое действие ультразвука обусловлено совместным влиянием ряда факторов, среди которых основными являются тепло, выделяющееся при поглощении тканями ультразвуковой энергии, механические эффекты, проявление которых наиболее заметно в среде кавитации, и эффекты физико-химического характера (возникновение акустических потоков, ускорение процессов диффузии через биологические мембраны, влияние на химические процессы и т.д.).
Ультразвуковые волны способны вызывать разжижение коллоидов. Под влияниемультразвука происходит конформаци-онная перестройка мембран. Следствием этого, а также деполи-меризующего действия и капиллярного эффекта ультразвука выступает изменение проницаемости различных мембранных образований: при этом возникает механическое разрыхление соединительной ткани и деполимеризация гиалуроновой кислоты. Другим важным компонентом в механизме биологического дей-
ствия НУЗ является образование микропотоков внутри клеток. Эти изменения повышают функциональную активность клеткй и чувствительность её к физическим и химическим факторам. Озвучивание сопровождается микровибрацией или микромассажем на клеточном и субклеточном уровнях, приводящим к стимуляции микроциркуляторных процессов и повышению проницаемости клеточных и тканевых мембран, гистогематических барьеров.
Методика лечения заключалась в воздействии НУЗ на слизистую влагалища — озвучивание влагалища через жидкую лекарственную среду — 1% раствор перекиси водорода — ультразвуковыми колебаниями с частотой 26,5 кГц, амплитудой 40-50мкм в течение 60-90 секунд, и контактное озвучивание шейки матки через консистентный лекарственный препарат (фонофорез с 1% гидрокортизоновой мазью) с частотой ультразвуковых колебаний 26,5 кГц, амплитудой 20-30мкм в течение 60 секунд. Курс лечения составил 5-7 процедур.
Для оценки эффективности больных разделили на две группы. В I группе проводили лечение: вагинальные ванночки с 1% раствором перекиси водорода в течение 10 минут, а затем аппликацию 1% гидрокортизоновой мази на шейку матки. Во П группе проводили лечение по вышеуказанной схеме с использованием низкочастотного ультразвукового аппарата «Гинетон». После окончания курса лечения проводили контрольное исследование: расширенную кольпоскопию, бактериоскопическое и бактериологическое исследование отделяемого влагалища и соско-бов из шейки матки.
Результаты и их обсуждение. У 94% больных П группы на седьмой день лечения исчезала воспалительная реакция сосудов эктоцервикса, а на 20 — 21 день определялся оригинальный сквамозный эпителий, отсутствовали клинические признаки воспаления, микробиологический пейзаж влагалищного содержимого соответствовал норме. В I группе - кольпоскопическая картина начала изменяться на 22 — 23 сутки лечения, нормальная кольпоскопическая картина определялась на 34 — 35 сутки лечения. У 47% больных только на 30 сутки лечения регистрировалось лишь незначительное улучшение.
Вывод. Учитывая значимость шейки матки в осуществлении репродукции, уязвимость в развитии фоновых и предраковых заболеваний необходимо использовать методы лечения, направленные на ликвидацию воспалительного процесса и восстановление утраченных защитных функций. Предложенный метод является высокоэффективным и доступным для выполнения поставленной задачи, его использование позволит в сравнительно короткие сроки добиться клинике — лабораторной эффективности.
Ю.В. Краснопеева, Б.А. Порицкий ЭКСТРЕННЫЕ ЛАПАРОСКОПИЧЁСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ПРИ ОПУХОЛЯХ И ОПУХОЛЕВИДНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ ЯИЧНИКОВ
Приморский краевой клинический центр охраны материнства и детства, Владивосток
В отделении эндоскопической хирургии ККЦОМД прооперировано 468 чел. с опухолями и опухолевидными образованиями яичников.
Всех больных разделили на группы, в зависимости от гистологического типа придаткового образования и возраста больных.
С опухолевидными образованиями яичников (1-ая группа) про-оперированна 261 {55,77 =3=4,59%)г и 207(44,23±4,59%%) больных с истинными опухолями яичников. Гистотипы образований были следующие: фолликулярные кисты — 44(9,40%) случая; кисты «желтого тела» — 67(14,32%) случаев; параовариальная киста — 52(11,11%) случая; эндометриома — 98(20,94%) случаев; серозная цистаденома — 90(19,23%) случаев; папиллярная цистаденома — 17(3,36%) случаев; муцинозная — 9(1,92%) случаев; зрелая тератома — 74(15,81%) случая; фиброма — 4(0,85%) случая; текома — 2(0,43%) случая; пограничная цистаденома — 2(0,43%) случая; злокачественные новообразования — 9(1,92%) случаев. По возрастному составу были выделены две группы: дети и подростки (8-18лет) — 123(26,28%) человека, взрослые (19-62года) — 345(73,72%) человек. В каждой возрастной группе в зависимости от возрастных периодов были выделены подгруппы.
У всех больных операция начиналась с диагностичекой , лапароскопии. Конверсия на лапаротомию в группе опухолевидных образованиях яичников выполнена в одном (0,38%) случае у женщины переменопаузального периода при сложностях лапароскопической гистерэктомии с придатками. В группе истинных опухолей яичников конверсия на лапаротомии произведена в
8(3,86%) случаях при пограничных и злокачественных новообразованиях
Результаты проведенного исследования. Из 468 лапароскопических операций по поводу придатковых образований 88 (18,80±3,61%) выполнены по экстренным показаниям.
Дети и подростки поступили в экстренном порядке в 39,84% случаях, взрослые в 11,59% случаях. В зависимости от возраста экстренный характер наблюдался в группе 8-12 лет в 75%, в 13-15 лет в 40%, в 16-18 лет в 32,79%, в 19-24 года в 15,05%, в 25-34года в 11,18%, в 35-44года в 8,33%, в 45лет и старше в 10,53% случаев. Таким образом, у детей выполнено 49(39,84% ±8,82%) г у взрослых 39(11,30%=ь3,4%) экстренных операций (при 1 = 6,03, р<0,05). Опухолевидные образования оперированы в экстренном порядке в 19,54%, а истинные опухоли яичников в 16,91% случаях.
Основными причинами экстренных операций были следующие:
1.Перекрут придаткового образования встретился в 40(45,45% ±10,62%) случаев, причем у детей до 18 лет выявлен в 31 (25,20% ± 7,83% из всех придатковых образований), у взрослых в 9(2,61%, в доверительном интервале от 1 до 4%) случаях.
В 6 случаях наблюдался перекрут параовариальной кисты с маточной трубой без яичника. В 34случаях яичниковое образование вместе с маточной трубой было перекручено от 90° до 720°.
Перекрут придаткового образования выявлен с большей частотой в группе истинных опухолей: 11,11% против 6,51% слу-
146
Человек и лекарство
чаев. Чахце всего перекрутом осложнялись серозная и сосочковая цистаденомы в 19(17,76% ±7,39%) случаях, фолликулярные кисты в 7(15,91% ±11,03%), параовариальные в 6(13,46% ±8,13%), киста желтого тела в 4(5,97%, ±5,79%), дермоидная киста в 4(5,41%, ±5,26%) случаев, Перекрутов других морфологических типов кист не выявлено. Некроз перекрученых придатков и невозможность органосохраняющей операции имели место в 9(23,07 ± от 11,3 до 37,3%) случаях. В 2 случаях произведена аднексэктомия у взрослых по другим показаниям.
2.Разрыв капсулы кисты с кровотечением в брюшную полость выявлен у 30(33,71%±10,11%) человек с преобладанием в репродуктивном возрасте — 23 случая. Разрыв кисты яичника наоборот встретился'в 9,2% в группе образований по сравнению с 2,42 в группе опухолей. В 22(32,84%±11,47%)‘случаях разрывом осложнялась киста желтого тела. Разрыв эндометриомы выявлен у двоих (2,04%) пациенток, у одной (11,11%) встретился разрыв дисгерминомы яичника. Другие морфологические типы кист в нашем исследовании разрывами не осложнялись.
3.Болевой синдром, как показание к экстренной операции, выявлен у 14( 15,90%±7,8%) пациенток без достоверного различия в возрасте и морфологии.
В двух случаях у больных репродуктивного возраста с кистой желтого тела и серозной цистаденомой выявлено нагноение кисты. В двух случаях при текоме и муцинозной кистоме экстренный порядок был обусловлен сопутствующим острым воспалением гениталий.
Максимальная частота экстренных операций выявлена в группе кист желтого тела — 43,28% ±12,11%, минимальная — при эндометриомах яичников в 4,08% ±4% случаях (1 = 6,15).
Органосохраняющие операции при экстренных оперативных вмешательствах (вылущивание кист или резекции яичников) выполнены в 67 (76,14 ±9,09%) случаях.
Радикальный объем в виде овариоэктомий, тубэктомий при параовариальных кистах, аднексэктомий и гистерэктомий с придатками при экстренных вмешательствах выполнен в 21(23,86%±9,09%) случае, а при плановых операциях в 49(12,89%±3,43%) случаях (1 = 2,26).
Таким образом, частота и характер осложнений опухолей и опухолевидных образований яичников зависят от возраста па» циенток и морфологического типа придаткового образования. Экстренный характер операции влияет на объем оперативного вмешательства.
С.И. Немова, Л.В. Рычкова, В.В. Долгих, В.М. Поляков
СОСТОЯНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ
Научный центр медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН, Иркутск
Изучение состояния психосоматического здоровья детей, разработка вопросов диагностики, коррекции и профилактики его нарушений являются в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем медицины.
Актуальность данной проблемы обусловлена ростом распространенности психосоматических нарушений у дётей в последние десятилетия.
Эмоции — первичная форма психического отражения, и чем младше ребенок, тем в большей степени это отражение реализуется онтогенетически ранним, а именно сомато-вегетатив-но-инстинктивным уровнем психического реагирования . В связи с этим психосоматические нарушения, имеющие в основе эмоциональные расстройства, как самостоятельная нозологическая единица, так и в структуре.других патологических состояний, в значительной степени влияют на формирование личности, рост и развитие детей и подростков.
Процесс обучения, получения информации в настоящее время занимает ведущее место в жизни современного ребенка, вследствие чего в значительной степени определяет его психосоматическое здоровье.
Неблагоприятная учебно-информационная среда может внести существенные изменения в психическое и физическое развитие ребенка, особенно в кризисные периоды онтогенеза, повлияв на весь ход его дальнейшего развития. По данным В.Е. Каган (1986), единственной формой школьной дизадаптаций может стать психосоматическое расстройство (ПСР).
С началом обучения в школе отмечается отчетливый рост ПСР, что обусловлено высокой стрессовой нагрузкой, вызванной несоответствием большого потока информации и сложности школьных программ психофизическим возможностям ребенка.
Таким образом, возникает предположение, что через изменение количественных и качественных характеристик учебно-воспитательного процесса можно направленно влиять на разные уровни организации и функциональной интеграции организма в целях профилактики заболеваний и реабилитации больного ребенка.
В связи с выше изложенным, основной целью нашей работы явилось изучение динамики ПСР у детей младшего школьного возраста при разных формах обучения.
Материалы и методы. В течение 4 лет под нашим наблюдением находилось 189 детей начальной школы. Из них 122 ребенка составили экспериментальную и 67 — контрольную группу, Возрастно-половой состав групп практически не отличался. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной незначимо преобладали дети из полных семей, матери-домохозяйки и матери с высшим образованием. Необходимо отметить статистически значимое преобладание гинекологической патологии, а также патологических отклонений во время беременности и родов у матерей экспериментальной группы (р<0,05).
Основное различие между группами заключалось в наличии в экспериментальной (I) и отсутствии в контрольной (II) группе системы медико-психологической профилактики и реабилитации ПСР. Она включала два блока (медицинский и психологический) и состояла из диагностики, составления индивидуальных программ профилактики и реабилитации, мониторинга состояния и оценки результатов.
Клиническое обследование включало оценку объективного
статуса два раза в год (осень, весна) с участием узких специалистов (невропатолога, эндокринолога, кардиолога, иммунолога-ал-лерголога).
Ежегодно проводилось электрокардиографическое, эхокар-дио-графическое, доплеркардиографическое, электроэнцефалог-рафическое исследование.
Исследование вегетативной нервной системы осуществлялось на основании применения комплекса функциональных методов: клиноортостатической пробы, кардиоинтервалографии, оценки исходного вегетативного тонуса на основании таблицы, предложенной А.М. Вейном и модифицированной H.A. Белоконь с соавторами (1987).
Психологическое обследование включало определение целого ряда показателей, в т.ч. эмоционального фона и уровня тревожности.
Полученные результаты. При поступлении в школу ПСР были диагностированы у 109 (57,7%) детей. В структуре ПСР ведущее место заняли функциональные расстройства пищеварения — 61 (32,3%), вторичная иммунная недостаточность — 58 (30,7%) и нарушение ритма сердца — 53 (28,0%) ребенка. Аллергопатология выявлялась у 45 (23,8%) детей. Практически с одинаковой частотой отмечались синдром вегетативной дистонии (СВД) — 17 (9,0%); синдром дефицита внимания (СДВ) — 22 (11,6%); эмоциональные расстройства — 20 (10,6%).
На этапе первого сравнения (1 класс) обследованные группы незначительно отличались по частоте выявления основных ПСР. Отличия свидетельствовали о более неблагополучном состоянии психосоматического здоровья детей экспериментальной группы в виде достоверного преобладания СВД — 13 (10,7%), астено-невро-тического синдрома — 7 (5,7%), СДВ — 18 (14,8%) случаев.
В динамике в I группе отмечалось снижение уровня функциональных расстройств пищеварения с 40 (32,8%) до 27 (22,1%), эмоциональных расстройств с 14 (11,5%) до 8 (6,6%) случаев, что оказалось более значимым, чем в контрольной; снижение частоты выявления аллергопатологии с 28 (22,9%) до 23 (18,9%), нарушений сердечного ритма с 34 (27,9%) до 23 (18,9%), синдрома повышенного АД с 3 (2,5%) до 2 (1,6%) случаев при их росте в контрольной группе. В обеих группах отмечался рост уровня синдрома вегетативной дистонии и астено-невротического синдрома, однако более значимый в группе контроля.
По окончании начальной школы группы статистически значимо отличались по частоте выявления функциональных расстройств пищеварения, нарушений сердечного ритма, астено-невротического синдрома, синдрома повышенного АД в сторону преобладания последних в контрольной группе.
По окончании начальной школы нами оценивались результаты адаптации школьников к предметному обучению. Успешность адаптации определялась по 4 показателям: адаптация к учебе, адаптация к сверстникам, особенности поведения, школьная мотивация. При этом значимые отличия были выявлены по количеству дизадаптированных школьников:'14 (11,5%) — в I группе, 29 (43,3%) — во II группе. Следовательно, уровень адапти-рованности.учащихся экспериментальной группы в 5 классе был существенно выше, чем контрольной.
Статистическая обработка полученных результатов. С помощью дискриминантного анализа мы сравнили группы по 34 признакам в динамике. При первичном сравнении (1 класс) было
Человек и лекарство 147