Научная статья на тему 'Состояние профессиональной готовности учителей к формированию медийной культуры у современных школьников'

Состояние профессиональной готовности учителей к формированию медийной культуры у современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
медийная культура школьников / профессиональная компетентность учителя / методическая поддержка деятельности учителя / профессиональные задачи учителя по формированию медийной культуры школьников. / media culture of schoolchildren / professional competence of teachers / methodological support of profes- sional teachers’ activities / teachers’ tasks to shape media culture of schoolchildren.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидова Тамара Евгеньевна, Чижевская Ирина Николаевна, Чижевский Алексей Евгеньевич

Современные исследования убедительно показывают, что ресурсы и сервисы Интернета могут негативно влиять на физическое, психическое и духовное состояние детей и подростков. Одним из ответов на эти угрозы со стороны государства и общества является разработка и воплощение в жизнь региональных программ по организации продуктивной, созидательной деятельности подрастающего поколения россиян в Интернете, способствующей формированию их медийной культуры. Успешное формирование медийной культуры у нынешних школьников предполагает системную работу, предусматривающую меры организационного, педагогического, технологического и экономического порядка. Вместе с тем открытым остается вопрос о готовности современных учителей к успешному решению сложного комплекса проблем в этой сфере. Целью настоящей публикации является анализ состояния готовности учителей Брянской области к формированию медийной культуры у школьников. Исследование готовности учителей Брянской области к осуществлению профессиональной деятельности по формированию медийной культуры у детей и подростков проводилось в рамках проекта «Молодежные медиаресурсы», который осуществляется на территории Брянской области. За период реализации проекта в 2017–2018 годах был изучен опыт работы 127 учителей 54 образовательных организаций. Исследованием были охвачены учителя начальных классов, а также педагоги различных специальностей естественнонаучного и гуманитарного профиля. Кроме деления по специальности, в исследовании были выделены три группы педагогов по месту работы: учителя, работающие в школах города Брянска, районных центров и сельских поселений. Специально разработанные анкеты и вопросник позволили получить целый ряд характеристик, отражающих различные аспекты проблемы формирования медийной культуры у школьников в рамках профессиональной деятельности учителя. Результаты проведенного исследования подтверждают, что эффективность процесса формирования медийной культуры у школьников в решающей мере определяется уровнем соответствующей профессиональной компетенции учителей. Готовность учителей к формированию медийной культуры у школьников отличается рядом характерных особенностей, связанных со специальностью, стажем и местом работы. Значительная часть учителей испытывает серьезные трудности при решении задач, связанных с формированием медийной культуры у школьников. Эти трудности в высокой степени обусловлены отсутствием адекватной научно-методической и организационной поддержки на муниципальном, региональном уровнях и в отдельных образовательных организациях. Статья может представлять интерес для специалистов, осуществляющих исследования в сфере использования возможностей средств информационно-коммуникационных технологий в целях воспитания и социализации детей. Полученные результаты будут полезны для органов управления образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также образовательных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидова Тамара Евгеньевна, Чижевская Ирина Николаевна, Чижевский Алексей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of teachers’ professional readiness to the formation of media culture in modern schoolchildren

Modern research convincingly shows that the resources and services of the Internet can have a negative impact on the physical, mental and spiritual condition of children and adolescents. One of the answers to these threats from the state and society is the development and implementation of regional programs to organize productive, creative activities of the younger generation in Russia on the Internet, contributing to the formation of their media culture. The successful formation of the media culture in schoolchildren today involves systematic work, which includes organizational, pedagogical, technological and economic measures. At the same time, the question of modern teachers’ readiness to solve a complex set of problems in this area successfully remains open. The purpose of this article is to analyze the level of teachers’ readiness in the Bryansk region to the formation of media culture in schoolchildren. The research of teachers’ readiness in the Bryansk region to perform their professional activity on formation of media culture in children and teenagers was carried out within the framework of "Youth media resources" project, which was carried out in the territory of the Bryansk region. During the period of the project implementation in 2017-18, the experience of 127 teachers from 54 educational organizations was studied. The study involved primary school teachers, as well as teachers of various subjects of natural Sciences and Humanities. Besides their different specialties, the study identified three groups of teachers according their place of work: teachers working in schools of Bryansk city, district centers and rural settlements. Specially worked out questionnaires allowed the authors to obtain a number of characteristics that reflected various aspects of the problem concerning formation of media culture in schoolchildren within the framework of professional activities of teachers. The results of the study confirm that the effectiveness of media culture formation process is determined to a decisive extent by the level of appropriate professional competence of teachers. The readiness of teachers to form a media culture among schoolchildren is characterized by a number of specific features associated with the specialty, experience and place of work. A significant part of teachers experiences serious difficulties in solving problems related to the formation of media culture in schoolchildren. These difficulties are largely due to the lack of adequate scientific, methodological and organizational support at the municipal, regional level and in individual educational organizations. The article may be interesting to specialists engaged in research of information and communication technologies use for the education and socialization of children. The results will be useful for education authorities at the Federal, regional and municipal levels, as well as educational organizations engaged in training and professional development of teachers.

Текст научной работы на тему «Состояние профессиональной готовности учителей к формированию медийной культуры у современных школьников»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 191037 2019, № 5 (май) УДК 37.012

Состояние профессиональной готовности учителей к формированию медийной культуры у современных школьников

Демидова Тамара Евгеньевна1

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, Брянск, Россия

demidova_te@mail.ru

Чижевская Ирина Николаевна2

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, Брянск, Россия

91919070@mail.ru

Чижевский Алексей Евгеньевич3

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, Брянск, Россия

919295@mail.ru

Аннотация. Современные исследования убедительно показывают, что ресурсы и сервисы Интернета могут негативно влиять на физическое, психическое и духовное состояние детей и подростков. Одним из ответов на эти угрозы со стороны государства и общества является разработка и воплощение в жизнь региональных программ по организации продуктивной, созидательной деятельности подрастающего поколения россиян в Интернете, способствующей формированию их медийной культуры. Успешное формирование медийной культуры у нынешних школьников предполагает системную работу, предусматривающую меры организационного, педагогического, технологического и экономического порядка. Вместе с тем открытым остается вопрос о готовности современных учителей к успешному решению сложного комплекса проблем в этой сфере. Целью настоящей публикации является анализ состояния готовности учителей Брянской области к формированию медийной культуры у школьников. Исследование готовности учителей Брянской области к осуществлению профессиональной деятельности по формированию медийной культуры у детей и подростков проводилось в рамках проекта «Молодежные медиаресурсы», который осуществляется на территории Брянской области. За период реализации проекта в 2017-2018 годах был изучен опыт работы 127 учителей 54 образовательных организаций. Исследованием были охвачены учителя начальных классов, а также педагоги различных специальностей естественнонаучного и гуманитарного профиля. Кроме деления по специальности, в исследовании были выделены три группы педагогов по месту работы: учителя, работающие в школах города Брянска, районных центров и сельских поселений. Специально разработанные анкеты и вопросник позволили получить целый ряд характеристик, отражающих различные аспекты проблемы формирования медийной культуры у школьников в рамках профессиональной деятельности учителя. Результаты проведенного исследования подтверждают, что эффективность процесса формирования медийной культуры у школьников в решающей мере определяется уровнем соответствующей профессиональной компетенции учителей. Готовность учителей к формированию медийной культуры у школьников отличается рядом характерных особенностей, связанных со специальностью, стажем и местом работы.

Поступила в редакцию Received 27.03.2019 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.04.2019

Принята к публикации Accepted for publication 20.04.2019 Опубликована Published 31.05.2019

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Демидова Тамара Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского», г. Брянск, Россия

2 Чижевская Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского», г. Брянск, Россия

3 Чижевский Алексей Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского», г. Брянск, Россия

Значительная часть учителей испытывает серьезные трудности при решении задач, связанных с формированием медийной культуры у школьников. Эти трудности в высокой степени обусловлены отсутствием адекватной научно-методической и организационной поддержки на муниципальном, региональном уровнях и в отдельных образовательных организациях. Статья может представлять интерес для специалистов, осуществляющих исследования в сфере использования возможностей средств информационно-коммуникационных технологий в целях воспитания и социализации детей. Полученные результаты будут полезны для органов управления образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также образовательных организаций, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации учителей.

Ключевые слова: медийная культура школьников, профессиональная компетентность учителя, методическая поддержка деятельности учителя, профессиональные задачи учителя по формированию медийной культуры школьников.

Введение

Информационная революция, свидетелями и участниками которой все мы являемся, стремительно меняет современное общество. Формируемая на наших глазах новая информационная среда не только имеет значительный позитивный потенциал, но и создает реальную угрозу для развития человека. Бесспорно, ресурсы и сервисы Интернета могут негативно влиять на физическое, психическое и духовное состояние человека, при этом чем меньше его возраст, тем более он уязвим. Эти угрозы многообразны, и количество их стремительно возрастает по мере колоссального роста и развития глобальной сети.

Одним из эффективных ответов на эти вызовы со стороны государства и общества должно стать успешное решение задач, обозначенных в ряде стратегических документов, утвержденных правительством нашей страны. Среди них следует выделить два, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме. В 2015 году распоряжением Правительства Российской Федерации утверждены «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и «Концепция информационной безопасности детей» [1, 2].

В качестве основных приоритетов эти документы определяют необходимость расширения возможностей средств информационно- коммуникационных технологий, и в первую очередь сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей. Это предусматривает:

- качественный рост уровня медиаграмотности детей;

- формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;

- наличие развитых информационно-коммуникационных механизмов, направленных на социализацию молодого поколения и раскрытие его творческого потенциала;

- поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде;

- создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности;

- информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

- содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

- формирование у детей уважительного отношения к интеллектуальной собственности и авторскому праву, сознательный отказ от использования «пиратского» контента.

Эти же документы ориентируют органы управления субъектов Российской Федерации на необходимость разработки и воплощения в жизнь региональных программ по организации продуктивной, созидательной деятельности подрастающего поколения россиян в Интернете, способствующей формированию их медийной культуры.

Сегодня очевидно, что эффективность процесса формирования медийной культуры у школьников в решающей мере определяется уровнем соответствующей профессиональной компетенции педагогов образовательной организации. Вместе с тем значительная часть современных учителей испытывает серьезные трудности при организации деятельности, связанной с формированием медийной культуры у школьников. В связи с этим представляется вполне обоснованным проведение исследований, направленных на изучение готовности учителей к решению такого рода профессиональных задач.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Современная школа должна обеспечить обучение и воспитание детей и подростков в условиях стремительного становления информационного общества, создающего образовательную среду принципиально нового типа, которая меняет расстановку приоритетов, влияющих на социализацию детей. В целом ряде анализируемых нами работ отмечаются положительные педагогические и психологические аспекты использования Интернета в образовании и становлении личности подростков. По мнению Ю. А. Агафонова, формируемая на наших глазах информационная среда обладает колоссальным потенциалом для развития и самореализации личности ребенка [3]. Я. В. Антонов подчеркивает, что сервисы Интернета открывают новые возможности для общения, познания и самостоятельного создания разнообразных мультимедийных материалов [4].

Т. М. Чурекова, М. А. Щербакова отмечают значительный потенциал средств информационно-коммуникационных технологий в формировании творческих способностей обучащихся старшего школьного возраста [5]. Н. А. Бузетто-Море отмечает техническую простоту и удобство использования сервисов, обеспечивающих возможность использования большого количества медиаматериалов [6]. М. Кардона-Диваль обращает внимание на широкий диапазон интернет-ресурсов, которые могут быть использованы в педагогических целях [7]. Ряд авторов фокусируют исследование на возможностях сервисов социальных сетей для модернизации образования и повышения эффективности педагогической деятельности (Г. Гроссецка, Р. Бранб, Л. Тирук

[8]). С. Тауэр, С. Латимер, Дж. Хьюит анализируют позитивные возможности групповой работы обучающихся, которые способствуют повышению интереса к обучению

[9]. В целом это направление исследований констатирует сложившееся положение, при котором Интернет для современных детей и подростков может выполнять роль друга, помощника и даже наставника.

Вместе с тем не стоит забывать, что огромные позитивные возможности, предоставляемые глобальной сетью для развития школьников, сопровождаются сложными проблемами, которые встают перед всеми участниками образовательного процесса, обществом и государством. Наиболее острая из них - проблема безопасности детей в Интернете, рассматриваемая в широком контексте Ю. М. Барановой [10]. Д. А. Богданова увязывает проблему безопасности с уровнем медиаграмотности подростков [11]. Дж. Палфри, Урс Гассер определяют в качестве одной из проблем современных подростков информационную перегруженность и, как следствие, снижение способности формировать знания и оперировать ими [12]. М. Джонсон подчеркивает,

что контент, с которым подростки сталкиваются в Интернете, представляет реальную угрозу для их физического и психического состояния [13].

Современная практика регулирования Интернета рассматривается А. Н. Толо-конниковой с точки зрения формирования безопасной для детей информационной среды [14]. С. Ливингстон, Л. Хэддон, А. Горциг, К. Олаффсон приводят классификацию интернет-рисков и описывают возможности обучения правилам безопасного поведения учителей, родителей и детей [15]. Анализ указанных исследований дает основание утверждать, что обозначенные угрозы реальны, они многообразны и их количество стремительно возрастает во всех странах, где Интернет получил широкое развитие. Россия в этом плане не исключение.

По мнению экспертного сообщества, одним из конструктивных путей для купирования этих угроз является организация продуктивной, созидательной деятельности подрастающего поколения россиян в Интернете, способствующей формированию их медийной культуры. А. А. Ялоза предлагает рассматривать медийную культуру как систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов, характеризующуюся определенным уровнем знаний, характером мышления, чувств и деятельности личности [16]. М. В. Кузьмина подчеркивает, что медийная культура современных школьников предполагает наличие у них совокупности знаний, умений, навыков и установок, которые позволяют успешно ориентироваться в информационных потоках, оценивать и систематизировать их [17]. Одним из важнейших признаков медиа-культуры Е. А. Якушина определяет способность использования информации в соответствии с существующими правовыми и этическими нормами [18].

Важнейшее место в содержании медиакультуры Л. Мастермен отводит способности к критическому суждению в отношении информации, распространяемой медиа [19]. А. В. Фёдоров подчеркивает необходимость развития критического мышления подростков, выявления манипулятивного воздействия средств массовой информации [20]. Т. А. Хагуров особое внимание уделяет необходимости сфокусировать в центре педагогического внимания задачи, связанные с формированием умений понимания медиатекстов, оценивания их с точки зрения интересов создателей [21].

В качестве другой важнейшей составляющей медиакультуры И. В. Романов и В. А. Матанис рассматривают коммуникативную компетентность детей и подростков [22]. В соответствии с ФГОС она предусматривает готовность и способность уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции [23].

Эффективное формирование медийной культуры современных детей и подростков невозможно без понимания реальных мотивов, их активности в Интернете. В ряде публикаций отмечается, что современное подрастающее поколение россиян активно создает медиаконтент. Стремление школьников присутствовать в медиапро-странстве, желание публично представить себя и результаты своей деятельности Д. О. Королева рассматривает в качестве доминирующих мотивов, которые обладают серьезным воспитательным потенциалом [24].

По мнению ряда исследователей, эффективным средством для формирования медийной культуры детей и подростков должны стать медиацентры в образовательных организациях. В. А. Матанис описывает медиацентр как структурно-функциональное образование, создающее благоприятную информационную среду для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в освоении основной образовательной программы и творческом саморазвитии [25]. Н. Н. Сухорукова подчеркивает, что медиацентр обеспечивает необходимые условия для медиаобразования, в ходе которого

организуется системная деятельность обучающихся по созданию и использованию разнообразных медиапродуктов под руководством педагогов [26]. Эта деятельность является важнейшим фактором формирования у школьников современной медийной культуры.

Т. Е. Демидова, И. Н. Чижевская, А. Е. Чижевский отмечают, что успешное формирование медийной культуры у современных школьников предполагает системную работу, предусматривающую меры организационного, педагогического, технологического и экономического порядка [27]. М. В. Кузьмина, Т. В. Машарова подчеркивают, что ключевым условием успешного решения сложного комплекса проблем в этой сфере является соответствующий уровень профессиональной компетенции учителя [28].

В. В. Краевский и А. В. Хуторской рассматривают профессиональную компетентность педагога как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемую требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности [29]. С точки зрения В. А. Исаева, профессиональная компетентность предполагает интеграцию знаний, опыта и личностных качеств, определяющих способность педагога решать определенный ряд задач в образовательной сфере [30]. И. А. Зимняя акцентирует внимание на развитии профессиональных педагогических компетенций. По ее мнению, это не только важнейшая задача личностного развития конкретного учителя, но и фундаментальное условие эффективности образовательного процесса [31].

Профессиональный стандарт педагога, регламентирующий педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в организациях начального общего, основного общего и среднего общего образования, определяет профессиональную компетенцию как «способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач» [32].

С учетом вышесказанного обращает на себя внимание сложившееся противоречие между признаваемой необходимостью формирования медийной культуры детей и подростков и отсутствием системных мер, направленных на подготовку учителя к решению такого рода профессиональных задач. Применительно к рассматриваемой проблеме можно констатировать, что в экспертном сообществе до сих пор нет четко сформулированного взгляда относительно готовности современных учителей решать профессиональные задачи по формированию медийной культуры у обучающихся общеобразовательных школ.

Методологическая база исследования

В попытке внести некоторую ясность в этот вопрос нами было проведено изучение готовности учителей Брянской области к осуществлению профессиональной деятельности по формированию медийной культуры у детей и подростков. Это исследование проводилось в рамках проекта «Молодежные медиаресурсы», который осуществляется на территории Брянской области с 2017 года [33].

Целью проекта является создание творческой интерактивной среды, способствующей формированию медийной культуры подрастающего поколения россиян на территории Брянской области. Реализация проекта предполагает решение целого ряда задач. Важнейшими среди них являются:

1. Создание региональной сети медиастудий на основе общеобразовательных школ Брянской области и поддержание ее деятельности.

2. Создание регионального молодежного интернет-портала, получившего название, как и проект в целом, «Молодежные медиаресурсы».

Медиастудия как важный элемент информационной среды опорной школы обеспечивает вовлечение обучающихся в системную деятельность по созданию медийного контента (видео-, фото- и текстовые материалы), отражающего реальную жизнь образовательной организации и местного сообщества (района). Эта системная созидательная деятельность детей и подростков создаст необходимые благоприятные условия для формирования их личностных качеств, соответствующих целевым установкам со стороны общества и государства.

Деятельность школьной медиастудии ориентирована на создание медийного контента, соответствующего определенным стандартам качества, что позволяет эффективно использовать его в рамках регионального образовательного и информационного пространства. Это видео-, фото- и текстовые материалы, отражающие:

- текущую жизнь школы (новости, разнообразные мероприятия, спектакли, соревнования, встречи с ветеранами, экскурсии и др.);

- проектную деятельность (патриотическое воспитание, здоровый образ жизни, безопасность, краеведение, экология, энергосбережение и др.);

- успешный педагогический опыт (открытые уроки, классные часы, конкурсы профессионального мастерства и др.);

- события в жизни района (новости, культура, спорт, история, экономика, природа и др.).

Работа школьной медиастудии может осуществляться в различных формах (элективный курс «Цифровое видео», школьный кружок, школьный медиацентр и др.). Руководство медиастудиями осуществляют учителя различных специальностей.

Каждая медиастудия получает права для открытия на региональном портале собственной страницы, где может самостоятельно размещать создаваемые материалы. Интернет-портал, объединяющий школьные медиастудии, придает всей региональной сети принципиально новое качество. Выполняя функцию системного интегратора проекта, портал обеспечивает:

- размещение и систематизацию материалов, создаваемых отдельными ме-диастудиями;

- обучение и консультацию школьников по проблемам создания качественного медийного контента;

- инициацию и сопровождение разнообразных мероприятий (конкурсы, трансляции, выставки, соревнования и др.).

В декабре 2018 года на портале «Молодежные медиаресурсы» было зарегистрировано свыше 40 образовательных организаций, и количество их постепенно растет. В соответствии с планом развития проекта в 2019 году предусматривается участие в проекте не мене 70 образовательных организаций.

Результаты исследования

За период реализации проекта в 2017-2018 годах был изучен опыт работы 127 учителей 54 образовательных организаций. Исследованием были охвачены как учителя, которые принимают активное участие в проекте, так и те, кто в нем непосредственно не участвует. Среди них были учителя начальных классов, а также педагоги различных специальностей естественнонаучного и гуманитарного профиля.

Кроме деления по специальности, в исследовании были выделены три группы педагогов по месту работы: учителя, работающие в школах города Брянска, районных центров и сельских поселений.

Специально разработанные анкеты и вопросник позволили получить целый ряд характеристик, отражающих различные аспекты проблемы формирования медийной культуры у школьников в рамках профессиональной деятельности учителя. Прежде всего, выяснялось отношение педагогов к проблеме формирования медийной культуры школьников. Нас интересовало, насколько актуальным, по мнению учителей, является решение задач в этой сфере для повышения эффективности решения проблем, связанных с формированием личности подрастающего поколения россиян.

Проведенные опросы дают основание утверждать, что значительная часть педагогов общеобразовательных школ (74%) рассматривают проблемы медийной культуры школьников и необходимость ее повышения как важные для успешного развития подрастающего поколения. При этом свыше 20% оценивают их как несущественные. По соотношению у педагогов, работающих в городских и сельских школах, эти показатели выглядят следующим образом: городские - 61% и 32%; сельские - 83% и 15%. Важно подчеркнуть, что риски, связанные с угрозами безопасности школьников, исходящими от медиаконтента, вызывают опасения более чем у 90% участвовавших в исследовании работников образовательных организаций, без значимых отличий по месту работы.

Скептическое отношение к необходимости формирования медийной культуры школьников педагоги обычно объясняют тем, что она представляется им очередной кампанией, которая со временем уйдет из сферы пристального внимания органов управления образованием. Вместе с тем они подчеркивают, что действительное решение этой проблемы предполагает такие значительные усилия и затраты, для которых нет ни времени, ни средств, ни ресурсов.

В ходе анкетирования выяснялось отношение педагогов к целому ряду аспектов, характеризующих профессиональную деятельность учителя по формированию медийной культуры у школьников. У всех педагогов, участвующих в исследовании, выяснялось:

- считают ли они важным проводить работу по формированию медийной культуры у школьников;

- насколько высоко они оценивают уровень собственной профессиональной компетентности в этой сфере;

- проводят ли они такого рода работу;

- какие направления работы в данной сфере они считают наиболее важными;

- с какими трудностями в работе по формированию медийной культуры у школьников сталкиваются учителя;

- как они оценивают уровень работы по формированию медийной культуры школьников, которая проводится в образовательной организации, связанной с их профессиональной деятельностью;

- считают ли они необходимым повышать уровень своей профессиональной компетенции в рассматриваемой сфере;

- в какой форме они предпочитают повышать собственную квалификацию в рассматриваемой сфере;

- какие условия повышения эффективности этой деятельности они считают наиболее важными.

Обработка первичных материалов показывает, что отношение учителей к проблеме формирования медийной культуры у школьников отличается рядом характерных особенностей, связанных со специальностью, стажем их работы и местом, в котором проводилось исследование.

Большинство обследованных педагогов (72%) считают, что современному учителю необходимо осуществлять профессиональную деятельность по формированию медийной культуры у школьников в рамках учебной и внеучебной работы. В разрезе специальности эти данные имеют существенные отличия. Свыше 65% учителей начальных классов и 68% естественнонаучного профиля положительно отвечают на вопрос о необходимости такой работы. Среди гуманитариев таких оказывается существенно больше - 78%. Следует отметить, что в большинстве своем (84%) учителя считают целесообразным перенести основную работу по формированию медийной культуры школьников во внеучебную деятельность. Ее проведение в рамках изучения учебных предметов они не считают возможным и целесообразным.

Значительная часть учителей (70% начальных классов, 76% естественнонаучного профиля и 81% гуманитариев) указывают, что они в той или иной степени участвуют в деятельности, связанной с формированием медийной культуры обучающихся. По месту работы эти показатели выглядят следующим образом: Брянск - 74%, районные центры - 72% и сельские школы - 79%.

Многие из учителей (82% начальных классов, 77% естественнонаучного профиля и 68% гуманитариев) не удовлетворены уровнем собственной профессиональной компетентности в исследуемой сфере. При этом значительная часть педагогов испытывает трудности в организации работ по формированию медийной культуры школьников. Составляющая, характеризующая место работы по этим показателям, существенных различий не имеет.

Большинство учителей (58% «естественников», 66% гуманитариев и 61% начальных классов) считают необходимым повышение уровня собственных знаний и умений в области формирования медийной культуры у школьников. Вместе с тем лишь 29% отметили в качестве приемлемого способа целесообразность прохождения соответствующей курсовой подготовки. Подавляющая часть педагогов высказывается за самостоятельную работу в этом направлении.

Определенная специфика в ответах учителей проявляется в зависимости от стажа их работы в школе. Мы выделяем три группы по продолжительности работы: 1-я группа - стаж работ 1-3 года, 2-я группа - стаж работы 3-20 лет, 3-я группа - стаж работы свыше 20 лет. Среди учителей первой группы 68% считают необходимым проводить учебно-воспитательную работу в сфере медийной культуры, при этом лишь 47% не удовлетворены уровнем своей готовности к проведению такого рода работы.

У представителей второй группы 75% опрошенных отмечают важность работы по формированию медийной культуры у обучающихся и свыше 71% оценивают свою готовность к такой работе как неудовлетворительную. Среди представителей третьей группы лишь 63% отмечают важность учебно-воспитательной работы в рассматриваемой сфере и 54% из них демонстрируют неудовлетворенность своим уровнем готовности к осуществлению такого рода работы.

Важно подчеркнуть, что в группе учителей со стажем работы в школе более 20 лет при высокой степени неудовлетворенности (63%) своей готовностью к работе по формированию медийной культуры у школьников считают необходимым его повышать лишь 54% педагогов.

В отличие от учителей со значительным стажем работы, представители первой группы не проявляют значительного интереса к возможности повышать уровень своей медиаграмотности в рамках курсовой профессиональной подготовки. Лишь 22% из них оценивают эту форму как приемлемую, остальные считают наиболее целесообразными для себя самостоятельные занятия. Вполне вероятно, что эта группа педагогов, сравнительно недавно завершившая свою профессиональную подготовку в вузе, не испытывает желания вновь участвовать в строго регламентированных занятиях.

Важным условием повышения эффективности работы по формированию медийной культуры у школьников является возможность изучать успешный педагогический опыт в рассматриваемой области. При этом, по мнению респондентов, наиболее значительным потенциалом в этом плане обладают профессиональные сообщества в социальных сетях. Максимально (92%) оценивают возможности профессионального развития за счет ресурсов и сервисов сети Интернет педагоги, имеющие минимальный стаж работы. Как наименее значимые (37%) интернет-сообщества оценивают педагоги со стажем 20 лет и более. У второй группы этот показатель составляет 76%.

В ходе исследования по результатам проведенного анкетирования был определен и общий перечень трудностей, которые испытывают учителя при решении задач, связанных с формированием медийной культуры у школьников. С целью выявления причин возникающих затруднений у педагогов при формировании медийной культуры школьников респондентам было предложено оценить влияние различных факторов. Респондентам предлагалось оценить предлагаемый перечень затруднений по 7-балльной шкале. Максимальное значение (7 баллов) указывает, что именно данное обстоятельство является основной причиной трудностей при организации работы по формированию медийной культуры у школьников. Минимальное значение (1 балл) свидетельствует о том, что указанное обстоятельство не связано с возникновением затруднений у педагогов в данной сфере деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количественная значимость каждой причины (у) определялась по формуле:

у= пх/Ы,

где х - баллы; N - количество опрошенных.

Полученные данные приведены в таблице.

При анализе полученных данных обращают на себя внимание высокие оценки причин, обусловленных:

- нехваткой времени на подготовку и проведение такого рода работы - недостатком необходимых знаний и умений учителя;

- слабой материально-технической базой образовательной организации;

- отсутствием заинтересованности у администрации образовательных организаций в такого рода работе;

- недостатком необходимых знаний и умений учителя.

Указанные в качестве основных эти причины затруднений в работе характерны для всех учителей. Судя по оценкам, педагоги сельских школ испытывают значительно большие трудности в рассматриваемой сфере деятельности в сравнении со своими коллегами, которые работают в Брянске и районных центрах. Результаты проведенного исследования подчеркивают важную роль условий, создаваемых в отдельной образовательной организации для успешной работы педагогов по формированию медийной культуры. Характерно, что учителя городских школ к числу серьезных затруднений относят отсутствие заинтересованности у администрации образовательных организаций в поддержке такого рода работы.

Причины затруднений учителей в формировании медийной культуры у школьников по месту работы (в баллах)

№ Причины затруднений (в баллах) Брянск Районные центры Сельские школы

1 Не хватает времени на подготовку и проведение такого рода работы 6,02 5,83 5,45

2 Отсутствие конкретных требований к данному виду работ в нормативных документах 4,66 4, 25 4,01

3 Сложность процесса формирования медийной культуры 3,94 4,55 4,97

4 Недостаток необходимых знаний и умений учителя 4,88 5,03 4,72

5 Нет интереса к данному виду работы у школьников 2,43 2,75 2,62

6 Слабая материально-техническая база образовательной организации 4, 47 5,02 6,03

7 Ограниченность в выборе методических и дидактических материалов 2,88 3,41 3,06

8 Ограниченные возможности учителя по изучением передового педагогического опыта 3,84 4,19 4,03

9 Отсутствие заинтересованности у администрации образовательных организаций в такого рода работе 5,07 4,95 4,08

10 Сложности в профессиональном развитии в указанном направлении 2,52 3,06 3,21

Количественная характеристика причин затруднений учителей в работе по формированию медийной культуры у школьников свидетельствует об отсутствии должной научно-методической, а в значительной части школ и необходимой организационной поддержки данной сферы профессиональной деятельности.

Следует заметить, что в регионе можно указать ряд школ, где уровень работы по формированию медийной культуры у обучающихся существенно выше на фоне основной массы образовательных организаций. Образовательная среда в этих школах организована таким образом, что обеспечивает возможность получения своевременной и актуальной организационной и методической поддержки деятельности учителей, что самым непосредственным образом сказывается на результатах работы. Опыт и технологии работы этих школ должны быть предметом пристального изучения и распространения в образовательных организациях на внутри- и межрегиональном уровнях.

Важно подчеркнуть, наличие значимых различий по результатам проведенного исследования. Учителя районных центров, независимо от специальности, демонстрируют более высокую степень заинтересованности в работе по формированию медийной культуры у школьников. В сравнении с педагогами Брянска и села они выше оценивают значимость этой работы, чаще осуществляют ее в рамках учебной и внеучеб-ной деятельности. Среди них большее число отмечают необходимость постоянной работы по повышению квалификации в этой сфере.

Существенно выше педагоги районных центров оценивают уровень работы по формированию медийной культуры, проводимую в образовательной организации, в которой они работают. Как более значимую они отмечают организационную поддержку со стороны администрации школы, доступность методических и дидактических материалов, возможность повышения квалификации.

Полученные результаты нельзя интерпретировать как случайные. Они отражают объективную картину успешной, продолжительной, систематической работы органов управления образованием ряда районных центров Брянской области. В зна-

чительной части таких школ проводятся комплексные мероприятия по формированию медийной культуры у обучающихся, позволяющие получить реальные результаты в количестве и качестве создаваемого медийного контента.

Особого внимания заслуживает опыт, полученный в организации работы по формированию медиакультуры школьников в СОШ № 1 г. Новозыбкова, СОШ № 3 и № 7 г. Клинцы, СОШ № 1 п. Локоть, в гимназии г. Дятьково. Здесь в работу вовлекаются педагоги, учащиеся, родители, органы управления образованием и общественность. К сожалению, этот опыт до сих пор не получил должного научно-методического анализа и развития на региональном уровне.

Заключение

Анализ причин низкого уровня готовности учителей к формированию медиа-культуры школьников на основе данных проведенного исследования и публикаций в научной литературе позволяет утверждать, что до последнего времени этой проблеме не уделялось должного внимания на федеральном и в значительной мере на региональном уровнях. При этом надо признать, что в последние два года ситуация начинает меняться к лучшему.

До сих пор малоисследованным остается вопрос о конкретном составе и необходимом минимуме профессиональных задач, которые должны уметь решать учителя различных специальностей в ходе учебной и воспитательной работы по формированию медиакультуры у школьников. В явном виде перечень такого рода задач не сформулирован ни в нормативных документах, ни в научно-методической литературе. В результате сохраняется ситуация, когда у педагога нет отчетливого представления о конкретном спектре задач в рассматриваемом направлении профессиональной деятельности, ее содержании, средствах, эффективных методах и формах работы. Все вышесказанное дает основание утверждать, что современный уровень научно-методической и организационной поддержки деятельности учителя по формированию медиакультуры у школьников, несмотря на признаваемую актуальность проблемы, нельзя назвать удовлетворительным.

Подводя итог проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Эффективность процесса формирования медийной культуры у школьников в решающей мере определяется уровнем соответствующей профессиональной компетенции учителей образовательной организации. Его нельзя признать удовлетворительным.

2. Способность современных учителей решать проблемы, связанные с формированием медийной культуры у школьников, отличается рядом характерных особенностей, обусловленных специальностью, стажем и местом работы.

3. Большинство учителей считают важным проводить работу по формированию медийной культуры у школьников в процессе осуществления внеучебной работы. При этом существенная часть из них оценивает собственный уровень профессиональной компетентности в этой сфере как недостаточный и видит необходимость в его повышении.

4. Большинство учителей испытывают серьезные трудности при решении задач, связанных с формированием медийной культуры у школьников. Эти трудности в значительной мере обусловлены отсутствием адекватной научно-методической и организационной поддержки на уровне региона, муниципальных образований и отдельных образовательных организаций.

5. Технологии и результаты работы отдельных школ и регионов, имеющих успешный опыт формирования медийной культуры школьников, должны быть предметом пристального научного исследования и распространения в образовательные организации на региональном и федеральном уровнях.

Ссылки на источники

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект в редакции от 13 января 2015 г. // Российское образование. Федеральный портал. - URL: http://edu.ru/files/discussion/appeal.html.

2. «Концепция информационной безопасности детей», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р. - URL: http://static.government.ru/media/files/mPbAMyJ29uSPhL3p20168GA6hv3CtBxD.pdf.

3. Агафонова Ю. А. Реализация воспитательного потенциала школьных средств массовой информации в современном образовательном учреждении // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 13. - С. 5.

4. Антонов Я. В. Медиаобразование как инструмент формирования информационно-правового пространства в системе электронной демократии // Медиаобразование. - 2017. - № 1. - С. 75-97.

5. Чурекова Т. М., Щербакова М. А. Некоторые аспекты формирования творческих способностей учащихся старшего школьного возраста в условиях интегрированного медиаобразования // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 298-306.

6. Buzzetto-More N. A. Social Networking in Undergraduate Education // Interdisciplinary Journal of Information, Knowledge, and Management. - 2012. Special Section on Social Networking, Teaching, and Learning. - Vol. 7. -№ 1. - P. 63-90.

7. Cardona-Divale M. Student interaction and community building: an evaluation of social networking in online learning environments // ProQuest LLC. - 2012. - № 3505771. - P. 222.

8. Grossecka G., Branb R., Tiruc L. Dear teacher, what should I write on my wall? A case study on academic uses of Facebook // Procedia Social and Behavioral Sciences. - 2013. - Vol. 15. - P. 23.

9. Tower S., Latimer S., Hewit J. Social networking as a learning tool: Nursing students' perception of efficacy // Nurse Education Today. - 2014. - Vol. 34. - № 1. - P. 1012-1017.

10. Баранова Ю.М. К вопросу об информационно-психологической безопасности детей и подростков в сети Интернет // Социальная психология и общество. - 2012. - № 4. - С. 122-129.

11. Богданова Д. А. Еще раз о медиаграмотности и интернет-безопасности // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2016. - № 5 (107). - С. 74-82.

12. Palfrey J., Gasser Urs. Born Digital. Understanding the first generation of digital natives. - N. Y., 2008. - 384 p.

13. Johnson M. What You Don't Know Can Hurt You: Rogue Sites and Online Risk // Mediasmarts. - 2014. - 10 Feb. -URL: http://mediasmarts.ca/blog/what-you-dont-know-can-hurt-you-rogue-sites-and-online-risk.

14. Толоконникова А. В. Дети и интернет: проблемы и гарантии информационной безопасности // Медиаскоп. - 2015. - № 2. - С. 22.

15. Risks and safety on the Internet. The perspective of European children. Full findings / S. Livingstone, L. Haddon, A. Gorzig, K. Olaffson. - LSE, London, EU Kids Online, 2011. - URL: http://eprints.lse.ac.uk/27052/1/Compar-ing_Online_Risks (LSERO).

16. Ялоза А. А. Медиаобразование как технология формирования медиакомпетентности // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 6 (34). - С. 25.

17. Кузьмина М. В. Образовательный кластер региона: синтез обучения и личностного развития // Материалы Межрегиональной научной конференции / Восточно-Европейский институт. - Ижевск: Информационно-издательский центр «Бон Анца», 2017. - С. 54-61.

18. Якушина Е. А. Медиаобразование: как научиться грамотно работать с информацией // Народное образование. - 2012. - № 6. - С. 185-188.

19. Masterman L. A Rationale for Media Education // Kubey R. Media Literacy in the Information Age: Current Perspectives. - New Brunswick, 2001. - P. 15-68.

20. Фёдоров А. В. Мифологические основы массовой культуры и обучение сопротивлению влияния медиатек-стов // Народное образование. - 2012. - № 6. - С. 259-269.

21. Хагуров Т. А. Образование в стиле «пепси» (полемические заметки) // Социологические исследования. -2010. - № 7. - С. 96-103.

22. Романов И. В., Матанис В. А. Медиацентр в современной образовательной организации: цели и задачи деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 4-4. - С. 36-39.

23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.

24. Королева Д. О. Использование социальных сетей в образовании и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование Psychological Science and Education. - 2015. - Т. 20. - № 1. - C. 28-37.

25. Матанис В. А. Медиацентр в образовательной организации: краткие рекомендации по организации работы радиостудии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 3-2. - С. 84-87.

26. Сухорукова Н. Н. Школьный медиацентр в решении проблем модернизации образовательного и воспитательного процессов // Научно-методический журнал Педагогический поиск. - 2015. - Т. 1. - № 6. - С. 21-30.

27. Демидова Т. Е., Чижевская И. Н., Чижевский А. Е. Региональная молодежная медийная система в реализации стратегии развития воспитания в Российской федерации на период до 2025 года // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2018. - № 2. - Т. 2. - С. 118-127.

28. Кузьмина М. В., Машарова Т. В. Региональная программа медиаобразования школьников: цели стратегические и тактические // Народное образование: научно-методический журнал. - 2014. - № 1. - С. 149-155.

29. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 352 с.

30. Исаев В. А., Воротилов В. И. Образование взрослых: компетентностный подход: учеб.-метод. пособие. -СПб.: ИОВ РАО, 2005. - 91 с.

31. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.

32. Приказ от 18 октября 2013 г. № 544н Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (Педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: http://docs.cntd.ru/document/499053710.

33. Демидова Т. Е., Чижевская И. Н., Чижевский А. Е. Указ. соч.

Tamara Demidova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Theory and Methodology of Primary Education and Musical Education Chair, Bryansk State University named after I.G.Petrovsky, Bryansk, Russia demidova_te@mail.ru Irina Chizhevskaya,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Theory and Methodology of Primary Education and Musical Education Chair, Bryansk State University named after I.G.Petrovsky, Bryansk, Russia 91919070@mail.ru Alexei Chizhevsky,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Theory and Methodology of Primary Education and Musical Education Chair, Bryansk State University named after I.G.Petrovsky, Bryansk, Russia 919295@mail.ru

The state of teachers' professional readiness to the formation of media culture in modern schoolchildren Abstract. Modern research convincingly shows that the resources and services of the Internet can have a negative impact on the physical, mental and spiritual condition of children and adolescents. One of the answers to these threats from the state and society is the development and implementation of regional programs to organize productive, creative activities of the younger generation in Russia on the Internet, contributing to the formation of their media culture. The successful formation of the media culture in schoolchildren today involves systematic work, which includes organizational, pedagogical, technological and economic measures. At the same time, the question of modern teachers' readiness to solve a complex set of problems in this area successfully remains open. The purpose of this article is to analyze the level of teachers' readiness in the Bryansk region to the formation of media culture in schoolchildren. The research of teachers' readiness in the Bryansk region to perform their professional activity on formation of media culture in children and teenagers was carried out within the framework of "Youth media resources" project, which was carried out in the territory of the Bryansk region. During the period of the project implementation in 2017-18, the experience of 127 teachers from 54 educational organizations was studied. The study involved primary school teachers, as well as teachers of various subjects of natural Sciences and Humanities. Besides their different specialties, the study identified three groups of teachers according their place of work: teachers working in schools of Bryansk city, district centers and rural settlements. Specially worked out questionnaires allowed the authors to obtain a number of characteristics that reflected various aspects of the problem concerning formation of media culture in schoolchildren within the framework of professional activities of teachers. The results of the study confirm that the effectiveness of media culture formation

process is determined to a decisive extent by the level of appropriate professional competence of teachers. The readiness of teachers to form a media culture among schoolchildren is characterized by a number of specific features associated with the specialty, experience and place of work. A significant part of teachers experiences serious difficulties in solving problems related to the formation of media culture in schoolchildren. These difficulties are largely due to the lack of adequate scientific, methodological and organizational support at the municipal, regional level and in individual educational organizations. The article may be interesting to specialists engaged in research of information and communication technologies use for the education and socialization of children. The results will be useful for education authorities at the Federal, regional and municipal levels, as well as educational organizations engaged in training and professional development of teachers.

Key words: media culture of schoolchildren, professional competence of teachers, methodological support of professional teachers' activities, teachers' tasks to shape media culture of schoolchildren.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

Библиографическое описание статьи:

Демидова Т. Е., Чижевская И. Н., Чижевский А. Е. Состояние профессиональной го товности учителей к формированию медийной культуры у современных школьни ков//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 5 (май). -С. 45-58. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191037.htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2019-11037

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Демидова Т. Е., Чижевская И. Н., Чижевский А. Е., 2019

772

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.