Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА'

КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
492
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОТЕЛИ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ОТЕЛИ / ГОСТИНИЧНЫЙ ПРОДУКТ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калинина Ирина Юрьевна, Головченко Татьяна Петровна

Статья посвящена вопросу анализа концепций исторических отелей и их влияния на формирование туристской привлекательности региона. Значение культурно-исторического наследия в жизни современного общества отражается в структуре потребительских предпочтений туристов и создает устойчивую мотивацию туристской деятельности. Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики исторического отеля как формата гостиничного продукта, позволяющего удовлетворить потребности туриста не только в комфорте, но и в получении впечатлений от условий проживания. Дано определение термина «исторический отель» как средства размещения, предоставляющего гостиничные услуги, позволяющие туристу получить особые впечатления от условий проживания. Выявлен ряд его признаков в результате анализа деятельности исторических отелей в Иркутске и других городах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF A HISTORICAL HOTEL IN THE DEVELOPMENT OF TOURIST ATTRACTIVENESS OF THE REGION

The article analyzed the concepts of historical hotels and their influence on the formation of the region’s tourist attractiveness. Cultural and historical heritage is reflected in the structure of consumer preferences of tourists creating a stable motivation for tourist activity. The purpose of the study was to identify the characteristics of a historical hotel as a format that meets the needs of a tourist not only in terms of comfort but also in consumer experience. We defined the term «historical hotel» as a type of accommodation providing hotel services that allow tourists to get special impressions of the living conditions. Based on the results of the analysis of the activities of historical hotels in Irkutsk and other Russian cities, we identified a number of features that a historical hotel has.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА»

Научная статья УДК 338.488 EDN QUUXUG

DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).343-350

КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОТЕЛЯ

В РАЗВИТИИ ТУРИСТСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

И.Ю. Калинина, Т.П. Головченко

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Информация о статье

Дата поступления 4 мая 2022 г.

Дата принятия к печати 8 июня 2022 г.

Дата онлайн-размещения 23 июня 2022 г.

Ключевые слова

Концептуальные отели; исторические отели; гостиничный продукт; культурное наследие; туристская привлекательность региона

Аннотация

Статья посвящена вопросу анализа концепций исторических отелей и их влияния на формирование туристской привлекательности региона. Значение культурно-исторического наследия в жизни современного общества отражается в структуре потребительских предпочтений туристов и создает устойчивую мотивацию туристской деятельности. Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики исторического отеля как формата гостиничного продукта, позволяющего удовлетворить потребности туриста не только в комфорте, но и в получении впечатлений от условий проживания. Дано определение термина «исторический отель» как средства размещения, предоставляющего гостиничные услуги, позволяющие туристу получить особые впечатления от условий проживания. Выявлен ряд его признаков в результате анализа деятельности исторических отелей в Иркутске и других городах России.

Original article

THE CONCEPT OF A HISTORICAL HOTEL

IN THE DEVELOPMENT OF TOURIST ATTRACTIVENESS

OF THE REGION

Irina Yu. Kalinina, Tatiana P. Golovchenko

Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

Article info

Received May 4, 2022

Accepted June 8, 2022

Available online June 23, 2022

Keywords

Conceptual hotels; historical hotels; hotel product; cultural heritage; tourist attraction of the region

Abstract

The article analyzed the concepts of historical hotels and their influence on the formation of the region's tourist attractiveness. Cultural and historical heritage is reflected in the structure of consumer preferences of tourists creating a stable motivation for tourist activity. The purpose of the study was to identify the characteristics of a historical hotel as a format that meets the needs of a tourist not only in terms of comfort but also in consumer experience. We defined the term «historical hotel» as a type of accommodation providing hotel services that allow tourists to get special impressions of the living conditions. Based on the results of the analysis of the activities of historical hotels in Irkutsk and other Russian cities, we identified a number of features that a historical hotel has.

Введение

Исторические гостиницы — ценный актив и украшение любой туристской инфраструктуры. Зачастую исторические отели — это здания, которые являются памятниками культурного наследия. Многие отели сегодня известны не только как гостиницы, но и

© Калинина И.Ю., Головченко Т.П., 2022

как национальное культурно-историческое достояние за счет расположения в исторически важных объектах: особняках, имениях, замках, поместьях, «родовых гнездах». Культурную нагрузку, которые несут такие объекты туристской инфраструктуры трудно переоценить: с одной стороны, эти средства

ф з

S

ао

Б

0) s< я 0) л

т

о *

о

о

о

а

а> ■о о

4

00 ф

X X

о

п

о у

X

5

00 ф

■о

о

S

з

ф

?

2 о

К) К)

W К)

К)

W 4

W (Л

о

о

п

п «

IX &

ci о

сч «

ci

N

0

N

£

ё

1

iE э

ф *

п *

(О «

£ «

СО

®

15 со

размещения увеличивают туристскую привлекательность определенной территории, с другой — являются инструментом сохранения ее культурного наследия. В контексте представленной статьи мы отождествляем понятия «гостиница» и «отель», признавая разницу этих понятий с точки зрения уровня комфорта и обслуживания.

Публикации как в профессиональной, так и в научной литературе, предметом которой являются исторические отели, не теряют свою популярность. Особого внимания в нашей работе заслужили исследования на данную тему таких авторов, как А. Волохов [1], И.В. Степанов [2], М.А. и Н.С. Морозовых [3].

Потенциал развития туризма в Иркутской области огромен. Безусловно, главным фактором туристской привлекательности является оз. Байкал. Но все же власти и общественность города и региона в целом прилагают все силы для того, чтобы туристы приезжали в наш регион не только с целью увидеть Байкал, но и задержаться в самом Иркутске: наш город обладает уникальными историко-культурными объектами, способными привлечь внимание как соотечественников, так и иностранцев. Проблемы развития туристско-рекреационной сферы и формирования туристской привлекательности Иркутской области рассматриваются в работах Н.Н. Даниленко [4], О.А. Сурановой [5], О.В. Чистяковой [6], Н.В. Рубцовой [7], Э.А. Ржепки [8] и др. Исследователи единодушны в своем мнении о том, что сегодня туристско-рекреационный и культурно-исторический потенциал Иркутской области используется не в полной мере. Данная ситуация требует переформатирования рынка туристических услуг, а также развития в регионе туристической инфраструктуры, в том числе средств размещения, удовлетворяющих потребности различных категорий туристов.

При обсуждении туристской привлекательности региона необходимо рассмотреть тенденции развития туризма в Прибайкалье. В последнее время наибольшее распространение получил внутренний туризм. Согласно данным отчета «Агентства по туризму Иркутской области» за 2021 г., на территории Иркутской области осуществляет деятельность 106 туроператоров, включенных в единый федеральный реестр туроператоров, функционирует 667 коллективных и иных средств размещения1 (далее — КСР).

Для сравнения в таблице представлена динамика развития туризма в Иркутской области за период с 2019 по 2021 г.

Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что в целом прослеживается положительная динамика туристской деятельности в исследуемом регионе. Так как туристский рынок трансформируется под влиянием внешних факторов, сегодня необходимо привлекать внимание, прежде всего, российского туриста. Согласно рейтингу туристской привлекательности регионов РФ, опубликованному на сайтах проекта «Национальный рейтинг» и журнала «Отдых в России», Иркутская область заняла 15-е место в рейтинге регионов России по развитию туризма, туристской привлекательности российских регионов, их туристскому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов. Иркутская область вошла в первую, «золотую» двадцатку и набрала 93,1 балла по всем критериям. Но все же по сравнению с 2020 г. само Приангарье потеряло две строчки в рейтинге.

В исследовании также приводятся мнения экспертов о развитии туризма в регионах. Так, исполнительный директор госкорпора-

1 Отчет о работе агентства по туризму Иркутской области за 2021 г. URL: https://irkobl.ru/sites/tour/ report.

Основные показатели, характеризующие развитие туристской деятельности

в Иркутской области

Показатель 2019 2020 2021 Динамика 2021/2020 (+/-), %

Объем туристского потока в Иркутскую область (тыс. чел.): количество иностранных туристов 1 829,8 367,8 835,2 54,1 1 240,7 15,2 +48,6 -71,9

Объем предоставленных платных услуг в туристско-рекреационной сфере (млн р.): туристские услуги санаторно-оздоровительные услуги услуги гостиниц и аналогичных средств размещения 6711,8 2 657,1 1 590,4 2 464,3 3 413,2 1 756,0 509,1 1 148,1 5 376,9 2 233,6 1 064,9 2 078,4 +60,6 +89,1 + 109,0 +25,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма налоговых поступлений от деятельности гостиниц и ресторанов и туристических агентств в консолидированный бюджет Иркутской области, млн р. 991,5 885,8 1 409,9 +59,2

Источник: Отчет о работе агентства по туризму Иркутской области за 2021 г. URL: https://irkobl.ru/sites/tour/report.

ции «Туризм.РФ» С. Красноперов отметил начало работ по мастер-планированию туристских территорий в Иркутской области и Бурятии, а генеральный директор журнала «Отдых в России» А. Семенов заявил, что Байкал вписывается в тренд по развитию «раскрученных курортов, имеющих потенциал для роста и нехватку номерного фонда»2.

Приведенные данные позволяют судить о необходимости расширения номерного фонда и ввода в эксплуатацию новых средств размещения. На наш взгляд, большой интерес туристов могут вызвать именно исторические отели, так как Иркутск является своего рода уникальным городом России, сохранившим большое количество зданий конца XVIII — начала XIX вв., в том числе деревянное зодчество — незаимствованный слой нашей культуры и, следовательно, отражающий глубину нашей истории. Оно интересно и многообразно, и это то, что делает город уникальным, формирует локальную идентичность.

Актуальность представленного исследования заключается в том, что:

- в последнее время в Иркутске появилось несколько исторических отелей;

- в нашем исследовании мы описали историю и современную деятельность иркутских отелей с исторической концепцией, которые еще не становились предметом подробного исследования в подобных научных публикациях;

- в современном мире гости не только ждут от отеля размещение в комфортных условиях, но и хотят узнать кое-что новое или получить интересный опыт, впечатления. Формирование исторической темы в отеле создает конкурентное преимущество и, как следствие, позволяет привлечь новый сегмент гостей, интересующихся историей.

История отражается в памятниках архитектуры и объектах культурного наследия, к которым относят объекты недвижимого имущества, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки, т.е. являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры3.

Историческим отель может называться не только при условии расположения в подобном здании. Такой тип отеля может располагаться в здании, имеющем свою

2 IRCITY.RU. URL: https://irdty.ru/text/go-rod/2022/01/12/70719167.

3 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : федер. закон РФ от 25 июля 2002 г. № 73-Ф3 : (ред. от 21 дек. 2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

конкретную, аттрактивную для путешественников историю. В этом случае исторический отель будет считаться разновидностью концептуального отеля.

Концептуальный отель — это отель, имеющий выращенную индивидуальность, целостный образ которого может «складываться из множества вариаций на какую-нибудь заданную тему, которая может быть раскрыта при помощи разных стилевых направлений» [9].

Разработка концепции в отеле не просто дань моде. Такой отель хранит и передает замысел своего создателя. Сегодня акцент делается на ярко выраженной индивидуальности в связи с тем, что рынок гостиничных услуг расширяется. Такие отели самодостаточны и сами создают свою атмосферу.

Методология

Тенденции формирования туристской привлекательности региона с использованием культурно-исторического наследия были выявлены нами при изучении работ И.В. Степанова [2], М.А. и Н.С. Морозовых [3], С.В. Калашниковой [10], а также на основе уже проделанной одним из авторов работе [11]. Анализ тенденций развития исторических отелей в России и других актуальных форматов средств размещения был проведен на основе материалов, предоставленных на гостиничных сайтах-агрегаторах (OneTwoTrip.com, tripadvisor.ru, ostrovok. ги) и в отраслевых электронных журналах (frontdesk.ru, prohotel.ru, hotel.report.ru).

Цель данной статьи — уточнение дефиниции «исторический отель» путем формулирования специфических признаков, наличие которых и образует уникальный гостиничный продукт, позволяющий удовлетворить потребности туриста не только в комфорте, но и в получении впечатлений от условий проживания.

Гипотеза исследования — отель может позиционировать себя историческим, если в его концепции проявляется ряд специфических признаков.

Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, обобщение, контент-анализ.

Результаты

По итогам анализа деятельности исторических отелей в России и в г. Иркутске сформулирован ряд признаков, которыми обладает исторический отель.

1. Историческая концепция — бесспорный признак исторического отеля. При анализе таких концепций отечественных и зарубежных отелей мы отметили разные подходы авторов при ее формировании:

ф

п ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

м м

ы

Z

10

ы

ы 4

ы

о

1.1. Концепция, базирующаяся на реальной истории определенной местности или самого здания, в котором находится отель. Например, отель «Счастливый Пушкин» в г. Санкт-Петербурге — исторический отель в историческом центре города, занимающий бывший особняк князя Григория Потемкина на Английской набережной. Это здание было построено в первой половине

XVIII в.: высокие потолки, лепнина, изразцы и антикварная мебель хранят дух пушкинской эпохи. Сам Александр Сергеевич жил здесь с октября 1831 г. по май 1832 г. В г. Иркутске подобным примером может служить отель «Яковлев». Он располагается в старинном особняке, возведенном купцом Яковлевым в конце XIX в., и находится неподалеку от уникального памятника архитектуры XVIII в. — Крестовоздвиженской церкви. В холле отеля бережно сохранены печь, кладки конца

XIX в. и часть деревянной стены из круглой лиственницы. К истории в этом отеле можно прикоснуться в прямом смысле этого слова.

1.2. Концепция, поддерживающая историческую тему. Она возникает в том случае, когда здание, в котором находится отель, не имеет реальных исторических связей с представленной в отеле темой. Такая концепция проявляется в интерьерах общественных и жилых помещений гостиницы и предлагаемых ей дополнительных услугах. В г. Иркутске желает поделиться с гостями историей своего города «Империя» — современный бизнес-отель, находящийся в историческом центре города, но не позиционирующийся как исторический. Однако при помощи оформления интерьера холла и номеров («Купеческий», «Дворянский», «Губернаторский») его создатель рассказывает гостям об истории города и известных людях, прославившие не только Иркутск, но и всю Россию. Особо стоит отметить оформление номера «Знатный»: в нем собраны портреты и истории уже наших современников. К числу такого типа отелей можно отнести также отель «Ремезов» в г. Тюмень, расположенный в современном здании (2010 г. постройки).

2. Наличие исторического здания — это основной отличительный признак исторического отеля, так как историческая концепция чаще всего отражается во внешнем виде (экстерьере) здания. Анализ концепций показал наличие различных видов зданий, в том числе и современных, в которых располагаются гостиницы с исторической концепцией.

2.1. Отель может называться историческим, если он находится в здании, признанном объектом культурного наследия

или расположенном на территории исторического поселения. Ярким примером такого отеля является отель «Националь» в г. Москве, основанный в 1901 г. Здание впечатляет не только фасадом, но и внутренним убранством: в интерьере сохранились витражи на лестничных площадках, а отделка вестибюлей состоит из нескольких видов мрамора. В «Национале» было проведено несколько масштабных реконструкций. Первая была проведена с 1 июля 1931 г. по 31 декабря 1932 г., когда убранство существенно пополнилось уникальными вещами, принадлежавшими царской семье. А вторая — с 1991 по 1995 г., и это же время гостинице были присвоены категория пять звезд и статус объекта культурного наследия федерального значения.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) — это объекты недвижимого имущества и иные, исторически связанные с ними территориями объекты, представляющие ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Историческим поселением являются включенные в перечни исторических поселений федерального или регионального значения населенные пункты или их часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия и объекты, составляющие предметы охраны исторического поселения.

«Гранд Елец» является примером исторического отеля, расположенного на территории включенного в перечень исторических поселений РФ г. Ельца, основанного в 1146 г. Гостиница расположена в историческом центре рядом с основной достопримечательностью города — Вознесенским собором, возведенным по проекту архитектора Константина Тона и являющимся третьим по величине храмом в России после храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. Дизайн фасада и интерьера гостиницы выполнены в классическом стиле.

2.2. Многие отели, позиционируют свою концепцию как историческую, располагаясь при этом в зданиях, которые не входят в список объектов культурного наследия. Однако это не умоляет историческую и культурную значимость таких гостиниц для городской туристской инфраструктуры. Эти отели «до-

рисовывают», добавляют важные «штрихи» в культурно-исторический портрет города. В большинстве случаев возраст зданий таких гостиниц не менее века. К такому виду исторических отелей можно отнести иркутский отель «Централь». Его здание не является объектом культурного наследия, но при этом имеет очень интересную аттрактивную для туристов историю. Во-первых, отель носит историческое название: до начала XX в. в г. Иркутске в течение 20 лет работал отель с таким названием, но в другом здании. Во-вторых, «Централь» находится в здании бывшей усадьбы, которая на протяжении всей своей истории была связана с именами известных иркутских мещан и купцов. Усадьба состояла из нескольких строений, в том числе из каменного здания, в котором сейчас расположен отель. Оно было построено в июле 1880 г. последними владельцами усадьбы — купцами Немчиновыми. Историческая тема в отеле поддерживается и экстерьером здания, и деталями в интерьерах номеров и ресторана, и интересным авторским меню, и напитками по рецептам купца Немчинова, дегустация которых предлагается гостям отеля.

2.3. Также исторический отель может располагаться в современном здании, воссозданном или стилизованном в соответствии с исторической концепцией для поддержания соответствующей атмосферы и впечатления у гостей. Таковым является стилизованный под тевтонский замок отель «Нессельбек» в г. Калининграде, открывшийся в 2011 г. «Нессельбек» — современная достопримечательность Калининграда, воссозданная по всем канонам средневекового зодчества. Архитектура здания и интерьеры номеров отвечают заданной тематике. В отеле организован посвященный тевтонскому рыцарскому ордену музей, в зале которого представлены рыцарское одеяние, доспехи, и подлинные наконечники копий и стрел, используемых тевтонцами в сражениях. Здание этого отеля не имеет подлинной истории, не несет исторической и культурной ценности для страны или конкретной территории, однако поддерживает культурно-историческую тему в туристской инфраструктуре. Подобным примером г. Иркутске является отель «Купеческий двор». 130-й квартал, где находится отель, полностью воссоздает уникальную атмосферу деревянного сибирского города XVIII-XIX столетий. Отель является исторической реконструкцией купеческого двора XIX в., владельцем

которого являлся частный поверенный, адвокат Н.Д. Красильников. Его дом служил гостиницей: здесь останавливались богатые купцы со всех уголков Иркутской губернии, так как Н.Д. Красильников был единственным представителем интеллигенции среди домовладельцев в этой части города.

2.4. Концепция исторического отеля не исключает также наличия современного здания без внешних признаков, поддерживающих ее. Однако, перешагнув порог отеля, гость будто попадает в другое время, но с современными удобствами. К числу таких отелей можно отнести отель «Ремезов» в г. Тюмень, названный в честь Семена Ульяновича Ремезова, вошедшего в историю России как автор уникальных атласов — «Хорографической книги Сибири» и «Служебной книги Сибири». По чертежам Семена Ульяновича в Тобольске были построены Приказная палата и Гостиный двор. В тюменском Троицком монастыре по его проекту была возведена Петропавловская церковь. Интерьеры этого отеля дарят своеобразную экскурсию в прошлое: они показывают гостю историю развития Сибири, а именно — Тобольской губернии и Тюмени. В декоре интерьера присутствуют элементы, демонстрирующие обширное наследие Семена Ульяновича — копии карт и чертежных книг, а также узоры из его путевых заметок, вручную помещенные на колонны и потолки. При этом здание отеля современное (построено в 2010 г.)4.

3. Исторический интерьер также является одной их отличительных черт исторического отеля, и, с нашей точки зрения, он имеет несколько разновидностей:

3.1. Интерьер, включающий в себя старинные предметы быта и декоративные объекты, сохранившиеся до наших дней и представляющие собой историческую ценность. Такой интерьер представлен в отеле «Сергиевская», который находится Нижнем Новгороде. Особняк был построен по заказу князей Кугушевых в 1837 г. в исторической части Нижнего Новгорода, неподалеку от кремля. Внутри у него — изящная лепнина на потолках, реставрированная искусная мозаика паркета из редких пород деревьев, мебель ручной работы и тяжелые парчовые шторы5. Примерами гостиниц, в которых бережно сохраняют старинные предметы быта и исторические

4 Отель «Ремезов». Тюмень. URL: http://www. remezovhotel.ru.

5 Семь исторических гостиниц России. URL: http:// www.kp.ru/daily/26517/3534215.

Ф П ч

01 И 5<

а

л т

п *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

ч

ф

ч

2 О

м м

ы Z

10 2

U 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы

о

элементы интерьера, могут служить десятки российских гостиниц. Ряд отечественных электронных площадок для путешественников и туристов публикуют не только названия и месторасположения таких гостиниц, но и их подробное описание.

3.2. Интерьер, воссозданный по эскизам ранее реально существовавшей обстановки или стилизованный на историческую тему. В гостинице «Советская» в г. Иркутске внутренняя обстановка стилизована под интерьеры, существовавшие во времена Советского Союза. В настоящее время работа гостиницы приостановлена, но после возобновления деятельности дополнит свою коллекцию, отражавшую советский этап в истории города.

4. Эксклюзивные дополнительные гостиничные услуги зачастую не просто являются отличительной особенностью исторических отелей, но и могут приносить хороший дополнительный доход. Они, несомненно, поддерживают историческую атмосферу отеля и позволяют туристам глубже в нее погрузиться. Часто в историческом отеле предусматривается не только питание и отдых, но и разнообразная культурная программа: дегустация вин или других местных исторических напитков, мастер-классы по ремеслам, танцам, охотничьи туры, участие в исторических интерактивах и квестах, мини-музеи, беседы и конкурсы по истории костюмов и быта.

В 2025 г. в г. Иркутске планируется открытие пятизвездочного отеля «Курбатовский». Он строится в центре города на месте Курба-товских бань, объекте культурного наследия, занимающего особое место в истории Иркутска. В 1894 г. участок земли приобрели два иркутских купца — Николай Павлович Курбатов и Григорий Иванович Русанов. Они открыли баню, вмещавшую одновременно 250 чел., с отдельными кабинками внутри и оформленными хайтинским фарфором помещениями. Теоретически Курбатовские бани мог посещать Антон Чехов во время визита в Иркутск. После революции 1917 г. баня была национализирована и стала «Коммунальной баней № 2». В 1950-е гг. были достроены прачечные. К концу прошлого века исторический банно-прачечный комплекс утратил свой облик. Однако летом 2021 г. компания En+Group анонсировала проект реставрации бань Курбатова и Русанова с полным сохранением исторического облика здания: габариты наружных стен останутся прежними, фасады оформят на основании архивных данных, а утраченные архитектурные элементы восстановят по существующим аналогам. Внутреннее убранство будет

воссоздано в стиле эпохи конца XIX в.6 Таким образом в туристической инфраструктуре города появится исторически привлекательный объект. Несомненно, этот отель будет иметь историческую концепцию. Стоит отметить, что его привлекательность для туристов в первую очередь будет заключаться в возможности получить дополнительные услуги, основанные на культурно-исторических традициях.

Выводы

Исторический отель — это тип отеля, обладающий рядом отличительных признаков и концепцией, в основе которой лежит стремление подчеркнуть или создать историческую атмосферу, дающую туристу особые впечатления от условий проживания. Основными отличительными признаками являются:

- наличие реальной и (или) поддерживающей историческую тему идеи, формирующей историческую концепцию;

- отражение концепции в экстерьере отеля;

- отражение концепции в специфическом интерьере отеля;

- наличие комплекса дополнительных гостиничных услуг и культурных программ, поддерживающего историческую тему.

Исторические отели в качестве одного из основных элементов туристической инфраструктуры несут определенную нагрузку в процессе ее создания и развития. С одной стороны, это накладывает на них ответственность на создателя за сохраниние исторической темы во всех аспектах концепции отеля и ее соответствие туристской инфраструктуре, а с другой — является источником дополнительного дохода: проведение экскурсий в отеле для не проживающих в нем гостей, продажа сувениров и уникальных дополнительных услуг, предоставление территории отеля для фотосессий и других мероприятий.

Таким образом, выше приведенные примеры, доказывают, что отели с исторической концепцией производят уникальный туристский продукт. Он способен удовлетворить не только основные, но и эмоциональные и культурные потребности туриста во время путешествия. Вместе с тем культурно-историческая составляющая гостиничной деятельности этих отелей позитивно влияет на состояние туристской инфраструктуры региона, помогает сохранять культурно-историческое наследие и формирует туристскую привлекательность региона.

6 Амгейзер А. Бани Курбатова и Русанова: история и возрождение // Babr24.com. URL: https://babr24.

net/irk/?IDE=219974.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волохов А. Отель в историческом здании: преимущества и особенности / А. Волохов // Современный отель. — 2017. — № 1. — С. 16-17.

2. Степанов И.В. Концептуальные отели: научно-практические основы функционирования / И.В. Степанов. — EDN MEHDHV // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2010. — № 2. — C. 37-44.

3. Морозов М.А. Инфраструктура туризма как базис вовлечения нематериального культурного наследия в индустрию туризма и гостеприимства / М.А. Морозов, Н.С. Морозова. — DOI 10.22412/1995-0411-201711-1-43-49. — EDN XXRRFJ // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2017. — T. 11, № 1. — C. 43-49.

4. Даниленко Н. Н. Возможности и ограничения сферы туризма и гостеприимства по удовлетворению социальных потребностей / Н.Н. Даниленко, О.А. Суранова. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(1).14. — EDN UZXZUA // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 1. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article. aspx?id=24385.

5. Суранова О.А. Развитие средств размещения как отражение дифференциации потребностей туристов / О.А. Суранова. — DOI 10.17150/25002759.2019.29(4).678-685. — EDN ZEKBDK // Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — Т. 29, № 4. — С. 678-685.

6. Чистякова О.В. Использование рекреационных возможностей Иркутской области для инновационного развития региона / О.В. Чистякова. — DOI 10.17150/24116262.2021.12(4).7. — EDN VXBMSW // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 4. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=24843.

7. Рубцова Н.В. Инновации в индустрии гостеприимства / Н.В. Рубцова. — DOI 10.18334/ vinec.10.1.100664. — EDN AJDTJO // Вопросы инновационной экономики. — 2020. — Т. 10, № 1. — С. 457-466.

8. Ржепка Э.А. О развитии туристско-гостиничного бизнеса в Иркутской области / Э.А. Ржепка. — DOI 10.17150/24116262.2017.8(1).10. — EDN YJSZOT // Baikal Research Journal. — 2017. — Т. 8, № 1. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=21384.

9. Агешкина Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный) / Н.А. Агешкина, А.Б. Белянская, М.Г. Холкина : под ред. Л.Л. Руденко // Система Гарант. — URL: https://base.garant.ru/57203620.

10. Калашникова С.В. Туристическая привлекательность региона как один из ключевых факторов его конкурентоспособности / С.В. Калашникова, З.А. Ханахок. — EDN VLJUXZ // Новые технологии. — 2015. — № 4. — C. 89-93.

11. Калинина И.Ю. Приангарье — территория профессионального гостеприимства / И.Ю. Калинина. — EDN YPMAZF // Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование : материалы Междунар. Байкал. форума, г. Иркутск, 20-21 сент. 2018 г. / под науч. ред. Е.Р. Мете-левой. — Иркутск, 2018. — С. 347-356.

REFERENCES

1. Volohov A. Hotel in a Historical Building: Advantages and Features. Sovremennyj otel' = Modern Hotel, 2017, no. 1, pp. 16-17. (In Russian).

2. Stepanov I.V. Conceptual Hotels: Scientific and Practical Foundations of Functioning. Sovremennye problemy servisa i turizma = Service and Tourism: Current Challenges, 2010, no. 2, pp. 37-44. (In Russian). EDN: MEHDHV.

3. Morozov M.A., Morozova N.S. Tourism Infrastructure as a Basis for the Involvement of Intangible Cultural Heritage in Tourism and Hospitality Industry. Sovremennye problemy servisa i turizma = Service and Tourism: Current Challenges, 2017, vol. 11, no. 1, pp. 43-49. (In Russian). EDN: XXRRFJ. DOI: 10.22412/1995-0411-201711-1-43-49.

4. Danilenko N.N., Suranova O.A. Opportunities and Limitations of Tourism and Hospitality to Meet the Social Needs of Tourists. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 1. (In Russian). EDN: UZXZUA. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(1).14.

5. Suranova O.A. Development of Accommodation Facilities as a Reflection of Differentiation of Tourist Needs. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2019, vol. 29, no. 4, pp. 678-685. (In Russian). EDN: ZEKBDK. DOI: 10.17150/25002759.2019.29(4).678-685.

6. Chistyakova O.V. Harnessing the Irkutsk Oblast Recreational Potential for the Innovation-Driven Growth the Region. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 4. (In Russian). — EDN: VXBMSW. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(4).7. Available at: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=21384.

7. Rubtsova N.V. Innovation in the Hospitality Industry. Voprosy innovatsionnoi ekonomiki = Journal of Innovation Economics, 2020, vol. 10, no. 1, pp. 457-466. (In Russian). EDN: AJDTJO. DOI: 10.18334/vinec.10.1.100664.

8. Rzhepka E.A. On Developing Tourism and Hotel Business in Irkutsk Oblast. Baikal Research Journal, 2017, vol. 8, no. 1. (In Russian). EDN: YJSZOT. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(1).10.

9. Ageshkina N.A., Beljanskaja A.B., Holkina M.G.; Rudenko L.L. (ed.). Commentary to the Federal Law of November 24, 1996. No. 132-FZ «On the Basics of Tourism in the Russian Federation» (item-by-article). Available at: https://base.garant.ru/57203620.

10. Kalashnikova S.V., Khanakhok Z.A. Touristic Attractiveness of the Region as One of the Key Factor of its Competitiveness. Novye tekhnologii = New Technologies, 2015, no. 4, pp. 89-93. (In Russian). EDN: VLJUXZ.

11. Kalinina I.Yu. Irkutsk Region — the Territory of Professional Hospitality. In Meteleva E.R. (ed.). Evraziiskii integratsionnyi proekt: tsivilizatsionnaya identichnost' i global'noe pozitsionirovanie. Materialy Mezhdunarod-nogo Baikal'skogo foruma, Irkutsk, 20—21 sentyabrya 2018 g. = Eurasian Integration Project: Civilizational Identity and Global Positioning. Materials of the International Baikal Forum, September 20—21, 2018. Irkutsk, 2018, pp. 347-356. (In Russian). EDN: YPMAZF.

Ф 0 4

01 И 5<

а

л т

n *

о

о

о

а ^

о ч

я ф

X X

о

п

о у

X

ф ^

п S

н

ф

ч

2 О

м м

ы

Z

10

ы

ы 4

ы

о

Информация об авторах

Калинина Ирина Юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Головченко Татьяна Петровна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования

Калинина И.Ю. Концепция исторического отеля в развитии туристской привлекательности региона / И.Ю. Калинина, Т.П. Головченко. — DOI 10.17150/2500-2759.2022.32(2).343-350. — EDN QUUXUG // Известия Байкальского государственного университета. — 2022. — Т. 32, № 2. — С. 343-350.

Authors

Irina Y. Kalinina — Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor of the Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Tatiana P. Golovchenko — Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Contribution of the authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

For Citation

Kalinina I.Yu., Golovchenko T.P. The Concept of a Historical Hotel in the Development of Tourist Attractiveness of the Region. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2022, vol. 32, no. 2, pp. 343-350. (In Russian). EDN: AGKWUY. DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(2).343-350.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.