Научная статья на тему 'Состояние потребительского рынка в регионе с позиции обеспечения экономической безопасности'

Состояние потребительского рынка в регионе с позиции обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
SHADOW ECONOMY / THE MARKET FOR CONSUMER GOODS / GROSS REGIONAL PRODUCT / THE THREAT OF THE CONSUMER MARKET / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лизина О.М., Орькина Т.Г.

Рассмотрены основные факторы, влияющие на возникновение теневизации экономической деятельности на потребительском рынке. Проведена оценка масштабов теневой экономики на потребительском рынке. Предложены рекомендации, способствующие минимизации масштабов теневой экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние потребительского рынка в регионе с позиции обеспечения экономической безопасности»

УДК

Лизина О. М., кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск Орькина Т. Г., студент ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева», г. Саранск

СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РЕГИОНЕ С ПОЗИЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Рассмотрены основные факторы, влияющие на возникновение теневизации экономической деятельности на потребительском рынке. Проведена оценка масштабов теневой экономики на потребительском рынке. Предложены рекомендации, способствующие минимизации масштабов теневой экономической деятельности.

Ключевые слова: теневая экономика, рынок потребительских услуг, валовой региональный продукт, угрозы потребительского рынка, нормативно -правовое регулирование.

Lizina O. M., Ph. D., associate Professor of the Department of theoretical economy and economic security, National Research Mordovian state

University. N. P. Ogaryov, Saransk Orkina T.G., student National Research Mordovian state University N. P. Ogaryov, Saransk

THE STATE OF CONSUMER MARKET IN THE REGION FROM A POSITION OF ECONOMIC SECURITY

Abstract. There are main factors influencing the occurrence of shadow economic activities in the consumer market. The estimation of the size of the shadow

economy on the consumer market is in the article . Recommendations in order to minimise the extent of shadow economic activities are proposed.

Key words: shadow economy, the market for consumer goods, gross regional product, the threat of the consumer market, the legal regulation.

В условиях развития «новой экономики» происходит доминирование в валовом внутреннем продукте сферы потребительских товаров и услуг, в котором занята большая часть работоспособного населения страны. В связи с этим возникает вопрос организационно-экономического обеспечения, функционирования и развития потребительского рынка, регулирования его деятельности в различных отраслях хозяйства на региональном и местном уровнях.

Одной из основных задач экономической безопасности российского государства является обеспечение защиты законных интересов и прав участников рыночных отношений - производителей и потребителей товаров и услуг. Не секрет, что современный потребительский рынок в России представляет собой сочетание легальной и нелегальной (теневой) экономической деятельности.

Теневая экономическая деятельность на потребительском рынке, как социальное и экономическое явление, является важной проблемой и занимает одно из важных мест в экономической науке. Данное явление можно объяснить масштабами развития и сложностью в объективной оценке теневого сектора. Основной задачей статистики являются расчеты основных макроэкономических показателей с учетом всех поправок, в том числе поправок на теневую экономическую деятельность [2].

Анализ теневизации экономической деятельности на потребительском рынке показал, что большую долю неформального сектора потребительского рынка составляет производство и реализация товаров (среднее значение за 10 лет составляет 12 965,17 млн.р).

Основными причинами, определяющими теневую деятельность субъектов потребительского рынка, являются:

- стремление индивидуума повысить свое благосостояние за счет переплетения с развитой бюрократией и коррупцией, и, как следствие, повышение уровня своей жизни;

- возникновение структурного и экономического кризиса;

- массовая иммиграция из стран «третьего мира», из сел, депрессивных регионов и др.;

- государственное вмешательство в экономику;

- не развитые и (или) не эффективные институты, направленные на поддержку развития предпринимательства;

- несогласованность системы экономических интересов.

Нелегальная экономическая деятельность потребительского рынка

проявляется преимущественно посредством нарушения законодательных, налоговых, административных, санитарных, трудовых норм, ущерб от которых наносится как государству, так и потребителям.

На основе данных Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия нами проведен анализ объема платных услуг населению с учетом скрытой и нелегальной деятельности. В качестве базового показателя служит валовой региональный продукт, расчет величины которого осуществляется с помощью валового выпуска и промежуточного потребления.

Таблица 1 - Объем платных товаров и услуг, оказанных неформальным сектором в _Республике Мордовия за 2010-2015 гг._

Виды платных услуг Объем платных товаров и услуг, оказанных неформальным сектором, млн.руб. Изменения, млн.руб.

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2015 г. к 2010 г., % 2015 г. и 2010 г., млн.р.

ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ 12736,3 14466,6 12893,2 15621,5 16825,3 21703,9 170,4 8967,5

ПРОИЗВОДСТВО УСЛУГ в том числе: 7974,8 9317,3 11000,7 13345,6 15257,2 15555,3 195,1 7580,5

транспорта и связи 714,72 927,87 1005,19 1159,84 889,21 889,21 124,4 174,5

гостиниц и ресторанов 1166,13 1701,09 1237,16 1198,50 966,53 1121,17 96,1 -45,0

предоставление 714,72 927,87 1005,19 1159,84 889,21 889,21 124,4 174,5

прочих

коммунальных,

социальных и

персональных услуг

здравоохранение и 1692,77 2049,04 1778,41 1855,74 2087,70 2010,38 118,8 317,6

предоставление

социальных услуг

образование 1090,89 1430,46 1817,07 1391,80 1894,40 1121,17 102,8 30,3

другие услуги 2144,17 1894,40 1662,43 1817,07 1469,12 1507,79 70,3 -636,4

Основную часть потребительского рынка услуг, оказываемых населению неформальным сектором, занимают услуги по предоставлению прочих видов услуг (среднее значение за 6 лет составляет 1 749,16 млн.р.), здравоохранения (среднее значение за 6 лет составляет 1 912,34 млн.р.), услуг гостиниц и ресторанов (среднее значение за 6 лет составляет 1 231,76 млн.р.), образования (среднее значение за 6 лет составляет 1 457,63 млн.р.).

На наш взгляд, увеличение размеров теневизации экономической деятельности на потребительского рынка в большей степени связано с низким качеством товаров и услуг официального сектора, в результате которого большая часть населения вынуждена прибегать к товарам и услугам неформального сектора.

Меньше всего в неформальном секторе потребительского рынка в области прочих коммунальных и социальных услуги (среднее значение за 6 лет составляет 931,01 млн.р.), транспорта и связи (среднее значение за 6 лет составляет 929,46 млн.р.).

В большей степени объем платных услуг неформального сектора Республики Мордовия в период 2010-2015 гг. увеличился в сфере оказания транспортных услуг (в 1,24 раза) и услуг по предоставлению прочих коммунальных и социальных услуг (в 1,24 раза).

В результате опроса населения относительно рынка потребительских услуг по количеству неудовлетворенных потребителей доминируют рынок услуг жилищных и коммунальных услуг (39,2%), услуг гостиниц и ресторанов

(23,3%) и услуги по ремонту бытовой техники (21,5%). Степень удовлетворенности товаров и услуг имеет важное практическое значение и позволяет наиболее конкретно определить приоритетные конкурентные сегменты потребительского рынка.

Статистические данные за 2015 г. показали, что производство и реализация товаров составляет 59,67 % в ВРП, доля предоставленных услуг в ВРП составляет 40,33 %, соответственно.

В результате оценки масштабов, основных тенденций и изменения показателей объема платных товаров и услуг населению Республики Мордовия, оказанных неформальным сектором, получили следующие выводы:

1) общая доля неформального сектора на рынке потребительских рынке составляет 41,28 %: производство товаров 18,14 %, производство услуг составляет 23,14 %;

2) большая часть услуг, оказанных неформальным сектором, характерна для услуг здравоохранения (4,44 %), другим видам услуг (4,31 %), услугам гостиниц и ресторанов (3,71 %) и образования (3,73%);

3) меньше всего нелегальной экономики в услугах транспорта и связи (3,12%) и прочих коммунальных и социальных услуг (3,83 %).

В большей мере основные угрозы потребительского рынка оказывают влияние как на потребителя, выраженные в завышении уровня цен и высоким уровне теневой экономической деятельности, так и на государство, которое выражается в недополучении налоговых доходов в результате высокого уровня теневой экономики. Возникновение и существование данных угроз приводит к снижению уровня жизни населения региона [1].

Нелегальная экономическая деятельность на рынке потребительских услуг так же влечет за собой падение производства, сокращении налоговых и других обязательных взносов в бюджет, которые вызывают задержки в выплатах заработной платы и пенсий, как источников существования основной части населения страны. Но, тем не менее, принятие ряда законов о большей свободе предпринимательской деятельности, а так же усиление финансового

контроля, в последнее время повлекли за собой выход некоторых видов деятельности из теневого оборота (медицинская и педагогическая деятельность, репетиторство и другие).

В связи с большим объемом рискообразующих факторов теневой экономики на рынке потребительских услуг, необходимы соответствующие комплексные меры, включающие не только экономические, но и социальные, правовые мероприятия. Таким образом, для минимизации масштабов теневой экономической деятельности в данной сфере необходимо:

- использовать оптимизацию используемых государством методов;

- совершенствование законодательной базы в части регулирования сферы

услуг;

- осуществлять защиту потребителей;

- снижение социального расслоения потребителей.

Исходя из этого, важно учитывать регулирование теневой экономической деятельности со стороны государства, к основным направлениям которого можно отнести: совершенствование нормативно-правового обеспечения. Данное направление включает в себя мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей неформальную экономику; развитие инфраструктуры; информационно-аналитическое обеспечение; кредитно-финансовые и инвестиционные меры.

Реализация предложенных мер позволит нейтрализовать теневые экономические явления на потребительском рынке и повысить экономическую безопасность потребительского рынка региона в целом, а так же заполнить некоторые пробелы в регулировании потребительского рынка региона, повысить уровень и качество жизни населения.

Библиографический список

1. Кулямина О.С. Масштабы и причины существования теневой экономики в малом и среднем бизнесе сферы услуг / О.С. Кулямина // Сервис в России и за рубежом. - 2010. - № 1 (16). - С. 173 - 179.

2. Лизина О.М. Специфика теневых экономических отношений в российских регионах / О.М. Лизина // Контентус. - 2015. - № 12 (41). - С. 44 -49.

3. Лизина О.М. Теневая составляющая качественного экономического роста в России / О.М. Лизина // Контентус. - 2012. - № 1. - С. 9 - 17.

4. Теневая экономика: учеб.пособие для вузов / Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - С. 136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.