Научная статья на тему 'Состояние инфраструктуры туризма в Приморском крае'

Состояние инфраструктуры туризма в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3911
702
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМА / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / ОБЪЕКТЫ ТУРИСТСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / TOURISM INFRASTRUCTURE / INFRASTRUCTURE COMPLEX / OBJECTS OF TOURISM INFRASTRUCTURE / INBOUND TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Николаевская Ю. В.

Анализируется современное состояние инфраструктуры туризма Приморского края, рассматриваются проблемы инфраструктурного комплекса, сдерживающие развитие въездного туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzes the current status of the tourism infrastructure in Primorsky Krai. Considers the problem of the infrastructure complex which constrains the development of inbound tourism in the region.

Текст научной работы на тему «Состояние инфраструктуры туризма в Приморском крае»

Ю.В. НИКОЛАЕВСКАЯ

Состояние инфраструктуры туризма в Приморском крае

Анализируется современное состояние инфраструктуры туризма Приморского края, рассматриваются проблемы инфраструктурного комплекса, сдерживающие развитие въездного туризма в регионе.

Ключевые слова: инфраструктура туризма, инфраструктурный комплекс, объекты туристской инфраструктуры, въездной туризм.

The current status of the tourism infrastructure in Primorsky Krai.

U.V. NIKOLAEVSKAYA

Analyzes the current status of the tourism infrastructure in Primorsky Krai. Considers the problem of the infrastructure complex which constrains the development of inbound tourism in the region.

Key Terms: tourism infrastructure, infrastructure complex, objects of tourism infrastructure, inbound tourism.

В настоящее время при анализе возможности развития сферы туризма Приморского края акцент ставится в основном на огромном туристском потенциале: выгодное геополитическое положение, богатый природно-ресурсный, историко-культурный потенциал. При этом практически не уделяется внимание инфраструктуре туризма, хотя без развитой инфраструктуры проблематично и развитие какого-либо вида туризма, не говоря уже о формировании благоприятного имиджа Приморского края как туристского региона. В особой степени это касается въездного туризма.

По своей сути инфраструктура туризма - это система объектов и организаций, экономическое предназначение которой - способствовать производству туристских продуктов и услуг и их продвижению от производителей к потребителям. Она обеспечивает доступность туристского ресурса и комфортность пребывания туриста в месте посещения, поэтому является основой для развития въездного туризма и создает все необходимые условия для предоставления полного комплекса услуг (трансфер, размещение, питание, транспортные услуги и т. д.).

В Приморском крае многие районы не оснащены объектами туристской инфраструктуры, причем в равной степени это касается как внутреннего, так и въездного туризма. Имеющиеся же объекты не соответствуют не только международному уровню сервисных услуг,

но и минимальным требованиям, предъявляемым к обслуживанию туристов [1, 10].

Задачей нашей работы было выяснить, в какой степени современное состояние инфраструктуры туризма в Приморском крае отражается на развитии въездного туризма. С этой целью был проведен анализ основных составляющих инфраструктуры - объектов по предоставлению следующих услуг:

а) размещение (гостиничное хозяйство, система стационарных баз отдыха, санаторно-курортный комплекс);

б) питание (система предприятий общественного питания);

в) транспортное обслуживание (морской, воздушный, наземный транспорт).

Гостиничное хозяйство Приморского края на 2008 г. насчитывала 122 единицы средств размещения, из них 61 гостиницу, располагающую более чем 3 тыс. номеров (6,1 тыс. мест) [4].

Данные о деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения Приморского края за 2000-2007 гг. (табл. 1) говорят о том, что, несмотря на экономический кризис, гостиничное хозяйство по ряду основных показателей имеет положительную динамику. В 2007 г. общая вместимость коллективных средств размещения общего назначения Приморского края увеличилась на 5,8 % по сравнению с 2006 г. и составила 9,5 тыс. мест, в том числе в гостиницах - 6,8 тыс.

Таблица 1

Основные показатели деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения Приморского края (на конец года)

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Число организаций, ед. 82 81 74 84 84 101 121 128

Номерной фонд, ед. 3712 3595 3797 4180 4003 4154 4539 4698

Общая площадь строений, 2 тыс. м 187 240 181 197 196 222 224 300

Единовременная вместимость, мест 7045 6819 7485 7964 8656 7716 8979 9520

Кол-во предоставленных за год ночевок, тыс. 1068 1237 1179 995 1026 1051 1063 1124

Численность размещенных лиц, тыс. чел. 367,9 384,0 515,9 Нет дан. 500,7 374,9 411,3 398,8

Окончание табл. 1

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Коэффициент использования гостиничного фонда (наличие мест) 0,42 0,50 0,43 0,34 0,32 0,37 0,32 0,32

Среднесписочная численность работников, чел. 2739 2317 2351 2445 2620 2682 2715 2826

Источник: [2,13,15].

Коэффициент загрузки гостиниц и аналогичных средств размещения в 2007 г. остался на уровне 2006 г. (0,32), однако в 2008 г. он вырос до 0,4. В 2007 г. интенсивность загрузки номерного фонда составила около 30 %, что недостаточно для эффективной работы предприятия. Мировой опыт свидетельствует, что для оптимальной экономической эффективности гостиничного предприятия среднегодовой процент его загрузки должен быть не ниже 60 %.

В 2007 г. в гостиницах и аналогичных средствах размещения Приморского края проживало 398,8 тыс. чел., что на 14,8 тыс., или на 3,4 %, больше, чем в 2002 г., но почти на 4 % меньше по сравнению с

2006 г. Из числа размещенных лиц граждане России составляли 78,6 %, иностранные граждане - 21,4 %.

За 2008 г. в гостиницах было обслужено 358,2 тыс. чел., из них -78,9 тыс. чел. - граждан СНГ и иностранных граждан. Иностранные гости размещались в гостиницах главным образом с целью досуга, рекреации и отдыха (51,2 %) [4].

В гостиничном комплексе Приморского края присутствуют номера всех категорий: высшей (6,5 %), первой (37 %), второй (21,3 %) и прочие (35,2 %) [2]. Несмотря на это, как отмечают специалисты, номерной фонд Приморского края недостаточно комфортабелен для приема иностранных туристов. При этом учитывался целый комплекс проблем, начиная с отсутствия гостиниц в местах, интересных для туристов, и заканчивая несоответствием между ценами и качеством, а также узким спектром предоставляемых услуг [3].

Основная концентрация гостиничных предприятий в 2007 г. приходилась на крупные города края: Владивосток (36 гостиниц), Находка (15), Арсеньев (7), Уссурийск (22 гостиницы). При этом стоит отметить, что в ряде муниципальных образований, на территориях которых расположены туристские ресурсы и объекты экскурсионного показа, гостиниц нет.

Кроме того, большинство гостиниц по-прежнему не соответствует мировым стандартам гостеприимства, т. к. из 128 гостиничных

предприятий менее 20 гостиниц ранжируются согласно критериям Международной гостиничной ассоциации, а следовательно, могут принимать иностранных туристов.

Из всех гостиниц Приморского края лишь 14 присвоена официальная категория: одна, две, три и четыре звезды [4]. В г. Владивостоке располагается 12 таких гостиниц, в их числе: бизнес-отель «Хёндэ» - 4 звезды; гостиницы «Гавань», «Акфес-Сейо», «Приморье», «Владивосток», «Гранит» и мотельный комплекс «Влад Мотор Инн корпорейшн» - 2 звезды; «Амурский залив» - 1 звезда.

Достойные средства размещения имеются и в других районах Приморского края: в г. Находке - гостиничный комплекс «Рент» (3 звезды), гостиница «Графские развалины» и отель бизнес-класса «Бумеранг»; в пос. Славянка (Хасанский район) - гостиничный комплекс «Паллада», оборудованный не только охраняемой автостоянкой, но и причалами для маломерных судов.

В Приморском крае имеется хотя и недостаточно развитая, но уже довольно разветвленная сеть стационарных организаций отдыха, среди которых более 48 баз отдыха и туристских баз, располагающих более 6 тыс. мест (табл. 2).

Таблица 2

Стационарные организации отдыха в Приморском крае

Базы отдыха Туристские базы Всего

Год Количество Число мест х .л 1 й Ю 3 !Г 1 ^ ^ л Количество Число мест Число обслуженных лиц, тыс. чел. Количество Число мест Число обслуженных лиц, тыс. чел.

2002 33 3976 37,1 2 256 2,0 35 4232 39,1

2004 30 4956 29,3 2 337 2,3 32 5293 31,6

2005 31 4663 30,0 2 307 2,1 33 4970 32,1

2006 39 5019 60,4 4 803 2,4 43 5822 62,8

2007 45 5841 73,0 3 409 1,8 48 6250 74,8

Источник: [7].

Базы отдыха расположены во многих районах края, но в целом для них можно отметить «территориальную» привязку к морскому побережью.

Общими характерными чертами на большинстве баз являются относительно невысокое качество услуг проживания: в номере нет ванной и туалета (они либо общие на этаже, либо расположены вне помещения); сравнительно малое количество одноместных номеров (в основном двух-, четырех- и более местные); отсутствие услуг по организации питания; ограниченный набор дополнительных услуг (тренажерные залы, сауна,

экскурсионные услуги и др.); общая непригодность большинства баз для отдыха иностранных туристов.

При этом стоит отметить, что большинство туристских баз и рекреационно-оздоровительных комплексов Приморского края приходится на южные районы, а природный и рекреационный потенциал центральной и северной части края используется недостаточно или вообще не используется.

Санаторно-курортный комплекс Приморского края в 2007 г. был представлен 12 крупными здравницами и 26 санаторно-курортными организациями общей мощностью коечного фонда более 8,5 тыс. мест [8], большинство из которых значимы не только для Сибири и Дальнего Востока, но и для России в целом. Около 77 % курортнорекреационных учреждений сосредоточено в наиболее заселенной юго-восточной части края, и только 23 % - вокруг центров местных систем расселения.

Число санаторно-курортных организаций (табл. 3) в период с 2002 по 2007 г. сокращалось и в итоге уменьшилось на 17 ед. Число санаториев сократилось на 38 % (на 6 ед.), санаториев-профилакториев и пансионатов отдыха - более чем в 2 раза.

Таблица3

Общее число санаторно-курортных организаций в Приморском крае (на конец года)

Показатель Год

2002 2004 2005 2006 2007

Санаторно-курортные организации,

всего, ед. 43 36 38 28 26

В том числе:

санатории 16 13 13 10 10

из них детские 4 4 4 3 3

пансионаты с лечением 1 2 - - -

санатории-профилактории 19 14 12 9 8

дома и пансионаты отдыха 2 1 - - -

санаторно-оздоровительные лагеря

круглогодичного действия 1 2 3 6 5

Источник: [13, 14].

Одним из крупнейших курортов края является санаторно-курортный комплекс общероссийского значения «Шмаковка», расположенный в Кировском районе, на котором в качестве основного лечебного фактора используются минеральные углекислые воды. Это единственный курорт края, имеющий хорошо развитую инфраструктуру.

В число основных составляющих инфраструктуры туризма, как уже отмечено, входят предприятия общественного питания. На 1 января 2008 г. в Приморском крае их было зарегистрировано свыше 600,

в том числе: ресторанов - 21,8 % от общего числа, кафе - 35,9 %, баров - 19,8 %, столовых - 12,2 %, закусочных - 10,3 % [5].

В 2002 г. оборот общественного питания в Приморском крае составлял в целом 1799,7 млн руб., на душу населения приходилось 867 руб.; в 2004 г. - 2846,8 млн руб. и 1391 руб.; в 2005 г. - 3639,2 млн руб. и 1795 руб.; в 2006 г. - 4265,2 млн руб. и 2119 руб.; в 2007 г. - 4948,6 млн руб. и 2473 руб. соответственно [14]. Иными словами, оборот общественного питания и в целом, и на душу населения значительно вырос в

2007 г. по сравнению с 2002 г.

Сегодня на рынке услуг питания Приморья действует множество ресторанов с иностранной кухней: китайской, японской, корейской, мексиканской, арабской, узбекской, бразильской, итальянской, а также малочисленных народностей, в частности удэгейцев.

Предприятия общественного питания Приморского края по виду кухни распределяются следующим образом: с европейской - около 102 ед., с авторской - около 30 ед., с русской - 80 ед., с кавказской - 46 ед., с японской - более 40 ед., смешанной - 150 ед., китайской - более 100 ед., кроме того, есть пивные рестораны - более 10 ед., рестораны с другой кухней (итальянской, мексиканской, корейской, бразильской и т. д.) (см. рисунок).

Однако большинство вновь открываемых заведений не поднимаются до ресторанного уровня, довольствуясь классом закусочных.

13 %

□ Европейская В Авторская Ё1 Русская

□ Кавказская 0 Японская § Смешанная

□ Китайская □ Пивные рестораны □ Другие

Специализация предприятий общественного питания Приморского края по кухням [5]

В Приморском крае очень мало предприятий общественного питания, способных обслужить иностранных туристов. Лучшие из них находятся в городах Владивостоке, Находке, Уссурийске, Лучегорске

и Арсеньеве. Они предлагают своим гостям высокий уровень сервиса, меню на разных языках, блюда, приготовленные искусными поварами, а в вечернее время - развлекательную программу с участием музыкантов и артистов.

Большинство же предприятий общественного питания Приморского края не соответствует требованиям к обслуживанию иностранных посетителей. При выборе того или иного ресторана иностранные туристы прежде всего обращают внимание на качество предоставляемых услуг, уровень сервиса, соотношение цены и качества. Кроме того, большинство ресторанов предлагает неоправданно высокие цены на кулинарную продукцию при недостаточном ассортименте блюд и невысоком уровне сервиса. И очень часто от того, какой уровень сервиса иностранные гости получают при посещении ресторанов, баров и кафе, во многом зависит общее впечатление от всей поездки.

Немаловажную роль играет специализация предприятия общественного питания. Из 15 кулинарных специализаций, представленных ресторанами и кафе г. Владивостока, на долю предприятий национальной русской кухни приходится не более 5 %, в то время как китайской - 33 %, корейской - 12 %, японской - 8 %, итальянской, азербайджанской - по 5 %, других видов специализации (французская, европейская, индийская и др.) - 32 %. Данное положение вещей не может не беспокоить, т. к. иностранцы всегда проявляли особый интерес именно к русской национальной культуре питания.

К недостаткам предоставления услуг питания относится и ряд других проблем: полное отсутствие предприятий питания непосредственно в местах отдыха туристов, плохое качество услуг, недоучет элементарных потребностей туристов и мн. др.

Перевозки на территории Приморского края осуществляют автомобильный, железнодорожный, электрический, воздушный и морской транспорт.

В крае имеется аэропорт «Владивосток» с международным терминалом федерального значения. Прямое авиасообщение связывает столицу Приморья с городами Японии (Ниигата, Осака, Тояма), Республики Корея (Сеул, Пусан), КНР (Пекин, Харбин), КНДР (Пхеньян), Таиланда (Бангкок) и Вьетнама (Ханой). Для захода иностранных судов действуют порты во Владивостоке, Находке, Посьете, Зарубино, Славянке, порты-пункты в бухтах Светлая и Ольга. По территории Приморского края курсируют фирменные поезда: «Уссурочка» с сообщением Владивосток-Уссурийск и «Восток» с сообщением Хаба-ровск-Тихоокеанская.

Пассажирооборот транспорта общего пользования Приморского края в 2005 г. уменьшился на 15,9 млн пасс-км по сравнению с 2004 г., но уже в 2006 г. (по сравнению с 2005 г.) он увеличился на 298,4 млн пасс-км и продолжает расти. При этом общее число перевезенных пассажиров транспортом общего пользования (без таксомоторного)

в 2008 г. уменьшилось на 45,2 млн чел. по сравнению с 2004 г. и составило 154,6 млн чел., что на 0,8 % меньше, чем в 2007 г. (табл. 4).

Таблица 4

Основные показатели деятельности транспорта Приморского края

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), км

железнодорожные пути 1553 1553 1557 1557 1557

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

автомобильные дороги с твердым покрытием (включая до-

роги не общего пользования) 8806 8533 8721 9134 9250

трамвайные пути 46,6 46,6 46,6 46,6 46,6

троллейбусные линии 52,6 52,6 52,6 52,6 52,6

Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн чел.

Всего 199,8 172,5 159,2 156,6 154,6

В том числе:

железнодорожным 15,7 17,8 19,1 19,2 18,0

автобусным 126,5 110,6 108,0 111,6 113,9

таксомоторным 0,1 0,1 0,1 0,6 Нет

трамвайным 33,9 25,3 19,5 16,2 дан. 14,2

троллейбусным 22,7 17,6 11,3 7,5 6,8

морским 0,3 0,5 0,6 0,7 0,8

воздушным 0,6 0,6 0,6 0,8 0,9

Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн пасс-км

Всего 4984,6 4968,7 5267,1 5967,2 6309,5

В том числе:

железнодорожного 1611,2 1782,1 1788,6 1789,4 1668,0

автобусного 1477,8 1196,2 1283,0 1637,3 1620,8

таксомоторного 1,2 1,1 0,6 9,2 Нет

трамвайного 86,2 64,1 49,5 41,1 дан. 36,0

троллейбусного 82,4 64,2 41,3 27,1 24,9

морского 5,3 8,1 6,3 16,1 16,7

воздушного 1720,5 1852,9 2097,8 2447,0 2943,1

Источники: [8, 9, 11, 12].

Общая протяженность автомобильных дорог Приморского края составляет 12 320 км, из них 7198 км - дороги общего пользования и 5122 км - ведомственные. Протяженность федеральных дорог состав-

ляет 557 км, территориальных - 6641 км. В сети дорог общего пользования твердое покрытие имеют 7057 км автомобильных дорог, грунтовых - 141 км. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования на 1000 м2 территории составляет 42,5 км, что выше среднероссийского показателя (31,2 км на 1000 м2) [12].

Надо отметить, что на сегодняшний день к большинству экологических и природных, познавательных и иных объектов экскурсионного показа нет благоустроенных подъездных путей, причем ко многим географически удаленным туристским ресурсам дорог нет вообще.

Сокращение объемов перевозок пассажиров транспортом общего пользования обусловлено, в частности, старением и сокращением парка транспортных средств предприятий Приморского края. На начало 2009 г. выработали нормативный срок службы 69,9 % парка автобусов (8 лет), 34,5 % - троллейбусов (10 лет) и 83,7 % - трамваев (16 лет) [4]. Кроме того, более 29,3 % автомобильного транспорта общего пользования, имеющегося в крае, не соответствует международным стандартам по уровню комфорта, технической и экологической безопасности, т. к. его возраст свыше 13 лет. По правилам же Всемирной туристской организации, транспорт, обслуживающий туристов, не может быть старше 4 лет [6].

На развитие въездного туризма в регионе также влияет качество туристских перевозок, поскольку они являются важнейшим составным элементом туристской инфраструктуры и неотъемлемой частью туристского продукта. Поэтому, если рассматривать транспортные предприятия края, то большинство транспортных средств имеет неудовлетворительное состояние, и, кроме того, существует проблема низкой культуры обслуживания туристов водителями автотранспортных средств.

Как уже упоминалось, природно-ресурсный и историко-культурный потенциал Приморского края весьма значителен. К услугам туристов 184 государственных и общественных музеев, картинных галерей, галерей искусств, 9 театров, 20 кинотеатров, 2 цирка, 1 океанариум, 1 зоовыставка и 1 аквапарк, 7 специализированных выставочных центров, более 60 оркестров, концертных организаций, центров культуры.

Действует более 30 крупных спортивных комплексов, 23 стадиона, 949 спортивных залов.

На территории Приморского края находится 1233 памятника истории и культуры, в том числе 724 памятника архитектуры и градостроительства, 16 - садово-паркового искусства, 189 - монументального искусства и 304 памятника истории [14]; имеются: 1 Ботанический сад-институт ДВО РАН, площадью 178 га, из которых 98 % -естественные лесные насаждения - эталон природы Южного Приморья; 2 национальных парка - «Удэгейская легенда» и «Зов тигра», дендрарий Горно-таежной станции им. акад. В. Л. Комарова ДВО РАН площадью 50 га.

Привлекательны для туристов конный завод (г. Находка), зоологический центр изучения амурских тигров Биолого-почвенного института ДВО РАН (пос. Гайворон, Спасского района), страусиная ферма (г. Фокино), ферма по разведению пятнистых оленей (за бух. Шамора), центр реабилитации животных (Уссурийский район) и сафари-парк (Шкотовский район).

Из интересных объектов в Приморском крае также имеются 6 государственных природных заповедников, 16 заказников, более 295 памятников природы, из которых 214 являются утвержденными памятниками природы федерального и краевого значения.

Территория современного Приморского края является исторической родиной малочисленных народов - удэгейцев, нанайцев, орочей. В крае имеется более 2 тыс. памятников археологии и древней культуры мирового и федерального значения; среди них - средневековые бохайские и чжурчжэньские городища в Уссурийском, Шкотовском и других районах края, «Парк мегалитов» в окрестностях Уссурийска, музейно-образовательный центр экспериментальной археологии «Палеодеревня» и др.

Однако, несмотря на уникальность природных и культурно-исторических объектов экскурсионного показа, ценность многих из них в настоящее время снижена из-за довольно непривлекательного внешнего вида вследствие неухоженности.

Городские парки, скверы и бульвары имеют низкую эстетичность, они плохо благоустроены и не пользуются популярностью у туристов.

Кроме того, как отмечают туристы, посещающие Приморский край, одной из проблем является чистота отдельных районов и городов края, в особой степени это касается столицы края - г. Владивостока, т. к. горы мусора на земле отвлекают внимание от красот архитектурных сооружений и других достопримечательностей.

На территории Приморского края находятся 22 спортивно-охотничьих хозяйства, несколько охотбаз, обществ охотников и рыболовно-спортивных клубов. Наиболее известно и хорошо обустроено для приема туристов лесоохотничье хозяйство «Ключ Глубокий» (ФГУ ГООХ «Орлиное»), расположенное в Шкотовском районе.

Для любителей морских прогулок и отдыха на островах в Приморском крае работают яхт-клубы. Одним из лучших считается клуб «Семь футов», расположенный на берегу живописной бух. Федорова, который, по оценкам специалистов, располагает самой современной инфраструктурой, позволяющей ему обслуживать иностранных туристов.

На территории края есть несколько дайвинг-центров, которые оказывают весь спектр услуг - от проката снаряжения для дайвинга и фри-дайвинга до подводной охоты и обучения подводному плаванию по всем курсам международной системы РАО!

Надо отметить, что сеть предприятий индустрии развлечений на сегодняшний момент в Приморском крае развита недостаточно. С ка-

ждым годом становится меньше и меньше учреждений культурно-досугового типа. Если в 2002 г. число парков культуры и отдыха составляло 5 ед., а число учреждений культурно-досугового типа равнялось 579 ед., то в 2007 г. их стало 2 ед. и 485 ед. соответственно [7]. Основная концентрация учреждений культурно-досугового типа приходится на крупные города края: Уссурийск (33), Лесозаводск (19), Владивосток (11) и Находка (11). Из районов края можно выделить Кировский (26), Спасский (24) и Хасанский (24) [14].

Существует множество проблем, вследствие которых снижается комфортность пребывания иностранных туристов на территории Приморского края. Крайне актуальными из них остаются: отсутствие городских туалетов, придорожных сервисных центров и кафе, особенно на пути основных туристских маршрутов. Не менее острой проблемой является отсутствие указателей на английском языке в городах края и местах посещения объектов туристами. Нет интересных объектов в районе аэропорта, таких, которые могли бы произвести положительное впечатление на туристов с первых минут пребывания в крае.

Вполне понятно, что для иностранных туристов в дополнение к размещению, питанию и транспортным услугам требуются еще такие, как международные средства связи; полная и достоверная информация о маршруте; осмотр достопримечательностей; магазинный сервис (продажа туристских товаров и сувениров).

Кроме того, не менее важными услугами остаются: круглосуточная работа бизнес-центров; пунктов обмена валют; наличие клубов здоровья; аренда автомобилей; почтовый сервис; заказ билетов; мед-обслуживание; наличие помещения для проведения совещаний и встреч и т. д.

При выборе туристом маршрута путешествия одним из привлекательных условий является шопинг и приобретение сувенирной продукции.

Состояние сувенирной промышленности Приморского края оставляет желать лучшего. Сувениры, пользующиеся достаточной известностью на сегодняшний день, в крае имеются, но им очень не хватает красочного оформления, в том числе современной упаковки, и видового разнообразия. Следует отметить также, что в Приморье нет специализированных магазинов, ориентирующихся только на сувениры, пропагандирующие красоты края.

Если рассматривать объекты розничной торговли, можно отметить, что в последние годы идет увеличение оборота предприятий этой сферы инфраструктурного комплекса Приморского края. Так, в 2002 г. он составлял 42,3 млрд рублей, в 2008 г. - 150,0 млрд руб., что больше на 254,6 % [9].

Еще одна очень важная проблема инфраструктурного комплекса Приморского края на сегодняшний день связана с неразвитостью информационно-туристской деятельности. Ее значение для развития ту-

ризма вообще и въездного в частности недооценивается, хотя именно от достоверной информации во многом зависит общее впечатление от поездки.

Несмотря на то что в последние годы идет увеличение общего числа рекламной и справочной полиграфической продукции, туристы, посещающие наш край, подчас не имеют элементарных сведений о возможностях получения туристских услуг в районах края. Туристские карты и путеводители Приморского края не обладают необходимой и полной информацией об исторических местах, природных достопримечательностях и экскурсионных объектах.

Одним из важных факторов, сдерживающих в крае развитие въездного туризма, является образ Приморья как субрегиона, по безопасности неблагоприятного для туризма - из-за отсутствия гарантий безопасности в аэропортах, на автомагистралях, на транспорте, в гостиницах, ресторанах и кафе, а также объектах туристского и экскурсионного показа. Этот образ был создан как, к сожалению, самой действительностью, так и некоторыми зарубежными и отечественными СМИ.

Немаловажным негативным условием развития туризма в крае служит то, что Приморский край продолжает оставаться территорией повышенного риска в отношении проникновения из-за рубежа опасных для здоровья болезней, а также риска заболевания клещевым энцефалитом. Весна и конец лета - период наибольшей активности клещевого энцефалита. В зарубежных странах не распространены прививки против энцефалита, что в свою очередь ведет к сокращению туристского спроса в сезон с апреля по июнь.

Кроме того, у иностранных туристов вызывает обеспокоенность довольно низкий уровень медицинского обслуживания в случае заболевания во время туристской поездки.

Следует отметить, что для более полной оценки туристской инфраструктуры необходимо рассматривать все ее составляющие, но на сегодняшний день из-за отсутствия разработанной системы статистических показателей анализ туристской инфраструктуры может быть только фрагментарным. При этом нет возможности исследовать в комплексе все объекты, входящие в инфраструктуру, по отдельным районам края.

Проанализировав основные составляющие инфраструктуры туризма Приморского края, мы считаем, что недостаточное развитие туристской инфраструктуры - очень важный сдерживающий фактор развития въездного туризма. Поэтому создание разветвленной инфраструктуры, соответствующей мировым стандартам, является одной из основных задач на ближайшее время для туризма Приморского края.

Литература

1. Берестовой А. А. Состояние и перспективы развития въездного и внутреннего туризма на Дальнем Востоке / А.А. Берестовой // Развитие въездного и внутреннего туризма на Дальнем Востоке: материалы регион. науч.-практ. конф., 14-15 сентября 1999 г. Владивосток, 2000. С. 4-17.

2. Гостиничный комплекс Приморского края: аналитическая записка / под ред. В.Ф. Шаповалова. - Владивосток: РОССТАТ, 2008. - 20 с.

3. Константинова О.С. Социологический анализ развития внутреннего туризма в Приморском крае / О.С. Константинова, А.Б. Косолапов // Состояние и перспективы развития туризма на Дальнем Востоке России. Сборник материалов IV Международной научнопрактической конференции. Хабаровск, 2001. С. 100-104.

4. О ситуации на потребительском рынке услуг в Приморском крае в 2008 году. 2009: аналитическая записка / отв. за вып. Л.Н. Кривобород. - Владивосток: Приморскстат, 2009. - 35 с.

5. Официальный сайт Департамента международного сотрудничества и туризма Приморского края. - Режим доступа: http://www.tourprim.ru/komitet. [Март-декабрь 2009].

6. Перекрестова Ю.Н. Управление транспортным обеспечением внутреннего и въездного туризма на региональном уровне [Электронный ресурс] Дис. канд. экон. наук. (Из фондов РГБ).

7. Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистический ежегодник / отв. за сб. А.М. Труфанова. - Владивосток: РОССТАТ, 2008. - 320 с.

8. Приморье в цифрах: крат. стат. сб. / отв. за сб. А.М. Труфанова. -Владивосток: РОССТАТ, 2008. - 84 с.

9. Приморье в цифрах. 2009: крат. стат. сб. / отв. за вып. А.М. Тру-

фанова. - Владивосток: Приморскстат, 2009. - 123 с.

10. Проблемы и перспективы развития туризма и гостиничноресторанного бизнеса в Приморском крае / под науч. ред. В.А. Балабана, А. Б. Косолапова. - Находка: Институт технологии и бизнеса, 2001. - 109 с.

11. Транспорт в Приморском крае: стат. сб. / отв. за сб. Л.Н. Кривобород. - Владивосток: РОССТАТ, 2008. - 50 с.

12. Транспорт в Приморском крае: стат. сб. / отв. за вып. Л.Н. Кривобород. - Владивосток: Приморскстат, 2009. - 54 с.

13. Туризм и отдых в Приморском крае: стат. сб. / под ред. В.Ф. Шапо-

валова. - Владивосток: РОССТАТ, 2005. - 60 с.

14. Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае: комплексн. сб. / под ред. В.Ф. Шаповалова. - Владивосток: РОССТАТ, 2008. -140 с.

15. Туризм и туристские ресурсы в Приморском крае: стат. сб. / отв. за сб. А.М. Труфанова. - Владивосток: РОССТАТ, 2007. - 140 с.

© Николаевская Ю.В., 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.