Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПО РАСЧЁТУ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ПОЖАРОВ И АВАРИЙ'

СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПО РАСЧЁТУ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ПОЖАРОВ И АВАРИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаева Людмила Карловна

В статье рассмотрены методики расчёта эколого-экономического ущерба от пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций. Обоснована необходимость совершенствования экономических методов расчёта ущерба от загрязнения окружающей среды. На основе проведённого анализа предлагается внести поправки в базовые размеры платы за загрязнение и другие коррективы в методики расчёта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исаева Людмила Карловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION OF REGULATORY BASE FOR CALCULATING ECOLOGICAL AND ECONOMIC DAMAGE FROM FIRES AND ACCIDENTS

PURPOSE. The article reveals the shortcomings of the legal base on the use of economic instruments for environmental protection. Established by calculating the magnitude of environmental and economic damages is lower than the actual damages from natural emissions and discharges into the environment of hazardous and toxic substances during fires, accidents and emergencies. Elimination of this disparity is the goal and task of this work. Object of the study is the state of the legal base for assessment and payment of damages pollution. Subject of the research is methods of calculating ecological and economic damages. METHODS. This work presents analysis of the database for calculating ecological and economic damage caused by environmental pollution, the use of terminology. Findings. Based on the calculation and analytical assessments the following major shortcomings of methodological base were identified: - preservation of previous methodological templates calculating environmental damage; - lack of clear conditions of use of auxiliary materials for determining the amount of substances that pollute the environment; - lack of methods to establish physical damage from pollution; - incompatibility of the size of base rates of payments for environmental pollution. RESEARCH APPLICATION FIELD. Suggested improvements to the calculation methods are aimed at encouraging environmental activities in managing the risks of fires and accidents. CONCLUSIONS. In order to improve methods for calculating environmental and economic damage we recommend: - to increase more than 25 times the coefficient of payments for emissions and discharges of pollutants in accidents and fires compared with the set value; - to include in the calculations the emissions of toxic substances having carcinogenic, teratogenic and embryotoxic effects, and substances with properties of «greenhouse gases».

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПО РАСЧЁТУ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ПОЖАРОВ И АВАРИЙ»

Исаева Л. К.

СОСТОЯНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПО РАСЧЁТУ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ПОЖАРОВ И АВАРИЙ

В статье рассмотрены методики расчёта эколого-экономического ущерба от пожаров, аварий и чрезвычайных ситуаций. Обоснована необходимость совершенствования экономических методов расчёта ущерба от загрязнения окружающей среды. На основе проведённого анализа предлагается внести поправки в базовые размеры платы за загрязнение и другие коррективы в методики расчёта.

Ключевые слова: эколого-экономический ущерб, загрязнение окружающей среды.

Нормативы платы за загрязнение среды обитания и нарушение качества жизни человека ежегодно устанавливаются правительством Российской Федерации [1, 2]. Они в большей степени зависят от финансовых средств, которые государство ассигнует на средозащитные меры и безопасность жизнедеятельности граждан, чем от реальных ущербов, которыми сопровождается хозяйственная деятельность и сопутствующие риски. Однако расчётные величины эколого-экономических ущербов ниже реальных не только по этой причине, но и потому, что используемая для этого нормативно-правовая база имеет ряд недостатков.

Достигнуть приемлемого компромисса возможно путём совершенствования нормативно-правовой базы на основе экологической парадигмы и экологического императива при оценке рисков и экономических ущербов. Данную позицию иллюстрирует несколько примеров.

Так, в ГОСТ Р 55201-2012 [3], риском ЧС считается «сочетание вероятности возникновения ЧС и её последствий», а ущербом от ЧС - «абсолютный»

размер вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде (ОС), жизни или здоровью животных и растений».

Использование понятия «абсолютный размер вреда жизни, здоровью людей, ОС» является некорректным. Рассчитанные риск и ущерб оказываются ниже фактических значений, так как современное состояние экологической науки не позволяет учитывать отдалённые последствия многих опасных факторов воздействия ЧС на здоровье, продолжительность жизни людей и экологические системы.

При использовании «Методических указаний по проведению анализа риска производственных объектов» (РД 03-418-01), где «приемлемым риском аварии» считается «риск, уровень которого допустим и обоснован, исходя из социально-экономических соображений», необходимо учитывать, что численное значение риска имеет декларативный характер, так как возможен недоучёт масштабов воздействия аварий на природную среду по указанным выше причинам. Поэтому эколого-экономическая оценка приемлемого риска будет занижена.

Мера неопределённости при оценке ущерба и риска вызвана рядом других объективных причин, таких как выявление косвенного действия поражающих физических и химических факторов ЧС на человека и среду его обитания, возможностями инструментальных методов выявления этих изменений и т. д.

Трудности представляет, например, оценка частичных потерь лесом биосферных функций в результате пожара (фотосинтез кислорода, поглощение аэрозолей, парниковых газов, защита почвы и водоёмов от обмеления) или оценка ущерба загрязнения ОС несколькими токсичными веществами, если не установлено, каково их влияние друг на друга.

Перечисленные обстоятельства подтверждают необходимость соблюдения презумпции экологической опасности пожаров и ЧС и предпринимаемых действий по их ликвидации для уменьшения их вреда биосфере. С этим связан отказ от использования фреонов и некоторых пенообразователей для тушения пожаров. Презумпция экологической опасности некоторых трудногорючих материалов является основанием для ограничения их использования и замены на горючие, которые при пожарах загрязняют ОС менее токсичными химическими соединениями [4].

Чем больше эколого-экономический ущерб будет соответствовать реальной опасности загрязнения, тем продуктивнее будет использование этого показателя для управления экологическими рисками пожаров и аварий путём обоснования затрат на восстановление качества жизни и природной среды.

Эффективность экономического механизма управления экологической безопасностью зависит от принципов, заложенных в методики расчёта эколого-экономического ущерба Уээ. В большинстве методических документов (методики, руководящие документы (РД), методические указания, инструктивно-методические указания) использован принцип покомпонентного расчёта: отдельно при загрязнении атмосферного воздуха, почвы, водных ресурсов и собственно биоресурсов (см. таблицу).

Прямой ущерб от воздействия атмосферных загрязнений заключается в повышенной заболеваемости населения, а косвенный - в уменьшении биопродуктивности водоемов и почв.

Ущерб от загрязнения водной среды заключается в прямых и косвенных убытках от повышенной заболеваемости населения, ухудшения потребительских свойств воды, снижения биопродуктивности водных экосистем, дополнительных затратах на ликвидацию последствий загрязнения вод и восстановление их качества.

Ущерб от загрязнения земельных ресурсов под воздействием техногенных факторов заключается в ухудшении состава и свойств почвы, разрушении почв и земель, снижении хозяйственной значимости территорий.

Размеры ущербов определяются на основании фактической массы выброса (сброса), базовой платы за одну тонну загрязняющего вещества, с учётом его токсикометрических показателей или класса токсичности. К нормативам базовой платы за загрязнение окружающей природной среды применяются федеральные коэффициенты индексации платы, устанавливаемые Правительством России и публикуемые ежегодно в ФЗ «О федеральном бюджете» в связи с инфляцией и изменением уровня цен на природоохранную деятельность. Затем рассчитанная величина корректируется с помощью табличных значений коэффициентов, отражающих природно-климатические условия, социальные и другие особенности территории, на которой произошло загрязнение ОС. Эти коэффициенты называют коэффициентами экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха - Ка, почв - Кп и водных объектов - Кв [1]. Их значения установлены лабораторией мониторинга природной среды и климата Госкомгидромета и Академией наук СССР. Коэффициенты экологической ситуации дают возможность дифференцировать опасность загрязнения воздуха, водных объектов и почв в разных экономических регионах РФ.

Кроме того, в формулах присутствует повышающий коэффициент - Кав,

Перечень нормативных документов российской Федерации по расчёту эколого-экономического ущерба

Вид расчёта Нормативный документ

Расчёт ущерба природным ресурсам

Определение размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами: утв. Роскомземом 10.11.1993 г. и Минприроды РФ 18.11.1993 г.

Порядок и условия взимания платежей за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна Постановление Правительства от 28.10.1992 г. № 828 «Об утверждении положения о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна»

Исчисление размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Постановление Правительства от 04.11.2006 г. № 639 «О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причинённого водным объектам вследствие нарушения водного законодательства»

Исчисление размера ущерба от загрязнения подземных вод Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод: утв. приказом ГК РФ по охране ОС от 11.02.1998 г. № 81

Государственная кадастровая оценка земель водного фонда Приказ Минэкономразвития и торговли РФ от 14.05.2005 г. № 99 «Об утверждении методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель водного фонда»

Взимание платы за загрязнение ОС Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды: утв. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 26.01.1993 г. (ред. от 15.02.2000 г. с изм. от 12.07.2011 г.: зарег. в Минюсте РФ 24.03.1993 г. № 190)

Оценка вреда и исчисление размера ущерба от нарушения правил обращения с объектами животного и растительного мира Постановление Правительства Москвы от 08.04.2003 г. (ред. от 28.08.2012 г.) № 228-ПП «Об утверждении Порядка определения ущерба, причинённого нарушением правил обращения с объектами животного и растительного мира, занесенными в Красную книгу города Москвы, и о внесении изменений и дополнений в некоторые распорядительные документы Правительства Москвы»

Исчисление размера ущерба, причинённого лесным насаждениям или не отнесённым к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 г. (ред. от 26.11.2007 г.) № 273 «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (вместе с «Методикой исчисления размера вреда, причинённого лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесённым к лесным насаждениям деревьям, кустарникам лианам вследствие нарушения лесного законодательства»)

Определение ущерба от лесных пожаров Приказ Рослесхоза от 03.04.1998 г. № 53 «Об утверждении Инструкции по определению ущерба, причиняемого лесными пожарами»

Подсчёт ущерба, нанесенного рыбному хозяйству в результате сброса в рыбо-хозяйственные водоёмы сточных вод и других отходов Методика исчисления размера вреда, причинённого водным биологическим ресурсам: утв. приказом Росрыболовства от 25.11.2011 г. № 1166

Определение экономической эффективности природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причинённого водным биоресурсам загрязнением хозяйственных водоёмов Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды: одобрена постановлениями Госплана СССР, Госстроя СССР, президиума АН СССР № 254/284/134 от 21.10.1983 г.

Подсчёт убытков, причинённых государству нарушением водного законодательства Методика подсчёта убытков, причинённых государству нарушением водного законодательства (РД 33-5.3.01-83): утв. министром мелиорации и водного хозяйства СССР 12.07.1983 г.

Оценка ущерба, наносимого рыбным запасам на рыбохозяйственных водоёмах Временная методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоёмах: утв. Минрыбхозом СССР 18.12.1989 г., Госкомприроды СССР 20.10.1989 г.

Исчисление размера вреда, причинённого водным биологическим ресурсам Приказ Росрыболовства от 25.11.2011 г. № 1166 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причинённого водным биологическим ресурсам»: зарег. в Минюсте РФ 05.03.2012 г. № 23404

Расчёт ущерба от загрязнения ОС конкретными вредными и токсичными веществами

Определение ущерба ОС при авариях на магистральных нефтепроводах Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах: утв. Минтопэнерго РФ 01.11.1995 г.

Определение эколого-экономического ущерба при авариях, пожарах и ЧС

Оценка ущерба от аварий на опасных производственных объектах Постановление Госгортехнадзора РФ от 29.10.2002 г. № 63 «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах» (вместе с «Методическими рекомендациями РД 03-496-02»)

Оценка ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения Приказ Минэнерго РФ от 26.04.2001 г. № 130 «О введении в действие Временной методики оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения» (РД 153-34.0-002-01)

Расчёт выбросов вредных веществ в атмосферу и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха Временные рекомендации по расчёту выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твёрдых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха: утв. Минприроды РФ 02.11.1992 г.; зарег. в Минюсте РФ 16.11.1992 г. № 87

Расчёт платы за неорганизованный сброс в водные объекты загрязняющих веществ Методические указания по расчёту платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты: утв. Госкомэкологией РФ 29.12.1998 г.

с помощью которого, согласно действующему законодательству, учитывается аварийный характер выбросов и сбросов загрязнителей. В разные годы его значение менялось в сторону увеличения, и последние 15 лет оно равно 25 [5].

В целом, действующая в России методическая база оценки ущерба от основных опасностей ЧС и штатной антропогенной деятельности вполне достаточна для определения вреда, причиняемого экосистемам, включая экосистему человека.

В связи с тем, что натуральный ущерб может быть как одномоментным, так и перманентным (при эрозии и засолении почв), а также латентным, и проявляться со временем, выделяют несколько типов эколого-экономического ущерба: потенциальный, реализованный и предотвращённый.

Потенциальный ущерб - это рассматриваемые в перспективе экономические потери от возможного загрязнения природных ресурсов, не требующие дополнительных затрат на ликвидацию в текущее время.

Реализованный (реализовавшийся) ущерб отражает в денежном эквиваленте реальный натуральный вред в текущем времени, поэтому его некорректно называть просто расчётным, как это встречается в некоторых источниках. Реализованный ущерб - часть реального ущерба, которая проявляется в определённый период времени и может быть выражена в денежной форме при данном уровне научных знаний.

Для расчёта ущерба от аварий и штатной хозяйственной деятельности применимы практически все действующие нормативные документы.

Методические документы по оценке потенциального (ожидаемого) ущерба от аварий (например, при заполнении деклараций безопасности, страховании гражданской ответственности и др.) основаны на вычислении показателей экологического риска. Для этих целей

используются процедуры аудита, оценки воздействия на ОС (ОВОС), экологической экспертизы, которые применяются на стадии проектирования и функционирования объектов техносферы. Методы расчёта потенциального ущерба от аварий изложены в «Методическом руководстве по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах» (разработанном по заказу «Транснефти») и в «Методических указаниях по проведению анализа риска производственных объектов» (РД 03-418-01).

По оценке О. Ф. Балацкого, потенциальный эколого-экономический ущерб составляет 70-80 % от действительного, а реализованный - примерно 60-65 %. Согласиться с этой оценкой трудно, так как отсутствует убедительная аргументация, почему негативное воздействие на ОС в будущем всего на 10-15 % больше реализовавшегося ущерба.

Согласно «Временной методике определения предотвращённого экологического ущерба» (1999 г.), «предотвращённый экологический ущерб представляет собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий от загрязнения атмосферы, вод, ухудшения и разрушения почвенного покрова, которые в рассматриваемый период времени удалось избежать в результате проведения комплекса природоохранных мероприятий и программ» [6].

Предотвращённый ущерб представляет разность между возможным и расчётным реализованным ущербом, определяемым в конкретный период времени. Предотвращённый экологический ущерб целесообразно ежегодно вычислять на территории каждого субъекта РФ для оценки деятельности территориальных природоохранных органов.

Анализ методической базы позволяет сделать следующие выводы.

1 . В настоящее время с целью сопоставимости результатов оценок эколого-экономических потерь от ЧС в разных

субъектах РФ расчёты следует выполнять в соответствии с действующими методиками, утверждёнными постановлениями Правительства РФ, органами государственной власти субъектов РФ, Минприроды, Минюста и др.

2. Ущербы от вредного воздействия объектов техносферы на атмосферу, водные объекты, почву, биологические ресурсы суммируются, если необходимо определить общий экологический ущерб от воздействия одного источника загрязнения или их группы, либо оценить экологическую ёмкость территории муниципального образования, субъекта или территории РФ в целом.

3. Ущерб от аварий (в том числе, от разливов нефти) можно определять на стадии проектирования технообъек-тов и при их функционировании по методикам расчёта реализованного и потенциального (ожидаемого) ущерба.

4. Все аварийные выбросы (сбросы) рассматривать как сверхлимитные, то есть применять к ним специальные нормативы платы с коэффициентом 25, утверждаемые постановлениями Правительства РФ.

5. Так как в методиках, как правило, предлагаются альтернативные методы расчёта степени загрязнения или потерь ресурса (в том числе разрешается использование метода экспертных оценок), а рассчитанные значения ущербов отличаются, окончательным результатом следует считать наибольшую величину.

6. Так как наряду с документами общего характера законодательством разрешено использование методик для определённых видов источников воздействия, которые утверждаются и применяются отдельными министерствами, ведомствами и субъектами РФ, то они могут использоваться для сравнительной оценки экологических проблем территорий субъектов РФ только для подобных источников воздействия. Это условие распространяется на методики, разработанные Федеральными агентствами водных ресурсов, лесного

хозяйства, атомной энергии и др., крупными компаниями, субъектами РФ.

В последние несколько лет проводятся работы по совершенствованию методов расчёта экологического ущерба. Однако недостатками современной методической базы по-прежнему являются:

- сохранение ранее принятых методологических шаблонов для систематизации базы данных по методам расчёта вреда ОС;

- отсутствие чётких условий применения вспомогательных материалов для определения количества загрязняющих веществ, поступающих в ОС;

- отсутствие методик установления ущерба от физического загрязнения ОС в результате радиационного, электромагнитного, шумового воздействия;

- неоправданно завышенные ставки платежей, устанавливаемые отдельными ведомствами, субъектами РФ, крупными компаниями;

- низкие базовые ставки платежей за загрязнение, устанавливаемые Правительством РФ.

Актуальность устранения перечисленных недостатков очевидна, но в доступной литературе сведения о корректировке методик расчёта эколого-экономического ущерба от пожаров, аварий и ЧС ограничены, а правомерность известных можно подвергнуть сомнению.

Одним из примеров указанных недостатков является умножение на пятикратный повышающий коэффициент платы за лимитированные выбросы и сбросы загрязняющих веществ во время аварий, пожаров и ЧС, уравненных со сверхлимитными залповыми выбросами. Эта норма носит формальный характер и основана на упрощённых представлениях о допустимых нагрузках токсикантов на человека и биоту.

В то же время, согласно [2, 7], органам исполнительной власти субъектов РФ с участием территориальных органов Минприроды разрешено на основании базовых нормативов платы за загрязнение

окружающей природной среды устанавливать дифференцированные ставки платы и осуществлять корректировку размеров платежей.

Поэтому можно рекомендовать исчислять размеры ущерба за счёт повышения базовых нормативов платы для всех случаев загрязнения среды обитания человека на территории страны [2, 5].

Так как по ряду объективных причин ставки платы (удельные ущербы) за вред, причиняемый человеку и среде его обитания, не могут в полном объёме соответствовать степени негативного воздействия ЧС, то целесообразно рассмотреть другие способы корректировки показателей, по которым рассчитывается ущерб. Например, есть смысл учитывать в экономических расчётах аварийные выбросы при пожарах и ЧС диоксида углерода, так как его роль в сезонном изменении климата на региональном уровне при природных пожарах доказана. Целесообразно также учитывать аварийные выбросы ди-

оксинов и других токсикантов, оказывающих на людей сильное канцерогенное, тератогенное и эмбриотоксичное действие.

При расчёте ущерба от загрязнения атмосферного воздуха, кроме показателя ПДКсс, который характеризует только раздражающее действие атмосферных загрязнителей [8], можно рекомендовать включение в расчётные формулы ПДКмр и ПДКрз, как это было в одной из первых методик [9].

Наконец, назрела необходимость повысить коэффициент платы за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ во время аварий, пожаров и ЧС по сравнению с установленным ранее значением не только на основании соизмерения продолжительности выбросов, но и по другим параметрам [10].

Предлагаемые меры по совершенствованию методик расчёта направлены на стимулирование природоохранной деятельности при управлении рисками пожаров и аварий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».

2. Постановление Правительства от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в действ. ред.).

3. ГОСТ Р 55201-2012. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства.

4. Исаева Л. К. Пожары и окружающая среда. - М.: Калан, 2001.

5. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды: утв. Министерством охраны

окружающей среды и природных ресурсов РФ 26 января 1993 г. (ред. от 15 февраля 2000 г., с изм. от 12 июля 2011 г.: зарег. в Минюсте РФ 24 марта 1993 г. № 190).

6. Временная методика определения предотвращённого экологического ущерба: утв. Госкомэкологией РФ 9 марта 1999 г.

7. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в действ. ред.).

8. Дунаевский Л. В. Платежи за загрязнение окружающей среды: пора откорректировать нормативные документы // Зелёный мир. - 1998. -№ 13. - С. 11-13.

9. Типовая методика определения экономической эффективности и экономического стимулирования осуществления природоохранных мероприятий и экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды (проект). Разработана по поручению КОС от 16 июля 1986 г. и Постановлению ГКНТ и Президиума АН СССР от 4 ноября 1986 г. № 485/189.

10. Исаева Л. К. Экологические аспекты пожаров в России // Пожарная безопасность. -2013. - № 3. - С. 83-91.

Isaeva L.

CONDITION OF REGULATORY BASE FOR CALCULATING ECOLOGICAL AND ECONOMIC DAMAGE FROM FIRES AND ACCIDENTS

Purpose. The article reveals the shortcomings of the legal base on the use of economic instruments for environmental protection. Established by calculating the magnitude of environmental and economic damages is lower than the actual damages from natural emissions and discharges into the environment of hazardous and toxic substances during fires, accidents and emergencies. Elimination of this disparity is the goal and task of this work. Object of the study is the state of the legal base for assessment and payment of damages pollution. Subject of the research is methods of calculating ecological and economic damages.

Methods. This work presents analysis of the database for calculating ecological and economic damage caused by environmental pollution, the use of terminology.

Findings. Based on the calculation and analytical assessments the following major shortcomings of methodological base were identified:

- preservation of previous methodological templates calculating environmental damage;

- lack of clear conditions of use of auxiliary materials for determining the amount of substances that pollute the environment;

- lack of methods to establish physical damage from pollution;

- incompatibility of the size of base rates of payments for environmental pollution.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Research application field. Suggested improvements to the calculation methods are aimed at encouraging environmental activities in managing the risks of fires and accidents.

Conclusions. In order to improve methods for calculating environmental and economic damage we recommend:

- to increase more than 25 times the coefficient of payments for emissions and discharges of pollutants in accidents and fires compared with the set value;

- to include in the calculations the emissions of toxic substances having carcinogenic, teratogenic and embryotoxic effects, and substances with properties of «greenhouse gases».

Key words: ecological and economic damage, pollution, method of determining damages.

REFERENCES

1. Resolution of the Government of the Russian Federation of 12.06.2003, № 344.

2. Resolution of the Government of the Russian Federation of 28.08.1992, № 632.

3. GOST R 55201-2012 (Safety in emergencies. Procedure for the development of a list of measures for civil defense, measures for prevention of natural and man-caused emergencies in capital construction design), Moscow, 2013.

4. Isaeva L. K., Pozhary i okruzhaiushchaia sreda (Fires and the Environment), Moscow, 2001.

5. Instructivno-metodicheskie ukazniia po vzimaniiu platy za zagriaznenie okruzhaiushchei prirodnoi sredy (Instructive-methodological Instructions on Charging of Payment for Pollution of Surrounding Environment), Moscow, 1993.

6. Vremennaia metodika opredeleniia predotvrashchen-nogo ekologicheskogo ushcherba (Temporary method for determination of averted environmental damage), Moscow, 1999.

7. Federal Law of the Russian Federation of 10.01.2002 № 7.

8. Dunaevsky L. V., Zelenyi mir (Green World), 1998, № 13, pp. 11-13.

9. Tipovaia metodika opredeleniia ekonomicheskoi ef-fectivnosti i ekonomicheskogo stimulirovannniia osushchestv-leniia prirodookhrannykh mereprratii i ekonomicheskoi otsenki ushcherba ot zagriazneniia okruzhaiushchei sredy (A typical method of determining the cost-effectiveness and economic stimulus of the environmental activities and economic assessment of damage from environmental pollution), Moscow, 1986.

10. Isaeva L. K., Pozharnaia bezopasnost' (Fire Safety), 2013, № 3, pp. 83-91.

LiUDMiLA iSAEVA

Doctor of Technical Sciences, Professor

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.