Научная статья на тему 'Применение палубной авиации в локальных войнахХХ века'

Применение палубной авиации в локальных войнахХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
576
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛУБНАЯ АВИАЦИЯ / DECK-BASED AIRCRAFT / ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ / LOCAL WARS / ХХ ВЕК / TWENTIETH CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуцал Алексей Николаевич

В настоящей статье рассматривается вопрос о применении палубной авиации в локальных войнах ХХ века. В качестве примера рассматриваются война во Вьетнаме, война за Фолклендскиеострова и операция «Буря в пустыне»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE DECK-BASED AIRCRAFT IN LOCAL WARS OF THETWENTIETH CENTURY

This article discusses the use of the deck-based aircraft in local wars of the twentieth century. Asan example, we discuss the war in Vietnam, the Falklands War and the operation "Desert Storm"

Текст научной работы на тему «Применение палубной авиации в локальных войнахХХ века»

УДК 355:94 «20» ББК 63(0)6-68

ПРИМЕНЕНИЕ ПАЛУБНОЙ АВИАЦИИ В ЛОКАЛЬНЫХ ВОИНАХ

XX ВЕКА

Гуцал Алексей Николаевич, слушатель Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Аннотация. В настоящей статье рассматривается вопрос о применении палубной авиации в локальных войнах XX века. В качестве примера рассматриваются война во Вьетнаме, война за Фолклендские острова и операция «Буря в пустыне».

Ключевые слова: палубная авиация, локальные войны, XXвек.

APPLICATION OF THE DECK-BASED AIRCRAFT IN LOCAL WARS OF THE

TWENTIETH CENTURY

Gutzal A.N.

Abstract. This article discusses the use of the deck-based aircraft in local wars of the twentieth century. As an example, we discuss the war in Vietnam, the Falklands War and the operation "Desert Storm." Keywords: deck-based aircraft, local wars, the twentieth century.

Еще во время Второй мировой войне авианосцы очень эффективно использовались в США, Англии и Японии. Как отмечает исследователь ДА. Лесков, это связано с тем, что палубная авиация решает задачи завоевания господства в воздухе на морских ТВД, нанесения массированных ударов по морским и наземным целям. Многие государства, восприняв опыт Второй мировой войны и оценив необходимость нахождения в составе флота авиации палубного базирования, строят авианосцы и авианесущие крейсера. К таким государствам относятся США, Англия, Италия, Франция, Испания, Индия, Россия. В последующем, ни один крупный локальный конфликт второй половины XX века не обходился без применения палубной авиации [1].

Автор книги «Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века» В.Д. Доценко приводит убедительные данные, подтверждающие, что в ходе

локальных конфликтов к нанесению ударов по наземным объектам привлекались различные рода сил: палубная авиация, артиллерийские корабли и ракетные катера. Масштабы их применения зависели от продолжительности локальной войны, размаха боевых действий и складывающейся обстановки. Основными формами применения сил флота при нанесении ударов по береговым военным, промышленным и другим объектам были операции и систематические действия. При этом, если в войне в Корее силы флота, как правило, использовались в форме операций, то в войне во Вьетнаме - в форме систематических действий, а в индо-пакистанском конфликте (1971 г.) и арабо-израильской войне (1973 г.) - в форме так называемых «набеговых операций» [2].

Главной силой в решении задачи, по справедливому утверждению Доценко, являлись авианосные ударные соединения (группы). Основной фор-

мой применения палубной авиации были массированные, групповые и одиночные удары - как самостоятельные, так и во взаимодействии со стратегической и тактической авиацией (воздушные операции). Одним из направлений оперативного взаимодействия палубной авиации и ВВС явилось распределение между ними районов действий. Авиация действовала преимущественно на приморских направлениях. Оперативное руководство взаимодействующей авиацией осуществлялось командованием ВВС. В локальных войнах почти не использовалась высокая мобильность авианосцев, которые фактически использовались как плавучие аэродромы, с которых круглосуточно совершала полеты авиация для нанесения ударов по объектам противника [3].

Война во Вьетнаме в значительной мере повлияла на развитие авиационной техники. На основе ее опыта в США получили развитие палубная реактивная авиация, беспилотные самолеты-разведчики, появились новые типы боеприпасов. В боевых действиях авианосцев отчетливо проявилась тенденция перехода от тактики одиночных носителей оружия к групповой, основанной на комплексном использовании различных средств поражения всеми тактическими группами в налете и на узкой «специализации» каждой из них. При нанесении ударов палубной авиацией по наземным объектам во Вьетнаме каждая ударная группа, решая свою специфическую задачу, обеспечивала в то же время действия других групп, применявших оружие. Эта же тенденция прослеживается в действиях ракетных катеров в индо-пакистанском конфликте и в арабо-израильской войне. К нанесению ударов по наземным объектам широко привлекались артиллерийские корабли. По признанию зарубежных военных специалистов, интенсивность их использования в локальных войнах была намного выше, чем во Вторую мировую войну. Командование американских ВМС, оценивая действия линейных кораблей во Вьетнаме, отметило, что их способность действовать практически в любых погодных условиях, большая точность и эффективность огня по поражению защищенных целей выдвинули линкор на первое место по сравнению с полевой артиллерией, бомбардировочной и штурмовой авиацией. При проведении локальных войн, как считают западные специалисты, необходимо и в дальнейшем наращивать артиллерийскую ударную мощь кораблей для нанесения ударов по береговым объектам [4].

Согласно сведениям Д.А. Лескова, во время вьетнамской войны США сформировали две мощные авианосные группировки в Тонкинском заливе. Авиация флота в основном располагала истре-

бителями Б-4В «Фантом-2», Б-8 «Крусейдер», штурмовиками А-4 «Скайхок» и А-1 «Скайрайдер». Вьетнамские летчики противопоставили МиГ-17 и МиГ-21 советского производства. Основные задачи авиации флота США сводились к нанесению бомбовых ударов по наземным целям и патрулированию воздушного пространства с целью завоевания господства в воздухе. Истребители, как правило, действовали четверками, редко парами. Штурмовики и истребители-бомбардировщики зачастую проводили атаки наземных целей с больших высот, что снижало точность ударов, но с лихвой компенсировалось большим количеством сбрасываемого бомбового груза. С появлением у вьетнамцев ЗРК С-75, который уверенно поражал воздушные цели на средних и больших высотах, авиация США стала нести большие потери. Принимались попытки уничтожить эти комплексы ударами с воздуха, но большого успеха они не принесли. Вследствие этого американцы создают эскадрилью «Уайлд Уизл» на вооружении которой стоят самолеты Б-41. Они несут по две противорадиолокационных ракеты АОМ-45, а под конец войны более современные АОМ-78. Основными противниками в воздушных боях в небе Вьетнама были Б-4В, Б-4С и МиГ-17, МиГ-21. Но если пилоты «фантомов» еще справлялись с МиГ-17, то с МиГ-21 у них возникали проблемы. У «фантома» был больший радиус и время разворота, чем у МиГ-21, что не позволяло ему быстро занять тактически выгоднейшую позицию, поэтому американские пилоты были вынуждены зачастую вести оборонительный воздушный бой. Если в начале войны соотношение сбитых самолетов было 1,2 к 1, то к концу войны МиГи-21 увеличили разрыв, и соотношение составило 4 к 1 в пользу вьетнамских летчиков [5].

Д.А. Лесков пишет, что во время англо-аргентинского конфликта 1982 года по поводу Фолклендских (Мальвинских) островов со стороны англичан использовались палубные истребители и штурмовики «Си Харриер». Всего на двух авианосцах было размещено 50 этих машин, которые приняли активное участие в боевых действиях. В основном эти самолеты вертикального взлета и посадки использовались для барражирования в зонах патрулирования, выполняя роль истребительных заслонов (30 самолетов) для прикрытия боевых порядков своих кораблей. 20 «Си Харриер» использовались для нанесения ударов по наземным и морским целям. Из-за малого запаса горючего и большого удаления района боевых действий от места базирования, английские самолеты не смогли в полной мере проявить свои возможности. Тем не менее, британские летчики очень успешно вели воздушные бои с более скоро-

стными истребителями аргентинцев «Супер Этан-дер». В течение конфликта было потеряно 6 истребителей и 4 штурмовика «Си Харриер» [6].

Известный российский аналитик В. Карнозов отмечает, что война за Фолклендские (Мальвинские) острова - единственный локальный конфликт, в котором противоборствующие стороны имели и использовали реактивные самолеты палубной авиации. Правда, до боя авианосцев дело не дошло: аргентинская ударная группа вышла в море, но не сумела поднять с короткой палубы авианосца «25 мая» штурмовики A-4Q Skyhawk, груженные бомбами, по причине полного штиля в Южной Атлантике 1 мая 1982 года. А на следующий день английская атомная подлодка HMS Conqueror торпедировала крейсер «Генерал Бельграно», после чего флот Аргентины вернулся в базы и простоял там вплоть до капитуляции губернатора Мальдивов генерала Марио Менендеса [7].

Большую роль английские ВМС отвели в этом конфликте вертолетам палубного базирования. Многоцелевые вертолеты «Линкс» и «Си Кинг» базировались на большинстве кораблей английской оперативной группы и использовались для решения широкого спектра задач. Насыщенность боевых порядков вертолетами и умелое применение обеспечили британцам качественное превосходство над аргентинцами и в конечном счете - решительную победу [8].

Последний раз авианосцы ВМС США массово применялись около четверти века назад - жаркой зимой 1991 года, во время наступательной операции «Буря в пустыне». Яростная 43-дневная воздушная война, сокрушившая армию Саддама Хуссейна, стала эталонным примером войн нового поколения, где ставки сделаны на качественное информационное обеспечение, высокоточное оружие и абсолютное техническое превосходство победителя над побежденным [9].

По сведениям Д.А. Лескова, из общего числа 1800 боевых самолетов, принадлежавших США, в зоне конфликта на борту авианосцев «Рейнджер» и «Мидуэй» находились 36 истребителей-бомбардировщиков F/A-18 «Хорнет», 20 палубных бомбардировщиков Грумман A-6E «Интрудер», 8 самолетов РЭБ Грумман EA-6B «Проулер», 4 самолета ДРЛО E-2C «Хокай», 6 вертолетов ПЛО Сикорский SH-3H и 70 самолетов и вертолетов других типов. На авианосцах «Саратога», «Джон Кеннеди», «Теодор Рузвельт» и «Америка», развернутых в Красном море, было размещено 68 истребителей F-14 «Томкэт», 44 истребителя-бомбардировщика F/A-18 «Хорнет», 24 палубных бомбардировщика A-6E, 24 палубных штурмовика A-7E «Корсар», 9 само-

летов ДРЛО Е-2С «Хокай», 5 самолетов РЭБ ЕА-6В «Проулер», 16 самолетов ПЛО Локхид 8-3А «Викинг», 6 вертолетов ПЛО 8Н-3Н, 10 самолетов РЭБ ПЛО Локхид 8А-3 «Викинг» и 70 самолетов других типов. Особую роль американское командование уделяло своим ЕА-6В. 88 палубных ЕА-6В взяли на себя основную задачу по постановке помех иракским РЛС, затрудняя им обнаружение ударных самолетов. Палубные истребители с началом конфликта использовались в двух режимах: «дежурство в воздухе» и «дежурство на палубе». В первые дни в воздухе одновременно находилось до десяти самолетов. В дальнейшем это количество было уменьшено в 2-3 раза. В значительной степени не оправдал надежд легкий штурмовик АУ-8В «Хар-риер-2». Главным недостатком самолета, помимо небольших радиуса действия и продолжительности нахождения в районе решения боевой задачи, что не позволяло ему осуществлять поиск и нанесение ударов по тактическим целям, явилась его низкая, по сравнению с другими типами штурмовиков, живучесть. В результате эти самолеты понесли наибольшие потери (было сбито шесть из 60 принимавших участие в боевых действиях). В ходе войны было разработано два варианта действий палубной авиации по обеспечению ПВО авианосных ударных групп. В первом варианте самолет ЕА-6В «Проулер» и пара истребителей «Томкэт» барражируют на удалении не более 100 км от авианосца («Хокай» - в пределах 200 км). Бортовое оборудование самолетов используется в пассивном режиме, приемная радиовахта открыта в УКВ диапазоне. С получением оповещения об обнаружении самолетов противника командный пункт ПВО АУГ дает команду самолету. Организуется ПВО АУГ силами палубной авиации «Проулер» и истребителями с занятием новой позиции в 300-350 км от центра ордера, в которую одновременно направляют вторую пару истребителей, на сформирование передового ВВП и начало действий. Доводятся также исходные данные для последующих действий: вид и направление воздушной угрозы, удаление рубежа перехвата, продолжительность нахождения на позиции барражирования и ожидаемое время посадки. Самолеты первой и второй пар встречаются в точке, расположенной на оси воздушной угрозы в 100 км от центра ордера АУГ на высоте 60008000 м. Затем они в едином боевом порядке следуют в назначенную позицию барражирования, по пути пополняя запасы топлива от самолета-заправщика, который взлетает с авианосца из положения дежурства (пятиминутная готовность). С выходом на рубеж наведения на высоте 9000-10000 м группа, сохраняя строй клина, барражирует галсами

длиной 70-90 км перпендикулярно направлению воздушной угрозы. Самолет РЭБ с обнаружением излучений радиоэлектронных средств противника информирует об этом истребители и ложится на курс сближения с источником излучения. Одновременно производится доклад об обнаруженных излучениях по форме «частота - пеленг» на самолет ДРЛО и управления Е-2С «Хокай», который ретранслирует сообщения на командный пункт ПВО АУГ. Далее самолет РЭБ по скорости изменения пеленга и интенсивности излучений РЭС определяет дальность до цели, передавая эту информацию на истребители. Затем он ложится на курс, равный пеленгу на цель, что является сигналом к началу активных действий истребителей и на включение их бортовых РЛС. Палубные истребители должны сначала вести воздушный бой за пределами визуальной видимости цели, применяя управляемые ракеты класса «воздух - воздух» большой и средней дальности стрельбы, а затем переходить к ближнему воздушному бою с использованием УР ближнего действия, а при необходимости и бортовых пушек. При ведении воздушного боя за пределами визуальной видимости истребитель должен в кратчайшее время сблизиться с целью, произвести пуск ракеты, а затем резкий маневр для уклонения отУР противника. В ближнем воздушном бою с использованием всеракурсных ракет предпочтительно их пуски выполнять со стороны передней полусферы самолета противника. Самолет РЭБ в ходе боя контролирует местоположение истребителей и поддерживает постоянный пассивный контакт с целями. Одновременно он осуществляет поиск работающих РЭС противника для обеспечения последующих атак или выявления возможных контратак истребителей противника. ВВП после выполнения задачи и при отсутствии излучений РЭС противника возвращается на авианосец. При подлете к району маневрирования АУГ разрешается использование истребителями и самолетом РЭБ бортовых РЛС. Однако в условиях жесткого контроля за электромагнитным излучением и в простых метеоусловиях посадка выполняется только с помощью визуальных средств. Во втором варианте пара истребителей барражирует в пределах 100 км, а самолет ДРЛО и управления - на удалении до 200 км от авианосца. По приказанию командного пункта ПВО АУГ самолет Е-2С «Хокай» и истребители направляются в район барражирования, расположенный в 500-600 км на пересечении оси воздушной угрозы и рубежа наведения. Одновременно с авианосца взлетают вторая пара истребителей и самолет ДРЛО и управления, которые следуют в свой район барражирования, находящийся в секто-

ре воздушной угрозы в 300-350 км от центра ордера. Они образуют второй воздушный барьер ПВО и являются связующим звеном между передовым ВВП и командным пунктом ПВО АУГ. Действия передового ВВП в составе самолета Е-2С и пары истребителей в основном аналогичны действиям ВВП с самолетом РЭБ. Однако на этапе наведения истребителей на противника самолету ДРЛО и управления разрешается включать РЛС на излучение для кругового поиска, но не более чем на три оборота антенны и с перестройкой частоты на каждом обороте. Такое разрешение дается в том случае, если в течение более 2 мин самолет Е-2С не может выполнять наведение по данным средств радиотехнической разведки. Режим активного поиска дает возможность также обнаруживать и выявлять местонахождение других воздушных целей противника и управлять истребителями при перехвате воздушных целей. В случае потери контакта с целью или обнаружения большого количества самолетов ограничения на использование бортовых ГЭС передового ВВП снимаются, для уничтожения или нейтрализации авиации противника применяются другие ВВП и истребители из положения «дежурство на палубе». В конфликте на Балканском полуострове авиация палубного базирования решала в основном задачи разведывательного характера в интересах тактической авиации НАТО наземного базирования. Разведывательная авиация палубного базирования ВМС США была представлена самолетами-разведчиками FR-14A и Р/А-18ЯС, а также самолетами РЭБ ЕА-6В «Проулер» и ДРЛО и управление Е-2С «Хокай». Они решали задачи поиска, обнаружения, передачи данных о противнике, наведения штурмовой и истребительной авиации, ведения радиотехнической разведки и использования средств радиопротиводействия в интересах авиационных и корабельных ударных групп. Разведывательные самолеты FR-МА - переоборудованный вариант палубного истребителя F-МА «Том-кэт». Для ведения воздушной разведки на них подвешивается контейнер с разведывательной аппаратурой. В кабине самолета установлена аппаратура отображения и передачи информации. При необходимости этот вариант самолета может быть использован по своему основному назначению, так как его системы вооружения остались без изменения. Самолет-разведчик F/А-18RС создан на базе многоцелевого самолета F/А-18. Его оборудование состоит из двух аэрофотоаппаратов, обеспечивающих панорамную съемку местности с малых и больших высот, и разведывательной ИК-аппаратуры, которая установлена в носовой части фюзеляжа вместо пушки. Разведывательные полеты выполнялись

ими, как правило, парами, причем в нужный район они обычно выводились при радиолокационном наблюдении и управлении с корабельного КП. Непосредственно разведку, в том числе и фотографирование объектов противника, осуществлял ведущий, а ведомый прикрывал его от истребителей. Самолеты РЭБ Е-6В «Проулер» предназначались для ведения радиоэлектронной разведки в районе боевых действий и подавления работы радиоэлектронных средств (РЭС) системы ПВО противника. Самолет ДРЛО и управления Е-2С «Хокай» производил дальнее радиолокационное обнаружение воздушных целей, управление палубной авиацией и средствами обеспечения боевых действий, передачи на командные пункты ВМС необходимой информации о воздушных целях [10]. В операции «Буря в пустыне» авиакрылья шести авианосцев совершили 18 117 боевых вылетов. [11]

Как справедливо утверждает Д.А. Лесков, видно, что палубная авиация, созданная в начале прошлого века для решения задач разведки и обороны корабельных соединений, к концу века стала главным наступательным оружием для разрешения вооруженных конфликтов. И в настоящее время авиация, базирующаяся на авианосцах, играет роль присутствия некоторых стран во многих уголках миро-

вого океана, готовая в любой момент отстоять интересы своих государств [12].

Примечания:

1. Лесков, Д.А. Применения палубной авиации в локаль-

ных войнах XX века // URL: https://mipt.ru/upload/ medialibrary/788/m_2oepg4.pdf (дата обращения 14.06.2015)

2. Доценко, В.Д. Флоты в локальных конфликтах второй

половины XX века. - М. - СПб., 2001.

3. Там же.

4. Там же.

5. Лесков, Д.А. Указ. соч.

6. Там же.

7. Карнозов В. Авианосцы в войне за Фолклендские ос-

трова (часть 1) // Aviation Explorer. Содружество авиационных экспертов. 2015. 13 мая. URL: http:// www.aex.ru/docs/1/2015/5/13/2229/ (дата обращения 08.06. 2015).

8. Лесков, Д.А. Указ. соч.

9. «Буря в пустыне». Удар палубной авиации // Военное

обозрение. 2014. 6 марта. URL: http://topwar.ru/40888-burya-v-pustyne-udar-palubnoy-aviacii.html (дата обращения: 3.05.2015).

10. Лесков, Д.А. Указ. соч.

11. «Буря в пустыне» ...

12. Лесков, Д.А. Указ. соч.

214 -I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.