Научная статья на тему 'Оценки ресурсного потенциала районов нового освоения Сибирского федерального округа'

Оценки ресурсного потенциала районов нового освоения Сибирского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герт А.А., Акимов В.Г., Вымятнин А.А., Соболев М.Ю.

Problems of practical state regulation of oil and gas nature management processes in the Siberian Federal District are reflected in the article. One of a series of principal documents regulating such processes in present-day circumstances is The program of geological study and granting for use of HC raw materials fields of Eastern Siberia and Sakha Republic (Yakutia). The result analysis of the present program measures implementation testifies their effectiveness for the State. FGUP SNIIGG&MS realizes permanent maintenance and monitoring of program fulfillment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герт А.А., Акимов В.Г., Вымятнин А.А., Соболев М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAW MATERIALS POTENTIAL OF THE REGIONS UNDER DEVELOPMENT IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

Problems of practical state regulation of oil and gas nature management processes in the Siberian Federal District are reflected in the article. One of a series of principal documents regulating such processes in present-day circumstances is The program of geological study and granting for use of HC raw materials fields of Eastern Siberia and Sakha Republic (Yakutia). The result analysis of the present program measures implementation testifies their effectiveness for the State. FGUP SNIIGG&MS realizes permanent maintenance and monitoring of program fulfillment.

Текст научной работы на тему «Оценки ресурсного потенциала районов нового освоения Сибирского федерального округа»

УДК 553.98

А.А. Герт, В.Г. Акимов, А.А. Вымятнин, М.Ю. Соболев ФГУП «СНИИГГиМС», Новосибирск

ОЦЕНКИ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РАЙОНОВ НОВОГО ОСВОЕНИЯ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

A.A. Gert, V.G. Akimov, A.A. Vymyatnin, M.Yu. Sobolev

Federal State Unitary Enterprise «Siberian Research Institute of Geology,

Geophysics and Mineral Resources»

67, Krasnyj prospect str., Novosibirsk, 630091, Russian Federation

RAW MATERIALS POTENTIAL OF THE REGIONS UNDER DEVELOPMENT IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

Problems of practical state regulation of oil and gas nature management processes in the Siberian Federal District are reflected in the article. One of a series of principal documents regulating such processes in present-day circumstances is "The program of geological study and granting for use of HC raw materials fields of Eastern Siberia and Sakha Republic (Yakutia). The result analysis of the present program measures implementation testifies their effectiveness for the State. FGUP SNIIGG&MS realizes permanent maintenance and monitoring of program fulfillment.

В Сибирском Федеральном округе к нефтедобывающим регионам со сложившейся добычной и транспортной инфраструктурой административно относятся Омская, Томская и Новосибирская области. В этих регионах расположено большое количество мелких и средних месторождений нефти и газа. Добываемые объёмы углеводородов на этих месторождениях незначительны и не играют заметной роли в экспортных и внутренних поставках в сравнении с западносибирскими месторождениями-гигантами.

В современных условиях основные перспективы масштабной нефте- и газодобычи на востоке страны увязываются с новыми перспективными территориями в пределах Сибирской платформы. Административно к ним относятся в первую очередь южные территории Красноярского края, юго-западные территории Республики Саха (Якутия) и территория Иркутской области. Это - т. н. территории первоочередного лицензирования и освоения вдоль строящегося нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (ВСТО). Актуальность проектирования и строительства системы ВСТО была отражена в Распоряжении Правительства РФ № 1737-р от 31.12.2004, в котором определены исполнители и порядок мероприятий по ресурсному обеспечению этапов строительства в направлении рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

В настоящее время усилия государства и недропользователей по указанным территориям на среднесрочную перспективу до 2020 г. сосредоточены, главным образом, на использовании их нефтяного потенциала. В связи с этим освоение энергетического рынка стран АТР в его нефтяном секторе является одной из важнейших геостратегических целей нашей страны.

В пределах двух субъектов Сибирского Федерального округа - Красноярского края и Иркутской области - открыты и в настоящее время начинают разрабатываться крупные нефтеносные месторождения: Юрубчено-Тохомское (газоконденсатнонефтяное), Куюмбинское (нефтегазоконденсатное),

Верхнечонское (газоконденсатнонефтяное), а также газоносное Ковыктинское. Эти месторождения будут играть определяющую роль в формировании центров нефтегазодобычи нового восточносибирского добывающего комплекса на перспективу до 2030 г. Следует отметить, что важной составляющей восточносибирского добывающего комплекса являются месторождения юго-западной части Республики Саха (Якутия), которая административно относится к Дальневосточному округу. Наиболее крупным является здесь Талаканское газонефтяное месторождение, имеющее огромное значение для обеспечения планируемых поставок нефти по системе ВСТО.

Все указанные месторождения рассматриваются как базовые для формирования перспективных центров нефтегазодобычи.

В соответствии с оценкой по состоянию на 01.01.2008 общий объём извлекаемых запасов нефти категорий С и С2 по южным территориям Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) - районам, примыкающим к трубопроводу ВСТО - составляет 1445,3 млн т, в т. ч.: Красноярский край - 762,6 млн т; Иркутская область - 246,6 млн т; Республика Саха (Якутия) - 436,1 млн т. Суммарные извлекаемые запасы нефти категории С при этом оцениваются в размере 651,1 млн т, С2 - 794,2 млн т. Общий объём извлекаемых запасов категории С по четырём указанным выше месторождениям оценивается на уровне 461,2 млн т, категории С2 - 607,8 млн т. Группы базовых и прилегающих к ним месторождений территориально вытянуты цепочкой, что позволяет создать единый транспортный коридор для нефти и минимизировать затраты на освоение.

Объём балансовых запасов природного газа категорий С и С2 составляет

3 3

7178,6 млрд м , в т. ч.: Красноярский край - 1025,1 млрд м , Иркутская область

Л -5

- 3643,1 млрд м , Республика Саха (Якутия) - 2510,3 млрд м . Наиболее крупными по запасам газа являются Ковыктинское и Чаяндинское месторождения.

На рассматриваемых территориях также выявлены значительные объёмы прогнозных и перспективных ресурсов, в несколько раз превышающие объёмы запасов. Большая часть недр, располагающих запасами, уже распределена, добычные возможности месторождений установлены. Их хватит, чтобы к 2020 г. выйти на годовой уровень нефтедобычи 40,9 млн т. Достижение годового уровня в 80 млн т и его поддержание возможно лишь при условии изучения и последующего вовлечения в разработку ресурсного потенциала Восточной Сибири и Якутии. Для этого государству необходимо проводить политику недропользования, направленную на скорейшее распределение недр с ресурсами категорий С3 и Д1. В связи с этим одной из важнейших задач государственного значения становится повышение инвестиционной привлекательности недр через реализацию геологоразведочных комплексов за счёт средств федерального бюджета. По результатам таких ГРР степень

геологической изученности территорий повысится, что сделает их более привлекательными для недропользователей. По состоянию на 01.01.2008 оценка объёма извлекаемых ресурсов нефти категорий С3 и Д1 по рассматриваемым территориям составляет 4338,7 млн т, в т. ч.: Красноярский край - 1988,7 млн т, Иркутская область - 2013,7 млн т, Республика Саха (Якутия) - 436,1 млн т.

-5

Объём ресурсов газа категорий С3 и Д1 оценивается в размере 12772,1 млрд м .

Данные обстоятельства предполагают рассмотрение территорий с нефтегазоносными недрами Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) в качестве территорий нового освоения, располагающие значительным ресурсным потенциалом. Другими словами - это одни из наиболее перспективных нефтегазоносных территорий России. Уже сейчас здесь выявлены и разведаны запасы нефти и природного газа, достаточные для начала реализации крупных экспортных проектов.

В настоящее время в рамках правительственных решений приняты государственные программные документы, регламентирующие процессы нефтегазового природопользования на территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов:

1) «Программа геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия)» (далее - Программа - утверждена приказом МПР № 219 от 29.07.2005; разработчики и координаторы - Минприроды, Федеральное Роснедра, ФГУП «СНИИГГиМС»). Программа разработана во исполнение указанного выше Распоряжения Правительства РФ о строительстве нефтепровода ВСТО. На рисунке 1 представлена территория действия мероприятий Программы (территория первоочередного лицензирования и освоения, а также нефтеносные зоны, примыкающие к ней с севера), трасса трубопровода ВСТО и перспективные центры нефтедобычи.

2) «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона» (приказ Минпромэнерго России № 340 от 03.09.2007, разработчик и координатор - ОАО «Газпром»).

Указанные документы разработаны на основе анализа возможностей реализации добываемых углеводородов, результаты которого свидетельствуют о том, что использование углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) возможно по таким направлениям, как: экспорт, нефтепереработка и нефтехимия, газопереработка и газоснабжение. В целом можно говорить о том, что спрос на углеводороды и продукты их переработки достаточен для того, чтобы считать разработку восточносибирских месторождений реальной с постепенным выходом объёмов производства на максимум, определяемый добычными возможностями.

В 2007-2008 гг. подготовлен проект Программы с учётом дополнений и уточнений по результатам выполнения программных мероприятий в 2005-2007 гг. В проекте новой редакции Программы учитываются и северные территории Восточной Сибири. Данное обстоятельство обосновано тем, что

геологоразведочными работами последних трёх лет выявлены новые перспективные осадочные бассейны и зоны нефтегазонакопления севернее территорий первоочередного освоения - это Чуньский рифейский осадочный бассейн, области на севере Тунгусской синеклизы, севере Хатангской, территория северо-западного склона Байкитской антеклизы и борта Курейской синеклизы. Их ускоренное изучение должно обеспечить прирост запасов нефти, который повысит степень прогнозной сырьевой обеспеченности трубопровода ВСТО.

Рис. 1. Территории действия мероприятий Программы

Анализ экономических результатов выполнения мероприятий Программы свидетельствует об их эффективности для государства. При фактических объёмах федерального финансирования ГРР в 2005-2008 гг. 11,5 млрд руб. размеры выплаченных лицензионных бонусов в виде разовых платежей за право пользования недрами составили свыше 30,5 млрд руб.

В дальнейшем при благоприятном развитии ситуации и своевременном исполнении мероприятий Программы доходы государства должны увеличиться за счёт поступления налогов и платежей, выплачиваемых недропользователями, осуществляющими подготовку запасов и добычу в пределах распределенных территорий. Такое положение вызвано интересом к рассматриваемым территориям со стороны нефтегазовых компаний, вызываемым как значительной минерально-сырьевой базой региона, так и перспективами начала функционирования трубопровода ВСТО.

В 2005-2007 гг. прирост запасов категории С составил 24,6 млн т нефти, в

-5

2008 г. - 5,52 млн т. Прирост запасов газа в 2008 г. составил 18,13 млрд м .

В соответсвии с Программой общий ожидаемый прирост запасов С Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) прогнозируется на уровне 1826,2 млн т к 2020 г. и 3133,2 млн т. к 2030 г.

Прогнозируемый прирост извлекаемых запасов газа до 2030 г. по оценкам

-5

СНИИГГиМС составит около 5,5 трлн м , по оценкам ОАО «Газпром» - около

-5

4,8 трлн м3.

Годовое финансирования программных мероприятий к 2012 г. прогнозировалось на уровне 11,5 млрд руб. за счёт средств федерального бюджета и 35 млрд руб. за счёт средств недропользователей. В 2008 г. прогнозные показатели составляли соответственно 4,9 млрд руб. и 18,7 млрд руб. Фактическое исполнение планов финансирования составило 5,1 млрд руб. за счёт средств госбюджета и 14,9 млрд руб. за счёт недропользователей.

Сложная экономическая ситуация, связанная с мировым финансовым кризисом, затронула и отечественную добывающую отрасль. Нефтегазовые компании сокращают ассигнования на ГРР в пределах своих лицензионных территорий, а также корректируют свои перспективные планы. Это привело к тому, что уже в 2008 г. из 67 запланированных к распределению участков, отлицензировано всего 12. Безусловно, причиной тому является и недостаточно эффективная деятельность государственных контрольно-распорядительных органов, однако современные процессы, происходящие в сфере отечественного недропользования, вынуждают учитывать в прогнозах возможности проявления негативных тенденций, т. е. приводящих к сокращению как физических объёмов ГРР, так и их финансирования за счёт всех источников. В ФГУП «СНИИГГиМС» выполнен сравнительный прогноз финансирования ГРР, соответственно «Программе геологического изучения...» (в редакции, учитывающей результаты её реализации в 2005-2007 гг.) и с учётом возможного проявления негативных тенденций в мировой и отечественной экономике.

Снижение объемов финансирования ГРР на наиболее перспективных территориях Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) в период с 2009 по 2018 годы может составить от 40 до 60 %, в долгосрочной перспективе с 2018 по 2020 годы уровень финансирования может снизиться на 18-20%. Такое сокращение может привести к уменьшению прогнозных объёмов годовых приростов запасов категории С1 до 50 % и к существенным затруднениям сырьевого обеспечения этапов строительства трубопроводной системы ВСТО. Данные обстоятельства свидетельствуют о целесообразности ежегодного мониторинга программных мероприятий, принятия мер по обеспечению требуемых плановых показателей и оперативной корректировки прогнозов в соответсвии с достигаемыми результатами.

© А.А. Герт, В.Г. Акимов, А.А. Вымятнин, М.Ю. Соболев, 2009

б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.