Научная статья на тему 'Состояние образования у народов Среднего Поволжья в 1920 е 1930 е гг. (демографический аспект)'

Состояние образования у народов Среднего Поволжья в 1920 е 1930 е гг. (демографический аспект) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
254
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАМОТНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / 1920-1930-Е ГГ / LITERACY / DEMOGRAPHY / HISTORY / POPULATION / NATIONALITY / EDUCATION / THE MIDDLE VOLGA / 1920S-1930S

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Румянцева М. А.

В статье рассматривается изменение уровня образования у народов Среднего Поволжья в 1920-1930-е гг. Большое количество школ "ликбеза" позволило за короткий период увеличить грамотность населения в 1,5-2 раза. При том, что грамотность населения всех национальностей к концу 1930-х гг. была уже достаточно высока 75-95%, лишь незначительный процент детей продолжал обучение в старших классах, невысок был и процент обучающихся в среднем звене. Основная же часть детей получала лишь начальное четырехклассное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL SITUATION OF THE MIDDLE VOLGA NATIONALITIES IN 1920s 1930s (DEMOGRAPHIC ASPECT)

The article treats the change in the educational level of the Middle Volga nationalities in the 1920s 1930s. A great number of likbez (eradication of illiteracy) schools allowed the population literacy to become 1.5 2 times as high over a short period. However, though the literacy level of all ethnic groups was high enough by the late 1930s (75 95%), few percent of the children continued their education in senior secondary school, the percentage of those attending junior secondary school also being low. Most of the children received but four form primary education.

Текст научной работы на тему «Состояние образования у народов Среднего Поволжья в 1920 е 1930 е гг. (демографический аспект)»

УДК 94(2-470.43)

СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ У НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В 1920-е - 1930-е гг. (ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

© 2010 М.А. Румянцева

Самарский государственный технический университет

Поступила в редакцию 28.12.2009

В статье рассматривается изменение уровня образования у народов Среднего Поволжья в 1920-1930-е гг. Большое количество школ "ликбеза" позволило за короткий период увеличить грамотность населения в 1,5-2 раза. При том, что грамотность населения всех национальностей к концу 1930-х гг. была уже достаточно высока - 75-95%, лишь незначительный процент детей продолжал обучение в старших классах, невысок был и процент обучающихся в среднем звене. Основная же часть детей получала лишь начальное четырехклассное образование.

Ключевые слова: грамотность, демография, история, население, национальность, образование, Среднее Поволжье, 1920-1930-е гг.

Традиционно рассмотрение состояния образования начинают с грамотности населения, мы не будем здесь оригинальны и в начале статьи рассмотрим грамотность населения Среднего Поволжья1 по национальностям.

В 1926 году критерий грамотности был весьма низким. Надо было уметь читать по слогам и написать свою фамилию.2 Но даже при таком критерии грамотности показатели ее в 1926 году у российского населения были невысоки. Перепись зафиксировала всего 40,7% грамотных, то есть меньше половины всего населения. Среди мужчин, начиная с 5-летнего возраста, грамотных было 52,3%, а среди женщин того же возраста - 30,1%. В городах показатели грамотности были выше, чем в деревне. Среди горожан грамотными были 60%, а среди сельских жителей - всего 35,4%.3 Но и этот уровень грамотности был в то время немалым достижением для России, особенно в селе.

Самые высокие показатели грамотности были у горожан - 89,5%, среди сельских мужчин грамотными были 40%. Женщины уступали мужчинам в показателях грамотности и в городе, и в селе. В городах умели читать и писать 54% женщин, а в деревне - 24%.4

Если рассматривать уровень грамотности у разных возрастных групп, то окажется, что самыми высокими показатели грамотности были среди лиц 20-29 лет: 86,5%. У женщин наибольший процент грамотности приходится на возрастную группу от 15 до 24 лет - около 58%.5

Тенденции грамотности населения Среднего Поволжья в 1926 г. были аналогичны тенденциям грамотности в целом по РСФСР, но показатели грамотности были несколько ниже (не более чем

Румянцева Мария Александровна, кандидат историеских наук, доцент кафедры социологии, политологии и истории Отечества. E-mail: rumjanseva@rambler.ru

на 7%). В городах грамотность была довольно высокой (87,3% у мужчин и 71,1% у женщин), чего нельзя сказать о селе (грамотность мужчин была чуть более 60 %, а грамотность женщин не достигала и 30%). Фактически на селе лишь одна из 4-х женщин и трое из 5 мужчин были грамотными.

Однако, несмотря на то, что распространение грамотности происходило неравномерно у разных народов, следует отметить, что подавляющаячасть молодежи была грамотной. Ниже 70% показатель грамотности в этом возрасте не опускался, чаще всего он поднимался до 90 и более процентов. Но о "сплошной", 100-процентной грамотности, даже среди молодежи, не приходится говорить. Такой высокий показатель встре-чаетсялишь унемногих народов, причем среди лиц проживающих в городах. Уже начиная с 20-летнего возраста происходит понижение уровня грамотности, особенно у женщин. У всех народов в большей или меньшей степени, но отмечается разница в уровне грамотности городского и сельского населения. Но при этом полностью неграмотных возрастных групп, даже среди пожилых и престарелых, не наблюдается.

Грамотность всего населения РСФСР за период с 1926 г. по 1939 г. увеличилась в 1,5 раза (с 55% до 81,9%). В то же время грамотность городского населения выросла на 10,1% (80,2% против 90,3%), а грамотность сельского населения - в 1,6 раза (49,0% против 77,2%). Наиболее значительно изменилась грамотность жительниц села - в 2 раза (с 32,9% в 1926 г. до 66,5% в 1939 г.) Менее всего за данный период изменилась грамотность горожан мужчин - на 7% (89,5% и 96,5% соответственно).6

Как и в целом по РСФСР грамотность населения Среднего Поволжья в 1939 г. выросла, по сравнению с 1926 г., почти на 40 %. Если грамотность горожан увеличилась на 9-13%, то грамотность сельского населения выросла на 25-40%.

Особенно значительно было увеличение грамотности жителей села почти - на 40% (с 26,3% до 66,2%). Но грамотность сельского населения по-прежнему была ниже грамотности городского (76,5% против 89,5%). Наименьший прирост грамотности был у городских мужчин (всего 8,7%), что неудивительно, так как уже в 1926 г. грамотность их была 87,3%. По-видимому, грамотность горожан мужчин в 1939 г. достигла реально возможного максимума, ибо нигде не может быть 100% грамотности (несмотря на заявления советской пропаганды), так как везде существуют люди "не способные" ею овладеть. Однако грамотность других категорий населения даже в 1939 г. еще была далека от максимальной.

За изучаемый период грамотность в Среднем Поволжье выросла в 1,7 раза (47,1% против 79,0%). Несмотря на то, что показатели роста грамотности населения Среднего Поволжья были больше, чем в целом по РСФСР, во всех рассматриваемых регионах и в 1926 г., и в 1939 г. процент грамотных был ниже, чем по России. Грамотность женского населения выросла значительнее, чем мужского, но все равно была ниже на 21% (в 1,4% раза) (грамотность мужчин в 1926 г. - 66,2%, в 1939 г. - 90,2%, женщин - 30,8% и 69,8% соответственно).7

В Куйбышевской области грамотность всего населения выросла в 1,6 раза (с 49,7% до 79,3% соответственно), грамотность мужчин выросла в 1,3 раза (с 69,0% до 91,5 %), женщин - в 2,1 раза (с 33,3% до 68,7 %). В Пензенской области грамотность всего населения выросла в 1,7 раза (с

43,3% до 74,9 %). Грамотность мужчин выросла в 1,4 раза (с 63,7% до 90,0 %), женщин в - 2,4 раза (с 25,8% до 62,7%). В Татарской автономной республике грамотность всего населения выросла в 1,7 раза (с 48,2% до 81,7%). Грамотность мужчин выросла в 1,4 раза (с 64,1% до 89,6%), женщин в - 2,1 раза (с 35,1% до 75,2%). В Чувашской автономной республике грамотность всего населения выросла в 1,8 раза (с 47,2% до 80,2%). Грамотность мужчин выросла в 1,3 раза (с 68,0% до 89,7%), женщин - в 2,5 раза (с 29,0% до 72,1%).

Таким образом, больше всего выросла грамотность женщин Чувашской автономной республики (в 2,5 раза), а менее всего - грамотность мужчин в той же республике и в Куйбышевской области (на 21,7% и 22,5% соответственно). В 1926 г. самой низкой грамотность была у женщин Пензенской области (25,8%), самой высокой - у мужчин Куйбышевской области (69,%). В 1939 г. наиболее низкой грамотность по-прежнему была у женщин Пензенской области (62,7%), а наиболее высокая - у мужчин Куйбышевской области (91,5%). В Чувашской автономной республике наблюдалась наибольшая разница роста грамотности между мужчинами (21,7%) и женщинами (2,5 раза). А Пензенская область дала самый большой рост грамотности мужчин. 8

В 1939 г. грамотность всего населения Среднего Поволжья была немного ниже, чем в целом по РСФСР (79,0 % против 83,8%). Аналогичная ситуация была и с грамотностью городского населения и населения сельского во всех возрастных группах (см. табл. 1).

Таблица 1. Грамотность городского и сельского населения в возрасте от 9 лет и старше. 1939 год (в %) 9

В возрасте от 9 лет и старше В том числе в возрасте

9-49 лет 50 лет и старше

Муж. Жен. Всего Муж. Жен. Всего Муж. Жен. Всего

Городское население

РСФСР 96,5 84,9 90,3 98,1 91,9 94,9 84,5 48,3 62,5

Среднее Поволжье 96,0 83,4 89,5 97,9 91,1 94,4 81,9 44,8 59,9

Куйбышевская область 95,8 81,8 88,6 97,5 89,7 93,6 83,6 43,3 59,5

Пензенская 95,4 79,7 86,9 97,6 88,4 92,7 80,6 39,0 55,0

область

Татарская АР * 95,9 85,9 90,6 97,9 92,6 95,1 81,0 50,9 63,0

Чувашская АР 96,9 86,3 91,7 98,7 93,2 96,1 82,3 45,8 61,9

Сельское население

РСФСР 89,7 66,5 77,2 94,8 79,4 86,7 61,8 17,2 34,5

Среднее 88,5 66,2 76,3 95,0 79,0 86,4 56,8 16,7 32,5

Поволжье

Куйбышевская область 89,6 63,4 75,3 94,8 75,6 84,6 60,3 15,4 32,6

Пензенская 88,8 59,1 72,2 94,1 71,4 81,8 59,3 10,6 28,7

область

Татарская АР 87,6 72,0 79,1 94,6 84,0 88,9 54,5 29,4 39,3

Чувашская АР 88,5 70,1 78,4 96,3 84,9 90,1 53,2 11,3 29,2

*АР - автономная республика

В Пензенской области грамотность женщин, особенно в сельской местности, была существенно ниже, чем в целом по РСФСР. Эта ситуация не касалась лишь горожанок в возрасте 9-49 лет (см. табл.1).

В Татарской автономной республике грамотность женщин в ряде возрастных групп была выше, чем в целом по РСФСР, в основном незначительно - на 1,2%, и только у жительниц села в возрасте 9-49 лет - почти на 5%. Однако наблюдается очень интересная тенденция в категории жителей села старше 50 лет: мужчины менее грамотны (на 7,3%), а женщины более грамотны (на 12,2%), чем те же категории населения в целом по РСФСР. В Чувашской автономной республике ситуация с грамотностью была аналогична ситуации в Татарской автономной республике. Но жительницы села в категории "9 лет и старше" и "9-49 лет" были грамотнее, чем сельчанки тех же категорий в целом по РСФСР (на 3,6% и 5,5% соответственно). В категории "50 лет и старше" население Чувашской автономной республики было менее грамотно, чем в целом по РСФСР (мужчины на 8,6%, а женщины на 5,9%) (см. таб. 1).

Довольно высокая грамотность населения в возрасте 9-49 лет в основном обусловлена политикой ликвидации безграмотности, проводимой

в СССР в 20-30-е годы. Грамотность же населения в возрасте 50 лет и старше в большей степени отражает политику дореволюционной России и национальные традиции образования. Поэтому тенденции грамотности населения Среднего Поволжья в 20-30-е годы до некоторой степени помогает объяснить анализ грамотности наиболее распространенных в рассматриваемых регионах национальностей.

В 1939 году грамотность населения по отдельным национальностям в Среднем Поволжье, так же как в целом по РСФСР, колебалась незначительно (см. табл. 2). Почти во всех национальностях грамотность женщин в возрасте 50 лет значительно ниже грамотности мужчин той же возрастной категории (у русских в - 3,6 раза, у мордвы в - 8,4 раза, у чувашей в - 6 раз). Исключение составляли татары (грамотность мужчин - 47,8%, женщин - 32,8%, то есть всего в 1,5 раза). В остальных возрастных категориях разница грамотности мужчин и женщин не столь значительна (см. табл. 2).

Если в целом по Среднему Поволжью показатели грамотности русского населения совпадали с показателями по РСФСР, были незначительно ниже (1-4%), то русские женщины в возрасте более 50 лет в Среднем Поволжье были на 6,7% менее грамотны, чем в РСФСР (19,7% и 26,4% соответствен-

Таблица 2. Грамотность населения Среднего Поволжья по наиболее многочисленным национальностям. 1939 год (в %)10

В возрасте от 9 лет и старше В том числе в возрасте

9-49 лет 50 лет и старше

Муж. Жен. Всего Муж. Жен. | Всего Муж. Жен. | Всего

РСФСР

Русские 93,4 73,9 82,8 97,1 87,9 92,1 72,0 26,4 43,7

Мордовцы 11 86,6 50,6 67,4 93,5 67,0 79,6 50,8 6,8 24,5

Татары 84,0 70,9 77,2 91,8 82,6 87,0 48,3 33,1 39,6

Чуваши 88,9 68,3 78,0 96,5 84,95 90,5 51,3 8,7 27,2

Среднее Поволжье

Русские 93,1 72,1 81,6 96,8 83,7 89,8 71,0 19,7 42,3

Мордовцы 86,2 50,0 66,1 92,7 60,6 75,3 50,6 6,0 23,5

Татары 81,2 67,4 73,6 88,7 76,8 82,2 47,5 32,8 38,9

Чуваши 88,2 66,2 76,1 95,6 79,5 87,0 49,0 8,2 25,1

Куйбышевская область

Русские 92,9 70,7 80,8 96,5 81,9 88,8 70,6 3,7 41,4

Мордовцы 86,3 52,3 67,7 93,1 63,6 77,4 51,1 8,7 25,4

Чуваши 87,0 60,7 72,6 94,1 72,2 82,4 46,3 8,0 23,6

Пензенская область

Русские 90,8 64,0 75,9 95,3 76,1 84,9 64,5 15,3 33,5

Татары 77,2 59,3 67,2 84,2 68,3 75,5 46,3 26,3 34,4

Мордовцы 86,0 47,6 64,5 92,3 57,6 73,2 50,0 3,3 21,6

Татарская АР

Русские 94,3 76,3 84,5 97,7 88,0 92,5 74,2 29,8 46,4

Татары 85,1 75,5 79,9 93,1 85,3 88,9 49,2 39,3 43,4

Чуваши 89,0 66,8 76,9 95,9 80,4 87,6 49,4 7,6 24,2

Чувашская АР

Русские 94,3 77,3 85,2 97,6 88,7 93,0 74,8 29,8 47,8

Чуваши 88,6 71,0 78,9 96,8 85,9 90,9 51,2 9,1 27,4

но). Если во всех остальных регионах Среднего Поволжья грамотность русских женщин в возрасте 50 и более лет была сопоставима с грамотностью этой категории населения в целом по РСФСР, то в Куйбышевской области она была крайне низкой -всего 3,7% против 29,8% в Татарской и Чувашской автономных республиках (см. табл. 2).

Грамотность всего татарского населения в возрасте 9-49 лет была в Среднем Поволжье несколько ниже, чем в целом по РСФСР, а в возрасте старше 50 лет почти не отличалась от грамотности по РСФСР. При этом в Татарской автономной республике грамотность коренного населения была даже выше, чем в целом по РСФСР, на 3-6%. В Пензенской же области грамотность татарского населения была значительно ниже, чем в Среднем Поволжье и РСФСР (мужчины до 13,5%, женщины до 20,5%). Для татарского населения Пензенской области особенно характерно, что грамотность женщин значительно ниже грамотности мужчин (на 16-20%) (см. табл. 2).

Показатели грамотности чувашского населения в целом по Среднему Поволжью были аналогичны грамотности чувашей по РСФСР в целом. В то же время грамотность женщин в Чувашской автономной республике была выше, чем грамотность чувашских женщин в целом по РСФСР. А грамотность чувашек в Куйбышевской области в возрасте 9-49 лет была почти на 10% ниже, чем в целом по РСФСР (72,2% и 81,9% соответственно) (см. табл. 2).

Грамотность мордовского населения Среднего Поволжья была почти идентична грамотности мордовского населения по РСФСР в целом, исключение составляла грамотность женщин Пензенской области, которая была в 2 раза ниже, чем по РСФСР.

Грамотность женщин одной и той же национальности в категории 50 лет и старше очень отличается по регионам (см. табл. 2).

Далее хотелось бы остановиться на такой малоизученной теме, как распределение учащихся по национальностям. В данной работе этот

Таблица 3. Распределение учащихся разных ступеней обучения по полу и национальности.

Самарская губерния. 1926 год*13

Национальность Учащихся по губернии

всего школ I ступени школ 7-леток школ II ступени школ 9-леток школ крестьянской молодежи

Русские

Обоего пола 123591 93150 21851 4746 3421 423

В том числе женщины 50247 34552 11024 2654 1888 129

Украинцы

Обоего пола 3837 3373 345 60 17 42

В том числе женщины 1419 1228 145 27 7 12

Белорусы

Обоего пола 229 200 26 3 - -

В том числе женщины 81 72 9 - - -

Немцы

Обоего пола 1283 1150 99 31 12 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе женщины 587 527 38 16 5 1

Евреи

Обоего пола 970 383 181 82 324 -

В том числе женщины 507 179 105 46 177 -

Мордва

Обоего пола 10164 9667 440 24 4 29

В том числе женщины 2232 2062 152 10 4 4

Чуваши

Обоего пола 5537 5170 205 154 - 8

В том числе женщины 1118 1034 38 46 - -

Татары

Обоего пола 9301 8663 578 23 19 18

В том числе женщины 3854 3541 289 10 7 7

Прочие

Обоего пола 700 566 78 18 37 1

В том числе женщины 316 259 27 9 21 -

Всего

Обоего пола 155622 122322 23803 5141 3834 522

В том числе женщины 55532 43454 6998 2818 2109 153

* данные только по обследованным школам.

вопрос будет раскрыт на примере национального состава учащихся Самарской губернии в 1926 г. и Средневолжского края в 1934-1937 гг.

В 1926 году учащиеся школ Самарской губернии были распределены следующим образом. Большинство учащихся обучалось в школах I ступени (75,4-95,1%). Также довольно много было учащихся в "семилетках" (3,7-18,7%). В школах крестьянской молодежи преобладали русские и украинцы (соответственно 81,0 и 24,7% от всех обучающихся в школах данного звена),

хотя встречались и представители других национальностей (за исключением белорусов и евреев). Процент обучающихся в школах II ступени и "девятилетках" был почти у всех национальностей низким (0,04-3,8%)12 (см. табл. 3).

У русских из более чем 12 тыс. обучающихся 75,4% учились в школах I ступени, 3,8% - в школах II ступени, 17,7% - в "семилетках" и 2,8% - в "девятилетках". Из 10164 обучающихся у мордвы в школах I ступени училось 95,1%, в "семилетках" - 4,3%, в остальных - менее 1%. Третьей

Таблица 4. Распределение учащихся Средневолжского края по народностям. 1934-1937 гг. 14

Всего учащихся В В У-У11 В УШ-Х В процентах к

приготовите классах классах общему числу

льных и

!-!У классах

1934/35 учебный год

Всего 603590 488635 108743 6212 100,0

В том числе

Русские 501684 403201 92609 5874 83,3

Мордва 41375 35456 5889 30 6,9

Татары 28339 24498 3803 38 4,7

Чуваши 22896 18919 3972 5 3,8

Немцы 1543 1155 366 22 0,2

Поляки 157 84 64 9 0,0

Украинцы 4862 3562 1253 47 0,8

Евреи 1465 780 520 165 0,2

Белорусы 310 240 60 10 0,0

Башкиры 267 207 60 - 0,0

Прочие народности 692 533 147 12 0,1

1935/36 учебный год

Всего 657233 514598 132322 10313 100,0

В том числе

Русские 550376 428402 112331 9643 83,9

Мордва 47337 39625 7576 136 7,2

Татары 26070 21822 4151 97 4,0

Чуваши 22277 17074 5165 38 3,4

Немцы 1711 1256 422 33 0,3

Поляки 178 93 63 22 0,0

Украинцы 6221 4391 1739 91 0,9

Евреи 1565 859 497 209 0,2

Белорусы 255 152 90 13 0,0

Башкиры 328 262 66 - 0,0

Прочие народности 915 662 222 31 0,1

1936/37 учебный год

Всего 670803 516788 141949 12066 100,0

В том числе

Русские 560429 428433 120745 11251 83,7

Мордва 49531 40270 9126 135 7,4

Татары 28507 23451 4920 136 4,2

Чуваши 22501 17939 4512 50 3,4

Немцы 1735 1458 218 59 0,3

Поляки 167 107 52 8 0,0

Украинцы 4792 3158 1515 119 0,7

Евреи 1674 842 553 279 0,2

Белорусы 265 177 72 16 0,0

Башкиры 401 354 47 - 0,0

Прочие народности 801 599 189 13 0,1

национальностью по количеству обучающихся, были татары - 9301 человек. Из них 93,1% учились в школах I ступени, 6,2% - в "семилетках" и менее 1% - в других видах школ. У чувашей 93,4 % училось в школах I ступени, 3,7% - в "семилетках", 2,8% - в школах II ступени и 0,1% - в школах крестьянской молодежи. В "девятилетках" чуваши представлены не были, впрочем, как и белорусы. У евреев 39,5% учащихся посещали школы I ступени, 33,4% - "девятилетки", 18,7%

- "семилетки" и 8,5% - школы II ступени. У украинцев, белорусов немцев в школах I ступени обучалось более 87% учащихся, в "семилетках"

- около 10%, в школах II ступени от 1,3% (белорусы, исключительно мальчики) до 2,4% (немцы), остальные были распределены по другим видам школ (см. табл.3).

В целом по губернии мальчиков обучалось в 2,8 раза больше, чем девочек, а у мордвы и чувашей разрыв был еще значительнее (в 4,5-4,9 раза). Если в школах II ступени и "девятилетках" мальчиков и девочек было почти поровну, то в остальных видах школ преобладали мальчики (их было в 1,8-2,8 раза больше). Тенденция в целом сохранялась у большинства национальностей. Однако у мордвы в "девятилетке" учились исключительно девочки, а у украинцев и татар преобладали мальчики. Преобладали мальчики и в школах II ступени у украинцев, чувашей, белорусов, мордвы, татар и немцев. У евреев оба пола были представлены поровну во всех видах школ (см. табл.3).

В 1934-1937 гг. ситуация с распределением учащихся по сравнению с 1926 г. почти не изменилась. По-прежнему более 75% учащихся посещало начальные классы (1-4 классы), то есть получало самый минимум образования. Наименьшие показатели от посещающих школу в этой категории учащихся были у евреев, поляков, белорусов, наибольший - у мордвы, татар, чувашей, в середине держались русские, башкиры, немцы, украинцы (см. табл.4). В старших же классах (8-10-й) обучалось в целом около 2% учащихся, хотя по национальностям они были распределены крайне неравномерно. У евреев, белорусов, поляков был относительно высокий процент учащихся старших классов (от 3,2% до 16,7%), а у мордвы, татар, чувашей - крайне низкий - менее 1% от посещавших школу данной национальности. Не менее противоречивой была ситуация в средних классах (5-7-й) - от 11,7% до 40,8%. У многих народов процент посещающих средние классы школы за 3 изучаемых года несколько вырос, а процент посещающих начальные классы соответственно упал (исключение составляют немцы, у них процент посещающих сред-

ние классы упал, а процент обучающихся в старших и начальных классах соответственно вырос) (см. табл.4).

При том, что грамотность населения всех национальностей к концу 1930-х гг. была уже достаточно высока - 75-95%, лишь незначительный процент детей продолжал обучение в старших классах (не более 20%), и здесь безусловными лидерами были евреи, а затем с большим отрывом поляки, белорусы и немцы. Также невысок был процент обучающихся в среднем звене (менее 1/3). Основная же часть детей получала лишь начальное четырехклассное образование (от 50% до 88%).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В данной работе мы рассмотрим Куйбышевскую и Пензенскую области, Татарскую и Чувашскую автономные республики.

2 Жиромская В.Б. Демографическая история России в 1930-е гг. Взгляд в неизвестное. М.: РОССПЭН, 2001. С. 180.

3 Всесоюзная перепись 1939 года. СССР: Основные итоги / Под ред. Ю.А.Полякова. М.: Наука, 1992. С.43. и Всесоюзная перепись 1939 года: Основные итоги. Россия. СПб., 1999. С.81-89.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

9 Всесоюзная перепись 1939 года. СССР: Основные итоги / Под ред. Ю.А.Полякова. М.: Наука, 1992. С. 43-57.

10 Всесоюзная перепись 1939 года: Основные итоги. Россия. СПб., 1999. С.81-89.

11 Именно так обозначена данная национальность в переписи 1939 г.

12 Школьная система (с 1922 г.) имела следующие звенья. Школа-девятилетка, состояла из двух концентров: единой трудовой школы I ступени и единой трудовой школы II ступени. Школа I и II ступени была организационно самостоятельной. Промежуточным типом массовой общеобразовательной школы являлась семилетняя школа. На базе четырехлетней школы I степени (начальной) в сельской местности открывались школы крестьянской молодежи (ШКМ) с агроиндус-триальным уклоном (3-4 года обучения), в которых ставилась задача соединения общего образования (в объеме семилетки) с изучением сельского хозяйства применительно к данной местности. В городах - фабрично-заводская семилетка - ФЗС (1925-1934 гг.) была призвана дать общее и политехническое образование; создавались такие школы при каком-либо предприятии. После ШКМ и ФЗС можно было продолжить обучение в 8 классе "девятилетки" и в профессиональных учебных заведениях. Школы ФЗУ - фабрично-заводского ученичества, открытые в 1922 г., были организованы на базе начальной школы. В течение 3-4 лет обучения ФЗУ подготавливали квалифицированных рабочих. Все учебные заведения были взаимосвязаны преемственно. В соответствии с партийно-правительственными постановлениями 1931-1936 гг. в работу школьной системы были внесены существенные изменения. Все прежние типы школы отменялись. Для всей страны были установлены единые типы общеобразо-

вательных школ: начальная (НУ классы), неполная средняя (1-УП классы) и средняя-десятилетка. С 1934 г. в СССР было введено всеобщее начальное образование (с 8 лет). В 30-е же годы была введена плата за обучение в старших классах.

13 Статистический ежегодник за 1927 год. Самарская губерния. Вып. III. Самара, 1928. С. 100-105.

14 ГУСО ЦГАСО Ф. Р-1245 Оп. 17 Д. 3 Л. 61, Л.98-100; Ф. Р-2125 Оп. 7. Д. 2 Л. 110.

THE EDUCATIONAL SITUATION OF THE MIDDLE VOLGA NATIONALITIES IN 1920s - 1930s (DEMOGRAPHIC ASPECT)

© 2010 M.A. Rumyantseva

Samara State Technical University

The article treats the change in the educational level of the Middle Volga nationalities in the 1920s-1930s. A great number of "likbez" (eradication of illiteracy) schools allowed the population literacy to become 1.5 -2 times as high over a short period. However, though the literacy level of all ethnic groups was high enough by the late 1930s (75-95%), few percent of the children continued their education in senior secondary school, the percentage of those attending junior secondary school also being low. Most of the children received but four-form primary education.

Key words: literacy, demography, history, population, nationality, education, the Middle Volga, 1920s-1930s.

Maria Rumyantseva, Candidate of History, Associate Professor, Department of Sociology, Political Science and Russian History. E-mail: rumjanseva@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.