Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М.И. Красильщиков, М.Г. Немец, Е.В. Гавриленко, М.В. Потехина, Р.X. Шарыгин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigations of some dairy enterprises of Moscow and the Moscow Region have shown that the requirements of the sanitary legislation on hygienic training of workers of these enterprises are partially fulfilled, the efficiency of training is not checked up. It is necessary to improve a training programme and the latter should be implemented only by specialists. Drawbacks in the hygienic training of dairy workers should be eliminated to provide the proper quality of dairy products.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

обще и митохондриальной, в частности, предшествует эффектам на уровне окислительного фосфо-рилирования.

Таким образом, Т-86 оказывает действие на биологические мембраны, увеличивая их проницаемость для ионов Са2+, №+, К+. Резко возрастает не только после длительного, но и после однократного воздействия Т-86 на организм животных. Для выявления возможных отдаленных токсических эффектов была изучена эмбриотропная активность. Животных подвергали ингаляционному воздействию вещества в концентрациях 30,6, 12,1 и 5,2 мг/м3. В концентрации 30,6 мг/м3 выявлено достоверное увеличение общей до- и послеимплан-тационной гибели эмбрионов. Также обнаружено достоверное увеличение общей доимплантацион-ной гибели эмбрионов у подопытных животных при концентрации 12,Г мг/м3. В концентрации Т-86 5,2 мг/м3 не выявлено статистически значимых изменений изученных показателей.

Пороговая концентрация по эмбриотропиому действию близка к уровню 5,2 мг/м3. Специфического мутагенного действия не обнаружено.

ПДК в воздухе рабочей зоны рекомендуется на уровне 0,5 мг/м:" (II класс). Разработаны мероприятия по применению стимуляторов [2].

Л итература

1. Лешшджер А. Л. Митохондрия: Молекулярные основы структуры и функции. — М., 1986.

2. Мероприятия по охране окружающей среды и здоровья населения при применении нового стимулятора роста растений Т-86. — Ташкент, 1985.

3. Методические указания к постановке исследований по установлению санитарных стандартов вредных веществ в воздухе рабочей зоны. — М., 1980.

4. Методические указания по газохроматографическо-му измерению концентраций Т-86 в воздухе рабочей зоны. — Ташкент, 1995.

5. Методические указания по гигиенической оценке новых пестицидов. — Киев, 1988.

6. Shneider W. // J. biol. Cliem. - 1948. - Vol. 6. -P. 250-254.

Поступила 10.II.9S

S u m m a ry. LD10 of plant growth stimulator T-86 was determined at the levels: 7500 mg/kg for rats, 1475 mg/kg for white mice, and 5000 mg/kg for rabbits. Moderate skin re-sorptive effect of the agent was revealed. Limac of T-86 is 290 mg/m3, Limch 12 mg/m\ threshold embryotoxic effect 5.2 mg/m5, and MAC for work zone air 0.5 mg/m3.

Гигиена питания

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1999 УДК 613.294:637.1

М. И. Красильщиков, М. Г. Немец, Е. В. Гавриленко, М. В. Потехина, Р. X. Шарыгин

СОСТОЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава РФ Москва, Московский областной диспансер здоровья и медико-социальной реабилитации

Молоко и молочные продукты — важный элемент в питании человека. Однако эти продукты обладают высокой потенциальной опасностью для здоровья, так как могут быть источниками распространения инфекционных болезней и пищевых отравлений. Вместе с тем прогресс, достигнутый в современном молочном производстве способен сделать молоко и молочные продукты высококачественными для питания и безопасными для здоровья. Современная система санитарно-гигиенических мероприятий в молочном производстве включает в себя обязательное гигиеническое поведение работников этого производства, их специфическую личную гигиену во время работы в цехах, а также медицинский контроль состояния их здоровья. Одним из основополагающих положений СанПиН 2.3.4.551—96 "Производство молока и молочных продуктов" является требование к организации на предприятиях обучения по программе гигиенической подготовки как при поступлении на работу независимо от уровня профессиональных знаний, так и в последующем через каждые 2 года (через 1 год для заквасочных цехов). Согласно этому положению после проведенных занятий должна осуще-

ствляться проверка знаний. Руководящие инженерно-технические работники и специалисты (ИТР) в соответствии с установленными требованиями обязаны проходить аттестацию 1 раз в 2 года на специально созданных комиссиях с участием представителей центров Госсанэпиднадзора на знание СанПиН основ гигиенических и противоэпидемических требований в молочном производстве.

Мы проводкли социологическое исследование ИТР и рабочих с помощью специальных анкет на молочных комбинатах Москвы — Останкинском (ОМК), Лионозовском (ЛМК), Царицинском (ЦМК) и молочном заводе (МЗ) им. Горького и 3 молочных предприятиях Подмосковья — на МЗ "Загорский", пищевом комбинате (ПК) "Подольский" и Серпуховском МЗ.

Розданные ИТР и рабочим анонимные анкеты содержали вопросы, касающиеся личной характеристики (возраст, пол, стаж работы, занимаемая должность — профессия), и вопросы, направленные на изучение ситуации по организации обучения по программе гигиенической подготовки и аттестации ИТР и уровня проводимых занятий. Всего

- зз -

было опрошено 588 работников молочной промышленности, из них 108 ИТР и 480 рабочих.

Все респонденты-рабочие показали, что проходили очное гигиеническое обучение, а ИТР аттестовались на знание санитарных правил и норм и основ гигиенических и противоэпидемических требований на специально созданных комиссиях с участием представителей органов Госсанэпиднадзора. Для ИТР в молочной промышленности организована еще одна форма гигиенического обучения, осуществляемая через Межотраслевой информационно-консультативный центр "Молинформ", который издает специальную печатную продукцию и проводит каждые 2—3 года всероссийские семинары, на которых читают лекции сотрудники Госсанэпиднадзора и Института питания РАМН [2]. Полученную информацию участники семинара распространяют на своих предприятиях. Вместе с тем результат опроса практически на всех предприятиях выявил те или иные серьезные недостатки в осуществлении гигиенического обучения в соответствии с требованиями СанПиН [1].

Респонденты-рабочие на ЛМК наличие первичных занятий при поступлении на работу отрицают. На ЛМК, как и на других предприятиях, существует практика проведения индивидуального инструктажа по санминимуму. Обычно эта работа возлагается на санитарного врача предприятия или работника, выполняющего санитарный контроль на тех предприятиях, где нет санитарного врача.

Такая практика сан инструктажа заслуживает положительной оценки. Однако довольно часто санинструктаж по санминимуму не дополняется в ближайшее время первичным занятием по полной программе гигиенической подготовки. Именно на такую ситуацию обратили внимание при опросе респонденты-рабочие на ЛМК. Подмена первичного обучения инструктажем по санминимуму имеет место и на других предприятиях.

Как выполняется другое требование положения о гигиеническом обучении СанПиН — организация системы повторных занятий и проведение переаттестации ИТР? Все респонденты указывают, что проходили повторное обучение. На это никогда не бывает через требуемые СанПиН 1—2 года. То же и в отношении переаттестации ИТР. Обычно интервалы между повторными занятиями достигают 4—6 лет и более. На многих предприятиях гигиеническое обучение и переаттестация проводятся как массовая компания. Часто это обусловлено возникшей местной неблагополучной ситуацией в связи с выпуском партии некачественной продукции или ситуацией местного эпидемиологического неблагополучия, в котором известную роль могут играть наряду с другими и молочные продукты питания. Однако чаще всего активизация массовой компании гигиенического обучения создается местными центрами Госсанэпиднадзора в отношении всех декретированных групп населения.

Примером может служить компания 1997 г. осуществляемая Московским центром Госсанэпиднадзора в связи с симптомами санитарно-эпидемиологического неблагополучия в городе по целому ряду инфекционных заболеваний и токсикоинфекций. Основной причиной этого неблагополучия по заключению санитарного врача Москвы Н. Филатова и сотр. [3] являются "нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил на предприятиях и

организациях города, низкий уровень гигиенических знаний". В связи с этим было издано специальное постановление главного санитарного врача города № б от 31.03.97 "О внеочередной гигиенической аттестации декретированного контингента и введение личной медицинской книжки единого образца и распоряжение премьера правительства Москвы от 26.05.97 "О гигиенической аттестации", которая предусматривала создание системы курсов при территориальных центрах Госсанэпиднадзора Москвы для осуществления гигиенического обучения декретированных групп населения и соответствующей аттестации. Так, на ЛМК в течение осени—весны 1997—1998 гг. гигиеническое обучение прошли около 500 человек. В этот период наладилась и система первичного обучения вновь поступающих на работу. Наши респонденты на этом предприятии прошли повторное занятие даже при малом стаже работы. На других предприятиях такая компания активизации обучения проводилась еще и раньше, например, на ЦМК и МЗ "Загорский" в 1966 г. На ЦМК в 1996—1997 гг. прошли обучение около 600 человек. На МЗ им. Горького и ОМК активное гигиеническое обучение проводилось в 1994 г., а на ЛМК, ОМК и МЗ "Загорский" — еще и в 1991 г. Однако в процессе подобных компаний все же никогда не достигается полного охвата всех работников, не получавших давно повторного гигиенического обучения, так как таковых, особенно на крупных предприятиях, достаточно много. Лишь на отдельных предприятиях система повторного гигиенического обучения организована в соответствии с требованиями СанПиН. Например, по данным опроса на Серпуховском МЗ занятия проходят ежегодно. На ПК "Подольский" респонденты указали на организацию занятий через 1 — 2 года.

Вместе с тем опрос на ПК "Подольский" обнаружил, что гигиеническое обучение не сопровождается проверкой знаний, как этого требуют СанПиН, а зачет в медицинскую книжку вносится по самому факту проведения занятий. На всех остальных предприятиях все респонденты отмечают, что после первичных и повторных занятий проводится проверка знаний в форме устного экзамена. Однако там, где первичные занятия заменяются инструктажем по санминимуму, например на ЛМЗ, проверка знаний в этом случае также не осуществляется. Инструктаж без проверки знаний в качестве замены полноценного обучения проводится часто и на других предприятиях.

Обучение по программе гигиенической подготовки должно продолжаться около 6 ч (без времени на экзамен). Для некоторых категорий вспомогательных (не технологических) профессий возможно сокращение длительности занятий до 4—5 ч но не менее. На ЦМК занятия проходили в течение 6 ч. На ОМК лишь небольшое число респондентов занимались в течение 6—8 ч, около 30% — примерно 4 ч, еще 30% — 2 ч. Вместе с тем примерно каждый третий респондент отметил, что занятия продолжались около часа или даже менее часа. На большинстве остальных предприятий продолжительность занятий составляла 1—2 ч. Естественно, укорочение занятий до 1—2 ч приближает их к инструктажу по санминимуму. Особенно это относится к занятиям, после которых к тому же не осуществляется проверка знаний.

Весьма важна методическая основа гигиенического обучения. Результаты опроса показали, что на всех предприятиях методические занятия опираются непосредственно на Сан Пи Н. Между тем методически гигиеническое обучение должно быть обеспечено специальной стандартной программой гигиенической подготовки, созданной на основе Сан Пи Н и соответствующей этой программе, учебным пособием для очной и заочной форм обучения. Отсутствие этих методических пособий — существенный недостаток гигиенического обучения на предприятиях молочной промышленности, снижающий необходимый уровень этого обучения и уровень проводимых занятий. Уровень гигиенической подготовки и особенно ее доходчивость определяется также использованием при обучении наглядных пособий.

Как показал опрос, на разных предприятиях в отношении использования наглядных средств имеются существенные различия. Есть предприятия, например ПК "Подольский", где респонденты не отмечали вообще использование у них на занятиях каких-либо наглядных средств. На ЦМК только 50% респондентов указали на использование- на занятиях наглядных средств и только одного вида — буклеты. На МК "Загорский" 30% респондентов, а на ОМК 20% отметили, что у них на занятиях наглядные пособия не используются. Но зато остальные респонденты этих предприятий, т. е. большинство, ответили, что у них на занятиях наглядные пособия использовались. Преимущественно это были памятки, а также санитарные бюллетени и листовки, реже были и другие средства. Однако всегда используется какое-либо одно из них и только в редких случаях — 2 вида. НА ЛМК, МЗ им. Горького и Серпуховском МЗ все опрошенные отметили, что на их предприятии на занятиях всегда используются наглядные средства, причем на МЗ им. Горького — 3 наглядных средства, а иногда и 4. Речь идет о памятках, буклетах, листовках, а иногда и о санитарных бюллетенях. На занятиях на МЗ им. Горького в основном используются наглядные средства, на ЛМК — плакаты и санитарные бюллетени, а на Серпуховском МЗ — плакаты и спецслайды.

Как показывает опрос, современные технические средства используются для гигиенического обучения крайне редко. Только на Серпуховском МЗ занятия сопровождаются демонстрацией спецслайдов.

В целом следует отметить, что обеспеченность занятий наглядными средствами обучения на предприятиях молочной промышленности явно недостаточна. К тому же имеются предприятия, где они вообще отсутствуют. Технические средства практически повсеместно, за небольшим исключением, вообще нигде не применяют. И тем более обидно, что их не используют иногда и там, где они имеются, из-за поспешности проводимых занятий. Вместе с тем многие респонденты высказывали пожелания о необходимости издания новых средств обучения и оснащения ими занятий у них на предприятиях. Все, что в настоящее время используется, часто изношено, а иногда и устарело по своему содержанию. Много было пожеланий в отношении издания и оснащения занятий спецслайдами и спецвидеофильмами.

Очень важно, кто из специалистов проводит занятия. На всех предприятиях, где проводились исследования, за исключением МЗ "Загорский", работают санитарные врачи, которые осуществляют текущий санитарный контроль на предприятии, а также и являются основным организатором первичного и вторичного гигиенического обучения и соответствующей аттестации ИТР, а также участвуют в проведении этих занятий и санинструктаже. На Серпуховском МЗ работает ведомственный санитарный врач, но его должность обозначена как технолог по санитарии. На МЗ "Загорский" текущий санитарный контроль и организацию гигиенического обучения осуществляет микробиологическая производственная лаборатория в лице заведующего и микробиологов. Занятия по гигиенической подготовке на этом предприятии по данным 40% респондентов осуществляют врачи городского Сергиев-Посадского центра медицинской профилактики, поданным 30% респондентов — санитарные врачи территориального центра Госсанэпиднадзора, по данным 15% респондентов — микробиологи производственной лаборатории, а остальные 15% респондентов указывают на врача из здравпункта предприятия. На Серпуховском МЗ все занятия проводит санитарный врач предприятия. На ПК "Подольский" все занятия, поданным опроса рабочих, осуществляют санитарные врачи территориального центра Госсанэпиднадзора. Рес-понденты-ИТР (50%) ответили, что в этой работе принимает активное участие и санитарный врач предприятия. На ОМК 80% опрошенных указывают в качестве специалистов, осуществляющих гигиеническое обучение на предприятии, врачей из Московского центра гигиенического воспитания и образования населения. Остальные опрошенные называют санитарных врачей территориального центра Госсанэпиднадзора, а также врачей из здравпункта предприятия. На ЛМК 50% опрошенных называют в качестве лектора санитарного врача предприятия, а 50% — санитарных врачей из центра Госсанэпиднадзора. Однако санитарный врач этого предприятия чаще проводит санинст-руктажи. Последние годы занятия ведут в основном санитарные врачи из центра Госсанэпиднадзора. На МЗ им. Горького занятия осуществляют санитарные врачи из территориального центра Госсанэпиднадзора при активном участии в этой работе санитарного врача (фельдшера) предприятия. Однако к этой работе нередко привлекаются и начальники цехов. На ЦМК обучение в равной степени участия осуществляют санитарные врачи территориального центра Госсанэпиднадзора и санитарные врачи предприятия. К этой работе привлекаются и врачи, работающие в здравпункте. Вместе с тем по сообщению санитарного врача часто для проведения занятий на предприятие приглашаются и врачи из Московского центра гигиенического воспитания населения. На ЦМК респонденты отметили также, что половина занятий проходит в территориальном центре Госсанэпиднадзора, а половина — на территории предприятия. На всех остальных анализируемых предприятиях занятия проводятся на самом предприятии и только на ЛМК санитарный врач сообщила, что последний год они направляют своих работников на занятия в территориальный центр Госсанэпиднадзора.

Из перечисленных недостатков в организации обучения по гигиенической подготовке на предприятиях молочной промышленности особенно существенным является отсутствие единой стандартной программы гигиенической подготовки и современного учебного пособия. Усилиями нашего коллектива с участием специалистов отдела гигиены питания Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава РФ этот недостаток исправляется. Программа очно-заочного дифференцированного гигиенического обучения работников молочной промышленности разработана и утверждена (1998 г.) Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава РФ. Подготовлено также и необходимое пособие. Разработан также проект кабинета для гигиенической подготовки декретированных групп населения, которые целесообразно было бы организовать на базах территориальных центров Госсанэпиднадзора и центров медицинской профилактики. Планируется создание такого кабинета и при нашем институте.

В результате специального исследования установлено, что положение СанПиН (1996 г.) о гигиенической подготовке работающих в молочном производстве выполняется не в полном объеме, а в организации этой работы имеют место следующие существенные недостатки:

— не всегда осуществляется прохождение обучения по программе гигиенической подготовки при поступлении на работу, в ряде случаев оно заменяется коротким инструктажем по санмини-муму;

— повторное обучение работников и переаттестация ИТР проводится через длительные сроки, а не через 1—2 года, как это требует СанПиН, а в ряде случаев вообще не осуществляется;

— проверка знаний после проводимых занятий на некоторых предприятиях, как это требует СанПиН, не проводится, а зачет проставляется в мед-книжку по факту проведенного занятия;

— продолжительность занятий во многих случаях недостаточна для освещения всех вопросов программы гигиенической подготовки; это свидетельствует, что занятия по-существу в целом ряде случаев превращаются в инструктаж по санминимуму;

— обучение по программе гигиенической подготовки последние годы лишено методической ос-

новы и нуждается в издании единой и стандартной программы и современного учебного пособия для очной и заочной подготовки;

— обучение по гигиенической подготовке требует активизации издания различных современных средств обучения и оснащения гигиенического обучения этими средствами;

— гигиеническое обучение на предприятиях МП не всегда ведут специалисты, т. е. санитарные врачи, в ряде случаев эта работа поручается некоторым ИТР предприятий; вместе с тем и санитарные врачи независимо от места их работы нуждаются для проведения гигиенического обучения в организации их специфического усовершенствования.

Перспективы достижения стабильности в выпуске высококачественной и безопасной для здоровья молочной продукции тесно связано с устранением перечисленных недостатков, так как осуществление гигиенического обучения на должном уровне — залог безупречного исполнения СанПиН в целом.

Литература

1. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.4.551 — 96. Производство молока и молочных продуктов Госкомсанэпиднадзора России. — М., 1996.

2. Сергеев В. В., Силантьева Л. А., Зорембо А. А. и др. Санитария и гигиена на предприятиях молочной промышленности. — 1989.

3. Филатов Н. II., Иваненко А. И., Хизгияев В. И., Леонард И. В. // Задачи и перспективы деятельности учреждений здравоохранения по гигиеническому обучению и воспитанию, сохранению и укреплению здоровья населения: Тезисы докл. Российского совещания главных врачей центров медицинской профилактики субъектов РФ. — М., 1997. — С. 69—70.

Поступила 27.07.9S

Summary. Investigations of some dairy enterprises of Moscow and the Moscow Region have shown that the requirements of the sanitary legislation on hygienic training of workers of these enterprises are partially fulfilled, the efficiency of training is not checked up. It is necessary to improve a training programme and the latter should be implemented only by specialists. Drawbacks in the hygienic training of dairy workers should be eliminated to provide the proper quality of dairy products.

Гигиена детей и подростков

© О. В. РОГАЧУВСКЛЯ, в Г. ЕВДОКИМОВ, 1999 УДК 612.13+612.23]-057.874(470.1/.6)

О. В. Рогачевская, В. Г. Евдокимов

СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ

Институт физиологии Коми Научный центр Уральское отделение, Сыктывкар

Взаимодействие организма ребенка с окружающей средой имеет свои особенности и закономерности, что определяет важность физиологического изучения детской популяции. Процессы роста и дифференцировки в организме ребенка обусловли-

вают высокую чувствительность к изменениям среды и служат одним из индикаторов ее влияния [2|.

Организм человека на Севере подвергается воздействию ряда неблагоприятных природно-клима-тических факторов: холод, длительные и сильные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.