Научная статья на тему 'Перспективы развития цифровой экономики в макрорегионе'

Перспективы развития цифровой экономики в макрорегионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
макрорегион / цифровая экономика / информационные и компьютерные технологии / цифровая трансформация / СКФО / Macro-Region / digital economy / information and computer technologies / digital transformation / North-Caucasian Federal District

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Г. Х. Батов

В настоящее время в большинстве стран мира наблюдается стремительное развитие цифровой экономики. Этот процесс требует решения целого ряда вопросов теоретического и практического характера. В РФ принята программа по развитию цифровой экономики, но не определены место и задачи отдельных регионов в реализации этой программы. В связи с этим существует необходимость оценить возможности и перспективы макрорегионов по переходу на формат цифровой экономики, исходя из достигнутого ими уровня развития информационно-коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE MACRO- REGION

Currently, in most countries of the world a rapid development of the digital economy is observed This process requires the solution of a whole number of issues of theoretical and practical nature. A program for the development of the digital economy has been adopted in the Russian Federation, but the place and tasks of individual regions in the implementation of this program have not been determined. In this regard, there is a need to assess the opportunities and prospects of macro-regions for the transition to the digital economy format, based on their level of development of information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития цифровой экономики в макрорегионе»

Вестник Института экономики Российской академии наук

4/2019

Г.Х. БАТОВ

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник

ФГБУН Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В МАКРОРЕГИОНЕ

В настоящее время в большинстве стран мира наблюдается стремительное развитие цифровой экономики. Этот процесс требует решения целого ряда вопросов теоретического и практического характера. В РФ принята программа по развитию цифровой экономики, но не определены место и задачи отдельных регионов в реализации этой программы. В связи с этим существует необходимость оценить возможности и перспективы макрорегионов по переходу на формат цифровой экономики, исходя из достигнутого ими уровня развития информационно-коммуникационных технологий. Ключевые слова: макрорегион, цифровая экономика, информационные и компьютерные технологии, цифровая трансформация, СКФО. JEL: О33, R10, L86. DOI: 10.24411/2073-6487-2019-10047

В мировом экономическом и социальном пространствах происходят кардинальные изменения, основными «зачинщиками» которых выступают нематериальные ресурсы. Уже сейчас ясно, что предстоящее столетие будет цифровым и стоит ожидать новых существенных трансформаций во многих отраслях и видах социально-экономической деятельности, в основе которых будут лежать цифровые технологии. Получат развитие и сетевые пространства, основанные на платформах и экосистемах.

Многочисленные публикации специалистов разных профилей деятельности свидетельствуют о том, что цифровые технологии оказывают огромное влияние на эволюцию всей социально-экономической системы. Поэтому прежде всего необходимо понять, что из себя будут представлять эти изменения, с какими технологиями и ресурсами будут связаны и какие результаты и последствия можно ожидать. По всей вероятности, большинство существующих институтов в новых условиях не будут востребованы, часть из них в новом цифровом пространстве будет трансформирована, а также появятся совершенно новые их формы.

Вестник ИЭ РАН. №4. 2019 С.82-93

Кроме того, «продолжающееся усложнение общественных структур и отношений, основой которых все чаще выступают современные цифровые технологии, вызывающие экспоненциальный рост потоков данных и информации, выдвигает на первый план вопрос о закономерностях функционирования современных социально-экономических систем, где доминирующее значение приобретают отношения по поводу производства, обработки, хранения, передачи и использования увеличивающегося объема знаний и информации» [1].

Для того чтобы не отстать от мировых тенденций, необходимо изучить характерные особенности цифровой экономики: как она развивается? Какие институты и какая инфраструктура будут необходимы в ходе ее становления и функционирования?

Проблемы, связанные с формированием цифровой экономики, требуют прежде всего четкого определения самого понятия «цифровая экономика». Понятие «цифровая экономика» было введено американским исследователем Н. Негропонте в 1996 г., а затем в 1999 г. более детально раскрыто канадским ученым Д. Тапскоттом в книге «Электронно-цифровое общество». С тех пор прошло достаточно много времени, но полной определенности в том, что из себя представляет цифровая экономика, пока еще нет. С точки зрения теории, а тем более с позиции методологического подхода и практического воплощения результатов и выгод цифровизации, такая неопределенность не способствует повышению эффективности хозяйствующих субъектов в экономике и развитию общества в целом.

При исследовании цифровой экономики прежде всего необходимо рассмотреть отличие, которое имеется между «аналоговой» и «цифровой» экономиками. Аналоговая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, которая осуществляется посредством воспроизводственного процесса (производства, распределения, обмена, потребления), происходящего с обязательным участием материальных ресурсов.

В цифровой экономике в процессе хозяйственной деятельность отдельные стадии воспроизводственного процесса осуществляются с использованием информации и цифровых технологий1.

По представлениям В. Иванова и Г. Малинецкого, «в современном понятии «цифровая экономика» речь идет об изменении технологической базы экономики, что позволит автоматизировать рутинные операции. Это значительно меняет скорость реализации многих процессов, предоставляет новые возможности, но не меняет базовых основ

1 Хотим отметить, что такое разделение является условным и используется для более полного понимание сути цифровой экономики. В реальности же имеет место их взаимодействие, взаимосочетание, взаимодополнение.

экономики. Наверное, правильнее было бы говорить о компьютерной экономике. Но чтобы не создавать путаницы, будем говорить о «цифровой», имея в виду компьютерную экономику» [2, с. 6].

Высокая скорость изменений в экономике, особенно в хозяйственной деятельности, осуществляемой с участием цифровых продуктов и технологий, обусловливает существование большого разнообразия подходов к определению цифровой экономики.

Так, канадский исследователь Д. Тапскотт в 90-х годах прошлого века сформулировал основные положения и функции цифровой экономики, обозначил 12 главных ее аспектов и дал ей следующее определение: «это экономика, базирующаяся на использовании информационных компьютерных технологий» [3]. Некоторые из этих аспектов получили большее развитие, некоторые меньшее, но все они и сейчас, спустя более 20 лет, существуют на практике. Другой исследователь, Т. Мезенбург, выделил основные компоненты и особенности цифровой экономики [4].

Российские исследователи начали более плотно заниматься цифровой экономикой лишь в последние годы. Пик публикаций приходится на 2015-2017 гг. Однако большинство исследований носит точечный характер, во многих из них излагаются отдельные случаи использования цифровых и информационных технологий в различных отраслях, которые затем интерпретируются как цифровая экономика, само же понятие цифровой экономики рассматривается узко или в общих чертах.

Такой позиции придерживается А. Кунцман, по мнению которого цифровая экономика представляет собой «современный тип экономики, характеризующийся преобладающей ролью информации и знаний как определяющих ресурсов в сфере производства материальных продуктов и услуг, а также активным использованием цифровых технологий хранения, обработки и передачи информации» [5]. В интерпретации автора цифровая экономика сводится к информации и цифровым продуктам, и представляется субъектом, не имеющим материальной основы. Получается так, что цифровая экономика существует отдельно, а материальная сфера отдельно.

Более узкого подхода придерживается Б. Паньшин, который отмечает, что «формируется экономика, основанная на сетевых сервисах, то есть цифровая, или электронная» [6, с. 17]. Он считает, что основным предназначением цифровой экономики является «обслуживание» трансакционного сектора, к которому относятся: «государственное управление, консалтинг и информационное обслуживание, финансы, оптовая и розничная торговля, а также предоставление различных коммунальных, персональных и социальных услуг» [6, с. 17]. При этом в работе нет четкого определения понятия «цифровая экономика».

А. Зубарев, опираясь на имеющиеся результаты исследований в данной области, предлагает следующее определение предметной области цифровой экономики: «цифровая экономика - это системная совокупность экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг техноцифро-вой формы существования. Техноцифровая природа экономических отношений является ключевым отличительным признаками цифровой экономики. Таким образом, если новая экономика - это закономерная форма проявления постиндустриальной экономики, то цифровая экономика - это одна из эволюционных форм проявления новой экономики. Следовательно, как «форма формы» цифровая экономика содержит не только набор признаков новой экономики, но и содержит ряд отличительных сторон, характеризующих качественную определенность цифровой экономики» [7, с. 178].

Большинство исследователей сводят цифровую экономику к цифровым технологиям, сервисам, к различным типам экосистем и платформ, считая цифровую экономику виртуальной.

Во многих статьях авторы ссылаются на формулировку, которая дается в Указе Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», где отмечается, что «цифровая экономика — хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [13, с. 4].

Это определение в России принято считать официальным. Оно акцентирует внимание на информации (данных) в цифровом формате и по крайней мере не мешает правильному пониманию сути дела. Кроме того, это определение в целом не противоречит образу, созданному в сознании специалистов благодаря книге Тапскотта и другим публикациям, развивающим те же идеи. В то же время необходимо отметить, что многие исследователи не согласны с данным определением, полагая, что оно не дает полного и четкого представления о цифровой экономике [8; 9].

В зарубежной литературе, касающейся цифровой экономики, некоторые исследователи делают акцент на производственной деятельности с использованием данных в цифровой форме, считая ее основным фактором. В частности, Дж. Киртон, Б. Уоррен отмечают, что «под цифровой экономикой понимаются различные виды экономической деятельности, в которых использование цифровой информации и знаний играет роль ключевого фактора производства, совре-

Г. Х. Батов

менные информационные сети становятся важной сферой деятельности, а эффективное применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) выступает в качестве важной движущей силы повышения результативности и оптимизации структуры экономики» [10,

Интересное определение цифровой экономике дают Р. Бухт и Р. Хикс. Они используют концепцию интенсивного и экстенсивного применения ИКТ. С их точки зрения, «интенсивное применение ИКТ подразумевает интенсификацию - в некотором роде усовершенствование -существующих видов экономической деятельности. Экстенсивное применение увеличивает многообразие видов экономической деятельности» [11, с. 153]. Применив данный подход, они получают следующее определение цифровой экономики: «совокупность всех примеров экстенсивного применения ИКТ и создание данных технологий» [11, с. 154], а также «часть общего объема производства, которая целиком или в основном произведена на базе цифровых технологий фирмами, бизнес-модель которых основывается на цифровых продуктах или услугах» [11, с. 155].

По мнению этих исследователей, определение, данное в Программе «Цифровая экономика Российской Федерации», отличается от других тем, что рассматривает «процесс расширения сферы применения цифровых технологий в экономике отдельно от собственно «цифровой» экономики» и включает его «в рамки более широкой «цифровизирован-ной»» экономики. Измерение масштабов цифровой экономики осложняется трудностью определения ее границ, недостатком достоверных данных, проблемами ценообразования и «незаметностью» большинства видов цифровой экономической активности» [12 , с. 161].

Многочисленные определения, которые даются «цифровой экономике», порой основаны на каком-то отдельном элементе или факторе. Например, если имеет место электронная торговля, то это цифровая экономика, если используются отдельные элементы цифровых технологии, то это тоже цифровая экономика. По нашему мнению, выхватывание отдельных частей или элементов из анализируемой системы в большинстве случаев не дает правильного представления о ней, в данном случае - о цифровой экономике. Наличие большого количества определений цифровой экономики с различным содержанием этого понятия говорит о несформированности понятийного аппарата научных исследований цифровой экономики.

Методологически более правильным является определение сути цифровой экономики на основе использования какого-то определенного подхода, например, ресурсоориентированного, процессного или поточного, структурного, бизнес-ориентированного, системного. Каждый из перечисленных подходов имеет свои достоинства и недостатки,

с. 21-22].

свои особенности. В данной работе мы не рассматриваем разные стороны этих подходов - это тема отдельной статьи.

Проведенный автором предварительный анализ этих подходов показывает, что для каждого из них характерно доминирование отдельного элемента (ресурса, потока информации, структуры, модели, системы), а эти элементы не в полной мере выявляют предметную область цифровой экономики, делая акцент на деталях, несмотря на то, что цифровая экономика является более содержательным и конкретным формированием.

Позиция автора по данному вопросу состоит в том, что цифровая экономика является экономикой, сочетающей в себе объектность, субъектность, виртуальность и проектность, где производственные, социальные и экономические взаимодействия, отношения и связи регулируются с участием и под воздействием цифровых технологий, и которая помимо традиционных функций, реализуемых в аналоговой экономике, способна создавать совершенно новые технологии и виды экономической деятельности, а также обладающая способностью совместно с реальной экономикой осуществлять процессы циф-ровизации и перехода на новый уровень функционирования социально-экономической системы.

Множество элементов, которые участвуют в формировании цифровой экономики, а также разнообразие получаемых результатов говорят о том, что феномен цифровой экономики требует комплексного подхода, который объединяет процессы, основы и элементы перечисленных подходов.

Необходимость комплексного подхода обусловливается также и тем, что цифровая экономика привносит в жизненное пространство другие технологии, новые нормы, новые организационные структуры и бизнес-модели, новые ценности (методологический индивидуализм), создает новую среду существования социума, при которых вырабатываются новые формы государственного управления и политики.

Цифровая экономика призвана ускорить процессы, происходящие в обществе и экономике, посредством изменения экономических отношений, основу которых составляют информационные продукты, расширить пространство для бизнес-моделей, углубить и усилить связи с традиционной экономикой. Она может участвовать в создании нового материального продукта или новой услуги, а услуга, как известно, является, в какой-то степени, невидимой, виртуальной.

Исходя из вышеизложенных представлений о цифровой экономике, оценим потенциал, которым располагает Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) для формирования цифровой экономики. Для этого проанализируем масштабы использования информационных и коммуникационных технологий в СКФО (см. табл. 1).

Таблица 1

Использование информационных и коммуникационных технологий в субъектах СКФО в 2015-2017 гг., %

Регион Персональные компьютеры Использование сети Интернета с широкополосным доступом Число персональных компьютеров на 100 работников с доступом в Интернет Затраты на ИКТ, млн руб. РФ - трлн руб.

2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017 2015 2016 2017

РФ 92,3 92,4 92,1 79,5 81,8 83,2 31 32 33 1184,1 1249,2 1487,6

СКФО 94,6 94,9 89,4 80,9 81,6 80,3 25 26 28 15368,6 9899,9 8832,7

РД 93,9 91,8 72,5 70,3 69,1 63,5 18 21 21 3150,8 908,5 905,9

РИ 100,0 100,0 100,0 76,9 94,9 92,7 27 25 26 943,1 220,3 379,7

КБР 89,4 93,9 91,5 79,2 84,9 81,1 28 29 24 1005,8 519,8 515,3

КЧР 83,9 86,9 92,3 76,7 79,7 85,5 26 27 30 943,1 590,3 515,3

РСОА 90,7 86,7 90,7 79,4 85,0 75,0 23 25 25 983,1 834,0 700,0

ЧР 98,1 99,3 96,9 79,7 73,3 85,5 23 24 27 676,7 1277,1 1423,0

СК 99,1 98,4 98,1 89,8 90,6 91,2 28 29 32 7666,1 5549,9 4323,6

Источник: Регионы России. Социально-экономические показатели, 2018.

Данные выборочного обследования организаций субъектов СКФО на предмет использования ими информационных технологий показывают, что в 2017 г. 89,4% организации имели персональные компьютеры, 40,7% пользовались специализированными компьютерами или серверами, 48,2% имели локальные вычислительные сети и 86,2% организации пользовались глобальной информационной сетью. Эти показатели ниже показателей предыдущего года, а также ниже среднероссийского уровня.

Значение Интернета в современном обществе трудно переоценить - он стал ключевым фактором формирования и развития нового общества, важнейшим атрибутом в деятельности организаций разных уровней, необходимым элементом в повседневной жизни человека. Почти 90% организаций субъектов СКФО в своей деятельности используют сеть Интернета, а в Республике Ингушетия все обследованные организации пользовались сетью. Важно не только использовать Интернет, но и иметь широкополосный доступ, который позволяет с большей скоростью передавать и получать информацию. Не все организации субъектов СКФО имеют подобный доступ, что отражается на эффективности их деятельности.

Вестник ИЭ РАН. №4. 2019 С.82-93

Несколько хуже обстоит дело с наличием веб-сайтов. Всего 47,4% организаций в СКФО имеют веб-сайт. Их количество с каждым годом увеличивается, но темпы роста остаются низкими. Основной причиной является нехватка финансовых средств и низкий уровень подготовки кадров, которые должны использовать данный ресурс.

Эффективность современных производственных процессов зависит от того, в какой степени специалисты и работники могут использовать ресурсы цифровых, информационных и коммуникационных технологий. В СКФО все предприятия и организации, занимающиеся производством продукции и оказывающие производственные и непроизводственные услуги, уделяют пристальное внимание компьютерному вооружению своих работников. В субъектах округа число компьютеров на 100 человек (работающих) составляет 43 единицы (в среднем по России показатель составляет 50 единиц), то есть остается на низком уровне, хотя уровень доступа к сети Интернет увеличивается.

Здесь можно отметить, что в России на 100 работников приходится 50 компьютеров, в европейских странах 75-80, а в США данный показатель приближается к 90 единицам. Это говорит о степени нашего отставания от других стран в плане информатизации.

Многие вопросы, связанные с использованием информационных технологий, в округе решаются медленно и неэффективно. Основные причины связаны с недостаточным объемом финансирования. Так, 2017 г. по сравнению с 2016 г. затраты на ИКТ возросли в целом по РФ почти на 20% (19,1%), а по СКФО они снизились 10,8%, что было обусловлено последствиями кризиса 2008-2009 гг.

В своей деятельности все больше предприятий и организаций СКФО уходят от бумажных вариантов взаимодействия с другими акторами и переходят к электронным формам документооборота. Это касается как внутрипроизводственных связей, так и взаимоотношений с внешними структурами. Электронная форма связи с разными субъектами становится основным видом коммуникации, которая со временем станет превалирующей.

Что касается субъектов СКФО, то в 2017 г. только 58,2% организации округа в своей деятельности использовали систему электронного документооборота. Однако этот показатель ниже среднероссийского. Среди субъектов СКФО Республика Дагестан и Чеченская Республика имеют наиболее низкие показатели.

Бесспорно, что развитие информационных технологий является необходимым условием формирования цифровой экономики и нового общества. В таком обществе естественным и в то же время необходимым становится использование всего набора полезных свойств, которыми обладают цифровые и компьютерные технологий, в том числе и в домашнем хозяйстве.

Г. Х. Батов

В целом по РФ 74,4% домашних хозяйств имеют персональные компьютеры, а в СКФО данный показатель равняется 66,0%. Пользуются Интернетом и имеют широкополосный доступ к нему в округе 69,3%, что меньше, чем в среднем по России на 3,3%. В данном случае мы можем говорить о неравенстве в использовании информационных технологий, в том числе определенными группами граждан. Информационное неравенство можно классифицировать по возрастному, территориальному, имущественному, образовательному, культурному признакам. Как социальное неравенство, так и цифровое неравенство, приводят к еще большому расслоению регионов России, которое и сейчас находится на высоком уровне. Устранение цифрового неравенства является важной государственной задачей сегодняшнего дня.

Как было отмечено, в стране разработана Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [13]. Однако в субъектах СКФО пока нет своих программ. В своей деятельности по переходу на формат цифровой экономики они ориентируются на правительственную программу. Однако в федеральной программе задачи отдельных регионов по формированию цифровой экономики не прописаны: предполагается, что сами регионы разработают свои программы, исходя из своих особенностей и возможностей.

В настоящее время разработан план мероприятий с указанием ответственных за их выполнение, источников и объемов финансирования. План мероприятий утверждаться на три года, с ежегодным его обновлением.

В соответствии с Программой мероприятия должны быть завершены к 2024 г. В табл. 2 проводится сравнение отдельных показателей Программы с возможными решениями субъектов СКФО по достижению индикаторов программы.

В Программе поставлены трудные задачи, но они должны быть выполнены, чтобы обеспечить нашей стране переход на новый, более высокий уровень экономического развития.

Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что округ, который не обладает большими запасами полезных ископаемых, функционирует по сырьевой модели, характеризуется аграрной специализацией с убывающей отдачей и имеет в своем составе группу национальных республик с разным менталитетом, в современных условиях может поднять конкурентоспособность своей экономики лишь путем ускоренного формирования цифровой экономики и использования 1КТ.

Субъектам СКФО необходимо разработать региональные программы развития цифровой экономики, коррелирующие с федеральной программой «Цифровая экономика Российской Федерации» и учитывающие особенности своих регионов.

Таблица 2

Сравнение запланированных мероприятий по Программе «Цифровая экономика Российской Федерации» с возможными решениями в СКФО

Программа РФ : результаты к 2024 г. Возможные решения субъектов СКФО к 2024 г.

Успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках [12, с. 16] В СКФО за этот период вряд ли возможно подготовить такого лидера, но наметить компанию или компании, на основе которых возможно создание платформ и экосистем цифровой экономики в долгосрочной перспективе вполне возможно.

Успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города») [12, с. 17] В СКФО создание таких платформ не только возможно, но уже началось осуществление мероприятия по переходу на платформу «умный город» в Махачкале (Республика Дагестан), Нальчике (Кабардино-Балкарская Республика), Ставрополе (Ставропольский край).

Успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг [12, с. 17] В каждом субъекте округа имеются предприятия, которые способны создавать цифровые технологий, они сосредоточены в образовательных и исследовательских организациях, но им нужна финансовая (грантовая) и кадровая поддержка.

Количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно -телекоммуникационными технологиями, - 120 тыс. человек в год [12, с. 17] В учебных заведениях КБР, КЧР, РД, СК открыты отделения и факультеты по подготовке специалистов по цифровым и информационно-телекоммуникационным технологиям.

Количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, -800 тыс. человек в год [12, с. 17] Субъекты округа характеризуются трудоизбыточностью, здесь много молодежи с высоким уровнем образования, они могут составить кадровый потенциал для подготовки или переподготовки нужных специалистов.

Доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет» (100 мбит/с), в общем числе домашних хозяйств - 97% [12, с. 7] Сейчас доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет» составляет 72,6%, к 2024 г. может составит 93-100%.

Источник: составлено автором.

Вестник ИЭ РАН. №4. 2019 С.82-93

Нужно в ближайшее время подготовить почву для создания экосистем и платформ с участием технопарков, научно-исследовательских организации и учебных заведений, промышленных предприятий макрорегиона, наметить предприятия, где возможно начать цифрови-зацию производственных процессов.

При составлении программ необходимо разработать мероприятия, позволяющие перейти от доминирующих в экономике третьего и четвертого технологических укладов на платформы пятого и шестого укладов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семячков К. А. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями // Современные технологии управления. ISSN2226-9339. №8 (80). Номер статьи: 8001. sovman.ru/article/8001 (дата публикации: 28.08.2017).

2. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, возможности. М.: Российская академия наук, 2017.

3. Тапскотт Д. The Digital Economy. 1995 г. dontapscott.com/books/the-digital-economy/.

4. Mesenbourg T.L. Measuring the Digital Economy, US Bureau of the Census, Suitland, MD, 2001. www.census.gov/content/dam/Census/library/working-papers/2001/econ/ umdigital.pdf (дата обращения: 01.06.2018).

5. Кунцман А.А. Трансформация внутренней и внешней среды бизнеса в условиях цифровой экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 11(93). elibrary.ru/download/elibrary_27339315_13204934. PDF.

6. Паньшин Б.Н. Цифровая экономике: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. 2016. № 3 (157).

7. Зубаев А.Е. Цифровая экономика как форма проявления закономерностей развития новой экономики // Вестник ТОГУ. 2017. № 4(47). С. 177-184.

8. Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе. medium.com/cemi-ras/.

9. Ластович Б. ИКТ-инфраструктура цифровой экономики. Простые истины // ИКС. 2017. № 07-08. www.iksmedia.ru/articles/5458966-Mirovye-trendy-v-regulirovanii-

10. Киртон Дж, Уоррен Б. Повестка дня «Группы двадцати» в области цифровизации // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. № 2. С. 17-47. Б01: 10.17323/19967845-2018-02-02.

11. Бухт Р., Хикс Р. Определение, концепция и измерение цифровой экономики // Вестник международных организаций. 2018. Т. 13. № 2. С. 143-172. Б01: 10.17323/1996-7845-2018-02-07.

12. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», принята Распоряжением Правительства РФ 28 июля 2017 г. № 1632-р.

13. «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IKT.html.

ABOUT OF AUTHOR

Batov Gumar Khasanovich - Doctor of Economic Sciences, Professor, Leading Scientific Associate of the Department of knowledge economy and advancing regional development of the State Budgetary Institution of Science - Institute of Informatics and Problems of Regional Management of Kabardino-Balkar Scientific Center of the RAS (RAS KBSC IIPRO). gumarbatov@mail.ru

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE MACRO- REGION

Currently, in most countries of the world a rapid development of the digital economy is observed This process requires the solution of a whole number of issues of theoretical and practical nature. A program for the development of the digital economy has been adopted in the Russian Federation, but the place and tasks of individual regions in the implementation of this program have not been determined. In this regard, there is a need to assess the opportunities and prospects of macro-regions for the transition to the digital economy format, based on their level of development of information and communication technologies. Key words: Macro-Region, digital economy, information and computer technologies, digital transformation, North-Caucasian Federal District. JEL: O33, R10, L86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.