Научная статья на тему 'Состояние, проблемы и направления развития высшего юридического образования в современных условиях'

Состояние, проблемы и направления развития высшего юридического образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система высшего юридического образования / студенты / специалисты / юриспруденция / юристы / профессиональная подготовка / оптимизация / перспективность профессии / the system of higher legal education / students / specialists / jurisprudence / lawyers / professional training / optimization / prospects of the profession

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софья Сармановна Телигисова

Рассматриваются актуальные аспекты существующего в современных реалиях высшего юридического образования, в котором отмечается сниженный уровень профессиональной подготовки юристов. Проводится анализ статистических данных востребованности и популярности специалистов с юридическим образованием на рынке труда, раскрываются некоторые недостатки построения современной системы вузов, а также формулируются перспективные пути оптимизации системы высшего юридического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Софья Сармановна Телигисова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state, problems and directions of development of higher legal education in modern conditions

The author of this article examines the current aspects of higher legal education existing in modern realities, in which there is a reduced level of professional training of lawyers. The analysis of statistical data on the demand and popularity of specialists with legal education in the labor market is carried out, some disadvantages of building a modern university system are revealed, and promising ways to optimize the system of higher legal education are formulated.

Текст научной работы на тему «Состояние, проблемы и направления развития высшего юридического образования в современных условиях»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 366 — 370. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):366 — 370.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 378.147

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-366-370 NIION: 2007-0062-1/24-057

EDN: https://elibrary.ru/YXCQGN MOSURED: 77/27-004-2024-01-257

Состояние, проблемы и направления развития высшего юридического образования в современных условиях

Софья Сармановна Телигисова

Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Уфа, Россия, sofya.teligisova@bk.ru

Аннотация. Рассматриваются актуальные аспекты существующего в современных реалиях высшего юридического образования, в котором отмечается сниженный уровень профессиональной подготовки юристов. Проводится анализ статистических данных востребованности и популярности специалистов с юридическим образованием на рынке труда, раскрываются некоторые недостатки построения современной системы вузов, а также формулируются перспективные пути оптимизации системы высшего юридического образования.

Ключевые слова: система высшего юридического образования, студенты, специалисты, юриспруденция, юристы, профессиональная подготовка, оптимизация, перспективность профессии

Для цитирования: Телигисова С.С. Состояние, проблемы и направления развития высшего юридического образования в современных условиях // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 366 — 370. https://doi.org/ 10.24412/2073-3305-2024-1-366-370. EDN: https://elibrary.ru/YXCQGN.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

The state, problems and directions of development of higher legal education in modern conditions

Sofia S. Teligisova

Ufa Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs

of the Russian Federation, Ufa, Russia, sofya.teligisova@bk.ru

Abstract. The author of this article examines the current aspects of higher legal education existing in modern realities, in which there is a reduced level of professional training of lawyers. The analysis of statistical data on the demand and popularity of specialists with legal education in the labor market is carried out, some disadvantages of building a modern university system are revealed, and promising ways to optimize the system of higher legal education are formulated.

Keywords: the system of higher legal education, students, specialists, jurisprudence, lawyers, professional training, optimization, prospects of the profession

For citation: Teligisova S.S. The state, problems and directions of development of higher legal education in modern conditions // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1 ):366 — 370. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-366-370. EDN: https://elibrary.ru/YXCQGN.

Как известно, любое явление в нашей жизни имеет основу — базис, на котором формируются основные элементы становления человека как личности и части общества. В современном обществе образование является фундаментальной ступенью на пути к становлению личности. Высшее образование позволяет развиваться человеку в профессиональном смыс-

© Телегисова С.С., 2024

ле, помогает постигать новое и становиться более квалифицированным с точки зрения профессиональной и трудовой деятельности.

Стоит отметить, что в XXI в. большое влияние на становление человека как профессионала в определенном виде деятельности имеют навыки владения современными информационно-телекоммуникационными системами и техническими средствами.

Вся инфраструктура, вся жизнедеятельность и социум устроены по-новому и функционируют в параметрах, заданных новейшими технологиями и помогающими в этом техническими средствами.

Так, например, специалисты, получившие высшее юридическое образование (бакалавриат, магистратура или специалитет), уже просто обязаны практически в совершенстве владеть навыками получения информации и знаний посредством цифровых технологий.

Было время, когда одним из лучших технических средств юриста и специалиста в области юриспруденции, в том числе в системе правоохранительных органов, была обыкновенная печатная машинка. Причем многие специалисты, а это, к примеру, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы и юристы организаций, умели печатать на машинках быстро и грамотно, практически без ошибок. Данное обстоятельство практически всегда говорило о высокой квалификации таких специалистов и их большом опыте работы.

В настоящее время в условиях большого технического прогресса, появления множества электронных, технических устройств, а также так называемых гаджетов необходимость в использовании печатных машинок в работе юристов и специалистов в этой области, конечно же, отпала. Ведь если сейчас кто-либо изготовит документ на печатной машинке, то это уже будет выдавать специалиста низкой квалификации в области юриспруденции. Поэтому студенты и выпускники юридических вузов и соответствующих кафедр в высших образовательных учреждениях просто обязаны хорошо владеть техническими и цифровыми устройствами как для поиска нужной информации, так и для составления и оформления документов. Ведь даже по внешнему виду документа можно сделать вывод об уровне квалификации специалиста, его составившего.

Кроме того, в нынешних условиях работы по специальности, связанной с юриспруденцией, в обязательном порядке необходим такой набор психологических качеств, как коммуникабельность, стрессоустойчивость, умение выслушать и понять собеседника, способность правильно оценить сложившуюся ситуацию с точки зрения закона, а также мобильность и доступность для контактов с нуждающимся в юридической помощи человеком и многое другое.

Отсутствие вышеуказанных качеств в условиях цифровизации юридической деятельности уже становится недостаточным для юриста, чтобы в полной мере соответствовать требованиям цифрового мира. Неслучайно в настоящее время

многие банки предлагают клиентам в качестве одной из услуг оказание постоянной юридической помощи посредством цифровых технологий, в том числе онлайн-бесед и консультаций с юристами и адвокатами, являющимися партнерами банки в области оказания юридических услуг.

На сегодняшний день создано большое количество программ обучения студентов по специальности «Юриспруденция». При этом в ряде случаев у желающих существует возможность получить образование не только в классическом, т.е. очном формате обучения, но и дистанционно с использованием различных технических и цифровых средств.

Сегодня людей, получивших диплом о высшем юридическом образовании, достаточно много. Однако не все из них нашли свое место среди людей, работающих по юридическим специальностям и профессиям.

Возможно, часть из таких выпускников приходят к пониманию, что выбрали не тот путь профессионального развития, попадая на практику в те или иные государственные или правоохранительные органы, либо в коммерческие организации. При этом, на наш взгляд, большое значение имеет так называемый фактор наставничества, когда студент на практике сталкивается с реальной юридической работой и видит, как относятся к ней его наставник, руководитель практики либо просто сотрудники соответствующих служб и отделов. Ведь всем известно, что не все должностные лица, будучи действующими сотрудниками правоохранительных органов или юридических отделов, могут показать пример добросовестного отношения к своей работе, целеустремленность и настойчивость в достижении целей, поставленных перед работниками руководством. Это иногда приводит к негативным последствиям и может даже отбить у студента желание работать в области юриспруденции вообще либо по той или иной специальности или профессии. Ведь юрист — это некое всеобъемлющее понятие, относящее человека к категории лиц, которые имеют высшее юридическое образование. Наличие диплома о таком образовании дает выпускнику возможность выбора работы по той или иной специальности или профессии, как то: секретарь, помощник судьи, а затем и судья; помощник прокурора, а затем заместитель прокурора или прокурор; юрист, а впоследствии начальник юридического отдела или департамента и др.

Мы полагаем, что имеет значение и профессорско-преподавательский состав в образовательных организациях. И это не просто фигура речи, а имеющий большое значение аспект в системе

2024 / № 1 Е^оайоп. Бйепое. БаепйЛс регэоппе!

367

обучения студентов. Не случайно во всех образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой специалистов в области юриспруденции, руководство стремится к тому, чтобы занятие у студентов проводили лица, имеющие не только научные степени, но и практический опыт работы по той или иной специальности и профессии. Так, например, человек, проработавший не один год следователем, может объяснить студентам специфику расследования уголовных дел как с точки зрения теории уголовного процесса, так и с учетом работы в реальных условиях с подозреваемым и обвиняемым и расследования уголовного дела, когда доказательства и улики необходимо не только обнаружить, но и правильно процессуально закрепить, чтобы впоследствии составленные следователем документы не могли быть признаны недопустимыми доказательствами, полученными с нарушением требований уголовно-процессуального закона.

Обучение по юридической специальности в образовательном учреждении обязательно предусматривает выполнение соответствующих письменных работ. К таким работам относятся контрольные работы, курсовые работы, дипломные работы. Их выполнение помогает студенту не только расширить свой кругозор, самостоятельно получить дополнительные знания в различных областях юриспруденции, но и развить у себя способности к восприятию научного материала, написанного квалифицированным юридическим языком, а также навыки и опыт самостоятельного использования такого специфического языка и юридических терминов. Только постоянная практика использования юридических терминов при выполнении письменных работ помогает студенту в будущем выполнить дипломную работу на достойном и высоком уровне.

Немаловажную роль при получении высшего юридического образования имеет соблюдение студентом дисциплины как в период обучения, так и в периоды отдыха или свободного времяпровождения.

Студент еще в период обучения по юридической специальности должен быть самодисциплинированным и воспитывать в себе такие качества, как терпение, сдержанность, сохранение спокойствия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, восприятие различных ситуаций с точки зрения правоприменительной практики, чтобы исключить из своих действий возможность совершения нарушений требований законодательства того государства, на территории которого он находится.

Большое влияние на студентов в процессе обучения по юридической специальности оказывает их участие в практических занятиях, кото-

рые проводятся под руководством квалифицированных преподавателей. На таких занятиях, которым предшествуют предварительная подготовка, изучение соответствующего материала, студенты принимают участие не просто как слушатели, а именно как участники уголовного процесса. При этом студенты участвуют в практических занятиях в качестве профессиональных должностных лиц, а именно судей, секретарей суда, государственных обвинителей или представителей прокуратуры, адвокатов как защитников подсудимых, обвиняемых или подозреваемых, либо как представителей сторон по гражданскому делу и т.д. Участие в таких занятиях позволяет студенту более глубоко изучить профессию такого должностного лица, чью роль он исполняет, а также попытаться понять суть профессии такого участника судопроизводства, что в будущем может помочь выпускнику вуза в выборе своей профессии и вида профессиональной деятельности в области юриспруденции.

Во многих вузах существует практика организации дополнительной практической деятельности в формате работы научного кружка, а также в формате «Юридическая клиника», которые позволяют студентам участвовать не только в научно-представительских мероприятиях (в конференциях, семинарах, круглых столах, научных диспутах), но и напрямую взаимодействовать с гражданами, обратившимися за профессиональной юридической консультацией. Каждый вуз, имеющий юридический факультет, создает условия для реализации установленного Конституцией РФ права лиц на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи, установленного Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № Э24-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов РФ. Студенты-старшекурсники, будучи членами «Юридической клиники», содействуют осуществлению конституционных прав и свобод граждан на получение юридической помощи, повышая тем самым уровень их социальной защищенности, а также обеспечивая их доступ к правосудию.

Так, без отрыва от образовательного процесса студенты, оказывая бесплатную юридическую помощь в виде: (а) правового консультирования в устной и письменной форме; (б) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, под руководством профессорско-преподавательского состава, организуя еженедельно приемы граждан (либо лично, либо дистанционно с использованием средств телефонной связи, сети Интернет и (или) электронной

почты), формируют свое мировоззрение, профессиональный кругозор, который позволит им стать настоящим профессионалом-юристом.

Что касается участия студентов в научных кружках, то это значительно обогащает их знания, расширяет их научные познания, способствует развитию ораторского навыка. Участие студентов в научных кружках направлено:

■ на стимулирование у обучающихся творческого отношения к процессу обучения и выполнению служебных обязанностей;

■ формирование устойчивого интереса к самостоятельному научному поиску и научным исследованиям;

■ повышение качества образовательного процесса в подготовке специалистов для правоохранительных органов, обладающих сформированным объемом компетенций, отвечающих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Стоит отметить, что научно-исследовательская работа обучающихся является неотъемлемой, составной частью научно-исследовательской деятельности и образовательного процесса в целом. Необходимо всячески поощрять участие обучающихся в научно-исследовательской работе, выполняемой ими не только во время образовательного процесса, когда обучающиеся выступают на занятиях семинарского типа с докладами и сообщениями по результатам выполнения заданий научно-исследовательского характера, но выполняемой ими во внеучебное время путем участия в работе научных кружках, которые позволяют принимать активное участие в научно-представительских и конкурсно-оценочных мероприятиях различного уровня, а также в научных исследованиях по изучаемым дисциплинам. Именно участие в научных кружках и (или) сообществах позволяет обучающимся развить творческое мышление, выработать навыки ораторского выступления перед аудиторией, расширить научный кругозор и, как следствие, подготовить высококвалифицированного специалиста, обладающего профессионально-нравственным мировоззрением, способного творчески применять в практической и служебно-профессиональной деятельности новейшие достижения науки.

Иными словами, правильно организованный процесс внеаудиторного обучения позволяет качественно повысить уровень подготовки будущих специалистов-юристов: во-первых, расширить научный кругозор и сформировать науч-

ное мировоззрение будущего специалиста правоохранительных органов, отвечающего всем предъявляемым государством и обществом требованиям к современной личности юриста-правоведа; во-вторых, сформировать навыки аналитического поиска нужной информации и способности применять приобретенные научные знания, умения и навыки в образовательном процессе, в научно-исследовательской деятельности и в будущей профессиональной деятельности; в-третьих, привить навыки работы в научном коллективе и навыки взаимодействия в составе единой команды во время участия в различных научно-представительских мероприятиях соревновательного характера; в-четвертых, воспитать и подготовить обучающихся из числа активистов научных кружков вузов к поступлению в аспирантуру.

Таким образом, мы рассмотрели только ряд аспектов получения высшего юридического образования, которые помогают выпускникам, используя в процессе обучения полученные навыки, становиться профессионалами своего дела в ходе своей трудовой деятельности. Несмотря на развитие цифровизации и различных технологий, получение информации без участия человека, в том числе с использованием искусственного интеллекта, профессионалы в области юриспруденции независимо от вида профессиональной деятельности всегда будут востребованы и нужны не только государству, но и обществу, и отдельным гражданам при разрешении споров и различных ситуаций с точки зрения закона и правоприменительной практики.

Список источников

1. Марченко М.Н. Проблемы качества юридического образования в современной России / / Аккредитация в образовании. 2008. С. 10.

2. Профессия юриста закрывает рейтинг самых перспективных в 2023 году. Новости / / URL: https: / /www.law.ru/news/33987-professiya-yurista-zakryvaet-reyting-samyh-perspektivnyh-v-2023-godu (дата обращения: 25.12.2023).

3. Эксперты Минтруда назвали самые нужные профессии 2019 года. Служба новостей // URL: https://pg11.ru/news/72509 (дата обращения: 25.12.2023).

References

1. Marchenko M.N. Problems of the quality of legal education in modern Russia / / Accreditation in education. 2008. p. 10.

2024 / № 1 Education. Science. Scientific personnel

369

2. The legal profession closes the rating of the most promising in 2023. News // URL: https:// www.law.ru/news/33987-professiya-yurista-zakryvaet-reyting-samyh-perspektivnyh-v-2023-godu (date of application: 12/25/2023).

3. Experts of the Ministry of Labor named the most necessary professions of 2019. The news service // URL: https://pg11.ru/news/72509 (date of application: 12/25/2023).

Информация об авторе

С.С. Телигисова — доцент кафедры уголовного процесса Уфимского юридического института МВД России, кандидат педагогических наук.

Information about the author S.S. Teligisova — Associate Professor of the Department of Criminal Proceedings of the Ufa Legal Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences.

Статья поступила в редакцию 11.01.2024; одобрена после рецензирования 11.02.2024; принята к публикации 11.03.2024.

The article was submitted to the editorial office 11.01.2024; approved after review 11.01.2024; accepted for publication 11.03.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Продюсерство

Лайков А.Ю. Продюсерство. На пути в аудиовизуальную индустрию будущего. Основы профессиональной адаптации и карьерного роста начинающих продюсеров: Монография. 159 с.

ISBN: 978-5-238-03632-8

НА ПУТИ

В АУДИОВИЗУАЛЬНУЮ ИНДУСТРИЮ БУДУЩЕГО

основы

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И КАРЬЕРНОГО РОСТА НАЧИНАЮЩИХ ПРОДЮСЕРОВ

Профессиональная адаптация и рост требуют профессионального подхода, основан-ного на освоении определенных знаний и методик. Без профессионального подхода к послевузовской адаптации и росту нас, вероятнее всего, ждет крах. Речь идет о необходимости выработки выпускниками продюсерских факультетов и отделений вузов профессионального подхода к планированию и реализации своей карьеры.

Профессиональный подход основывается на правильном понимании сущности той деятельности, в которой собираются строить свою карьеру выпускники- продюсеры, на понимании закономерностей и стратегическом видении содержания будущих изменений человеческого общества, страны и индустрии. Такой подход позволит выпускникам самостоятельно выработать адекватные представления о будущем " образе" аудиовизуальной индустрии, своем месте в процессе ее изменений. Знания и умения претворять эти представления на практике путем грамотных тактических действий, основанных на определенных методиках, будут способствовать эффективному решению задач профессиональной адаптации и роста.

Чаще всего рекомендации, которые можно найти в обширной литературе по "карьерному росту", являются на деле недостаточно эффективными именно потому, что игнорируют тенденции изменения той среды, в которой их предполагается применять. Они, как правило, разработаны применительно к фактам прошлого опыта, который уже утратил свою актуальность к моменту презентации этих рекомендаций.

Чтобы этого избежать, выпускникам-продюсерам необходимо выработать в процессе обучения способность к самостоятельной адаптации к изменяющейся реальности.

В свою очередь, следует исходить из того, что реальность кинобизнеса и кинотеле-организаций представлена властными группами, которые контролируют ресурсы, необходимые для их функционирования и развития. Для того чтобы профессионально адаптироваться и расти, выпускнику-продюсеру необходимо проникнуть во властные группы, контролирующие организации, и продвигаться в них.

Для студентов, обучающихся по специальности " Продюсерство" и другим кинематографическим специальностям, слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации продюсеров кино и ТВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.