Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

СОСТОЯНИЕ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
117
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Г.Г. Онищенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia having a fifth of the worldwide drinking water resources is faced with considerable difficulties in solving the problems associated with the safe and rational attitude towards water resources, in improving the technologies of drinking water purification and conditioning, in introducing new universal forms of supplying the population with high quality portable water. Particular emphasis has been recently placed on the setting up of an effective legal and normative base for the sanitary protection of water sources and the upgrading of the quality of drinking water. Regional (republican, territorial) drinking water supply programs have been worked out up to the period 2010 in 47 subjects of the Russian Federation, with the participation of sanitary-and-epidemiological surveillance systems and approved in accordance with the established procedures. The majority of administrative areas have district and town programs to implement high-priority measures for improving the water supple system. Safe drinking water supply is one of the major components of Russia’s national security. Under the established conditions, even in case of the favorable financial position, this cannot be achieved by only engineering decisions (construction and modernization of water-supply networks, use of new equipment and breakthrough technologies). Water service as a type of water consumption is based on the general principles of natural resource management. Its safety should be combined with the strategic objective of water resources utilization and conservation in the catchment basins in the country as a whole.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Гигиена окружающей среды и населенных мест

© Г. Г. ОНИЩЕНКО, 2007 УДК 614.777(470)

Г. Г. Онищенко

СОСТОЯНИЕ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Роспотребнадзор Минздравсоцразвития РФ, Москва

Российская Федерация всемерно поддерживает усилия мирового сообщества, направленные на охрану здоровья и благополучия человека в рамках устойчивого развития путем совершенствования управления водохозяйственной деятельностью, предусматривающей охрану водных объектов и мероприятия по предупреждению распространения заболеваний, связанных с водой. Наша страна одна из первых подписала и ратифицировала "Протокол по проблемам воды и здоровья к конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г.", подготовленный третьей конференцией в Лондоне в июле 1999 г.

Основная сложность реализации задачи по обеспечению растущих потребностей населения в доброкачественной питьевой воде состоит в ограниченности ее ресурсов. На саммите в Йоханнесбурге в 2002 г. она была поставлена в число основных в реализации стратегии устойчивого развития человеческого сообщества.

Международными водными форумами, проведенными под эгидой Организации Объединенных Наций в Киото и Душанбе, принято решение о провозглашении десятилетия 2005—2015 гг. Международной декадой "Вода для жизни". При этом подчеркивалась необходимость совместных действий государств в этой сфере.

Россия, располагающая 1/5 общемировых ресурсов питьевой воды, переживает значительные трудности в решении вопросов бережного, рационального отношения к водным ресурсам, совершенствования технологий водоочистки и кондиционирования питьевой воды, внедрения новых универсальных форм обеспечения населения доброкачественной питьевой водой.

Особое значение в последние годы придается созданию действенной правовой и нормативной базы в области санитарной охраны водоисточников и повышения качества питьевой воды.

Действующим Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регламентированы санитарно-эпидемиологи-ческие требования к питьевому, хозяйственно-бы-товому и рекреационному водопользованию, а также основные требования к качеству питьевой воды, которой должно быть обеспечено население в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

На федеральном уровне введены в действие 9 нормативных документов (санитарные правила и нормы, методические указания, направленные на обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, среди которых особое значение имеют

СанПиН от 2001 г. "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".

Разработаны и утверждены в установленном порядке около 150 гигиенических нормативов по содержанию химических веществ в воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования, из которых 35 относятся к числу ранее установленных и пересмотренных на основе гармонизации с международными нормативами и с учетом рекомендаций Директивы Совета Европейского Союза 98/83/ЕС.

Разработаны проекты технического регламента Российской Федерации "Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к воде, предназначенной для потребления человеком, и питьевому водоснабжению" и "Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к воде водных объектов в местах водопользования и водоотведе-ния".

Проекты обсуждены на расширенном заседании Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной думы.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 292 от 06.03.98 «О Концепции федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой" и осуществлении первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществить разработку целевых программ обеспечения населения питьевой водой. Однако федеральная целевая программа "Обеспечение населения России питьевой водой", в которой предусматривались 3 этапа реализации (1999—2000, 2001—2005, 2006—2010 гг.), до настоящего времени не утверждена.

В 47 субъектах Российской Федерации в 1999— 2000 гг. разработаны с участием санитарно-эпидемиологического надзора и утверждены в установленном порядке областные (республиканские, краевые) программы по обеспечению населения питьевой водой на период до 2010 г.

На большей части административных территорий имеются районные и городские программы по осуществлению первоочередных мероприятий по улучшению водоснабжения населения.

В 22 субъектах Российской Федерации нет программ по обеспечению населения питьевой водой, из которых в 16 субъектах такие программы разработаны, но не приняты по тем или иным причинам, в основном из-за высокой их стоимости и отсутствия финансирования.

- ю -

В 11 субъектах Российской Федерации — Ленинградская, Белгородская, Тверская, Новгородская, Кировская, Амурская, Волгоградская области, республики Башкортостан, Карачаево-Черкесия, Бурятия, Ямало-Ненецкий автономный округ — выполнение мероприятий по обеспечению населения питьевой водой предусмотрено в рамках других утвержденных программ.

В Новгородской области мероприятия по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой входят в областную программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства области в 2003—2010 гг.".

В Белгородской области развитие систем централизованного водоснабжения, решение вопросов обеспечения населения области питьевой водой проводится в рамках инвестиционной программы строительства, реконструкции, технического перевооружения и капитального ремонта объектов социальной сферы, жизнеобеспечения населения, программы улучшения качества жизни населения области, а также областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 г.".

В Кировской области в рамках программы "Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Кировской области на 2004—2010 гг." вопросы обеспечения населения доброкачественной питьевой водой рассматриваются в разделе "Обеспечение безопасности питьевой воды". Аналогичные программы работают еще в 9 районах области. В районах области приняты и находятся в стадии реализации 13 местных программ по улучшению качества хозяйственно-питьевого водоснабжения.

В Карачаево-Черкесской Республике имеется программа "Развитие и техническое совершенствование системы коммунального водоснабжения и водоотведения городов и населенных пунктов КЧР на 2004—2010 гг.", вопросы водоснабжения также отражены в целевых программах "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса КЧР на 2004-2010 гг." и "Юг России".

В Тверской области разработана и осуществляется областная целевая программа "Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Тверской области на 2003—2010 гг.", включающая вопросы питьевого водоснабжения.

К субъектам Российской Федерации, где удовлетворительно реализуются программы по обеспечению населения питьевой водой, следует отнести Курскую, Липецкую, Курганскую, Ульяновскую, Сахалинскую, Читинскую области, Республику Татарстан, Еврейскую автономную область.

Внедрение системы социально-гигиенического мониторинга и оценки риска значительно активизировало исследования по изучению влияния качества питьевой воды на состояние здоровья населения, на основе которого в ряде субъектов Российской Федерации приняты управленческие решения по улучшению обеспечения населения доброкачественной питьевой водой. На высоком уровне проведены исследования по установлению связи загрязнения питьевой воды вредными химическими веществами с соматической заболеваемостью в Краснодарском крае, Оренбургской, Тюменской и других областях, выполненные учреждениями территориальных управлений Роспотребнадзора со-

вместно с научно-исследовательскими и медицинскими институтами.

Подтверждены полученные ранее данные об увеличении риска заболеваний органов кровообращения, пищеварения, эндокринной системы, мо-чевыводящих путей в результате длительного воздействия питьевой воды с нарушением гигиенических нормативов, регламентирующих содержание химических веществ.

Положение с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой в Российской Федерации по-прежнему вызывает серьезную озабоченность, несмотря на высокий охват (98% городского и 64% сельского населения) централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения (среднее водопотребление на одного городского жителя составляет 326 л в сутки, сельского — 84 л в сутки).

Многолетние данные социально-гигиенического мониторинга по состоянию водных объектов свидетельствуют, что практически все водоисточники, как поверхностные, так и подземные, подвергаются антропогенному и техногенному воздействию с различной степенью интенсивности.

Из общего количества поверхностных и подземных источников централизованного питьевого водоснабжения (104 478) 1/6 часть (17,52%) не отвечает санитарным правилам и нормам, в том числе 15,39% — из-за отсутствия зон санитарной охраны. Особенно тяжелое положение сложилось с источниками питьевого водоснабжения из открытых водоемов, так как 41,5% от их числа (2049) не отвечает санитарным правилам и нормам, в том числе 36% — из-за отсутствия зон санитарной охраны.

Так, не имеет зон санитарной охраны большое количество водоисточников в Уральском и Дальневосточном федеральном округах: Тюменской (63,6%), Иркутской (9 из 44) областях, Ямало-Ненецком автономном округе (20 из 24), Республике Саха (Якутия) (49 из 63), Чукотском (5 из 10) и Корякском (7 из 7) автономных округах. В Южном федеральном округе сложилось тяжелое положение с организацией зон санитарной охраны в республиках Дагестан (54 из 82) и Калмыкия (6 из 9), Кабардино-Балкарской (5 из 7) и Карачаево-Черкесской (69,6%) республиках, Волгоградской (24 из 53), Астраханской (28 из 90) областях. В Приволжском и Сибирском федеральных округах отсутствуют зоны санитарной охраны для большого количества водоисточников в Нижегородской (5 из 8), Саратовской (51,6%) областях, Чувашской Республике (3 из 5), Республике Бурятия (2 из 2), Таймырском автономном округе (11 из 14), Омской области (37 из 53). В Северо-Западном и Центральном федеральных округах отсутствуют зоны санитарной охраны в Архангельской (39 из 79), Вологодской (17 из 43) областях, Санкт-Петербурге (8 из 8), Псковской (2 из 2), Брянской (1 из 2), Владимирской (4 из 6), Ивановской (6 из 12), Рязанской (4 из 4), Смоленской (2 из 2), Тульской (1 из 1), Ярославской (16 из 27) областях.

Неудовлетворительное качество подземных вод по санитарно-химическим показателям в ряде регионов обусловлено в основном высоким уровнем общей минерализации и повышенным содержанием железа, марганца и других макроэлементов природного происхождения. Данные, характеризующие состояние подземных источников и качество

воды по микробиологическим показателям, значительно отличаются от аналогичных данных в отношении поверхностных источников в лучшую сторону, в чем и заключается главное преимущество подземных источников.

Несмотря на относительную защищенность подземных вод, которая обусловливает приоритетность их использования для питьевого водоснабжения, к настоящему времени выявлено около 1800 очагов их загрязнения, 78% которых расположены в европейской части России. Особую опасность представляет загрязнение подземных вод на водозаборах децентрализованного питьевого водоснабжения населения. Такое положение сложилось на 700 водозаборах.

В этих условиях особое значение приобретает качество очистки и обеззараживания воды. Вместе с тем из имеющихся в стране 2175 коммунальных и ведомственных водопроводов, получающих воду из открытых водоемов, 743 (34,2%) не имеют полного комплекса очистных сооружений и 466 (21,4%) — обеззараживающих установок.

Низкий уровень внедрения современных технологий водоочистки, высокая (более 60%) изношенность разводящих сетей, территориальные особенности источников водоснабжения, обусловливающие дефицит или избыток биогенных элементов, — факторы, негативно влияющие на здоровье населения.

Независимо от ведомственной принадлежности водопроводов и вида водоисточника в целом по Российской Федерации 19,05% проб воды, поступающей непосредственно потребителю из разводящей сети, не отвечает гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде по санитарно-хи-мическим показателям (в том числе 15,44% — по органолептике, 1,12% — по общей минерализации и 1,45% — по токсичным веществам) и 7,31% — по микробиологическим; доля проб питьевой воды с выделенными возбудителями инфекционных болезней составляет 0,11%.

При этом следует отметить положительную динамику качества водопроводной воды за последние годы по микробиологическим показателям.

Вызывает серьезную обеспокоенность ситуация, сложившаяся с качеством питьевой воды в Дальневосточном и Уральском федеральных округах. В 2004 г., несмотря на уменьшение доли проб питьевой воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, по сравнению со средним показателем по Российской Федерации с 7,7% в 2003 г. до 7,3% в 2004 г., в указанных федеральных округах отмечается увеличение процента нестандартных проб по микробиологическим показателям, в том числе с выделением возбудителей инфекционных болезней.

В Дальневосточном федеральном округе доля проб питьевой воды, не отвечающих гигиеническим нормативам, возросла в 2004 г. в Приморском крае, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области.

Аналогично обстоят дела в Уральском федеральном округе — доля проб питьевой воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в том числе с выделением возбудителей инфекционных болезней, по сравнению со среднероссий-

ским показателем возросла в 2004 г. в Тюменской и Свердловской областях.

Основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды являются загрязнение источников водоснабжения, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, отсутствие на водопроводах очистных сооружений и обеззараживающих установок, высокая изношенность водопроводов и разводящих сетей, отсутствие плановых капитальных ремонтов, слабый производственный контроль, нестабильная подача воды. Одной из причин также является недостаточная материально-техническая база. Особое место занимают техногенные аварии. Ежегодно возрастает количество аварий на водопроводных и канализационных сетях, устранение которых проводится несвоевременно и некачественно, что нередко приводит к возникновению вспышек острых кишечных инфекций водного характера, число которых в 2004 г. возросло с 16 (в 2003 г. с числом пострадавших 1325) до 19, причем число пострадавших при этом увеличилось на 23% и составило 1715 человек.

Наиболее крупные очаги групповой заболеваемости острыми кишечными инфекциями явились следствием употребления недоброкачественной водопроводной воды. Вынесено Постановление Главного государственного санитарного врача № 10 от 16.12.04 "О состоянии заболеваемости населения вирусным гепатитом А и мерах по ее снижению", связанное с возросшим количеством вспышек, связанных с водным фактором.

Достижение региональных сдвигов в решении проблем обеспечения населения доброкачественной питьевой водой сдерживается в силу ряда причин, в их числе:

недостаточное финансирование водохозяйственной деятельности, в том числе региональных программ по улучшению водоснабжения населения;

растущие требования к качеству питьевой воды в связи с расширяющимся уровнем знаний и как следствие того необходимостью увеличения числа контролирующих показателей, ужесточения ряда действующих нормативов;

обнаружение в питьевой воде ряда химических веществ, не имеющих до сих пор научно обоснованных гигиенических нормативов, что особенно характерно для воды поверхностных водоисточников, это не позволяет в полной мере гарантировать безвредность ее для здоровья и определяет необходимость финансирования водоканалами соответствующих научных работ как по регламентированию этих загрязнений, так и по разработке методов очистки воды от них;

ухудшение санитарного состояния водоемов, используемых для питьевого водоснабжения, в связи с возрастающей антропогенной нагрузкой, сбросом неочищеных и недостаточно очищенных сточных вод, низкие темпы строительства и реконструкции канализационных сооружений и сетей;

необходимость замены около 60% дефектных водоразводящих сетей, что приводит к вторичному биологическому и химическому загрязнению водопроводной воды.

Указанные обстоятельства диктуют наряду с принятием региональных мер по улучшению сани-тарно-технического состояния централизованных

систем водоснабжения необходимость научной разработки и практической реализации новых направлений в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой. К ним относятся глубокая доочистка водопроводной воды в местах ее непосредственного потребления с использованием специальной техники и оборудования, а также бесперебойная поставка потребителям высококачественной воды, расфасованной в емкости.

Следующая задача тесно связана с проблемой восполнения дефицита биогенных элементов за счет питьевой воды. Это может быть достигнуто за счет использования экологически чистых и более богатых необходимыми для организма биогенными солевыми компонентами подземных вод, а также за счет внедрения таких технологий водоподготовки, которые не изменяют ее солевой состав, если он соответствует представлениям об оптимальном содержании в ней макро- и микроэлементов. В этих случаях за счет питьевой воды можно восполнить до 1/4—1/3 суточной потребности в биогенных элементах.

Сложной для реализации остается задача кондиционирования качества водопроводной воды за счет природного смешения различных вод или искусственного обогащения питьевой воды биогенными элементами путем фильтрации через мине-ралсодержащие материалы или внесения солевых добавок.

В настоящее время в стране имеются лишь единичные надежные системы фторирования питьевой воды, тогда как в США 74% населения получают фторсодержащую водопроводную воду, фторирование ее осуществляется в 40 из 50 наиболее крупных городов.

С учетом вышеизложенного в 2000 г. издано постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 5 "О. коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов", которое касалось преимущественно расфасованных питьевых вод.

Госсанэпиднадзором создана надежная система санитарно-эпидемиологической экспертизы качества расфасованных вод. На базе ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина действует испытательный и научно-методический центр по данной проблеме. Учреждениями службы осуществляется государственный надзор за производством и реализацией этих вод. В последнее время такой надзор стал особенно актуальным в связи с появлением в торговой сети значительного количества некачественной, а порой и фальсифицированной продукции. Учитывая это, вынесено постановление № 13 Главного государственного санитарного врача от 06.04.05 "Об усилении надзора за производством и оборотом минеральной и питьевой воды". Приняты меры по получению достоверной информации о зарегистрированной расфасованной в емкости питьевой воде, создан их реестр.

За период с 30.08.04 по 05.06.05 Управлением государственной регистрации и лицензирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека было выдано 62 свидетельства о государственной регистрации на воду питьевую расфасованную, из них 21 — свидетельство о государственной регистрации на воды питьевые без категории качества, 13 свидетельств

высшей категории качества, 28 — первой категории качества.

На минеральную воду выдано 159 свидетельств, из них 75 — на минеральные лечебно-столовые воды, 79 — на минеральные природные столовые воды, 2 — на воды минеральные ароматизированные, 3 — на воды минеральные питьевые лечебные, 3 — на воды искусственно минерализованные.

Безопасность питьевого водоснабжения является одной из главных составляющих безопасности населения России. Достижение ее в сложившихся условиях, даже в случае благоприятного финансового положения, не может быть обеспечено только инженерными решениями (строительство и модернизация водопроводных систем, применение новой техники и прогрессивных технологий). Водоснабжение населения как один из видов водопользования базируется на общих принципах использования природных ресурсов. Его безопасность должна сочетаться со стратегической целью рационального использования и охраны водных ресурсов водосборных бассейнов в целом.

В создавшейся ситуации становится наиболее актуальным вопрос расширения использования подземных (пресных) вод для централизованного питьевого водоснабжения населения, совершенствования технологических процессов водоподготовки (очистки и обеззараживания) не только на водозаборах из открытых водоемов, но и путем широкого внедрения методов кондиционирования воды подземных источников: обеззараживания, умягчения, обесфторирования и др., а также производства высококачественных расфасованных питьевых вод.

Необходимы усиление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за источниками и системами питьевого водоснабжения, организация устойчивого обеспечения и развития системы лабораторного контроля службы, особенно в условиях техногенных аварий.

Проводится совершенствование законодательства, а также нормативной базы, устанавливающей гигиенические критерии безопасности условий водопользования; в связи с выходом федерального закона "О техническом регулировании" ведется работа над проектами технических регламентов "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" и "Требования санитарно-эпидемиологической безопасности к воде водных объектов в местах водопользования и водоотведения".

Summary. Russia having a fifth of the worldwide drinking water resources is faced with considerable difficulties in solving the problems associated with the safe and rational attitude towards water resources, in improving the technologies of drinking water purification and conditioning, in introducing new universal forms of supplying the population with high-quality portable water.

Particular emphasis has been recently placed on the setting-up of an effective legal and normative base for the sanitary protection of water sources and the upgrading of the quality of drinking water. Regional (republican, territorial) drinking water supply programs have been worked out up to the period 2010 in 47 subjects of the Russian Federation, with the participation of sanitary-and-epidemiological surveillance systems and approved in accordance with the established procedures. The majority of administrative areas have district and town programs to implement high-priority measures for improving the water supple system.

Safe drinking water supply is one of the major components of

Russia's national security. Under the established conditions, even in case of the favorable financial position, this cannot be achieved by only engineering decisions (construction and modernization of water-supply networks, use of new equipment and breakthrough technologies). Water service as a type

of water consumption is based on the general principles of natural resource management. Its safety should be combined with the strategic objective of water resources utilization and conservation in the catchment basins in the country as a whole.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2007 УДК 614.72+613.841:616.2-006.04

О. Н. Литвиченко, И. А. Черниченко, Т. В. Коваленко, Г. Г. Зинченко

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОПАСНОСТИ КАНЦЕРОГЕННЫХ ФАКТОРОВ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Институт гигиены и медицинской экологии им. А. Н. Марзеева АМН Украины, Киев

В современных условиях человек постоянно находится в окружении сложного химического мира, под влиянием комплекса вредных факторов антропогенного происхождения, в том числе канцерогенных, что может приводить к развитию онкологических заболеваний.

По данным экспертов ВОЗ, в конце XX века от злокачественных новообразований в мире ежегодно умирали 6,8 млн человек и диагностировалось более 10 млн новых случаев рака, а к началу XXI века прогнозировалось превышение 11 млн случаев [11]. Такая же тенденция наблюдается и в Украине

— за последние 10 лет онкологическая заболеваемость в стране возросла на 5,7% [4].

Ключевыми факторами при формировании этой патологии, как показывают исследования последних лет, являются загрязнение воздушной среды и образ жизни, в частности привычка курения [2, 3, 5]. Для Украины важны оба фактора.

Во-первых, на территории страны находится большое количество плотно расположенных промышленных предприятий, являющихся, по данным МАИР, источниками образования и выброса в атмосферу канцерогенных веществ различных классов, — предприятия черной и цветной металлургии, теплоэнергетики, доменные, сталеплавильные, нефтеперерабатывающие, кожевенные, резиновые производства, автотранспорт и др.

Во-вторых, распространенность курения в Украине угрожающе растет — сегодня в стране курит 58% мужчин и 14% женщин, причем если 15 лет назад около 3% из них курили по 20—30 сигарет в день, то в настоящее время 3% выкуривают более 30 сигарет. По материалам ВОЗ по ситуации в Украине, курение обусловило в течение последних 3 лет смерть более 120 тыс. человек ежегодно [5].

В многочисленных исследованиях была установлена достоверная связь между уровнями загрязнения атмосферы населенных мест комплексом химических канцерогенов и частотой рака легких у населения [1, 7, 8]. Отсюда, естественно, представляются приоритетными пути первичной профилактики рака. При этом важно уменьшить аэрогенную канцерогенную нагрузку на организм за счет как антропогенного загрязнения атмосферного воздуха, так и табачного дыма.

Цель данной работы — сравнительная оценка аэрогенной нагрузки канцерогенных соединений

— бенз(а)пирена (БП) и нитрозаминов — НА (нит-розодиметиламина — НДМА и нитрозодиэтилами-на — НДЭА) на население ряда городов Украины, поступающих из воздушной среды и продуктов курения, расчет риска влияния этих доз на онкозабо-

леваемость. Исходя из этого, в работе проводилось изучение содержания указанных соединений в загрязненной воздушной среде городов Украины и табачном дыме наиболее распространенных сигарет.

В течение многих лет лаборатория канцерогенных факторов Института гигиены и медицинской экологии им. А. Н. Марзеева АМН Украины проводила исследования содержания в воздушной среде соединений классов полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) и НА путем организации стационарных постов наблюдений в ряде регионов Украины — в больших городах с развитой инфраструктурой промышленных объектов и автотранспортной сетью магистралей и малых городах с наличием предприятий различных отраслей промышленности.

В результате проведенных исследований было выявлено значительное загрязнение атмосферного воздуха населенных мест этими канцерогенами. Характерной для современных городов и особенно промышленных центров была четкая градация показателей загрязнения канцерогенами по функциональным зонам. Наибольшие уровни этих соединений были в промышленных зонах, обусловленные смешанным типом загрязнения за счет выбросов промышленных источников и отработанных газов автотранспорта; несколько ниже была степень загрязнения атмосферы в районах автомагистралей. При этом необходимо подчеркнуть, что на этот процесс влияли плотность транспортного потока и качество автотранспорта, в первую очередь соотношение автомобилей, работающих на дизельном и бензиновом топливе.

Если оценить уровни загрязнения канцерогенными соединениями (БП и НА) атмосферы городов в течение нескольких длительных периодов наблюдений, можно отметить, что в 80—90-е годы в этих городах наблюдалась достаточно высокая степень загрязнения атмосферного воздуха указанными канцерогенами, максимальные уровни которых превышали гигиенические нормативы в 4,5— 28 раз. И хотя в последнее время отмечается некоторое снижение концентраций этих соединений, уровни загрязнения воздушной среды городов БП и НА (НДМА и НДЭА) остаются высокими и в 20— 62% проб превышают ПДК [3, 9].

Таким образом, анализ результатов наших мак-ромасштабных наблюдений в течение более чем 20 лет свидетельствует о стабильном загрязнении атмосферного воздуха населенных мест Украины канцерогенами двух классов — ПАУ, индикатор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.