Научная статья на тему 'Состояние и тенденции воспроизводства квалифицированного кадрового потенциала аграрного сектора Республики Башкортостан'

Состояние и тенденции воспроизводства квалифицированного кадрового потенциала аграрного сектора Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции воспроизводства квалифицированного кадрового потенциала аграрного сектора Республики Башкортостан»

категориях хозяйств по Сибири к 2020 г. составит 2,6-2,7 млн т. Потребность населения в овощах за счет местного производства будет обеспечено на 80% от рекомендуемой нормы. Сохранится дефицит овощной продукции особенно теплолюбивой, который будет восполняться за счет ввоза по импорту.

Производство картофеля в хозяйства всех категорий по Сибири к 2020 г. составит 7,5-7,6 млн т, что позволит полностью удовлетворить пищевые и технологические потребности. По экономическим районам, областям, краям, республикам картофелеводство будет развиваться неодинаковыми темпами, В западной Сибири будет сосредоточено основное его производство 4,8-4,9 млн т. Наибольшими возможностями для формировании специализированных зон будут обладать Алтайский край, Омская и Иркутская области, которые способны поставить на внешние рынки 160-170 тыс. т картофеля.

Особенно остро стоит проблема с потреблением животноводческих продуктов. Высокая трудоемкость, капиталоемкость, энергоемкость и зерно-емкость животноводческих отраслей при свободных ценах на энергоносители и комбикорма привели к значительному росту себестоимости и снижению рентабельности производства продукции. Для

большинства хозяйств, производства мяса крупного рогатого скота убыточно, возникла сложность с реализацией продукции. В целом по региону убыточность производства говядины составляет 26,8%, а в Кемеровской, Омской областях соответственно 57,5 и 34,3%. Причина низкой эффективности производства мяса КРС объясняется тем, что говядина является сопутствующей подотраслью молочного скотоводства. Специализированное мясное скотоводство в Сибири занимает небольшой удельный вес. Хотя в отличие от молочных пород оно дает более высокий привес, сокращается период откорма, снижаются затраты на выращивание. Производство молока и мяса все больше смещается в хозяйства населения, на долю которого приходится соответственно 3,5 млн т (56,3%) и 0,5 млн т (49,3%). В таких республиках как Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия Иркутская область и Забайкальский край удельный вес хозяйств населения в производстве молока составляет соответственно от 72 до 94%. В производстве мяса на долю населения в республике Алтай, Бурятия, Алтайский и Забайкальские края приходится от 63 до 86,6%. Сложившаяся специализация и размещение производства мяса в разрезе регионов Сибири сохранится. В республиках Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальском крае значительный удельный вес в мясном балансе будет приходиться на говядину и баранину.

Перспективный уровень производства мяса по Сибири в 2020 г. составит 1,6-1,7 млн т или 72 кг в расчете на душу населения. Дефицит мясных продуктов сохранится. Особенно сильно будет нуж-

даться в завозе мясопродуктов такие индустриальные районы, как Кемеровская, Томская, Иркутская области и Красноярский край. Мясная продукция частично будет вывозится из республики Алтай, Алтайском крае и Омской области. Птицеводство и свиноводство необходимо размещать ближе к потребителям вокруг крупных городов и промышленных центров. Более ускоренными темпами необходимо развивать бройлерное птицеводство, особенно в регионах Восточной Сибири. Потребности в говядине в перспективе на 80% будет удовлетворяться за счет молочного скотоводства. Остальное количество должно покрываться за счет специализированного мясного скотоводства. Основными ареалами размещения крупного рогатого скота специализированных мясных пород должны быть степная, лесостепная и предгорная зоны.

При повсеместном развитии животноводства в регионе сложилась неоднозначная обеспеченность молочными ресурсами. Основное производство молока сосредоточено в Алтайском крае и Омской области на их долю приходится 36% от регионального уровня. Сырьевые ресурсы этих районов превышают их внутренние потребности соответственно на 45 и 10,3%. По уровню среднедушевого производства молока Алтайский край и Омская область превышают региональный уровень соответственно в 2,0 и 1,6 раза, а по конкурентоспособности молока занимают ведущее место в рейтинге региона. Эти регионы и в перспективе сохранят роль крупного поставщика молочной продукции на рынки Сибири. Производство молока и молочных продуктов в Сибири к 2020 г. составит 9,3-9,4 млн т, что позволит повысить потребление на душу населения до 310 кг, рост против факта на 25%. Основное производство молока будет размещено в Алтайском, Красноярском краях, Новосибирской и Омской областях, которые по межрегиональным продовольственным связям могут поставлять в другие регионы молокопродуктов в количестве 1,7-1,8 млн т.

Таким образом, проведенная оценка показывает, что решение проблемы более полного и надежного обеспечения населения основными продуктами питания связано с развитием агропромышленного производства, совершенствованием территориального разделения труда между регионами Сибири как средства повышения его эффективности. Сибирский регион имеет благоприятное геополитическое положение (располагаясь вблизи с динамично развивающимся Азиатско-Тихоокеанским регионом) и возможность расширения традиционных рынков сбыта и диверсификации каналов вывоза основных видов сельскохозяйственной продукции на экспорт. В связи с этим требуется не только обеспечить максимальное ускорение товародвижения и снижения транспортных издержек, но и создать необходимые условия для развития агропродовольст-венных рынков в Сибири.

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ВОСПРОИЗВОДСТВА КВАЛИФИЦИРОВАННОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

У.Г. Гусманов, д.э.н., проф., чл.-корр. РАСХН, А.Р. Кузнецова, к.с.-х.н., доц.

Башкирского государственного аграрного университета

Во все времена кадровый потенциал являлся одним из главных факторов эффективного и стабильного функционирования агропромышленного производства, его прогрессивного развития. Развитие многоукладности на селе и нарастание много-

образия субъектов рыночной деятельности привело не только к созданию крупных агропромышленных формирований, но и увеличению количества средних и малых предприятий, что вызвало повышенную потребность в квалифицированных кадрах. Та-

кие факторы как низкий уровень оплаты труда специалистов, неудовлетворительные жилищные и бытовые условия, изменения в системе распределения и трудоустройства выпускников учебных заведений обусловили существенную модификацию структуры квалифицированных кадров по количественному и качественному составу и наличие вакантных мест в сельскохозяйственных предприятиях.

Причем следует отметить, что с кадровой проблемой сталкиваются не только хозяйства, находящиеся в кризисном состоянии, но и экономически устойчивые сельскохозяйственные организации с эффективной динамикой воспроизводства, высокими показателями рентабельности и конкурентными позициями. Между тем возможности реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на

2008-2012 годы», Продовольственной Доктрины РФ в настоящее время в значительной мере находятся в зависимости от уровня образовательной и профессиональной подготовки, общего культурного развития и здоровья работников АПК, способных к выполнению сложных видов работ, освоению современных технологий и методов антикризисного управления.

Задача воспроизводства квалифицированных кадров и привлечения на село молодых специалистов является актуальной проблемой не только для России в целом, но и для отдельных регионов, в частности Республики Башкортостан. Особенности кадрового потенциала сельского хозяйства Республики Башкортостан региона обусловлены влиянием следующих факторов:

- демографических - из-за неуклонной динамики старения сельского населения, превышения доли населения старше трудоспособного возраста над удельным весом лиц моложе трудоспособного возраста, являющихся источником пополнения кадров в связи с сокращением доли населения моложе трудоспособного возраста в 2009 г. к уровню 1990 г. на 9,1 п.п.;

- социальных, что проявляется в наличии существенной диспропорции между показателем ожидаемой продолжительности жизни городского и сельского населения Башкортостана (в 1990 г. эта разница составляла 0,68 года, в 2000 г. - 0,5 года, в 2005 г. - 2,25 года, в 2009 г. эта разница достигла уже 2,4 года);

- экономических, обусловленных: 1) невысоким размером заработной платы работников, занятых в сельскохозяйственных организациях и несвоевременной ее выплатой, 2) наличием существенной диспропорции в оплате труда работников сельского хозяйства и средним республиканским уровнем (отношение среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства к среднереспубликанскому уровню в 1990 г. составляло 96%, в 2005-2008 гг. - 37%, в 2009 г. - 50%); 3) высокой текучестью кадров в сельскохозяйственных организациях, уровень которой в 2009 г. составил 11,4%, способствуя общему ухудшению качества кадрового потенциала;

- технических, в связи с невысоким уровнем производительности сельскохозяйственного труда, обусловленным сокращением уровня обеспеченности сельскохозяйственной техникой, увеличением ее физического и морального износа, низким коэффициентом замещения сельскохозяйственной техники (число тракторов, приходящихся на 1000 га

пашни только за последние двадцать лет сократилось на 63,2%, при этом нагрузка пашни на один трактор возросла на 71,9%: на 1000 га пашни приходится 5,4 трактора против 15,2 ед. по нормативу);

- образовательных, что проявляется, во-первых, в наличии существенной диспропорции между числом выпускаемых специалистов с высшим и средним профессиональным образованием (в 2009 г. на одного выпускника с высшим образованием приходилось 0,7 выпускников со средним специальным образованием сельскохозяйственного профиля, в то время как в 1990 г. данное соотношение было равным 1:3); во-вторых, в недостатке на предприятиях кадров необходимой квалификации, когда, несмотря на увеличение доли выпуска специалистов с высшим и средним специальным образованием, в сельском хозяйстве более трети руководителей и специалистов высшего управленческого звена не имеют высшего профессионального образования; свыше 30% руководителей среднего уровня управления являются практиками без специального образования;

- организационных, что связано, во-первых, с сокращением числа рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, происходящим по различным причинам, в том числе из-за длительного нерационального использования земельных ресурсов, снижения распаханности сельскохозяйственных угодий (за период с 1990 по 2008 г. - с 67 до 59% при наметившемся его росте в 2009 году до 79%); во-вторых, постоянной недоукомплектованностью сельскохозяйственных организаций руководителями и специалистами (если в 1990 г. данный показатель был равным 4,25%, в 1995 г. - 3,27%, в 2000 г. -5,64%, то в 2009 г. он составил уже 7,9%).

- влияния такого нового фактора как миграционные процессы (прибытия значительного числа мигрантов из неблагополучных в экономическом отношении стран бывших союзных республик

- Таджикистана, Узбекистана, которые занимают нишу малоквалифицированного немеханизированного труда, в том числе сельскохозяйственного, снижая цену рабочей силы на рынке труда), а также

- гендерных явлений, проявляющихся в том, что в сельском хозяйстве фактическая занятость женщин отмечена преимущественно на должностях низшего (57%) и среднего (20%) уровня управления, процент присутствия женщин на высших управленческих должностях является низким и составляет всего 4%. Это свидетельствует о том, что высокий уровень образования не гарантирует работающим женщинам перспектив должностного роста в сельскохозяйственном производстве.

Перечисленные причины способствовали уходу высококвалифицированных специалистов из отрасли сельского хозяйства в другие, более привлекательные с экономической точки зрения сферы деятельности.

На современном этапе несовершенства рыночной среды роль государства как важнейшего института-механизма совершенствования кадровой политики в аграрном секторе является определяющей. Государственная кадровая политика представляет собой составную часть его аграрной политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Рассмотренные в статье экономические, социальные и организационные аспекты воспроизводства кадров предполагают активное использование механизмов, обеспечивающих развитие системы государственного управ-

ления и регулирования кадрового потенциала аграрного сектора на основе разработки и реализации региональной целевой программы. В качестве критериальных показателей ее эффективности должны выступать: уровень укомплектованности сельскохозяйственных предприятий квалифицированными руководителями, специалистами и кадрами рабочих профессий, рост удельного веса руководителей с высшим и средним профессиональным образованием, сокращение текучести кадров, приток молодых специалистов, степень соответствия системы повышения квалификации и переподготовки кадров в структуре дополнительного профессионального образования конкретным запросам со стороны работодателей, что будет способствовать повышению базы квалификации специалистов аграрного сектора, формированию инновационной системы в АПК и достижению конкурентоспособных параметров производства сельскохозяйственной продукции.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что обеспечение расширенного воспроизводства на основе материально-вещественных факторов производства потребует значительных финансовых средств в восстановление ресурсной базы сельского хозяйства, которые даже если будут

направлены в аграрный сектор, невозможно эффективно использовать без соответствующей базы квалификации кадров. Опыт развитых стран показывает, что при прочих равных условиях, инвестиции в человеческий капитал способны обеспечивать рост производительности сельскохозяйственного труда. Следовательно, необходимы меры целеориентированной государственной политики регулирования воспроизводства квалифицированных кадров сельского хозяйства, позволяющие увязать в единой системе интересы товаропроизводителей как работодателей, образовательных учреждений как субъектов системы распространения знаний, и сельскохозяйственных кадров, обладающих профессиональными компетенциями и спектром потребностей в самореализации. Решение этой задачи требует системного подхода, с учетом факторов, показателей, механизмов и инструментов формирования, развития и воспроизводства квалифицированных кадров сельского хозяйства всех уровней управления в рамках разработанной республиканской программы «Сельскохозяйственные кадры на 20102014 гг.» и «Стратегии кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Республики Башкортостан до 2020 года».

ОТКРЫТОСТЬ РЫНКА КАК ФАКТОР РАСШИРЕНИЯ ИНВЕСТИЦИИ

С.А. Огарков, к.э.н., преп. Московской финансово-юридической академии

Современная теория глобализма основана на принципах беспрепятственного перемещения избыточных инвестиций и трудовых ресурсов в целях снятия остроты проблемы дефицита капитала в развивающихся экономиках.

Инвестиции в основные фонды сельского хозяйства находятся в состоянии рецессии. В 2008 г. инвестировано 399,7 млрд руб., в 2009 г. - 316,3 млрд руб. (отклонение - 20,8%), в 2010 г. без субъектов малого предпринимательства вложено 190,9 млрд руб., что на 11,1% меньше значения 2009 г.

Иностранные инвестиции в сельское хозяйство в 2010 г. составили 466 млн долл.США (0,4% к итогу), из них 360 млн долл. США прямые, 106 млн долл. США - прочие, портфельные Росстатом не отмечены. Лидирует в списке инвесторов российского сельского хозяйства оффшорный Кипр -25,1%. В 2009 г. нерезиденты инвестировали 437 млн долл. США (0,5% к итогу), из них 260 млн долл. США прямые, 177 млн долл. США - прочие, портфельные - 0,1 млн долл. США, верх в списке инвесторов российского сельского хозяйства занимают также оффшорные Нидерланды, Кипр - 34,7%. В 2008 г. нерезиденты инвестировали 862 млн. долл. США 0,8% к итогу), из них 503 млн долл. США прямые, 359 млн долл. - прочие, портфельные - 0,1 млн долл. США, лидирует - Кипр [1, 2]. Территория открыта для экспатов.

Потеря производства влечет сокращение экспорта и ослабление продовольственной безопасности, снижающие надежность бесперебойного снабжения населения продовольствием и кормами животных. В январе 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. экспорт упал до 51,3%, составив в общем объеме 317 млн долл. США, из них злаки - 2,7%. Для устранения дефицита наращивается импорт продовольствия, составив 36% за рассматриваемый краткосрочный интервал. Возвращение в пятерку основных экспортеров зерна на рыночных принципах, кроме того, осложнено разра-

зившимися внутренними конфликтами в странах северной Африки.

Степень открытости характеризуется такими показателями, как объём внешнеторгового оборота, объём экспорта (импорта) на душу населения. Самым распространенным и наиболее часто используемым количественным индикатором открытости служит показатель отношения внешнеторгового оборота к стоимости ВПС, который рассчитывается по формуле 1.

ко = И+Э (1)

ВПС

где Ко - коэффициент открытости, И - квота импорта сельскохозяйственной продукции, млн долл. США, Э - квота экспорта сельскохозяйственной продукции, млн долл. США, ВПС - стоимость валовой продукции сельского хозяйства, млн долл. США.

Из графика рис. 1 следует, что в 1995-2006 г.,

2009-2010 г. (оценка) под влиянием изменения условий торговли коэффициент открытости составляет меньше единицы. Коэффициент открытости больше единицы в период 2000-2005, 2008 гг. -отрасль импортирующая, рынок распахнут. Доллар в импорте обеспечивает опережающую эффективность инвестиций по сравнению с расширением внутреннего производства экспортного товара.

Несмотря на высокий уровень интегрированности, в каждой из стран СНГ осуществлялся собственный воспроизводственный процесс, основанный на использовании имеющегося экономического потенциала и ставший в дальнейшем фундаментом их суверенитета. Хозяйства сопредельных республик в значительной мере взаимно дополняли друг друга и были слабо связаны с мировым рынком. В связи с этим, результат распада СССР привёл, с одной стороны, к уменьшению спроса на продукцию, производимую в странах СНГ, и увеличению предложения импорта, а с другой стороны, к снижению ресурсного обеспечения производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.