Научная статья на тему 'Стратегия недропользования как фактор устойчивости развития межотраслевого ресурсного мегапроекта'

Стратегия недропользования как фактор устойчивости развития межотраслевого ресурсного мегапроекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / МЕГАПРОЕКТ / КООРДИНАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ / ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ИНДИКАТОРЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ / СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ / РЕСУРСНО-КАЛЕНДАРНЫЙ АНАЛИЗ / ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / RESOURCE CALENDAR АNALYSIS / INVESTMENT PROJECT / MEGAPROJECT / COORDINATION OF INVESTMENT DECISIONS / PERFORMANCE INDICATORS / BALANCE INDICATORS / NETWORK MODEL / EAST-SIBERIAN OIL AND GAS INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пляскина Нина Ильинична

В докладе анализируется состояние и проблемы недропользования в России. Исследуется крупный межотраслевой проект освоения углеводородных ресурсов региона (мегапроект) Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса как совокупность проектов компаний-участников инвестиционной программы. Формирование стратегии недропользования является важным фактором устойчивости и рассматривается как базовый блок развития межотраслевого мегапроекта. Инструментарий сетевых моделей позволяет оценить влияние перспективных проектов геологоразведки государства и компаний-недропользователей на устойчивость мегапроекта и сформировать стратегию недропользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пляскина Нина Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MINERAL EXPLOITATION STRATEGY AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT RESOURCE INTERBRANCH MEGAPROJECTS

The report analyzes the status and problems of subsoil use in Russia. We study a large interdisciplinary project development of hydrocarbon resources in the region (megaproject) East Siberian oil and gas industry as a set of projects of the participating companies of the investment program. Subsurface formation strategy is an important factor of stability and is considered as the basic unit of development interbranch megaproject. Instrumentation network models to evaluate the impact of prospective exploration projects and state companies on sustainability megaproject subsoil and subsoil form a strategy.

Текст научной работы на тему «Стратегия недропользования как фактор устойчивости развития межотраслевого ресурсного мегапроекта»

УДК 330.15+338.27

СТРАТЕГИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖОТРАСЛЕВОГО РЕСУРСНОГО МЕГАПРОЕКТА

Нина Ильинична Пляскина

Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 17, доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Новосибирский исследовательский государственный университет, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 2, профессор кафедры экономического управления, e-mail: [email protected]; [email protected]

В докладе анализируется состояние и проблемы недропользования в России. Исследуется крупный межотраслевой проект освоения углеводородных ресурсов региона (мегапроект) Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса как совокупность проектов компаний-участников инвестиционной программы. Формирование стратегии недропользования является важным фактором устойчивости и рассматривается как базовый блок развития межотраслевого мегапроекта. Инструментарий сетевых моделей позволяет оценить влияние перспективных проектов геологоразведки государства и компаний-недропользователей на устойчивость мегапроекта и сформировать стратегию недропользования.

Ключевые слова: инвестиционный проект, мегапроект, координация инвестиционных решений, индикаторы эффективности, индикаторы сбалансированности, сетевая модель, ресурсно-календарный анализ, Восточно-Сибирский нефтегазовый комплекс.

MINERAL EXPLOITATION STRATEGY AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT RESOURCE INTERBRANCH MEGAPROJECTS

Nina I. Plyaskina

Institute of Economics and Industrial Engineering SB RAS, 630090, Russia, Novosibirsk, Lavrentiev, 17, Ph. D., Associate Professor, Senior Researcher, Research Novosibirsk State University, 630090, Russia, Novosibirsk, ul. Pirogova 2, professor of economic governance, 2, 630090, Россия, г. Новосибирск, профессор кафедры экономического управления, e-mail: [email protected]; [email protected]

The report analyzes the status and problems of subsoil use in Russia. We study a large interdisciplinary project development of hydrocarbon resources in the region (megaproject) East Siberian oil and gas industry as a set of projects of the participating companies of the investment program. Subsurface formation strategy is an important factor of stability and is considered as the basic unit of development interbranch megaproject. Instrumentation network models to evaluate the impact of prospective exploration projects and state companies on sustainability megaproject subsoil and subsoil form a strategy.

Key words: investment project, megaproject, coordination of investment decisions, performance indicators, balance indicators, the network model, resource calendar аnalysis, East-Siberian Oil and Gas Industry.

Эффективность экономического развития России в значительной мере определяется стратегией освоения недр и состоянием минерально-сырьевой

1

базы (МСБ). В настоящее время Россия входит в число крупных мировых держателей нефтегазовых запасов и обладает достаточными ресурсами для дальнейшего их наращивания. По доказанным разведанных запасам природного газа Россия находится на первом месте в мире (44,6 триллиона кубометров) [1], по объему нефтяных запасов - восьмое место в мире ( 80 млрд баррелей) [2]. Прирост газовых ресурсов в 2013 г. превысил объем добычи на 33,2%, нефти и газоконденсата — на 17,6% и составил 1,09 трлн кубометров с учетом ПНГ

и 688,3 млн тонн ресурсов нефти по стандартам АВС1 [3]. При этом коэффициент восполнения добычи нефти разведанными запасами составил 1,37, коэффициент восполнения добычи газа - 1,72 (01.01.2012 г.) [4]. Природно-ресурсная рента составляет 75% суммарного дохода государства. Вместе с тем доля российских запасов углеводородов в общем объеме мировых запасов за десятилетие 1991-2012 гг. снизилась с 39% до 21%, что обусловлено как уменьшением темпов прироста запасов, так и ростом объемов мировых запасов.

Несмотря на наличие значительных запасов нефтегазовых ресурсов и высокой степени обеспеченности запасами, возрастает значимость проблемы освоения ресурсов перспективных нефтегазовых районов, что обусловлено рядом негативных тенденций в недропользовании.

1. Фактически отсутствует четкая эффективная политика государства по отношению к недропользователям в области рационального использования недр. Основой правового регулирования недропользования является закон «О недрах», принятый в начале 1992 г., в последующем вносились дополнения и изменения. Действующий закон способствовал добывающим компаниям войти в рыночные условия и реанимировать отечественную геологоразведку.

В сложившейся государственной системе лицензирования отсутствует контроль и ответственность за выполнением условий лицензий. Нарушение лицензионных обязательств ведёт к снижению коэффициента извлечения нефти (КИН) и увеличению разрыва между объемами фактической и проектной добычи, в 2012 году он составил более 65 млн т. жидких углеводородов. Средняя проектная величина КИН по основным месторождениям России снижается

и в настоящее время находится на уровне 0,28-0,3, более 70% нефти остается в залежи. По мнению экспертов, рост КИН на 5% соответствует добыче 70-80 млн т нефти в год дополнительно [5].

2. Перевод геологоразведки на рыночные механизмы функционирования произошел без соответствующего создания системы государственного регулирования минерально-сырьевого комплекса. Действующая налоговая система основана на единой для всех ставке налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по внутреннему рынку без учета условий разработки месторождений. Это обусловило их зависимость от конъюнктуры мирового рынка на углеводородное сырье, не стимулировало компании к воспроизводству запасов, увеличению нефтеотдачи и переходу на разработку

2

новых месторождений. В результате высока доля бездействующих скважин: в нефтедобыче она колеблется

в пределах 16%, в газовой - 7% от общего фонда скважин. По отдельным компаниям бездействующий фонд скважин в 2011 г достигал 27% (ТНК-ВР Холдинг -26,9%, "Сургутнефтегаз" - 6,3 %). Наблюдается тенденция преждевременного закрытия недропользователями обводненных и низкодебитных скважин, несмотря на запрещение законодательством выборочного отбора нефти. Поправки в Налоговом кодексе РФ по дифференциации НДПИ*, направленные на повышение эффективности недропользования, введены лишь для новых регионов, где практически не ведется разработка полезных ископаемых, и для регионов с высокой степенью выработанности месторождений.

3. Вероятностная природа результативности геологоразведочных работ повышает риски освоения новых провинций. В соответствии со статистическими показателями лишь 30% прогнозных ресурсов при дальнейшем изучении переходят в категорию запасов [6]. Ежегодно в России открывается 200-300 млн т новых запасов, но одновременно почти столько же списывается из ранее открытых, как неподтвердившихся .

4. Структура собственности нефтегазового сектора характеризуется высоким уровнем монополизация отрасли, что ограничивает свободную конкуренцию в недропользовании и влияет на снижение темпов воспроизводства сырьевой базы. Восемь крупнейших нефтяных компаний России контролируют 90% добычи нефти, в то время как в США - менее 40%, добыча газа контролируется одной компаний - ОАО «Газпром».

5. Существенно изменяется качество запасов, происходит переход к освоению трудноизвлекаемых запасов при высокой степени выработанности рентабельных: 32% суммарных ресурсов свободного газа сосредоточено на шельфе, около 80% разведанных месторождений нефти составляют мелкие (до 10 млн т) с трудноизвлекаемыми запасами [7], доля низкорентабельных запасов нефти с дебитами до 10 т сут. возросла до 55%. Более 70% запасов нефтяных компаний находится в диапазоне низких дебитов скважин на грани рентабельности.

6. Раздробленность российской геофизики на десятки небольших сервисных компаний снижает их конкурентоспособность с супергигантами -западными транснациональными корпорациями (Schlumberger, Halliburton, Baker Huse). В результате российские компании контролируют от 40% до 60% рынка. На рынке программных продуктов для сейсморазведки российским компаниям принадлежит около 10%. В этих условиях необходимо создание единой Национальной сервисной компании, которая сможет успешно конкурировать с западными гигантами как на внутреннем, так и на внешних рынках.

* В соответствии с Законом «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» с 1 января 2007 г. введена нулевая ставка НДПИ для нефтяных месторождений, расположенных в Якутии, Иркутской области и Красноярском крае.

3

6. Недостаточно эффективно используются государственные механизмы управления недропользованием. Отдача российских нефтегазовых предприятий крайне низка по сравнению с зарубежными: выручка на одного работающего

в корпорации ExxonMobil составляет 4,5 млн долл. в год, в Лукойле - 0,45 млн долл., а в Газпроме лишь 0,25 млн долл..

7. Наблюдается положительная тенденция увеличения роли государства и недропользователей в проведении и финансировании геологоразведочных работ (ГРР). Недропользователи - частные компании, ведущие работы на лицензионных участках, их доля в структуре общих расходов на ГРР превысила 90 % в 2012г. по сравнению с 60% в 2005 г. [8], что обусловлено принятием в 2004 г. долгосрочной государственной программы воспроизводства минерально-сырьевой базы России на период до 2020 г.* Затраты федерального бюджета на ГРР на углеводородное сырье возросли в 2012 г. на 47% по сравнению с предыдущим годом и составили 12,8 млрд рублей [9]. Основной объем финансирования ГРР направляется в Восточную Сибирь и Якутию в связи с необходимостью наращивания сырьевой базы в зоне влияния нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО).

Таким образом, устойчивое обеспечение экономики страны углеводородными ресурсами при возрастающем спросе и высокой инерционности минерально-сырьевого комплекса вызывает необходимость совершенствования системы государственного регулирования процесса освоения ресурсов, своевременной подготовки запасов и вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов перспективных нефтегазовых провинций (Восточная Сибирь, республика Саха (Якутия), шельфы Охотского, северных морей и др.). Их доля в суммарной добыче нефти и газа увеличится до 1814% к 2020 г.

Строительство нефтепровода ВСТО ознаменовало начало активной деятельности пионерного этапа освоения Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции. В современных условиях участники освоения нефтегазовых ресурсов имеют стратегические программы развития нефтегазового комплекса, включающие всю технологическую цепочку: от геологоразведки и добычи, до переработки углеводородного сырья и нефте-газохимия, включая транспорт экспорт продукции на внутренние и внешние рынки. C 2005 г. Министерство природных ресурсов (МПР) РФ реализует «Программу геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия)», одной из основных задач которой является ресурсное

* В 2004 г. Министерством природных ресурсов России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработана долгосрочная государственная программа воспроизводства минерально-сырьевой базы России по 37 основным видам полезных ископаемых на период до 2020 г. Цель программы - сохранение объема запасов при их возрастающей добыче на уровне 2003 г., по большинству видов полезных ископаемых выход к 2020 г. на уровень полного воспроизводства, а по ряду видов минерального сырья - на существенный прирост.

обеспечение нефтепровода ВСТО и подготовка перспективных лицензионных участков для недропользователей. В настоящее время МПР РФ разработана новая программа воспроизводства минерально-сырьевой базы «Воспроизводство и использование природных ресурсов», предполагающая увеличить до половины инвестиций федерального бюджета (47%) для проведения ГРР на углеводородное сырье. Успешность реализации Программы в значительной мере определяется инвестиционными намерениями

и приоритетами нефтегазовых компаний, приобретающих лицензии на промышленную геологоразведку.

Компании ОАО «Роснефть» и ОАО «Газпром» также имеют стратегии развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и республики Саха (Якутия) как часть общей стратегии развития компаний. Стратегическим приоритетом ОАО «Роснефть» является вовлечение в промышленную разработку потенциала вероятных запасов новых крупных месторождений, которые составляют более 70% от доказанных запасов углеводородов: Сузунское, Тагульское, Лодочное, Юрубчено-Тохомское. Внедрение новых технологий бурения скважин с длинными горизонтальными стволами и многостадийным ГРП позволит перейти к разработке качественно новых запасов, включая трудноизвлекаемые (сланцевая нефть). В ОАО «Газпром» предполагается доразведка Ковыктинского месторождения, включая геологическое изучение совместно с японской Jogmec Игнялинского лицензионного участка Чонской группы в Восточной Сибири (сейсморазведочные работы (3D)).

Таким образом, ВСНГК является долгосрочным капиталоемким проектом с множеством участников освоения недр и высокими рисками реализации их проектов, что обусловливает целесообразным формирование комплексной инвестиционной программы его освоения со статусом национального проекта - мегапроекта на основе взаимодействия государства, бизнеса и регионов. Необходимым условием устойчивости развития мегапроекта является координация инвестиционных проектов компаний различных отраслей и государства для достижения целевых результатов мегапроекта и определение границ допустимого множества возможных управленческих решений по разработке благоприятных экономических и институциональных условий - предложений для бизнеса в целях снижения их экономических рисков и повышения коммерческой эффективности инвестиционных проектов.

В ИЭОПП СО РАН совместно с ИМ СО РАН разработан модельный комплекс реализации инвестиционной программы Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса (ВСНГК) на период 2010-2035 гг. [10]. Предлагаемый инструментарий позволяет упорядочить технологию формирования стратегии освоения ресурсов и организацию функционального взаимодействия органов государственного управления и бизнеса, осуществить выбор эффективной стратегии реализации инвестиционных

проектов участников с учетом взаимосвязей, рисков и координации участников инвестиционной программы освоения углеводородных ресурсов.

Формирование стратегии недропользования как основополагающего базового блока инвестиционной программы развития мегапроекта ВСНГК представлена нами как сбалансированная по времени и ресурсам стратегия реализации совокупности перспективных проектов компаний, участников освоения нефтегазовых ресурсов и является важным фактором устойчивости развития межотраслевого ресурсного мегапроекта. Инструментарий сетевых моделей позволяет оценить влияние стратегии геологоразведки государства и компаний-недропользователей на устойчивость мегапроекта. Для определения границ устойчивости условий обеспечения сырьевой базой проектов компаний добывающего, перерабытывающего секторов и экспортных потребностей трубопровода предлагается использовать индикаторы управления. Индикатор сбалансированности проектов (межотраслевые невязки) позволяет исследовать резервы времени, необходимые в процессе согласования инвестиционных намерений и оценить потребности государства и бизнеса в дополнительных ресурсах для повышения интенсивности и результативности работ в геологоразведке. Для оценки системы мер государственного косвенного регулирования на принятие решений частными инвесторами - индикаторы эффективности режимов управления как функции отклика участников мегапроекта на изменение регуляторов управления: налоговых ставок, таможенных пошлин, банковских процентов

и др.

В результате многошаговых процедур согласования управленческих решений государства, инвестиционных намерений и деятельности всех участников формируется эффективная стратегия мегапроекта и недропользования, а также механизмы государственной поддержки проектам.

Исследовано влияние различных вариантов результативности геологоразведочных работ на доходы участников программы и регионов, эффективность

и сроки реализации инвестиционной программы ВСНГК. Выявлено, что проекты общерегиональной геологоразведки сдерживают темпы и масштабы освоения нефтяных ресурсов и должны стать объектами управления со стороны государства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. http://nnm.me/blogs/Glotov/nedropolzovanie-strategiya-razvitiya/- Недропользование: стратегия развития

2. http://pronedra.ru/oil/2014/02/18/zapasy-nefti/ - Россия может стать мировым лидером по ресурсам нефти.

3. http://pronedra.ru/oil/2014/02/18/prirost-zapasov/ - Минприроды заявило о приросте нефтегазовых ресурсов в РФ

4. http://www.opec.ru/news_doc.asp?d_no=61468 - Нефти много не бывает.

5. http://www.duma.gov.ru/search/kmpage/80200027/press_club/kom_dobycha_nefty.htm - Недостоверные разведанные. Симоненко Р. "Интерфакс-АНИ", специально для "Ъ".

6. Галичанин Е. Не числом, а умением сырья // Мировая энергетика. - 2008 - № 8 (44). - С. 20-21.

7. Корзун Е. Большие возможности малых компаний // Мировая энергетика. - 2007. -№ 8(44). - С. 12-14.

8. Программа воспроизводства минерально-сырьевой базы «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 марта 2013 г. № 436-р.

9. Доклад Руководителя Роснедр Александра Павловича Попова на заседании Коллегии Федерального агентства по недропользованию / http://www.rosnedra.gov.ru/article/6637.html).

10. Пляскина Н.И., Харитонова В.Н. Стратегическое планирование межотраслевых ресурсных мегапроектов: методология и инструментарий // Проблемы прогнозирования. -2013. - № 2. - С. 15-27.

© Н. И. Пляскина, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.