УДК 355:94 «20» ББК 63(0)6-68
ПРИМЕНЕНИЕ ПАЛУБНОЙ АВИАЦИИ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОИНАХ
XX ВЕКА
Гуцал Алексей Николаевич, слушатель Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
Аннотация. В настоящей статье рассматривается вопрос о применении палубной авиации в локальных войнах XX века. В качестве примера рассматриваются война во Вьетнаме, война за Фолклендские острова и операция «Буря в пустыне».
Ключевые слова: палубная авиация, локальные войны, XXвек.
APPLICATION OF THE DECK-BASED AIRCRAFT IN LOCAL WARS OF THE
TWENTIETH CENTURY
Gutzal A.N.
Abstract. This article discusses the use of the deck-based aircraft in local wars of the twentieth century. As an example, we discuss the war in Vietnam, the Falklands War and the operation "Desert Storm." Keywords: deck-based aircraft, local wars, the twentieth century.
Еще во время Второй мировой войне авианосцы очень эффективно использовались в США, Англии и Японии. Как отмечает исследователь ДА. Лесков, это связано с тем, что палубная авиация решает задачи завоевания господства в воздухе на морских ТВД, нанесения массированных ударов по морским и наземным целям. Многие государства, восприняв опыт Второй мировой войны и оценив необходимость нахождения в составе флота авиации палубного базирования, строят авианосцы и авианесущие крейсера. К таким государствам относятся США, Англия, Италия, Франция, Испания, Индия, Россия. В последующем, ни один крупный локальный конфликт второй половины XX века не обходился без применения палубной авиации [1].
Автор книги «Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века» В.Д. Доценко приводит убедительные данные, подтверждающие, что в ходе
локальных конфликтов к нанесению ударов по наземным объектам привлекались различные рода сил: палубная авиация, артиллерийские корабли и ракетные катера. Масштабы их применения зависели от продолжительности локальной войны, размаха боевых действий и складывающейся обстановки. Основными формами применения сил флота при нанесении ударов по береговым военным, промышленным и другим объектам были операции и систематические действия. При этом, если в войне в Корее силы флота, как правило, использовались в форме операций, то в войне во Вьетнаме - в форме систематических действий, а в индо-пакистанском конфликте (1971 г.) и арабо-израильской войне (1973 г.) - в форме так называемых «набеговых операций» [2].
Главной силой в решении задачи, по справедливому утверждению Доценко, являлись авианосные ударные соединения (группы). Основной фор-
мой применения палубной авиации были массированные, групповые и одиночные удары - как самостоятельные, так и во взаимодействии со стратегической и тактической авиацией (воздушные операции). Одним из направлений оперативного взаимодействия палубной авиации и ВВС явилось распределение между ними районов действий. Авиация действовала преимущественно на приморских направлениях. Оперативное руководство взаимодействующей авиацией осуществлялось командованием ВВС. В локальных войнах почти не использовалась высокая мобильность авианосцев, которые фактически использовались как плавучие аэродромы, с которых круглосуточно совершала полеты авиация для нанесения ударов по объектам противника [3].
Война во Вьетнаме в значительной мере повлияла на развитие авиационной техники. На основе ее опыта в США получили развитие палубная реактивная авиация, беспилотные самолеты-разведчики, появились новые типы боеприпасов. В боевых действиях авианосцев отчетливо проявилась тенденция перехода от тактики одиночных носителей оружия к групповой, основанной на комплексном использовании различных средств поражения всеми тактическими группами в налете и на узкой «специализации» каждой из них. При нанесении ударов палубной авиацией по наземным объектам во Вьетнаме каждая ударная группа, решая свою специфическую задачу, обеспечивала в то же время действия других групп, применявших оружие. Эта же тенденция прослеживается в действиях ракетных катеров в индо-пакистанском конфликте и в арабо-израильской войне. К нанесению ударов по наземным объектам широко привлекались артиллерийские корабли. По признанию зарубежных военных специалистов, интенсивность их использования в локальных войнах была намного выше, чем во Вторую мировую войну. Командование американских ВМС, оценивая действия линейных кораблей во Вьетнаме, отметило, что их способность действовать практически в любых погодных условиях, большая точность и эффективность огня по поражению защищенных целей выдвинули линкор на первое место по сравнению с полевой артиллерией, бомбардировочной и штурмовой авиацией. При проведении локальных войн, как считают западные специалисты, необходимо и в дальнейшем наращивать артиллерийскую ударную мощь кораблей для нанесения ударов по береговым объектам [4].
Согласно сведениям Д.А. Лескова, во время вьетнамской войны США сформировали две мощные авианосные группировки в Тонкинском заливе. Авиация флота в основном располагала истре-
бителями Б-4В «Фантом-2», Б-8 «Крусейдер», штурмовиками А-4 «Скайхок» и А-1 «Скайрайдер». Вьетнамские летчики противопоставили МиГ-17 и МиГ-21 советского производства. Основные задачи авиации флота США сводились к нанесению бомбовых ударов по наземным целям и патрулированию воздушного пространства с целью завоевания господства в воздухе. Истребители, как правило, действовали четверками, редко парами. Штурмовики и истребители-бомбардировщики зачастую проводили атаки наземных целей с больших высот, что снижало точность ударов, но с лихвой компенсировалось большим количеством сбрасываемого бомбового груза. С появлением у вьетнамцев ЗРК С-75, который уверенно поражал воздушные цели на средних и больших высотах, авиация США стала нести большие потери. Принимались попытки уничтожить эти комплексы ударами с воздуха, но большого успеха они не принесли. Вследствие этого американцы создают эскадрилью «Уайлд Уизл» на вооружении которой стоят самолеты Б-41. Они несут по две противорадиолокационных ракеты АОМ-45, а под конец войны более современные АОМ-78. Основными противниками в воздушных боях в небе Вьетнама были Б-4В, Б-4С и МиГ-17, МиГ-21. Но если пилоты «фантомов» еще справлялись с МиГ-17, то с МиГ-21 у них возникали проблемы. У «фантома» был больший радиус и время разворота, чем у МиГ-21, что не позволяло ему быстро занять тактически выгоднейшую позицию, поэтому американские пилоты были вынуждены зачастую вести оборонительный воздушный бой. Если в начале войны соотношение сбитых самолетов было 1,2 к 1, то к концу войны МиГи-21 увеличили разрыв, и соотношение составило 4 к 1 в пользу вьетнамских летчиков [5].
Д.А. Лесков пишет, что во время англо-аргентинского конфликта 1982 года по поводу Фолклендских (Мальвинских) островов со стороны англичан использовались палубные истребители и штурмовики «Си Харриер». Всего на двух авианосцах было размещено 50 этих машин, которые приняли активное участие в боевых действиях. В основном эти самолеты вертикального взлета и посадки использовались для барражирования в зонах патрулирования, выполняя роль истребительных заслонов (30 самолетов) для прикрытия боевых порядков своих кораблей. 20 «Си Харриер» использовались для нанесения ударов по наземным и морским целям. Из-за малого запаса горючего и большого удаления района боевых действий от места базирования, английские самолеты не смогли в полной мере проявить свои возможности. Тем не менее, британские летчики очень успешно вели воздушные бои с более скоро-
стными истребителями аргентинцев «Супер Этан-дер». В течение конфликта было потеряно 6 истребителей и 4 штурмовика «Си Харриер» [6].
Известный российский аналитик В. Карнозов отмечает, что война за Фолклендские (Мальвинские) острова - единственный локальный конфликт, в котором противоборствующие стороны имели и использовали реактивные самолеты палубной авиации. Правда, до боя авианосцев дело не дошло: аргентинская ударная группа вышла в море, но не сумела поднять с короткой палубы авианосца «25 мая» штурмовики A-4Q Skyhawk, груженные бомбами, по причине полного штиля в Южной Атлантике 1 мая 1982 года. А на следующий день английская атомная подлодка HMS Conqueror торпедировала крейсер «Генерал Бельграно», после чего флот Аргентины вернулся в базы и простоял там вплоть до капитуляции губернатора Мальдивов генерала Марио Менендеса [7].
Большую роль английские ВМС отвели в этом конфликте вертолетам палубного базирования. Многоцелевые вертолеты «Линкс» и «Си Кинг» базировались на большинстве кораблей английской оперативной группы и использовались для решения широкого спектра задач. Насыщенность боевых порядков вертолетами и умелое применение обеспечили британцам качественное превосходство над аргентинцами и в конечном счете - решительную победу [8].
Последний раз авианосцы ВМС США массово применялись около четверти века назад - жаркой зимой 1991 года, во время наступательной операции «Буря в пустыне». Яростная 43-дневная воздушная война, сокрушившая армию Саддама Хуссейна, стала эталонным примером войн нового поколения, где ставки сделаны на качественное информационное обеспечение, высокоточное оружие и абсолютное техническое превосходство победителя над побежденным [9].
По сведениям Д.А. Лескова, из общего числа 1800 боевых самолетов, принадлежавших США, в зоне конфликта на борту авианосцев «Рейнджер» и «Мидуэй» находились 36 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Хорнет», 20 палубных бомбардировщиков Грумман A-6E «Интрудер», 8 самолетов РЭБ Грумман EA-6B «Проулер», 4 самолета ДРЛО E-2C «Хокай», 6 вертолетов ПЛО Сикорский SH-3H и 70 самолетов и вертолетов других типов. На авианосцах «Саратога», «Джон Кеннеди», «Теодор Рузвельт» и «Америка», развернутых в Красном море, было размещено 68 истребителей F-14 «Томкэт», 44 истребителя-бомбардировщика F/A-18 «Хорнет», 24 палубных бомбардировщика A-6E, 24 палубных штурмовика A-7E «Корсар», 9 само-
летов ДРЛО Е-2С «Хокай», 5 самолетов РЭБ ЕА-6В «Проулер», 16 самолетов ПЛО Локхид 8-3А «Викинг», 6 вертолетов ПЛО 8Н-3Н, 10 самолетов РЭБ ПЛО Локхид 8А-3 «Викинг» и 70 самолетов других типов. Особую роль американское командование уделяло своим ЕА-6В. 88 палубных ЕА-6В взяли на себя основную задачу по постановке помех иракским РЛС, затрудняя им обнаружение ударных самолетов. Палубные истребители с началом конфликта использовались в двух режимах: «дежурство в воздухе» и «дежурство на палубе». В первые дни в воздухе одновременно находилось до десяти самолетов. В дальнейшем это количество было уменьшено в 2-3 раза. В значительной степени не оправдал надежд легкий штурмовик АУ-8В «Хар-риер-2». Главным недостатком самолета, помимо небольших радиуса действия и продолжительности нахождения в районе решения боевой задачи, что не позволяло ему осуществлять поиск и нанесение ударов по тактическим целям, явилась его низкая, по сравнению с другими типами штурмовиков, живучесть. В результате эти самолеты понесли наибольшие потери (было сбито шесть из 60 принимавших участие в боевых действиях). В ходе войны было разработано два варианта действий палубной авиации по обеспечению ПВО авианосных ударных групп. В первом варианте самолет ЕА-6В «Проулер» и пара истребителей «Томкэт» барражируют на удалении не более 100 км от авианосца («Хокай» - в пределах 200 км). Бортовое оборудование самолетов используется в пассивном режиме, приемная радиовахта открыта в УКВ диапазоне. С получением оповещения об обнаружении самолетов противника командный пункт ПВО АУГ дает команду самолету. Организуется ПВО АУГ силами палубной авиации «Проулер» и истребителями с занятием новой позиции в 300-350 км от центра ордера, в которую одновременно направляют вторую пару истребителей, на сформирование передового ВВП и начало действий. Доводятся также исходные данные для последующих действий: вид и направление воздушной угрозы, удаление рубежа перехвата, продолжительность нахождения на позиции барражирования и ожидаемое время посадки. Самолеты первой и второй пар встречаются в точке, расположенной на оси воздушной угрозы в 100 км от центра ордера АУГ на высоте 60008000 м. Затем они в едином боевом порядке следуют в назначенную позицию барражирования, по пути пополняя запасы топлива от самолета-заправщика, который взлетает с авианосца из положения дежурства (пятиминутная готовность). С выходом на рубеж наведения на высоте 9000-10000 м группа, сохраняя строй клина, барражирует галсами
длиной 70-90 км перпендикулярно направлению воздушной угрозы. Самолет РЭБ с обнаружением излучений радиоэлектронных средств противника информирует об этом истребители и ложится на курс сближения с источником излучения. Одновременно производится доклад об обнаруженных излучениях по форме «частота - пеленг» на самолет ДРЛО и управления Е-2С «Хокай», который ретранслирует сообщения на командный пункт ПВО АУГ. Далее самолет РЭБ по скорости изменения пеленга и интенсивности излучений РЭС определяет дальность до цели, передавая эту информацию на истребители. Затем он ложится на курс, равный пеленгу на цель, что является сигналом к началу активных действий истребителей и на включение их бортовых РЛС. Палубные истребители должны сначала вести воздушный бой за пределами визуальной видимости цели, применяя управляемые ракеты класса «воздух - воздух» большой и средней дальности стрельбы, а затем переходить к ближнему воздушному бою с использованием УР ближнего действия, а при необходимости и бортовых пушек. При ведении воздушного боя за пределами визуальной видимости истребитель должен в кратчайшее время сблизиться с целью, произвести пуск ракеты, а затем резкий маневр для уклонения отУР противника. В ближнем воздушном бою с использованием всеракурсных ракет предпочтительно их пуски выполнять со стороны передней полусферы самолета противника. Самолет РЭБ в ходе боя контролирует местоположение истребителей и поддерживает постоянный пассивный контакт с целями. Одновременно он осуществляет поиск работающих РЭС противника для обеспечения последующих атак или выявления возможных контратак истребителей противника. ВВП после выполнения задачи и при отсутствии излучений РЭС противника возвращается на авианосец. При подлете к району маневрирования АУГ разрешается использование истребителями и самолетом РЭБ бортовых РЛС. Однако в условиях жесткого контроля за электромагнитным излучением и в простых метеоусловиях посадка выполняется только с помощью визуальных средств. Во втором варианте пара истребителей барражирует в пределах 100 км, а самолет ДРЛО и управления - на удалении до 200 км от авианосца. По приказанию командного пункта ПВО АУГ самолет Е-2С «Хокай» и истребители направляются в район барражирования, расположенный в 500-600 км на пересечении оси воздушной угрозы и рубежа наведения. Одновременно с авианосца взлетают вторая пара истребителей и самолет ДРЛО и управления, которые следуют в свой район барражирования, находящийся в секто-
ре воздушной угрозы в 300-350 км от центра ордера. Они образуют второй воздушный барьер ПВО и являются связующим звеном между передовым ВВП и командным пунктом ПВО АУГ. Действия передового ВВП в составе самолета Е-2С и пары истребителей в основном аналогичны действиям ВВП с самолетом РЭБ. Однако на этапе наведения истребителей на противника самолету ДРЛО и управления разрешается включать РЛС на излучение для кругового поиска, но не более чем на три оборота антенны и с перестройкой частоты на каждом обороте. Такое разрешение дается в том случае, если в течение более 2 мин самолет Е-2С не может выполнять наведение по данным средств радиотехнической разведки. Режим активного поиска дает возможность также обнаруживать и выявлять местонахождение других воздушных целей противника и управлять истребителями при перехвате воздушных целей. В случае потери контакта с целью или обнаружения большого количества самолетов ограничения на использование бортовых ГЭС передового ВВП снимаются, для уничтожения или нейтрализации авиации противника применяются другие ВВП и истребители из положения «дежурство на палубе». В конфликте на Балканском полуострове авиация палубного базирования решала в основном задачи разведывательного характера в интересах тактической авиации НАТО наземного базирования. Разведывательная авиация палубного базирования ВМС США была представлена самолетами-разведчиками FR-14A и Р/А-18ЯС, а также самолетами РЭБ ЕА-6В «Проулер» и ДРЛО и управление Е-2С «Хокай». Они решали задачи поиска, обнаружения, передачи данных о противнике, наведения штурмовой и истребительной авиации, ведения радиотехнической разведки и использования средств радиопротиводействия в интересах авиационных и корабельных ударных групп. Разведывательные самолеты FR-МА - переоборудованный вариант палубного истребителя F-МА «Том-кэт». Для ведения воздушной разведки на них подвешивается контейнер с разведывательной аппаратурой. В кабине самолета установлена аппаратура отображения и передачи информации. При необходимости этот вариант самолета может быть использован по своему основному назначению, так как его системы вооружения остались без изменения. Самолет-разведчик F/А-18RС создан на базе многоцелевого самолета F/А-18. Его оборудование состоит из двух аэрофотоаппаратов, обеспечивающих панорамную съемку местности с малых и больших высот, и разведывательной ИК-аппаратуры, которая установлена в носовой части фюзеляжа вместо пушки. Разведывательные полеты выполнялись
ими, как правило, парами, причем в нужный район они обычно выводились при радиолокационном наблюдении и управлении с корабельного КП. Непосредственно разведку, в том числе и фотографирование объектов противника, осуществлял ведущий, а ведомый прикрывал его от истребителей. Самолеты РЭБ Е-6В «Проулер» предназначались для ведения радиоэлектронной разведки в районе боевых действий и подавления работы радиоэлектронных средств (РЭС) системы ПВО противника. Самолет ДРЛО и управления Е-2С «Хокай» производил дальнее радиолокационное обнаружение воздушных целей, управление палубной авиацией и средствами обеспечения боевых действий, передачи на командные пункты ВМС необходимой информации о воздушных целях [10]. В операции «Буря в пустыне» авиакрылья шести авианосцев совершили 18 117 боевых вылетов. [11]
Как справедливо утверждает Д.А. Лесков, видно, что палубная авиация, созданная в начале прошлого века для решения задач разведки и обороны корабельных соединений, к концу века стала главным наступательным оружием для разрешения вооруженных конфликтов. И в настоящее время авиация, базирующаяся на авианосцах, играет роль присутствия некоторых стран во многих уголках миро-
вого океана, готовая в любой момент отстоять интересы своих государств [12].
Примечания:
1. Лесков, Д.А. Применения палубной авиации в локаль-
ных войнах XX века // URL: https://mipt.ru/upload/ medialibrary/788/m_2oepg4.pdf (дата обращения 14.06.2015)
2. Доценко, В.Д. Флоты в локальных конфликтах второй
половины XX века. - М. - СПб., 2001.
3. Там же.
4. Там же.
5. Лесков, Д.А. Указ. соч.
6. Там же.
7. Карнозов В. Авианосцы в войне за Фолклендские ос-
трова (часть 1) // Aviation Explorer. Содружество авиационных экспертов. 2015. 13 мая. URL: http:// www.aex.ru/docs/1/2015/5/13/2229/ (дата обращения 08.06. 2015).
8. Лесков, Д.А. Указ. соч.
9. «Буря в пустыне». Удар палубной авиации // Военное
обозрение. 2014. 6 марта. URL: http://topwar.ru/40888-burya-v-pustyne-udar-palubnoy-aviacii.html (дата обращения: 3.05.2015).
10. Лесков, Д.А. Указ. соч.
11. «Буря в пустыне» ...
12. Лесков, Д.А. Указ. соч.
214 -I