НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2009, №4
УДК 553.98:622.323(571.56)
Современное состояние и перспективы воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородных ресурсов Республики Саха (Якутия) накануне их широкомасштабного освоения
Н.Н. Алексеев, Н.А. Аржаков
Для обеспечения темпов роста добычи нефти в процессе постепенной загрузки экспортноориенти-рованного нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» до уровня 80 млн.т в год по Республике Саха (Якутия), с учетом значительных объемов финансирования на проведение региональных геологоразведочных работ из средств федерального бюджета, должна быть разработана строго аргументированная стратегия геологоразведочных работ по каждому лицензионному участку, в особенности по территориям, прилегающим к трассам трубопроводов и, главное, ускоренное их выполнение.
Ключевые слова: воспроизводство минерально-сырьевой базы, углеводородные ресурсы, геологоразведочные работы, балансовые запасы, лицензирование.
To provide the growth of oil production during progressive loading of the export-oriented oil pipeline "The East Siberia - the Pacific Ocean" to the level of 80 mln t./year in the Republic of Sakha (Yalutia) it is necessary to develop the well-reasoned strategy of prospecting works for each license section, particularly, for the territories bordering to pipeline routes. It must be performed with due account of considerable amounts ofprospecting works financing from the federal budget. Moreover, these prospecting works must be fulfilled in extremely short terms.
Key words: reproduction of the mineral-raw materials base, hydrocarbon resources, prospecting works, balance reserves, licensing.
Кризис воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородных ресурсов в РФ наблюдался с 1994 г., когда впервые прирост запасов не компенсировал добычу. В последующем, только с 1994 по 2004 г. прирост запасов компенсировал добычу лишь на 72,8% [1].
В связи с возникшей сложной ситуацией по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородных ресурсов Министерством природных ресурсов РФ была разработана «Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья до 2020 г.».
В основу формирования данной программы были заложены оценка состояния минерально-сырьевой базы, показатель динамики использования и воспроизводства полезных ископаемых, прогнозы внутреннего потребления, а также
АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич - к.г.-м.н., в.н.с. ИПНГ СО РАН, 8(4112)39-06-23, [email protected]; АРЖАКОВ Николай Алексеевич - зам. начальника Управления по недропользованию по РС(Я), 8(4112)32-50-67, [email protected].
объемы предполагаемого экспорта минерально-сырьевых ресурсов с учетом роста ВВП.
В частности, при разработке «Долгосрочной государственной программы...» учитывался баланс потребления и производства 37 видов минерального сырья до 2025 г. Эти виды сырья являются наиболее востребованными на внутреннем рынке и составляют более 99% в структуре всего сырьевого экспорта Российской Федерации.
В современных условиях практическая реализация «Долгосрочной государственной программы.» зависит, прежде всего, от того, сможет ли собственник недровых богатств (т.е. государство) поддержать и гарантировать защиту интересов всех без исключения сторон в нефтегазовом бизнесе. При этом следует обратить особое внимание на специфику проводимых мероприятий на разных этапах геологоразведочных работ (ГРР).
В частности, первый этап ГРР включает в себя дистанционное зондирование территорий, аэрогеофизические съемки, параметрическое бурение, сейсморазведочные работы. Эти исследования в объеме общих затрат на ГРР составляют не более 5%. Данный этап является наиболее ри-
скованным с точки зрения получения положительного эффекта и во всех странах мира он финансируется за счет государственного бюджета.
Второй этап решает задачу поиска конкретных месторождений. Комплекс работ данного этапа включает в себя поисковое бурение, геохимические съемки, сейсморазведочные работы на нефть и газ и т.д. В зависимости от степени инвестиционной привлекательности соответствующих объектов углеводородных ресурсов эти работы могут осуществляться как за счет средств федерального бюджета, так и за счет недропользователей. На этом этапе определяются ресурсы для их оценки и разведки.
Третий этап решает задачу оценки и разведки месторождений. Конечная цель этой части работы включает достижение прироста запасов и передачу месторождения в промышленное освоение. Все виды работ на этом этапе, в том числе бурение скважин и геофизические исследования, недропользователь выполняет за свой счет.
Четвертый этап включает непосредственную подготовку месторождения к эксплуатации и вывод его на промышленное освоение. Этап предусматривает не только составление технико-экономического обоснования и утверждение проектов разработки месторождения, но и создание инфраструктуры по всей цепочке нефтегазового бизнеса.
В настоящее время финансирование всех ГРР в рамках первого и второго этапов происходит в соответствии с федеральной целевой программой «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)». К примеру, на 2005 г. по этой программе было выделено 11,1 млрд. руб. [2]. При этом собственно на воспроизводство минерально-сырьевой базы отпущено 7,7 млрд. руб., что более чем в 2 раза превышает уровень финансирования 1985 г. Остальная часть финансовых средств по этой программе в объеме 3,4 млрд. руб. направлена на создание геологических основ природо- и недропользования, на мониторинг геологической среды, на исследования по проблеме прогноза землетрясений, а также на решение других более долгосрочных задач.
На перспективу предлагаются к рассмотрению два варианта финансирования «Долгосрочной государственной программы...»: «инерционный» и «перспективный». «Инерционный», рассчитанный до 2020 г. в рамках текущего финансирования федерально-целевой программы, разбивается по срокам исполнения на два этапа: первый - до 2010 г., когда объем ежегодного финансирования для восстановления начальных суммарных ресурсов должен быть доведен до 10,7 млрд. руб., и второй - на 20102020 гг., когда предлагается предусмотреть увеличе-
ние ежегодного финансирования и доведение его до уровня 12,7 млрд. руб. в год. «Перспективный» вариант предполагает в срок до 2010 г. довести объем ежегодного финансирования ГРР до 16,5 млрд. руб., а к 2020 г. - до 20,5 млрд. руб. в год. В случае реализации этого варианта, по мнению специалистов, вполне реально достижение равновесия между добычей и воспроизводством полезных ископаемых.
Экономические реформы 90-х годов, сопровождавшиеся сменой формы собственности, на фоне общей экономической неопределенности в России привели к существенному сокращению объектов, как добычи, так и воспроизводства минеральных ресурсов. Именно кризисные состояния экономики, а вовсе не «несовершенство» Закона РФ «О недрах» и системы лицензирования не позволили получить ожидаемое повышение эффективности освоения минерально-сырьевых ресурсов.
Анализ состояния лицензирования за прошедший период выявил много недостатков и проблем, отрицательно отражающихся на эффективности функционирования государственной системы лицензирования недрами.
К примеру, за период 2001-2002 гг. по линии Министерства природных ресурсов РФ было выдано 33547 лицензий, в том числе 4509 лицензий на геологическое изучение недр, т.е. 13,4% от общего числа лицензий [2]. По состоянию на конец 2002 г. наиболее высоким уровнем лицензирования была охвачена сфера добычи нефти и газа - около 13%. Такая диспропорция лицензирования объектов недропользования обусловлена существенным различием рентабельности добывающих отраслей: высокой рентабельностью нефтедобывающей и убыточностью угледобывающей отраслей.
Кроме того, анализ соответствия лицензий требованиям действующего законодательства показал, что 50% действующих лицензий не соответствует требованиям Закона РФ «О недрах». Так, из общего числа выданных лицензий действующими на конец 2002 г. являются 15208 лицензий, т.е. 45,3% к числу выданных. А в 2003 г. из рассмотренных 3683 пакетов материалов по предоставлению права пользования недрами рекомендованы к выдаче - 48%, к переоформлению - 17%, внесению изменения - 15%, к доработке - 12%.
Эффективность размещения лицензий и реальную картину инвестиционной привлекательности объектов нефтегазового комплекса в данное время представило Федеральное агентство по недропользованию по итогам лицензирования за первое полугодие 2005 г. [3]. Так были проведены аукционы по 69 участкам в 17 субъектах РФ, до-
ход от разовых платежей которых составил 17,66 млрд. руб. при сумме стартовых цен на проданные участки в 1,89 млрд. руб.
26 мая 2005 г., после скандально известного случая по выявлению недропользователя Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения, Федеральное агентство «Роснедра» и Госкомитет по геологии и недропользованию при Правительстве РС(Я) впервые на аукцион по разведке и добыче углеводородного сырья выставили участок Алинский. Стартовая цена этого участка, расположенного в непосредственной близости к юго-западу от Талаканского НГКМ, оценивалась в 150 млн. руб. Победитель аукциона купил на первом же шаге, составляющем стартовая цена + 10 процентов, в итоге ОАО «Сургутнефтегаз» уплатил всего 165 млн. руб. Для участия в аукционе было подано всего три заявки, две из которых представили АК «Холмогорнефть» и АК «Сибнефть», при этом АК «Сибнефть», не внесшая вовремя залоговое обеспечение, была вычеркнута из списка участников торгов.
В последующем, согласно приказам «Роснедра» от 9 и 23 сентября 2007 г. за № 1423, 1426, 1490-1495 и от 20 и 24 декабря 2007 г. за № 1789, 1799-1802, неоднократно проводились аукционы по целому ряду лицензионных участ-
ков, расположенных в Западной Якутии, для их передачи в недропользование.
В результате этих торгов Республика Саха (Якутия) приобрела в качестве новых недропользователей 9 субъектов нефтегазового бизнеса. Среди них представлены такие широко известные компании, как ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «Газпром».
Эти аукционы показали огромный интерес недропользователей к пополнению своих реальных активов. При этом обращает на себя внимание наличие большого разброса по количеству претендентов и степени превышения стартовой цены за различные участки. Наиболее востребованными оказались нефтяные участки с выявленными запасами, расположенные в регионах с относительно развитой инфраструктурой, поближе к магистральным нефтепроводам. Участки с выявленными запасами, но удаленные от предполагаемых трасс нефтепроводов, пользовались гораздо меньшим спросом и превышением от стартовой цены.
В табл. 1 приведены данные о балансовых запасах нефти и газа по месторождениям Республики Саха (Якутия) с определением объемов углеводородных ресурсов, приходящихся на долю каждого конкретного недропользователя.
Таблица 1
Общие сведения о балансовых запасах нефти и газа по месторождениям Республики Саха (Якутия) (на 01.01.2009 г.)
Месторождение, тип Газ, млрд. м3 Нефть, млн. т (извлек.)
В +С1 С2 С1+С2 С1 С2 С1+С2
1 2 3 4 5 6 7
Недропользователь - ОАО «Сургутнефтегаз»
Алинское ГНМ 0,718 1,696 2,414 0,549 4,634 5,183
Верхнепеледуйское ГКМ 0,984 92,832 93,816
Восточно-Алинское НМ 0,837 7,135 7,972
Станахское НГКМ 5,523 14,543 20,066 0,059 5,777 5,836
Северо-Талаканское НГКМ 1,398 33,481 34,879
Талаканское НГКМ (центр. блок) 18,857 3,795 22,652 98,825 12,983 111,808
Всего 26,082 112,866 138,948 101,668 64,01 165,678
Недропользователь - ОАО «Газпром»
Чаяндинское НГКМ 379,707 861,197 1240,904 42,512 7,511 50,028
Всего 379,707 861,197 1240,904 42,512 7,511 50,028
Недропользователь - ОАО «Якутгазпром»
МастахскоеГКМ 18,326 6,541 24,867
Маччобинское НГМ 3,580 2,154 5,734 2,309 2,796 5,105
Мирнинское НГМ 1,444 1,444 0,666 0,666
Нелбинское ГМ 4,302 2,332 6,634
Средневилюйское ГКМ 126,058 126,058
Северо-Нелбинское ГКМ 0,536 0,536
Всего 154,246 11,027 165,273 2,975 2,796 5,771
Окончание табл.1
1 121314151617
Недропользователь - ЗАО «Иреляхнефть»
Иреляхское НГКМ 4,691 0,004 4,695 9,612 0,340 9,952
Всего 4,691 0,004 4,695 9,612 0,340 9,952
Недропользователь - ОАО «АЛРОСа-Газ»
Среднеботуобинское НГКМ (сев. блок) 19,109 19,109
Среднеботуобинское НГКМ (вост. блоки, сев. часть) 2,226 1,790 4,016
Всего 21,355 1,790 23,125
Недропользователь - ОАО «Сахатранснефтегаз»
Среднетюнгское ГКМ (локальный участок) 2,952 2,952
Всего 2,952 2,952
Недропользователь - ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча»
Среднеботуобинское НГКМ (центр. блок) 134,199 15,519 149,718 73,752 31,086 104,838
Среднеботуобинское НГКМ (Курунгский уч.) 5,358 13,114 18,472
Всего 134,199 15,519 149,718 79,110 44,200 123,310
Недропользователь - ОАО «Газпромнефть-Ангара»
Тымпучиканское ГНМ 2,191 11,225 13,416 0,371 16,553 16,924
Хотого-Мурбайское ГМ 1,000 9,600 10,600
Всего 3,191 20,825 24,016 0,371 16,553 16,924
Недропользователь - ООО «Ленск-Газ»
Отрадинское ГМ 0,939 5,400 6,339
Всего 0,939 5,400 6,339
Нераспределенный фонд
Андылахское ГКМ 7,789 7,789
Бадаранское ГМ 6,100 6,100
Бэсюряхское ГМ 1,222 9,177 10,399
Бысахтахское ГКМ 5,539 9,650 15,189
Верхневилючанское НГКМ 139,624 69,724 209,348 1,546 32,252 33,798
Вилюйско-Джербинское ГМ 18,984 16,431 35,415
Иктехское НГКМ 6,201 10,535 16,736 6,248 6,248
Нижневилюйское ГМ 2,600 2,600
Нижнетюкянское ГМ 0,259 3,781 4,040
Соболох-Неджелинское ГКМ 64,029 0,744 64,733
Среднетюнгское ГКМ 153,215 9,225 162,440
Среднеботуобинское НГКМ (вост. блоки) 2,226 1,790 4,016 2,855 3,556 6,411
Толонское ГКМ 33,350 10,628 43,978
Талаканское НГКМ (вост. блок) 10,425 12,459 22,884 4,747 5,149 9,896
Талаканское НГКМ (Таранский блок) 6,149 2,341 8,490
Тас-Юряхское НГКМ 102,733 11,311 114,044 2,048 5,281 7,329
Усть-Вилюйское ГМ 0,762 0,762
Всего 561,207 167,796 728,963 11,196 52,486 63,682
Итого 1288,569 1196,424 2484,993 247,44 187,896 435,34
Источник: по данным Государственного комитета РС(Я) по геологии и недропользованию, Якутск, 2009 г.
По состоянию на 01.01.2009 г. выявленные и разведанные балансовые запасы природного газа Республики Саха (Якутия) составляют 2484,09 млрд. м3, а по С2 - 1197,42 млрд. м3.
В результате бесплатного закрепления месторождений, как собственности за прежними владельцами в соответствии с «Положением о порядке лицензирования недрами», и торгов, прошедших в 2005-2008 гг., в активе недропользователей оказалось 70,68% от всего фонда балансовых запасов природного газа РС(Я).
После передачи, согласно распоряжению Правительства РФ от 16 апреля 2008 г. за №493-р, без проведения конкурса, лицензии ЯКУ 14564 нэ от 2.09.2008 г. на геологическое изучение, разведку и добычу Чаяндинского нефтегазоконденсат-ного месторождения ОАО «Газпром» стал одним из основных операторов по освоению углеводородных ресурсов республики, в активе которого без конкурентной борьбы и финансовых издержек оказалось 1240,9 млрд. м3 природного газа и 50,02 млн. т извлекаемых запасов нефти.
Правом бесплатного закрепления месторождений за прежними владельцами в нефтегазовом секторе РС(Я) получили ОАО «Якутгазпром», ОАО «АЛРОСА-Газ», ЗАО «Иреляхнефть» и ООО «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». В данное время в их активе числятся 10 нефтяных и газовых месторождений с общим балансовыми запасами по категории С1+С2 природного газа в 343,06 млрд. м3 и 139,03 млн. т извлекаемых запасов нефти, и только 172,01 млрд. м3 (9,8%) от общих балансовых запасов природного газа, принадлежащих в настоящее время недропользователям, были распределены по итогам проводившихся в 20052008 гг. Федеральным агентством «Роснедра» и Госкомитетом по геологии и недропользованию при Правительстве РС(Я) аукционов.
В настоящее время основным оператором по добыче нефти в Республике Саха (Якутия) является ОАО «Сургутнефтегаз» в активе которого числится крупное Талаканское нефтегазоконденсатное месторождение с извлекаемыми запасами нефти по категории С1 в 98,82 млн. т и 12,98 млн. т по С2. Роль Талаканского НГКМ как базового месторождения Якутского центра нефтегазодобычи значительно возросла в связи с началом практической реализации экспортноориентированного проекта «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО).
Как было показано выше, Министерством природных ресурсов России была разработана «Долгосрочная программа изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства (2005-2010 годы и до 2020 года)». По «Долгосрочной государственной программе...» получается, что основная доля (более 90%) финансирования ГРР для обеспече-
ния добычи и развития ресурсной базы приходится на частный капитал нефтегазовых компаний. Это наиболее важная часть программы, поскольку её целевой задачей является оценка нефтегазового ресурсного потенциала участков и подготовка их к лицензированию для дальнейшей работы недропользователей. Это дает двойной плюс: с одной стороны, у потенциальных недропользователей будет четкое представление о перспективах приобретаемых участков, а с другой - государство получит реальную финансовую отдачу для бюджета при распределении лицензий.
В последние годы государство значительно наращивает масштабы государственного финансирования ГРР: от 5,2 млрд. руб. в 2004 г. до 19,8 млрд. руб. в 2007 г. [4]. При этом структура распределения средств федерального бюджета в 2005-2006 гг. на ГРР по федеральным округам и по «Роснедра» представлена в следующем виде: Центральный ФО - 2,4 млрд. руб. (14,9%), Северо-Западный - 495,3 млн. руб. (3,0%), Южный - 600,1 млрд. руб. (3,7%), Приволжский - 1,1 млрд. руб. (7,0%), Уральский -1,9 млрд. руб. (11,7%), Сибирский - 4,2 млрд. руб. (25,5%), Дальневосточный - 2,4 млрд. руб. (14,2%) и «Роснедра» - 3,3 млрд. руб. (20,0%).
Значительные объемы финансирования поисковых работ намечаются в новых стратегически важных регионах. Так, на перспективных в нефтегазоносном отношении территориях Западной и Восточной Сибири до 2010 г. планируется довести объемы финансирования из всех источников ГРР до 110 млрд. руб.
Реальные объемы финансирования ГРР по Республике Саха (Якутия) за последние три года приведены в табл. 2.
Таблица 2
Вид работ Ед.изм. 2006 г. 1 2007 г. 1 2008 г 2009 г Прогноз
Факт
Объем глубокого бур., в т.ч.: м 16849,0 26736,0 32785,0 31700,0
А) параметрического м 0 2065,0 0 2900,0
Б) поискового м 16657,0 24671,0 24274,0 15050,0
В) разведочного м 192,0 3496,0 8511,0 13750,0
Сейсморазведка МОГТ (2Д), в т.ч. по источникам: пог. км. 4197,4 4436,0 3862,0 4950,0
А) федеральный бюджет пог. км 1910,0 2828,0 2862,0 1930,0
Б) собственные средства пог км 2287,4 1608,0 1000,0 3020,0
Сейсморазведка МОГТ (3Д) км2 219,3 264,29 222,0 387,7
В) собственные средства км2 219,3 264,29 222,0 387,7
Сейсморазведка СК-ВСИ скв. 6 7 2 1
В) собственные средства скв. 6 7 2 1
Всего профинансировано, в т.ч. по источникам: млн. руб. 2164,9 3661,5 4201,8 5952,1
А) федеральный бюджет млн. руб. 410,3 563,4 668,3 817,5
Б) республиканский бюджет млн. руб. 6,0 6,0 9,0 9,5
В) собственные средства млн. руб. 1748,6 3092,1 3524,5 5125,1
Выполнение и финансирование основных показателей плана ГРР на нефть и газ по Республике Саха (Якутия) за 2006-2008 гг. и прогноз на 2009 г.
Источник: по данным Государственного комитета РС(Я) по геологии и недропользованию, Якутск, 2009 г.
Отличительной особенностью ГРР на нефть и газ с 2006 по 2008 г. является значительное (на 94,6%) увеличение объемов разведочного бурения за счет средств недропользователей, что выражено в росте объемов проходки с 192,0 м в 2006 г. до 8511,0 м в 2008 г.
Сейсморазведочные работы МОГТ (3Д) и СК-ВСП проводились исключительно за счет средств недропользователей. Из средств федерального бюджета были выполнены сейсморазве-дочные работы МОГТ (2Д) в объеме 1910,0 пог. км в 2006 г. и 2862,0 пог. км в 2008 г.
Как видно из табл. 2, по всем основным видам ГРР (сейсморазведка, МОГТ (2Д), МОГТ (3Д), СК-ВСП и глубокое бурение) финансирование из республиканского бюджета не проводилось.
Наибольший прирост запасов как нефти, так и природного газа за счет проведенных ГРР в период с 2006 по 2008 г. наблюдался в основном по категориям С2.
По данным Государственного комитета по геологии и недропользованию РС(Я), в среднесрочной перспективе суммарные приросты запасов природного газа и нефти (извлекаемые) по категориям С1 и С2 в распределенном и нераспределенном фондах недр республики составляют 718,0 млрд. м3 и 212,0 млн. т соответственно.
Талаканское нефтегазоконденсатное месторождение с извлекаемыми запасами нефти по категории С1 +С3, равными 111,8 млн. т, уже сегодня является одним из базовых объектов для реализации первой очереди проекта «ВСТО» с пропускной способностью 30 млн. т в год.
Группа ме сторождений-спутников в Западной Якутии с промышленными запасами нефти категории С1 и С2, равными 157,34 млн. т, и ожидаемыми приростами извлекаемых запасов в 212,0 млн. т будут представлены в качестве базовых для поддержания темпов роста добычи нефти, обеспечивающих постоянную загрузку трубопровода ВСТО до уровня 56,0 млн. т в год к 2020 г.
А для обеспечения загрузки трубопровода на уровне 80 млн. т в год необходимо дополнительно прирастить сырьевую базу за счет прогнозных и перспективных ресурсов категории С3 и Д Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), обеспечив тем самым общий прирост запасов промышленных категорий в объеме около 1,5 млрд. т в 2025 г.
В настоящее время выполненные поисково-оценочные работы позволили получить основные
сведения для установления закономерностей геологического строения и оценки нефтегазоносно-сти Республики Саха (Якутия).
По результатам этих работ потенциал углеводородных ресурсов, в особенности подсолевого комплекса рифейских и венд-нижнекембрийских отложений Западной Якутии, оценивается достаточно высоко. Однако в связи с тем, что изученность перспективных на нефть и газ территорий под-солевого комплекса Непско-Ботуобинского НГО в пределах Республики Саха (Якутия) весьма значительна, вероятность открытия здесь новых крупных месторождений углеводородного сырья очень проблематична.
С началом формирования системы магистрального нефтепровода ВСТО значительно возросла инвестиционная привлекательность не только выявленных месторождений, но и неизученных территорий, прилегающих к трассе трубопровода.
В настоящее время ситуация с финансированием ГРР изменилась к лучшему. Об этом свидетельствуют, как было показано выше, объемы финансирования в 2004-2009 гг. региональных ГРР из средств федерального бюджета, оживление поисково-разведочных работ на лицензионных участках и проведение целенаправленных геологических научно-исследовательских работ.
В этом аспекте для обеспечения темпов роста добычи нефти в процессе постепенной загрузки трубопровода ВСТО до уровня 80 млн.т в год по Республике Саха (Якутия), с учетом финансовой поддержки федерального бюджета, должны быть разработаны строго аргументированные предложения по стратегии ГРР, включая геологическое обоснование необходимых поисковых и разведочных работ по каждому лицензионному участку, в особенности по территориям, прилегающим к трассам трубопроводов и, главное, ускоренное их выполнение в предельно сжатые сроки.
Литература
1. Воспроизводство запасов // Нефть и капитал. -2004. - №10. - С. 114.
2. Исеева Л.И., Зеленов А. В. Методологические вопросы совершенствования государственного нефте-пользования в Российской Федерации // Записки Горного института. - СПб., 2005. - Т. 159, ч. 1. - С. 176-178.
3. Мельников В. Дорогие недра // Нефть и капитал. - 2005. - №7. - С. 20-21.
4. Голов А., Петерсилье В. Подготовка к лицензированию // Нефть и капитал. - 2005. - №3. - С. 24-26.