УДК 616.831-002
С.Г. КОТЮЖИНСКАЯ, А.И. ГОЖЕНКО
Одесский национальный медицинский университет, Украина ГП НИИ Медицины транспорта, г. Одесса, Украина
СОСТОЯНИЕ ЛИПИДТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ У БОЛЬНЫХ С ГИПЕРФУНКЦИЕЙ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
Изучали особенности показателей липидтранспортной системы при заболеваниях с явлениями гипергепаринемии у больных гипертиреозом. Проведенный нами анализ состояния липидтранспортной системы при гипертиреозе, продемонстрировал гипохолестеринемию и гипотриглицеридемию на фоне увеличенной концентрации ХС-ЛПВП, что обусловлено повышенной активностью ЛПЛ за счет влияния на нее гепарина, содержащегося в большом количестве в данной группе обследованных пациентов. Увеличение концентрации гепарина в крови при гипертиреозе, на наш взгляд, может быть ответной реакцией гладкомышечных клеток на эндотелиальное напряжение из -за гиперфункции сосудов, вызванное действием тиреоидных гормонов и, особенно, метаболических изменений, которые возникают в тканях при энергетической недостаточности вследствие их действия на митохондрии. Ключевые слова: липидранспортная система, гепарин, липопротеинлипаза
Актуальность темы. В настоящее время доказано, что к числу наиболее значимых факторов риска развития и прогрессирования атеросклероза относятся
дислипидемии, артериальная гипертензия, сахарный диабет, ожирение и длительное психо-эмоциональное напряжение [3,6,9].
Вместе с тем в литературе имеются противоречивые сведения о роли тех или иных факторов риска атеросклероза. Известно, что инфаркт миокарда при гипертиреозе встречается достаточно редко, несмотря на то, что для данных больных характерна эндотелиальная дисфункция, вследствие увеличения ЧСС, артериального давления, ударного объема, повышенной сократительной способности миокарда [9]. Установлено также, что избыток тиреоидных гормонов вызывает нарушения энергетического обмена, что приводит к активации процессов перекисного окисления липидов [1]. Следовательно, существуют все необходимые предпосылки для развития атеросклеротического повреждения сосудов, которое не наблюдается. В последнее время сформулировано понятие липидтранспортной системы, которая обеспечивает доставку липидов от тонкого кишечника, либо жировой ткани к органам и тканям, использующих их [7]. При этом важно то, что все липопротеиды различных классов рассматриваются как звенья одной цепи. Вместе с тем, следует обратить внимание, что жирные кислоты, используемые клетками, высвобождаются только на уровне стенки сосудов. По сути дела липопротеины доставляют триглицериды только к эндотелиальным клеткам. Последний этап начинается с действия на липопротеиды липопротеинлипазы (ЛПЛ), которая расщепляет основные энергетически значимые липиды - триглицериды на жирные кислоты и глицерин, которые и усваиваются тканями [2,4,10]. Несмотря на многочисленные исследования, остается не до конца выясненным вопрос о функциональном взаимоотношении липидтранспортной системы и ЛПЛ, которую, как известно, активирует гепарин и их участии в тра нспорте липидов.
В этой связи становится актуальным проведение исследований, которые позволили бы установить
патогенетические механизмы формирования нарушений функционирования липидтранспортной системы с учетом состояния гепариногово статуса больных. Цель исследования. Изучение особенностей показателей липидтранспортной системы при заболеваниях с явлениями гипергепаринемии у больных гипертиреозом. Материалы и методы исследования. В состав анализируемой выборки было включено 22 пациента с диффузным токсическим зобом, из них 16 (72,7%) мужчин и 6 (27,3%) женщин, средний возраст которых составил 43,4±9,6 лет (44,2±10,5 года - у мужчин, 42,6±8,7 года - у женщин), проходивших лечение в терапевтическом отделении областной больницы г. Одессы. Диагноз диффузного токсического зоба основывался на характерных клинических симптомах и результатах гормонального обследования. Критерии исключения: тиреотоксикоз тяжелой степени, наличие токсической аденомы, прием йодсодержащих или тиреостатических препаратов, хронические заболевания в стадии декомпенсации. Контролем служила группа из 17 практически здоровых добровольцев, в возрасте 41,4±2,1 года. Группы были сопоставимы по возрасту и полу.
Исследования липидтранспортной системы проводили ферментативным методом с использование тест-наборов фирмы «Cormay Diana» (Польша). Определяли содержание общего холестерина (ОХС) и триглициридов (ТГ) в сыворотке плазмы и уровень холестерина в липопротеидах высокой плотности (ХС-ЛПВП). Концентрацию ХС-ЛПВП устанавливали после осаждения фракций липопротеидов низкой плотности (ЛПНП) и липопротеидов очень низкой плотности (ЛПОНП) под действием гепарина и ионов марганца. Содержание ХС в ХС-ЛПНП и ХС-ЛПОНП рассчитывали математически по формуле Фридвальта, коэффициент атерогенности (КА) -по А.Н. Климову.
Содержание гепарина определяли по реакции с толуидиновым синим по методу Pieptea в модификации А. П. Чернышовой [8].
Активность липопротеинлипазы (ЛПЛ) плазмы крови определяли титрованием по методу Т. Olivecrona в модификации В.Н.Титова [7]. В ходе исследований нами
проводилась оценка эффективности липолиза плазменных ТГ in vivo и расчет коэффициента эффективности липолиза по Ю. В. Фроловой и соавт. [ 5]. Статистическую обработку материала проводили на персональном компьютере с помощью программ «Excel ». Достоверность различий оценивали по критерию Стьюдента. Для оценки корреляционных взаимоотношений между изучаемыми показателями применялся линейный корреляционный анализ с расчетом коэффициента линейной корреляции Пирсона (r). Различия считали достоверными при уровне значимости не менее 95 % (р D0,05). Результаты и обсуждение. Анализ содержания гепарина в крови лиц исследуемой группы показал, что у больных диффузным токсическим зобом уровень гепарина составил 10,72±1,13 против 6,03±0,27 МЕ/мл в контрольной группе (р<0,05), что дает нам основания рассматривать данное явление как состояние гипергепаринемии. Очевидно, увеличение
концентрации гепарина у больных ТГ обеспечивается активацией тучных клеток, синтезом и секрецией ими гепарина в окружающие ткани и просвет кровеносных сосудов.
Изучив показатели липидного спектра у пациентов с гипертиреозом на фоне гипергепаринемии, нами было отмечено достоверное снижение уровня ОХС на 25,5 % (р<0,05) относительно контрольных величин (табл.). Следует отметить, что концентрация ОХС у пациентов с ГТ при этом оставалась в диапазоне референтных значений. Обращала на себя внимание тенденция к снижению показателей ХС-ЛПНП (на 7,2 %) и достоверное понижение концентрации ТГ (на 38,2 %) относительно контрольных данных. Концентрация атерогенной фракции липидов, а, именно, ХС-ЛПОНП уменьшалась в 1,5 раза по сравнению с показателями контрольной группы. Отличительной особенностью в группе больных ГТ было увеличение уровня ХС-ЛПВП.
Таблица - Показатели липидного обмена в исследуемых группах, (M±m)
Показатели, ммоль/л Контроль ГТ
(n=17) (n=22)
ОХС 4,89±0,16 3,98±0,05*
ХС-ЛПВП 1,62±0,02 1,71±0,02*
ТГ 1,29±0,11 0,95±0,04*
ХС-ЛПНП 2,53±0,14 2,05±0,47
ХС-ЛПОНП 0,74±0,18 0,51±0,16
КА, ед. 2,37±0,25 1,22±0,03*
Примечание: * - р < 0,05 - достоверность различий по сравнению с контрольной группой.
Таким образом, проведенный анализ позволяет констатировать, что при гипертиреозе на фоне гипергепаринемии состояние липидтранспортной системы характеризуется антиатерогенно й
направленностью, что подтверждает динамика относительных показателей атерогенности сыворотки крови - достоверное снижение КА (на 49,6 %, р<0,05), ОХС/ХС ЛПВП (на 34,5 %, р<0,05), ХС-ЛПНП/ХС-ЛПВП (на 46,0 %, р<0,05) и ТГ/ХС-ЛПВП (на 35,7 %, р<0,05) относительно контрольной группы.
При проведении корреляционного анализа в данной группе установлено наличие взаимосвязей с положительным вектором между уровнем ОХС и содержанием ЛПОНП (г=0,52, р<0,05), ТГ (г=0,61, р<0,05), а также корреляционная зависимость с отрицательным вектором между уровнем ОХС и содержанием ЛПВП (г=-0,56, р<0,05).
Активность ЛПЛ в плазме крови у лиц группы исследования была 12,47±1,16 против 9,16±0,54 ммоль/л/ч у здоровых добровольцев. Следует отметить, что у лиц с ГТ уровень липолиза ТГ снижался на 54,74 %, в то время как в контрольной группе только на 24,12 %.
Такая активность ЛПЛ, на наш взгляд, обусловлена повышенной концентрацией гепарина, что и приводит липидтранспортную систему в антиатерогенное состояние.
Заключение. Таким образом, проведенный нами анализ состояния липидтранспортной системы при гипертиреозе, продемонстрировал гипохолестеринемию и гипотриглицеридемию на фоне увеличенной концентрации ХС-ЛПВП, что обусловлено повышенной активностью ЛПЛ за счет влияния на нее гепарина, содержащегося в большом количестве в данной группе обследованных пациентов.
Увеличение концентрации гепарина в крови при гипертиреозе, на наш взгляд, может быть ответной реакцией гладкомышечных клеток на эндотелиальное напряжение из-за гиперфункции сосудов, вызванное действием тиреоидных гормонов и, особенно, метаболических изменений, которые возникают в тканях при энергетической недостаточности вследствие их действия на митохондрии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Климов А.Н., Никульчева Н.Г. Обмен липидов и липопротеидов и его нарушения / Руководство для врачей. - Спб.: Питер, 2009. - 234 с.
2 Кондашевская М.В. Тучные клетки и гепарин - ключевые звенья в адаптивных и патологических процессах / М.В. Кондрашевская // Вестник РАМН. - 2010. - № 6. - С. 49-54.
3 Кухарчук В.В. Спорные и нерешенные вопросы в проблеме атеросклероза в первой декаде XXI века / В.В. Кухарчук // Терапевтический архив. - 2009. - Т. 81, № 5. - С. 14-22.
4 Ляпина Л.А., Ульянов А.М. Современные данные о гепарине и его биохимические свойства // Успехи современной биологии. - 2007. - Т. 103. - Вып. 1. - С. 69-85.
5 Роль активности липопротеидлипазы, гиперинсулинемии и уровня неэстерифицированных жирных кислот в развитии дислипопротеидемий / Ю.В. Фролова, Е.В.Агеева, Т.В. Виноградова и др. // Медицинский академический жур нал - 2005. - Т 5. - № 4. - С. 43-49.
6 Талаева Т.В., Братусь В.В. Атеросклероз: многофакторность и системность патогенеза / Т.В. Талаева, В.В. Братусь // Украшський кардголопчний журнал. - 2007. -№ 5. - С. 101-111.
7 Титов В.Н. Атеросклероз как патология полиеновых жирных кислот. Биологические основы теории атеросклероза / В.Н. Титов. - М.: 2002. - 495 с.
8 Чернышова А.П. Основные ферментативные процессы в патологии и клинике ревматизма / А.П.Чернышева // Труды НГМИ. - Новосибирск: 1960. - C. 430-437.
9 Факторы и механизмы развития коронарного атеросклероза / Ю.И. Рагино, А.М. Чернявский, А.М. Волков, И.И. Волкова, М.И. Воевода. - Новосибирск: Наука, 2011. - 168 с.
10 Tsutsumi K. Lipoprotein Lipase and Atherosclerosis // Current Vascular Pharmacology. - 2003. - № 1. - Р. 11-17.
S. KOTYUZHYNSKAYA, A. GOZHENKO
Odessa National Medical University SD «Ukrainian research Institute of medicine of transport», Odessa
STATE OF LIPID TRANSPORT SYSTEM OF SYSTEM FOR PATIENTS WITH HYPERFUNCTION OF THYROID
Resume: Study of features of indexes of the lipid transport system at diseases with the phenomena of hyperheparinemia for patients hyperthyroidism.
Analysis of the state of the lipid transport system conducted by us at hyperthyroidism, hypocholesterolemia and hypotriglyceridemia showed on a background the increase concentration of cholesterol -HDL, that it contingently the over activity of lipoprotein lipase due to influence on her the heparin contained in great numbers in this group of the inspected patients. Increase of concentration of heparin in blood at hyperthyroidism, in our view, can be the return reaction of smooth cells on endothelial tension from the hyper function of vessels, caused by the action of thyroid hormones and, espeaally, metabolic changes tha t arise up in tissues at power insufficiency because of their operating on mitochondria's. Keywords: lipid transport system, heparin, lipoprotein lipase.