Вестник Омского университета. Серия «Право». 2009. № 4 (21). С. 204-207. © И.М. Клейменов, 2009
УДК 343
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ
THE CRIMINAL JURIDICAL POLICY IN THE SPHERE OF ANTY-MONEY LAUNDERING
И.М. КЛЕЙМЕНОВ
I.M. KLEYMENOV
Описываются этапы развития российского законодательства по противодействию легализации преступных доходов, оценивается эффективность уголовно-правового противодействия таким преступлениям.
The stages of Russian legislation development according to the legalization of criminal income are described; the efficiency of criminal legal crossing to such crimes is estimated.
Ключевые слова: легализация, преступные доходы, противодействие, законодательство, эффективность.
Ключевые слова: legalization, criminal income, crossing, legislation, efficiency.
В развитии противодействия легализации преступных доходов в России можно выделить несколько этапов.
1. Разработка Концепции проекта Федерального закона «Об ответственности за легализацию преступных доходов», для чего была создана межведомственная рабочая группа, состав которой, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 8 сентября 1994 г. № 460-рп, включал специалистов из МВД России, Центробанка России, ВЭК России, ФСБ России, Минюста России, Минфина России, МИД России, Генпрокуратуры России, МНС России [1].
Законопроект предусматривал уголовную ответственность за действия по легализации преступных доходов, за нарушение правил, установленных в целях борьбы с легализацией преступных доходов. Вместе с тем проектировалось признать преступлениями следующие действия по легализации доходов от преступной деятельности либо связанные с нарушением правил, установленных в целях предупреждения указанной деятельности:
- придание преступным доходам в какой бы то ни было форме правомерного вида, сокрытие или искажение источников и природы происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принад-
лежности имущества или прав на имущество, заведомо добытых преступным путем;
- нарушение правил бухгалтерского учета и хранения учетных документов, а равно непринятие установленных мер по обеспечению сохранности таких документов, приведшее к их утрате;
- внесение в отчетные документы заведомо ложных сведений или изъятие из них сведений о хозяйственной или финансовой деятельности, а равно уничтожение финансовых или иных учетных документов;
- нарушение правил проверки личности контрагентов при осуществлении финансовой или хозяйственной деятельности, а также правил регистрации контрагентов и производимых финансовых и других имущественных операций либо хранения регистрационных документов;
- осуществление и прием платежей наличными деньгами в размерах, превышающих установленный законодательством уровень.
Уголовная ответственность за нарушение правил, установленных в целях предупреждения деятельности по легализации преступных доходов, предусматривалась в случае их повторного нарушения после применения мер административного взыскания за подобные нарушения.
Предусматривалось также, что лицо, добровольно передавшее в собственность государства полученные от преступной или иной незаконной деятельности финансовые средства, имущество, имущественные права, освобождается от уголовной ответственности за действия по их легализации [2].
2. Введение уголовной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, в Уголовный кодекс Российской Федерации. Как видим, первоначально российский законодатель, вслед за разработчиками Концепции, избрал стратегию широкого подхода к борьбе с легализацией криминальных доходов. В учебной и научной литературе указывалось, что предметом данного преступления (в первоначальной редакции уголовного законодательства) являются денежные средства или иное имущество, приобретенные виновным в результате преступления или иного правонарушения (например, путем незаконной гражданско-правовой сделки) [3].
Несмотря на это, ст. 174 УК РФ использовалась редко и непрофессионально. В обзорной справке о применении ст. 174 УК РФ, подготовленной Следственным комитетом МВД России, отмечалось, что анализ информации «показал практически повсеместное неправильное понимание объективной стороны легализации незаконных доходов теми следственными работниками, которые принимали решения о возбуждении уголовных дел или предъявлении обвинения по данной статье Уголовного кодекса. Практически вся информация, представленная в Следственный комитет о легализации незаконных доходов, на самом деле представляла собой случаи сбыта похищенного имущества теми же лицами, которые им перед этим завладели» [4].
3. Формирование организационной структуры, нацеленной на борьбу с экономической преступностью в рассматриваемом направлении. В 1999 г. был создан Межведомственный центр при МВД России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем [5]. Центр имел право управления, его штаты были сформированы из прикомандированных сотрудников правоохранительных орга-
нов (МВД, ГТК, ФСНП, ФСБ), представителей федеральных органов исполнительной власти (Минэкономики, Минфина, ВЭК, МНС) и Центробанка России.
Для предотвращения перемещения капиталов за границу было проанализировано только в 1999 г. свыше 20 тыс. контрактов внешнеэкономической деятельности в целях выявления лиц, подозреваемых в получении незаконных доходов, и возвращения валютной выручки. Организованная в 80 субъектах Российской Федерации оперативно-профилактическая проверка законности этих контрактов позволила вернуть государству 185 млн дол. США и 500 тыс. немецких марок. Аналогичная работа была проделана в 2000 г., в бюджет государства было возвращено более 108 млн дол. США [6]. Такая активность вызвала ответную реакцию со стороны «белых воротничков» в виде лоббирования Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» [7].
4. Принятие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» [8], в соответствии с которым была изменена редакция ст. 174 УК РФ и введена новая ст. 1741 УК РФ. Сопоставляя новые редакции соответствующих норм Уголовного кодекса Российской Федерации с первой редакцией ст. 174 УК РФ, можно констатировать, что законодатель заменил признак незаконности приобретенного имущества признаком «приобретенного преступным путем или в результате совершения преступления», что ограничило возможности применения уголовного законодательства по борьбе с легализацией преступных доходов. В Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем» прямо говорится, что при постановлении обвинительного приговора по ст. 174 УК РФ или по ст. 174 УК РФ судом должен быть установлен факт получения лицом денежных средств или иного имущества, заведомо добытых преступным путем либо в результате совершения преступления [9].
Кроме того, были сформулированы и другие ограничения: крупный размер финансовой операции, действие указанных уголовно-правовых запретов не распространяется на преступления, предусмотренные ст. 193, 194, 198, 199, 1991, 1992 УК РФ.
5. Расширение возможностей применения законодательства, направленного на борьбу с легализацией преступных доходов за счет:
а) изменения названия и содержания Федерального закона, который в действующей редакции поименован «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [10]. Включение в Федеральный закон положений, направленных на противодействие финансированию террористической деятельности, укрепило его авторитет и способствовало формированию системы финансового мониторинга;
б) создания специального органа, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координировать деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу [11] - ныне Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее -Росфинмониторинг) [12]. Росфинмониторинг наделен широкими полномочиями [13], в том числе осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также инициирует привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
в) исключения из диспозиций ч. 1 ст. 174 и 1741 УК РФ стоимостного порога отмываемого имущества [14];
г) принятия большого числа нормативных правовых актов, направленных на противодействие легализации преступных доходов через банковские и иные структуры, учреждения, организации [15].
Противодействие легализации (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, обретает опыт и становится всё более эффективным. Об этом можно судить по динамике соотношения числа зарегистрированных преступлений и лиц, выявленных за их совершение. Так, если в 2002 г. значение индекса1 по ст. 174, 1741 УК РФ составило 13,28, то в 2007 г. - 3,13.
Вместе с тем здесь, конечно, существуют ещё огромные резервы. Ежедневно банки сообщают в Росфинмониторинг о 11-13 тыс. подозрительных сделках. В банке информации Службы содержатся сведения более чем о 13 млн сообщений на сумму около 100 трлн
руб. [16].
Актуальность легализации средств, полученных преступным путем, ещё более возрастает в связи с распространением терроризма. На этом фоне показатели правоприменительной практики по противодействию легализации преступных доходов выглядят всё же довольно низкими. В 2008 г. выявлено 169 лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 174 УК РФ и 2633 лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 174.1 УК РФ. Сравнительно с числом сообщений о подозрительных сделках - это совершенно незначительные показатели.
Ещё более показательны данные о числе осужденных за легализацию доходов, полученных преступным путем. В 2008 г. по ст. 174 осуждено 13 человек, по ст. 174.1 -89 человек. Таким образом, из общего числа лиц, выявленных за легализацию преступных доходов, в 2008 г. осуждено 3,6 %. Как видим, система правоприменительной деятельности в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, работает неэффективно. Основная энергия усилий «уходит в гудок», а не в поступательное движение вперед.
1. См.: Концепция проекта Федерального закона «Об ответственности за легализацию преступных доходов» // «Грязные» деньги и закон. Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов. - М.: Инфра-М, 1995. -С. 15-16.
2. См.: Там же. - С. 7-15.
3. См.: Леонтьев Б.М. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное
право Российской Федерации (Особенная часть): учебник / под ред. Г.Н. Борзенкова и
B.С. Комиссарова. - М.: Олимп, 1997. -
C. 254; Яковлев А.М. Преступления в сфере экономической деятельности // Российское уголовное право (Особенная часть): учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. -М.: Юрист, 1997. - С. 187; Дмитриев О.В. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное право Российской Федерации (Особенная часть): учебник / под ред. А.И. Марцева. - Омск: Омская академия МВД России, 2000. - С. 194; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. А.В. Наумова. - М.: Юрист, 1996. -С. 447.
4. Цит. по: Иванов Э.А. Формирование в России системы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем // Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2001. - С. 383.
5. См.: Приказ МВД России от 14 мая 1999 г. № 335/31н/ГБ-3-34/133/297/194/160/90/244/181 «О создании Межведомственного центра при МВД России по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем».
6. См.: Михайленко А.П. Международное и межведомственное сотрудничество в борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем // Вестник МВД России. - 2001. -№ 5-6. - С. 28-29.
7. См.: Проблемы борьбы с отмыванием денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем: мат-лы круглого стола // Государство и право. - 2001. - № 2. -С. 108-109.
8. См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 33 (ч. 1). - Ст. 3418.
9. См.: Рос. газета. - 2004. - 7 дек.
10. См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 33 (ч. 1). - Ст. 3418; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерально-
го закона “О противодействии экстремистской деятельности”» // Там же. - 2002. -№ 30. - Ст. 3029; Федеральный закон от 30 октября 2002 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”» // Там же. - № 44. - Ст. 4296.
11. См.: Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» // Там же. - 2001. -№ 45. - Ст. 4251.
12. См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 11. - Ст. 945.
13. См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // Там же. - № 26. - Ст. 2676.
14. См.: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Рос. газета. - 2003. - 16 дек.
15. См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. № 28 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. - № 4. - Ст. 330; Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 г. № 6 «О порядке утверждения Правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» // Там же. -№ 2. - Ст. 188; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. № 245 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом» // Там же. - 2002. - № 16. - Ст. 1572.
16. См.: Банки и их роль в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. - иКЬ: www.crime.vl.ru/index.php?p= 1501&шоге=1&с=1&1Ъ=1&рЪ=1-24к>