ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
УДК 338:622.276.344(511.5+571.6)
О структуре управления при формировании крупных центров нефтегазодобычи
(на примере Восточной Сибири и Дальнего Востока)
Н.Н. Алексеев, А.П. Шадрин
Несовершенство законодательной базы РФ в сфере недропользования предопределило возникновение в нефтегазовой отрасли российской экономики формирование корпоративных образований с весьма сложной и запутанной структурой, которое зачастую приводит не только к усложнению системы управления, но и столкновению интересов вертикально интегрированных компаний с интересами государства.
В работе во избежание подобного рода противоречий при формировании нового экспортноориентированного центра нефтегазодобычи в азиатской части России предлагается новая оптимизированная система управления в сфере нефтегазового бизнеса
Abstract: Imperfection of legislative base of Russian Federation in the sphere of mineral prospecting predermined the emergence in gas and oil branch of Russian economics. The formation of corporative units with a complicated and intricate structure, which often leads to a complication of management system as well as to a collision of interests of vertically integrated companies with state interests.
In order to avoid such contradictions at the formation of a new export orientated center of oil and gas extraction in Asian part of Russia is offered a new optimizated management system in the sphere of oil and gas business.
В связи с тем, что уникальные газовые и газоконденсатные месторождения северных районов Западной Сибири находятся на стадии падающей добычи, а недавно введенное в эксплуатацию месторождение Заполярное является последним из известных на сегодняшний день крупных месторождений суши, будущее российского нефтегазового комплекса принято связывать с реализацией потенциала углеводородных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Одна из богатейших на минеральные ресурсы часть России, Сибирь и Дальний Восток гармонично развивают экономику Российской Федерации, обеспечивая основную долю внутренних потребностей страны во многих видах сырья, прежде всего, в нефти и природном газе, угле, алмазах и золоте. В частности, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке открыты в значи-
АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич - к.г.-м.н., рук. сектором ИПНГ СО РАН; ШАДРИН Аркадий Петрович - к.т.н., зав. сектором ИФТПС СО РАН.
тельных объемах энергетические ресурсы, балансовые запасы которых предварительно оценены и в некоторых случаях начато их освоение.
Это нефтяные и газовые месторождения Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края и о. Сахалин. Здесь за исключением месторождений шельфа о. Сахалин открыты 63 месторождения нефти и газа, в том числе в Красноярском крае - 21, в Иркутской области - 11 и в Республике Саха (Якутия) -31.
Извлекаемые запасы нефти в них составляют 535,9 млн.т и газа - 2069,8 млрд. м3, в том числе: в Красноярском крае - 174,7 млн.т и 604,1 млрд.м3, в Иркутской области - 174,9 млн.т и
425.6 млрд.м' и в Республике Саха (Якутия) -
241.7 млн.т и 1959,6 млрд.м3 [1, 2].
Наиболее крупными месторождениями по объемам балансовых запасов нефти категорий А+В+С1 являются Верхнечонское в Иркутской области и Талаканское в Республике Саха (Якутия), а по запасам категории Сг - Юрубчено-Тохомское в Эвенкийском АО.
По запасам природного газа крупнейшими являются Чаяндинское месторождение в Республике Саха (Якутия) и Ковыктинское в Иркутской области; крупными - Пойгинское, Собинское, Юрубчено-Тохомское в Красноярском крае; Средневилюйское, Среднетюнгское, Таас-Юряхское, Среднеботуобинское в Республике Саха (Якутия). Каждое из вышеназванных месторождений характеризуется, как правило, сложным строением и специфическими горногеологическими условиями залегания продуктивных горизонтов. В большинстве месторождений газовые залежи отличаются высокими концентрациями гелия.
В данное время в режиме промышленной эксплуатации из выявленного огромного потенциала углеводородных ресурсов региона находятся лишь четыре месторождения в Республике Саха (Якутия) и несколько очень мелких месторождений на севере Иркутской области.
Месторождения Ванкорской группы и Юруб-чено-Тохомской зоны, расположенные на территории Эвенкийского АО, а также Ковыктинское газоконденсатное месторождение в Иркутской области еще не прошли стадию опытнопромышленной эксплуатации. Здесь потребуется проведение в значительных объемах геологоразведочных работ по их доразведке.
Рассматривая целесообразность вовлечения минерально-сырьевых ресурсов Сибири и Дальнего Востока в хозяйственный оборот и определяя объемы и объекты такого вовлечения, следует прежде всего учитывать неудачный опыт форсированного вовлечения минерально-сырьевой базы Сибири и Дальнего Востока в советское время, не принесшего экономического процветания и ухудшившего общее состояние минерально-сырьевой базы в этой части России.
Известно, что имеющиеся запасы углеводородного сырья и оценки прогнозных ресурсов в Восточной Сибири и в Республике Саха (Якутия) являются одними из немногих конкурентоспособных товаров на внешнем рынке и представляют собой перспективный объект международной кооперации.
Принципиальная особенность масштабного освоения углеводородных ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) состоит в значительной удаленности районов добычи от рынков сбыта. Отсутствие экономически эффективных нефте- и газотранспортных систем в восточной части России является базовым конкурентным недостатком, который сдерживает процесс реализации огромного потенциа-
ла углеводородных ресурсов Иркутской области, Красноярского края и Республики Саха (Якутия).
По-видимому, решение Правительством Российской Федерации такой стратегической задачи, как масштабное освоение углеводородных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока, должно быть увязано с решениями глобальных вопросов, как проблема освоения зоны БАМа и повышение роли этой магистрали в международных транспортных коридорах с учетом конъюк-туры внешнеэкономического и геополитического курса РФ в странах Азиатско-Тихоокеанского региона в XXI веке.
В этой связи можно считать весьма своевременным появление официально утвержденной программы «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», которая предусматривает обеспечение формирования в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) новых центров добычи углеводородных ресурсов и выход России на энергетические рынки динамично развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Формирование нового крупного центра по добыче нефти и газа на базе углеводородных ресурсов Иркутской области, Красноярского края и Республики Саха (Якутия) с соответствующим развитием экспортноориентированных магистральных трубопроводов предполагает рассматривать создаваемый центр нефтегазодобычи, как совокупность развитой эксплуатируемой ресурсной базы и транспортной системы добываемой продукции. В условиях азиатской части России новые формируемые центры нефтегазодобычи могут располагаться на территории нескольких субъектов Федерации. К примеру, новый крупный центр нефтегазодобычи в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) будет осваивать связанные единой транспортной инфраструктурой месторождения, расположенные в Республике Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярском крае.
При формировании крупного центра нефтегазодобычи среди экономических целей можно выделить две их группы: те, что возникают на стадии обоснования стратегических решений развития ресурсной базы центра, и те, которые должны быть достигнуты по ходу реализации конкретных проектов.
На стадии обоснования стратегических решений рассматривается наличие ряда проектов, которые могут быть реализованы с требуемыми показателями эффективности. На этом этапе в
рамках реализации конкретной стратегии осуществляется выбор перечня объектов, на которых центр нефтегазодобычи должен концентрировать свое основное внимание. Такими объектами на стадии выработки и обоснования стратегических решений развития ресурсной базы центра являются месторождения углеводородного сырья.
На стадии реализации конкретных проектов на передний план выходят задачи, связанные с оптимизацией сравнительных техникоэкономических показателей реализации товарной продукции в условиях колебания уровня цен как на внешнем, так и внутреннем рынках, а также с изменением издержек производства и условий налогообложения и т.д.
Для достижения стратегической цели по созданию крупных экспортноориентированных центров по нефтегазодобыче на базе углеводородных ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока следует сформировать под эти проекты определенные управленческие структуры. При этом объектами управления подразумеваются «рациональный ряд» месторождений и трансконтинентальные нефте- и газопроводы, а механизмами - бизнес-процессы, которые в рамках реализации стратегической задачи предварительно прогнозируются и реализуются интегрированными системами управления с учетом спроса и предложений на внутренних и внешних рынках сбыта.
Суть создания интегрированной системы управления центра по добыче и сбыту нефти и газа состоит в том, чтобы в режиме реального времени получить информацию о состоянии производства с точки зрения экономической эффективности, полученного путем анализа материально-стоимостного баланса, учитывающего динамику реального спроса и предложения на энергетические ресурсы. Подобная система управления позволяет принимать такие управленческие решения, которые предусматривают своевременную реакцию на возникающие неадекватные ситуации на любом участке производства и сбыта продукции и при необходимости оперативно её корректировать.
В процессе перехода к рыночным отношениям в ряде отраслей экономики в последнее десятилетие образовались корпоративные образования с весьма сложной и запутанной структурой [3].
В таких корпоративных образованиях проблема управления существенно усложняется вследствие наличия доли владения, основанного на участии одного АО в капитале другого. Со-
вершенно очевидно, что чем сложнее схема владения в отношении собственности недропользователей, тем больше операционные издержки сверх основных затрат, возникающих в процессе урегулирования не всегда плодотворных отношений между самими недропользователями. В случае лаконичной структуры корпоративных образований, когда более «прозрачны» в ней отношения собственности, легче создать эффективную систему управления с учетом критерия «затраты - общая выгода».
На рис.1 приведены базисные структуры сетей, построенные по схеме владения в виде сходящегося дерева «корней» [3]. В этой классической структуре участники промышленной группы учреждают центральную компанию (ЦК), координирующую деятельность последних на основе договоров между ней и участниками группы. Такую структуру корпоративных образований принято считать «контрактной». Одним из основных условий для эффективного управления подобных структур является соблюдение принципа «прозрачности» как по финансовым, так и по, вопросам владения.
В данное время, к примеру, в Западной Якутии подготовленными к промышленному освоению считаются 10 месторождений : Средневи-люйское, Среднетюнгское, Мастахское, Толон-ское, Соболох-Неджелинское газоконденсатное и Чаяндинское, Среднеботуобинское, Таас-Юряхское, Иреляхское, Талаканское (Центральный блок) нефтегазоконденсатные. Из них на стадии эксплуатации находятся 5 месторождений (распределенный фонд). Право недропользования в пределах контура северного газоносного блока Среднеботуобинского НГКМ передано ОАО «АЛРОСА - Газ» (лицензия ЯКУ № 11143 НЭ от 15.04.2002 г.).
Рис.1. Базисные структуры корпоративных сетей: ЦК -центральная компания, У - участники группы; 1 - направление контроля; 2 - материальные потоки, 3 - контрактные отношения
Свою лицензию на право добычи нефти в рамках ОПЭ в центральном (нефтяном) блоке Среднеботуобинского НГКМ ОАО «Таас-Юрях нефть» переоформило на дочернее предприятие ООО «Т аас-Юряхнефтегаздобыча» (лицензия ЯКУ № 11143 НЭ от 12.04.2002 г.). В процессе ОПЭ, проводимой ОАО «Ленанефтегаз» (операторская лицензия ЯКУ № 11255 НЭ от
12.07.2002 г., сроки действия которой неоднократно пролонгировались), попутная добыча ведется и в пределах Центрального блока Тала-канского НГКМ, а закрытое акционерное общество «Иреляхнефть», как и прежде, осуществляет добычу нефти на Иреляхском НГКМ.
Кроме того, ОАО «Якутгазпром» ведет добычу природного газа на Средневилюйском и Мас-тахском газоконденсатных месторождениях, а также Северо-Нелбинском газовом месторождении, вовлеченном в разработку на стадии разведочных работ.
Следует указать, что вышеприведенные структуры нефтегазового комплекса РС (Я) в настоящее время практически не связаны никакими управленческими системами. В случае создания крупного центра по нефте- и газодобыче их роль ограничится в лучшем случае как участника группы в базисной структуре корпоративных образований. При этом весьма высока вероятность скупки подобных мелких АО, имеющих лицензию на освоение тех или иных месторождений, более мощными недропользователями в целях пополнения их ресурсного потенциала. В этой связи следует отметить, что приращение запасов углеводородного сырья в качестве полноценных активов недропользователя в результате геологоразведочных работ является наиболее капиталоемким. В советский период нефтегазодобывающие предприятия получали от государства объекты разработки и целые месторождения в порядке распределения по решению высших государственных структур.
В настоящее время в связи с вступлением в силу главы 27 Налогового кодекса РФ («Налог на добычу полезных ископаемых») фактически отменен механизм финансирования геологоразведочных работ за счет бюджетных средств. Поэтому основным источником финансирования геологоразведочных работ становятся собственные средства недропользователей и привлекаемые ими инвестиции.
Высокая капиталоемкость увеличения активов недропользователей в результате геологоразведочных работ обусловлена тем, что для обнаружения коммерчески значимых месторождений
углеводородного сырья недропользователь должен исследовать значительное количество перспективных объектов. Так, при современной разведанности недр на территории РС (Я) средний коэффициент открытия составляет 0,2-0,3, т.е. для того, чтобы обнаружить две- три новые залежи необходимо исследовать десять перспективных объектов. Это означает, что достижение указанного коэффициента открытия месторождений напрямую зависит от количества разведанных объектов и площади территории, т.е. удельной плотности. И, как следствие, усиливается дифференциация между недропользователями, обладающими разными финансовыми возможностями.
Крупный недропользователь имеет возможность для восполнения ресурсного потенциала ежегодно исследовать значительное количество новых площадей или объектов. В то же время мелкие недропользователи, не обладая достаточными финансовыми ресурсами, вынуждены ограничиваться одним-двумя объектами поиска, что естественно значительно увеличивает риск не обнаружить вообще ни одной новой залежи, и тогда мелкие недропользователи могут понести невосполнимые убытки.
Таким образом, основной целью нового экспортноориентированного центра нефтегазодобычи в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) при реализации стратегической задачи является минимизация риска. В качестве одного из способов достижения этой цели может быть создание базисной структуры корпоративных образований (рис.2).
Ранее А.Ф. Сафроновым и др. в работе [4] были обоснованы основные направления сооружения экспортноориентированных трансконтинентальных нефте- и газопроводов. Сооружение и эксплуатация экспортноориентированных трансконтинентальных нефте- и газопроводов являются одними из основных объектов в проекте формирования нового центра по добыче углеводородных ресурсов в восточной части России.
В этом аспекте возникает весьма серьезный вопрос - форма организации бизнеса при сооружении и эксплуатации трансконтинентальных нефте- и газопроводов. В настоящее время в соответствии с законом РФ «О недрах» организационное обеспечение государственной системы предоставления прав пользования недрами возложено на Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные подразделения, на которые возложены следующие функции:
Государственный контроллинг
V, ь уп ь У,
Г V
т
у
Рис.2. Базисные структуры корпоративных образований консорциума при формировании крупных экспортноориентированных центров нефтегазодобычи восточных регионов России
• геологического изучения и управления государственным фондом недр;
• управления использованием и охраной водного фонда;
• проведения государственной политики и координации деятельности других федеральных органов исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов.
Министерство природных ресурсов РФ организует подготовку и проведение конкурсов и аукционов, осуществляет оформление, регистрацию и выдачу лицензий на право пользования недрами.
Как видно из вышеизложенного, фактически основное содержание закона «О недрах» связано с предоставлением прав на освоение участков недр и установлением системы платежей при использовании минерально-сырьевых ресурсов из недр. Правовое положение и деятельность горного предприятия в законе даже не обозначены, т.е. закон практически не регулирует деятельность недропользователя.
В отличие от ныне действующей законодательной системы по недропользованию РФ, в конституциях стран с развитым нефтегазовым сектором промышленности совершенно четко прописано, что акционерные коммерческие об-
щества, организуемые для эксплуатации горнорудной и нефтяной промышленности, могут приобретать земли, владеть и управлять ими исключительно в пределах территории, абсолютно необходимой для учреждений или служб названных объектов, которая указывается в каждом отдельном случае исполнительной властью государственных органов.
При этом никаких ограничений по форме организации бизнеса в различных сферах деятельности нефтегазового комплекса этих стран, к примеру, освоения месторождений, сооружения и эксплуатации инфраструктуры трансконтинентальных нефте- и газопроводов и т.д., не предусматривается.
Исключение составляет статья 117 Конституции Бразилии, устанавливающая монополию Федерации на некоторые виды деятельности предприятий. Среди них следует выделить: разведку и эксплуатацию залежей нефти и природного газа или других жидких углеводородов; переработку отечественной или иностранной нефти; импорт и экспорт продуктов и основных побочных продуктов, возникших от деятельности, упомянутой в предыдущих пунктах; океанскую перевозку сырой нефти отечественного происхождения, а также перевозку по трубопроводам сырой нефти, её побочных продуктов и природного газа любого происхождения. Подобная монополия на некоторые виды деятельности предприятий нефтегазового комплекса установлена согласно действующей Конституции Федеративной Республики Бразилии (1988), где федеральной собственностью признаются, в частности, минеральные ресурсы, включая те, что находятся в недрах [5].
В отличие от конституций стран с развитым сектором промышленности, нефтяное законодательство России, как составная часть законодательства о недрах и недропользовании, до сих пор не оформилось на федеральном уровне. Это объясняется общей неопределенностью в системе государственного управления и регулирования нефтяной отрасли. Дискуссии вокруг закона «О соглашениях о разделе продукции» в Госдуме РФ буквально заблокировали работу участников законотворческого процесса, посвященного системам развития нефтегазовой промышленности как базовой отрасли российской экономики [6].
В этих условиях в переходный период до принятия специального закона по нефти, как это имеет место во всех нефтедобывающих странах, на наш взгляд, при сооружении и эксплуатации трансконтинентальных экспортноориентирован-
ных нефте- и газопроводов контрольный пакет акций следовало бы сохранить за корпоративными образованиями, представляющими интересы государства.
К примеру, к подобному типу предприятия относится АК «Транснефть», в состав которой входят 11 трубопроводных региональных компаний. Общая протяженность её магистральных нефтепроводов составляла на начало 2002 г. -48610 км. При этом государству принадлежат все голосующие акции в количестве 4664627 штук, что составляет 75 % от общего объема уставного капитала АК «Транснефть» [7].
На базе этих корпоративных образований и вертикально интегрированных компаний (участников групп), объединенных в ЦК [3] для реализации проекта формирования крупного центра по добыче нефти и газа на базе углеводородных ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия), необходимо создание консорциума (объединения предприятий). В состав последнего могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера. Позитивным моментом подобного рода объединения предприятий является то, что при такой структуре корпоративных образований легче всего оптимизировать систему их управлений. Последние представляют собой иерархическую совокупность органов управления группой предприятий, целью которой являются разработка и реализация управленческих решений, обеспечивающих устойчивое рыночное, экономическое и финансовое развитие крупного экспортноориентированного центра по нефтегазодобыче в целом при максимальном соблюдении интересов каждого участника (рис.2).
При такой схеме базисных структур консорциума особая роль отводится постоянно действующему независимому органу в общей структуре корпоративных образований - Государственному контроллингу. Последний призван защитить интересы всех без исключения заинтересованных сторон в нефтегазовом бизнесе с точки зрения соблюдения законов, нормативных актов, правомерного ведения финансово-хозяйственной деятельности и уплаты налогов. Плодотворная деятельность государственного контроллинга может сыграть свою неоценимую роль не только при сборе и распределении налоговых поступлений столь важных статей для пополнения бюджетов как федерального, так и регионального уровней, но и для успешной и устойчивой работы всех предприятий по всей цепочке хозяйственнофинансовой деятельности самого консорциума.
Повышение социальной ценности природноресурсного потенциала страны предполагает наряду с высокой доходностью освоения минерально-сырьевых ресурсов на корпоративном уровне также и высокой социально-экономической отдачи для сырьевых регионов и Федерации в целом. Это, в свою очередь, невозможно без совместного участия всех уровней власти в подготовке, принятии решений и контроле за их исполнением в процессе реализации любого крупного проекта по освоению минерально-сырьевых ресурсов. При подходах, реализуемых в настоящее время вертикально интегрированными нефтяными компаниями в решении задач по освоению высокорентабельных энергетических ресурсов, степень участия регионов и самой Федерации сведена к минимуму.
В стратегически ориентированной системе корпоративного управления, которая предложена нами, крупные акционеры (в частности, в лице государства), члены совета директоров должны быть вовлечены в разработку стратегических решений наряду с менеджментом.
Система корпоративного управления должна быть построена таким образом, чтобы она могла предупреждать появление стратегических ошибок, а если они и возникли, эффективно их корректировать.
В заключение следует отметить, что в российских условиях построение таких эффективных структур управления требует в первую очередь создания адекватных схем владения корпоративных образований и совершенствования законодательства в системе недропользования, которое в данное время абсолютно не учитывает существующие реалии.
Литература
1. Краснов О.С., Робинсон Б.В. Эффектив-
ность использования углеводородного сырья Сибирской платформы на энергетическом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона //Природно-ресурсовый потенциал Азиатской России и сопредельных стран: пути совершенствования
использования: Материалы Международной
конференции (Иркутск, 11-13 сентября 2002 г.). -Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2002. - С.33-34.
2. Государственный статистический отчет по Ф-6 гр. 2002 г. - Якутск, 2003.
3. Рейман Л.Д., Львов Ю.А. Организационноправовые основы формирования корпоративных структур // Вестник РАН. - 2001. - Т.71, №9. -С. 814-825.
4. Сафронов А.Ф., Оглы А.А., Алексеев Н.Н., Шадрин А.П. Принципы формирования и развития нефтегазовых трасс Восточной Сибири и Дальнего Востока // Материалы II Евразийского симпозиума по проблемам прочности материалов и машин для регионов холодного климата (16-20 августа 2004 г.). - Якутск, 2004.
5. Курский А.Н. Вопросы развития российского нефтяного и горного законодательства и учет зарубежного опыта // Геология, геофизика и разработка
нефтяных и газовых месторождений: Обзорн. информ./ ВНИИОЭНГ. - 2002. - №2. - С.4-22.
6. Конопляник А.А., Субботин М.А. Тяжба о разделе (Дискуссии вокруг закона «О соглашениях о разделе продукции»), - М.: ВНИИОЭНГ, 1996.-224 с.
7. Суворов Е. Цена «Транснефти». Крупнейшая в мире компания по транспортировке нефти остается недооцененной // Нефть России. - 2003. - №3. - С.20-22.
УДК 622.271.4(571.56)
Повышение эффективности вскрышных работ на разрезе "Кангаласский"
С.В. Панишев, В.В. Сердобинцев
Описаны горнотехнические условия эксплуатации Кангаласского буроугольного месторождения. Рассмотрено современное состояние вскрышных работ на Кангаласском угольном разрезе. Дана сравнительная оценка применяемых на разрезе технологий вскрышных работ. Предложено технологическое решение, позволяющее снизить себестоимость вскрыши.
Technical specifications of mining of Kangalasky brown coal deposit have been described. The modern state of stripping workings on Kangalasky opencast colliery has been considered. The comparative estimation of the used technology of the stripping works has been given. Technological decision has been offered enabling to reduce the cost of stripping operations.
Кангаласское буроугольное месторождение расположено в центральной части Республики Саха (Якутия) в 40 км севернее г. Якутска.
Рабочими угольными пластами на поле разреза являются (сверху вниз) пласты "Рудничный", "Верхний" и "Нижний". Они детально разведаны и первые два из них являются объектами интенсивной эксплуатации месторождения. По своим морфологическим особенностям пласты "Нижний" и "Верхний" образуют одну мощную угольную залежь, состоящую из двух основных сближенных угольных пачек, разделенных прослоем глин, алевролитов и песчаников (между-пластье) с суммарной мощностью 0,5-2,5 м.
Пласт "Нижний" имеет широкое площадное развитие. Пространственные границы его полно-
ПАНИШЕВ Сергей Викторович - к.т.н., с.н.с. ИГДС СО РАН; СЕРДОБИНЦЕВ Владимир Викторович - вед. инженер ИГДС СО РАН.
стью не установлены. Средняя мощность пласта составляет 5,2 м. Пласт плавно погружается под углом 1-2° в северном направлении, в эту же сторону происходит увеличение его мощности до 6 м. Кровля и почва пласта сложены, в основном, глинистыми образованиями с примесью песчаного материала.
Пласт "Верхний" является верхней пачкой угольной залежи и расположен выше пласта "Нижний" в 1,5-3 м. Пласт имеет простое и сложное строение.
Естественные границы распространения пласта не установлены. Совместно с пластом "Нижний" он погружается в северном направлении с постепенным нарастанием мощности от 8,9 до 13,3 м. Средняя мощность пласта составляет
11,1 м. Основная кровля пласта сложена песча-но-глинистыми образованиями: песками, песчаниками, алевролитами, аргиллитами и глинами, почва - аргиллитами и глинами.