Д.А. Смирнов,
доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь К.А. Струсь, кандидат юридических наук, доцент Северо-Кавказского федерального университета (филиала) в г. Пятигорске
D.A. Smirnov,
Doctor of Law, professor, director of Legal institute of the North Caucasian federal university, Stavropol dmi197526@yandex. ru K.A. Strus,
Candidate of law, the associate professor, North Caucasian federal university (branch) in Pyatigorsk [email protected]
Опыт США в механизме совершенствования подготовки юридических кадров современной России
Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью использования системы образования для подготовки кадров в целях обеспечения опережающего развития современной России. Цель статьи — выделить особенности организации высшего юридического образования в США, выявить элементы, способствующие качественной подготовке кадров. Реализация поставленной ^ цели была достигнута при помощи общенаучных (диалектический, анализа, синтеза) и частнонауч-т ных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов. Авторы делают вывод о том, что ^ система подготовки кадров в магистратуре по юриспруденции требует своего уточнения. Обучение в магистратуре должно иметь своей целью обеспечение подготовки высококвалифицированных < кадров для научной, педагогической деятельности либо для определенного вида профессиональной § деятельности в соответствии с потребностями общества и государства. В связи с тем, что в ^ современной России потребность в юристах падает и возникает необходимость в рабочих профессиях, предлагается ввести юридическое образование в качестве второго образования, получение которого разрешается после получения рабочей специальности в техникуме, либо после получения , любого высшего образования. Обозначаются пути совершенствования взаимодействия юридических 2 вузов (факультетов) с ассоциацией юристов России.
Н Ключевые слова: система юридического образования, пути совершенствования юридического
образования, компетенции в юридическом образовании, общественные профессиональные организации.
с О с
K <
ш О ш
□£ с
26
The U.S. A experience in the mechanism of improving the training of legal personnel in modern Russia
Abstract: the relevance of the article due to the importance of using the education system for training of personnel to ensure rapid development in modern Russia. The purpose of this article is to highlight peculiarities of the organization of legal education in the U.S., to identify the elements contributing to high-quality training. Realization of this goal was achieved with the help of General scientific (dialectic, analysis, synthesis) and specific scientific methods (formal-legal, comparative-legal). The author makes a conclusion about the system of training jurisprudence in the master's degree requires clarification. The conclusion is O that master must have as their objective the training of highly qualified personnel for scientific, educational w or activity, or for a particular type of professional activity in accordance with the needs of society and the ^J state. Due to the fact that in modern Russia the demand for lawyers is falling and there is a need for working professions, prompted to enter law degree as a second degree, the receipt of which is permitted after the end of the technical schools for blue-collar jobs, or receive any higher education. Indicated ways of improvement of interaction of law schools (faculties) with the Association of lawyers of Russia.
Keywords: legal education, ways to improve legal education, competence in legal education , public professional organizations.
<0
Для того чтобы современная Россия оставалась могущественным государством, необходимо создание конкурентного образования. Если наша страна намерена выйти из кризиса и вступить на путь развития и процветания, то ей потребуются квалифицированные специалисты на всех ступенях государственной иерархии, во всех сферах жизни общества и на всех перспективных направлениях развития экономики, политики, обороны, безопасности и культуры страны. Ни одна реформа, даже с самой популярной идеей, не достигнет свой благородной цели, если каждый человек не будет профессионально выполнять определяемые для него в механизмах преобразования обязанности. Кроме этого современное общество нуждается в людях, которые смогли бы качественно и профессионально выражать свои интересы, что требует высокого уровня гражданской ответственности, формируемой системой качественного образования. Одним словом, все население должно быть подготовлено для выполнения необходимого объема политической и хозяйственной работы, для ведения конструктивного диалога с другими членами общества.
Решение этой чрезвычайно важной и, как раньше говорили, «судьбонос- о ной» задачи требует немалых интеллектуальных, материальных и моральных О затрат, критического осмысления передового отечественного и зарубежного В опыта, при этом необходимо не отрываться от сложившейся жизненной I о практики. р I
Подготовка юридических кадров относится к числу значимых и по преж- 1 Ш нему востребованных у населения направлений деятельности, поскольку С > именно юридические кадры обладают высокой трудовой мобильностью и во § М! многом могут определить характер проводимых политико-правовых реформ а а в различных сферах жизнедеятельности. Определение путей совершенство- р 1 вания сложившейся в России системы юридического образования предпо- I Е
лагает обращение к опыту передовых зарубежных государств, выработавших собственные концепции подготовки юристов и успешно их реализующих в
"О о
о Го
с о
С I
течение продолжительного времени. ® е
Одна из наиболее эффективных моделей подготовки юристов сложилась | Т в США в 70—80-е гг. ХХ в., после проведенного реформирования системы юридического образования. Особая правовая система этой страны, традиционно высокий уровень правовой культуры определяют высокий статус юри- ^ I стов в современном американском обществе. Юристам отводятся наиболее значимые места в государственном аппарате, политике, экономике США. В 27 современном мире достаточно высок престиж американского юридического образования. Количество студентов-иностранцев, обучающихся юриспруден- ^ ц-, ции в США, превышает количество всех иностранных студентов-юристов, ь ь проходящих обучение во всех странах мира вместе взятых [1, с. 2—7]. о ^
Обучение в США представляет собой консолидацию узкой специализа- ■§ ции и практической направленности подготовки юристов, а также особую * § форму организации учебного процесса. Значимую роль в совершенствовании механизма организации юридического образования занимает американская ассоциация юристов, уполномоченная Министерством образования США разрабатывать и утверждать требования, которым должен соответствовать
со
юридический вуз для того, чтобы получить официальный статус. В современной России за ассоциацией юристов (далее — АЮР) закрепляется право на осуществление профессиональной общественной аккредитации, дублирующей профессиональную государственную аккредитацию. В связи с этим трудно не согласиться с мнением И.А. Ефремова, отметившего, что «в состав Ассоциации входят высококлассные юристы, опытные профессионалы. Пусть они, организовав систему повышения квалификации, помогут профессиональному сообществу, своим коллегам, которые, может быть, и мучаются от своей несостоятельности, но вынуждены зарабатывать на кусок хлеба как могут» [2, с. 17]. Можно остановиться и на других крайне необходимых формах и способах участия АЮР в совершенствовании высшего юридического образования, например, подготовке баз тестирования и задач для промежуточной и итоговой аттестации по дисциплинам, имеющим особое научно-практическое значение и требующим усиленной подготовки обучающихся. Эти и другие направления деятельности АЮР могли бы реализовываться без специального Указа Президента России [3, с. 1; 4, с. 16; 5, с. 13—19] и без создания новых контрольно-надзорных проверяющих и тому подобных структур, выступающих по сути «кормушками» для отставных чиновников и примкнувшей к ним ^ «элиты», от которых Россия уже просто задыхается.
^ Продолжая изучение опыта организации юридического образования в к США, стоит отметить, что оно, начиная с конца XIX в. является только «вторым высшим». Для поступления в юридическую школу (колледж) требуется ш получение общего высшего образования и диплома «бакалавра искусств», а общий срок обучения юриспруденции составляет 3 года. Организация учеб-^ ного процесса на юридических факультетах осуществляется в соответствии ^ с образовательными стандартами, которые разрабатываются ассоциацией американских юристов с учетом требований, предъявляемых к кандидату ^ при поступлении в адвокатуру. Особенность образовательных стандартов, ° предлагаемых американским вузам, в отличие от российских, состоит в не к столь жестком регламентированном характере. Обязательные дисциплины т устанавливаются только для первого курса, а для последующих лет обучена ния обозначается только минимальное количество учебных часов в неделю, с которые должен посетить обучающийся [5, с. 17].
К обязательным предметам первого года обучения относят конституци-28 онное, административное, имущественное, деликтное, договорное, уголовное — право [6, с. 1]. На втором и третьем курсе студенты получают узкоспециализированную направленность: фактически 95 % изучаемых предметов от?? носятся к программам специализации.
° Так, например, курс «налогообложение» в Нью-Йоркском университете N включает 40 различных лекций и семинаров, в специальности «корпоративное и коммерческое право» изучается 30 предметов, а «уголовное право и процесс» включает в себя 20 предметов. В изучаемом курсе студенты самостоятельно выбирают наиболее интересные для себя дисциплины, при этом они в обязательном порядке сдают экзамены по установленному количеству дисциплин. Оставшиеся 5 % дисциплин включают в себя предметы общегуманитарного профиля, такие как педагогика, философия права, психология.
Чтобы заинтересовать студентов в обучении, во многих университетах читаются лекции по наиболее интересным и актуальным темам историко-теоретического толка. Так, в Нью-Йоркском университете предлагается для ознакомления курс «Юридические аспекты суда над Иисусом Христом», в знаменитой Гарвардской школе права среди дополнительных предметов изучается «Государственное устройство Древней Греции и Рима», «Расовое законодательство с 1776 г. по настоящее время».
Как уже отмечалось выше, одной из важнейших особенностей юридического образования в США является наличие узкой специализации. Такой подход в процессе обучения юристов имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, из вузов выпускаются юристы, получившие хорошую теоретическую и практическую подготовку по выбранной специализации, необходимой для определенного вида юридической практики либо в конкретной сфере деятельности, а с другой стороны, такая подготовка ограничивает возможности участия американских юристов в разнообразных областях юридической практики. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что объем правового регулирования общественных отношений в США в несколько раз превышает российский, g и подготовить квалифицированного специалиста широкого профиля крайне | сложно [7, с. 6—11]. Именно поэтому американская система высшего юриди- | ческого образования основана на углубленном изучении предметов узкой спе- 5 циализации. В случае, если у практикующего юриста возникает потребность д 0 в переквалификации, для этого вузами реализуются годичные программы обучения — магистр в области права (Magister's degree in law — LLM).
Другая существенная особенность юридического образования в США заключается в широком привлечении практиков в учебный процесс. Поскольку основной целью обучения является не только овладение определенным В набором знаний, но и развитие аналитических способностей мышления
5 Е
о
в конкретной области знании, для чтения многих курсов приглашаются р В
- г> $ е
практикующие юристы: судьи, адвокаты, советники крупных компании. В е Ш
процессе обучения в американских вузах нет традиционного деления занятий О С
на лекционные и семинарские. Обучение предполагает активный диалог пре- 5< О
подавателя со студентами [8, с. 73]. Перед каждым занятием преподаватели о а
направляют студентам задания и список литературы, обязательной для озна- | | комления, поэтому само занятие превращается в беседу лектора с учениками.
Многие курсы содержат большой практический компонент. Например, для 29
дисциплин «Экологическое право», «Бытовое насилие», «Права человека», -
«Некоммерческие организации» (Йельский университет) семинарские занятия обязательны. В рамках проведения семинарских занятий студенты ^ ^ занимаются анализом прецедентов и решений апелляционных судов. ^ 0 Из сказанного можно заключить, что большое значение в образовательном | процессе США имеет самостоятельная работа по освоению практических ? ^ навыков. Во время обучения студенты нацелены на приобретение навыков -0 самостоятельного анализа законодательства, правоприменения и судебной практики. В юридических школах предлагается прохождение курсов, которые формируют навыки работы с разными правовыми актами: «Правовой
практикум» (Йельский университет), «Составление проектов контрактов» (Пенсильванский университет), «Составление юридических документов» (Гарвардский университет). В рамках прохождения таких курсов учащиеся обязаны ознакомиться и научиться подготавливать необходимый набор всех документов для использования в судебном разбирательстве. Изменение конъюнктурных потребностей общества и государства перманентно отражается в содержании учебных планов американских вузов, что представлено введением новых дисциплин и модернизацией существующих курсов. Так, например, в 2009 г. в Нью-Йоркской школе читался курс «Кризис 2008». В Йельском университете с указанного года предлагается к ознакомлению дисциплина «Мировой экономический кризис». В школе права Мичиганского университета в связи с тесным американо-японским сотрудничеством в бизнесе и финансах предлагается к обучению семинар по японскому законодательству. В Нью-Йоркском университете есть цикл программ, призванный ознакомить слушателей с китайским правом и финансами: «Введение в законодательство и государственное устройство Китая», «Международный бизнес и инвестиционные сделки с Китаем» и др. В связи с распространением ислама среди значительной части населения в большинстве университетов США на юри-х дических факультетах читаются курсы по мусульманскому праву: «Введение ^ в мусульманское право» (Гарвардский университет); «Исламское право» ^ (Мичиганский университет), «Гендерные проблемы в исламском праве»,
«Сила и закон в исламском мире» (Нью-Йоркский университет). § Очевидно, что формирование юридического образования в США подчиняется социальному заказу, который предъявляет к нему общество и государство. Особенными характеристиками американского юридического образования является узкая специализация и практическая направленность обучения, при этом не остаются без внимания процессы и явления, приобретающие актуальность в современном мире. Юридическое образование ° США активно включается в глобализационные процессы. Американские к школы права расширяют учебные программы для иностранных студентов, т открывают на территориях других государств свои филиалы, направляют ш своих студентов на учебу в другие страны, дополняют курсы в сфере транснациональных правовых отношений [9, с. 35—38].
Одной из главных составляющих в повышении качества юридического 30 образования в США выступил представленный в 1992 г. доклад Американской - ассоциации юристов «Юридическое образование и повышение квалификации — образовательный континуум», в котором предлагались этические и профессиональные формулировки компетенций будущих юристов. В отличие от отечественных, американские компетенции имеют высокую конкретизированность и узкую профессиональную направленность, при этом общекультурные компетенции вообще не получают своего освещения. Использование такого подхода в подготовке кадров определило в дальнейшем резкое повышение качества национального юридического образования. Не умаляя значения общекультурных компетенций, опираясь на успешный опыт США в формировании профессиональных компетенций, предлагаем
с
с
(О
то
сч
сч
предусмотреть в ФГОС ВПО, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция следующие профессиональные компетенции: квалификация юридических фактов; составление и анализ актов-документов в осуществляемой юридической практике; разрешение юридических вопросов; анализ нормативных правовых документов и юридической литературы; знание судебных и альтернативных способов разрешения споров; консультирование по профильным юридическим вопросам; организация работы и управления в юридической деятельности.
В качестве этических ценностей, определяющих работу юриста, предлагается закрепить следующее: содействие укоренению принципов законности и правопорядка, правосудия, справедливости; профессиональное самообразование, профессиональное представительство и защита интересов клиента.
В сравнении с США, в российской практике в системе подготовки юридических кадров положение бакалавриата и магистратуры не совсем четко определено. С одной стороны, магистр должен овладеть навыками научного анализа, с другой — ему необходимо получить практические навыки для своей будущей профессиональной деятельности. В первом случае статус Г магистратуры конкурирует с обучением в аспирантуре, во втором — с обуче- | нием по направлению подготовки бакалавриат. В обоих случаях достигнуть | 0 качественного результата сложно в силу того, что магистерские программы 5 Т не сосредотачивают своего внимания на подготовке научной работы, т. к. д 0 перечень изучаемых в вузах дисциплин не включает в себя весь объем дисци- е > плин, изучение которых необходимо для практической деятельности. Время, | * выделяемое для освоения дисциплин научного и педагогического характера, * е
т-. к X
уступает времени, отводимому для освоения практических дисциплин. В д свою очередь, не всегда можно достичь необходимого объема практических В навыков, по причине того, что значительный объем часов в магистратуре
отводится на самостоятельную работу по подготовке магистерской диссер- е в
тации. Обращает на себя внимание отсутствие разницы в процедуре защиты е Ш
магистерской диссертации и выпускной квалификационной работы бакалав- О С
ров. Усугубляет сложность качественной подготовки кадров в магистратуре, * О
предоставленная возможность для обучения лиц без профильного юриди- о а
ческого образования. В результате на выходе, по окончании магистратуры, || || мы не получаем квалифицированные кадры для научно-исследовательской
или практической работы. 31
На наш взгляд, выход из сложившейся ситуации видится в более де- -
тальном разграничении бакалавров и магистров в системе юридического
образования, выраженном в подготовке бакалавров по общим вопросам ^ ^ юридической практики и специализации для решения профессиональных ^ 0
юридических задач определенного вида деятельности. В свою очередь, ма- |
гистратура должна обеспечивать профессиональную специализацию для ? ^
решения юридических задач высокого уровня сложности или для осуществле- -0 ния научно-исследовательской либо узкопрофессиональной педагогической деятельности. Обучаясь на бакалавриате, студенты должны получить универсальное юридическое образование, дающее представление не о конкретных
и
о
законах, а о праве в целом. В процессе обучения необходимо сосредоточиться на изучении правовых методов толкования, интерпретации, а не конкретного содержания материального права, уделяя больше внимания изучению юридических методов, что позволит выпускникам легко ориентироваться не только в отечественном, но и в зарубежном праве. На «выходе» мы должны получить специалистов с глобальным мышлением, глубоко понимающих относительные, стабильные принципы и нормы, знакомых с историческими предпосылками, судебными методами и имеющих достаточное представление о взаимоотношениях права и общественной жизни. Выделить значимые социальные факты, дать им правовую оценку — вот чему должны научиться выпускники юридических вузов.
Окончив следующую ступень обучения — магистратуру, слушатель должен освоить принципы, механизмы, процедуры, правила и нормы, определяющие регулирование общественных отношений в определенном виде профессиональной деятельности. Обучение в магистратуре, предлагается оптимизировать следующим образом. При поступлении на курс академической магистратуры обучение должно обеспечивать подготовку высококвалифицированных кадров для научной, педагогической деятельности в соответ-^ ствии с потребностями общества и государства по определенному научному ^ направлению деятельности, а обучение в прикладной магистратуре должно к иметь своей целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для определенного вида специальной профессиональной деятельности. ш Особое место в системе уровней высшего образования должно быть отведено кадрам высшей квалификации. В США главным элементом в под-^ готовке кадров ученых-исследователей и преподавателей является обучение в ^ докторантуре [10, с. 13—18] которая, по сути, выступает следующей (высшей) ступенью образования. Отличие докторантуры США от европейской заклю-^ чается в том, что в ней большую часть времени учат: общий срок обучения ^ составляет три года, два из которых посвящены изучению определенного к набора предметов, связанных с научным направлением проводимого иссле-т дования (методологии, методы научного исследования и т. п.). По окончании ш докторант сдает выпускные экзамены, сравнимые с нашими «кандидатскими» с экзаменами, а уже в течение третьего года обучения непосредственно готовит текст диссертации. К достоинствам представленной организации обучения 32 можно отнести высокую теоретическую подготовку ученых-исследователей, — в качестве недостатков следует выделить слабую вовлеченность в практику проводимого научного исследования. ?? Отдельно стоит остановиться на установленной в США процедуре защиты ° представленного диссертационного исследования, которая включает в себя три N этапа: первый — это обоснование вносимых предложений, второй — защита представленного введения и первых двух глав; третий — защита всего текста диссертации. Защита проходит перед советом из пяти человек, сформированным на базе университета, где обучался соискатель. Состав совета определяет сам защищающийся, по согласованию со своим научным руководителем. Члены комиссии оценивают качество работы и ставят вопросы перед дис-
сертантом по проблемным моментам исследования. Поскольку работа представляется в непереплетенном виде, каждый член комиссии вправе внести заметки на полях, а соискатель ученой степени может обдумать замечания и внести изменения, представив другим исследователям более обоснованное содержание проводимого исследования. Достоверность и научная значимость проводимого исследования определяется принципиальностью, профессионализмом и доверием к ученым университета, где проходит защита.
Полагаясь на опыт США, у заинтересованного читателя вполне резонно может возникнуть вопрос о мнении авторов относительно развернувшейся дискуссии о соотношении ученых степеней России и США. Причина ее сводится к разночтению в предъявляемых требованиях к научно-квалификационной работе в России и США и их последующей соотноси-мости с ученой степенью. Не вдаваясь в спор, считаем, что сложившееся в России разделение на кандидатов и докторов наук отражает прохождение необходимых стадий в подготовке кадров высшей профессиональной квалификации. Суть докторской научной квалификационной работы в США п заключается в том, чтобы отразить навыки и умения в проведении научного Г исследования либо внести определенный вклад в решение или разработку | определенной проблемы. Сложившаяся в России система подготовки кадров | высшей квалификации отражает в себе более жесткие критерии к выпол- 5 няемой научно-исследовательской работе, однако практическая значимость |д 0 проводимых исследований не всегда велика. В связи с этим считаем целесообразным уточнить требования к кандидатским и докторским диссертациям, ориентируясь на необходимость представления такого материала научного исследования, который будет отвечать соответствующим потребностям страны и общества в целом. Установленные требования, предъявляемые к В диссертациям, представляемым на соискание степени кандидата наук, от- о ® вечают необходимому минимуму для подготовки кадров высшей профессио- е В нальной квалификации. Думается, правильным будет уточнить требования, е Ш предъявляемые к докторским диссертациям, которые должны обеспечивать О С решение вопросов в достижении целей и задач, стоящих перед страной в * О области образования и науки, техники и технологии, культуры, обеспечения о а необходимых темпов в определяемых государством приоритетных направле- || || ниях развития, будут соответствовать прогнозируемым структурным преобразованиям в сфере народного хозяйства и (или) общественного устройства. 33
Базовым документом в определении направлений докторских юридических -
исследований должен выступить Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». ^ ^
Использование знаний о современном состоянии подготовки юриди- ^ 0 ческих кадров высшей квалификации в США, подходов к защите может | быть полезным для современной России. Конечно, не следует полностью ? ^ заимствовать западные образовательные технологии в разработке концепции -0 собственного юридического образования, однако определенные положительные моменты американского юридического образования можно взять на вооружение. Учитывая вышеизложенное, предлагаем внести следующие изменения в действующее законодательство.
5 Е
к
1. Предлагаем внести изменения в п. 5 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», изложив его в следующей редакции: «В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее профессиональное образование — бакалавриат;
3) высшее профессиональное специализированное образование — спе-циалитет, магистратура;
4) высшая профессиональная квалификация — аспирантура, докторантура».
2. В связи со сложившейся в России востребованностью рабочих профессий предлагается ввести юридическое образование как второе образование, получение которого разрешается после окончания техникумов (колледжей) по рабочим специальностям либо после получения любого высшего образования. Внедрение подобной схемы позволит, с одной стороны, привлечь в юридическую профессию действительно заинтересованных в этой профессии лиц в соответствии с их возможностями и талантами, с другой — максимально приспособить каждого человека к возникающим потребностям современного общества и успешной социальной адаптации.
3. Предлагаем изложить ст. 9 Постановления Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» в следующей редакции: «Диссертация на соискание ученой степени доктора наук — это научно-квалификационная работа, в которой автор представок ляет теоретические положения, имеющие важное научное значение, либо
решение научно-практической задачи, имеющей существенное значение в ^ обеспечении стратегического развития Российской Федерации в правовой, ^ политической, социально-экономической, культурной или хозяйственной жизни».
^ Подводя итог проведенному исследованию, хотелось бы отметить, что ^ формирование качественной системы образования обусловлено тесным к взаимодействием работодателей, ясно излагающих необходимую компетен-т цию своих сотрудников, профессиональных общественных организаций, ш корректирующих основные направления образовательных программ, уча-с ствующих в разработке вопросов итогового и промежуточного контроля, указывающих на использование необходимого профессионального обору-34 дования в подготовке будущих специалистов, и образовательных учреж-
- дений, в стенах которых вместе с преподавателями студенты приобретают
конкретные навыки своей будущей профессиональной деятельности и разрешают поставленные перед ними наукой и практикой задачи. Вносимые предложения следует рассматривать как дополнение к обстоятельному обсуждению проблемы повышения качества юридического образования и его практической целесообразности.
Список литературы:
1. Дент, М. Теперь я знаю, что выживу! (о практике преподавания методом Сократа) // Юрфак. — 2003. — № 14. — С. 2-7.
2. Российское юридическое образование: вчера, сегодня, завтра // Юрист. — 2015. — № 49.
(О
то
сч
сч
3. О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2009. — № 22, ст. 2698.
4. Лапшина, И.Е. Юридическое образование за рубежом (опыт США И ФРГ) / И.Е. Лапшина, Т.А. Аркадьева, М.А. Валеева // Концепт. — 2014. — № 12. — С. 13-19.
5. Ильная, Т.Н. Юридическое образование в США: история и современность // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. — Вып. 3. — 2010. — С. 16-21.
6. NUY LAW. URL: http://www.law.nyu.edu/faculty/index.html (дата обращения: 08.01.2016).
7. Гордон, Р.У. Юридическое образование в США: истоки и развитие // Юридическое образование в США. — 2002. — Т. 7, № 2. — С. 6-11.
8. Карнаков, Я.В. Особенности юридического образования в США // Закон. — 2009. — № 3. — С. 73-84.
9. Власихин, В.А. Юридическая профессия и юридическое образование в США // Юрфак. — 2000. — № 8. — С. 30-38.
10. Сиберт, Дж. А. Ассоциация американских юристов и юридическое образование в США // Юридическое образование в США. — 2002. — Т. 7, № 2.
о д 3 ä
5 т
тз >
Ü 8 > К в
а а
д н
"и s
о ы
в s
В ° ГО о
"5 го
® е
2 тз
н Е
ä 8
йй >
в
о Го ¡
¡
35
о О
Ü „и