УДК 631.14:636 (571.54)
В.Ф. Стукач, Е.В. Юдина
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ключевые слова: молочное скотоводство, малые формы хозяйствования, муниципальное образование, кластерный подход, микрокластер, инновации, инфраструктура, экономические отношения.
Молочное скотоводство занимает важное место в продовольственном подкомплексе Омской области. Значение этой отрасли определяется в первую очередь большим влиянием на уровень обеспечения населения продуктами питания, а также высокой долей отрасли в производстве валовой продукции. Однако период перехода к рыночной экономике сопровождался значительным спадом производства. Отрасль оказалась неподготовленной к резкой смене экономических условий. Имея низкую степень устойчивости, она была слишком зависима от монополизма предприятий других отраслей агропромышленного комплекса. Рост цен на материальные ресурсы опережал рост цен на сельскохозяйственную продукцию, а также рост реального уровня доходов населения. За годы реформ в области, как и в целом по стране, допущено резкое сокращение поголовья крупного рогатого скота. В сравнении с 1990 г. поголовье сократилось на 70,7%. В течение исследуемого периода поголовье по всем категориям хозяйств снизилось на 216,6 тыс. гол., из них 81,1 тыс. — коровы. Тенденция снижения поголовья характерна как для сельскохозяйственных организаций, так и для других форм хозяйствования.
Уменьшение численности коров обусловило сокращение объемов производства молока. В 2008 г. всеми категориями хозяйств региона произведено 852,2 тыс. т, что на 6,7% меньше 2003 г. При этом наиболее существенное снижение производства отмечено в сельскохозяйственных организациях — на 12,9%. Хозяйства населения снизили уровень производства на 2,9 % к уровню 2003 г. Крестьянские (фермерские) хозяйства смогли увеличить производство на 13% при сокращении поголовья на 9,6%, однако это не оказало значительного влияния на производство молока в целом по области в связи с низкой долей КФХ в структуре сельхозтоваропроизводителей.
За последние годы значительно изменилась структура производства молока в разрезе категорий хозяйств. Если в дореформенный период в основном производством молока в Омской области занимались сельскохозяйственные организации, то в настоящее время более половины (55,1%) производится в хозяйствах населения, доля сельскохозяйственных организаций в структуре производства сократилась до 41%.
Спад производства мог бы стать более значительным, если бы в этот период не выросла продуктивность животных, ставшая основным фактором, сдерживающим сокращение валового надоя молока. Можно отметить, что сокращение поголовья в Омской области произошло на фоне увеличения продуктивности. Так, в сравнении с 2003 г. надой на одну корову увеличился по всем категориям товаро-
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 2 (64), 2010
107
производителей и составил в 2008 г. 3783 кг. В передовых предприятиях, таких как ООО «Лузинское молоко» Омского района, ЗАО «Богодуховское» и ЗАО «Нива» Павлоградского района, ООО «Еремеевское» и СПК «Ольгинский» Полтавского района, надой молока составляет более 5000 кг. Дальнейший рост продуктивности животных является наиболее оптимальным направлением развития и повышения эффективности молочного скотоводства.
Основная часть произведенного сельскохозяйственными организациями молока реализуется. Товарность производимого молока является важным фактором обеспечения рынка молочной продукцией и
удовлетворения потребностей общества в продуктах питания. В сельскохозяйственных организациях товарность молока составляет 81%. Сравнительный анализ экономической эффективности производства молока показывает, что в области одновременно прослеживаются процессы повышения как выручки, так и себестоимости молока. Так, себестоимость реализованной продукции увеличилась с 3951 руб. за тонну до 8261 руб. Выручка от реализации 1 т молока в этот же период увеличивается с 4453 руб. до 10749 руб. Наблюдается устойчивая тенденция повышения рентабельности производства молока с 12,7 до 30%.
Таблица 1
Состояние молочного скотоводства в Омской области
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
абс. в % к 2003 г.
Поголовье КРС, тыс. гол. 700,7 647,6 594,3 538,6 518,2 484,1 69,1
в том числе: сельскохозяйственные организации 418,9 375,0 344,1 320,1 298,2 276,1 65,9
хозяйства населения 262,4 253,6 231,0 200,7 201,9 191,3 72,9
крестьянские (фермерские) хозяйства 19,4 19,0 19,1 17,8 18,1 16,6 85,6
Поголовье коров, тыс. гол. 302,2 279,0 258,4 233,8 226,9 221,1 73,2
в том числе: сельскохозяйственные организации 150,9 137,1 128,2 120,1 112,8 105,2 69,7
хозяйства населения 143,0 133,8 122,1 105,9 106,4 108,3 75,7
крестьянские (фермерские) хозяйства 8,3 8,1 8,1 7,8 7,7 7,5 90,4
Валовой надой молока, тыс. т 913,7 857,2 848,8 853,0 852,6 852,2 93,2
в том числе: сельскохозяйственные организации 400,7 372,2 369,7 367,9 357,4 349,3 87,1
хозяйства населения 483,8 455,5 448,8 452,7 461,6 469,9 97,1
крестьянские (фермерские) хозяйства 29,2 29,5 30,3 32,4 33,6 33,0 113
Надой молока на 1 корову, кг 3013 3058 3269 3611 3770 3783 125,6
в том числе сельскохозяйственные организации 2799 2851 2964 3212 3388 3427 122,4
хозяйства населения 3200 3236 3546 3985 4083 4083 127,6
крестьянские (фермерские) хозяйства 3272 3275 3648 4050 4036 3997 122,1
Таблица 2
Экономическая эффективность производства молока в сельскохозяйственных предприятиях Омской области
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Валовой надой, тыс. т 400,7 372,2 369,7 367,9 357,4 349,3
Реализовано, тыс. т 344,9 322,4 324,9 315,3 304,9 282,8
Уровень товарности, % 86,1 86,6 87,9 85,7 85,3 81,0
Выручка от реализации, руб/т 4453 5497 6274 6913 7481 10749
Коммерческая себестоимость реализованной продукции, руб/т 3951 4684 5259 5764 6352 8268
Финансовый результат (прибыль/убыток), руб/т 502 813 1015 1149 1129 2481
Уровень рентабельности, % 12,7 17,4 19,3 19,9 17,8 30,0
Инфраструктура
Банки Страховые Лизинговые Маркетинговые и Консалтинго- Энергети- Автодоро- Транспорт
компании фирмы рекламные компании вые компании ка ги
Государственные структуры
Администрация Омской области
Министерства и ведомства
Управления сельского хозяйства
Налоговая инспекция
Орган муниципал ь-
ного управления
Предприятия микрокластера
Личные подсобные хозяйства
Крестьянские (фермерские) хозяйства
Пункт закупа молока
Племзаводы и племрепродукторы
Ï
Предприятия по Ветеринарные службы
МТС и РТП
оказанию услуг
Базы снабжения
Потребители
Предприятия перерабатывающей промышленности
Губернская ярмарка
Рынки
Дилерские службы
Оптовая торговля
Розничная торговля
Ш X
О
X
О
г
s
►
► s
X
Информационно-правовое обслуживание
Информационно-консультационные центры
Областной комитет статистики
Выставка «Агро-Омск»
Сайты в
сети Internet
Наука и инновации
Опытно- Омский Центр научно-
СИБНИИСХ конструкторское бюро СО РАСХН филиал ЦНИИМ технической информации
X
Кадры
ОмГАУ, другие образовательные учреждения
I
Учреждения СПО, аграрный колледж, с.-х. техникумы и ДР-
1
Учреждения НПО, профессионально-технические училища
о so
Рис. Схема молочного микрокластера
В то же время производство молока в хозяйствах населения имеет в основном потребительский характер. В области ведется работа по организации закупа молока у населения, в роли заготовителей молока выступают частные и индивидуальные предприниматели, кооперативы, сами переработчики, тем не менее возможности личных подсобных хозяйств используются недостаточно. Учитывая, что молоко является социально значимым продуктом и 55% произведенного в области молока получено в личных подсобных хозяйствах, стоит острая необходимость увеличения товарности молока в хозяйствах населения, включая создание сбытовых структур для реализации производимой продукции, введения системы экономической поддержки за поставляемое на переработку молоко.
Особенностью формирования и функционирования хозяйств малых форм является ограниченная возможность самостоятельно решать все необходимые процессы. С одной стороны, хозяйства малой формы способны самостоятельно производить и продавать продукцию, получая собственный доход, с другой, — они не могут эффективно функционировать без взаимосвязи с другими. Однако система этих взаимоотношений несовершенна. И к факторам, сдерживающим развитие молочного скотоводства в хозяйствах населения, можно отнести отсутствие инфраструктуры обслуживания и системы сбыта продукции, отсутствие сервисного обслуживания по оказанию ветеринарных и зоотехнических услуг, низкий уровень племенной работы, низкие цены на молоко и др.
Решение данных проблем мы видим в использовании кластерного подхода, основоположником которого принято считать профессора Гарвардской экономической школы М. Портера [1]. В настоящее время в научной литературе нет однозначного определения кластера и выполняемых им функций. В практике кластер зачастую интерпретируют с различными формами интегрированных формирований. Для более глубокого понимания особенностей кластерных формирований необходимо выяснить, какое место они занимают в ряду экономических систем. Для характеристики кластера, по нашему мнению, за основу может быть взята типология Б.Г. Клейнера, основанная на расположении системы в пространстве и времени. Экономические системы, соот-
ветственно, могут быть представлены четырьмя видами: объекты, процессы, среды и проекты [2].
Кластер в данном случае представляет собой ярко выраженный пример многофункциональной и многоаспектной экономической системы. В начальный период существования кластер можно рассматривать как проект, поскольку создание кластера носит характер реализации проекта, а его состав может меняться в ходе его функционирования. На каждый определенный момент времени он может рассматриваться как территориально ограниченная система, то есть объект. Наличие устойчивых каналов связи между участниками, включение в кластер инновационных и инфраструктурных организаций характеризует его как среду. В то же время институциональная среда кластера служит мощным средством и фактором устойчивости его развития. При наличии такой среды внутри кластера происходит распространение инновационных импульсов — процессов.
Фактически кластер следует рассматривать как комплекс, объединяющий четыре группы систем. Наличие выраженных черт всех четырех видов экономических систем определяет и ключевую функцию кластера, которая носит комплексный характер и включает в себя:
- организацию деятельности разнородных элементов;
- обмен между различными компонентами и подсистемами экономики, создание условий для трансакций;
- гармонизацию деятельности и состояния всех экономических систем;
- инновационную трансформацию, энергетическую подпитку других видов систем.
В настоящее время можно вести речь о создании в агропромышленном комплексе России как региональных, так и локальных кластеров. По нашему мнению, кластерные инициативы могут осуществляться в рамках отдельных поселений или муниципальных районов, посредством формирования микрокластеров, основная функция которых также носит комплексный характер и включает в себя организационные, контракционные, гар-монизационные и трансформационно-инновационные компоненты.
Стержневую роль в формировании микрокластера должна играть исполнительная власть, которая имеет свои интересы в ходе развития территорий и обла-
дает достаточными правовыми, финансовыми, административными рычагами для влияния на ситуацию в муниципалитете. Кроме того, одной из ключевых задач деятельности органов власти муниципальных образований является создание для жителей территорий условий для непрерывного повышения качества жизни. В том числе в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» одним из главных вопросов поселений является содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства
[3].
Микрокластером, по нашему мнению, является группа расположенных на территории поселения взаимосвязанных предприятий, организаций, личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также связанных с ними органов местного самоуправления, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных участников, кластера в целом, а также муниципального образования.
Усилия администрации как связующего звена в схеме микрокластера должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий, а на организацию партнерских взаимоотношений между всеми участниками кластера. Причем работа органов исполнительной власти должна вестись в двух направлениях. С одной стороны, они должны содействовать развитию материальной инфраструктуры, с другой, — развивать систему получения и распространения знаний и передовых технологий, комерциализацию научных разработок, маркетинговых и консалтинговых услуг на предприятиях, входящих в кластер.
Формирование микрокластера обеспечивает рост конкурентоспособности территории на основе синергетических эффектов взаимной поддержки развития одних производств и проектов другими. Данный эффект возможен за счет территориальной самоорганизации и партнерства, обеспечивающих формирование инновационного сообщества как субъекта раз-
вития территории, действующего в партнерстве с бизнесом и исполнительной властью.
Важнейшей естественной предпосылкой для формирования микрокластера на территории сельского поселения является то, что сельскохозяйственные организации, личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства в целом размещаются на определенной территории и в некотором смысле уже представляют кластер.
Развитие молочных микрокластеров в экономике АПК Омской области позволит: более эффективно организовать производство, развивать инфраструктуру, повышать генетический потенциал крупного рогатого скота, создавать более рациональные «продуктовые цепочки», избегая услуг многоступенчатого посреднического звена.
Мотивация успешного функционирования таких микрокластеров заключается в том, что каждый его субъект достигает увеличения дохода не за счет ущемления интересов других организаций, а на основе сокращения потерь, улучшения качества продукции и увеличения объемов производства. При этом обеспечивается максимальная занятость населения, улучшается социально-экономическая обстановка в сельских территориях, создаются благоприятные условия для развития крестьянских и личных подсобных хозяйств.
Библиографический список
1. Портер М. Конкуренция / М. Портер; пер. с англ. — М.: Изд-кий дом «Вильямс», 2000. — 485 с.
2. Организационно-экономические основы формирования конкурентоспособности малых форм хозяйствования в АПК / В. Ф. Стукач, А.В. Клименко // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 3.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ / / Фе-дер. закон Рос. Федерации от 6.10. 2003 г. № 131-ФЗ. — М., 2003. — Режим доступа: http:// consultant. ru.
+ + +
Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 2 (64), 2010
111