Экология
ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТИ НА АРКТИЧЕСКОМ ШЕЛЬФОВОМ НЕФТЯНОМ МЕСТОРОЖДЕНИИ
А. В. ГОЛОВЕШКИНА А. И. ЧИСТОБАЕВ
Статья посвящена апробации действующих методик расчета денежной компенсации вреда от загрязнения окружающей природной среды. Раскрывается актуальность данной темы, представлены действующие нормативные документы и составлена блок-схема процесса расчета денежной компенсации вреда в результате загрязнения окружающей природной среды при аварийном разливе нефти.
Ключевые слова: методы оценки, окружающая среда, разлив нефти, арктические условия, антропогенное воздействие, оценка ущерба, экономическая оценка, экологическое нарушение, ликвидация разли-
В настоящее время главным стратегическим направлением экономического развития РФ является освоение углеводородных ресурсов нефти и газа на территории континентального шельфа в Арктическом пространстве, которому присущ повышенный уровень экологического риска. Природа в этом регионе уязвима к внешним воздействиям и отличается длительным периодом восстановления. Также Арктика известна своими суровыми погодными условиями, что значительно затрудняет проведение здесь аварийно-спасательных работ [6]. Актуальным вопросом оценки уровня экологического риска является возможность определить экономический ущерб в результате аварийных разливов нефти в морских зонах.
Под экономическим ущербом от экологических нарушений окружающей природной среды (ОПС) понимается определение фактических и предотвращаемых имущественных и финансовых потерь и убытков [14] в результате антропогенного воздействия, которое причиняет вред возобновляемым и невозобнов-
ляемым ресурсам (загрязнение ОПС, истощение ресурсов, разрушение экосистем).
По данным Минприроды России, в 2018 г. в Российской Федерации произошло порядка 13 тыс. случаев разливов, в результате этого в окружающую среду поступило 11,2 м3 нефтепродуктов [4]. Также в 2018 г. экономический ущерб от аварий на объектах нефтегазодобывающей промышленности составил 39,581 млн. руб. На опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта в 2018 г. экономический ущерб составил 190,8 млн. руб. [3].
Все вышеперечисленное обусловливает особую актуальность оценки экономического ущерба от экологических нарушений ОПС, так как фирме требуется резервирование значительного капитала на затраты, связанные с последствиями аварии, их быстрой ликвидацией, обеспечением надлежащим оборудованием и специализированными аварийно-спасательными службами.
Такие параметры, как затраты от прямых потерь от экологических нарушений, расходы
Головешкина Александра Владимировна, студент магистратуры Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, Россия), е-mail: [email protected]; Чистобаев Анатолий Иванович, профессор кафедры экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте российской Федерации, д-р геогр наук (г. Санкт-Петербург, Россия), е-mail: [email protected]
на их локализацию, ликвидацию и расследование причин аварии, социально-экономические последствия, потери из-за неиспользованных возможностей, потери от выбытия трудовых ресурсов, зависят от большого количества факторов и труднопрогнозируемы, поэтому в данной статье они не рассматриваются.
Для определения объема капитала, который покрывал бы рисковые затраты предприятия, включающие в себя платежи и штрафы за нанесение ущерба ОПС, в настоящей работе выполнена апробация методик расчета.
С целью определения ущерба от аварийного разлива на шельфе необходимо проанализировать сценарии развития аварийных ситуаций. На данный момент потеря контроля над скважиной; поломка системы транспортирования при перегрузке нефти и нефтепродуктов с платформы на танкер, авария при разгерметизации отсека нефтехранилища являются потенциальными сценариями разливов
нефти и нефтепродуктов в акватории Арктики при эксплуатации платформы. На примере морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) «Приразломная» в табл. 1 представлены сценарии развития аварийных разливов нефти с вероятностью их проявления [7].
Для дальнейшего расчета платежей за негативное воздействие на ОПС используем сценарий 1 как наиболее вероятный. (См. табл. 2.)
Оценка ущерба природной окружающей среде основывается на результатах моделирования и прогнозирования масштабов последствий от воздействия поражающих факторов аварийного разлива нефти.
На сегодняшний день отсутствует единственно верный способ комплексной оценки экономического ущерба ОПС от аварийного разлива нефти. Общепринятые методики [6; 2] не позволяют оценить ущерб в морских водных объектах, однако в работах [5] и [9] описана возможность оценить степень загрязне-
Таблица 1
Сценарии развития аварии на примере МЛСП «Приразломная»
Сценарии развития аварий
Объем
Тип продукта
Вероятность возникновения аварий
1. Авария танкера объемом до 10 тыс. в течение 5 суток
10 тыс. т
1,0х 10"21/год
2. Неконтролируемое фонтанирование скважины в течение 3 суток
3. Авария временного хранилища нефти на МЛСП
за 5 суток
1,5 тыс. т
16 тыс. т
Сырая нефть. Плотность нефти 0,911 т/м3
1,8-2,2x10-" 1/год
1,0х 10"51/год
Источник: [7; 15].
Таблица 2
Методики и нормативные документы для расчета денежной компенсации вреда от загрязнения ОПС при аварийном разливе нефти
Затраты Методики и нормативные документы
Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (с изм. на 24.01.2020 г.). Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах
Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (с изм. на 24.01.2020 г.). Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства 3. Плата за загрязнение Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны почв окружающей среды
Источник: [1; 5; 9; 10; 11].
1. Плата за выбросы в атмосферный воздух
2. Плата за загрязнение водных объектов
ния как в водоемах (океаны, моря, озера), так и в водотоках (реки, ручьи). Еще одной важной проблемой большинства методик является отсутствие адаптации к рассматриваемой ситуации. В работах [5; 9; 10] данный недостаток преодолен с помощью учета характера аварийного загрязнения нефтью.
В табл. 2 приведены рекомендуемые методики и нормативные документы, необходимые для расчета денежной компенсации вреда отдельным компонентам природной среды, нанесенного аварийным разливом нефти на шельфе Арктики.
В представленных в табл. 2 методиках расчет оценки ущерба осуществляется с применением таксового способа. Таксы определяются в соответствии с установленной государством денежной суммой. Этот способ не позволяет получить реальную оценку ущерба, но дает возможность приблизительно рассчитать возможный экономический ущерб. Для расчета реального экономического ущерба от причиненного экологического вреда следует применять данные по фактическим затратам после устранения и восстановления нарушенного состояния ОПС.
Расчет ущерба от уничтожения биоресурсов и потери биоразнообразия вследствие разлива нефти проводится специализированными организациями, которые располагают ак-
туальными данными и необходимой аналитической информацией. Однако на сегодня не разработано методик определения ущерба и количества образовавшихся отходов при аварийных разливах нефти [1]. В настоящей работе ущерб от уничтожения биологических ресурсов и отходов не берется в расчет.
Расчет гипотетической суммы платы за загрязнение атмосферного воздуха
Продолжительность испарения - 5 суток (естественная очистка зоны загрязнения от нефти при разливе объемом 10 тыс. т возможна за 5 суток) [7].
Масса углеводородов, испарившихся с поверхности, покрытой разлитой нефтью, зависит от температуры поверхности испарения (гпи). Данный показатель рассчитывается следующим образом:
г =0,5- (г), (1)
п.и ' ^ п воз''
где гп-температура верхнего слоя (земли или воды), °С; гвоз -температура воздуха, °С [5].
Если гпи< 4°С,то удельная величина выбросов признается равной нулю - это характерно для зимнего, осеннего и весеннего периодов исследуемого объекта. Принимаем, что в летний период температура поверхности испарения составляет 5°С и проводим расчет для данного периода.
Таблица 3
Расчеты массы углеводородов, испарившихся в атмосферу с поверхности водного объекта
Площадь нефтяного пятна, м2 50 000 50 000 100 000 100 000 100 000 150 000 150 000 200 000 100 000
Толщина пленки, м 0,001 0,005 0,01 0,02 0,05 0,1 0,2 0,5 2
Удельная величина выбросов углеводородов в атмосферу (д), г/м2 180 534 844 1227 2376 3664 5609 9740 22 503
Масса углеводородов, испарившихся в атмосферу с поверхности водного объекта, покрытой нефтью, т 9 26,7 84,4 122,7 237,6 549,6 841,35 1948 2250,3
Суммарная масса
испарившихся 6069,65
углеводородов, т
Источник: [5; 7; 15].
Толщина пленки за 5 суток в безледный период определяется в соответствии с [7] и представлена в табл. 3. Удельную величину выбросов углеводородов в атмосферу (д) определяем в соответствии с [5].
Площадь нефтяного пятна (Р) будет составлять около 1 км2 [15].
Масса углеводородов (Матм), испарившихся в атмосферу с поверхности водного объекта и прибрежной зоны, покрытой нефтью, определяется по формуле
М =q • F • 10-6
атм 1
(2)
Расчет ущерба ОПС от выбросов углеводородов нефти в атмосферу при аварийных разливах выполняется по формуле
У =K•C•М
(3)
где Уатм - ущерб, подлежащий компенсации, руб.; К -сверхлимитный повышающий коэффициент (К= 25) [8]; Са - ставка платы за выброс! т углеводородов в атмосферу, руб./т. При загрязнении ОПС в результате аварии, повлекшей за собой морской разлив нефти и нефтепродуктов, плата исчисляется как за сверхлимитное загрязнение [1]:
тельный коэффициент (в 2019 г. применялись ставки платы, установленные на 2018 г., с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,04) [12]; Н - ставка платы за 1 т загрязняющих веществ (углеводороды предельные С — С5 (исключая метан) - 108 руб./т) [11].
Далее определяем ущерб от углеводородов, испарившихся с поверхности земли, покрытой разлитой нефтью. (См. табл. 4.) Длина загрязненного берега составляет до 5 км, количество выброшенной нефти с учетом испарения и дисперсии - 750 м3, в случае выброса нефти на побережье нефть может проникать на глубину 5 м береговой линии, площадь загрязнения - до 25 тыс. м2 [15].
Масса нефти, принятая для расчета платы за выбросы углеводородов в атмосферу, составила
М = 6069,7 + 109,08 = 6178,73 т.
атм ' ' '
Компенсационные выплаты, связанные с загрязнением атмосферного воздуха составят
У = 25 • 108 • 1,4 • 1,04 • 6178,73 =
атм
= 24 289 823,38 руб. = 24,289 млн. руб.
C =Н • К • К
(4)
где Кэа - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферы в данном регионе (Северный экономический район РФ - 1,4); К - дополни-
Расчет гипотетической суммы платы за загрязнение водных ресурсов
В случае загрязнения углеводородами водного объекта ущерб, подлежащий компенсации, рассчитывается по формуле
Таблица 4
Расчеты массы углеводородов, испарившихся в атмосферу с поверхности земли
Площадь нефтяного пятна, м2 2500 2500 2500 7500 5000 5000
Толщина пленки, м 0,01 0,05 0,02 0,1 0,2 0,5
Удельная величина выбросов углеводородов в атмосферу (д), г/м2 180 534 1227 3664 5609 9740
Масса углеводородов, испарившихся в атмосферу с поверхности прибрежной территории, покрытой нефтью, т 0,45 1,335 3,0675 27,48 28,045 48,7
Суммарная масса испарившихся углеводородов, т 109,08
Источник: [5; 7; 15].
У =К
вод вг
• К • К • I" Н.
в ии i = 1 i
• К • К • М
неф7
(5)
где Квг - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия в зависимости от времени года (летний период - 1,1); Кв - коэффициент, учитывающий состояние водных объектов (Баренцево море - 0,95) [9]; Кии -коэффициент индексации, учитывающий инфляционную составляющую экономического развития (так, по информации, представленной на официальном сайте Минэкономразвития России, значение К на 2019 г. составило
ии
1,670) [13]; К -коэффициент,показывающий продолжительность негативного воздействия вредных (загрязняющих) веществ на водный объект при непринятии мер по его ликвидации (120 час - 2,3) [9]; К -дополнительный
коэффициент (в 2019 г. применялись ставки платы, установленные на 2018 г., с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,04) [12]; Н. -ставка платы для расчета суммы ущерба (вреда) от сброса нефтепродуктов в водные объекты, руб. (ставка для нефтепродуктов (нефть) - 14 711,7 руб./т) [11]; Мнеф - объем загрязняющего вещества, поступившего в водный объект, т (10 тыс. т).
У = 1,1 • 0.95 • 1,670 • 14 711,7 • 1,04 •
вод '
• 2,3 • 10 000 = 614 125 028,3 руб. = = 614,125 млн. руб.
Расчет гипотетической суммы платы за загрязнение земель
Ущерб, подлежащий компенсации при загрязнении нефтепродуктами земель в результате
Блок-схема процесса расчета денежной компенсации вреда по компонентам ОПС при возможном аварийном разливе на Арктическом нефтяном месторождении на шельфе Печерского моря
Источник: составлено авторами.
аварии, рассчитывается по формуле
У = СЗ • S • К • К • Т , (6)
почв г исх х'
где СЗ - степень химического загрязнения почв нефтепродуктами (принимаем СЗ = 3) [10]; S - площадь загрязненного участка, м2 (25 000 м2); Кг - показатель в зависимости от глубины загрязнения нефтепродуктами или порчи почв (более 200 см принимается равным 2,5) [10]; К - показатель в зависимости
исх
от категории земель и их целевого назначения, на которых расположен загрязненный участок (в случае, если ущерб почве причинен на землях нескольких категорий и видов разрешенного использования, в расчете используется максимальное значение - 2) [10]; Тх -такса для исчисления размера ущерба (вреда), причиненного почвам как объекту окружающей среды при химическом загрязнении почв, руб./м2 (такса для земельных участков, расположенных к северу от зоны притундро-вых лесов и редкостойной тайги, составляет 1000 руб./м2) [10].
У =3 • 25 000 • 2,5 • 2 • 1000 =
почв
= 375 млн. руб.;
Уб =24,289 + 614,125 + 375 =
общ ' '
= 1013,414 млн. руб.
Общий ущерб, подлежащий компенсации по некоторым компонентам окружающей среды, составил, таким образом, 1013,414 млн. руб.
На рисунке представлена блок-схема процесса расчета денежной компенсации вреда от загрязнения ОПС.
В работе проведена апробация существующих методик расчета денежной компенсации вреда от загрязнения ОПС на примере гипотетического аварийного разлива нефти в районе МЛСП «Приразломная». Для методик, которые были приведены в настоящей работе, представлены актуальные нормативные документы, на базе которых следует проводить расчет. По результатам апробации было рассчитано, что при разливе нефти в объеме 10 тыс. т компенсационные платежи по некоторым компонентам ОПС составят 1013,414 млн. руб. Соответственно, не ставится под сомнение необходимость оценки возможного экономического ущерба, связанного с аварийной ситуацией на арктическом шельфе. ■
Литература
1. Вальдман Н.А., Маляренко Н.Л., Куликова Л.А., Кузячкин С.Н., Емельянов Р.Е. Развитие методических подходов к оценке экономического ущерба от аварийных разливов нефти при формировании страховой защиты морских объектов на шельфе // Арктика: экология и экономика. 2016. № 3 (23). С. 50-57.
2. Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды / А.С. Быстрое, В.В. Варанкин, М.А. Виленский и др. — М.: Экономика, 1986.
3. Годовой отчет о деятельности федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2018 г. / Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. — M.: ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности», 2019. URL: http://gosnadzor.gov.ru/public/annual_reports/Годовой отчет за 2018 год^1
4. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году». — М.: Минприроды России; НПП «Кадастр», 2019.
5. ИПТЭР. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах. Утв. приказом Минтопэнерго России 01.11.1995 г. — М.: ТрансПресс, 1996.
6. Методика определения предотвращенного экологического ущерба. Утв. Госкомэкологии 30.11.1999 г. / Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды. — М., 1999.
7. Моделирование поведения возможных разливов нефти при эксплуатации МЛСП «Приразломная». Оценка возможности ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти / В.И. Журавель и др. — М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2012. URL: https://wwf.ru/ upload/iblock/823/arctic_oil_spills_modeling_rus.pdf
8. «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду». Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 г. № 255 (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. 2017. № 11. Ст. 1572.
9. «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства». Приказ Минприроды России от 13.04.2009 г. № 87 (ред. от 26.08.2015) // Российская газета. 24.06.2009. № 113.
10. «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды». Приказ Минприроды России от 08.07.2010 г. № 238 (ред. от 11.07.2018) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 40. 04.10.2010.
11. «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 г. № 913 (ред. от 24.01.2020) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 38. Ст. 5560.
12. «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты». Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 г. № 758 (ред. от 16.02.2019) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 28. Ст. 4221.
13. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года / Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://old.economy.gov.ru/ minec/about/structure/depMacro/201828113 .html
14. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник / Н.Ф. Реймерс. — М.: Мысль, 1990.
15. Реферат плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти в оперативной зоне ответственности морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» / ООО «Газпром нефть шельф». — СПб., 2013. URL: http://shelf.gazprom-neft.ru/upload/referat-po-plany-LARN.pdf
References
1. Waldman N.A., Malyarenko N.L., Kulikova L.A., Kuzyachkin S.N., Emelyanov R.E. Development of methodical approaches to assessing economic damage from oil spills in the formation of insurance protection of offshore facilities on the shelf // Arctic: Ecology and Economy. 2016. No. 3 (23). Pp. 50—57.
2. Temporary model method of determining the economic effectiveness of environmental measures and assessing the economic damage caused to the national economy by pollution / A.S. Bystrov, V.V. Varankin, M.A. Wilensky et al. - Moscow: Ekonomika, 1986.
3. Annual Report on the Activities of the Federal Service for Environmental, Technological and Atomic Oversight in 2018 / Federal Service for Environmental, Technology and Atomic Oversight. — Moscow: Industrial Safety Research Center, 2019. URL: http://gosnadzor.gov.ru/public/annual_reports/Годовой отчет за 2018 год^
4. State report on the state and environmental protection of the Russian Federation in 2018. — Moscow: Russian Ministry of Natural Resources; NPP "Cadastre", 2019.
5. IPTER. The method of determining damage to the natural environment in accidents on main oil pipelines. By order of the Ministry of Energy of Russia dated 01.11.1995. — Moscow: TransPress, 1996.
6. A method for determining the environmental damage that has been prevented. By order of the State Committee of Ecology dated 30.11.1999 / State Committee of the Russian Federation for Environmental Protection. — Moscow, 1999.
7. Modeling the behavior of possible oil spills during the operation of the Prirazlomnaya MLSP. Assessment of the possibility of emergency management of oil spills / V.I. Juravel et al. — Moscow: World Wildlife Fund (WWF), 2012. URL: https://wwf.ru/upload/iblock/823/arctic_oil_spills_modeling_rus.pdf
8. "On calculating and charging for negative impact on the environment". Resolution of the Government of the Russian Federation dated 03.03.2017. No. 255 (ed. 27.12.2019) // Assembly of Russian legislation. 2017. No 11. Art. 1572.
9. "On the approval of the Method of Calculating the extent of damage caused to water objects as a result of violation of water legislation". Order of the Russian Ministry of Natural Resources dated 13.04.2009. No. 87 (ed. 26.08.2015) // Russian Newspaper. 24.06.2009. No. 113.
10. "On the approval of the Method of Calculating the extent of the damage caused to soils as an object of environmental protection". Order of the Russian Ministry of Natural Resources dated 08.07.2010. No. 238 (ed. 11.07.2018) // Bulletin of Regulations of the Federal Executive Authorities. No. 40. 04.10.2010.
11. "On the rates of fees for negative impact on the environment and additional coefficients". Resolution of the Government of the Russian Federation dated 13.09.2016. No. 913 (ed. 24.01.2020) // Assembly of Russian legislation. 2016. No. 38. Art. 5560.
12. "On the rates of payment for the negative impact on the environment when placing solid municipal waste of the IV class of danger (low-risk) and making changes to certain acts". Resolution of the Government of the Russian Federation dated 29.06.2018. No. 758 (ed. 16.02.2019) // Assembly of Russian legislation. 2018. No. 28. Art. 4221.
13. The forecast of the socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2036 / Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: http://old.economy.gov.ru/minec/ about/structure/depMacro/201828113.html
14. Reimers N.F. Natural Nature: Dictionary / N.F. Reimers. - Moscow: "Mysl", 1990.
15. Summary of the plan to prevent and eliminate oil spills in the operational area of responsibility of the sea ice-resistant stationary platform Prirazlomnaya / Gazprom Neft Shelf LLC. — St. Petersburg, 2013. URL: http://shelf.gazprom-neft.ru/upload/referat-po-plany-LARN.pdf
Assessment of Possible Economic Damage by Emergency Oil Spills in the Arctic Shelf Oil Deposit
Alexandra V. Goloveshkina — Master's Degree Student of the North-West Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russia). E-mail: [email protected]
Anatoly I. Chistobaev — Professor of the North-West Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Doctor of Geographical Sciences (Saint Petersburg, Russia). E-mail: [email protected]
Validation of existing methods for calculating monetary compensation from environmental pollution is the main purpose of the article. Relevance of the topic is reveals in this article. Current reference documentation and block diagram of calculating monetary compensation process are presented in this work.
Key words: methods assessment, environment, oil spill, Arctic conditions, anthropogenic impact, assessment losses, economic assessment, environmental disruption, spill response.