Научная статья на тему 'Оценка рисков возникновения и последствий разливов нефти в районе Чебоксарского речного порта'

Оценка рисков возникновения и последствий разливов нефти в районе Чебоксарского речного порта Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА РИСКА / РАЗЛИВ НЕФТИ / РАСЧЕТ УЩЕРБА / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ВРЕД ОБЪЕКТУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / RISK ASSESSMENT / OIL SPILL / DAMAGE CALCULATION / TRAFFIC ACCIDENTS / DAMAGE TO THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Пластинин Андрей Евгеньевич, Домнина Ольга Леонидовна, Захаров Василий Николаевич, Сафаров Айрат Муратович

В связи со значительным количеством инцидентов разливов нефти для разработки планов по их предупреждению и ликвидации последствий важную роль играет прогнозирование разливов. В данной статье авторами предлагается анализ риска загрязнения нефтью с судов в районе Чебоксарского речного порта, выполненный через определение частоты возникновения разливов нефти в районе указанного порта, оценку последствий (убытков) и обобщение полученных оценок. При этом с помощью математического моделирования разливов нефти в районе Чебоксарского речного порта были разработаны регрессионные модели оценки ущербообразующих факторов и рассчитан размер вреда компонентам природной среды (воде, почве, воздуху). Результаты выполненных исследований могут быть использованы при разработке мероприятий по предотвращению или снижению неблагоприятных последствий от чрезвычайных ситуаций с учетом природно-климатических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Пластинин Андрей Евгеньевич, Домнина Ольга Леонидовна, Захаров Василий Николаевич, Сафаров Айрат Муратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF RISKS OF OCCURRENCE AND CONSEQUENCES OF OIL SPILL IN THE AREA OF THE CHEBOKSARY RIVER PORT

Due to the significant number of oil spill incidents, spill forecasting plays an important role in developing plans for their prevention and response. In this article, the authors propose an analysis of the risk of oil pollution from ships in the region of the Cheboksary river port. The analysis was performed by determining the frequency of oil spills in the vicinity of the specified port, assessing the consequences (losses) and summarizing the estimates. At the same time, using mathematical modeling of oil spills in the region of the Cheboksary river port, the authors developed regression models for assessing damaging factors and calculated the size of the damage to the components of the environment (water, soil, air). The results of the studies performed in this work can be used in the development of measures to prevent or reduce the adverse effects of emergency situations, taking into account the natural and climatic conditions.

Текст научной работы на тему «Оценка рисков возникновения и последствий разливов нефти в районе Чебоксарского речного порта»

RUDN Journal of Ecology and Life Safety

Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности

2019 Vol. 27 No. 3 219-230

http://journals.rudn.ru/ecology

DOI 10.22363/2313-2310-2019-27-3-219-230 Научная статья

УДК 502.35

Оценка рисков возникновения и последствий разливов нефти в районе Чебоксарского речного порта

А.Е. Пластинин1, О.Л. Домнина1, В.Н. Захаров1, А.М. Сафаров2

'Волжский государственный университет водного транспорта

Российская Федерация, 603951, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5 2Уфимский государственный нефтяной технический университет Российская Федерация, 450062, Уфа, ул. Космонавтов, 1

Аннотация. В связи со значительным количеством инцидентов разливов нефти для разработки планов по их предупреждению и ликвидации последствий важную роль играет прогнозирование разливов. В данной статье авторами предлагается анализ риска загрязнения нефтью с судов в районе Чебоксарского речного порта, выполненный через определение частоты возникновения разливов нефти в районе указанного порта, оценку последствий (убытков) и обобщение полученных оценок. При этом с помощью математического моделирования разливов нефти в районе Чебоксарского речного порта были разработаны регрессионные модели оценки ущербообразующих факторов и рассчитан размер вреда компонентам природной среды (воде, почве, воздуху). Результаты выполненных исследований могут быть использованы при разработке мероприятий по предотвращению или снижению неблагоприятных последствий от чрезвычайных ситуаций с учетом природно-климатических условий.

Ключевые слова: оценка риска, разлив нефти, расчет ущерба, транспортные происшествия, вред объекту окружающей среды

Введение

По данным Росстата, объем добычи нефти в нашей стране продолжает расти [1]. В связи с этим могут происходить разливы нефти и нефтепродуктов. Для России это является достаточно серьезной экологической проблемой. Так, министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донской отметил, что число аварий на объектах нефтедобычи и транспортировки нефти ежегодно достигает порядка 25 тыс. инцидентов, в результате чего около 1,5 млн т нефти поступает в окружающую среду [2]. При этом, по данным нефтяных компаний, в 2018 г. произошло только 8126 разливов [3]. Такое расхождение данных говорит о том, что значительное количество разливов может скрываться. Основное количество разливов происходит в результате коррозии магистральных трубопроводов и аварий нефтеналивного флота. Причем невозможно точно указать время и место этих разливов. Часть

© Пластинин А.Е., Домнина О.Л., Захаров В.Н., Сафаров А.М., 2019

(^S Q I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License iti^Bi^e https://creativecomn10ns.0rg/licenses/by/4.O/

из них приходится на судоходные водные объекты, по дну которых проложены трубопроводы и возможно одновременное истечение нефти из подводного перехода магистрального нефтепровода и грузового отсека танкера.

Для разработки планов по предупреждению разливов и ликвидации их последствий важную роль играет прогнозирование разливов: идентификация мест возможного скопления нефти, вероятные маршруты ее перемещения, а также воздействие нефтяных пятен на различные компоненты природной среды (почву, атмосферный воздух, поверхностные водные объекты), на население через колодцы с питьевой водой, сельскохозяйственные угодья и др.

Целью данного исследования является оценка риска возникновения и последствий разливов нефти в районе Чебоксарского речного порта. В статье предлагается анализ риска загрязнения нефтью с судов. Достижение этой цели возможно через определение частоты возникновения разливов нефти в районе указанного порта, оценку последствий (убытков) и обобщение полученных оценок.

Материалы и методы

В качестве исходных аналитических материалов для оценки рисков возникновения разливов нефти в районе Чебоксарского речного порта применялись статистические данные по транспортным происшествиям за период с 1980 г. по настоящее время, предоставленные Ространснадзором Российской Федерации.

Для оценки риска последствий использовалась информационная система моделирования и анализа аварий, связанных с загрязнением окружающей среды, PISCESП.

Оценка рисков выполнялась в соответствии с руководством по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 апреля 2016 года № 144) [4].

Для оценки риска последствий разливов нефти необходимо не только определение частоты возникновения чрезвычайных ситуаций, но и размеров вреда. При этом размер вреда при разливах нефти должен учитывать ущерб, нанесенный водным объектам [5], береговой черте [6; 10]; атмосферному воздуху [7; 11; 12].

Результаты и обсуждение

1. Анализ исходной информации

Для определения частоты аварийных событий используется статистическая информация по разливам нефти (даты и километры разливов, виды разливов и их причины, судно - источник разлива) за период с 1980 г. по настоящее время. На рис. 1-3 представлены структуры распределения транспортных происшествий (ТП) за указанный период в зависимости от вида флота, вида происшествий, их причин.

Из рис. 1 можно сделать вывод, что чаще всего в транспортных происшествиях участвовали грузовые сухогрузные (48 %) и буксирные (19 %) судна. Среди видов аварий (рис. 2) большее распространение получили свя-

занные с ударом и посадкой судов на мель (по 24 % каждый). Основной причиной транспортных происшествий в районе Чебоксарского речного порта (рис. 3) было нарушение устава службы экипажем.

Рис. 1. Структура транспортных происшествий в районе Чебоксарского порта по видам флота

Figure 1. The structure of transport accidents in the area of the Cheboksary port by type of fleet

Рис. 2. Структура транспортных происшествий в районе Чебоксарского порта по их виду

Figure 2. The structure of transport accidents in the area of the Cheboksary port by type

Рис. 3. Структура транспортных происшествий в районе Чебоксарского речного порта по причинам аварий

Figure 3. The structure of transport accidents in the region of the Cheboksary river port due to accident causes

45

40

и

л 35

s H а « s 30

о и 25

в H

s ев и g 20

& о 15

H S

о о

Й ■ а с 10

ц 5

о

«

V V V V

км. водного пути

Рис. 4. Зависимость количества ТП от участка водного пути в районе Чебоксарского речного порта

45 40 35 30 25 20 15 10 5

s

о

о о ев

ев h

О h и .а

S s

z

km of waterway

Figure 4. Dependence of the number of traffic accidents on the waterway section in the region of the Cheboksary river port

Как видно из зависимости количества транспортных происшествий от участка водного пути в районе Чебоксарского речного порта (рис. 4), наибольшее количество аварий происходит на 1185 км.

2. Оценка рисков возникновения разливов нефти в районе Чебоксарского речного порта

Определение риска возникновения разливов нефти в районе Чебоксарского речного порта выполним, используя показатель частоты возникновения транспортных происшествий [8; 9]. Результаты расчета за период с 1980 по 2018 г. сведены в табл. 1.

Как видно из табл. 1, наибольшая вероятность транспортных происшествий характерна для грузовых сухогрузных судов. Среди видов аварий лидирующие позиции занимают связанные с ударом и посадкой судов на мель.

Риск возникновения разливов нефти в районе Чебоксарского речного порта принимается равным частоте транспортных происшествий, связанных с затоплением судов 0,0268 год-1, поскольку указанные техногенные события всегда сопровождаются разливом нефти.

0

0

Таблица 1

Частота возникновения ТП в районе Чебоксарского речного порта

Итого

На акватории порта (кроме 1185 км)

На шлюзе (1185 км)

Общая, год-1 1,94 Вид флота, год-1

Буксирное 0,31

Грузовое нефтеналивное 0,29

Пассажирское 0,26

Грузовое сухогрузное 0,8 Вид аварии, год-1

Посадка на мель 0,46

Столкновение 0,14

Навал 0,34

Затопление 0,0268

Пожар 0,03

Удар 0,46

Удар о подводное препятствие 0,34

Удар о надводный объект 0,09

Посадка 0,06

0,93

0,21 0,07 0,17 0,48

0,45 0,10 0,17 0,0268

0,10 0,07

0,45

1,2

0,18 0,26 0,12 0,65

0,09 0,06 0,21

0,03 0,38 0,06 0,09 0,06

Table 1

The frequency of traffic accidents in the region of the Cheboksary river port

Total On the water area of the port (except 1185 km) At the gateway (1185 km

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Total, year-1 1,94 0,93 1,2

Type of fleet, year-1

Tugboat 0,31 0,21 0,18

Oil cargo vessel 0,29 0,07 0,26

Passenger ship 0,26 0,17 0,12

Cargo dry cargo vessel 0,8 0,48 0,65

Type of accident, year-1

Grounding 0,46 0,45 0,09

Collision 0,14 0,10 0,06

Bulk 0,34 0,17 0,21

Ship sinking 0,0268 0,0268 -

Fire 0,03 - 0,03

Impact of the ship 0,46 0,10 0,38

Impact of the ship on an underwater obstacle 0,34 0,07 0,06

Impact of a ship on a surface object 0,09 - 0,09

Landing 0,06 0,45 0,06

3. Моделирование разливов нефти в районе Чебоксарского речного порта

С целью математического моделирования разливов нефти в районе Чебоксарского речного порта на р. Волга использовалась компьютерная программа «Система моделирования и анализа аварий, связанных с загрязнением окружающей среды PISCESII» [13].

С ее помощью были смоделированы шестнадцать сценариев разливов нефти в зависимости от различных направлений ветра на участке 1185 км.

В качестве примера приведем сценарии разливов нефти для восточного (скорость течения 0,05 м/с, ветер восточный (90) - 5 м/с, рис. 5) и южного направлений ветра (скорость течения 0,05 м/с, ветер южный (180) - 5 м/с, рис. 6).

Рис. 5. Карта чрезвычайной ситуации на четыре часа с момента разлива нефти при восточном (90) направлении ветра [Figure 5. Map of the emergency for four hours from the moment of oil spill in the east (90) direction of the wind]

Рис. 6. Карта чрезвычайной ситуации на четыре часа с момента разлива нефти при южном (180) направлении ветра [Figure 6. Map of the emergency for four hours from the moment of oil spill in the south (180) direction of the wind]

На основании смоделированных сценариев построены регрессионные модели для оценки ущербообразующих факторов в зависимости от направления ветра и времени с момента разлива нефти.

Размер вреда водным объектам, выполненный в соответствии с методикой [5], составит

У = 1,25*1,41*1,878*1,1*312 = 1135,983 млн руб.

Направление ветра в градусах Рис. 7. Зависимость количества испарившейся нефти от направления ветра

3,5

0 J ■в

а*

1 2,5

0 о,

1 2

я

с: i,5

0

4J

S 1 в

1 0,5

SA

н

о

The volume of the evaporated oil, t

у = -o,(

2 + 0,552x+ 0,35

<*> lt m

Wind direction in degrees Figure 7. Dependence of the amount of evaporated oil on the wind direction

Рис. 8. Зависимость между длиной загрязненного берега и временем с момента разлива при северо-восточном направлении ветра (45°)

1600

1400

s 1200

1000

о

■e 800

о

= 600

о

cl. 400

200

0

у =313,891п(х)+735,16

Polluted coast

у = 777,82e0'0827* R2 = 0.8508

R2 = 0,8807

y = -8,1071x2+ 163,18x+ 623,68 _R2 = 0,9036_

y = -1.4697x3+ 1 1.734x2+ 87.489x+ 696,43

R2 = 0.9069

1ч 2ч Зч 4ч 5ч 6ч Time since the spill

7ч 8ч

- Polluted shore Exponential (Polluted shore) Linear (Polluted shore) Logarithmic (Polluted shore) Polynomial (Polluted shore) Polynomial (Polluted shore) Power (Polluted shore)

Figure 8. The relationship between the length of the polluted shore and the time since the spill in the north-east direction of the wind (45°)

4. Результаты расчета размера вреда при разливах нефти в районе Чебоксарского речного порта

Таблица 2

Результаты расчета размеров вреда в районе Чебоксарского речного порта, млн руб.

№ сце- Направление Размер вреда Оценка ущерба Суммарный размер Ожидаемый

нария ветра береговой черте, от загрязнения вреда (водным ущерб с учетом

в градусах млн руб. атмосферы, объектам, береговой возможной частоты

млн руб. черте и от загряз- происшествий,

нения атмосферы), млн руб./год

млн руб.

1 0 11,68 0,11 1147,773 30,760

2 22,5 8,19 0,11 1144,283 30,667

3 45 5,39 0,11 1141,483 30,592

4 67,5 7,24 0,11 1143,333 30,641

5 90 7,88 0,14 1144,003 30,659

6 112,5 0 0,24 1136,223 30,451

7 135 0 0,24 1136,223 30,451

8 157,5 0 0,24 1136,223 30,451

9 180 4,96 0,21 1141,153 30,583

10 202,5 5,25 0,20 1141,433 30,590

11 225 5,51 0,22 1141,713 30,598

12 247,5 0 0,25 1136,233 30,451

13 270 0 0,24 1136,223 30,451

14 292,5 20,16 0,14 1156,283 30,988

15 315 20,16 0,12 1156,263 30,988

16 337,5 16,01 0,11 1152,103 30,876

Table 2

The results of the calculation of the amount of harm in the region of the Cheboksary river port, million rubles

No. of Wind Amount of Assessment of The total amount of Expected damage,

sce- direction damage to damage from damage (to water taking into account

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

nario in degrees the coastline, atmospheric bodies, coastlines, the possible frequen-

million rubles pollution, and air pollution), cy of accidents,

million rubles million rubles million rubles/year

1 0 11,68 0,11 1147,773 30,760

2 22,5 8,19 0,11 1144,283 30,667

3 45 5,39 0,11 1141,483 30,592

4 67,5 7,24 0,11 1143,333 30,641

5 90 7,88 0,14 1144,003 30,659

6 112,5 0 0,24 1136,223 30,451

7 135 0 0,24 1136,223 30,451

8 157,5 0 0,24 1136,223 30,451

9 180 4,96 0,21 1141,153 30,583

10 202,5 5,25 0,20 1141,433 30,590

11 225 5,51 0,22 1141,713 30,598

12 247,5 0 0,25 1136,233 30,451

13 270 0 0,24 1136,223 30,451

14 292,5 20,16 0,14 1156,283 30,988

15 315 20,16 0,12 1156,263 30,988

16 337,5 16,01 0,11 1152,103 30,876

Результаты расчета размера вреда береговой черте и атмосфере от разлива нефти при различных направлениях ветра (по 16 сценариям), выполненные в соответствии с методическими руководствами [4; 6; 7; 10-12], сведены в табл. 2.

Заключение

В ходе выполненного исследования в районе Чебоксарского речного порта было выявлено следующее.

В транспортных происшествиях чаще всего участвовали грузовые сухогрузные судна. Наибольшее распространение получили аварии, связанные с ударом и посадкой судов на мель. Чаще всего транспортные происшествия происходили в результате нарушение устава службы экипажем. Наибольшее количество происшествий наблюдались в районе шлюза (1185 км).

Частота возникновения транспортных происшествий за анализируемый период составляет в среднем 1 раз в полгода. Аварии, связанные с грузовыми сухогрузными судами, возникают 1 раз в 1,25 года, а посадки на мель происходят 1 раз в 2,2 года.

С помощью математического моделирования разливов нефти в районе Чебоксарского речного порта, состоящего из шестнадцати сценариев, были разработаны регрессионные модели оценки ущербообразующих факторов.

Вычислен размер вреда компонентам природной среды (воде, почве, воздуху) при разливах нефти в районе Чебоксарского речного порта. Он составил У = 1135,983 млн руб. для водных объектов, Узагр(ср) = 7,03 млн руб. для береговой черты, Уа (ср) = 0,17 млн руб. для атмосферного воздуха, а средняя выборочная размера вреда - Y = 1143,18 млн руб.

Результаты выполненных в данной работе исследований могут быть использованы при определении границ зон чрезвычайных ситуаций; для выявления и моделирования последствий наиболее опасных чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий (например, для прилегающей территории или населения); разработки мероприятий предотвращения или снижения неблагоприятных последствий от чрезвычайных ситуаций с учетом природно-климатических условий (например, паспортов безопасности опасных промышленных объектов или паспортов безопасности территорий субъектов Российской Федерации) [14].

Список литературы

[1] МакАртур Д. Добыча нефти в России - история, статистика по годам, регионам, компаниям. URL: https://prognostica.info/news/show/36 (дата обращения: 21.11.2019).

[2] Информационное сообщение Минприроды России от 22 июля 2015 года. URL: https://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=141640 (дата обращения: 20.02.2018).

[3] Кошовская В. Как решить проблему разливов нефти в России? URL: https:// greenpeace.ru/expert-opinions/2019/04/19/kak-reshit-problemu-razlivov-nefti-v-rossii/ (дата обращения: 21.11.2019).

[4] Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 апреля 2016 года № 144). URL: http://docs.cntd.ru/document/1200133801 (дата обращения: 21.11.2019).

[5] Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (утв. Приказом МПР РФ от 13 апреля 2009 г. № 87). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=88198 (дата обращения: 21.11.2019).

[6] Методика определения предотвращенного экологического ущерба (утверждена председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране ок-

ружающей среды В.И. Даниловым-Данильяном 30 ноября 1999 г.). URL: http:// snipov.net/c_4654_snip_99702.html (дата обращения: 21.11.2019).

[7] Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. Приказом МПР РФ от 8 июля 2010 года № 238). URL: http://docs.cntd.ru/document/902227668 (дата обращения: 21.11.2019).

[8] Нуртазин А.Р. Оценка риска возникновения аварий (разливов нефтепродуктов) // Образование и наука в современных условиях. 2016. № 1 (6). С. 334-337.

[9] Домнина О.Л., Захаров В.Н., Отделкин Н.С., Пластинин А.Е. Оценка экологического риска транспортных происшествий на водных объектах // Морские интеллектуальные технологии. 2018. № 2-4 (42). С. 79-86.

[10] Временное методическое руководство по оценке экологического риска деятельности нефтебаз и автозаправочных станций (утв. Госкомэкологией 21 декабря 1999 г.). URL: http://snip.ruscable.ru/Data1/59/59538/ (дата обращения: 21.11.2019).

[11] Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды (одобрена Постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР, Президиума АН СССР от 21 октября 1983 г. № 254/284/134). URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-akty/ g3b.htm (дата обращения: 21.11.2019).

[12] Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 г. № 1219 «О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171171/ (дата обращения: 21.11.2019).

[13] Наумов В.С., Пластинин А.Е. Моделирование процессов ликвидации разливов нефти с судов // Речной транспорт (XXI век). 2014. № 3 (68). С. 65-70.

[14] Корнев А.Б., Домнина О.Л., Пластинин А.Е. Пути развития экологической безопасности региона // Великие реки' 2016: труды научного конгресса 18-го Международного научно-промышленного форума: в 3 т. Т. 1 / отв. ред. А.А. Лапшин. Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2016. С. 90-92.

История статьи:

Дата поступления в редакцию: 16.12.2019 Дата принятия к печати: 25.12.2019

Для цитирования:

Пластинин А.Е., Домнина О.Л., Захаров В.Н., Сафаров А.М. Оценка рисков возникновения и последствий разливов нефти в районе Чебоксарского речного порта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2019. Т. 27. № 3. С. 219-230. http://dx.doi.org/10.22363/2313-2310-2019-27-3-219-230

Сведения об авторах:

Пластинин Андрей Евгеньевич - доктор технических наук, профессор кафедры «Охрана окружающей среды и производственная безопасность», Волжский государственный университет водного транспорта. eLIBRARY SPIN-код: 8832-9459. E-mail: plastininae@yandex.ru Домнина Ольга Леонидовна - кандидат технических наук, доцент кафедры «Логистика и маркетинг», Волжский государственный университет водного транспорта. eLIBRARY SPIN-код: 6363-5762. E-mail: o-domnina@yandex.ru

Захаров Василий Николаевич - доктор технических наук, главный научный сотрудник, Волжский государственный университет водного транспорта. E-mail: nauka@vgavt-nn.ru

Сафаров Айрат Муратович - доктор технических наук, профессор кафедры «Прикладная экология», Уфимский государственный нефтяной технический университет. eLIBRARY SPIN-код: 7372-1758. E-mail: safarov_a_m@mail.ru

Research article

Assessment of risks of occurrence and consequences of oil spill in the area of the Cheboksary river port

Andrey E. Plastinin1, Olga L. Domnina1, Vasily N. Zakharov1, Ayrat M. Safarov2

'Volga State University of Water Transport

5 Nesterova St, Nizhny Novgorod, 603951, Russian Federation 2Ufa State Petroleum Technical University 1 Kosmonavtov St, Ufa, 450062, Russian Federation

Abstract. Due to the significant number of oil spill incidents, spill forecasting plays an important role in developing plans for their prevention and response. In this article, the authors propose an analysis of the risk of oil pollution from ships in the region of the Cheboksary river port. The analysis was performed by determining the frequency of oil spills in the vicinity of the specified port, assessing the consequences (losses) and summarizing the estimates. At the same time, using mathematical modeling of oil spills in the region of the Cheboksary river port, the authors developed regression models for assessing damaging factors and calculated the size of the damage to the components of the environment (water, soil, air). The results of the studies performed in this work can be used in the development of measures to prevent or reduce the adverse effects of emergency situations, taking into account the natural and climatic conditions.

Keywords: risk assessment, oil spill, damage calculation, traffic accidents, damage to the environment

References

[1] MakArtur D. Dobycha nefti v Rossii - istoriya, statistikapo godam, regionam, kompa-niyam. Available from: https://prognostica.info/news/show/36 (accessed: 21.11.2019).

[2] Informatsionnoe soobshchenie Minprirody Rossii ot 22 iyulya 2015 goda. Available from: https://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=141640 (accessed: 20.02.2018).

[3] Koshovskaya V. Kak reshit'problemu razlivov nefti v Rossii? Available from: https:// greenpeace.ru/expert-opinions/2019/04/19/kak-reshit-problemu-razlivov-nefti-v-rossii/ (accessed: 21.11.2019).

[4] Metodicheskie osnovy po provedeniyu analiza opasnostey i otsenki riska avariy na opasnykh proizvodstvennykh ob"ektakh (utv. Prikazom Federal'noy sluzhby po ekolo-gicheskomu, tekhnologicheskomu i atomnomu nadzoru ot 11 aprelya 2016 g. No. 144). Available from: http://docs.cntd.ru/document/1200133801 (accessed: 21.11.2019).

[5] Metodika ischisleniya razmera vreda, prichinennogo vodnym ob"ektam vsledstvie narusheniya vodnogo zakonodatel'stva (utv. Prikazom MPR RF ot 13 aprelya 2009 g. No. 87). Available from: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=88198 (accessed: 21.11.2019).

[6] Metodika opredeleniya predotvrashchennogo ekologicheskogo ushcherba (utverzhdena predsedatelem Gosudarstvennogo komiteta Rossiyskoy Federatsii po okhrane okru-zhayushchey sredy V.I. Danilovym-Danil'yanom 30 noyabrya 1999 g.). Available from: http://snipov.net/c_4654_snip_99702.html (accessed: 21.11.2019).

[7] Metodika ischisleniya razmera vreda, prichinennogo pochvam kak ob"ektu okhrany okruzhayushchey sredy (utv. prikazom MPR RF ot 8 iyulya 2010 g. No. 238). Available from: http://docs.cntd.ru/document/902227668 (accessed: 21.11.2019).

[8] Nurtazin AR. Otsenka riska vozniknoveniya avariy (razlivov nefteproduktov). Obra-zovanie i nauka v sovremennykh usloviyakh. 2016;1(6):334-337.

[9] Domnina OL, Zakharov VN, Otdelkin NS, Plastinin AE. Otsenka ekologicheskogo riska transportnykh proisshestviy na vodnykh ob"ektakh. Morskie intellektual'nye techno-logii. 2018;2-4(42):79-86.

[10] Vremennoe metodicheskoe rukovodstvo po otsenke ekologicheskogo riska deyatel'nosti neftebaz i avtozapravochnykh stantsiy (utv. Goskomekologiey 21 dekabrya 1999 g.). Available from: http://snip.ruscable.ru/Data1/59/59538/ (accessed: 21.11.2019).

[11] Vremennaya tipovaya metodika opredeleniya ekonomicheskoy effektivnosti osushchest-vleniya prirodookhrannykh meropriyatiy i otsenki ekonomicheskogo ushcherba, pri-chinyaemogo narodnomu khozyaystvu zagryazneniem okruzhayushchey sredy (odob-rena Postanovleniem Gosplana SSSR, Gosstroya SSSR, Prezidiuma AN SSSR ot 21 ok-tyabrya 1983 g. No. 254/284/134). Available from: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ hj-akty/g3b.htm (accessed: 21.11.2019).

[12] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19.11.14 No. 1219 "O koeffitsientakh k normativam platy za vybrosy v atmosfernyy vozdukh zagryaznyayushchikh veshchestv statsionarny-mi i peredvizhnymi istochnikami, sbrosy zagryaznyayushchikh veshchestv v poverkhnostnye i podzemnye vodnye ob"ekty, v tom chisle cherez tsentralizovannye sistemy vodo-otvedeniya, razmeshchenie otkhodov proizvodstva i potrebleniya". Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171171/ (accessed: 21.11.2019).

[13] Naumov VS, Plastinin AE. Modelirovanie protsessov likvidatsii razlivov nefti s sudov. Rechnoy transport (XXIvek). 2014;3(68):65-70.

[14] Kornev AB, Domnina OL, Plastinin AE. Puti razvitiya ekologicheskoy bezopasnosti regiona. Velikie reki'2016: trudy nauchnogo kongressa 18-goMezhdunarodnogo nauchno-promyshlennogo foruma: v 3 t. T. 1. Nizhny Novgorod, Nizhegorodskiy gosudarstven-nyy arkhitekturno-stroitel'nyy universitet; 2016. p. 90-92.

Article history:

Received: 16.12.2019 Revised: 25.12.2019

For citation:

Plastinin AE, Domnina OL, Zakharov VN, Safarov AM. Assessment of risks of occurrence and consequences of oil spill in the area of the Cheboksary river port. RUDN Journal of Ecology and Life Safety. 2019;27(3):219-230. http://dx.doi.org/10.22363/2313-2310-2019-27-3-219-230

Bio notes:

Andrey E. Plastinin - Doctor of Engineering Sciences, Professor of the Department of Environmental Protection and Industrial Safety, Volga State University of Water Transport. eLIBRARY SPIN-code: 8832-9459. E-mail: plastininae@yandex.ru

Olga L. Domnina - Ph.D. in Engineering Sciences, Associate Professor of the Department of Logistics and Marketing, Volga State University of Water Transport. eLIBRARY SPINcode: 6363-5762. E-mail: o-domnina@yandex.ru

Vasily N. Zakharov - Doctor of Engineering Sciences, chief researcher, Volga State University of Water Transport. E-mail: nauka@vgavt-nn.ru

Ayrat M. Safarov - Doctor of Engineering Sciences, Professor of the Department of Applied Ecology, Ufa State Petroleum Technical University. eLIBRARY SPIN-code: 73721758. E-mail: safarov_a_m@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.