Научная статья на тему 'Состояние информатизации экономики республики Дагестан и перспективы реализации проекта "цифровая экономика"'

Состояние информатизации экономики республики Дагестан и перспективы реализации проекта "цифровая экономика" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / IT-КОМПАНИИ / ЭКОНОМИКА / ТЕХНИКА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INFORMATION TECHNOLOGY / IT-COMPANIES / THE ECON-OMY / TECHNOLOGY / DIGITAL ECONOMY / INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедова Зухра Омаршаевна

В статье рассмотрена значимость понятия «цифровая экономика» как в масштабах государства, так и на территории Республики Дагестан. Обозначены современные проблемы, которые необходимо решить для наиболее благоприятного развития информационных технологий в республике. Определены качественные и количественные результаты деятельности по внедрению информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONDITION OF INFORMATIZATION OF ECONOMY RD AND PROSPECTS OF REALIZATION OF THE PROJECT "DIGITAL ECONOMY"

This article discusses the importance of the concept of «Digital economy» both on the scale of the state and on the territory of the Republic of Dagestan. Modern problems which need to be solved for the most favorable development of information technologies in the republic are designated. The qualitative and quantitative results of the implementation of information technologies are determined.

Текст научной работы на тему «Состояние информатизации экономики республики Дагестан и перспективы реализации проекта "цифровая экономика"»

УДК 330.47 ББК 65с М 12

З.О. Магомедова,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры аудита и экономического анализа Дагестанского государственного университета, г. Махачкала. Тел.: + 7 (963) 422-75-88, e-mail: [email protected]

СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассмотрена значимость понятия «цифровая экономика» как в масштабах государства, так и на территории Республики Дагестан. Обозначены современные проблемы, которые необходимо решить для наиболее благоприятного развития информационных технологий в республике. Определены качественные и количественные результаты деятельности по внедрению информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, IT-компании, экономика, техника, цифровая экономика, информатизация.

Z.O. Magomedova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Audit and Economic Analysis, Dagestan State University, Makhachkala. Ph.: +7 (963) 422-75-88, e-mail: [email protected]

THE CONDITION OF INFORMATIZATION OF ECONOMY RD AND PROSPECTS OF REALIZATION OF THE PROJECT «DIGITAL ECONOMY»

Abstract. This article discusses the importance of the concept of «Digital economy» both on the scale of the state and on the territory of the Republic of Dagestan. Modern problems which need to be solved for the most favorable development of information technologies in the republic are designated. The qualitative and quantitative results of the implementation of information technologies are determined.

Keywords: information technology, IT-companies, the economy, technology, digital economy, information.

Инновации и новые виды технологий всегда оставляют значительный отпечаток в жизни практически каждого человека. Происходят изменения как самого человека, так и его образа и уклада жизни. На сегодняшний день происходит революционное развитие технологий, механика давно уступила место техническим средствам, и они заполняют все новые и новые сферы жизнедеятельности человека. Кардинальные изменения наблюдаются также во многих направлениях хозяйствования,

меняются нормативы и требования таких сфер, как финансово-экономическая, транспортная, сфера здравоохранения, образовательные процессы, торговля, управление государственным сектором и т.п.

Расширяются виды предпринимательской деятельности, логистики и производства, коммуникации обретают совершенно новые виды. Таким образом, осуществляется процесс создания совершенно иного уклада развития государства и важнейших процессов,

происходящих в нем. В свое время всеобщая электрификация оказала огромное влияние на уклад и образ жизни человека, облегчив многие сферы деятельности, так и сегодня цифровизация накладывает значительный отпечаток на жизнь общества в целом [1].

Цифровая экономика - это некая экономическая отрасль, в которой экономической сущностью наделены определенные информационные данные [2]. Иными словами, скажем, что это отличные от ранее имевшихся способы создания, передачи, хранения, защиты, обработки данных в огромных объемах. Также в рамках цифровой экономики может осуществляться структурный анализ имеющихся данных, а также принятие различных наиболее эффективных в той или иной ситуации решений.

Результатом заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (5 июля 2017 года) стало включение в перечень основополагающих векторов развития направления «Цифровая экономика». Данное решение было принято на среднесрочную перспективу развития вплоть до 2025 года. Также обсуждался вопрос программы развития цифровизации экономики, которая в конечном итоге также была утверждена Правительством. Этим самым можно сказать, что данное направление имеет особую актуальность и активную поддержку со стороны правительства. И в ближайшей перспективе можно будет наблюдать за динамичным развитием цифровизации экономики на государственном уровне [3].

Стоит отметить, что цель данной программы - это создание совокупности взаимосвязанных элементов цифровой экономики, содержащиеся данные которой несут степень неотъемлемых факторов производства,

а также охватывают все ключевые сферы социально-экономического развития страны.

Задачи, которые были поставлены в рамках указанной программы, масштабного характера, однако возможны к исполнению при имеющихся на сегодняшний день ресурсах [4].

На региональном уровне реализация данной программы также должна активно внедряться, исключением также не должен являться Дагестан. На сегодняшний день нашей республике необходим прорыв в данном экономическом направлении. Только совершив так называемую «цифровую» или «технологическую революцию», наша республика может войти в число лидеров данного направления [5].

Необходимо отметить, что для динамического развития цифровой экономики в Дагестане имеются все необходимые ресурсы, важнейшим этапом при этом является старт и активное движение в данной сфере. Необходимо принимать кардинальные меры, которые могут носить организационный характер, с целью обеспечения должного уровня качества развития республики.

Однако сегодня Дагестан не относится к числу лидеров по уровню развития коммуникации и информационных технологий. Необходимо рассмотреть данные об оснащенности техническими средствами и о возможности выхода в Интернет, представленные в табл. 1 и 2.

Так, по статданным за 2018 год, удельный вес домохозяйств, имевших широкополосный доступ к Интернету, в Дагестане составляет 53,2%, при среднем по РФ - 66,8%, в СКФО - 60,5%. Для сравнения, в Чеченской Республике этот показатель составляет 81%, в Ставропольском крае - 63,9%.

Удельный вес домохозяйств, имевших персональный компьютер, в Дагестане составляет 54%, при среднем по

Таблица 1

Удельный вес домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к Интернету за 2018 г.

(составлено автором по данным Росстата [6])

№ п/п Наименование субъекта Уд.вес(%) Отклонение от уровня по СКФО Отклонение от уровня по РФ

Республика Дагестан 53,2 -7,3 -13,6

Чеченская Республика 81,0 20,5 14,2

Ставропольский край 65,9 5,4 -2,9

Таблица 2

Удельный вес домохозяйств, имеющих персональный компьютер, за 2018 г.

(составлено автором по данным Росстата [6])

№ п/п Наименование субъекта Уд. вес (%) Отклонение от уровня по СКФО Отклонение от уровня по РФ

Республика Дагестан 54,0 -15,5 -18,5

Чеченская республика 77,3 7,8 4,8

Ставропольский край 65,9 3,6 -6,6

РФ - 72,5%, в СКФО - 69,5%, в Чеченской Республике - 77,3%, Ставропольском крае - 65,9%.

Число персональных компьютеров с доступом к Интернету на 100 работников в Дагестане составляет всего 18, при среднем по РФ - 31, по СКФО - 25. У нас самый низкий показатель среди субъектов РФ.

Необходимо отметить, что первым наиболее эффективным шагом в развитии цифровой экономики в рамках субъекта является принятия Постановления Правительства РД от 28.02.2017 № 47 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Дагестан на 2017-2022 годы», о внесении изменений в некоторые акты Правительства Республики Дагестан и о создании государственного автономного учреждения Республики Дагестан «Центр информационных технологий» [7]. В рамках реализации данной программы в 2017 году было создано государственное автономное учреждение Республики Дагестан «Центр информационных технологий» (ГАУ РД «ЦИТ») как подведомственное учреждение Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан, призванное реализовывать его цели и задачи в области информационно-коммуникационных технологий.

Основной целью организации является повышение качества жизни населения Республики Дагестан с помощью внедрения информационных технологий.

Приоритетные цели Центра:

- создание качественных, полностью отвечающих современным стандартам, систем информатизации Республики Дагестан;

- разработка и внедрение информационных систем, актуальных для решения проблем в различных сферах жизни Республики Дагестан;

- оптимизация и расширение функционала ранее внедренных информационных систем;

- повышение информированности, удовлетворенности и доверия населения республики к проектам ГАУ РД «ЦИТ»;

- обеспечение работоспособности всех автоматизированных информационных систем и компьютерного оборудования Правительства Республики Дагестан;

- поиск и внедрение принципиально новых решений в сфере информатизации государственных структур [8].

Используя имеющийся потенциал, стратегический подход к управлению, а также опыт и профессионализм кадров республики, необходимо стремиться к тому, чтобы Республика Дагестан заслуженно считалась передовым центром высоких технологий и именно тем регионом, где технологии служат главному - интересам жителей республики.

Отметим, что системы, способные собирать, анализировать и визуализировать данные в областях энергетики и транспорта, медицины и образования, сельского и жилищно-коммунального хозяйства и прочих социально значимых областях, в том числе геоинформационные системы, должны стать основным аналитическим инструментом для визуализации информации в Ситуационно-аналитическом центре Главы Республики Дагестан, создание которого планируется в 2020 году. Кроме того, в современных условиях, при имеющихся темпах развития информационных технологий и объеме обрабатываемых данных невозможен переход к цифровой экономике и эффективному государственному управлению без соответствующих инструментов автоматизации [9].

Необходимо отметить, что объем финансирования Программы в

2018 году составил 1392,4413 млн рублей, в свою очередь, в 2019 году запланировано расходов в рамках данной программы на сумму 545,5715 млн рублей. Важно заметить значительное снижение финансирования в 2019 году, в сравнении с 2018 годом. Это может сказаться на качестве реализуемых задач, и программа рискует выполнить поставленные цели с меньшим уровнем эффективности.

В связи с этим необходима доработка данной программы, в особенности в ее финансовой составляющей. Однако если это является мало возможным или неприоритетным для правительства, возникает необходимость задуматься о создании новой государственной программы в рамках нашего региона, где финансовая составляющая не будет слабым звеном в процессе реализации. Чаще всего государственные программы на территории Дагестана разрабатываются на основе опыта других более развитых регионов, но в нашем случае необходимо всегда учитывать самобытность и иные специфические особенности территории, что требует индивидуального подхода к стоящим проблемам и их решению.

В рамках развития цифровой экономики на территории республики, на наш взгляд, необходимо повышение уровня конкуренции в данной сфере, при этом большую роль может сыграть поддержка государственных структур, в особенности поддержка различных региональных операторов, которые, в свою очередь, оказывают качественные услуги по приемлемой цене. Поддержка необходимо также 1Т-компаниям местного значения, профилем которых является разработка и внедрение различных программ и иных продуктов цифровых технологий. Этим самым будет осуществляться автоматизация деятельности государственных структур на уровне субъекта и муниципалитетов. Здесь можно рассматривать преференции различного характера, а также налоговые каникулы или льготы, возможность рефинансирования кредитов, обеспечения государственным заказом, привлечение к участию в тендерах, а также иные меры государственной помощи.

Наиболее важным направлением для развития и внедрения инфор-

мационных технологий является вовлечение в данную среду молодого поколения. В данном контексте необходимо выделить работы бизнес-инкубатора «ПЕРИ Инновации». Данная организация представляет собой проект Благотворительного фонда «Пери» Зиявудина Магомедова. В «ПЕРИ Инновации» регулярно проходят бесплатные семинары, мастер-классы и тренинги с участием приглашенных экспертов, которые уже посетили свыше 9 тысяч человек. Проходят курсы по робототехнике и программированию для детей и взрослых.

Таким образом, согласно проведенному исследованию, можно определить, что главным индикатором развития цифровой экономики является уровень доступности информации, в особенности в труднодоступных районах Дагестана. Это объясняется тем, что именно наличие такого ресурса, как Интернет, способствует наиболее быстрому развитию IT-технологий, а труднодоступные местности необходимо охватить для повышения уровня знаний и навыков пользования различной технологической составляющей, без которой развитие информационной экономики в принципе невозможно. При этом необходимо определить качественные и количественные результаты деятельности по внедрению этих самых технологий:

- по удельному весу домохозяйств, имеющих персональный компьютер и широкополосный доступ к Интернету, Дагестан должен превысить к 2024 году средние показатели по РФ;

- к 2024 году в каждом населенном пункте республики с населением свыше 250 человек должен быть широкополосный доступ к Интернету, в Махачкале и Каспийске - сеть связи 5G, а на 1 кв. км - не менее 60 точек беспроводного доступа к сети Интернет;

- к 2024 году абонентская плата за фиксированный доступ к Интернету должна снизиться до 0,1% к среднедушевым денежным доходам населения;

- количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих навыками в сфере ИТ на среднемировом уровне, к 2024 году должна составить не менее 5 тыс. человек в год.

Отметим, что для достижения данных показателей необходимо основываться на

принципах проектного управления, которое активно реализуется в Дагестане. Предлагается к имеющимся приоритетным направлениям развития дагестанских территорий добавить такой важный элемент, как приоритетный проект «Цифровой Дагестан». Закрепить это на правительственном уровне посредствам создания Совета при Главе Республики Дагестан по цифровой экономике.

Таким образом, динамичное развитие цифровой экономики на территории нашей республики в приоритете может послужить двигателем экономического развития в целом, обеспечив экономическую стабильность, отразиться положительным образом на качестве экономики и в конечном итоге служить гарантом повышения благосостояния населения.

Примечания:

1. Цифровая экономика Дагестана: перспективы развития. URL: https://news.sput-nik.ru/rif-kavkaz-2017/l245.

2. Андиева Е.Ю., Фильчакова В.Д. Цифровая экономика будущего. Индустрия 4.0 // Прикладная математика и фундаментальная информатика. 2016. № 3. С. 214-218.

3. Толкачев С.А. Индустрия 4.0 и ее влияние на технологические основы экономической безопасности России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017. № 1 (25). С. 86-91.

4. Одинцов С.А., Ващенко А.В. Развитие теорий информационного общества и понятия «Киберпространство» // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 121. С. 1-14.

5. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и ее влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18, № 24. С. 4087-4102.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/.

7. Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Республики Дагестан на 2017-2022 годы», о внесении изменений в некоторые акты Правительства Республики Дагестан и о создании государственного автономного учреждения Республики Дагестан «Центр информационных технологий»: постановления Правительства РД от 28.02.2017 № 47. URL: https://base.garant.ru/42461956/.

8. Центр информационных технологий: официальный сайт. URL: http://itcen-ter.e-dag.ru/.

9. Вопросы автоматизации сбора и обработки информации в социально-экономических сферах деятельности республики обсудили в Минтрансэнергосвязи РД. URL: http://itcenter.e-dag.ru/press-tsentr/novosti/voprosy-avtomatizatsii-sbora-i-obra-botki-informatsii-v-sotsialno-ekonomicheskikh-sferakh-deyatelnosti-respubliki-ob-sudili-v-mintransenergosvyazi-rd-_295.

References:

1. Digital economy of Dagestan: development prospects. URL: https://news.sputnik.ru/ rif-kavkaz-2017/1245.

2. Andieva E.Yu., Filchakova V.D. Digital economy of the future. Industry 4.0 // Applied Mathematics and Fundamental Informatics. 2016. No. 3. Pp. 214-218.

3. Tolkachev S.A. Industry 4.0 and its impact on the technological foundations of Russia's economic security // Humanities. Bulletin of the Financial University. 2017. No. 1 (25). Pp. 86-91.

4. Odintsov S.A., Vashchenko A.V. The development of theories of the information society and the concept of "Cyberspace" // Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2016. No. 121. Pp. 1-14.

5. Babkin A.V., Chistyakova OV Digital economy and its impact on the competitiveness of business structures // Russian Entrepreneurship. 2017. Vol. 18, No. 24. Pp. 4087-4102.

6. The official website of the Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru/.

7. On approval of the state program of the Republic of Dagestan "Development of the information and communication infrastructure of the Republic of Dagestan for 20172022", amending some acts of the Government of the Republic of Dagestan and the creation of a public autonomous institution of the Republic of Dagestan "Information Technology Center": Resolution of the Government of the Republic of Moldova on February 28, 2017 No. 47. URL: https://base.garant.ru/42461956/.

8. Center for Information Technology: official site. URL: http://itcenter.e-dag.ru/.

9. Questions of automating the collection and processing of information in the socioeconomic areas of the republic were discussed at the Ministry of Transport and Energy of the Republic of Dagestan. URL: http://itcenter.e-dag.ru/press-tsentr/novosti/ voprosy-avtomatizatsii-sbora-i-obrabotki-informatsii-v-sotsialno-ekonomicheskikh-sferakh-deyatelnosti-respubliki-obsudili-v-mintransenran rd-_295.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.