Научная статья на тему 'Исследование структуры туристского комплекса Приморского края'

Исследование структуры туристского комплекса Приморского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1155
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мартышенко Н.С.

Приведен анализ туристского потенциала Приморского края. Дальнейшее развитие туризма в крае должно производиться на научной основе. В работе обозначены некоторые перспективные направления развития туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование структуры туристского комплекса Приморского края»

УДК 338.484.6

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ТУРИСТСКОГО КОМПЛЕКСА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Н. С. МАРТЫШЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции E-mail: natalya.martyshenko@wsu.ru Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Приведен анализ туристского потенциала Приморского края. Дальнейшее развитие туризма в крае должно проводиться на научной основе. В работе обозначены некоторые перспективные направления развития туризма в регионе.

Ключевые слова: регион, туристский потенциал, туристско-рекреационные ресурсы, туристский продукт, Приморский край.

Приморский край многие годы был закрытой территорией для посещения туристов. И сейчас не только зарубежные туристы, но и граждане России имеют очень смутное представление о природе и туристском потенциале края. В настоящей работе предпринята попытка произвести научный анализ структуры туристского комплекса Приморского края и оценить перспективы его развития.

Процесс развития регионального туристского комплекса можно рассматривать как процесс освоения предприятиями, входящими в его состав, туристского потенциала региона. Туристский потенциал охватывает все структурные и функциональные ресурсы, обусловливающие развитие туризма на некоторой территории [6]. Элементы, составляющие туристский потенциал, представлены нарис. 1.

Туристско-рекреационные ресурсы региона — это совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, необходимых для формирования туристского продукта региона [3].

Основными свойствами туристских ресурсов являются:

• степеньизученности;

• доступность;

• аттрактивность (привлекательность);

• уникальность;

• зрелищность;

• потенциальный запас (емкость);

• способы использования.

Туристские достопримечательности разделяются по происхождению ресурсов: обусловленные природой окружающей среды и культурно-исторической средой (антропогенная окружающая среда). Известны и другие способы классификации туристских достопримечательностей. Они могут быть классифицированы по способу использования (мотивации туристической активности):

• предназначенные для отдыха (море, пляж, климат, озера, горы, лес ит.д.);

• познавательные (пещеры, памятники природы, национальные и ландшафтные парки, скалы, замки, дворцы, религиозные святыни, некрополи, технические раритеты ит.д.);

• специализированные (рыболовные — озера, реки, пруды; охотничьи — леса; парусные — озера, заливы, открытые моря и т.д.).

По характеру туристские достопримечательности можно классифицировать:

по месту — климатические, ландшафтные, исторические и т. д., когда главным мотивом поездки является сама местность;

по событию — фестивали, спортивные соревнования, ярмарки; главным мотивом поездки является проводимое мероприятие;

по продолжительности использования в течение года (постоянные и сезонные).

Туристские достопримечательности имеют первостепенное значение при управлении туристским комплексом и определяют портрет турбизнеса в том или ином регионе. Именно они составляют основу успешного развития туристского бизнеса, определяют специфику развития туризма в регионе, служат исходным базисом для производства туристского продукта; при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики региона.

Туристская инфраструктура — это объекты, используемые для выполнения утилитарных функций в обслуживании туристов: проживание, питание транспорт.

Отдельные объекты туристской инфраструктуры сами могут выступать в роли туристских достопримечательностей (например, гостиница с уникальной архитектурой).

Развитие туристского комплекса региона невозможно без обеспечения определенных социально-экономических условий.

Социально-экономические условия определяют, с одной стороны, желание и готовность бизнеса

развивать туристскую инфраструктуру, с другой стороны, оказывают играют большое воздействие на желание туристов посетить данную территорию.

Экономическими условиями называются любые условия, позволяющие выгодно с точки зрения инвесторов (производителей туристских услуг) размещать капиталы в туристическом секторе, а также те элементы экономического расчета, которые стимулируют развитие туризма. К ним относятся:

• возможности кредитования инвестиций в туризм, например, через инвестиционные кредиты с низкой процентной ставкой либо налоговые льготы для лиц, намеревающихся инвестировать в туризм и создающих дополнительные рабочие местадля местного населения;

• возможности привлечения средств специализированных фондов, например, путем участия в международных программах, привлечения пожертвований, создания целевых фондов и прочих неправительственных организаций, поддерживающих развитие туризма, участия в реализации национальной стратегии развития туристического продукта;

• установление цены, например, за счет оптимальной калькуляции стоимости туристи-

ческих услуг при одновременном сохранении

высокого качества этих услуг.

Политическими условиями называются любые действия государственной власти и органов местного самоуправления, стимулирующие развитие туризма на соответствующем уровне принятия решений (государство, регион, область, район, округ, поселение). В частности, к таким действиям относятся создание либерального визового режима, предотвращение внешних и внутренних конфликтов (в том числе и вооруженных), создание возможностей инвестирования иностранного капитала в сектор туристических услуг, проведение согласованной политики в области туризма при смене правящей элиты и новых выборах в органы местного самоуправления.

Культурные условия охватывают сферу вопросов, связанных с традициями отдыха в конкретном регионе (традиционное «российское гостеприимство»), а также с коллективной заинтересованностью местного населения в поддержке мероприятий, направленных на развитие туризма (например, различные уровни переподготовки и повышения квалификации по обслуживанию туристского сектора). К этой группе условий также относят элементы, которые могут считаться нематериальными культурными достопримечательностями, такие как традиции, обычаи, народные обряды, религиозные и народные праздники, а также элементы культуры национальных меньшинств.

Социально-демографические условия определяются характером местного населения (открытые или замкнутые люди), ресурсами свободной рабочей силы, уровнем образования местного населения в области обслуживания туристов, демографической структурой.

Психологические условия определяются главным образом восприятием региона потенциальными туристами и местным населением (так называемое внешнее восприятие — сложившиеся у туристов стереотипные представления о каком-либо регионе либо внутреннее восприятие — недооценка имеющихся достопримечательностей местным населением). Одним из элементов, обусловливающих развитие туризма, может быть изучение туристической проблематики в рамках регионального образовательного компонента (знания о регионе).

Технологические условия открывают возможность более полного использования достопримечательностей региона и улучшают функционирование всего туристского комплекса (например,

подготовка объектов к обслуживанию лиц с ограниченными возможностями, применение современных строительных технологий, внедрение компьютерных систем бронирования и систем электронных платежей).

Экологические условия основаны на предпочтении туристов пребывать в естественном природном окружении, на экологической образованности местного населения, а также функциональной системе охраны природы, способах утилизации отходов, очистки стоков и т. п. В общем случае эти условия охватывают множество связей и зависимостей между туристом, местным населением и окружающей средой.

Рассмотрим некоторые характеристики туристского потенциала Приморского края.

Приморский край обладает уникальными природными ресурсами. В силу геологических и исторических предпосылок на его территории и прилегающих акваториях Японского моря сложилась своеобразная система природных комплексов, в мире нигде более не встречающихся. Большая часть земель (72 %) относится к категории земель лесного фонда.

Теплое море, особая эстетическая ценность разнообразных приморских и таежных ландшафтов, наличие многих реликтовых видов животных и растений, экзотических объектов, многочисленных памятников истории и древней культуры делают этот край привлекательным для русских и зарубежных туристов.

Наиболее благоприятные ландшафты для рекреации находятся на южном побережье Приморья и на островах залива Петра Великого. Данная территория обладает оптимальными природными характеристиками, многоплановостью пейзажей, высокой эстетической ценностью. К территориям с благоприятными ландшафтами для рекреации также относятся юго-западные отроги Сихотэ-Алиня. В целом наиболее благоприятные в эстетическом плане ландшафты составляют до 45 % территории Приморья.

Из этих ландшафтов для рекреации на первом месте находятся морские побережья, находящиеся в районе Посьета — Славянка и Ливадийско-Наход-кинский район. Для берегов характерны их сильная изрезанность, наличие прекрасных широких песчаных пляжей и лесных участков на прилегающих террасах и склонах. Максимальная продолжительность купального сезона колеблется от 70 до 106 дней. Береговая зона наиболее перспективна для развития талассотерапии, водных видов отдыха, подводного туризма.

На территории края насчитывается несколько десятков гор и сопок, представляющих интерес для массового туризма. Из них наиболее посещаемыми являются горные вершины Пидан, Ольховая, Облачная, Высокая. Неизменный интерес у самодеятельных туристов и ученых-краеведов вызывают древние потухшие вулканы. Наиболее известен у местных туристов вулкан Барановский (р. Раздольная), вулканы, расположенные на мысе Поворотный и на мысе Олимпиады.

В Приморском крае насчитывается более 3 ООО озер. Озеро Ханка является не только крупнейшим естественным водоемом Приморского края, но и одним из самых больших в Азии.

Край обладает весьма внушительными запасами природных лечебно-оздоровительных ресурсов. Большое значение для развития рекреации имеют месторождения минеральных вод и лечебных грязей. По наличию источников минеральных вод и месторождений целебных грязей Приморье занимает ведущее место в России, а некоторые из них не имеют аналогов в стране, и здесь имеются все известные в России и в СНГ основные типы лечебных грязей.

На территории Приморского края известно более двух тысяч археологических и исторических памятников, имеющих большое культурное значение.

Для развития научно-познавательного туризма значительно эффективней может быть использован потенциал национальных и природных парков, заповедников, заказников и других особо охраняемых территорий и природных объектов. Существующая сеть особо охраняемых природных территорий края состоит из 6 государственных природных заповедников, 2 природных парков, 15 заказников, 2 курортов и одной лечебно-оздоровительной местности. Общая площадь государственных природных заказников составляет 1 215 тыс. га. В крае официально зарегистрировано около 300 памятников природы.

Обслуживает туристов и отдыхающих обширная сеть туристских предприятий, расположенных на территории Приморского края. Количество туристских предприятий в различных источниках оценивается по-разному [15,16,18—20]. Наиболее полный список туристских фирм включает 271 предприятие [16]. Туристские фирмы в основном расположены в г. Владивостоке — 233 туристских фирмы (86%). В городе Находке — 17 туристских фирм, в г. Уссурийске — 10, во всех остальных городах и населенных пунктах края — 11. Согласно информации, представленной на сайте [20] в едином федеральном реестре туроператоров зарегистрирован 101 туроператор из Приморского края. На сегодняшний день авторами было выявлено 92 туристских фирмы, которые имеют собственные сайты в Интернете [И]. Сегодня наличие собственного сайта у турфирмы является очень важным показателем. Большинство таких турфирм имеют реестровый номер туроператора. Чаще всего имеет собственные сайты турфирмы с развитыми пакетами предложений турпродуктов, иначе просто нет смысла в таком сайте.

Бурный рост количества туристских фирм в Приморском крае обеспечил массовый туризм в приграничный Китай (шоп-туры) [9]. Стоимость туров в пограничные города и сейчас сравнительно невысока. Средняя стоимость туров в Китай была определена в результате анализа информации всех сайтов турфирм г. Владивостока, предоставляющих путевки в Китай (табл. 1). При включении в тур услуг, повышающих комфортность пребывания, стоимость путевки может возрасти, но обычно не более чем на 20 % от базовой стоимости.

Несколько лет во Владивостоке практиковались вообще бесплатные туры в Китай. В таких турах путевка предоставлялась за беспошлинный провоз багажа. Категория таких туристов называется «помогайки». «Помогайки» имели право беспошлинно провезти три килограмма ручной клади и все то, что сможет одеть на себя и съесть.

Таблица 1

Стоимость туров в города Китая в 2010 г., тыс. руб.

Город Длительность тура, дней

3 4 5 6 7 8 10

Суйфэньхе 3,5 4,5 - - - - -

Хунь-Чунь 3,0 4,0 4,5 5,0 - - 6,0

Харбин - 7,5 - 10,0 12,0 13,0

Далянь - - - - - 17,0 18,0

Пекин - 11,0 15,5 - - 18,0 20,0

Муданьцзян - 6,0 - - - - -

Шеньян - - - 8,0 - - -

Шанхай - - - - 22,0 24,0 25,0

Туры в пограничные города так и называются «шоп-туры» и включают минимальный набор услуг По приезду в город на территорию Китая туристы по «шоп-туру» полностью предоставлены самим себе. Остальные туры, как правило, включаютдо-статочно насыщенную экскурсионную программу. В этих турах туристы имеют мало времени на самостоятельные перемещения по городу.

Последние два года туристские фирмы края резко снизили продажу путевок. Так, количество проданных путевок в 2009 г. снизилось по сравнению с 2008 г. в 4,5 раза. Число российских граждан, выехавших за рубеж, снизилось в 4,8 раза [4]. По турбизнесу в Приморском крае больно ударил не только мировой экономический кризис, но и ужесточение мер по ввозу автотранспорта и ввод новых таможенных правил на российско-китайской границе, сокративший челночный бизнес. К сожалению, в последние годы ухудшаются структурные показатели отношения отправленных туристов к принятым (2005 г. - 10:1,2006 г. - 20:1,2007 г. - 22:1, 2008 г. — 25:1) [4]. Такие данные свидетельствуют о низкой удовлетворенности зарубежных граждан пребыванием на территории края. Изменение средней стоимости одной путевки объясняется не только инфляционными процессами, но и изменением структуры реализуемых туров [4]:

Год.......................... 2005 2006 2007 2008 2009

Средняя стоимость

однойпутевки........ 0,7 1,5 1,9 2,5 6,5

Снижение спроса на «шоп-туры» в Китай имело и положительный эффект. Многие турфирмы активно занялись разработкой новых туристских предложений. Такую информацию можно проследить по сайтам турфирм Приморского края. Хотя к заметным результатам в экономических показателях эта работа пока не привела, но со временем они могут проявиться.

Средства размещения и проживания туристов являются наиболее капиталоемкими в структуре затрат туристских фирм. Общие сведения по средствам размещения можно найти в официальных изданиях Территориального органа государственной статистики по Приморскому краю [1, 2, 4, 17]. Общее количество организаций, отнесенных по роду деятельности к коллективным средствам размещения в крае, составляет 143 (без учета микропредприятий), из них 75 гостиницы. Число мест в месяц максимального развертывания составляет 16 263 единицы и в гостиницах — 5 752 единицы. Во Владивостоке насчитывается 18 гостиниц, число мест максимального развертывания в которых

3 212, что составляет 56%. Все наиболее крупные и комфортабельные гостиницы сосредоточены во Владивостоке. Структура распределения коллективных средств размещения по городам и районам Приморского края представлена в табл. 2.

Численность лиц, обслуженных в коллективных средствах размещения по принадлежности к гражданству представлена в табл. 3. При этом коэффициент загрузки номерного фонда в гостиницах невысок — всего 0,31.

Анализ гостиничных предприятий края по уровню комфортности показал, что на конец 2009 г. лишь один отель обладал категорией четыре звезды, 11 гостиниц имели категорию три или две звезды, большинство гостиниц (91 %) не соответствовало мировым стандартам гостеприимства.

По данным статистического бюллетеня [4], в Приморском крае насчитывается 8 санаториев для взрослых с числом мест максимального развертывания 2 808 единиц и 3 детских санатория на 310 мест. Коэффициент использования наличных мест в санаториях составляет 0,78 и 0,89 соответственно [1]. Стоимость курса восстановительного лечения в 21 день составляет от 35 до 50тыс. руб. Путевки в

2009 г. подорожали на 19,5 % и за первую половину

2010 года — на 5,4%.

По данным того же бюллетеня, в Приморском крае насчитывается 26 организаций отдыха и турбаз. А на сайте «Отдых во Владивостоке» приводится список, включающий уже 56 наименований [15]. И этот список нельзя считать исчерпывающим.

Таким образом, данные по средствам размещения, представленные в официальных статистических сборниках, нельзя признать полными. Даже в тех же официальных источниках опубликованы данные по наличию 125 микропредприятий размещения, число мест в которых оценивается в

4 828 ед., что составляет 23 % всех мест в средствах размещения (с учетом микропредприятий) [1]. Данные, представленные в различных статистических сборниках, зачастую противоречивы. Например, в статистическом сборнике [4] отмечается, что «... гостиничное хозяйство Приморского края представлено 147 гостиницами с общим номерным фондом около 4,5тыс. номеров, количеством мест в них более 7,5тыс.».

При оценке количества туристов в летние месяцы на данные официальной статистики по индустрии гостеприимства вообще нельзя ориентироваться [13]. Во-первых, существует огромный поток неорганизованных туристов, которых принято называть «дикарями», использующих для

Таблица 2

Коллективные средства размещения по городам и районам Приморского края

Город, район Число коллективных средств размещения Число номеров Число мест в месяц максимального развертывания Численность размещенных лиц

Арсеньев 11 281 926 19 491

Артем 8 206 474 9 600

Владивосток 31 3 272 6 586 352 189

Дальнегорск 4 103 168 8 488

Дальнереченск 2 53 83 3 912

Лесозаводск 5 203 742 6 220

Находка 14 571 1 362 19 477

Партизанск 1 40 136 2 031

Спасск-Дальний 4 78 133 9 822

Уссурийск 22 740 1 462 51 052

Анучинский 1 52 220 264

Кавалеровский 2 50 95 5 677

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кировский 3 501 908 16 552

Красноармейский 3 132 294 2 841

Ольгинский 1 5 10 293

Партизанский 1 7 24 496

Пограничный 3 49 120 3 422

Пожарский 5 52 124 4 302

Спасский 1 24 96 288

Тернейский 1 18 32 4 838

Ханкайский 1 4 100 292

Хасанский 12 669 1435 60 533

Хорольский 2 40 128 1 148

Черниговский 1 36 250 1 369

Приморский край 143 7324 16263 592 762

Таблица 3

Численность лиц, обслуженных в коллективных средствах размещения по принадлежности к гражданству, тыс. чел.

Гражданство Год

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Граждане Российской Федерации 358,6 329,3 367,4 378,1 430,1 455,8 530,0 501,6

Иностранные граждане 157,3 112,4 133,3 117,0 112,9 85,4 78,9 91,2

ночевки палатки. Во-вторых, в летние месяцы многие отдыхающие останавливаются в прибрежных населенных пунктах в комнатах частного сектора. В-третьих, многие турбазы летнего типа тоже не попадают в официальную статистику. В-четвертых, часть отдыхающих размещается в собственных домах на побережье.

Неотъемлемой частью обслуживания туристов являются услуги предприятий питания. На 1 января 2010 г. в статистическом регистре хозяйствующих субъектов Приморского края числилось 734 ресторана, 79 баров, 59 столовых при предприятиях и учреждениях. Сеть общественного питания также представлена множеством стационарных заведений и уличных киосков в системе быстрого обслуживания (fast-food). Эти данные заслуживают большего доверия, чем данные по средствам раз-

мещения. Предприятия общественного питания подвергаются более строгому контролю со стороны санитарных служб. Распределение предприятий общественного питания по типам представлено на рис. 2.

Закусочные. Столовые, go/o 8%

Рестораны, 22%

Бары, 11%

Кафе, 51%

Рис. 2. Распределение предприятий общественного

питания по типам

На сайте «Отдых во Владивостоке» представлен наиболее полный перечень ресторанов и кафе Владивостока, который включает 385 предприятий.

Не последнюю роль в туристской привлекательности региона играет индустрия развлечений. К индустрии развлечений относятся организации с ярко выраженным развлекательным характером деятельности — цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (оркестры, ансамбли, мюзик-холлы и др.). Развлечения присущи занятиям физической культурой (в искусственных водных бассейнах, в спортивных залах, клубах и пр.), а также спортивно-зрелищным мероприятиям. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках) также связано с развлечением.

На территории края функционируют 7 театров, работают20 музеев, из которых 14 — краеведческих, 2 — исторических, 2 — искусствоведческих, 1 — мемориальный и 1 — естественнонаучный. В 2009 г. музеи посетили 904,2тыс. чел.

Приморский край славится своими художниками, работы которых постоянно экспонируются в 10 картинных галереях и художественных салонах.

На сайте «Отдых во Владивостоке» представлен достаточно полный перечень предприятий развлекательного комплекса. Среди них: 41 ночной клуб, 38 развлекательных центров, 97 клубов по интересам.

Структура спортивных сооружений, расположенных на территории Приморского края представлена в табл. 4.

Удовлетворение туристских потребностей требует высокого уровня развития транспортного обслуживания. Столица Приморья является круп-

Таблица 4

Спортивные сооружения на территории Приморского края

Спортивные сооружения Год

2005 2006 2007 2008 2009

Стадионы с числом мест 28 29 23 25 23

для зрителей 1,5тыс. и более

Спортивные залы 959 955 949 1 094 111

Плавательные бассейны 32 31 35 40 39

Плоскостные спортивные 1 529 1 535 1 596 1 662 1 722

сооружения (площадки и поля)

нейшим транспортным узлом на Дальнем Востоке России, который включает все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный и морской. Структура транспортных перевозок пассажиров на международных маршрутах приве-денавтабл. 5.

Авиационный транспорт является наиболее востребованным транспортом у туристов. В настоящее время прямое авиасообщение связывает Приморье со многими городами Российской Федерации и зарубежья (Японии, Республики Корея, КНР, Таиланда, Вьетнама). В Японию и Республику Корея регулярно ходят российские туристские суда, а для захода иностранных судов в Приморье действуют порты в Находке, Владивостоке, Посьете, За-рубино, Славянке, порты-пункты в бухтах Светлая, Ольга. Предполагается, что после реконструкции аэропорта к 2012 г. воздушные перевозки через Владивосток должны увеличиться в разы.

Перспективы развития туристского комплекса Приморского края в большой степени зависят от развития автодорожной инфраструктуры края [7]. Внимание авторов к структуре дорожных сообщений края вызвано тем, что сегодня автомобильный

Таблица 5

Перевозка пассажиров транспортом общего пользования по видам сообщения, тыс. чел.

Вид сообщения Год

2005 2006 2007 2008 2009

Международное сообщение:

автобусное 280 261 300 430 21

воздушное 138 175 300 282 337

Междугородное сообщение:

железнодорожное (дальнее сообщение, включая международное) 1 897 1 648 1 556 1 729 1269

автобусное 714 1 454 1 610 2 043 895

воздушное 452 468 476 612 747

Пригородное сообщение:

железнодорожное (включая внутригородское сообщение) 15 939 17 496 17 622 16 239 11 080

автобусное 10 083 4 645 4 880 4 537 2 636

морское (включая местное сообщение) 530 688 686 836 989

транспорт является основным средством доставки туристов и отдыхающих к рекреационным ресурсам края. Приморский край отличается большим количеством автомобилистов (на 2 млн жителей приходится около 600тыс. единиц транспортных средств и из них — более 400 тыс. легковых автомобилей). Особенности инфраструктуры автодорожных сообщений в Приморском крае рассмотрены в работе [8].

Привлекательность туристского направления в большей степени зависит от безопасности, поскольку уровень преступности может быть сдерживающим туризм и дискредитирующим гостеприимство фактором. К сожалению, уровень преступности в Приморском крае выше, чем в целом по России (табл. 6). Но город Владивосток не является исключением в мире. Во многих портовых городах мира уровень преступности выше, чем в среднем по стране.

Вывести туристский сектор на новый уровень может предстоящий во Владивостоке в 2012 г. саммит стран АТЭС, ставший мощным импульсом к экономическому развитию Приморского края, всплеску инвестиционной активности. Программа «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» является составной частью Федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. В соответствии с целевой программой город получает значительные инвестиции из федерального бюджета. Благодаря этому краевой центр впервые за много лет имеет возможность решать свои назревшие проблемы: реконструировать дороги, связать центр города со спальными районами мыса Чуркина и островом Русский, построить очистные сооружения, магистральные водопроводы, мосты, эстакады и другие сооружения. Среди объектов, строящихся к началу саммита стран АТЭС, относится гостиничный комплекс во Владивостоке.

В программу включены следующие стройки федерального значения [5]:

• строительство мостового перехода на о. Русский;

• строительство автодороги пос. Новый — полуостров Де-Фриз — бухта Патрокл;

Число зарегистрированных прео

• реконструкция аэропорта Владивостока;

• объекты краевой и муниципальной собственности:

• строительство мостового перехода через бухту Золотой Рог;

• реконструкция автомобильной дороги аэропорт — федеральная трасса;

• реконструкция автомагистрали общегородского значения на участке Санаторная — мостовой переход через бухту Золотой Рог;

• строительство улично-дорожной сети о. Русский;

• развитие коммунальной инфраструктуры Владивостока.

Сегодня и на администрации региона и на научной общественности края лежит большая ответственность за то, чтобы не упустить шанс реструктуризации экономики края и приложить все силы к тому, чтобы придать инвестиционному процессу форму цепной реакции.

Улучшить инвестиционный климат на территории Приморского края может осуществление следующих мероприятий и условий.

1. Совершенствование организационной структуры управления туристской индустрией региона. Существующие организационные структуры малоэффективны.

2. Развитие отрасли должно основываться на последних научных достижениях в области организации туристской индустрии [12]. Для этого в регионе необходимо создать специализированное научное подразделение, осуществляющее исследования и прогнозирование развития туристского комплекса региона. Научное подразделение должно осуществлять свою деятельность в тесном контакте с административными органами управления.

3. Организация мониторинга производства и потребления туристского продукта на территории края. Имеющихся сегодня статистических данных, собираемых официальными органами статистической отчетности, совершенно недостаточно для анализа ситуации, сложившейся в туристской отрасли и тем более обоснования перспектив ее развития на основе различных моделей, призван-

Таблица 6

лений на 100 тыс. чел. населения

Страна, Год

регион 1990 1993 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Российская 1979 3 365 3 109 2 689 2 571 2 146 2 359 2 330 3 050 4 097 3 830 3 291 2 830

Федерация

Приморский 1240 1 885 1 860 2 023 2 044 1 750 1 907 2 012 2 478 2 701 2 519 2 260 2 110

край

ных обеспечить позитивные структурные сдвиги в сфере туризма в регионе. Организация сбора данных должна учитывать специфику отрасли и ориентироваться на потребности в них современных методов анализа и моделирования социально-экономических процессов.

4. Разработка специальных методов анализа данных, получаемых в ходе исследования туристского потребления. Эти методы должны обеспечить возможность выявления и анализа структур, складывающихся в процессе потребления турпро-дуктов.

5. Разработка специальных оптимизационных моделей развития туристской индустрии региона, которые могли бы обосновать управленческие решения, обеспечивающие позитивные структурные сдвиги в развитии отрасли [14].

6. Развитие скоростных видов транспорта, призванных обеспечить высокую мобильность перемещения трудовых ресурсов и туристов по территории края. Специфика географического положения и демографической структуры в крае таковы, что развитие скоростных видов транспорта сегодня может стать фундаментом экономического роста региона и туристкой отрасли в частности.

7. Развитие перспективных направлений туристского бизнеса в крае. Туристский бизнес в крае развивается сравнительно недавно — менее 15 лет. Ранее территория края была закрыта для посещения туристов. Сейчас наступило время интенсивного освоения новых перспективных туристских предложений. Среди перспективных направлений можно назвать освоение конного туризма и спорта [10], имеющего глубокие традиции в крае, круизного туризма и экскурсий на маломерных прогулочных судах, горнолыжного туризма, железнодорожного туризма, который был достаточно ранее распространен в крае и другие виды. Особое внимание необходимо уделить этнографическому туризму и народным промыслам.

8. Широкое изучение успешных зарубежных туристских проектов. При этом необходимо использовать этот опыт при возведении пилотных проектов, которые могли бы послужить образцом для аналогичных проектов.

9. Строительство международных спортивных баз высшего мастерства по отдельным видам спорта. Например, в крае имеются благоприятные условия для сооружения комплекса по подготовке спортсменов по спортивному сплаву по рекам.

10. Продвижение территории края как перспективной туристской территории. Приморский край как объект туристского освоения мало известен в мире. Поэтому необходимо формировать позитивный имидж Приморского края в других странах мира. Одним из инструментов должно стать проведение массовых международных встреч и научных симпозиумов.

11. Необходима большая просветительская работа в школах и вузах. У подрастающего поколения необходимо воспитать чувство гордости за край, в котором они проживают. Сегодня население края не имеет достаточного представления о туристских объектах, в первую очередь исторических и природных памятниках, расположенных на территории края.

12. Ужесточение экологического и природоохранного законодательства, обеспечение доступности к информации по экологической обстановке населения края.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Инициация обсуждения вопросов по облегчению визового режима со странами АТЭР Рассмотрение вариантов по упрощению визового режима на территорию Приморского края для отдельных категорий зарубежных граждан.

14. Улучшение работы таможенных служб. Эта служба вызывает самые большие нарекания у всех российских и зарубежных туристов.

15. Создание специализированной проектной организации, осуществляющей проектирование объектов туристского и рекреационного назначения. Такая организация могла бы осуществлять и экспертизу внешних проектов на конкурсной основе.

Список литературы

1. Деятельность коллективных средств размещения в Приморском крае в 2009 году: стат. бюллетень. Владивосток: Приморскстат, 2010. 27 с.

2. Деятельность туристских фирм в 2009 году: стат. бюллетень. Владивосток: Приморскстат, 2010. 66 с.

3. ДжанджугазоваЕ.А. Маркетингтуристскихтер-риторий: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 224 с.

4. Индустрия гостеприимства в Приморском крае. 2010: Аналитическая записка. Владивосток: Приморскстат, 2010. 27 с.

5. Интернет-портал Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. URL: http:// apec2012.ru.

6. КочмарекЯ., СтасякА., Влодарчик Б. Туристский продукт. Замысел. Организация. Управление: учеб. пособие. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 495 с.

7. Мартышенко Н. С. Анализ транспортной составляющей в процессе формирования туристского кластера приморского края // Вестник ИНЖЭКОНа. 2009. № 5. С. 107-117.

8. Мартышенко Н. С. Исследование структуры потребления туристских продуктов в Приморском крае // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 26. С. 60-68.

9. Мартышенко Н. С. Исследование структуры потребления туристских услуг по турам Владивосток — Китай // Практический маркетинг. 2010. № 5. С. 24-32.

10. Мартышенко Н. С. Конный туризм и спорт — конкурентоспособный сектор туризма и путешествий в Приморском крае // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 28. С. 68-71.

11. Мартышенко Н. С. Оценка электронных ресур -сов туристских предприятий// Практический маркетинг. 2010. № 9. С. 10-13.

12. Мартышенко Н. С. Теоретические основы формирование политики развития туристской

сферы Приморского края // Витязь. 2010. № 13. С. 28-36.

13. Мартышенко Н. С. Формирование туристско-рекреационного кластера как фактор социально-экономического развития Приморского края // Региональные проблемы. 2008. № 10. С. 95-101.

14. Мартышенко Н.С., Мартышенко С. Л.Оптими-зация структуры инвестиций в региональные туристические проекты //Регион: экономика, социология. 2008. № 3. С. 23-32.

15. Отдых во Владивостоке. URL: http://rest.vl. ra/tours/tur-operator.

16. Перечень туристских предприятий, зарегистрированных на территории Приморского края. URL: http://www.tourprim.ru/add_files/ Perechen_dlya_saita. doc.

17. Приморский край. Социально-экономические показатели: статистический ежегодник. Владивосток: Приморскстат, 2010.318 с.

18. Приморье. URL: http://primkray.ru.

19. Сайт «FarPost». URL: http://baza.farpost.ru/rest/ primorye.

20. Туризм в Приморском крае. URL: http://www. tourprim.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.