ЭКОНОМИКА АПК
УДК 631.145 Е.В. Рудой,
Е.В. Краснов
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Ключевые слова: Алтайский край, производство и потребление, сельскохозяйственная продукция, баланс, стратегия, агропродовольственный рынок.
Ускорение интеграционных процессов обостряет проблемы продовольственной безопасности России и актуализирует повышение роли сельского хозяйства и пищевой промышленности в товарной реструктуризации экспорта и импортозаме-щения в регионах. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. импортозамещение продовольствия на внутреннем рынке и расширение экспорта сельскохозяйственных товаров включены в перечень основных направлений развития АПК страны [1].
Насколько регионы Сибири способны обеспечить импортозамещение и увеличить объемы и номенклатуру экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья? Столетие назад из Сибири вывозились зерно, хлеб и сливочное масло не только в европейскую часть России, но и за границу [2].
Одним из основных аграрных регионов Сибири, который играет существенную роль в агропромышленном производстве, является Алтайский край. По производству валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) край занимает первое место среди регионов Сибири. Сельское хозяйство края является системообразующей отраслью в экономике и социальной жизни общества. За последние четыре года в крае достигнуты определенные положительные результаты, выросла продукция сельского хозяйства, уменьшилось количество убыточных хозяйств. Производство зерна в 2008 г. увеличилось по сравнению с 2005 г. на 905 тыс. т (30%), мяса в уб. м. — на 20,2 тыс. т (14,4%), яиц — на 107 млн шт. (12,1%) и молока — на 57 тыс. т (4,3%). По объемам производства сельхозпродукции Алтайский край занимает лидирующее положение в Сибири. В 2008 г. в крае производилось более 25% зерна в Сибири, 21,1% молока, 15,2% мяса всех видов в убойной массе (табл. 1).
Таблица 1
Удельный вес Алтайского края в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции (все категории хозяйств), 2008 г.
Виды продукции Сибирь Алтайский край Алтайский край в % к Сибири Производство на душу населения, кг
Сибирь Алтайский край Алтайский край в % к Сибири
Зерно, тыс. т 15161 3858 25,4 661 1538 232,7
Картофель, тыс. т 5761 776 13,5 251 309 123,1
Овощи, тыс. т 1842 225 12.2 80 90 112,5
Молоко, тыс. т 6226 1375 22.1 272 548 201,5
Мясо в убойной массе, тыс. т 1054 160,2 15,2 46 64 139,1
Яйцо, млн шт. 7042 991 14,1 307 395 128,7
О характере и уровне специализации региона можно судить по размерам производства продукции сельского хозяйства в расчете на душу населения. Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения в Алтайском крае значительно выше, чем в целом по Сибири. По производству зерна край превышает уровень Сибири в целом в 2,3 раза, молоку
— в 2,0 раза, мясу в уб. м. — в 1,4 и яйцу
— в 1,3 раза. Все это говорит о том, что Алтайский край имеет возможность для вывоза сельскохозяйственных продуктов в регионы Восточной и некоторых областей Западной Сибири и Дальнего Востока, где население не обеспечивается продовольствием за счет собственного производства.
Проведенные балансовые расчеты показывают, что потребности населения края не только полностью обеспечиваются за счет собственных ресурсов, но значительное количество их вывозится за пределы региона по межрегиональным и межгосударственным продовольственным связям (табл. 2).
В 2008 г. свободные ресурсы зерна в крае составляли 1,4 млн т, молока и молочных продуктов — 0,4 млн т, мяса в убойной массе — 12 тыс. т и яиц — 144 млн шт. Следует отметить, что значительная часть сельскохозяйственных продуктов, производимой в крае, является конкурентоспособной не только на агро-продовольственном рынке Сибири, но и других регионов страны и Ближнего зарубежья, что свидетельствует о безусловной экономической целесообразности дальнейшего развития конкурентных производств. Это касается производства продовольственного зерна, сильных и твердых сортов пшеницы, гречихи. Себестоимость производства единицы зерна в крае обходится значительно ниже, чем в других регионах Сибири. Так, по сравнению с
отдельными регионами Восточной Сибири она ниже на 23-61%. Это позволяет ему успешно конкурировать на зерновом рынке Сибири. Проведенная оценка баланса производства и потребления сельхозпродуктов показывает, что в крае складывается положительный баланс. Это говорит о том, что Алтайский край является вывозящим регионом. Здесь производство сельхозпродуктов существенно превышает его потребление.
В нынешних условиях, в силу ограниченности природных, финансовых и других ресурсов, на первый план выходит структурный фактор. Возникает объективная необходимость совершенствования структуры аграрного производства и использования тех ресурсов, которыми располагает регион. Исследования показывают, что под влиянием экономических условий произошли значительные изменения в специализации и отраслевой структуре производства зерна в Алтайском крае. Непрерывные изменения потребности в каждом виде продукции АПК приводят к нарушению уже сложившейся пропорции их оптимальности.
Либерализация внешней торговли способствовала усилению импортных поставок продовольствия в страну. Увеличился ввоз продукции животноводства. Это стало возможным, так как страны-экспортеры осуществляют поставки продовольствия по заниженным ценам, путем экспортных субсидий, скидок для крупных оптовиков, а также дешевых распродаж продовольственных запасов сельхозпродукции [3]. По данным таможенной статистики в Алтайский край было ввезено продукции по импорту в сумме 13,9 млн долл., которая была растаможена на границе региона (табл. 3).
Основные продукты поступали из Казахстана. В 2008 г. в Алтайский край было поставлено молочных продуктов на сумму
0,9 млн долл. и зерна на 11,4 млн долл. Остальное продовольствие было ввезено из Киргизии в сумме 1,6 млн долл. Наряду с этим, по данным федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному
Баланс производства и потребле Алтайского края в 2008 г.,
надзору, в Алтайский край в 2008 г. коммерческими структурами было ввезено импортной продукции в количестве 33,3 тыс. т, рост против 2005 г. — 6,9% (табл. 4).
Таблица 2 сельскохозяйственных продуктов . т (все категории хозяйств)
Показатель Зерно Картофель Овощи Молоко Мясо в убойной массе Яйцо, млн шт.
Производство 3857 777 224,8 1375 160,2 991
Потребление, всего 2489 777 257,2 960 148,2 847
В т.ч. питание 288 319 246 823 145 748
семена 790 236 - - - -
корм скоту, производственные цели 1170 222 11,2 138 3,2 99
технические и прочие цели 45 - - - - -
Страховой фонд 196 - - - - -
Ввоз (+), вывоз (-) -1368 - + 32,4 - 415 - 12 - 144
На 1 человека, кг, шт.:
производство 1538 310 90 548 64 395
потребление, всего 992 310 102 383 59 337
на питание 169 127 98 328 58 298
Таблица 3
Импорт основных продовольственных товаров по Алтайскому краю (по данным таможенной статистики)
Наименование продуктов 2005 г. 2008 г. 2008 г. к 2005 г., %
количество, т стоимость, тыс. долл. количество, т стоимость, тыс. долл. количество стоимость
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко 7759 993,9 10384,3 2524 133,8 253,9
В т.ч. сливочное масло - - 2,6 8,7 - -
сыры 775,9 993,9 1033,1 2515,3 133,1 253,1
Зерновые, всего 59341,8 7502,6 29828,5 11392,7 50,3 151,8
В т.ч. пшеница 44667,7 4989,1 - - - -
ячмень 715 56,4 10733,5 2866,2 В 15р. В 50,8р.
кукуруза 4180 574,8 64 21,9 1,5 3,8
рис 9799,1 1882,3 19031 8504,6 194,6 451,8
Мука 22,0 3,7 - - - -
Итого - 8500,2 - 13916,7 - 163,7
Таблица 4
Ввоз мяса по импорту в Алтайский край, т (по данным федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору)
Наименование продуктов 2005 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. к 2005 г., %
Говядина 1237,9 2289 3872,9 312,9
Свинина 473,1 2223,2 5338,4 в 11,3р.
Птица 28566 29232 23408,6 81,9
Баранина - 61,8 48,5 -
Конина 853,6 160,9 263,5 30,9
Прочее 25,6 268,4 376,1 в 14,7р.
Итого 31156,2 34235,3 33308 106,9
Целевые установки
Максимально эффективное использование природного потенциала, устойчивое обеспечение внутренних потребностей в продовольствии, укрепление позиций региона на федеральном агропродо-вольственном рынке на основе формирования эффективного агропродовольственного рынка
Стратегический анализ
Комплексно-функциональный анализ агропромышленного производства и продовольственного рынка региона; кластерный анализ и анализ зон опережающего развития; STEP-, SWOT-анализ
Зерно и зер-нопродукты
Мясо и мясопродукты
Картофель и картофеле-продукты
Факторы, влияющие на развитие агропродовольственного рынка в среднесрочной перспективе
- макроэкономическая политика (повышение процентных ставок по кредитам, низкий уровень реальных доходов населения и т.д.);
- современное состояние мирового агропродовольственного рынка (повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, рост спроса на белковосодержащие продовольственные продукты в странах Юго-Восточной Азии (Индия, Китай, Индонезия и др.); рост спроса на экологически чистое продовольствие в развитых странах (страны ЕС, Япония и др.); обострение продовольственной проблемы в странах Африки);
- малоэффективная государственная поддержка развития АПК (федеральный, региональный уровень);
- природно-климатические (засуха, наводнение и др.);
- сложившаяся демографическая ситуация (рост населения, урбанизация и др.);
- диспаритет цен (опережающий рост цен на энергоносители по сравнению с сельскохозяйственной продукцией)
- низкий уровень потребления животноводческой продукции от рекомендуемой нормы
- низкий уровень внедрения инновационных технологий.
Механизм реализации стратегии:
Комплексная целевая программа развития агропродовольственного рынка
Приоритетные направления развития агропродовольственного рынка
■ Ускоренное развитие рыночной инфраструктуры
■ Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие
■ Развитие конкуренции с целью повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции
■ Развитие гиональных и дарственных вольственных целью
рынка сбыта
межре-межгосу-продо-связей с расширения
Рис. Концептуальная модель стратегии развития агропродовольственного рынка Алтайского края
в среднесрочной перспективе
Эта продукция поступала из Москвы и Санкт-Петербурга, где была растаможена. Объемы импортной продукции значительны. Удельный вес ввоза мяса по импорту в общем объеме производства в крае по годам составляет 21-22%. В структуре ввозимого мяса наибольший удельный вес приходится на птицу. Если в 2005 г. приходилось 91,7%, в 2007 г. -85,4, то в 2008 г. - 70,3%, происходит уменьшение ввозимой продукции. В то же время увеличивается ввоз мяса говядины и
свинины. Сельское хозяйство Алтайского края, традиционно ориентированное на внутренний рынок, и находится в худших условиях по сравнению со странами -экспортерами продовольственных товаров и не в состоянии конкурировать с ними. Если в 2008 г. в крае было произведено мяса птицы 12,6 тыс. т, что приходилось на душу населения 5 кг, то по импорту было завезено 23,4 тыс. т, или 9,3 кг на душу населении. Ввоз мяса птицы превышал производство в 1,8 раза. География
импортных поставок очень обширна. Мясное сырье ввозилось из 26 стран. Наиболее крупные поставки птицы из США, Бразилии, Германии, Франции; мясо говядины — из Аргентины, Бразилии, Уругвая, США; свинина из Бразилии, Испании, Дании, Бельгии, Германии, США, Канады, Беларуси. Поступление значительного количества импортного продовольствия тормозит развитие сельского хозяйства, занимает значительную часть внутреннего агропродовольственного рынка, способствует перекачке денег за рубеж. Стоимость импортной продукции обходится значительно ниже, чем местная, и выигрыш от реализации продовольствия не идет на поддержку сельхозтоваропроизводителей, а поступает в переработку, торговлю, коммерческим структурам.
Таким образом, учитывая складывающуюся ситуацию в торговле продовольствием, необходима взвешенная экспортно-импортная политика, которая в своей основе была бы органично связана с развитием собственного производства, функционированием внутреннего агропродо-вольственного рынка и нацелена на неуклонное сокращение зарубежных закупок тех видов продуктов, для производства которых имеются все необходимые условия.
Исходя из сложившихся тенденций и особенностей агропродовольственного рынка Алтайского края, мы предлагаем концептуальную модель стратегии развития агропродовольственного рынка Алтайского края на среднесрочную перспективу (рис.).
Агропродовольственный рынок все больше будет связан с конъюнктурой мирового рынка. Усиление открытости рынка в условиях вступления России в ВТО будет способствовать усилению конкуренции импортеров на внутреннем рынке регионов России и в то же время расши-
рению возможностей экспорта продукции, что усилит стремление коммерческих компаний экспортировать качественную и более дешевую продукцию. Одновременно следует учитывать последствия финансового и экономического кризиса, затронувшего рынок многих стран мира [4].
Поэтому региональным органам управления экономикой и агропродовольствен-ным комплексом предстоит сформировать новую систему индикативного планирования и прогнозирования, разработки балансов с тем, чтобы обеспечить стабильность регионального и национального агропродовольственного рынка в целом.
Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года / / Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 47. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Ковалева Г.Д. Регионы Сибири на внешнем рынке продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья / Г.Д. Ковалева, В.Ю. Дробышев // Регион: экономика и социология. — 2009. — № 4. — С. 122-144.
3. Афанасьев Е.В. Основные направления формирования и развития продовольственного рынка Сибири / Е.В. Афанасьев, С.М. Головатюк // Научные основы развития агропромышленного комплекса Сибири: сб. науч. тр. / Россельхозакаде-мия. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. — Новосибирск, 2007. — 528 с.
4. Рудой Е.В. Организационно-экономический механизм регулирования продовольственного рынка / Е.В. Рудой, Р.В. Захаров, Н.В. Григорьев, В.Н. Григорьев, П.Н. Волокитин. — Новосиб. гос. аграр. ун-т. — Новосибирск: Агро-Сибирь, 2009. — 166 с.
+ + +
УДК 339.13 (571.61) Л.Л. Пашина
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: агропромышленный комплекс Амурской области, продовольственный рынок, продовольственные товары, потребительский рынок,
продукция сельского хозяйства, продукты питания, внутриобластной рынок, импорт продовольствия.