Научная статья на тему 'Состояние преступности в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, проибретенных преступным путем, и основные направления деятельности государственных органов по борьбе с ней'

Состояние преступности в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, проибретенных преступным путем, и основные направления деятельности государственных органов по борьбе с ней Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
565
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Емцева Алла Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние преступности в сфере легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, проибретенных преступным путем, и основные направления деятельности государственных органов по борьбе с ней»

Емцева Алла Алексеевна

соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

Состояние преступности в сфере

легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, проибретенных преступным путем, и основные направления деятельности государственных органов п

борьбе с не

Щ егализация (отмывание) денеж-■ ных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, является на сегодняшний день одним из основных направлений деятельности организованных преступных групп и преступных сообществ, которое имеет транснациональный характер и влечет наступление тяжких последствий для экономики большинства государств мирового сообщества. Не подлежит сомнению тот факт, что легализация преступных доходов стала глобальной угрозой экономической и политической безопасности, в связи с чем данный вид преступной деятельности находится в центре внимания правоохранительных и финансовых органов большинства государств мирового сообщества. Последние, в свою очередь, нуждаются в принятии согласованных мер по противодействию данному явлению как на национальном, так и на международном уровне.

Между тем отечественному законодателю, к сожалению, потребовалось слишком много времени, чтобы осознать степень общественной опас-но-сти легализации преступных капиталов: лишь в 1996 г. (когда уже осуществлен основной пере-

дел собственности!) в новом Уголовном кодексе появляется статья, предусматривающая ответственность за отмывание доходов, а лишь пять лет спустя начинает формироваться необходимая нормативная база для борьбы с данными преступлениями. Так, 13 июля 2001 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», который был принят и подписан Президентом РФ 7 августа 2001 г.1 Одновременно был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»2, которым были изменены и дополнены Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»3, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»4.

Последующее развитие нормы УК, посвященные легализации доходов, получили в связи с принятием Закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 8 декабря 2003 г.5 Важным этапом в данном вопросе является создание Комитета по

1 Российская газета. 2001. 9 августа. В дальнейшем в Закон внесены изменения. См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ; Федеральный закон от 30 октября 2002 г. № 131-Ф3; Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 88-ФЗ. Вторым из них название Закона было изменено: добавлены слова «и финансированию терроризма».

2 Российская газета. 2001. 9 августа.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1918.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 6. Ст. 492.

5 Парламентская газета. 2003. 11 дек.

63

финансовому мониторингу (ныне - Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ)1.

По данным ГИАЦ МВД РФ с момента введения уголовной ответственности за отмывание преступных доходов имеется следующая статистика:

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Зарегистрировано преступлений по ст. 174, 174.1 УК РФ 241 1003 965 1784 1439 1129 620 1977 7461

К уголовной ответственности привлечено лиц / осуждено 17/1 55/21 65/11 92/21 46 85 238

На первый взгляд в последние годы наметился очень ощутимый сдвиг в решении рассматриваемой проблемы. Однако это не совсем так. Резкий рост в 2004 и 2005 г. (по 360 - 377% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) за последние два года количества рассматриваемых преступлений объясняется, к сожалению, не повышением качества работы правоохранительных органов, а тем, что ст. 174.1 УК в последнее время стала применяться так часто в связи с отсутствием в ней четкого указания на цель данного преступления и отсутствием недостаточного разъяснения со стороны Пленума Верховного Суда РФ. Соответственно, правоохранительные органы «находят» легализацию практически при любых случаях распоряжения преступно добытым имуществом: украл телевизор и продал его соседу? Значит, уже легализатор -ведь сделка с преступно добытым имуществом совершена! Так рассуждают многие работники правоохранительных органов, повышая одновременно статистические показатели по данному преступлению.

После этого ситуация несколько стабилизировалась - так, в 2006 г. было совершено 7957 преступлений и привлечено к ответственности 1824 человека, в 2007 г. соответственно - 5294 и 761. Но нерешенных проблем еще много. В контексте их решения перспективным является международное направление, где имеются некоторые позитивные результаты. Так, начиная с середи-ны 1990-х гг., особенно после принятия нового Уголовного кодекса, Российская Федерация активно участвует в международном обсуждении про-

блемы «отмывания» имущества. В рамках СНГ, например, были заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля с Белоруссией, Грузией, Арменией, Киргизией, Молдавией, Узбекистаном. Большое внимание в этих документах уделено вопросу борьбы с «отмыванием» преступных доходов. Подобное соглашение заключено с Италией: в июне 1996 г. Правительство РФ приняло Постановление «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля и в сфере выявления и предотвращения финансовых операций, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем2. 7 мая 1999 г. от имени Российской Федерации Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» подписана в г. Будапеште, а ратифицирована Федеральным законом Российской Федерации от 28 мая 2001 г3.

6 октября 2004 г. в Москве состоялась Учредительная конференция Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) - своеобразный аналог FATF. Кроме России документ об учреждении подписали Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Китай, Таджикистан. В октябре 2005 г. в России была создана Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма4. Комиссия является постоянно действующим координационным органом, образованным в целях обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Комиссия формируется в составе представителей (на уровне руководителей или заместителей руководителей структурных подразделений) Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства юстиции РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Феде-

1 Постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 г. N 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 26. Ст. 2676.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 32. Ст. 3948.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 23. Ст. 2280.

4 Приказ Минфина РФ от 25 октября 2005 г. N 132н «О создании Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2005. 17 нояб.

_64

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2008 • № 1

ральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по финансовым рынкам, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Центрального банка РФ (по согласованию).

Также на заседаниях Комиссии вправе присутствовать Генеральный прокурор РФ, его заместители и по их поручению другие прокуроры. Председателем Комиссии по должности является руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу. Перечень участников впечатляет, что лишь подчеркивает важность борьбы с легализацией преступных доходов в современной России. Активное участие в решении данной проблемы принимает и Центральный банк РФ. Так, им подготовлено письмо от 23 августа 2006 г. N 111 -Т «О меморандуме Комитета АРБ по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма»1. Соответственно в нем идет речь о том, что

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ Комитетом Ассоциации российских банков по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма 18 мая 2006 г. был принят Меморандум «О мерах по противодействию использования кредитных организаций в целях вывода крупных сумм денежных средств из легального денежного оборота в «теневую» экономику». Данный меморандум содержит рекомендации кредитным организациям по применению в практической деятельности набора мер, направленных на минимизацию вовлечения кредитных организаций в сомнительные финансовые схемы недобросовестных клиентов. Соответственно, одной из основных тенденций (наряду с международным сотрудничеством) в сфере борьбы с легализацией криминальных капиталов можно назвать все более широкое участие в ней различных институтов гражданского общества: общественных объединений, ассоциаций и т.д., поскольку уже совершенно очевидно, что силами одних лишь правоохранительных органов достичь ощутимых результатов не так просто.

65

1 Письмо ЦБ РФ от 23 августа 2006 г. N 111 -Т «О меморандуме Комитета АРБ по вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма» // Консультант-Плюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.