Научная статья на тему 'Состояние, недостатки и потери украинской авиации во время боевых действий на Донбассе. Анализ на основе открытых источников'

Состояние, недостатки и потери украинской авиации во время боевых действий на Донбассе. Анализ на основе открытых источников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2663
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / ДОНБАСС / ДНР / ЛНР / НОВОРОССИЯ / ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ / АВИАЦИЯ / UKRAINE / DONBASS / DNR / LNR / NOVOROSSIA / AIR FORCE / AVIATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бобринёв К.С., Артамонов Е.С.

В статье, на основе открытых источников рассматривается состояние и недостатки украинской авиации, приведшие к значительным потерям авиационной техники, участвующей в вооруженном конфликте на Донбассе. Анализируются возможности восстановления боевого потенциала Воздушных Сил Украины и возможность возобновления их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State, faults and losses of ukrainian aircraft during battle actions on the Donbass. Analysis on the basis of open sources

The article, based on open sources, examines the state and shortcomings of Ukrainian aviation, which led to significant losses of aviation equipment participating in the armed conflict in the Donbas. The possibilities of restoring the fighting potential of the Air Force of Ukraine and the possibility of their renewal are analyzed.

Текст научной работы на тему «Состояние, недостатки и потери украинской авиации во время боевых действий на Донбассе. Анализ на основе открытых источников»

Состояние, недостатки и потери украинской авиации во время боевых действий на Донбассе. Анализ на основе открытых источников

State, faults and losses of ukrainian aircraft during battle actions on the Donbass. Analysis on

the basis of open sources

Бобринёв К. С.

Аспирант

Воронежский Государственный Университет

РФ, г. Воронеж e-mail: konstantin.bobriniov@yandex.ru

Bobrinyov K.S.

Voronezh State University Russian Federation, Voronezh e-mail: konstantin.bobriniov@yandex.ru

Артамонов Е. С.

Студент 2 курса Факультет исторический Воронежский Государственный Педагогический Университет

РФ, г. Воронеж e-mail: artamonov.evg2017@yandex.ru

Artamonov E.S.

Student 2 term Faculty of history department Voronezh State Pedagogical University Russian Federation, Voronezh e-mail: artamonov.evg2017@yandex.ru

Аннотация.

В статье, на основе открытых источников рассматривается состояние и недостатки украинской авиации, приведшие к значительным потерям авиационной техники, участвующей в вооруженном конфликте на Донбассе. Анализируются возможности восстановления боевого потенциала Воздушных Сил Украины и возможность возобновления их применения.

Annotation.

The article, based on open sources, examines the state and shortcomings of Ukrainian aviation, which led to significant losses of aviation equipment participating in the armed conflict in the Donbas. The possibilities of restoring the fighting potential of the Air Force of Ukraine and the possibility of their renewal are analyzed.

Ключевые слова: Украина, Донбасс, ДНР, ЛНР, Новороссия, Воздушные Силы, авиация.

Key words: Ukraine, Donbass, DNR, LNR, Novorossia, Air Force, aviation.

В начавшейся гражданской войне на Донбассе 7 апреля 2014 г., с момента создания временно исполняющим обязанности президента Украины А. Турчиновым антикризисного штаба, правительство республики уже в мае приняло решение о применении авиации, начав наносить удары по территориям, занятыми ополченцами. Если для Муаммара Каддафи в Ливии, это стало поводом для создания международной коалиции с целью проведения военной операции по свержению режима, то действия украинских властей, пользующихся поддержкой стран Запада, оставались безнаказанными. В связи с чем, украинская армия активно использовала относительно скромные возможности своей авиации, удары которой приводили и к потерям среди мирного населения.

Изучение данной проблемы преследует множество целей. Помимо рассмотрения, с точки зрения исторической науки, малоизученного вопроса, это возможность учёта неудачного опыта Воздушных Сил Украины на Донбассе при планировании военных операций в локальных конфликтах. Демонстрация возможностей грамотной противовоздушной обороны при ограниченности средств поражения авиации противника, что прослеживается на примере расчетов ПЗРК ополчения ДНР и ЛНР. Анализ нынешнего состояния ВВС Украины и возможностей для ее применения в вооруженном конфликте на Донбассе.

Выше было сказано об относительно скромных возможностях украинской авиации. Ключевым словом в этом высказывании является «относительно», так как следует сопоставить ту военную мощь, которая осталась по наследству от СССР украинским вооруженным силам, с тем состоянием самолетного и вертолётного парка, выучкой пилотов и технического состава к моменту начала боевых действий.

17 марта 1992 г. считается датой создания ВВС Украины. Им были переданы три воздушные армии, включавшие в себя:

- истребители: 80 единиц МиГ-23, 220 единиц МиГ-29, 40 единиц Су-27;

- фронтовые бомбардировщики: 150 единиц Су-24;

- бомбардировщики (дальняя авиация): 30 единиц Ту-16, 30 единиц Ту-22, 36 единиц Ту-22М; 19 единиц Ту-160.

- разведывательная авиация: 30 единиц Ту-22, 15 единиц МиГ-25РБ, 30 единиц Су-17 М3Р, 12 единиц Су-

24МР;

- авиационный полк РЭБ: 35 единиц Як-281111;

- 4 авиационных центра: 240 единиц МиГ-21, 60 единиц Су-24, 550 единиц Л-39 «Альбатрос»/Л-29 «Дельфин» [1].

- а также до 100 единиц штурмовиков Су-25 и неопределенное число БПЛА.

В итоге украинские ВВС по численности парка заняли четвертое место в мире и, по сути, были сильнейшими в Европе. И это, не считая семь истребительных авиаполков, которые вошли в состав ПВО. Армейская же авиация состояла из 900 вертолётов Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-26 и Ми-24 (250 ед.).

На 2014 г. по данным «The Military Balance» в составе украинской армии числилось:

- 90 МиГ-29;

- 36 Су-27;

- 36 Су-24 и 23 Су-24МР;

- 22 Су-25 и 14 Су-25М1;

- 39 учебно-боевых самолета Л-39;

- 3 разведывательных самолета Ан-30Б;

- 21 Ан-26

- 3 Ан-24;

- 2 Ту-134;

- 20 Ил-76МД;

- 3 Ми-2;

- 38 Ми-8;

- 4 Ми-9;

- 139 Ми-24 [2].

1о другим данным к 2014 г. только на вооружении Воздушных сил Украины, без учета законсервированной техники, стояло:

- 33 МиГ-29;

- 11 Су-27;

- 34 Л-39;

- 23Су-24М и 12 Су-24МР;

- 22 Су-25 и 14 Су-25М1;

- 2 Ан-30Б;

-11Ан-26;

- 2 Ан-24Б;

- 7 Ил-76 МД;

- 8 Ми-8 [1].

М. А. Жирохов, в свою очередь, приводит следующую информацию о состоянии летного парка:

По состоянию на конец 2013 года в составе ВС и ПВО Украины числилось 16 фронтовых бомбардировщиков Су-24М (ещё примерно 52 единицы были на хранении), 43 штурмовика Су-25 (в том числе 8 учебно-боевых; и 4 - на хранении), 60 Су-27 (в том числе 13 учебно-боевых; ещё 5 были на хранении), 96 МиГ-29 (в том числе 18 учебно-боевых; ещё 48 (в том числе 10 УБ - на хранении). Кроме того, на хранении находились устаревшие машины: 37 МиГ-23МЛД, 8 МиГ-23УБ, 19 МиГ-25.

Разведывательная авиация включала 5 Су-24МР (ещё не менее 3-х - на хранении), 8 Ан-30 (и 4 - на хранении). На хранении также находились до четырёх самолётов-заправщиков Ил-78.

Транспортная авиация: 36 Ил-76 (ещё 8 - на хранении), 7 Ан-24, 46 Ан-26 (и до 3-х - на хранении), 5 Ту-134 (ещё 1 - на хранении); 2 Ан-72 - на хранении.

4 самолета-заправщика Ил-78 находились на хранении.

Учебные самолёты были представлены 39 чехословакскими самолетами Л-39 (а также еще 39 находилось на хранении) [3].

Тем не менее, взяв за основу любой из выше представленных подсчетов, сравнивая авиационный парк, доставшийся Украине от Советского Союза, с тем, что осталось к 2014 г., на лицо катастрофическое снижение боеспособности украинской авиации. Причина этого, в недостаточном финансировании, нежелание правительственных кругов содержать большой парк авиационной техники, слабость украинской экономики,

снижение угрозы военного конфликта, ну и традиционные для большинства постсоветских республик -воровство и разгильдяйство. Сыграли свою роль и желание заработать на экспорте вооружения, и различные международные договоры. Так, согласно, Лиссабонского протокола к СНВ-1, подписанного Украиной в 1992 г., она соглашалась к концу 2001 г. уничтожить все стратегические средства доставки ядерного оружия, а значит и всю дальнюю авиацию [4]. Американцы для этой цели щедро выделили необходимое оборудование и финансы на компенсацию затрат по утилизации.

Однако, даже такой, сильно урезанный парк, по замечанию многих исследователей, не был полностью боеспособным. Жирохов вообще считает, что его боеспособность составляла 20%-25% от заявленной численности [3]. Так из 36 штурмовиков Су-25 299 отдельной бригады тактической авиации к началу военного конфликта в боеготовности находилось только 14 самолетов или и того меньше 2 звена (6-8 самолетов) [5]. А министр обороны Украины Игорь заявил о исправности только 15% всей авиационной техники. А ввиду плохой подготовки выполнять боевые задачи могут не более 10% экипажей [6].

Другими серьезными проблемами являлись недостаток летной практики пилотов (к примеру, 21 марта 2014 г. при посадке на своём аэродроме командир эскадрильи подполковник Кочан разбил самолёт Су-24М [7]), износ оставшихся в строю самолетов, неисправность авиационных боеприпасов, особенно нехватка высокоточных ракет, в связи с ненадлежащими условиями хранения и продаже их другим государствам. Часть техники осталась на территории присоединенного к России Крыма, кстати, вместе и с довольно значительным числом военнослужащих, решивших продолжить свою службу в рядах ВС РФ. Однако большинство авиационного парка, находящегося в Крыму, все же было возвращено Украине, это 37 МиГ-29 и МиГ-29УБ и 1 Л-39 из 45 МиГ-29 и 4 Л-39 [3]. Некоторые исследователи утверждают, что на самолетах при возврате были сняты наиболее ценные блоки и агрегаты. Даже если это и имело место, не следует забывать, в каком состоянии находилась украинская авиация к 2014 г., вполне вероятно, что они были сняты, или, по крайней мере, была снята их часть, еще до этого, в виде донорства для других самолетов и банальной продажи.

Воздушные силы Украины, не закупая и не создавая, за редкими исключениями, для своей армии самолеты и вертолеты, модифицировала на мощностях Запорожского авиаремонтного завода «МиГремонт» несколько Су-25 до Су-25М1 и Су-25УБМ1. Заменив аналоговый вычислитель прицела на цифровой, установив новую систему воздушных сигналов, модернизированную радиостанцию и систему спутниковой навигации. По утверждению украинских военных штурмовик стал всепогодным, способным действовать по наземным целям днем и ночью, в условиях плохой видимости, и не выходя из-за облаков. В три раза (до 5000 метров) была повышена высотность применения вооружения, и значительно сокращено время пребывания самолета над объектами удара. Штурмовик по идее стал недосягаемым для ПЗРК противника [8]. Однако, как показали события на Донбассе, это было далеко не так.

С началом боевых действий правительство Украины, начало формирование авиационной группировки буквально со всей страны.

Перед сводной группировкой сразу же встали характерные для украинской авиации проблемы. Отсутствовали запасы ГСМ, боеприпасов, запчастей. Причем этот недостаток в ходе действий авиационной группировки восполнялся не закупкой нужных материалов, а изъятием из других частей. Дошло до того, что в середине марта авиакомпания «Днепр-Авиа» (владелец - олигарх Игорь Коломойский) произвела заправку топливом боевых вертолётов Южного оперативного командования за свой счёт - настолько всё было плохо [3].

Впервые украинская авиация использовалась в зоне конфликта с целью устрашения, когда в начале апреля два Су-27 совершили облет на малой высоте Донецка, Луганска и Харькова.

15 апреля вертолеты армейской авиации под прикрытием Су-25 совершили высадку десанта на аэродроме неподалеку от Крамоторска.

Первые удары по ополченцам украинская авиация нанесла в начале мая вертолетами Ми-24 при штурме г. Славянск. Затем, уже в конце месяца, Ми-24 и Су-25 отработали по занятому бойцами Новороссии терминалу Донецкого аэропорта [1]. После чего налеты украинских самолетов и вертолетов на позиции ополченцев, города, села ДНР и ЛНР стали обыденностью боевых действий, при полном попустительстве мирового сообщества. Так, к примеру, 2 июня штурмовик Су-25 нанес ракетный удар по зданию бывшей областной администрации в центре Луганска. Погибло восемь человек мирного населения, в том числе пять женщин. Официальный Киев в своей циничной манере выдвинул версию взрыва кондиционера на здании [9]. Повстанцы, преимущественно противопоставляли им ПЗРК («Стрела-2», «Стрела-2М», «Стрела-3», «Игла» и «Игла-1»), которые ввиду низких профессиональных навыков украинского командования и недостатка практики у пилотов показали свою эффективность. Неся потери, украинская авиация с начала июля 2014 г. по возможности перешла к нанесению ударов с высоты более 5000 м [5], что далеко не способствовало качеству нанесения ударов, учитывая отсутствие высокоточного оружия. А с появлением у республик с июля 2014 г. ЗРК «Оса-АК» и "Стрела-10М" возможности ПВО республик сильно расширились [10].

25 апреля 2014 г. был уничтожен первый украинский вертолет -Ми-8МТ, выполнявший доставку боеприпасов был поражен ПТУР, командир экипажа получил ожоги, весь груз сгорел [3]. По словам главы ДНР А.В. Захарченко, вертолет, перевозивший боеприпасы, был уничтожен попаданием снайпера, в результате которого они сдетонировали [11].

2 мая 2014 г. два Ми-24П были уничтожены из ПЗРК в небе Славянска. В интернете есть видео с плененным украинским летчиком. При этом, один из ополченцев утверждает, что коллеги сбитого, отказали тому в эвакуации [12].

5 мая 2014 г. опять же Ми-24П после попадания из крупнокалиберного пулемета вынужден был совершить аварийную посадку на территории ополочения. Вскоре был уничтожен украинским штурмовиком Су-25.

29 мая 2014 г. снова под Славянском из ПЗРК бойцы ДНР сбили Ми-8МТ [13], погибло 14 человек, в том числе и генерал-майор Национальной гвардии Украины Сергей Кульчицкий [14].

4 июня 2014 г. украинская авиация потеряла еще два вертолета - Ми-24ВП. Один из них был поражен из ПЗРК и сгорел на земле. Другой (б/н «91 желтый») получил повреждения под Славянском и совершил вынужденную посадку, летчики были эвакуированы. 5 июня украинские СМИ сообщили, что ведется подготовка к эвакуации подбитой машины, однако в тот же день ополченцы ДНР расстреляли поврежденный вертолет из орудия БМД-2 [6]. Также за 4 июня серьезные повреждения получили еще 2 Ми-24, но смогли уйти на свои аэродромы.

6 июня 2014 г. недалеко от Славянска ополченцы сбили Ан-30Б, погибло пять членов экипажа.

14 июня 2014 г. над аэропортом Луганска был сбит Ил-76МД из ПЗРК «Игла». 49 украинских десантников погибло, одна БМД сгорела [15].

21 июня 2014 г. Ми-8 украинского МЧС разбился недалеко от пос. Лазуковка Харьковской обл. при доставке груза в зону конфликта. Причиной стала техническая неисправность.

24 июня 2014 г. вновь Ми-8МТ после попадания из ПЗРК, Славянск. Погибло 9 человек.

Интересный эпизод описывает Жирохов в своей статье «Донбасский урок для украинских «Соколов»». Цитируем: «Первое достоверное упоминание о применении Су-24 в боевых действиях датировано 1 июля. Согласно официальному сообщению пресс-центра АТО, «во время полёта над Донецкой областью был обстрелян самолёт Су-24 и сделано 4 выстрела из ПЗРК. Одна ракета попала в самолёт, загорелся двигатель. Лётчик сумел выключить двигатели, погасить пламя. Ему также удалось уничтожить зенитную установку, из которой вёлся обстрел»» [3].

Другая его статья: «2 июля под Славянском в районе Семеновки Су-24МР (командир экипажа — подполковник Евгений Булацик) был поражен ракетой.

Летчик впоследствии вспоминал: «На высоте около 70 метров Саша [штурман самолета — майор Трошин Александр Анатольевич] крикнул, что видит две ракеты — два хвоста. Потом оказалось, что их было четыре.

Начали отстрел ловушек, выполнять маневрирование. Видел, как ракета уходит на ловушку. Закончилось тем, что одни ракеты ушли на тепловые ловушки, но одна оказалась умной и попала сзади слева в самолет (потом по осколкам определили, что это была „Стрела"). Ощущение было такое, словно по самолету хорошей кувалдой гупнуло, и самолет начал раскачиваться.

Несколько отсеков загорелось, и мы поняли, что повреждено управление, но двигатели продолжали работать, и, значит, полет должен продолжаться. Благодаря рельефу местности мы перевели самолет на снижение, дабы спрятаться от последующих пусков, поскольку маневрирование нас бы уже не спасло. Мы спустились метров до двадцати, тем самым разогнав самолет, и ушли на малой высоте подальше от зоны пуска. Когда уже вышли на свою территорию и набрали высоту, тогда поняли, что у нас не только управление повреждено, у нас еще и топливо заканчивалось.

Штурман прикинул: есть возможность дотянуть до нашего аэродрома либо до запасного. Эти 30 минут полета были очень длинными. Когда мы прилетели на аэродром и топлива оставалось лишь на посадку, то поняли, что не только второй попытки посадить самолет не будет. Ведь руководитель полетов заметил, что у нас загорелась хвостовая часть. Была команда прыгать, но до полосы оставалось 5 километров. Взяли повыше, запас тяги у одного двигателя был. Думаю, если что, то подправим. Ну удалось сесть. На пробеге, когда уже выключили двигатели, воспользовались системой пожаротушения. Она сбила огонь. И когда уже приехала пожарка, тушить там уже было нечего. Наше мнение: нас ждали, но доказать это сейчас нельзя»» [5].

Эти две цитаты приведены к теме об освещении ситуации на Донбассе в украинских СМИ и работе современных украинских историков. Во-первых, очень похоже, что эти две истории об одном и том же самолете. Либо же, речь идет о похожем случае, естественно без уничтожения ЗУ и 4-х пусков, датированном 1 июля, но в нем фигурирует Су-25УБ [16]. Обстрел из четырех, акцентирую четырех, ПЗРК, место действия - Донецкая область, время - самое начало июля, в обоих случаях попадание одной ракеты, с последующим тушением пожара и благополучной посадкой. И если самолет один и тот же, то на лицо значительная разница в описании происшествия. Во-вторых, вызывает вопрос достоверность описания. Складывается ощущение о некоторой надуманности, приукрашенности события. Взять первую цитату, получается, по самолету помимо 4 пусков ПЗРК вела огонь еще зенитная установка. Рассуждая логически, после 4 пусков ПЗРК по самолёту пилот в последнюю очередь стал бы задумываться об уничтожении зенитной установки, т.к. вероятность быть сбитым в этом случае многократно увеличивалась.

2 июля 2014 г. после попадания из ПЗРК Су-25М1 сгорел во время посадки.

11 июля 2014 г. украинская авиация потеряла еще два Су-25, один под селом Степановка, другой под г. Дзержинск [5].

12 июля 2014 г. был сбит еще один Ми-24 из ПЗРК «Игла» [17].

14 июля 2014 г. пос. Изварино Луганской обл. Ан-26, ПЗРК, по другой информации из комплекса «Бук». В этот же день был сбит очередной Су-25 из ПЗРК в районе г. Краснодон ЛНР.

16 июля 2014 г. Су-25М1 под г. Горловка ДНР по утверждению пилота был сбит ракетой класса «воздух-воздух», единственное такое мнение за весь период войны, вероятнее всего из ПЗРК. По другим данным этот же самолет пересек воздушное пространство РФ в районе г. Амвросиевка ДНР, однако быстро развернулся и был

сбит ополченцами уже на территории Украины.

23 июля 2014 г. Су-25М1 и Су-25 сбиты возле г. Шахтерск ДНР из ПЗРК.

1 августа 2014 г. БПЛА Ту-143 пот разным версиям либо сбит, либо сел в результате технического сбоя на территории ополчения.

7 августа 2014 г. МиГ-29 и Ми-8МТ оба летательных аппарата были сбиты в небе ДНР [18], МиГ скорее всего был поражен из ЗРК, вертолет из крупнокалиберного пулемета.

17 августа 2014 г. в Краснодонском районе ЛНР был сбит из ЗРК МиГ-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 августа 2014 г. Ми-8МТ сбит ополченцами под пос. Гиоргиевка ЛНР.

20 августа 2014 г. украинская авиация потеряла два борта Ми-24 и Су-24МР.

27 августа 2014 г. при посадке разбился Ми-8МТ.

29 августа 2014 г. под Старобешево Донецкой области из ЗРК «Оса-АКМ» сбит Су-25М1.

30 августа 2014 г. огнем того же комплекса Су-25.

Понеся если не катастрофические, то существенные потери украинское командование, чтобы полностью не лишиться воздушных сил решило прекратить полеты над Новороссией. Даже тяжелое положение украинской армии в феврале 2015 г. не заставило вновь применить авиацию, на столько были велики потери. Были лишь отдельные эпизоды. Так 2 февраля 2015 г. бойцами ЛНР был сбит беспилотник Ту-143. А уже 10 февраля на аэродроме Краматорска на земле огнем артиллерии были уничтожены 2 Ми-24П.

Всего же безвозвратные потери украинской авиации в результате вооруженного конфликта на Донбассе, по нашим подсчетам, составили 15 самолетов, 15 вертолетов и 1 БПЛА в 2014 г. И 2 вертолета и 1 БПЛА в 2015 г. Здесь приведена только уничтоженная техника, без учета тех самолетов и вертолетов, которые получили повреждения в результате огня ополченцев.

Существуют и другие подсчеты. А.А. Иванов приводит следующую статистику. С начала АТО 15.04.14 по 23.07.14 включительно, потери сил АТО составили: 5 Ми-24 и 9 Ми-8 (всего 14 вертолетов), так же сбиты/ потеряны 15 Су-25, 1 Су-24, 1 Ан-30Б, 1 Ан-26, 2 Ил-76МД (20 самолетов) [5].

Украинская сторона 20 ноября с докладом на конференции в Лондоне заявила о сбитых 10 вертолётах и девяти боевых самолётах и трех транспортников [19].

Тем не менее, можно сказать, что по факту после августа 2014 г. украинская авиация перестала принимать участие в боевых действиях в Новороссии. Боясь потерять весь боеспособный авиационный парк, отныне ВС Украины ограничивались использованием небольших разведывательных беспилотников.

Причинами высоких потерь на наш взгляд стали:

1. Наличие и эффективное использование средств ПВО ополчением ДНР и ЛНР.

2. Недостаток летной практики у пилотов.

3. Ошибки, в следствии низких навыков управления авиацией украинского командования.

4. Отсутствие современной техники и вооружения в Воздушных силах Украины.

Однако, не смотря на прекращение полетов в небе Донбасса Воздушные Силы Украины продолжали нести потери от технических неисправностей и ошибок пилотирования. По этим причинам с сентября 2014 г. по август 2017 г. было безвозвратно потеряно 2 самолета (Су-25М1) и 2 вертолета (Ми-2 и Ми-24ВП). Это еще раз свидетельствует о износе парка авиационной техники Украины. И если украинская авиация после лета 2014 г. перестала летать над непризнанными республиками, то украинские авиаторы все же приняли участие в боевых действиях в качестве сводного пехотного подразделения «Дикая утка», которое повторило судьбу своих предшественников [20].

2016 г. был объявлен годом авиации на Украине, СМИ трубили об успехах восстановления самолетов и вертолетов [21], а недавно Порошенко совершил полет на Миг-29. Все говорит о повышении боевого потенциала Воздушных Сил Украины. Однако, это более относится к политическому популизму, чем к действительности. Стоит лишь поставить вопрос о производственных мощностях Украины. Если двигатели и частично детали и комплексы к самолетам украинские предприятия, не смотря на свое плачевное состояние, еще могут изготовить, то касательно новых самолетов Украина могла построить лишь транспортные самолеты, не говоря про боевые. И то, в 2016 г. украинская промышленность, впервые в своей истории не выпустила не одного самолета [22]. Соответственно украинская авиация для поддержания своих сил занимается ремонтом, и, в лучшем случае, модернизацией старых самолетов и разбором, не проданных, еще более-менее «живых» самолетов-доноров. А ведь эти машины были собраны не позже 80-х гг. прошлого века, вопрос - насколько хватит их ресурса? Исходя из всего этого, вероятность того, что Воздушные Силы Украины серьезно повысили свои возможности после 2014 г. крайне мала, скорее они восстановили свой доконфликтный уровень.

Что же касается повторного применения ВС Украины авиации на Донбассе, если ситуация кардинальным образом не изменится, учитывая насыщенность системами ПВО вооруженных сил республик, повторится лето 2014 г., и исходя из состояния экономики, ограниченных ресурсов украинской промышленности и вооруженных сил восстановление парка вызовет еще большие трудности. Поэтому вероятность использования в таких же масштабах, как летом 2014 г. Воздушных Сил Украины невелика, однако вполне вероятны отдельные попытки нанесения ударов в случае возобновления полномасштабных боевых действий. В итоге, по факту единственный путь для украинского правительства в создании сильных Воздушных Сил, это финансовая помощь и, что важнее поставка вооружения, техники и ее комплектующих со стороны стран Запада. Соответственно, все заинтересованные силы в недопущении эскалации конфликта, должны предпринять все усилия для невозможности осуществления таких поставок.

Список используемой литературы:

1. ВВС и ПВО Украины: что было и что осталось. - URL: http://pravdoryb.info/vvs-i-pvo-ukrainy-chto-bylo-i-chto-ostalos-88989.html

2. The Military Balance // The International Institute for Strategic Studies (IISS) - P. 196.

3. Жирохов М.А. Донбасский урок для украинских «Соколов». - URL: https ://petrimazepa. com/lessonlearn.html

4. Федоров Ю. Ядерная политика Украины // Обозреватель. № 26 (30). - URL: http://www.observer.materik.ru/ observer/N26_93/26_05.HTM

5. Иванов А.А. Анализ потерь авиации в конфликте на Украине. - URL: https://hvvaul-87. su/news/conflict_in_ukraine/analysis_of_losses_aviation_in_the _conflict_in_ukraine_10_07_14_23_07_14/

6. Рябов К. Потери ВВС Украины: на грани катастрофы // Военное обозрение . 2014. - URL: https ://topwar.ru/53459-poteri-vvs-ukrainy-na-grani-katastrofy. html

7. Ходоренко А. В Хмельницкой области разбился украинский бомбардировщик // Комсомольская правда в Украине. 2014. - URL: http://kp.ua/incidents/444824-v-khmelnytskoi-oblasty-razbylsia-ukraynskyi-bomba rdyrovschyk

8. Жирохов М.А. Горячее небо Донбасса. - URL: http://begemot.media/persons/goryachee-nebo-donbassa/

9. 26 мая - начало воздушной войны на Донбассе // Новороссия. Информационное агентство. 2017. -URL: https://www.novorosinform.org/ articles/9589

10. Доманцев Е. В Новороссии начала действовать современная сеть ПВО // ARMY NEWS/ 2015. - URL: http://army-news.ru/2015/02/v-novorossii-nachala-dejstvovat-sovremennaya-set-pvo/

11. Aviation Safety Network (ASN). - URL: https://aviation-safety.net/wikibase/wiki.php?id=165759

12. URL: https://www.youtube.com/watch?v=-kaujIjQibI

13. URL: https://www.youtube.com/watch?v=W_qex8_9LsQ

14. В сбитом над Славянском вертолете погибли генерал Кульчицкий и еще 13 военных // Факты и комментарии. 2014. - URL: http://fakty.ua/182412-v-sbitom-nad-slavyanskom-vertolete-pogibli-general-kulchickij -i-ecshe-13 -voennyh

15. Aviation Safety Network (ASN). - URL: https://aviation-safety.net/ database/record.php?id=20140614-0

16. Aviation Safety Network (ASN). - URL: https://aviation-safety.net/ wikibase/wiki.php?id=167734

17. Aviation Safety Network (ASN). - URL: https://aviation-safety.net/ wikibase/wiki.php?id=167988

18. URL: https://www.youtube.com/watch?v=SKOpJuUu6Kc

19. Представитель ВВС Украины рассказал в Лондоне о потерях и перспективах военной авиации страны // Военный паритет. 2014. - URL: http://www.militaryparitet.com/ttp/data/ic_ttp/7092/

20. Киев готовит авиаудары по Донбассу. Чем это грозит ВВС Украины // Pravda News. 2017. - URL: http://pravdanews.info/kiev-gotovit-aviaudary-po-donbassu-chem-eto-grozit-vvs-ukrainy.html

21. Жирохов М.А. Воздушные силы. Готова ли Украина воевать с Россией в воздухе. - URL: https://www.depo.ua/rus/war/povitryani-sili-chi-gotova-ukrayina-voyuvati-z-rosiyeyu-v-povitri-20170622593361

22. Ильин А. Почему авиастроение Украины "не взлетело" в 2016 году. - URL: https://delo.ua/business/dlitelnyj-razgon-325583/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.