Научная статья на тему 'Состояние, проблемы и перспективы гостиничного рынка России'

Состояние, проблемы и перспективы гостиничного рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1590
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЙ РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО РЫНКА СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ / ДОХОДНОСТЬ И СТОИМОСТЬ ГОСТИНИЧНОГО НОМЕРА / СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ / THE RUSSIAN MARKET OF HOTEL SERVICES / FUNCTIONAL STRUCTURE OF THE MODERN MARKET OF COLLECTIVE ACCOMMODATION / REV PAR AND ADR OF A HOTEL ROOM / SYSTEM OF CLASSIFICATION OF COLLECTIVE ACCOMMODATION / KEY TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN HOTEL INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якименко Марианна Владимировна

Цель исследования заключается в определении основных векторов развития отечественного рынка гостиничных услуг. Для достижения поставленной цели, на основе сбора и систематизации статистической и аналитической информации, было проанализировано современное состояние гостиничного рынка России, выявлены особенности его структуры и проблемы функционирования на современном этапе. Можно говорить, что, невзирая на кризис и несовершенную законодательную базу РФ, гостиничный рынок до сих пор сохраняет свою привлекательность в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE ISSUES AND OUTLOOK HOTEL MARKET RUSSIA

The purpose of the study is to identify the main vectors of the domestic market of hotel services. To achieve this goal, based on the collection and systematization of statistical and analytical information has been analyzed the current state of the hotel market in Russia, the peculiarities of its structure and functioning of the problems at the present stage. You can say that, despite the crisis, and an imperfect legal framework of the Russian Federation, the hotel market still retains its appeal in Russia.

Текст научной работы на тему «Состояние, проблемы и перспективы гостиничного рынка России»

УДК 338.1

М.В. Якименко

,

РЫНКА РОССИИ

Цель исследования заключается в определении основных векторов развития отечественного рынка гостиничных услуг. Для достижения поставленной цели, на основе сбора и систематизации статистической и аналитической информации, было проанализировано современное состояние гостиничного рынка России, выявлены особенности его структуры и проблемы функционирования на современном этапе. Можно говорить, что, невзирая на кризис и несовершенную законодательную базу РФ, гостиничный рынок до сих пор сохраняет свою привлекательность в России.

Российский рынок гостиничных услуг; функциональная структура современного рынка средств размещения; доходность и стоимость гостиничного номера; системы классификации средств размещения; ключевые тенденции развития российской гостиничной ин-.

M.V. Yakimenko STATE ISSUES AND OUTLOOK HOTEL MARKET RUSSIA

The purpose of the study is to identify the main vectors of the domestic market of hotel services. To achieve this goal, based on the collection and systematization of statistical and analytical information has been analyzed the current state of the hotel market in Russia, the peculiarities of its structure and functioning of the problems at the present stage. You can say that, despite the crisis, and an imperfect legal framework of the Russian Federation, the hotel market still retains its appeal in Russia.

The Russian market of hotel services; functional structure of the modern market of collective accommodation; Rev Par and ADR of a hotel room; system of classification of collective accommodation; key tendencies of development of the Russian hotel industry.

Туристская индустрия, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта, является одной из наиболее динамичных секторов мировой .

, - -

вития национальной экономики: источником финансовых доходов бюджетов всех уровней, средством повышения занятости населения и роста его доходов, позитивно воздействует на качество человеческого капитала, на здоровье населения и т.д.

По мнению ряда экспертов, Россия в настоящий момент не является «прекрасно подходящей» для туризма страной. Так, согласно расчётам аналитиков Экономического форума (МЭФ), прошедшего в Давосе в 2011 г., с точки зрения наличия туристских аттракторов, Россия занимает 30 место из возможных 139. В то же время с точки зрения важнейших инфраструктурных составляющих туризма: гостиниц и дорог, Россия не является «интересной» для туристов, занимая по критерию удобного транспорта и системы дорог 95 место, по уровню обслуживания в гостиницах и соответствия западным стандартам - 80, а по доступности цен - 105 позицию.

Данные экспертами оценки выделенным критериям, безусловно, негативно характеризуют состояние российского гостиничного рынка, но не позволяют увидеть всю ситуацию, сложившуюся к настоящему времени.

Оценить современный российский рынок гостиничных услуг можно с точки зрения совокупности значений параметров на данный момент времени и получения прогнозных данных, и, прежде всего, через соотношение спроса и предложе-

ния гостиничных услуг; уровня цен; состояния конкуренции; степени государст-; -

луги и т.д.

По данным Госкомстата, за последние десять лет российский гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20 %, а быстрый рост операционных доходов гостиничных предприятий, по данным DISCOVERY Research Group, привел к росту числа открываемых гостиниц [5] (табл. 1).

Тем не менее по значению показателя обеспеченности населения номерным фондом Россия занимает одно из последних мест в Европе: в нашей стране на 100 человек приходится менее одного места. Для примера на 10 жителей Кипра приходится одно место в гостинице.

По данным исследования [5], основная часть российских гостиниц (порядка 40 % номерного фонда рынка) была построена в советское время и относится к эконом-классу, гостиницы 5*, расположенные в основном в Москве и других , 20 %.

Функциональную структуру современного рынка российских средств размещения определяют, наряду с предприятиями гостиничного хозяйства, так назы-

( . 1).

1

Характеристика ввода и структуры гостиниц и иных средств размещения

Год Количество гостиниц и иных средств размещения

2000 9058

2001 8915

2002 8581

200З 8517

2004 8620

2005 9269

2006 9865

2007 10436

200В 11259

2009 11698

□ Гостиницы

□ Организации гостиничного типа (меблированные комнаты, мотели, пансионаты, оби^жигия для приезяй^ и др.)

□ Санаторно-курортные организации, включая санатории^рофтактории, курортные поликлиники

□ Организации отдыха йома отдыха, базы отдыха и т.п.)

□ Туристские организации (^базы, поезда, круизные суда, яхты, дебаркадеры и пр.)

Рис. 1. Функциональная структура российских средств размещения

Для российских гостиниц характерна самая высокая стоимость гостиничного номера в Европе, она в среднем составляет 147 евро. Для примера данный показатель для Франции - 104 евро, а проживание в Италии, Австрии, Португалии, Гер, ,

100 евро.

Значительное повышение цен на проживание в течение 2010-2011 гг. характерно как для мегаполисов, так и для черноморских курортов. Так, в среднем стоимость проживания в пансионатах и санаториях на морских курортах за последний год выросла на 10-15 %, что связывают, прежде всего, с ростом стоимости продуктов питания. В отелях, работающим по системе B&B, повышение цен в 2011 г. остановилось на уровне 3-5 %. Аналогичное увеличение цен произошло и в популярных регионах центральной России (например, в городах Золотого ).

Можно отметить и более высокую по сравнению с Европой рентабельность российских гостиниц. Для европейских гостиниц она не превышает 10 %, в то

17-25 % (

стоимости номера в мире, составляющей в среднем 178,5 евро), в регионах порядка 15-20 %.

Москва и Санкт-Петербург являются лидерами отечественного гостиничного бизнеса: почти 18 % гостиничных номеров страны сконцентрировано в Москве и 8 % - в Санкт-Петербурге, Москва с большим отрывом лидирует по финансовым

, 50 % ,

2,5 . .

проблем столичного рынка - дефицит гостиниц эконом-класса, который на начало 2011 г. составил около 35 тысяч номеров, что в 3 раза выше, чем потребность в номерах отелей более высокой категории.

Особого внимания в преддверии Олимпиады заслуживает гостиничный ры-. . -ствовало его становлению как массового курорта. Основная причина заключается , , данным Cushman&Wakefield 75 % отдыхающих предпочитают дешёвый частный сектор. Все гостиницы, включая мини-отели и домовладения, самого крупного курортного города России должны пройти до 1 июля обязательную сертификацию « »,

незаконной. Так как из 800 гостиниц и других средств размещения «звезды» име-200 , -щения. Нехватка гостиничных мест для российских туристов компенсируется значительным количеством нелегально работающих средств размещения, но не решает проблемы организации приёма участников и гостей Олимпиады.

В целом для регионального гостиничного рынка характерно неравномерное , , строительству объектов размещения во всех ценовых категориях. В результате немногочисленные средства размещения экономкласса, пользуясь отсутствием конкуренции, устанавливают цены, не соответствующие ни уровню обслуживания, ни качеству объекта, ни общему его расположению. Данный вывод подкрепляется исследованиями hotel.info - Интернет-сервиса по бронированию отелей во всем мире, изучившего отзывы своих клиентов, производивших резервирование, по вопросу соотношения "цена/услуги" в отелях категории 3-4*. В результате Россия не вошла в международную "двадцатку" лучших.

К национальным особенностям современного развития гостиничного рынка эксперты относят строительство отелей высокого класса, развитие гостиниц,

ориентированных на деловых туристов, и появление многофункциональных туристических комплексов, особенно в регионах с благоприятной инвестиционной обстановкой.

Ориентация инвесторов на строительство высокоразрядных гостиниц характерна не только для Москвы и Санкт-Петербурга, но и для российских регионов, что обусловлено меньшим сроком их окупаемости (в 1,5 раза).

Интерес к сегменту делового туризма связан с довольно быстрым восстановлением после кризиса спроса, прирост которого, по данным из различных источников, составил 10-20 %.

Среди ключевых тенденций развития российской гостиничной индустрии также можно обозначить: возврат рынка туруслуг на докризисный уровень уже в , , -ние интересов западных инвесторов с офисной, торговой и жилой недвижимости в связи с исчерпанием потенциала этих рыночных ниш в направлении гостиничной , -, .

Одним из новых этапов развития российского гостиничного бизнеса можно назвать процедуру классификации, ставшую обязательной для гостиниц и других . , гостиниц и других средств размещения всегда был актуален в России, но общепринятого стандарта и единых критериев классификации гостиниц до недавнего времени не было разработано. Существование разных систем сертификации и, следовательно, различной нормативной базы приводило к ситуации, когда средства размещения проходя процедуру оценки соответствия, получали одинаковую категорию, но существенно различались по уровню комфорта. Кроме того, можно отметить нежелание владельцев средств размещения узаконить «свою категорию». За время действия разработанной и утвержденной Федеральным агентством по туризму системы добровольной классификации (в течение пять лет) свою категорию подтвердили всего лишь 470 средств размещения, что составляет не более 4 % от общего количества работающих гостиничных объектов России (рис. 2).

Всего классифицированных средств размещения -

470, в том числе:

6% 6%

47%

п 1 звезда ■ 2 звезды ИЗ звезды п4 звезды а 5 звезд

Рис. 2. Структура классифицированных средств размещения

Однако введение обязательной классификации [2], по мнению экспертов гостиничного рынка не будет выполнять поставленные в рамках такой формы государственного регулирования туристской деятельности цели и задачи, а именно обеспечивать качество туристских услуг, соответствующих требованиям систем

, , рекомендациями ЮНВТО и существующей зарубежной практикой; повышать конкурентоспособность туристских услуг и привлекательность объектов турист,

от въездного и внутреннего туризма; предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию, обеспечивающую компетентный выбор, о соответствии объекта туристской индустрии категории, предусмотренной в системах классификации и др. Можно допустить, что отсутствие достаточного количества аккредитованных экспертов для проведения классификации и вступающие в силу с 1 июля 2011 г. штрафы будут способствовать, прежде всего, потенциальному росту .

Несмотря на ряд выделенных проблем, характерных для российского гости,

.

сферой носит разрозненный характер в виде принятия отдельных нормативно,

. -

сто координировать сложившуюся ситуацию, а, прежде всего, управлять тенденция, . Государство, как основная регулирующая сила, должно сформировать структурные механизмы и нормативную базу для обеспечения необходимых системных условий для аккумулирования и распределения ресурсной базы, направленных на обеспечение устойчивого развития рынка гостиничных услуг. Основным ориентиром для обеспечения подобных условий должно стать определение возможного набора основных индикаторов устойчивого развития гостиничной сферы в рамках развития туризма в целом, состояния и приоритетов развития национальной экономики, а также определение стратегии и текущих действий относительно выбранных критериев. Существующие программы развития туризма как на федеральном, так и на региональных уровнях в основном являются идеологическими материалами, не учитывающими всей сложной системы взаимоотношений в гостиничном бизнесе, и содержащие множество мероприятий концептуального характера.

, -

,

. -

, , создаёт совокупность разнообразных финансово-хозяйственных отношений различ-, -

.

индустрия сможет реализовать свой огромный потенциал развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2010. - № 3 (389).

2.

туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи от 25 января 2011 г. - № 35.

3. Боголюбов В.С. Экономика туризма: Учеб. пособие для вузов / В.С. Боголюбов, В.П. Орловская. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.

4. Саак А.Э., Якименко М.В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны): Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008.

5. Материалы Интернет-источника http://drgroup.ru.

6. Материалы Интернет-источника http://marketing.rbc.ru.

7. Материалы Интернет-источника http://prohotel.ru.

Статью рекомендовала к опубликованию д.э.н., профессор Е.Н. Захарова. Якименко Марианна Владимировна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: yakimenko.m@mail.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел., факс: 88634311426.

Кафедра государственного и муниципального права и управления; к.э.н.; доцент. Yakimenko Maryanna Vladimirovna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: yakimenko.m@mail.ru.

44, Nekrasovskiy, Taganrog, З47928, Russia.

Phone, fax: +78634311426.

The Department of State and Municipal Legislation and Administration; Cand. of Ec. Sc.; Associate Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.