экономические науки
Сергеева Наталия Митрофановна СОСТОЯНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ...
УДК 331.55
СОСТОЯНИЕ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
© 2018
Сергеева Наталия Митрофановна, кандидат фармацевтических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. К.Маркса, 3, e-mail:[email protected])
Аннотация. На уровне государственного управления национальной системой здравоохранения РФ одним из приоритетных направлений структурных преобразований является кадровая политика. В здравоохранении Курской области данный курс является важным видом социальной политики, особенно в удаленных районах. Перед сельским здравоохранением стоят большие задачи по улучшению материально-технической базы организаций сельского врачебного участка, дальнейшему совершенствованию и повышению уровня оказания медицинской помощи, улучшению показателей состояния здоровья сельского населения. Эффективное использование медицинских кадров не только способно повысить доступность медицинской помощи, но и повлиять на ее качество. Оказание врачом общей практики многопрофильной врачебной помощи решает интересы как системы здравоохранения - на уровне сельского врачебного участка нет профильных специалистов, так и населения - получение медицинской помощи по месту жительства сельского населения. В статье проведен анализ динамики численности врачебного персонала в районах Курской области за 2006-2015 гг., и исследована роль данного показателя в планировании и оптимизации работы муниципальных и государственных медицинских учреждений. В статье также рассмотрены современные представления по обеспечению преемственности работы врача общей практики в сельской местности с сельскими медицинскими организациями. Проведен аналитический обзор состояния проблемы по развитию института врача общей практики в сельской местности, и представлены основные недостатки в первичном звене сельского здравоохранения, а также описаны особенности общеврачебной практики в сельской местности.
Ключевые слова: численность врачебного персонала, сельская местность, врачи общей практики.
CONDITION OF MEDICAL STAFF IN RURAL LOCATION
© 2018
Sergeeva Natalia Mitrofanovna, candidate of pharmaceutical sciences, senior lecturer of the department of «Economics and management» Kursk State Medical University (305033, Russia, Kursk, K.Marx st., 3, e-mail: [email protected])
Abstract. At the level of public administration of the national health care system of the Russian Federation, personnel policy is one of the priority directions of structural transformations. In health care in the Kursk region, this course is an important type of social policy in remote areas. The rural health care has big tasks to improve the material and technical base of the rural medical unit, further improve and improve the level of medical care, and improve the health status of the rural population. Effective use of medical personnel not only can increase the availability of medical care, but also affect its quality. The general practitioner of multidisciplinary medical care solves the interests of both the health system - at the level of the rural medical sector there are no specialized specialists or the population - receiving medical care at the place of residence of the rural population. In the article, the analysis of the dynamics of the number of medical personnel in the Kursk region in 2006-2015 was carried out, the role of this indicator in planning and optimizing the work of municipal and state medical institutions was investigated. In the article modern ideas on ensuring the continuity of the GP practice in rural areas with rural medical organizations were considered. An analytical review of the state of the problem on the development of the institute of general practitioner in rural areas was carried out and the main shortcomings in the primary link of rural health were presented, as well as the features of general medical practice in rural areas were described.
Keywords: number of medical personnel, countryside, general practitioners.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Обеспечение реализации имеющегося кадрового потенциала является одним из ключевых направлений формирования эффективной системы здравоохранения, так как имеется существенный дефицит трудовых ресурсов. В особенности эта проблема касается сельских жителей. Рост продолжительности жизни, повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение качества жизни населения зависит от ряда факторов, среди которых одним из наиболее важных является состояние системы здравоохранения, реализация потенциала которой в высокой мере определяется качеством и уровнем обеспеченности медицинскими кадрами. Однако здесь кроется одна из основных проблем системы здравоохранения - их нехватка, определяемая целым рядом сдерживающих факторов: низкая социальная привлекательность работы в первичном медико-санитарном звене, низкая социальная инфраструктура в районах области, низкая оплата труда и неблагоприятные социально-бытовые условия работы и проживания на данной территории [1, 2]. Поэтому вопросы эффективного использования имеющихся кадров в сельской местности нуждаются в реформировании.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Большое значение
для работы врачом в условиях сельской местности имеют профессиональные аспекты работы в соответствующих медицинских учреждениях, и, особенно, отношение к ним потенциального или действующего сотрудника. Одним из наиболее важных вопросов, рассматриваемых в отечественной литературе, является выявление факторов, оказывающих влияние на привлечение кадров для работы в сельской местности для организации эффективного оказания медицинской помощи районному населению. Важным фактором неудовлетворенности работой в сельской местности остается невысокая заработная плата при низких возможностях реализации социальных потребностей людей. В такой ситуации именно финансовая составляющая профессиональной деятельности является стимулом для трудовой миграции, например, из города к периферийным районам областей. Также в качестве еще одного фактора данные ученые отмечают роль социальной защищенности, что обусловлено устойчивостью государственных учреждений особенно в кризисное время, а также рядом предоставляемых социальных гарантий и поддержкой со стороны государства [3-8].
Другие ученые [9-19] рассматривали проблему кадрового состава с точки зрения ресурсного подхода. Для планирования деятельности медицинской организации, а также для оптимизации финансовых и материальных затрат необходимо знать количество медицинского персонала, которое в амбулаторно-поликлинических усло-
Sergeeva Natalia Mitrofanovna economic
CONDITION OF MEDICAL ... sceinces
виях зависит от интенсивности потока пациентов или регулируется нормативными документами федерального или регионального уровня. Поэтому для улучшения эффективности работы в данных условиях важно увеличение численности среднего и вспомогательного персонала для снижения нагрузки на врачебный персонал. Также численность кадрового состава важна и в стационарных условиях оказания медицинской помощи. Кадровый потенциал в этом случае имеет прямую зависимость от коечного фонда. В этом случае требуется постоянное повышение квалификации персонала. Если данное требование будет проводиться за счет медицинской организации, то это также является очередным фактором, позволяющим обеспечить привлечение высококвалифицированных кадров [20, 21].
Ряд авторов отмечают [22, 23], что плохое состояние материально-технической базы (в особенности уровень обеспеченности лекарственными препаратами, необходимым медицинским оборудованием и инвентарем), приводит не только к неэффективной работе медицинских учреждений в сельской местности, но и снижает привлекательность работы врачебного персонала в данных организациях. Укрепление материально-технической базы больницы служит основой для повышения качества и доступности специализированной медицинской помощи населению, а также для обеспечения эффективности использования кадровых и иных ресурсов.
Формирование целей статьи (постановка задания). Изучить состояние и динамику развития численности врачебного персонала в сельской местности, а также оценить возможности оптимизации использования кадрового потенциала.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Возможности, темпы и эффективность реформирования здравоохранения в сельской местности в связи с этапностью организации медицинской помощи, наличием в ряде случаев единственного медицинского учреждения в населенном пункте, существенно отличаются от возможностей, темпов и эффективности реформирования здравоохранения в крупных городах [24, 25]. Особенности проживания в сельской местности (отдаленность от ЦРП, проблемы транспортной доступности, характер расселения сельского населения, постарение населения) оказывают значительное влияние на объем и уровень обеспечения медицинской помощью сельского населения. Значительная удаленность места жительства пожилых и старых больных от лечебного учреждения может привести и к запаздыванию необходимой медицинской помощи не только при хронических заболеваниях, но и неотложных ситуациях. Состояние кадрового потенциала в районах Курской области характеризует динамика изменения его численности (таблица 1).
Изменение коснулось всех районов Курской области, однако почти повсеместно оно незначительно. Данный временной интервал выбран исходя из реализации национальных проектов и программ. Так, в 2006 году начинается реализация национального проекта «Здоровье», направлениями которого являются подготовка и переподготовка врачей общей практики, а также повышение заработной платы медицинских работников (персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, 5 тыс. руб.).
В связи с этим в первый год положительных сдвигов в кадровой политике добились следующие районы Курской области: Кореневский (+1), Льговский (+13), Пристенский (+1), Рыльский (+8), Суджанский (+2), Щигровский (+13). Однако данный рост на этих территориях объясняется и высокой плотностью населения, и 170
большой площадью.
Таблица 1- Динамика численности врачебного персонала в районах курской области в 2006-2015гг.
Р™. 2006 2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Изменение 2015 к 2006
Беловский 43 42 42 43 43 43 45 42 40 42 -1
Большее о лдатский 22 22 22 22 22 21 23 23 23 22 0
Гл\шковский 57 57 56 53 52 52 46 46 46 47 -10
Горшеченский 42 41 41 41 41 41 39 43 43 46 4
Дмитриевский 42 42 40 3S 38 3S 37 35 39 3S -4
Же л езиогор с кий 20 IS 19 19 20 19 23 23 25 27 7
Золотухинский 41 40 39 37 37 34 35 35 39 43 2
Касторенский 43 43 43 42 42 42 3S 35 34 36 -7
Конышевский 23 23 23 22 22 20 21 20 23 19 -4
Кореневский 32 33 33 34 35 37 34 35 30 36 4
Курский so 161 220 284 269 284 274 265 268 4S0 400
Курчатовский 36 35 33 31 30 29 28 29 28 30 -6
Льговский 44 59 75 78 78 79 71 67 67 60 16
Мантур о вс кий 26 26 25 24 24 24 26 27 25 24 -2
Медвенский 43 43 43 41 40 35 36 34 35 39 -4
Обоянский 73 72 72 71 71 72 63 63 6S 63 -10
Октябрьский 43 42 40 40 40 41 39 42 49 46 3
Поньфовский 25 24 24 24 24 24 22 23 24 26 1
Прнстгнспш 34 35 35 34 33 31 30 30 30 33 -1
Рыльский 78 S6 9S 104 105 96 93 94 100 85 7
Советский 34 34 35 36 37 36 34 35 35 35 1
Солнцевский 29 29 30 33 34 35 31 30 28 26 -3
Суджанский 60 62 64 63 63 61 66 61 63 62 2
Тиыскнй 30 30 30 29 28 27 27 25 28 31 1
Фатежский 45 46 46 45 44 40 40 39 38 37 -8
Хомутовский 20 20 20 20 20 20 18 17 20 20 0
Черемисиновский 33 33 32 31 30 30 2S 27 27 29 -4
Щигровский 43 56 69 70 70 69 64 59 66 59 16
Значительные изменения начались в 2013 году, так как около половины регионов имели положительную тенденцию в кадровом развитии. Исходя из основных положений «Дорожной карты» и целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 годы и на период до 2020 года» стало возможно привлечение специалистов благодаря улучшению жилищных условий, а именно строительству жилья для специалистов и молодых семей, а также росту сельского населения, обеспеченного появлением фельдшерско-акушерских пунктов. Предусмотренные плановые показатели по улучшению социально-бытовых условий были перевыполнены на 42% в 2015 году. К 2015 г. государственный проект считается завершенным, что предоставляет возможность оценить промежуточный результат эффективности работы врача, ее медицинскую и социальную составляющие [16]. В Курской области наибольшие изменения (не считая областного центра) отмечаются в ряде районов, хотя общей ситуацией в регионе является дифференциация кадрового состава. Так, в ряде районов не была выполнена национальная программа, и с момента начала модернизации здравоохранения показатели численности врачебного персонала имели отрицательную тенденцию - Беловский (-1), Горшеченский (-10), Касторенский (-7), Конышевский (-4), Курчатовский (-6), Мантуровский, Обоянский (-10), Пристенский (-1), Солнцевский (-3), Черемисиновский (-4). В основе данного положения лежит естественная убыль населения и удаленность от центра.
Проблема дефицита врачей в сельской местности и их недостаточная квалификация, рост неудовлетворенности сельского населения условиями и местом оказания врачебной помощи решалась с помощью ввода врачей общей практики [27-29]. Тенденция увеличение числа населения старшего возраста особенно наглядна в сельской местности, где пожилые лица составляют большую часть населения, а, значит, формируют основной контингент пациентов для лечебной и профилактической работы врача. Доступность медицинской помощи для лиц старших возрастных групп напрямую связана с удалением их места жительства от лечебного учреждения, так как для этой категории пациентов характерно снижение мобильности, особенно в период заболевания. Внедрение такого рода врачей ведет к оказанию многопрофильной медицинской помощи по месту жительства, что приводит к снижению обращаемости к профильным специалистам в ЦРБ, что позволяет снизить финансовые и временные затраты больных и самой больницы [30, 31]. Также ощутим положительный эффект от внедрения врачей общей практики за счет оказания медицинской помощи всем категориям пациентов, использования современной доступной технологии в диагностике Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
экономические науки
Сергеева Наталия Митрофановна СОСТОЯНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ...
и лечении заболеваний, улучшение здоровья населения путем реализации государственных программ.
На базе Курского государственного медицинского университета готовят врачей общей практики. Однако ввиду того, что не во всех районах имеются отделения для работы врачей данной специализации, образуется дифференциация трудовых и финансовых ресурсов. В Курской области организована работа 22 отделений общей врачебной практики всего в 14 сельских районах. В настоящее время фактически в медицинских организациях 13 районов осуществляют трудовую деятельность 20 врачей: Беловская ЦРБ - 1, Горшеченская ЦРБ - 3, Железногорская ЦРБ - 3, Золотухинская ЦРБ - 1,Касторенская ЦРБ - 1, Конышевская ЦРБ - 1, Курская ЦРБ - 2 (в том числе, 1 - на базе Камышинской амбулатории), Льговская ЦРБ - 2, Поныровская ЦРБ -1, Пристенская ЦРБ - 1, Советская ЦРБ - 1, Фатежская ЦРБ - 1, Щигровская ЦРБ - 2. Благодаря этому во многих представленных районах была достигнута положительная динамика численности врачебного персонала.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проблема эффективности использования медицинских кадров в районах Курской области привела к внедрению новой профессиональной подготовки - врачей общей практики. Данное направление реализации целевой политики развития сельских территорий 2014-2020 гг. способствует рациональному использованию врачей первичного звена сельского здравоохранения, снижению затрат на амбу-латорно-поликлиническую и стационарную помощь за счет динамического наблюдения за здоровьем пациентов и профилактики заболеваний, а также сокращению затрат на оказание скорой медицинской помощи за счет обслуживания вызовов врачами и фельдшерами общей практики. На данные должности следует принимать молодых специалистов так как возраст, как жителей, так и медицинского персонала в сельской местности, относится к пожилому. Для привлечения врачей в районы Курской области проводилась активная политика по строительству ФАПов и улучшению жилищных условий медицинского персонала, а с помощью государственных программ данной категории рабочих увеличилась заработная плата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лакунин К.Ю., Филатов В.Б. К вопросу о термине «сельское здравоохранение» // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 5. С. 44-45.
2. Юрова И.Ю., Андриянова Е.А., Федорова Л.М., Масляков В.В. Проблема здоровьесбережения сельского населения современного российского общества // Фундаментальные исследования. 2014. № 7-5. С. 10651069.
3. Дощанникова О.А., Дощанников Д.А. Дифференцированная оценка профессиональных аспектов работы врача сельской местности // В сборнике: Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2017. С. 227-232.
4. Страхова О.А., Швецова О.А., Кузьминкова М.Н., Соколова М.А. Стратегическое управление в многопрофильном медицинском центре // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 123-129.
5. Сергеева Н.М. Мотивация медицинских кадров как фактор развития учреждений здравоохранения // Иннов: электронный научный журнал. 2017. № 3 (32). URL :http://www.innov.m/stience/economy/motivatsiya-meditsinskikh-kadrov-ka/
6. Пенькова Н.В. Эффективность использования трудовых ресурсов в системе здравоохранения региона // В сборнике: Моделирование и прогнозирование развития отраслей социально-экономической сферы материа-
лы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 48-54.
7. Коробкова О.К. Проблемы совершенствования оказания медицинских услуг в сельской местности регионов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1 (33). С. 179-186.
8. Башкуева Е.Ю. Анализ состояния сельского здравоохранения республики Бурятия (по материалам Баргузинского района) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 63-67.
9. Куликова О.М. Оптимизация процессов планирования и использования ресурсов в сфере здравоохранения РФ // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2016. № 4 (20). С. 27-32.
10. Голотина В.Ю., Чернова О.А. Мультипликативные эффекты развития социально-трудовых отношений в здравоохранении // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 58-61.
11. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. III часть (коечный фонд). 2015 // Минздрав России, Департамент мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения; ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения». - М., 2016. - 270 с.
12. Галкин К.А., Малахов И.Н. От любви до неудовлетворенности. Удовлетворённость и профессиональная идентичность персонала и молодых врачей центров амбулаторной хирургии Санкт-Петербурга // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 457-460.
13. Емельянов О.В. Обоснования планирования организации и ресурсного обеспечения стационарной медицинской помощи крупного города // Дисс. докт. мед. наук. — М., 2016.
14. Логутова Е.В. Гендерные особенности проявления синдрома профессионального выгорания у медицинских работников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 268-271.
15. Щепин В.О. Стpуктуpно-функциональные пpеобpазования системы лечебно-пpофилактической помощи населению Российской Федеpации в последнее десятилетие. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013. №1. С. 34-38.
16. Черезова Я.А., Халиманенко С.Н. Сравнительный анализ систем мотивации персонала коммерческой и бюджетной организаций отрасли здравоохранения // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 264-267.
17. Тетенёва Т.А., Куркин А.В., Богданова Е.Л. Превентивная медицина в россии: тренды развития // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 185-187.
18. Озина А.М., Чернышов А.Н. Методология и инструментарии создания региональной системы социального партнерства в здравоохранении и образовании // Вестник НГИЭИ. 2017. № 11 (78). С. 120-129.
19. Голотина В.Ю. Механизмы государственно-частного партнерства в развитии кадрового потенциала в сфере здравоохранения // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 91-94.
20. Власова О.В. Исследование кадрового потенциала регионального здравоохранения (на примере Курской области) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. №11. С. 69.
21. Плотникова О.В. Профессиональные сообщества как социальный механизм реализации кадровой политики в здравоохранении // Исследования и практика в медицине. 2016. Т. 3. № 3. С. 91-96.
22. Лазаренко В.А. Региональные задачи реализации государственной кадровой политики в сфере здравоохранения // В сборнике: Моделирование и прогнозирование развития отраслей социально-экономической сферы материалы всероссийской научно-практической конфе-
Sergeeva Natalia Mitrofanovna
CONDITION OF MEDICAL .
economic sceinces
ренции с международным участием. 2016. С. 8-11.
23. Каприн А.Д., Костин А.А., Пономаренко Б.Т., Гриднев О.В., Самсонов Ю.В. Совершенствование кадровых процессов как условие модернизации кадровой политики в системе здравоохранения // Исследования и практика в медицине. 2015. Т. 2. № 2. С. 92-96.
24. Зюкин Д.А., Беляев С.А. Оптимизации системы управления медицинскими кадрами региона // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 11-6. С. 1145-1148.
25. Рухман А.А., Слинько А.А. Кадровая политика и формирование эффективной системы менеджмента в здравоохранении // Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 4 (27). С. 103-106.
26. Наджафова М.Н. Трудовые ресурсы как фактор повышения эффективности функционирования отрасли здравоохранения // Научный альманах Центрального Черноземья. 2014. №2. С. 146-148.
27. Титова Е.Я. Кадровая политика в здравоохранении: риски и пути решения // Анализ риска здоровью. 2017. № 1. С. 125-131.
28. Костин А.А., Пономаренко Б.Т., Самсонов Ю.В. Государственная кадровая политика в сфере здравоохранения // Научное издание / Общ. ред. Костина А.А., Пономаренко Б.Т.. Москва, 2015.
29. Каприн А.Д., Костин А.А., Пономаренко Б.Т., Гриднев О.В., Самсонов Ю.В. Модернизация последипломного образования врачей как фактор реализации кадровой политики в здравоохранении // Исследования и практика в медицине. 2015. Т. 2. № 3. С. 107-112.
30. Шехсаидова З.М., Авазян Ш.Г. Социальные аспекты кадровой политики в здравоохранении // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 2-2. С. 185.
31. Гладских Н.А., Судаков О.В., Алексеев Н.Ю., Богачева Е.В. Принципы моделирования и управления системой здравоохранения // Прикладные информационные аспекты медицины. 2016. Т. 19. № 3. С. 47-52.
Статья поступила в редакцию 30.12.2017
Статья принята к публикации 26.03.2018
172
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)