Научная статья на тему 'Состояние лекарственного обеспечения в Республике Беларусь'

Состояние лекарственного обеспечения в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние лекарственного обеспечения в Республике Беларусь»

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦЯ

«НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА»

Л.А. Реутская

СОСТОЯНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Согласно Конституции Республики Беларусь, одним из основных прав человека является право на охрану здоровья, в том числе и на получение своевременной медицинской помощи. Важным условием обеспечения населения медицинской помощью является доступность лекарственных средств. Эта доступность обеспечивается государством путем насыщения внутреннего рынка безопасными, эффективными и качественными лекарственными средствами, в необходимом объеме и по доступным ценам. Кроме этого, задачами лекарственной политики являются: рациональное назначение и правильное использование ЛС, развитие фармацевтической науки, снижение импортозависимости, переход к международным стандартам организации производства лекарственных средств и совершенствование нормативноправовой базы.

В 2007 году в фармацевтическом секторе здравоохранения Беларуси произошло несколько исторических событий, важнейшим из которых, безусловно, является вступление в силу с 3 февраля Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. № 161-З «О лекарственных средствах». Принятие Закона позволило усовершенствовать правовые и организационные основы государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств, систематизировать многочисленные подзаконные акты, в том числе утратившие свою актуальность.

Правовые нормы Закона направлены на:

- устранение пробелов в правовом регулировании;

- обеспечение гарантированного качества

лекарственных средств, поступающих на внутренний рынок;

- развитие отечественного производства в соответствии с международными требованиями;

- создание условий полноправного участия Республики Беларусь в международной торговле лекарственными средствами.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О лекарственных средствах» государственное регулирование в сфере обращения лекарственных средств осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство здравоохранения Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции и в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. При этом:

1. Г осударственную политику в сфере обращения лекарственных средств определяет Президент Республики Беларусь.

2. Реализацию государственной политики в сфере обращения лекарственных средств обеспечивает Совет Министров Республики Беларусь.

3. Министерство здравоохранения Республики Беларусь реализует государственную политику в сфере обращения лекарственных средств путем:

• государственной регистрации лекарственных средств;

• лицензирования фармацевтической деятельности;

• государственного контроля за качеством лекарственных средств;

• контроля за побочными реакциями на лекарственные средства;

• государственного надзора за соблюдением условий промышленного производства, аптечного изготовления, реализации, хранения, транспортировки и медицинского применения в организациях здравоохранения лекарственных средств;

• изъятия из обращения некачественных и фальсифицированных лекарственных средств;

• осуществления иных функций, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

4. Местные исполнительные и распорядительные органы проводят государственную политику в сфере обращения лекарственных средств в пределах компетенции, определяемой законодательством Республики Беларусь.

Лекарственные средства имеют высокую общественную ценность, так как являются товаром для всех членов общества, но не обычным предметом потребления, а особой продукцией, качество которой не способны оценить те, кто ее предписывает и потребляет и которая может нанести вред здоровью человека при нарушении правил создания, испытания, производства, хранения, реализации и применения. Это определяет решающие функции государства по регулированию обращения лекарственных средств, возлагает особую ответственность на специалистов, работающих в фармацевтическом секторе, и определяет необходимость создания и эффективного функционирования в государстве системы обеспечения качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на всех этапах их продвижения.

Высокоразвитыми государствами мира, имеющими эффективную рыночную экономику, признана неэффективность рыночного механизма в отношении обращения лекарственных средств и необходимость жесткого государственного регулирования в целях введения норм и правил производства и обращения лекарственных средств, профессиональных стандартов специалистов, объективности и доступности информации о лекарственных средствах, а также обеспечения экономической доступности всех слоев населения к качественным, эффективным и безопасным лекарственным средствам.

В целях реализации принципа территориальной доступности в Республике Беларусь создана сеть субъектов фармацевтического рынка, осуществляющих оптовую и розничную реализацию лекарственных средств на основании специальных разрешений (лицензий) на фармацевтиче-

скую деятельность, выданных Министерством здравоохранения в установленном порядке.

После реорганизации в 2007 году аптечных пунктов и киосков в аптеки IV -V категории в соответствии с Надлежащей аптечной практикой по состоянию на 01.01.2008 г. число государственных аптек системы Минздрава составило 1564, в т.ч. в сельской местности 499. Из них по категориям аптек:

I категории - 226;

II категории - 169;

III категории - 335;

IV категории - 528;

V категории - 306.

Вместе с тем, отмечается негативная тенденция сокращения государственной аптечной сети (за 2007 год на 56 розничных точек, в том числе 30 точек системы «Фармация»).

Справочно: на 1 января 2007 г. количество точек розничной реализации лекарственных средств всех форм собственности составляло: всего - 1594, в т. ч. аптек - 821;

аптечных пунктов I категории - 492; аптечных киосков- 281.

В Республике Беларусь в отличие от большинства стран постсоветского пространства, сохранена государственная аптечная сеть. При установленном нормативе 8 тыс. жителей на 1 государственную аптеку обеспеченность населения аптеками составляет в среднем по республике 6,2 тыс. жителей - от 5,1 тыс. в Гродненской области до 11,477 тыс. в г. Минске (при нормативе для г. Минска - 11,5 тыс.).

В разрезе областей выполнение норматива обеспеченности населения аптеками выглядит следующим образом: Брестская обл. - 6,146 тыс. жителей Витебская обл. - 4,901 тыс. жителей Гомельская - 5,618 тыс. жителей Гродненская - 4,994 тыс. жителей Минская обл.- 5,189 тыс. жителей Могилевская - 5,373 тыс. жителей на одну аптеку.

Вместе с тем, на фоне общего благополучия, выявляются диспропорции, ухудшающие доступность лекарственных средств - в отдельных микрорайонах (но-

востройках) г. Минска и областных центров отсутствуют государственные аптеки.

Оптовую реализацию лекарственных средств осуществляют 11 аптечных складов государственной формы собственности и 89 аптечных складов негосударственной формы собственности.

Анализ развития обращения лекарственных средств за последние пять лет свидетельствует о процессе завершения формирования цивилизованного фармацевтического рынка.

Вместе с тем, необходимо отметить, что результаты проверок, организованных и проведенных фармацевтической инспекцией Министерства здравоохранения на протяжении последних трех лет показывают, что в нашей стране предприятия, осуществляющие оптовую и розничную реализацию, также далеко не всегда соблюдают правила приемки, хранения и реализации лекарственных средств (таблица 1).

По результатам всех проверок за

2007 год за грубые нарушения лицензионных требований и условий были аннулированы 17 лицензий на фармацевтическую деятельности и 5 лицензий на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Действие 4 лицензий на фармацевтическую деятельность было приостановлено за невыполнение предписаний в установленные сроки. Руководителям проверенных лицензиатов выдано 246 предписаний с указанием контрольных сроков устранения выявленных нарушений.

По нашему мнению, сегодня основной задачей субъектов фармацевтического рынка является повышение эффективности систем обеспечения качества в каждой аптеке и на каждом аптечном складе, для оптового звена - переход к цивилизованной дистрибуции лекарственных средств.

Главенствующая роль в лекарственном обеспечении организаций здравоохранения и населения принадлежит торгово-производственным республиканским унитарным предприятиям «Фармация».

За 2007 год предприятиями «Фармация» закуплено лекарственных средств

и изделий медицинского назначения на сумму 714, 88 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 17,02% больше аналогичного периода 2006 года (584,051 млрд. руб.). Отечественных лекарственных средств в 2007 году закуплено на сумму 208,29 млрд. руб., что на 26,03% больше 2006 года (158,01 млрд. руб.). Удельный вес отечественных лекарственных средств в общем объёме закупок за 2007 год составил 29,14% против 27,05% за

2006 год, по концерну «Белбиофарм» 22,36 % против 21,2% соответственно.

Усиление централизации закупок позволяет добиваться более весомого снижения цен. В целях поддержки отечественных производителей предусмотрена возможность закупки товаров без проведения конкурса в рамках поставок для государственных нужд, что мы считаем абсолютно правильным и обоснованным, т.к. практически во всех странах существуют меры поддержки добросовестных национальных производителей. Отечественные лекарственные средства закупаются исключительно напрямую у производителя, минуя конкурсные процедуры, в т. ч. в рамках государственного заказа.

Поставки лекарственных средств в рамках консолидированного государственного заказа за счет средств республиканского и местных бюджетов в 2007 году осуществлены на сумму 38 млрд. руб. На

2008 год госзаказ на поставку отечественных лекарственных средств сформирован на сумму 42,5 млрд. руб., увеличен на 9,2% по сравнению с 2007 г. (14,25 млрд. руб. -республиканский бюджет, 28,3 млрд. руб.

- местные бюджеты). С 2004 г. по 2008 г. госзаказ вырос в 2,7 раза с 16 млрд. руб. до 42,5 млрд. руб. (2,2 млрд. руб. - республиканский, 13,8 млрд. руб. - местный), при этом республиканский госзаказ вырос в 6,5 раз, местный - в 2 раза (рисунок 1). Аптечной сетью системы Минздрава в 2007 г. реализовано лекарственных средств и изделий медицинского назначения на 805,1 млрд. руб., что в сопоставимых ценах выше уровня прошлого года на 16%, при этом:

- отпуск за наличный расчет вырос на 18%;

- отпуск за счет средств бюджета - на 11%; из него:

- бесплатный и льготный отпуск - на 3%;

- отпуск лечебно-профилактическим организациям - на 16%.

п

ю

ч

“ “Местный бюджет “ “Республиканский бюджет

Рис. 1. Поставки лекарственных средств отечественного производства

в рамках государственного заказа

В структуре реализации при этом увеличилась доля отпуска за наличный расчет (с 55% до 56%) при снижении доли

отпуска по бесплатным и льготным рецептам (с 18,1 до 16,2%) и сохранении доли отпуска ЛПО (25,9%) (рисунок 2).

100 1 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 %

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

□ Отпуск организациям здравоохранения

□ Населению по льготным рецептам

□ Населению за наличный расчет

Рис. 2. Структура реализации лекарственных средств государственной аптечной сетью

Республики Беларусь

В структуре реализации 2007 года в отпуска за наличный расчет (47% и 56%)

сравнении с 2001 годом увеличилась доля при снижении доли отпуска по бесплат-

ным и льготным рецептам (22,3% и 16,2%) и отпуска ЛПО (30,7% и 25,9%).

Расходы населения на приобретение лекарственных средств в аптечной сети системы Минздрава в расчете на 1 жителя увеличились на 24% — с 37,5 тыс. рублей в 2006 году до 46,5 тыс. руб. в 2007г.

Политика в области лекарственного обеспечения формируется на основе перечня основных лекарственных средств (ОЛС). Статус перечня ОЛС значительно повысился с принятием Законов Республики Беларусь «О лекарственных средствах», "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан", в соответствии с нормами которых льготное, в том числе бесплатное, обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств.

Отсюда - необходимость постоянного и целенаправленного обновления Перечня. Требованием сегодняшнего дня является разработка перечня для различных видов медицинской помощи на основании принципов доказательной медицины и экономической выгоды для государственного здравоохранения. Кроме того, важным аспектом является присутствие в перечне лекарственных средств отечественного производства.

Перечень основных лекарственных средств Республики Беларусь 2007 года включает около 480 международных непатентованных наименований лекарственных средств (что соответствует 2779 торговых названий лекарственных средств), в том числе 195 - лекарственных средств, производимых или фасуемых в Республике Беларусь. По сравнению с предыдущим перечнем основных лекарственных средств 2005 г., он расширился на 69 позиций, в том числе по отечественным лекарственным средствам - на 42 позиции.

С введением нового перечня ОЛС врачам предоставляется возможность назначать пациентам высокоэффективные ЛС, позволяющие добиться действенного контроля над большинством заболеваний,

наиболее распространенных в нашей стране.

Ограничение льготного отпуска ОЛС перечнем основных лекарственных средств позволяет системе здравоохранения сосредоточить ресурсы на лекарственных средствах, имеющих убедительные доказательства их безопасности, качества, клинической и экономической эффективности, и охватить широкие слои населения, более рационально использовать бюджетные ассигнования, выделяемые на здравоохранение и соответствовать принципам социальной справедливости для всех категорий населения.

Лекарственные средства Перечня

2007 года входят в утвержденные Министерством здравоохранения клинические протоколы диагностики и лечения больных.

Наличие Перечня не означает, что другие ЛС бесполезны. Оно свидетельствует только о том, что именно эти ЛС нужны для первоочередного удовлетворения потребностей большинства населения, должны быть в наличии в любое время, в необходимых количествах и в необходимых лекарственных формах.

В настоящее время на передний план выходит проблема экономической оценки фармакотерапии. Министерство здравоохранения уделяет большое внимание развитию фармакоэкомических исследований. В медицинской практике в настоящее время используется огромный арсенал лекарственных средств.

Обязанностью врача является выбор того лекарственного средства или метода лечения, который принесет максимальный положительный эффект. Использование лекарственных средств должно четко и бесспорно ориентироваться на конечные результаты для здоровья. Традиционная оценка лекарственных средств сводилась к оценке их безопасности и эффективности, полученных в повседневной клинической практике.

Сегодня совершенно очевидна важность фармакоэкономики для практического здравоохранения. Как врачи, так и провизоры обязаны уметь бережно считать деньги и стремиться проводить лечение

пациентов с меньшими финансовыми затратами без ущерба его качеству.

В нашей стране подтверждением безопасности и эффективности лекарственных средств является их регистрация для медицинского применения Минздравом Республики Беларусь. В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано более 6000 наименований лекарственных средств.

В последние годы ужесточаются позиции ряда стран по защите своих фармацевтических рынков. Фармацевтическими предприятиями стран СНГ, в том числе и Российской Федерации, освоен выпуск лекарственных средств, аналогичных выпускаемым белорусскими производителями. Это привело к тому, что в республике наметилась устойчивая тенденция к снижению экспорта лекарственных

средств. Без экспортной составляющей дальнейшее развитие фармацевтической промышленности проблематично, так как выпуск многих лекарственных средств только для внутреннего рынка в силу их малых объемов экономически нецелесообразен.

В 2007-2010 г. должна быть реализована принятая Правительством государственная программа перехода фармацевтической промышленности на принципы Надлежащей производственной практики (ОМР), которые гарантируют качество выпускаемой продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время 4 фармацевтические организации имеют сертификат соответствия требованиям Надлежащей производственной практики (ОМР) на отдельные производственные участки (табл. 2).

Таблица 2 - Сертификация соответствия производства лекарственных средств

_______________требованиям Надлежащей производственной практики (ОМР)_____________

РУП «Борисовский завод медицинских препаратов»:

• производство инъекционных растворов пирацетама и фуросемида в ампулах, таблеток анальгина (Сертификат № 1 от 2005 г.); производство растворов для инъекций в ампулах шприцевого наполнения (Сертификат № 5 от 2007 г.

РУП «Минскинтеркапс»:

• производство твердых желатиновых капсул (Сертификат № 2 от 2005г.); производство лекарственных средств в мягких желатиновых капсулах (Сертификат № 6 от 2007г.).

РУП «Белмедпрепараты»:

производство стерильных лекарственных средств во флаконах 10 мл и ампулах 2 мл и 5 мл цеха № 5 (Сертификат № 3 от 2006 г.).

СООО «Лекфарм»:

производство лекарственных средств в таблетках в контурной ячейковой упаковке (Сертификат № 4 от 2007 г.).

Контрольно-аналитическими лабораториями проводились изъятия лекарственных средств на анализ из всех производственных аптек. При этом неудовлетворительно изготовленных лекарственных средств не выявлено. Республиканской контрольно-аналитической лаборато-

рией УП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» в 2007 г. проведен предварительный контроль 482 серий лекарственных средств, из них забраковано 5 серий, или 1,04%, что в 3 раза ниже предыдущего года (рисунок 3).

Рис. 3. Количество забракованных лекарственных средств в 2007 году

В 2007 году всеми контрольноаналитическими лабораториями проводилась работа по контролю качества лекарственных средств промышленного производства.

В 2007 году проверено по показателям “Описание”, “Упаковка” и “Маркировка” 84413 партий лекарственных

средств (в 2006 году - 78190 партий).

В 2007 году проверено по физикохимическим показателям 20198 партий лекарственных средств, забраковано 64 партии, что составляет 0,32% (в 2006 году -21143 партии, из них забраковано 132 партии, или 0,62%).

Необходимо отметить, что в связи с требованиями действующего законодательства на территорию Республики Беларусь поступают лекарственные средства непосредственно от производителей или их официальных дистрибьюторов, что способствует обращению на фармацевтическом рынке страны лекарственных средств более высокого качества и положительно отражается на ситуации с поступлением фальсифицированных лекарственных средств. В 2007 г., как и в 2005-2006 гг., не выявлено случаев фальсифицированных лекарственных средств.

При участии клинико-

фармакологической лаборатории УП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» осуществляется сбор и оценка информации о выявленных побочных реакциях на лекарственные средства в Республике Беларусь и подготовка при необходимости рекомендаций по ограничению их применения или изъятию из реализации. Проведена работа по выполнению требований Международного Центра Мониторинга безопасности лекарственных средств (Сотрудничающий Центр ВОЗ, расположенный в Швеции, г. Уппсала) для вступления в Международную программу Мониторинга безопасности лекарственных средств. По результатам проведенной работы Республика Беларусь в январе 2006 года стала 79 страной-участницей Международной Программы ВОЗ по Мониторингу Безопасности Лекарственных Средств, что подтверждено официальным письмом ВОЗ на имя Министра здравоохранения. Вместе с тем, требуется актуализация нормативно-правовой базы в сфере контроля за побочными реакциями и активизация работы в этой сфере медицинских работников.

В настоящее время в рамках реализации государственной политики Респуб-

лики Беларусь в сфере обращения лекарственных средств Министерством здравоохранения создана система обеспечения качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, которая представлена структурными подразделениями самого Министерства здравоохранения и его уполномоченными организациями и включает следующие этапы:

- государственная регистрация лекарственных средств по заявкам отечественных и зарубежных производителей;

- выдача разрешений на ввоз лекарственных средств и фармацевтических субстанций;

- государственный контроль качества лекарственных средств, производимых в Республике Беларусь и ввозимых на территорию страны;

- лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- контроль за соблюдением юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями лицензионных требований и условий при осуществлении ими медицинской и фармацевтической деятельности, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- сертификация отечественных предпри-ятий-производителей на соответствие производства лекарственных средств требованиям Надлежащей производственной практики (GMP);

- осуществление сбора и оценки информации о выявленных побочных реакциях на лекарственные средства и подготовка при необходимости рекомендаций по ограничению их применения или изъятию из реализации;

- контроль за рекламой лекарственных средств;

- разработка и согласование нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих обращение лекарственных средств.

Основными направлениями деятельности Министерства здравоохранения

в сфере лекарственного обеспечения на ближайшую перспективу являются:

- продолжение работы по совершенствованию государственной службы контроля качества лекарственных средств, предусмотрев в ее составе создание специальных структурных подразделений, осуществляющих функции фармацевтической инспекции в регионах;

- завершение работы по созданию на официальном сайте УП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» Центра фармацевтического информирования врачей;

- продолжение работы по совершенствованию государственной регистрации лекарственных средств.

Общепризнанны достижения в работе целого ряда неправительственных профессиональных союзов и объединения. В международной сфере плодотворно и конструктивно работает БГР - Международная федерация фармацевтов, членом которой не является Республиканское общественное объединение фармацевтических работников «Фармабел», несмотря на то, что целый ряд известных профессионалов данной отрасли неоднократно участвовали в съездах, организованных названной федерацией.

Безусловно, дело провизоров и фармацевтов определить, является их профессия ремеслом либо искусством. Однако я думаю, что для соединения усилий фармацевтических работников субъектов хозяйствования всех форм собственности в стране должны эффективно и конструктивно работать общественные объединения фармацевтов. Объединив потенциалы фармацевтической общественности и Министерства здравоохранения как органа государственного управления, мы сможем обеспечить реализацию государственной политики лекарственного обеспечения, направленной на наиболее полное обеспечение населения и организаций здравоохранения эффективными, безопасными качественными лекарственными средствами.

Поступила 18.06.2008 г.

Таблица 1 - Контроль за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими специальные разрешения (лицензии) Министерства здравоохранения Республики Беларусь на фармацевтическую деятельность и деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, за период 2005-2007г.г.

Юридические лица государственной формы собственности Юридические лица и индивидуальные предприниматели негосударственной формы собственности

ЛПУ РУП Фармация» Предприятия по промышленному производству лекарственных средств Осуществляющие деятельность, связанную с оборотом НС, ПВ и их прекурсоров Осуществляющие фармацевтическую деятельность

Проверки: 2005 2006 2007 2005 2006 2007 2005 2006 2007 2005 2006 2007 2005 2006 2007

Плановые 154 12 14 - 40 16 10 61 14 169 145 149

Целевые 8 18 7 7 4 25 71

Контрольные 125 26 2 20 15 13 17 47 130 155 255

Итого проверок: 162 155 40 11 12 7 60 31 14 10 78 61 303 325 475

Инспектирование по ОМР 4 6

Количество предписаний 123 18 10 2 30 13 1 10 45 9 202 93 245

Приостановлено лицензий 3 9 9 4

Аннулировано лицензий 1 1 5 28 22 12

Итого проверками охвачено в 2005 г. -546 юр. лиц, в 2006 г. - 601 юр. лиц, в 2007 г. - 597 юр. лиц.

Итого аннулировано лицензий за нарушения лицензионных требований в 2005 г. - 29, в 2006 г. - 23, в 2007 г. - 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.