УДК 502.653+[550.8:553.9](571.5)
В. Т. Изаров
ФГУНПГП «Иркутскгеофизика», Иркутск
СОСТОЯНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ НА НЕФТЬ И ГАЗВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
Недропользование в экономике и системе национальной безопасности России. Недра - наше основное национальное богатство. Именно за счет использования недр страна получает около 50 % бюджетных поступлений и 70 % валютной экспортной выручки. Для выполнения задач, поставленных Президентом России В.В. Путиным, по повышению технологической эффективности развития добывающих отраслей, перехода экономики на инновационный путь развития, обеспечения ресурсной безопасности страны, крайне важным является повышение уровня научного обеспечения работы минерально-сырьевого комплекса страны.
За последние 10 лет пополнение минерально-сырьевой базы (МСБ) новыми месторождениями практически не происходило. Происходит «проедание» запасов, разведанных еще в советские времена, когда геологоразведка по праву занимала ведущее место в государственных задачах. В ближайшие годы уже может не остаться рентабельных месторождений для проведения аукционов.
Сегодня свыше 90% запасов нефти, никеля, алмазов, более 80 % газа, более 70 % золота и платиноидов находится в распределенном фонде. К сожалению, добыча некоторых полезных ископаемых, в том числе и стратегических, сконцентрирована в одной-двух или нескольких компаний (ситуация олигополии), что ограничивает свободную конкуренцию в недропользовании. Более 10видов полезных ископаемых в стране, в том числе газ, никель, платиноиды, добывают по одному предприятию. На долю двух предприятий приходится добыча 100 % алмазов, менее 10 компаний контролируют 100 % добычи нефти. Очевидно, когда одна или две компании контролируют весь сырьевой рынок страны, при этом им переданы практически все разведанные запасы, надеяться на их инвестиции в развитие ресурсной базы, в геологоразведочные работы не приходится.
Укрупнение собственности и создание стратегических альянсов компаний позволяет оптимизировать технологическую структуру работы нефтегазового комплекса, аккумулировать и привлекать крупные инвестиции в проекты освоения месторождений, особенно, в новых регионах, а также дает возможность более эффективно влиять на глобальную конъюнктуру. Кроме того, крупные компании размещают свои акции на международных финансовых рынках, поэтому для роста капитализации они заинтересованы в формировании благоприятного имиджа, а это предполагает прозрачность финансовых потоков, использование современных технологий, социальное партнерство.
В процессе освоения российскими нефтегазовыми компаниями зарубежных рынков происходит расширение их участия в производственных,
транспортных и сбытовых активах в других странах, это способствует повышению экономического, а значит и политического влияния России в мире.
К основным недостаткам укрупнения следует отнести угрозу монополизации региональных рынков, снижение управляемости, в ряде случаев, рост издержек. Иногда крупные компании для повышения коммерческой эффективности собственного бизнеса могут пренебрегать государственными интересами, например, при «оптимизации» налоговых схем, лоббировании принятия некоторых законов и т. п. Поэтому здесь необходимы: усиление государственного регулирования через контроль над лицензионными соглашениями, постоянный научный мониторинг деятельности ВИНК на предмет ее соответствия национальным интересам.
На завершающей стадии разработки, при освоении мелких и средних месторождений, месторождений с трудноизвлекаемыми запасами более эффективна работа средних и небольших компаний, использующих инновационные технологии, имеющих низкие корпоративные издержки. Кроме того, эти компании обеспечивают дополнительные рабочие места. Необходимость развития малого и среднего бизнеса зафиксирована и в стратегических документах правительства РФ. В «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.» в качестве одного их перспективных направлений государственной политики в нефтяной отрасли называется «...поддержка развития малых и средних независимых нефтедобывающих компаний, использующих передовые технологии, эксплуатации месторождений на завершающей стадии разработки, при работе в сложных горно-геологических условиях». Необходимо принять специальный закон, определяющий налоговый режим и социальный статус таких компаний.
Энергетическая безопасность. В энергопроизводящих, прежде всего, энергоизбыточных (экспортирующих энергоресурсы) странах, к которым относится Россия, главное условие обеспечения энергетической безопасности - надежное и устойчивое функционирование отраслей ТЭК. Важнейший фактор долгосрочного развития ТЭК - расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) с учетом ожидаемых объемов внутреннего потребления и экспортных возможностей.
Современное состояние минерально-сырьевой базы углеводородного сырья характеризуется снижением текущих разведанных запасов нефти и газа и низкими темпами их воспроизводства (табл. 1).
Начиная с 1994 г., приросты запасов нефти и газа существенно меньше, чем добыча этих полезных ископаемых. Объемы геологоразведочных работ не обеспечивают воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтяной и газовой промышленности. Превышение добычи над приростом запасов нефти составило в период 1994-2006 гг. более 1,2 млрд. т, газа - свыше 2,5 трлн. м .
Добыча и прирост запасов нефти и газа в России в 1991-2006 гг.
Показатель / Год 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 1994- 2006 гг.
Добыча нефти, млн. т 462 399 354 318 307 301 306 303 305 323 348 380 421 459 470 480 4721
Прирост запасов нефти, млн. т 931 565 442 224 182 217 252 232 250 295 300 260 380 239 285 353 3469
Кратность восполнения запасов нефти 2,01 1,41 1,25 0,7 0,59 0,72 0,82 0,76 0,82 0,91 0,86 0,68 0,9 0,52 0,61 0,74 0,73
Отношение добычи нефти к приросту запасов 0,5 0,71 0,8 1,42 1,68 1,39 1,21 1,31 1,22 1,1 1,16 1,46 1,11 1,92 1,65 1,36 1,36
"Проедание" / расширение запасов нефти (прирост минус добыча), млн. т 469 166 88 -94 -125 -85 -54 -71 -55 -28 -48 -120 -120 -220 -185 -127 -1252
Добыча газа, 3 млрд м 643 641 618 607 595 601 572 591 591 584 581 595 620 634 640 656 7867
Прирост запасов газа, млрд м3 1741 1814 726 266 188 180 394 280 209 450 500 514 560 582 660 560 5343
Кратность восполнения запасов газа 2,71 2,83 1,17 0,44 0,32 0,3 0,69 0,47 0,35 0,77 0,86 0,86 0,9 0,92 1,03 0,85 0,68
Отношение добычи к приросту запасов 0,37 0,35 0,85 2,28 3,16 3,33 1,45 2,11 2,83 1,3 1,16 1,16 1,11 1,09 0,97 1,17 1,47
"Проедание" / расширение запасов газа (прирост минус добыча), 3 млрд. м 1098 1173 108 -341 -407 -421 -178 -311 -382 -134 -81 -81 -60 -52 20 -96 -2524
Объем глубокого разведочного бурения на нефть и газ, тыс. м 4263 3884 2207 1469 1521 1476 1510 1250 1234 1719 1847 1105 1080 925 804 923 16862
Эффективность глубокого бурения, т у.ув/м* 627 613 529 334 243 269 428 410 372 433 433 700 870 888 1176 989 7545
* т у.ув - тонн условных углеводородов; 1 т у.ув соответствует 1 т нефти либо 1 тыс. м3 газа.
Условия устойчивого развития нефтяной и газовой промышленности России. Для обеспечения устойчивого развития нефтяной и газовой промышленности России в период с 2010 до 2020 г. на территории и акватории России необходимо выявить и разведать месторождения с суммарными запасами нефти свыше 8,5 млрд. т и газа около 15,5 трлн. м .
Общие ассигнования в ГРР за этот период должны составить свыше 40 млрд. долл., доля расходов на геологоразведку в инвестициях в upstream будет составлять от 10,8 до 14,9 % (табл. 2).
Таблица 2
Программа прироста запасов и ассигнования на воспроизводство минерально -сырьевой базы
Регион / Год 2010 |2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Прирост запасов нефти, млн. т
Западная Сибирь 390 399 411 420 431 443 455 467 479 492 504
Европейская часть 65,8 66,7 66,3 65,4 65,4 67,3 63,9 60,5 54,5 52 45,3
Восточная Сибирь и Республика Саха 62 160 175 190 223 250 258 261 269 280 290
Дальний Восток (Сахалин) 28 28,4 28,8 29,3 29,7 30,2 30,6 31,1 31,5 32 32,5
Россия, всего 554 672 704 731 784 835 860 879 900 931 954
Прирост запасов газа, млрд. м3
Западная Сибирь 782 774 788 804 826 855 924 969 1007 1050 1079
Европейская часть 12,4 13 14 15,1 16,4 18,1 21,8 25,1 28,3 31,9 35,1
Восточная Сибирь и Республика Саха 132 188 222 248 273 296 271 274 285 296 307
Дальний Восток (Сахалин) 8,21 8,67 9,38 9,74 10,6 11,5 12,8 13,8 14,6 15,6 18,6
Шельф 150 158 169 181 195 208 231 248 263 278 296
Россия, всего 1085 1141 1203 1257 1321 1389 1461 1530 1597 1671 1735
Суммарные ассигнования на ГРР, млн. долл.
Западная Сибирь* 1567 1605 1653 1688 1733 1780 1828 1878 1928 1980 2028
Европейская часть* 199 199 198 196 198 200 192 180 165 154 134
Восточная Сибирь и Республика Саха 434 1120 1225 1330 1561 1750 1806 1827 1896 1960 2030
Дальний Восток (Сахалин) 193 196 199 202 205 208 211 214 217 221 224
Россия, всего 2448 3242 3431 3600 3939 4248 4399 4504 4654 4819 4966
Доля ассигнований на геологоразведочные работы от инвестиций в разведку и добычу нефти и газа 10,8 13,7 13,8 13,8 14,4 14,9 14,8 14,5 14,4 14,4 14,2
*включая шельф
Эти работы должны быть сконцентрированы в первую очередь в Западной Сибири, Восточной Сибири, Республике Саха (Якутия), на шельфах российских морей (Баренцево, Карское, Печорское, Каспийское, Охотское).
В Восточной Сибири в случае резкого расширения геологических и геофизических работ в пределах Непско-Ботуобинской, Байкитской, Катангской, Ангаро-Ленской областей Лено-Тунгусской нефтегазоносной провинции ожидается открытие новых месторождений со значительными объемами нефти, конденсата свободного и попутного газа.
Состояние недропользования в Восточной Сибири.В связи с необходимостью в кратчайшие сроки выполнения задачи, поставленной
Президентом России В.В. Путиным, по диверсификации экспорта энергоносителей, обеспечения энергетической безопасности страны, реализации экономических и геополитических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) особую значимость приобретает процесс развития и повышения эффективности геологоразведочных работ (ГРР) в Восточной Сибири. В этих условиях расширение и научное обеспечение ГРР в Сибирском федеральном округе, прежде всего, в Красноярском крае и Иркутской области, становится стратегической задачей государства, выступает важнейшим фактором заполнения строящегося магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» на средне- и долгосрочную перспективу.
Исходя из состояния геологоразведочных и производственных работ на участках распределенного фонда недр, регионы, прилегающие к трассе строящейся трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО), способны в 2010 году обеспечить ее нефтью менее чем наполовину. Всегов Иркутской области, Красноярском крае и Республике Саха работы по разведке и разработке нефтегазовых месторождений ведутся примерно на ста участках. Суммарные извлекаемые запасы нефти по категории С + С2 на 13 находящихся в стадии доразведки и опытно-промышленной эксплуатации (т. е. наиболее подготовленных к промышленному освоению) участках составляют 1,08 млрд. т. Поставки с Ванкорского месторождения (с учетом инвестиционной составляющей тарифа и протяженностью трассы до Сковородино более 5,8 тыс. км) будут экономически менее эффективны, чем поставки из Уральского федерального округа (например, района Сургута).
Согласно итогам проверки Министерство природных ресурсов (МПР) хода выполнения условий лицензионных соглашений в регионах Сибирского и Дальневосточного федерального округов (Иркутская область, Красноярский край, Республика Саха) реализация условий действующих лицензий по регионам Восточной Сибири признано неудовлетворительным. Лишь небольшая часть из 35 проверенных участков недр разрабатывается в соответствии с графиками, утвержденными в лицензионных соглашениях. Ткущий объем геологоразведочных работ, выполненных нефтяными компаниями недостаточен для вывода месторождений на проектный уровень. Только «Сургутнефтегаз», работающий на территории Республики Саха, обеспечил полное выполнение лицензионных соглашений в Якутии. Даже государственная компания «Роснефть» (за исключением ее дочернего подразделения «Ванкорнефти») не обеспечила на своих блоках всего необходимого объема сейсморазведочных работ и бурения, хотя интенсивно выполняла другие виды ГРР.
Наихудшее положение дел - в Эвенкии, где ЮКОС (ВСНК) практически прекратил финансирование проекта и остановил свою деятельность после 2004 года. Если в 2005 году добыча нефти на месторождении составила 29,3 тыс. т, то в 2006 году она не достигла и 1 тыс. т. В ближайшее время планируется проведение аукционов по реализации активов ЮКОСа. Важно, чтобы лицензия на освоение Юрубченского месторождения перешла к
государственной, либо социально ответственной частной, компании («Роснефти», «Газпрому», «Сургутнефтегазу»).
На крупнейшем в Иркутской области Верхнечонском месторождении в последние два года ТНК-ВР значительно увеличила финансирование проекта, однако работы все еже ведутся с нарушением графика: в существующей программе развития месторождения значится, что к 2010 году добыча составит 690 тыс. т, а не 7 млн. т (согласно лицензионному соглашению) и только в 2012 году достигнет 7,45 млн. т.
Для выполнения поставленной Президентом России задачи по обеспечению заполнения нефтепровода ВСТО, реализации геополитических и экономических интересов страны необходима разработка и принятие программы безотлагательных мер по обеспечению в течение 3-х лет ускоренного прироста извлекаемых запасов нефти для заполнения строящегося нефтепровода ВСТО.
Комплексное системное развитие экономики Сибири - одно из ключевых условий повышения уровня и качества жизни населения региона, обеспечения территориальной целостности страны, реализации геополитических и коммерческих интересов России в мире.
Направления такого развития должны быть отражены в научнообоснованных программных документах федерального и регионального уровней, в реализуемых на территории Сибирского федерального округа инвестиционных проектах. Со стороны органов государственного управления в Сибирском федеральном округе необходима организация оперативного мониторинга, экспертизы и научного сопровождения разработки и реализации программных документов и приоритетных инвестиционных проектов на территории округа, ключевые параметры которых будут выступать в качестве целевых ориентиров при обосновании крупнейших хозяйственных и административных решений.
В этих условиях эффективная работа ответственных за расширение и эффективное освоение сырьевой базы Сибирского федерального округа научно-производственных организаций становится важнейшим фактором развития минерально-сырьевого комплекса страны, формирования новых центров НГК России международного значения.
Реализация «Проекта технического перевооружения Федерального государственного унитарного научно-производственного предприятия (ФГУНПГП) «Иркутскгеофизика» с целью интенсификации воспроизводства минерально-сырьевой базы Иркутской области с привлечением инвестиционных средств», является важнейшей составляющей ускоренного формирования новых центров нефтяной, газовой гелиевой промышленности на Востоке России, обеспечения ресурсной безопасности страны, геополитических и коммерческих интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
© В.Т. Изаров, 2007