Научная статья на тему 'Эволюция военной техники в региональных конфликтах 1950-1990 гг'

Эволюция военной техники в региональных конфликтах 1950-1990 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
993
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / "ХОЛОДНАЯ" ВОЙНА / ВОЕННЫЙ ПАРИТЕТ / ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ / РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ / БРОНЕТЕХНИКА / MILITARY TECHNOLOGY / REGIONAL CONFLICT / COLD WAR / MILITARY PARITY / NUCLEAR WEAPON / MISSILE / ARMORED FIGHTING VEHICLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шутёмов Алексей Сергеевич

Данная статья посвящена эволюции военной техники в период 1950-1990-х гг., который рассматривается как второй период «холодной» войны. Региональные конфликты этого времени выполняли функцию кампаний предыдущих войн, служили полигоном для отработки новейших вооружений в условиях, приближенных к прямому боестолкновению между СССР и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of armored fighting vehicles used in regional conflicts i n 1950-1990-s

The article reviews the evolution of armored fighting vehicles during 1950-1990-s, the period, which is considered to be the Second Cold War. Regional conflicts of this time performed the functions of the previous years' war campaigns, and were the testing areas for developing sophisticated armory in the conditions oriented on the real straight war collision between the USSR and the USA.

Текст научной работы на тему «Эволюция военной техники в региональных конфликтах 1950-1990 гг»

УДК 941.100

Шутёмов Алексей Сергеевич

Shutyomov Alexey Sergeevich

dom-hors@mail.ru

dom-hors@mail.ru

ЭВОЛЮЦИЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ 1950-1990 ГГ.

EVOLUTION OF ARMORED FIGHTING VEHICLES USED IN REGIONAL CONFLICTS IN 1950-1990-S

Аннотация:

Summary:

Данная статья посвящена эволюции военной техники в период 1950-1990-х гг., который рассматривается как второй период «холодной» войны. Региональные конфликты этого времени выполняли функцию кампаний предыдущих войн, служили полигоном для отработки новейших вооружений в условиях, приближенных к прямому боестолкновению между СССР и США.

The article reviews the evolution of armored fighting vehicles during 1950-1990-s, the period, which is considered to be the Second Cold War. Regional conflicts of this time performed the functions of the previous years' war campaigns, and were the testing areas for developing sophisticated armory in the conditions oriented on the real straight war collision between the USSR and the USA.

Ключевые слова:

военная техника, региональный конфликт, «холодная» война, военный паритет, ядерное оружие, ракетное вооружение, бронетехника.

military technology, regional conflict, Cold War, military parity, nuclear weapon, missile, armored fighting vehicles.

Keywords:

В период 50-90-х гг. XX в. произошел ряд крупных военных конфликтов, в ходе которых военная техника получила дальнейшее развитие.

По словам Аркадия Шипунова, конструктора-оружейника, эволюция оружия происходит по мере изменения условий боя (то есть по принципу состязания снаряда и брони). Также Шипунов отмечает значимость человеческого фактора (генералы готовятся к прошедшей войне) [1]. Иначе говоря, командование должно разработать новую стратегию и тактику применения нового оружия, а бойцы - освоить эту тактику.

В ходе конфликтов 50-90-х гг. боевая техника сухопутных войск прошла сложный эволюционный путь. Танки получили приборы ночного видения, гладкоствольные крупнокалиберные пушки, автоматы заряжания, динамическую защиту. Пехота получила на вооружение переносные противотанковые и зенитные ракетные комплексы, новую бронемашину - БМП. Основные этапы развития танкового вооружения можно проследить на примере следующих конфликтов.

В ходе Корейской войны 1950-1953 гг. северокорейским Т-34-85 противостояли сначала легкие американские танки М24 и М41, затем тяжелые М26 и М46. Корейский конфликт дал импульс к новому росту брони и калибров танковых пушек [2].

Во Вьетнаме американские танки М47 и М48 в условиях партизанской войны применялись как огневые точки и как буксировщики танковых тралов. Северный Вьетнам стал активно применять танки на заключительном этапе войны, после вывода американских войск [3].

В ходе арабо-израильских войн 1956, 1967, 1973, 1982 гг. коалиция арабских государств пыталась разгромить Израиль. Египет до 1980 г., Сирия и Ирак получали из СССР новые танки: Т-54, Т-55 [4], Т-62 [5] с улучшенной 100-мм пушкой и БМП-1 в 1973, Т-72 со 125-мм гладкоствольной пушкой и автоматом заряжания в 1982 г. Некоторое количество Т-34 Египет переоборудовал в САУ со 100-мм орудием БС-3. Израиль получил из США новые танки М60 со 105-мм пушкой. Активно использовались британские «Центурионы», американские М48 «Паттон» III, а М4 «Шерман» получили новую башню, французскую 105-мм пушку, дизель-мотор и новое обозначение М50 «Супер Шерман» [6]. С прошлой войны Израиль использовал и трофейные танки - Т-54/Т-55, Т-34, а также ПТ-76 и гусеничный БТР-50. В ходе конфликта 1982 г. Израиль применил собственный танк -«Меркава» с передним расположением двигателя [7]. Впервые в 1973 г. пехотинцы получили современное ручное противотанковое оружие: арабы - ПТУР «Малютка» и РПГ-7, израильтяне - ПТУР «Дракон». В 1973 г. в ходе ночных боев на сирийском фронте израильские «Центурионы», не имевшие ночных прицелов, понесли тяжелые потери от арабских Т-55, оснащенных ночными прицелами. Во время израильского контрнаступления на Синае большое количество танков было уничтожено арабскими ПТУР. Удачно действовали трофейные израильские ПТ-76 при форсировании Суэцкого канала. По итогам конфликта активизировались научноисследовательские работы по ручному противотанковому оружию. Соответственно, Израиль начал разработку динамической брони для защиты от кумулятивных боеприпасов. В 1982 г. даже старые танки «Центурион» с динамической защитой не поражались кумулятивными снарядами сирийских танков. Теперь и в СССР форсировали работы и по динамической защите, и по тандемным боеприпасам, пробивающим такую броню [8].

В ходе индо-пакистанских войн 1965 и 1971 гг. Индия сумела наладить лицензионное производство танка «Виджаянта» - версии британского «Чифтена» со 120-мм пушкой и сильным бронированием [9]. Из СССР Индия стала получать Т-55 - более легкий и слабее бронированный танк, со 100-мм пушкой. Кроме того, сохранялся и успешно зарекомендовавший себя с прошлой войны британский «Центурион». Пакистан мог противопоставить им устаревшие американские танки М4 «Шерман», М48 «Паттон» III, а также сумел закупить китайский Т-59, версию советского Т-55. В ходе танковых боев на западном фронте индийские войска показали лучшую выучку и нанесли серьезные потери противнику. Более интересным был опыт приме-

нения Индией в 1971 г. плавающих танков ПТ-76 с 76-мм пушкой в Бенгалии, где было много водных преград [10]. Однако в США скептически относились к легкому танку с 76-мм пушкой и слабым бронированием, поэтому вооружили морскую пехоту обычными танками. Израиль же сделал из этого конфликта правильные выводы, и для форсирования Суэцкого канала в 1973 г. воспользовался захваченными ПТ-76.

В 1980 г. началась тяжелая ирано-иракская война. В ходе конфликта Ирак применил новейший советский танк Т-72 со 125-мм пушкой и автоматом заряжания, кроме того, ставший «классикой» Т-55 и его китайскую версию Т-59. Иран мог противопоставить Ираку американские танки М4 «Шерман» и М48 «Паттон» III, М60 «Паттон» IV, британские «Центурион», «Чифтен» и «Виккерс». Положение Ирана усугублялось отсутствием поставок запчастей и боеприпасов [11]. Однако иракская армия даже с современным вооружением не сумела добиться серьезных успехов. За все 8 лет войны ни одна сторона не углубилась на вражескую территорию более чем на 40 км. Подробностей боестолкновений с применением танков очень мало.

В ходе Фолклендского конфликта Великобритании пришлось решать задачу освобождения островов на удалении нескольких тысяч километров от метрополии [12]. В силу специфики театра военных действий бронетехника применялась ограниченно. Великобритания перебросила на острова пять легких танков «Скорпион», один из них был потерян на минах [13].

В ходе региональных конфликтов 2 пол. XX в. ВВС прошли путь от первых реактивных истребителей (Корейская война) до самолетов-невидимок, космической разведки и крылатых ракет (в Персидском заливе и в Югославии). ВВС претерпели серьезные изменения. В ходе конфликтов 50-90-х гг. возродилась идея дозвукового штурмовика. Вертолеты стали надежным противотанковым оружием. Повысилась дальность действия бортовых РЛС и ракетного оружия истребителей - теперь бои проходили за пределами визуального контакта. Авиационные ракеты стали грозой и для кораблей. Испытаны в бою самолеты вертикального взлета и посадки. Каждый конфликт характеризовал очередной этап развития авиатехники.

В ходе войны в Корее впервые встретились в бою реактивные истребители МиГ-15 и его основной американский оппонент F-86 «Сейбр». МиГ-15 пришлось также срывать налеты стратегических бомбардировщиков В-29 и истребителей-бомбардировщиков F-80 и F-84. В ходе конфликта выяснилась неэффективность поршневых В-29 и их оборонительного оружия против реактивного истребителя [14]. Зародилась и получила развитие истребительно-бомбардировочная авиация [15].

ВВС Израиля в ходе конфликтов 1956 и 1967 гг. получали французскую авиатехнику: истребители «Мираж III», «Ураган», «Мистэр IV», «Вотур», «Супер Мистэр»; к конфликту 1973 г. американские истребители F-4 «Фантом» и штурмовики А-4 «Скайхок»; к 1982 г. - истребители 4 поколения F-15 «Игл» и F-16 «Фалкон» [16], истребитель собственной разработки «Кфир» и самолет ДРЛО Е-2 «Хокай» [17]. Страны арабской коалиции применяли истребители МиГ-15 и -17 (в 1956 г., в 1967 и 1973 как штурмовики); МиГ-21 (с 1967 г.); МиГ-23 и -25 (в 1982 г.). В ходе конфликта 1973 г. опробованы системы ПЗРК. После Ливанской войны 1982 г. в СССР начались работы по разработке легкого самолета ДРЛО Ан-71, однако и сейчас самолетов такого класса ВВС России не имеют. По итогам конфликтов подтверждена необходимость создания специализированного маловысотного и малоскоростного самолета-штурмовика (в СССР им стал Су-25).

Во Вьетнамской войне впервые были применены зенитно-ракетные комплексы С-75, а также переносные ЗРК «Стрела» в Южном Вьетнаме. В ходе боев американских истребителей F-4, Р-105, Р-8 с вьетнамскими МиГ-17 и МиГ-21 выяснилась преждевременность отказа на американских машинах F-4 от пушечного вооружения. Американцы также активно применяли радиоэлектронные помехи и опробовали управляемое оружие [18]. Также выяснилась необходимость создания дозвукового самолета-штурмовика.

ВВС Индии в ходе конфликтов получили советские истребители МиГ-21 и ударные самолеты Су-7, транспортные самолеты Ан-12, вертолеты Ми-4. Кроме того, они располагали устаревшими британскими истребителями «Хантер», бомбардировщиками «Канберра», французскими противолодочными самолетами «Ализе» и истребителями «Мистэр IV». Пакистанские ВВС могли противопоставить Индии современный американский истребитель F-104 «Старфайтер» и транспортный самолет С-130 «Геркулес», а в 1971 г. китайский J-6 - версию МиГ-19, французский «Мираж» III [19], а также устаревшие американские истребители F-84F и бомбардировщики В-57. Конфликт 1965 г. показал преждевременность демонтажа с истребителя МиГ-21 пушечного вооружения: двух ракет для воздушного боя оказалось недостаточно. К 1971 г. МиГ-21 снова получили пушки и зарекомендовали себя лучшими истребителями в этой войне. В ходе конфликта успешно действовали и истребители-бомбардировщики Су-7. Лучшими пакистанскими истребителями стали: в 1965 г. F-86, F «Сейбр», а в 1971 - Р-6 (0-6). Зафиксирована потеря самолета «Ализе», вылетевшего на поиск пакистанской подводной лодки, сбитого истребителями F-104 [20]. Проблема выживаемости противолодочных самолетов, низкоскоростных и маломаневренных, не решена до сих пор. С самолетов Ан-12 был выброшен десант, захвативший Дакку. Для выброски использовались и Ми-4.

К началу ирано-иракского конфликта ВВС Ирака получили новейшие советские истребители МиГ-23 и МиГ-25, ракетоносцы Ту-22 и Ту-16, вертолеты Ми-25 и Ми-8, французские истребители «Мираж» F-1. Высокую эффективность сохраняли и советские истребители Миг-21, МиГ-17, истребители-бомбардировщики Су-7; китайские версии истребителей МиГ-21 (0-7), МиГ-19 (0-6) и ракетоносца Ту-16 (Н-6). Им противостояли ВВС Ирана, вооруженные американскими истребителями F-4 «Фантом», F-5 и наиболее современными F-14 «Томкэт», вертолетами СН-47 «Чинук», иН-1 «Ирокез» и АН-1 «Хью Кобра». Иранская авиация также ощущала недостаток запчастей и боеприпасов. В ходе конфликта иракские Ту-22 совершали глубокие рейды на всю территорию Ирана, показав высокую выживаемость в зоне действия истребителей Р-14 и комплексов «Хок» [21]. Однако и иранские «Фантомы» под прикрытием F-14 успешно бомбили иракские города. «Миражи» F-1, прикрывавшие ударные самолеты, сумели сбить несколько Р-14. Ситуация изменилась, когда Иран сумел приобрести американский ПЗРК «Стингер» - иракская авиация понесла серьезные потери. Кроме того, Иран стал получать китайские истребители J-6 и ракетоносцы Н-6 - подробностей боевого применения ни Иран, ни Китай не разглашают. На завершающей стадии войны иракские ударные самолеты Су-7, Су-20 (Су-22), МиГ-17 остановили иранское наступление на Басру [22]. Противоречива информация о применении вертолетов. Так, сообщалось об уничтожении вертолетом Ми-25 истребителя F-4 «Фантом», а также о воз-

душном бое между вертолетами Ми-25 и АН-1 «Хью Кобра», по результатам которого в США срочно начались работы по новой машине АН-64 «Апач».

Перед началом Фолклендского конфликта Британия оказалась в сложной ситуации. Единственный британский тактический самолет, который мог работать в зоне конфликта - это вертикально взлетающий «Харриер» в варианте морского истребителя-перехватчика и сухопутного истребителя-бомбардировщика (сухопутные машины базировались на мобилизованных контейнеровозах) [23]. Кроме того, на британских кораблях имелись вертолеты «Линкс» в ударном и противолодочном вариантах, «Си Кинг» - в десантном, противолодочном вариантах и специальном варианте радиолокационного дозора. С базы на острове Вознесения действовали дальние бомбардировщики «Вулкан» В.2 при обеспечении заправщиков «Виктор» К.2. Аргентинское командование не разместило на островах крупной авиационной группировки (по одной из версий - из-за короткой полосы). На островах базировались лишь легкие штурмовики - итальянские МВ.326 и аргентинские !А-58 «Пукара» [24]. Другие самолеты - французские истребители «Мираж» III, «Этандар», израильские «Даггер», американские штурмовики А-4 «Скайхок» действовали с баз на континенте. Их боевая работа обеспечивалась американскими заправщиками С-130 «Геркулес» и противолодочными самолетами Р-2 «Нептун» (Р-2 использовались для радиолокационного дозора). «Этандары» выпустили по британским кораблям пять ракет «Экзосет», потопив эсминец «Шеффилд» и контейнеровоз «Атлантик Конвэр» со всеми десантными вертолетами на борту, вынудив британских пехотинцев совершить марш-бросок. В дальнейшем «Миражи», «Даггеры» и «Скайхоки» обычными бомбами потопили два фрегата и повредили десантный корабль. А вот воздушные бои с «Харриерами» прошли в пользу британцев. Аргентина потеряла в воздушных боях до 22 самолетов и вертолетов без потерь со стороны Британии [25]. Дело в том, что «Харриеры» имели систему отклонения вектора тяги, и соответственно, лучшую маневренность. Остро сказывалось отсутствие палубного самолета радиолокационного дозора, что вынуждало британцев использовать для этого корабли. «Шеффилд» был потоплен именно во время такой вахты [26]. Разведывательные спутники, фиксировавшие взлет аргентинцев, мало помогали. Успешно отработали «Харриеры» и по наземным целям, применяя корректируемые боеприпасы - за это время аргентинцы при помощи ПЗРК и зенитной артиллерии сумели сбить 5 «Харриеров». Корабельные вертолеты «Линкс» ракетами «Си Скьюа» потопили патрульный катер, «Харриеры» потопили бомбами судно «Нарвал», поврежденную подводную лодку «Санта-Фе» британцы захватили на островах. Тяжелые бомбардировщики «Вулкан» привлекались для ударов по аэродрому и локатору в Порт-Стэнли. Взлетная полоса была выведена из строя прямым попаданием авиабомб, но аргентинцы быстро ее восстановили и аэродром действовал до капитуляции. Локатор также был выведен из строя при помощи американских ракет «Шрайк», но был быстро восстановлен.

В 1991 г. в Ираке и в 1999 г. в Югославии сШа сумели добиться решающего перевеса в технике и подавить противников технической мощью. Иракские, а затем и югославские МиГ-29, устаревшие МиГ-23, МиГ-21 имели ограниченный запас боеприпасов и запчастей, а главное - восполнения потерь. В этих конфликтах широко применялись крылатые ракеты, управляемое оружие и самолеты «Стелт» [27].

В ходе конфликтов 50-90-х гг. очень активно использовались флоты, что не характерно ни для предшествующего, ни для последующего периодов 2-й половины XX в. Впервые применены ракетные катера, использованы противокорабельные ракеты и средства защиты от них. Высокую эффективность сохранили подводные лодки, в том числе дизельные, торпедное и минное оружие. Применение самолетов вертикального взлета и посадки, вертолетов с противокорабельными ракетами вывело на новый уровень авианосные силы. Этапы эволюции морских сил можно проследить на примере следующих конфликтов.

В ходе конфликта 1956 г. главной ударной силой на море стали британские авианосцы и десантные корабли. А в 1973 г. с обеих сторон главной ударной силой стали ракетные катера [28]. Израильтяне учли опыт индо-пакистанского конфликта. В ходе боев у Латакии (Сирия) и Дамиетты (Египет) израильские ракетные катера, применив средства радиоэлектронного подавления, сумели без потерь уничтожить советские катера типа «Оса» [29]. После этого в СССР были форсированы работы по оснащению кораблей средствами радиопротиводействия.

ВМС Индии в ходе конфликтов успешно применяли советские ракетные катера типа «Оса», потопив в 1971 г. пакистанский фрегат «Хайбер» и тральщик [30]. Подводная лодка Пакистана потопила индийский фрегат «Кукри», впервые после Второй мировой войны. Другая подводная лодка, «Гази», направилась в Бенгальский залив, где находились основные базы Индии, была атакована эсминцем и затонула (по неизвестной причине) [31]. Эта учебная подводная лодка времен Второй мировой войны оказалась единственной, способной выполнять боевые задачи на таком удалении от базы. Дальние крейсерские дизельные подводные лодки ведущих держав после Второй мировой войны заменили на атомные, которые не могли ни по цене, ни по существующим ограничениям экспортировать в другие страны.

Информации о прямых боестолкновениях между иранскими и иракскими ВМС в ходе войны 1980-1988 гг. нет. Однако после Фолклендского конфликта Ирак заинтересовался возможностью срыва экспорта нефти противником с целью подрыва его экономики. Эти события получили наименование «танкерной» войны. Ирак сначала собирался закупить у Франции истребители «Этандар», но их сборочная линия была уже закрыта. Тогда Ирак заказал во Франции вертолеты «Супер Фрелон», носители ПКР «Экзосет», а также дооборудование «Мираж» F-1 в носитель этой ракеты. Кроме того, Франция временно предоставила Ираку самолеты «Этандар». Авиация Ирака стала топить в заливе суда нейтральных государств. Во время одного из рейдов был тяжело поврежден фрегат США «Старк». Следующим шагом стало французско-советское сотрудничество для Ирака. «Мираж» F-1 был доработан в носитель советской ракеты Х-29, имеющей в 2 раза меньшую дальность, чем «Экзосет» (35 км против 70 км), но значительно более мощную бе-тонобойную боевую часть, что позволило топить и крупные танкеры. Далее, советские транспортные самолеты Ан-12 были переоборудованы в заправщики для «Миражей», что позволило Ираку наносить удары по удаленным нефтепромыслам Ирана. Советская и французская стороны информацию о сотрудничестве не разглашают. Иран же для ведения «танкерной» войны использовал, в основном, корабли, применявшие в первую очередь минное и артиллерийское вооружение [32].

Боестолкновения между кораблями враждующих сторон в ходе Фолклендского конфликта были редкими. Сначала британская атомная подводная лодка потопила торпедами крейсер «Генерал Бельгра-но» [33]. Затем аргентинская дизельная подводная лодка несколько раз атаковала торпедами британские корабли, но не добилась успеха. По результатам конфликта сделан вывод о высокой боевой устойчивости дизельных подводных лодок даже в зоне действия современных противолодочных средств. Выяснилась крайне низкая живучесть современных кораблей, выполненных в значительной степени из алюминиевых сплавов, что привело к разработке в США серии эсминцев «Орли Берк» со стальным корпусом. Также выяснилась недостаточная оснащенность кораблей зенитным оружием и его низкая эффективность в условиях качки (РЛС, например, при качке давали очень большие ошибки по дальности). А вот оценки перспективности самолетов вертикального взлета и посадки были противоречивы. Несмотря на то, что при семикратном превосходстве аргентинских ВВС «Харриеры» одержали победу, в советских исследованиях сделан вывод о том, что такие самолеты без поддержки обычных палубных самолетов выполнять поставленные задачи не могут (и это при том, что и палубная авиация, по мнению советских исследователей, не может действовать без поддержки береговой авиации).

Конфликты 50-90-х гг. знаменовали второй и последний этап «холодной» войны. В 2000-е гг., после распада СССР и длительного кризиса в РФ, характер региональных конфликтов, как и характер применения боевой техники в них и тенденции ее развития кардинально меняются. Широко внедряются системы космической разведки, навигации и целеуказания. Новые инфракрасные и радиолокационные приборы расширяют возможности боя в темное время суток и в сложных погодных условиях. Даже старые системы вооружения: танки, артиллерийские установки, самолеты, вертолеты, надводные корабли, подводные лодки - после оснащения новыми прицельными системами и высокоточными боеприпасами - получают новые боевые возможности. Соответственно развивается система радиоэлектронного противодействия (РЭП). Теперь главная задача вооруженных сил в региональных конфликтах - это нанесение массированного огневого поражения противнику до прямого контакта с ним.

Ссылки:

1. Проханов А. Говорит Шипунов. URL: http://zavtra.ru/content/view/govorit-shipunov/ (дата обращения: 14.05.2012).

2. Танки Т-34 в Корее. URL: http://www.otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/wars0/wars_23.1 .htm (дата обращения: 01.06.2012).

3. Догерти М.Дж. Танки. Иллюстрированная история. М., 2010. С. 303.

4. Фолкленды 1982: Битва у Гус-Грин 28-29 мая. URL: http://historiwars.narod.ru/index/XXv/Folk/F9b.htm (дата обращения:

13.09.2011).

5. Фолкленды (Мальвины). URL: http://www.otvaga2004.narod.ru/publ_w1/falklands1htm (дата обращения: 13.09.2011).

6. Барятинский М. Эксплуатация и боевое применение Т-62. URL:

http://www/otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/wars0/page/1_t62_3.htm. (дата обращения: 13.09.2011).

7. Боевые корабли Израиля. Судный день, Латакия. URL: http://waronline.org/IDF/Articles/Navy/latakia.htm (дата обращения: 13.09.2011).

8. Арабо-израильский конфликт 1973 г. URL: http://rbase.new-factoria.ru/pub/article_pkr/page6_2.shtml (дата обращения:

13.09.2011).

9. Виджаянта. URL: http://world-weapon.at.ua/blog/vidzhajanta/2011-07-23-1240#.14.32 (дата обращения: 12.09.2011).

10. Барятинский М. «Шерманы» на Ближнем Востоке. URL: http: // otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/wars0/wars_02.htm (дата обращения: 12.09.2011).

11. Кленов И., Орлов В. Ирано-иракская война. URL: http://www.otvaga2004.narod.ru/otvaga2004/wars1/wars_15.htm (дата обращения: 13.09.2011).

12. Фолкленды (Мальвины) ...

13. Фолкленды 1982 ...

14. Носатов В.И. «Черный четверг» стратегической авиации США. URL: http://nvo.ng.ru/history/2007-05-25/5_thursday.html (дата обращения: 01.06.2012).

15. Сеидов И. Авиация в Корее, 1952 год. URL: http://www.airwar.ru/history/locwar/koreya/1952/1952.html (дата обращения:

01.06.2012).

16. Доценко В.Д. Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века. URL: http://militera.lib.ru/h/dotsenko/index.html. (дата обращения: 12.09.2011).

17. Кемп П.К. Подводные лодки Его Величества. URL: http://militera.lib.ru/h/kemp_pk/24.html (дата обращения: 13.09.2011).

18. Воронов Б.А. Записки начальника штаба Группы СВС во Вьетнаме. URL: http://artofwar.ru/K/Kolesnik_n_n/text_0230.shtml (дата обращения: 31.03.2012).

19. Ильин В., Кудишин И. Боевая авиация зарубежных стран. М., 2001. С. 403.

20. ДЭПЛ в боевых действиях в ходе локальных войн 1965-1973 гг. URL: http: //www.almanacwhf.ru/?no=5&art=4 (дата обращения: 12.09.2011).

21. Ту-22 на Ближнем Востоке. URL: http: //www.airwars.ru/history/locwar/bv/tu22/tu22html (дата обращения: 13.09.2011).

22. Жирохов М. Загадки югославской войны. URL: http://www.srpska.ru/article.php?nid=4423 (дата обращения: 23.09.2011).

23. Ильин В. Указ. соч. С.16.

24. Котлобовский А., Заболотный А. Применение штурмовика IA-58 «Пукара». URL: http://www.airwar.ru/history/locwar/folk/pucara/pucara.html (дата обращения: 13.09.2011).

25. Жирохов М. Фолкленды 1982. Данные по победам. URL: http://www.airwar.ru/history/locwar/folk/victorys/victorys.html (дата обращения: 13.09.2011).

26. Англо-аргентинский конфликт 1982 г. URL: http://rbase.new-factoria.ru/pub/article_pkr/page6_3.html (дата обращения:

13.09.2011).

27. Жирохов М. Указ. соч.

28. Боевые корабли Израиля .

29. Арабо-израильский конфликт 1973 г. ...

30. Индо-пакистанский конфликт 1971 г. URL: http://rbase.new-factoria.ru/pub/article_pkr/page6_1.shtml (дата обращения:

12.09.2011).

31. Доценко В.Д. Указ. соч.

32. Там же.

33. Кемп П.К. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.