Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И ТУРИНДУСТРИИ ПРИБАЙКАЛЬЯ В ЦЕЛОМ'

СОСТОЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И ТУРИНДУСТРИИ ПРИБАЙКАЛЬЯ В ЦЕЛОМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
92
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ОБЪЕКТЫ ТУРИНДУСТРИИ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ржепка Элина Анатольевна, Головченко Татьяна Петровна

В статье авторы последовательно рассматривают ситуацию на туристском рынке России, Прибайкалья и г. Иркутска за последние годы, связанные с пандемией, закрытием границ и политической нестабильностью. Дается анализ тех проблем, которые возникли из-за отсутствия единой программы развития туризма в регионе. Сейчас ведется работа по формированию инфраструктуры, способной обеспечить всесезонный и многоаспектный характер развития туристских потоков, направленных в Прибайкалье. Особое внимание авторы уделяют новым проектам крупных компаний, работающих в регионе и способных обеспечить необходимые потребности в недостающих объектах. Помимо областного центра, который чаще всего рассматривается в качестве «Ворот Байкала», авторы показали перспективы Байкальска, Качугского и Ольхонского районов, а также в целом всего региона как туристско-ориентированного и готового к приему туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ржепка Элина Анатольевна, Головченко Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF INDIVIDUAL OBJECTS AND THE TOURISM INDUSTRY OF THE BAIKAL REGION AS A WHOLE

The study analyzed the situation in the tourist market of Russia, the Baikal region and the city of Irkutsk affected by the pandemic, the closure of borders, and political instability. An analysis of the problems that have arisen due to the lack of a unified program of tourism development in the region is given. Now the work is underway to form an infrastructure capable of ensuring the all-season and multidimensional nature of the development of tourist flows directed to the Baikal region. The authors focused on new projects of major companies operating in the region that are able to meet the necessary needs faced by the industry. In addition to the regional center seen as as the «Gateway of Baikal», the authors showed the prospects of Baikalsk, Kachug, and Olkhon districts, as well as the whole region, as tourist-oriented and ready to receive tourists.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И ТУРИНДУСТРИИ ПРИБАЙКАЛЬЯ В ЦЕЛОМ»

Научная статья УДК 379.857 EDN MHGMOY

DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(4).721-731

СОСТОЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И ТУРИНДУСТРИИ ПРИБАЙКАЛЬЯ В ЦЕЛОМ

Э.А. Ржепка1 2, Т.П. Головченко1

1 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

2 Институт географии имени В.Б. Сочавы СО РАН, г. Иркутск, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 14 ноября 2022 г.

Дата принятия к печати 6 декабря 2022 г.

Дата онлайн-размещения 23 декабря 2022 г.

Ключевые слова

Туризм; объекты туриндустрии; туристский рынок; развитие туризма

Аннотация

В статье авторы последовательно рассматривают ситуацию на туристском рынке России, Прибайкалья и г. Иркутска за последние годы, связанные с пандемией, закрытием границ и политической нестабильностью. Дается анализ тех проблем, которые возникли из-за отсутствия единой программы развития туризма в регионе. Сейчас ведется работа по формированию инфраструктуры, способной обеспечить всесезонный и многоаспектный характер развития туристских потоков, направленных в Прибайкалье. Особое внимание авторы уделяют новым проектам крупных компаний, работающих в регионе и способных обеспечить необходимые потребности в недостающих объектах. Помимо областного центра, который чаще всего рассматривается в качестве «Ворот Байкала», авторы показали перспективы Байкальска, Качугского и Ольхонского районов, а также в целом всего региона как турист-ско-ориентированного и готового к приему туристов.

Original article

THE STATE OF INDIVIDUAL OBJECTS AND THE TOURISM INDUSTRY OF THE BAIKAL REGION AS A WHOLE

Elina A. Rzhepka1 2, Tatyana P. Golovchenko1

1 Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

2 V.B. Sochava Institute of Geography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Irkutsk, the Russian Federation

Article info

Received

November 14, 2022

Accepted December 6, 2022

Available online December 23, 2022

Keywords

Tourism; tourism industry objects; tourist market; tourism development

Abstract

The study analyzed the situation in the tourist market of Russia, the Baikal region and the city of Irkutsk affected by the pandemic, the closure of borders, and political instability. An analysis of the problems that have arisen due to the lack of a unified program of tourism development in the region is given. Now the work is underway to form an infrastructure capable of ensuring the all-season and multidimensional nature of the development of tourist flows directed to the Baikal region. The authors focused on new projects of major companies operating in the region that are able to meet the necessary needs faced by the industry. In addition to the regional center seen as as the «Gateway of Baikal», the authors showed the prospects of Baikalsk, Kachug, and Olkhon districts, as well as the whole region, as tourist-oriented and ready to receive tourists.

За последние годы российский туризм столкнулся с серьезными проблемами. В конце 2022 г. исполнится три года с начала пандемии новой коронавирусной инфекции. Как только туристская отрасль стала отходить от пандемийного кризиса, она попала под каток западных санкций. Многие за© Ржепка Э.А., Головченко Т.П., 2022

рубежные направления стали закрыты для российских туристов, а иностранные туристы сильно сократили количество своих поездок в Россию. Все эти процессы повлияли не только на туроператоров, но и на огромное количество компаний, которые работают в данном сегменте экономики.

ф 3

S

ао

Б

0) s< я 0) л

т

о *

о

о

о

а

а> ■о о

4

00 ф

X X

о

п

о у

X

5

00 ф

■о

о

S

3

ф

?

2 о

К) К)

W К)

10 4

>1 К)

7

W

п t*

сч

N

ä &

О

сч «

8 ci

N О N

I

iE э ф

n *

Ts £

« m

®

15 m

Упразднение Федерального агентства «Ростуризм» также посеяло определенную смуту среди участников туристской отрасли, но основанием для оптимизма является теория бихевиоризма о поведении человека в условиях высокой степени неопределенности и эмоционального напряжения на протяжении длительного времени. В такие периоды потребители резко сокращают покупки предметов долгосрочного использования, исчезает мотивация к новым долгосрочным кредитам. Это отчетливо видно по динамике потребительского и ипотечного кредитования. Это означает, что у населения высвобождается определенная доля доходов, которая иначе направлялась бы на обслуживание кредитов или покупку дорогостоящих товаров.

Вместе с тем экономическая история разных стран и регионов свидетельствует о том, что в такие периоды резко растет спрос на «покупку хорошего настроения». Ровно это мы видим в статистике расходов россиян на услуги отелей: если летом этого года общий объем расходов находился на уровне прошлого года, то в последние недели сентября и первые недели октября расходы на отели выросли на 38-56 % от аналогичного периода 2021 г. Расходы на развлечения выросли на 40 %, а в ресторанах и кафе сохраняются приблизительно на уровне аналогичного периода прошлого года. Отчетливо видно, что сейчас люди предпочитают относительно небольшие расходы на «покупку хорошего настроения» долгосрочным инвестициям, как например, покупке мебели или бытовой и компьютерной техники, автомобилей и недвижимости.

Но не будем забывать, что есть еще один фактор: прямо сейчас происходит накопление отложенного спроса на туристические услуги. Наступит период, когда фаза крайней неопределенности закончится, будущее станет обретать ясные черты, и в этот момент эмоциональная пружина, сжатая в течение года, начнет стремительно разжиматься, что выразится в активном потреблении.

С учетом того что современная туристическая инфраструктура — это прежде всего крайне капиталоемкая сфера, к этому спросу нужно готовиться уже сейчас. Причем в процессе осуществления туристской деятельности используется два класса инфраструктуры — общая региональная и специфическая. Общая инфраструктура включает аэропорты, вокзалы, дороги и т.п. К специфической в первую очередь относятся коллективные средства размещения (КСР), предприятия питания, объекты туристского показа [1, с. 590]. Жилое строительство, традиционная

коммерческая недвижимость, фондовый рынок по целому ряду причин больше не являются привлекательными и перспективными нишами для инвестиций. Зато отрасль туристской инфраструктуры, с одной стороны, является крайне недофинансированной в последние 30 лет, с другой — обеспечена новым внутренним спросом, ранее направлявшимся за рубеж, и способна переварить порядка 90 млрд долл. частных инвестиций в ближайшие 8-10 лет.

Рассмотрение вопросов, связанных с состоянием индустрии туризма, широко представлено в многочисленных исследованиях данной отрасли [2-7]. В частности, это прослеживается в исследованиях как индустрии туризма в целом, так и отдельных ее объектов, например: вопросов развития коллективных средств размещения (О.А. Су-ранова [2], Н.В. Рубцова [3]) и предприятий общественного питания в условиях пандемии и в постпандемический период (А.Н. Федотов, С.В. Щепина [4]), роли общественных пространств в развитии комфортной городской среды (Н.В. Полякова, Т.И. Кубасова, Н.Г. Новикова, В.В. Поляков [5]), галереи как элемента туристской инфраструктуры города (И.Ю. Калинина, П.А. Максимова [6]). В исследовании М.В. Куклиной, А.А. Гу-ревской, А.И. Труфанова сделан акцент на мультидисциплинарный анализ современного состояния туристской инфраструктуры Байкальского региона, выявлены ее уязвимые места, сформулированы основные проблемы, обозначены перспективные подходы и возможные пути их решения [7].

В данной статье рассматривается состояние отдельных объектов туриндустрии Прибайкалья. Предпринята попытка выявления возможностей развития инфраструктуры исследуемого региона в условиях влияния неблагоприятных факторов внешней среды (эпидемиологических, экономических и политических). Такие возможности, основанные на данных открытых источников и интервью с участниками туристского бизнеса, оцениваются с позиции возможной реновации имеющихся объектов инфраструктуры и создания новых.

В начале лета 2022 г. «Ростуризм» обозначил наиболее популярные туристские направления России, в которые Иркутская область не вошла. А в конце августа этого же года «Ростуризм» распределил 5,3 млрд р. между 48 субъектами Российской Федерации, куда опять не включили наш регион. Деньги выделены на конкурсной основе в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» на 2023 г. Победившие в

конкурсе регионы получат гранты под реализацию не менее 1 000 проектов, каждый на сумму от 3 до 10 млн р.

Развитием туризма будут заниматься в трех направлениях. Первое — создание пляжей и национальных туристских маршрутов (3,1 млрд р.). Второе — создание кемпингов и автокемпингов (700 млн р.). Третье — развитие инфраструктуры туризма (1,55 млрд р.). Заявки на получение федеральных субсидий подал 81 субъект Федерации, в том числе Иркутская область.

Наши соседи по Байкалу получили деньги по всем трем направлениям. «Ростуризм» выдаст Бурятии 337,5 млн р., из них 149,1 млн р. на обустройство пляжных зон на восточном и южном побережье Байкала, оз. Щучье и Гусиное. На возведение новых кемпингов как на байкальском берегу, так и в других популярных у туристов районах дадут 82 млн р. На покупку туристического оборудования, создание электронных путеводителей, развитие доступной туристической среды для людей с ограниченными возможностями предоставят 106,3 млн р. Одним из главных условий для победы в конкурсе было наличие региональной государственной программы развития туризма. В Иркутской области такой программы нет. Это не единственный критерий, по которым оценивались регионы, но в нашем случае он оказался решающим.

Когда федеральный центр видит, что через региональные программы на местах достигаются поставленные государством цели, то таким регионам финансовая помощь оказывается в первую очередь.

Иркутская область — это Байкал, который является системообразующим ресурсом региональной туристской системы [8, с. 19]. Туризм входит в тройку приоритетных

2 000 1 800 1 600 1 400 1 200 1 000 800 600 400 200 0

1 829,8

1 671,0

отраслей. Создание программы развития туризма сейчас является задачей номер один для Агентства по туризму Иркутской области. Стратегия развития туризма в Иркутской области тоже отсутствует; непонятно куда движемся: что-то делается, но общей картины нет, ресурсы разбрасываются точечно. По темпам развития область начинает проигрывать туриндустрии Бурятии, Алтайского края, Карелии, Сахалина.

Но можно посмотреть на ситуацию с другой стороны и увидеть, что Иркутскую область в 2021 г. посетили 1,24 млн туристов, большинство из них (около 1 млн чел.) побывали на Байкале. Основной турпоток принимают Слюдянский, Иркутский и Оль-хонский районы, которые расположены на южном и западном побережье озера. Половина туристов (47 %) находятся на Байкале менее одного дня, приезжают с экскурсией на несколько часов. Вторая половина (53 %) проводит на озере сутки и более.

За прошедший период текущего года (до сентября 2022 г.) Прибайкалье посетило более 1 100 тыс. гостей, что значительно превышает показатели аналогичного периода в 2021 г., но меньше, чем в допандемийный период (рис. 1).

В июне 2022 г. во время Петербургского международного экономического форума губернатор Иркутской области и генеральный директор Корпорации «Туризм.РФ» подписали дополнительное соглашение о сотрудничестве. Данный документ будет дополнять договоренности, достигнутые в июле 2021 г., когда было заключено соглашение между Иркутской областью и АО «Корпорация «Туризм.РФ», в котором были прописаны актуальные мероприятия по созданию туристских дестинаций и развитию территорий.

1 240,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

835,2

1 100,0 _

2018

2019

2020

2021

на 01.09.2022

Рис. 1. Объем туристского потока в Иркутскую область, тыс. чел.*

* Составлен по данным Агентства по туризму Иркутской области. Иркутск, 2022. URL: https://irkobl.ru/sites/ tour/report.

Ф П H

01 S) 5<

а

л т

n *

о

о

о

а

и ^

о

H

H ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

n s

H

ф

H M

о

M M

Ы

z

le p

7 M

■4 Ы

п t*

сч

N

ä &

О

сч

8

ci сч о сч

I

iE э ф п

(О «

£ «

СО

®

15 со

В дополнительном соглашении отмечены земельные участки, в рамках которых будут разработаны мастер-планы для Иркутской области по туристскому развитию. Особое внимание будет уделено районам рекреа-ционно-туристского направления — Ольхон-скому, Слюдянскому и Иркутскому.

Для мастер-планирования туристских территорий на о. Ольхоне, а также в районе архитектурно-этнографического комплекса «Тальцы» и г. Байкальска уже отобран 21 земельный участок. Еще 34 определены в качестве потенциальных для мастер-планирования. В 2023 и 2024 гг. Иркутская область получит из федерального бюджета более 830 млн р. на создание инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристических территорий, в том числе тех, развитие которых планируется при поддержке АО «Корпорация «Туризм.РФ»1.

В первую очередь это проект развития исторического центра Иркутска «Иркутские кварталы» и создания туристического музейного комплекса международного уровня «Глазковский некрополь». Рассматривается возможность создания городской инвестиционно-коммерческой зоны в Архитектурно-этнографическом комплексе «Тальцы», дальнейшая реализация проекта туристско-рекреационного кластера «Ворота Байкала» в Байкальске. Совместно с ОАО «РЖД» разрабатывается концепция развития Кругобайкаль-ской железной дороги и Порта Байкал2.

Также не стоит забывать об улучшении инфраструктуры г. Иркутска. Действительно важной инициативой является уже разрабатываемый проект слияния верхней и нижней набережных в одну, протяженностью в 9 км [9, с. 26].

Результатом масштабной работы должно стать увеличение туристского потока до 3 млн чел. в год к 2026 г., а также создание более 29 тыс. рабочих мест и увеличение доли туризма в валовом региональном продукте до 1,5 %.

Из-за закрытия границ и ограничительных мер турпоток в Иркутскую область значительно сократился. Соответственно, упали и доходы в региональный бюджет. С одной стороны, пандемия и политика внесли коррективы, с другой — развитие туризма ограничивается природоохранным законода-

1 На Байкале с «Туризм.РФ» определили участки для мастер-планирования // РИА Новости. 2022. 16 июня. URL: https://ria.ru/20220616/master-planirovanie-1795863615.html.

2 Игорь Кобзев: За каждого туриста нужно бороться // НИА-Кубань : информ. агентство. URL: https:// www.38rus.com/more/81767.

тельством, недостатком инфраструктуры и недостаточно высоким уровнем сервиса.

Главная особенность разработки государственной программы Иркутской области «Развитие туризма» до 2026 г. состоит в том, что Прибайкалье невозможно обустраивать по аналогии с крупными известными туристскими регионами. В первую очередь это связано с Байкалом, входящим в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Туризм нужно встраивать в экосистему акватории и прибрежных зон очень аккуратно, просчитывая до мелочей все негативные и позитивные последствия неотвратимого увеличения антропогенного влияния.

В настоящее время развитие туристской инфраструктуры ориентировано на всесе-зонный вектор. В отличие от данных бывшего уже «Ростуризма», по результатам исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения, практически каждый третий россиянин (29 %) считает Байкальское направление предпочтительным для проведения отпуска. Причем четко выраженного сегмента потребителей не выявлено. Одинаково часто Байкал фигурирует и в различных возрастных категориях, хотя 33 % от указанных 29 % — это люди старше 45 лет.

Для создания комфортных условий отдыха приезжающих и местных посетителей необходимо уделять пристальное внимание инфраструктуре, которая должна не только соответствовать качественному сервису, но и обеспечивать условия для функционирования всей сферы гостеприимства.

Сейчас в Иркутской области работает более 3 000 туристских предприятий, выполняющих разные задачи — 365 туристских организаций, 667 КСР, 2 223 предприятий общественного питания, 82 музея и 50 транспортных компаний, обслуживающих туристов. Если рассматривать туристскую инфраструктуру, то лидером по количеству объектов выступают предприятия питания. Соотношение участников туристского рынка Иркутской области представлено на рис. 2.

Для привлечения различных сегментов туристского потока в регион необходимо наличие значительного разнообразия предприятий размещения, а для того чтобы был заинтересован премиум-сегмент, предприятий высшего класса должно быть достаточное количество.

Из 667 КСР классифицировано 251, из них категорию «пять звезд» имеет 3 КСР, «четыре звезды» — 16 КСР, «три звезды» — 38 КСР, «две звезды» — 37 КСР, «1 звезда» — 17 КСР, «без звезд» — 140 КСР.

Транспортные компании Музеи 1 Туроператоры

2 \ \ / 3

Турагентства 8

КСР 20

Общественное питание 66

Рис. 2. Составляющие туристской инфраструктуры Иркутской области, %

Все КСР категории «пять звезд» относятся к субъектам малого бизнеса и располагают небольшим количеством номеров (табл.).

В развитии гостиничного сегмента более активно участвует малый и средний бизнес. Доля предприятий КСР, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, составляет практически 40 %. Следует отметить, что доля

микропредприятий среди юридических лиц — собственников КРС составляет около 44 %.

В структуре КСР преобладают гостиницы (48 %), далее идут базы отдыха (34 %), хо-стелы (13 %), санатории (5 %).

Активно идет процесс классификации коллективных средств размещения (рис. 3): если в 2018 г. доля классифицированных

Характеристика отелей категории «пять звезд»

Показатель Отель «Амурский» Отель «Хистори» Отель «Baikal Forest»

Организационно-правовая форма ИП ООО ИП

Данные реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Микропредприятие Малое предприятие Микропредприятие

Численность сотрудников До 15 25 До 15

Количество номеров 17 40 73

ф n ч

01 И 5<

а

л т

n *

о

о

о

а

и ^

о

H

H ф

X X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

п

о у

X

ф ^

n s

H

ф

H M

о

M M

Ы

z

le p

7 M

■4 Ы

800 700 600 500 400 300 200 100 0

667

667

667

22 2018

2019

2020

2021 на 01.09.2022

□ Количество КСР

Количество классифицированных КСР

Рис. 3. Классификация КСР Иркутской области в динамике 2018—2022 гг.*

* Составлен по данным Агентства по туризму Иркутской области. Иркутск, 2022. URL: https://irkobl.ru/sites/ tour/report.

п t*

сч

N

ä &

О

сч

8

ci сч о сч

I

iE э ф п

(О «

£ «

СО

предприятий составляла только 4 %, то в 2022 г. уже 38 %.

Иркутск, по мнению экспертов туристской индустрии, рассматривается уже не только как «Ворота к Байкалу», но и как самостоятельная дестинация мультиактивного направления. Именно поэтому даже сейчас, в достаточно сложное время, не прекращается и не приостанавливается процесс развития туристской инфраструктуры. И если проекты «Ростуризма» прошли мимо нашего региона, то предприниматели не только продолжают развивать здесь имеющиеся проекты, но и расширяют их масштаб и увеличивают их количество.

Наиболее массивные проекты ведет компания «Гранд Байкал» и ее партнеры, которые работают сразу в нескольких векторах (гостиничный бизнес, ресторанная сфера, горнолыжные центры, лечебно-оздоровительная база, конгрессно-выставочные комплексы и др.).

Компания «Гранд Байкал» на основе проведенного анализа рынка (рис. 4) и SWOT-анализа Иркутской области (рис. 5) выделяет одним из наиболее перспективных видов туризма бизнес-туризм.

Проект по созданию нового конгрессно-выставочного комплекса на базе «Байкал Бизнес Центра» и «Сибэкспоцентра» сейчас находится на этапе детальной проработки и начнет осуществляться в ближайшие два года с полной реконструкции «Сибэкспоцен-тра», который превратится в бизнес-отель на 150 номеров и современные площадки для проведения выставок, ярмарок, конференций и других деловых мероприятий. Причем эту конструкцию свяжут подземным или надземным теплым переходом со зданием «Бай-

Туристические группы

Деловые визиты 35

кал Бизнес Центра», которое также ренови-руют либо дополнят еще одним корпусом офисного назначения. Уже сейчас на данный единый архитектурный проект выделено более 800 млн р. и планируется, что он займет 15 тыс. м2. Создание нового современного многофункционального комплекса позволит эффективно организовывать мероприятия различного масштаба, внести существенный вклад в развитие делового туризма города и региона в целом. Ведутся переговоры по организации всероссийских водного, экологического и культурного форумов в Иркутской области, что позволит более плотно загрузить площадки не только для организации региональных событий и проведения выставок, торжественных или концертных мероприятий, но и успешно реализовать всероссийские и международные форматы.

Но для того чтобы инфраструктура была полностью свободно доступной для посетителей, разрабатываются меры по совершенствованию транспортных коммуникаций на подъездах к комплексу. Учредители данного проекта видят перспективу не только в организации крупномасштабных мероприятий, имевших место в допандемийный период, а прежде всего в небольших выставках продукции импортозамещающего локального направления и аутентичных искусств. Для местных умельцев это будет прекрасная возможность практиковаться в презентации собственной продукции для дальнейшего выхода на всероссийский и международный уровни. Крупные мероприятия также должны остаться, так как на них имеется определенный спрос, и Иркутск не может лишиться такого сегмента деятельности, просто отдав его соседям — Бурятии и Красноярскому краю.

Индивидуальные туристы РФ 27

Иностранные

группы 20

®

з

СО

Рис. 4. Распределение туристского потока по типам туристов, %*

* Составлен по данным ООО «Гранд Байкал».

Сильные стороны

Слабые стороны (W)

Ф П н

01

ш

5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о н

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п 5

н

ф

ч

2 О

Ю

ю

и

10 р

7 2

■Ч

и

- выгодное географическое расположение на пересечении транспортных и торговых путей из Европы и Азии позволяет привлекать как европейских, так и азиатских экспонентов;

- имидж региона как промышленного центра Сибири со специализацией на металлургической, лесоперерабатывающей, химической, нефтеперерабатывающей, фармацевтической отраслях;

- сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона — КНР, Республикой Корея, Японией и Монголией;

- ценность Байкала в мировом масштабе;

- туристический потенциал Иркутской области

- отсутствие материально-технической базы для приема крупных деловых международных мероприятий;

- слаборазвитая инфраструктура, обслуживающая мероприятия (гостиничные комплексы, культурно-досуговые центры);

- низкий уровень технического оснащения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дефицит квалифицированных кадров;

- низкая вовлеченность со стороны государства

Возможности (О)

Угрозы (Т)

- привлечение иностранных инвесторов;

- сотрудничество с мировыми ассоциациями, представляющими интересы различных отраслей экономики, науки, инноваций и спорта;

- комплексный подход к продвижению бизнес-туризма, создание условий для проведения деловых мероприятий;

- низкая конкуренция в городе в сфере проведения отраслевых выставок и организации концертов

- общая нестабильность экономики;

- внешнеполитические угрозы (введение санкцион-ных мер в отношении РФ)

- пандемия коронавируса СОУЮ-19 в том числе влечет за собой постоянный риск отмены массовых мероприятий;

- слабое восприятие России и ее бренда на международном событийном рынке, полное отсутствие понимания уровня развития инфраструктуры и ее возможностей для проведения деловых мероприятий

Рис. 5. SWOT-анализ Иркутской области*

* Составлен по данным ООО «Гранд Байкал».

Более 2 900 млн р. уже выделено на проекты двух совершенно новых отелей в городе. Один уже находится на стадии завершения строительства и представляет собой уникальный исторический замысел на месте объекта культурного наследия «Кур-батовские бани». Эксперты, архитекторы, дизайнеры и строители работают в единой связке и тщательно следят за соответствием выполнения всех технических норм и регламентов. Фасады здания полностью соответствуют историческому облику и приведены к единому стилистическому решению. Такого рода проекты нечасто можно встретить в Байкальском регионе, так как до начала возведения новых конструкций практически все несущие конструкции были полностью поражены грибком, старая кирпичная кладка из-за непрофессиональных ремонтов практически утратила свои первоначальные свойства и здание было разобрано почти до основания. Но по фотографиям, чертежам и другим документам происходит возрождение этого значимого объекта 1896 г. постройки.

После завершения всех работ в здании общей площадью 9 800 м2 разместит-

ся трехэтажный пятизвездочный отель «Родина «Курбатов», рассчитанный на 79 номеров, ресторан гастрономической кухни на 49 посадочных мест, кофейня, конференц-зона, современный спа-центр, включающий бассейн на 25 м, финская сауна, хамам и две русские парные с купелью. Номера отеля будут выполнены в пяти стилях: классика, лофт, модерн, авангард и эко-стиль (скандинавский). Для Иркутска это необычный объект, так как он будет основой постепенно формирующейся туристской дестинации на правом берегу нижнего течения Ангары. Причем при строительстве специалистам пришлось столкнуться с серьезными проблемами, связанными с близким нахождением к урезу воды и постоянным подтоплением котлованной части постройки во время увеличения сбросов воды Иркутской ГЭС.

Кроме данного комплекса, эта дестина-ция будет включать в себя отели высокого класса, такие как «Иркутск Сити центр», «Ибис», «Тайга», полностью обустроенную Цесовскую набережную и жилую стилобат-ную концепцию архитектора Кенго Кума с

п t*

сч

N

ä &

О

сч

8

ci сч о сч

I

iE э ф п

(О «

£ «

СО

®

15 со

рабочим названием «Японский квартал». Он будет отображать совершенно новый подход к мультифункциональному развитию городских территорий, позволяющий насытить среду города различными общественными объектами, и поднять на новую высоту функционал целого района, способный сделать его интересным и востребованным не только для жителей, но и для гостей города. Это направление деятельности требует совместных усилий местной администрации, локального бизнеса и населения с обязательным согласованием интересов всех групп [10].

Также на главной площади имени Графа Сперанского с 1 января 2023 г. планируется начать строительство пятизвездочного отеля под брендом «Родина «Гранд». В качестве объекта выбрано трехэтажное здание, ранее принадлежавшее компании «ВостСиб-Уголь» и выполненного в стиле сталинского ампира в 1948 г. Общая площадь территории сейчас составляет 6 тыс. м2. Здание не будет разрушено, оно будет улучшено за счет расширения, реставрации и создания подземной парковки. Предусмотрено оборудование 114 номеров на более чем 280 чел. Этот проект планируется запустить в эксплуатацию уже к 2025 г. со всей сопутствующей инфраструктурой и персоналом около 180 чел.

Проект для совсем другого сегмента гостей планируется начать в скором времени на улице Карла Маркса, на месте бывшего отеля «Ретро». Площади не позволяют создать там быстроокупаемый коммерческий объект, поэтому здесь будет высококлассный бутик-отель всего на 12-16 номеров с полноценным спа-цен-тром, бальнеологическими процедурами и большим бассейном.

Строительство планируется и на территории парк-отеля «Бурдугуз» на Байкальском тракте. Сейчас это место очень популярно для загородных выездных мероприятий как семейного, так и корпоративного направления: здесь есть выход к реке, прекрасная мангальная зона, круглогодично открытые беседки, банный комплекс, оборудованный купелями и зонами релаксации. В самом здании отеля уже реновированы 43 номера, и сейчас идет проектирование второго, современного корпуса, строительство которого планируется на ближайшие годы. Он будет рассчитан на 26 номеров общей площадью 2 314 м2 и относиться к категории «четыре звезды». Также на территории парк-отеля планируют возвести многофунк-

циональный зал на 180 мест общей площадью 980 м2.

Пока находится на стадии проектирования инфраструктурный объект «Зеленый мыс», расположенный на 28 км Байкальского тракта. Совсем недавно это был небольшой семейный санаторий, ориентированный на оздоровление и реабилитацию, но за последнее время он настолько устарел и пришел в упадок, что являлся совсем непривлекательным местом, несмотря на окружающие бе-резово-еловые леса и феномен повышенной ионизации воздуха, который шел на пользу всем отдыхающим. Инновационный проект рассчитан на создание большого корпуса на 220 номеров. Он будет включать в себя кафе, рестораны, многофункциональные центры, гостевые шале, VIP-коттеджи, виллы, яхтенный порт, ресторан на плаву, конгресс-центр и спа-зону.

Помимо этого, компания «Гранд Байкал» намерена продолжить развивать свой «якорный проект» в Байкальске. Бай-кальск — это город будущего, город, где можно развивать туризм и где возможно строительство на Байкале. В частности, в нем планируется развитие и строительство двух канатных дорог. Одна — гондольная, способная принять 2 700 чел./ч — стоимостью 1,31 млрд р. Вторая — скоростная кресельная с отцепляемым механизмом, также рассчитанная на 2 700 чел./ч — 1,5 млрд р. Реализовать проекты планируется в ближайшие пять лет. Разрабатывается и комплексный план развития территории у подножья горы Соболиная. Часть проектов компания намерена реализовать самостоятельно, а работу над остальными готова предоставить заинтересовавшимся партнерам и инвесторам. Также в Байкальске планируется построить четырехзвездочную гостиницу на 120 номеров.

Стабильный интерес к отдыху на Байкале проявляется на круизных маршрутах. Пассажирский флот на Байкале принадлежит либо физическим, либо частным юридическим лицам. Государственные структуры не имеют права выделять им средства из областного бюджета на покупку нового транспорта. Но могут поддержать, например, через выплату компенсаций выпадающих доходов по перевозке пассажиров.

С 2021 г. группа компаний «Истлэнд», которая в настоящее время является практически монополистом, запустила новый знаковый проект по обновлению флота. Началось строительство трех современных судов: двух скоростных катамаранов и круизного

четырехпалубного теплохода. В частности, речь идет о лизинге двух пассажирских судов проекта HSC150B, которые представляют собой скоростные катамараны, способные брать на борт до 148 чел. Контрактная цена каждого судна составит 365 млн р., общая цена каждого договора с учетом лизинговых платежей — 548,35 млн р. Срок лизинга — 179 месяцев с момента подписания акта приема-передачи судов. Согласно условиям, закладка килей катамаранов состоялась в 2022 г., а спуск должен быть осуществлен не позднее 1 июня 2023 г.

Кроме этого, одобрены вопрос участия в торгах и заключение договора с АО «Государственная транспортная лизинговая компания» на строительство и поставку одного пассажирского судна RPV 8714. Начальная (максимальная) цена договора составит 1,5 млрд р. Предполагается, что АО «Восточно-Сибирское речное пароходство» построит судно, передаст его заказчику не позднее 30 сентября 2026 г., а затем возьмет его же в лизинг.

Согласно материалам, RPV 8714 — это круизное судно с четырехъярусной надстройкой, способное брать на борт до 200 чел. Дальность плавания судна — не менее 1,6 тыс. км3.

Перечисленные проекты по судостроению не имеют себе равных в Байкальском регионе. Скоростные катамараны уникальны, они объединили в себе лучшие составляющие судов подобного типа. Круизный теплоход будет соответствовать высоким требованиям сервиса и безопасности.

Проект имеет большое значение как для компании, так и для развития инфраструктуры региона. Новые суда продолжат и приумножат традиции судоходства по Байкалу и Ангаре, свяжут два берега озера — Иркутскую область и Бурятию.

На территории «Заповедного Прибайкалья» планируется создать два новых туристических маршрута: туризм на особоохра-няемых природных территориях всегда был интересен гостям региона.

Так, один из маршрутов будет открыт в порту Байкал в Слюдянском районе. В 2023 г. начнется паспортизация проекта, после которой запланировано создание соответствующей туристской инфраструктуры. Протяженность маршрута составит около 4 км. Он будет включать осмотр церкви, «белого

3 Судоходство Байкала пополнится двумя скоростными катамаранами и круизным лайнером // РусКабель. URL: https://www.ruscable.ru/news/2022/01/11/Su-doxodstvo_Bajkala_popolnitsya_dvumya.

камня» (выход мраморных пород) и лесного массива. Второй маршрут планируется организовать в мраморном карьере в п. Бу-гульдейка Ольхонского района. Отмечается, что районная администрация неоднократно выступала с предложением создать на этой территории ландшафтно-видовой парк. Сейчас власти определяют инфраструктуру для проекта.

Конечно, Иркутская область невероятно богата и природой, и культурой. Интересных территорий и городов, которые могут стать самостоятельными туристическими точками, очень много.

Планируется разработка плана о включении Качугского района в перечень приоритетных туристских территорий и объектов. Там есть три значимых объекта: Шишкин-ские писаницы (уникальные петроглифы на скалистом берегу р. Лены), с. Анга, где расположен культурно-просветительский центр имени святителя Иннокентия (Вениами-нова), и с. Верхоленск, откуда шло освоение северо-востока России.

В настоящее время идет подготовка к реализации проекта «Турдесант», который должен помочь выявить интересные объекты на территориях, не прилегающих к Байкалу. В первую очередь внимание будет направлено на Усольский, Черемховский и Заларинский районы. Там пройдут стратегические сессии, в результате которых есть возможность получить четкий план, как развить эти территории и как их продвинуть на туристском рынке, чтобы привлечь инвесторов. Проект интересен тем, что в нем есть конкретный и измеримый результат — отработка новых маршрутов и продуктов4.

Отдельным, очень важным вопросом является формирование так называемой мягкой инфраструктуры, т.е. квалифицированного персонала, так остро необходимого для каждого создающегося объекта. И если для Иркутска возможно заполнить такие рабочие места за счет выпускников профильных колледжей и вузов, то в районах вся надежда только на вовлеченность местных жителей в туристическую деятельность. Это не только источник дополнительных доходов — это создание новой среды, новых смыслов и нового будущего.

4 «Туризм на Байкале нужно развивать аккуратно, сохраняя уникальную экосистему озера» // Интерфакс Россия. URL: https://www.interfax-russia.ru/ siberia/exclusives/gubernator-irkutskoy-oblasti-igor-kobzev-turizm-na-baykale-nuzhno-razvivat-akkuratno-sohranyaya-unikalnuyu-ekosistemu-ozera.

Ф П H

01 S) 5<

а

л т

n *

о

о

о

а

и ^

о

H

H ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

n s

H

ф

H M

о

M M

Ы

z

le p

7 M

■4 Ы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Морозов М.А. Региональные особенности развития туристской инфраструктуры и их влияние на туризм / М.А. Морозов, Н.С. Морозова. — DOI 10.15507/2413-1407.116.029.202103.588-610. — EDN UWAOSR // Ре-гионология. — 2021. — Т. 29, № 3 (116). — С. 588-610.

2. Рубцова Н.В. Оценка состояния туристской сферы Иркутской области в рамках имеющейся информационной базы / Н.В. Рубцова. — EDN PXPQWD // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2012. — № 5. — URL: http://brj-bguep. ru/reader/article.aspx?id=16808.

3. Суранова О.А. Туристское жилье как особый вид средств размещения туристов / О.А. Суранова. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(3).20. — EDN XCTHWW // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 3. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=24620.

4. Федотов А.Н. Стратегические вопросы развития ресторанного бизнеса в условиях пандемии и в постпандемический период / А.Н. Федотов, С.В. Щепина. — DOI 10.17150/2411-6262.2022.13(2).25. — EDN ETIXNO // Baikal Research Journal. — 2022. — Т. 13, № 2. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=25130.

5. Роль общественных пространств в формировании комфортной городской среды (на примере Иркутска) / Н.В. Полякова, Т.И. Кубасова, Н.Г. Новикова, В.В. Поляков. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2). — EDN AGKWUY // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 2. — С. 333-342.

6. Калинина И.Ю. Анализ современного галерейного дела как элемента туристской инфраструктуры города / И.Ю. Калинина, П.А. Максимова. — DOI 10.17150/2500-2759.2019.29(4).552-559. — EDN QBPLXT // Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — № 4. — С. 552-559.

7. Куклина М.В. Новый этап развития туриндустрии на Байкале: мультидисциплинарный взгляд / М.В. Ку-клина, А.А. Гуревская, А.И. Труфанов. — DOI 10.17513/vaael.1652. — EDN HWWQTS // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2021. — № 4-1. — С. 82-89.

8. Евстропьева О.В. Рекреационно-географические исследования для планирования развития туризма на уникальных природных территориях / О.В. Евстропьева. — DOI 10.24411/1995-0411-2018-10301. — EDN UWOSAF // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2018. — Т. 12, № 3. — С. 7-21.

9. Гуменный Г.М. Развитие туризма в Иркутске / Г.М. Гуменный, А.А. Немокаев, М.С. Москалев. — EDN XGVQDV // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2022. — № 2 (22). — С. 23-27.

10. Формирование и реализация стратегии развития туристской дестинации на основе концепции территориального маркетинга / Н.В. Полякова, В.Е. Залешин, В.В. Поляков, С. Ван. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(3).14. — EDN XJZSMG // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 3. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=24614.

& &

§

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Morozov M.A., Morozova N.S. Regional Feature of Development of Tourism Infrastructure and Their Impact on Tourism. Regionologiya = Russian Journal of Regional Studies, 2021, vol. 29, no. 3, pp. 588-610. (In Russian). EDN: t- UWAOSR. DOI: 10.15507/2413-1407.116.029.202103.588-610.

f*. 2. Rubtsova N.V. Analisys of Tourism in Irkutsk Region in the Context of Current Data Base. Izvestiya Irkutskoi

t- gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baykalskii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2012, no. 5. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=16808. (In Russian). EDN: PXPQWD.

3. Suranova O.A. Tourist Accommodation as a Special Type of Accommodation in Tourism. Baikal Research ^ Journal, 2021, vol. 3. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=24620. (In Russian). EDN: O XCTHWW. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(3).20.

^ 4. Fedotov A.N., Shchepina S.V. Strategic Issues of Restaurant Business Development in Pandemic and Post-

Pandemic Periods. Baikal Research Journal, 2022, vol. 13, no. 2. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article. aspx?id=25130. (In Russian). EDN: ETIXNO. DOI: 10.17150/2411-6262.2022.13(2).25.

5. Polyakova N.V., Kubasova T.I., Novikova N.G., Polyakov V.V. The Role of Public Spase in Creating a „ Comfortable Urban Environment (of the Example of Irkutsk). Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = N Bulletin of Baikal State University, 2022, v. 32, no. 2, pp. 333-342. (In Russian). EDN: AGKWUY. DOI: 10.17150/2500-S 2759.2022.32(2).

¡S 6. Kalinina I.Yu., Maksimova P.A. Analisys of the Modern Gallery Activities as an Element of the Tourism

■j Infrastructure of the City. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, ¡5 2019, no. 4, p. 552-559. (In Russian). EDN: QBPLXT. DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(4).552-559.

7. Kuklina M.V., Gurevskaya A.A., Trufanov A.I. New Stage in the Development of the Tourism Industry on Lake 3 Baikal: Multidisciplinary View. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava = Journal of Altai Academy of Economics g, and Law, 2021, no. 4-1, pp. 82-89. (In Russian). EDN: HWWQTS. DOI: 10.17513/vaael.1652.

IS 8. Evstrop'eva O.V. Recreational and Geographical Research for Tourism Development Planning on Unique

(0 Natural Territories. Sovremennye problemy servisa i turizma = Service and Tourism: Current Challenges, 2018, ^ vol. 12, no. 3, pp. 7-21. (In Russian). EDN: UWOSAF. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10301.

9. Gumenny G.M., Nemokaev A.A., Moskalev M.S. Tourism Development in Irkutsk. Biznes-obrazovanie v ekonomike znanii = Business education in the knowledge economy, 2022, no. 2, pp. 23-27. (In Russian). EDN: XGVQDV. hn 10. Polyakova N.V., Zaleshin V.E., Polyakov V.V., Van S. Formation and Implementation of a Tourist Destination

= Development Strategy Based on Territorial Marketing Conception. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 3. £ Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=24614. (In Russian). EDN: XJZSMG. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(3).14.

>

Информация об авторах

Ржепка Элина Анатольевна — кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, старший научный сотрудник, Институт географии имени В.Б. Сочавы СО РАН, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: rjepka@yandex.ru, © https://orcid. org/0000-0002-4369-8061, SPIN-код: 1757-1465, AuthorlD РИНЦ: 747099.

Головченко Татьяна Петровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: ta-gol78@mail.ru, © https://orcid.org/0000-0003-4470-415X, SPIN-код: 3103-4189, AuthorlD РИНЦ: 1095118.

Authors

Elina A. Rzhepka — Ph.D. in Geography, Associate Professor, Associate Professor of the Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Senior Researcher, V.B. Sochava Institute of Geography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: rjepka@ yandex.ru, © https://orcid.org/0000-0002-4369-8061, SPIN-Code: 1757-1465, AuthorID RSCI: 747099.

Tatiana P. Golovchenko — Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor of the Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: ta-gol78@mail.ru, © https://orcid.org/0000-0003-4470-415X, SPINCode: 3103-4189, AuthorID RSCI: 1095118.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Ржепка Э.А. Состояние отдельных объектов и туриндустрии Прибайкалья в целом / Э.А. Ржепка, Т.П. Головченко. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(4).721-731. — EDN MHGMOY // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 4. — С. 721-731.

For Citation

Rzhepka E.A., Golovchenko T.P. The State of Individual Objects and the Tourism Industry of the Baikal Region as a Whole. Izvestiya Baikal'skogo go-sudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 4, pp. 721-731. (In Russian). EDN: MHGMOY. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(4).721-731.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.