Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития рынков пищевой промышленности: теория, методология, практика'

Состояние и тенденции развития рынков пищевой промышленности: теория, методология, практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ОТРАСЛЬ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ / РЫНОК / РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печеная Людмила Тимофеевна, Савватеев Евгений Витальевич, Афанасьева Галина Александровна, Домарев Иван Евгеньевич

Одной из важнейших современных задач национальной экономики является эффективное развитие рынков продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Несмотря на почти 30-летний опыт существования в России рыночных отношений, данный срок недостаточен для отработки и доведения до зарубежного уровня технологий управления рыночными процессами. Для эффективного функционирования и развития рынков продовольственных товаров необходимо знать текущее состояние рыночной конъюнктуры и происходящие в ней изменения. Данные обстоятельства указывают на необходимость всестороннего исследования рыночных процессов с учетом специфики рынка каждой отрасли и выработки адекватных стратегий, обеспечивающих эффективное функционирование отечественных предприятий, повышение их конкурентоспособности. Этому должно предшествовать теоретическое обоснование понятий, связанных с рынком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Печеная Людмила Тимофеевна, Савватеев Евгений Витальевич, Афанасьева Галина Александровна, Домарев Иван Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and development trends of food industry markets: theory, methodology, practice

One of the most important modern tasks of the national economy is the effective development of agricultural and food products markets. Despite the nearly 30-year experience of market relations in Russia, this period is insufficient for working out and bringing to a foreign level technologies for managing market processes. For the effective functioning and development of food products markets, it is necessary to know the current state of the market situation and the changes taking place in it. These circumstances indicate the need for a comprehensive study of market processes, taking into account the specifics of the market of each industry and the development of adequate strategies to ensure the effective functioning of domestic enterprises, increasing their competitiveness. This should be preceded by a theoretical justification of concepts related to the market.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития рынков пищевой промышленности: теория, методология, практика»

УДК 664:65.01(045) ^01: 10.24411/0235-2486-2019-10069

состояние и тенденции развития рынков пищевой промышленности: теория, методология, практика

Л.Т. Печеная, д-р экон. наук; Е.В. Савватеев, д-р экон. наук; Г.А. Афанасьева, канд. экон. наук

московский государственный университет пищевых производств

И.Е. Домарев, канд. экон. наук

московский городской педагогический университет

Реферат

Одной из важнейших современных задач национальной экономики является эффективное развитие рынков продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности. Несмотря на почти 30-летний опыт существования в России рыночных отношений, данный срок недостаточен для отработки и доведения до зарубежного уровня технологий управления рыночными процессами. Для эффективного функционирования и развития рынков продовольственных товаров необходимо знать текущее состояние рыночной конъюнктуры и происходящие в ней изменения. Данные обстоятельства указывают на необходимость всестороннего исследования рыночных процессов с учетом специфики рынка каждой отрасли и выработки адекватных стратегий, обеспечивающих эффективное функционирование отечественных предприятий, повышение их конкурентоспособности. Этому должно предшествовать теоретическое обоснование понятий, связанных с рынком.

Ключевые слова

анализ, отрасль, пищевая промышленность, показатели, рынок, рыночная конъюнктура, стратегия Цитирование

Печеная Л.Т., Савватеев Е.В., Афанасьева Г.А., Домарев И.Е. (2019) Состояние и тенденции развития рынков пищевой промышленности: теория, методология, практика // Пищевая промышленность. 2019. № 5. С. 39-43.

State and development trends of food industry markets: theory, methodology, practice

L.T. Pechenaja, Doctor of Economic Sciences; E.V. Savvateev, Doctor of Economic Sciences; G.A. Afanasyevа, Candidate of Economic Sciences

Moscow State University of Food Production

I.E. Domarev, Candidate of Economic Sciences

Moscow City Pedagogical University

Abstract

One of the most important modern tasks of the national economy is the effective development of agricultural and food products markets. Despite the nearly 30-year experience of market relations in Russia, this period is insufficient for working out and bringing to a foreign level technologies for managing market processes. For the effective functioning and development of food products markets, it is necessary to know the current state of the market situation and the changes taking place in it. These circumstances indicate the need for a comprehensive study of market processes, taking into account the specifics of the market of each industry and the development of adequate strategies to ensure the effective functioning of domestic enterprises, increasing their competitiveness. This should be preceded by a theoretical justification of concepts related to the market.

Key words

analysis, food industry, indicators, industry, market, market conditions, strategy Citation

Pechenaya L. T., Savvateev E. V., Afanasyevа G.A., Domarev I.E. (2019) State and development trends of food industry markets: theory, methodology, practice // Food processing industry = Pishhevaya promyshlennost. 2019. № 5. P. 39-43.

В экономической теории и хозяйственной практике одной из самых распространенных категорий считается рынок, определение которого менялось по мере развития общественного производства и сегодня не нашло однозначного толкования. В процессе развития товарного производства и углубления общественного разделения труда происходила эволюция дефиниций рынка, и данное понятие, отождествляемое с местом торговли, наполнялось новым содержанием, приобретая иное, более сложное толкование. Формирование товарно-денежных отношений привело к новому пониманию рынка - как сферы товарного и денежного обращения [1-4]. С момента создания высокоразвитого производства и появления товара «рабочая сила» рынок приобретает всеобщий характер, проникая в производство, соединяя различные факторы и обеспечивая воспроизводственные процессы во всех отраслях экономики. Это стало предпосылкой более широкого определения рынка - «система экономических отношений по поводу свободной купли-продажи товаров и услуг, обеспечивающая взаимодействие производства и потребления с помощью денег в условиях свободной конкуренции и ценообразования, способствующая эффективному решению социально-экономических проблем» [2].

Широкое разнообразие рынков объективно обусловило существование в экономической теории разных подходов к их классификации по большому числу признаков, в том числе по отраслевой принадлежности. Под «отраслевым рынком» следует понимать «систему конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и услуг конкретной отрасли экономики, отражающую экономические интересы субъектов рыночных отношений» [5-7]. Для отраслевого рынка характерна совокупность ряда общих признаков, таких как однородность поставляемых товаров и технологий, применяемых для их производства, используемых ресурсов, а также поставщиков, производителей и потребителей.

Важное место в составе отраслевых рынков отводится рынку (рынкам) пищевой продукции. Для каждого из них характерны социальная направленность, сравнительно короткий срок производства (за небольшим исключением, например, виноделие), чрезвычайно широкий ассортимент продукции, выраженная дифференциация потребителей (сегментов), небольшой период оборачиваемости капитала, ограниченный срок использования продукции, жесткая конкуренция и пр.

Каждый товарный рынок, в том числе продуктов пищевой промышленности, характеризуется набором специфических параметров, которые определяют при-

нятие поставщиками и потребителями оперативных и стратегических решений. Одним из основных показателей, используемых при оценке любого рынка, является его емкость, которая определяется количеством реализуемых на нем товаров в физических или стоимостных единицах измерения в течение определенного периода времени. Например, емкость регионального рынка (Ер) определяется на основе данных промышленной и торговой статистики и может быть рассчитана по формуле:

"I" Оимп — С?экс Окимп — Скэкс ■> (1)

где Qп - объем производства конкретного товара в данном регионе (стране); Qнr, Qкr - остатки товарных запасов на складах, соответственно, на начало и конец периода; Qв, Qвыв - количество, соответственно, ввезенного и вывезенного товара в отдельный регион; Qимп, Qэкс - размер импорта и экспорта, соответственно; Qкимп, Q - величина косвенного импорта

^кэкс 1

и косвенного экспорта, соответственно.

Косвенным импортом считается количество товара, ввезенного в страну из-за границы и используемого в качестве промежуточного продукта (сырье, полуфабрикат) в отечественном производстве. например, при расчете емкости рынка комбикормов учитываются ингредиенты, произведенные за рубежом, а также иные импортируемые компоненты в других отраслях пищевой промышленности (кондитерской, винно-водочной) и др. Косвенный экспорт - товар, используемый в другом изделии (как промежуточный) и вывезенный из страны за границу.

Кроме показателя «емкость рынка», в ходе исследований необходимо установить темп изменения (роста, снижения) спроса; степень его насыщенности на конкретный товар; баланс спроса и предложения; территориальные границы рынка; число и структуру поставщиков и покупателей; взаимосвязь между изменениями цены и величиной спроса (ценовую эластичность); степень дифференциации продукции; условия для вступления на рынок и ухода с него и т. д.

особое место в системе рыночных показателей занимает размер (величина) сегмента рынка. Рыночным сегментом считают часть рынка, которую может составлять группа потребителей, товаров, предприятий-производителей или конкурентов, характеризуемых одним или несколькими общими признаками. Из этого вытекает понятие «целевой сегмент» -часть товарного рынка (величина продукции или услуг), характеризуемая сходными требованиями потребителей к избранному товару.

Любое предприятие должно иметь четкое представление о сегменте рынка

и о группах потребителей, с которыми ему приходится или предстоит работать. Для этого предусмотрена система показателей, которые характеризуются общностью отношений к тому или иному товару. В состав показателей сегментации рынка могут входить социально-экономические, географические, природно-климатические, культуро-формирующие, психографические и др. При сегментации потребителей также может использоваться дополнительная информация: отношение потребителей к товарам (в том числе к новым); состояние каналов распределения; назначение и степень использования товара и т. д. Полученные в ходе исследования данные по сегментации рынка после соответствующей обработки подлежат тщательному анализу, результаты которого служат основой разработки стратегии предприятия. Эффективным методом анализа рыночных сегментов является матричный, который способствует установлению взаимосвязей между производством и потреблением. Матрица позволяет одновременно учесть комплекс различных параметров, которые откладываются по ее столбцам и строкам. Каждый квадрант матрицы образует определенный сегмент рынка.

При разработке прогнозов необходимо учитывать основные факторы, которые оказывают влияние или могут вызвать изменения емкости рыночного сегмента (Ес). Данный показатель для большинства товаров, в том числе продуктов питания, определяется по формуле:

где д1 - средняя по данному сегменту величина удельного потребления товара 1-го вида представителями ]-й группы населения; Ч - численность населения

■ - 1 л

_|-й группы по данному сегменту; тп - коэффициент, характеризующий влияние различных факторов (число факторов, установленное экспертным методом, может варьироваться от 1 до п).

Под «спросом» понимается платежеспособная потребность населения (желание и возможность приобрести товар), складывающаяся под влиянием множества постоянно меняющихся требований покупателей и других факторов [9]. Спрос не ограничивается только способностью людей покупать различные товары в текущий момент, но и отражает их желание приобрести в будущем. Вместе с тем существуют такие виды продукции, спрос на которые формируется не напрямую, под воздействием предпочтений населения, а на основе потребности в других видах товаров обычно «более высокого уровня». Например, спрос на дрожжи зависит от спроса на хлеб и называется зависимым, поскольку формируется под влиянием спроса на другие товары.

При исследовании рынка важное значение имеет анализ эластичности его составляющих (эластичности спроса и эластичности предложения). Под «эластичностью спроса» понимается интенсивность реакции покупателей на изменение цен, определяемая соотношением процентного изменения величины спроса к процентному изменению цен. Так, если незначительное изменение цены влияет на объем продаж товара, то считается, что такой спрос эластичен. Если же значительное изменение цены лишь немного или вообще не влияет на объем покупок, то такой спрос неэластичен.

При анализе текущего состояния рынка и прогнозировании необходимо учитывать факторы, влияющие на его динамику и характер взаимодействия между ними. Все конъюнктурообразующие факторы, в зависимости от принадлежности к рыночным элементам, делятся на факторы спроса и факторы предложения [9]. Для установления полного и точного влияния каждого фактора на конъюнктуру рынка в целом требуются специальные исследования, включая анализ протекающих на рынке процессов. в свою очередь, для этого необходимо располагать необходимой, достоверной и достаточной информацией. Информационная база для изучения и прогнозирования конъюнктуры рынка представляет собой массив взаимосвязанных показателей, выбор которых зависит от особенностей исследуемого рынка. в состав такой информации, как правило, включаются сведения об объемах производства и реализации продукции, о минимальных и максимальных ценах на товары, об импортных и экспортных поставках и т. д.

Существуют различные методы прогнозирования, выбор которых должен соответствовать конкретной ситуации. в процессе расчета прогноза методом экстраполяции производится выравнивание ряда показателей, исходя из основных тенденций развития изучаемого объекта, с целью перенесения темпов, пропорций и изменений, выявленных в прошлом, на будущие периоды. Одним из методов, позволяющих определить приоритетность товаров с точки зрения потребителей, является анкетирование. В ходе анкетных опросов выявляются предпочтения и мотивы населения при выборе товара, требования к качеству продукции, мнения о цене, а также отношения покупателей к различным явлениям, включая ожидаемые колебания цен, доходов и пр. Для обработки полученной информации используют сводные таблицы, позволяющие оперативно рассчитать результаты опроса в абсолютных и относительных показателях. На практике широко применяется балансовый метод, который с наибольшей точностью характеризует состояние товарного рынка. В этом случае сопоставляются данные о производстве

и реализации продукции, на основе чего оценивают уровень обеспеченности продукцией, составляют баланс производства и потребления на будущий период.

Чтобы получить необходимый объем информации и квалифицированно провести его обработку, необходимо владеть методологией организации и проведения рыночных исследований [6]. При этом применяемые методы могут существенно отличаться в зависимости от вида изучаемого товара, а также от целей и задач исследования. Рыночное исследование, как правило, начинается с анализа ситуации на рынке, а также с оценки влияния внешних и внутренних факторов в отношении продукции (или услуг). При этом также производят сбор, обработку и анализ данных о положении конкретного предприятия на целевом рынке (о сильных и слабых сторонах), основных конкурентах.

Пищевая промышленность РФ начиная с 2012 г. по настоящее время находится в сложном положении. Об этом свидетельствует сокращение темпов роста объемов выпуска некоторых видов продукции и реальных доходов, что отражается на снижении покупательной способности населения [1]. Однако введение в 2014 г. эмбарго на ввоз определенных видов продовольственных товаров из стран ЕС, США, Канады и других, реализация программ по импортозамещению создали предпосылки для развития отечественного рынка продуктов питания. В таблице представлен анализ объемов выпуска продукции пищевой промышленности по данным Росстата, ФНС РФ.

на основании данных анализа можно сделать вывод, что добиться успеха смогли предприятия, которые используют стратегии по улучшению потребительских свойств своей продукции. Это позволило им увеличить объемы производства, достичь прибыльной деятельности, вкладывать средства в разработку и освоение нововведений. Ряду отечественных предприятий пищевой промышленности удалось модернизировать производство, внедрять передовые, в том числе цифровые технологии, оптимизировать издержки и увеличить свою долю на рынке, оказав тем самым наибольшее влияние

на развитие отрасли в целом. Вместе с тем компаниям, ориентированным на сокращение издержек за счет снижения качества и экономии затрат на сырье и материалы, даже при низких ценах на свою продукцию не удалось удержать занимаемые рыночные позиции.

При прогнозировании рынка конкретной отрасли общей методологией предусмотрены следующие действия:

• изучение состояния и предварительный анализ отраслевого рынка;

• всестороннее изучение товарных групп, представленных на рынке и отдельных товаров (исследуемой продукции);

• выявление наиболее важных факторов влияния на рыночный спрос и предложение, проведение экспертной оценки для установления их значимости;

• формализация процесса с целью учета влияния факторов на состояние спроса и предложения в будущем;

• расчет прогнозных величин спроса и предложения на рынке исследуемой продукции и их интерпретация по различным сценариям и определение перспектив состояния рынка;

• использование прогнозных показателей для выработки стратегий, обеспечивающих нивелирование негативных процессов на рынке и эффективность обоснованных мероприятий для предприятий.

Данный методический подход может быть принят за основу при проведении исследования рынков пищевой продукции. Однако в связи с универсальностью методики следует учитывать, что исследование по данному алгоритму создает только общее представление о состоянии рынка. Поэтому необходимы более детальное изучение, диагностика исследуемого рынка с учетом специфики, представленной на нем продукции, с составлением продуктовых матриц и четким определением конъюнктурных соотношений спроса и предложения.

Чтобы управлять рынком конкретной отрасли, товаропроизводители используют различные стратегии. Согласно энциклопедическому толкованию, стратегия определена как генеральное направление действия предприятия, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести его к цели [2]. Для реализации

Динамика объемов выпуска пищевой продукции за период 2016-2017 гг., млрд руб.

№ Отрасль Величины по годам отклонения, +, - Темп роста, %

п/п 2016 2017

1 Мясоперерабатывающая 1067 1090 23 102,2

2 Масложировая 787 90Б 118 115,0

3 Молочная 748 81Б 67 109,0

4 Кондитерская 746 790 44 105,9

Б Рыбоперерабатывающая 344 371 27 107,8

6 Хлебопекарная 28Б 302 17 106,0

7 Плодовоовощной концентрации 208 217 Б 104,3

того или иного сценарного прогноза и достижения поставленных рыночных целей предприятиям необходимы разные стратегии. Несмотря на многообразие стратегий, применяемых в мировой и отечественной практике, ученые-экономисты выделили несколько типовых подходов, на основе которых выполнена их классификация: стратегия лидерства на основе низких издержек; стратегия дифференциации или индивидуализации; стратегия наилучшей стоимости; стратегия концентрации на узком сегменте (или нише) рынка на основе низких издержек; стратегия концентрации на узком сегменте (или нише) рынка на основе дифференциации; стратегия инновации.

Главной стратегической целью отечественных предприятий пищевой промышленности должно стать быстрое и эффективное использование в конкурентной борьбе своих сравнительных преимуществ [8]. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают предприятие от конкурентов. Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества, их постоянный поиск как внутри предприятия, так и за его пределами, и предопределяют подходы к выбору рыночной стратегии.

Специалисты считают, что ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами абсолютно по всем характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и стратегии, в большей степени соответствующих тенденциям развития рыночной ситуации и лучшим способом использующих сильные стороны предприятия. Анализ свидетельствует, что для большинства предприятий отрасли характерно применение стратегии дифференциации продукции. Широкому использованию стратегии низких издержек препятствуют неустойчивость конъюнктуры на рынках сырья; ценовой диспаритет между отраслями АПК; невысокое качество сырья и материалов; отсутствие исследований по выявлению узких мест и диспропорций во всех звеньях технологической цепочки; несовершенство систем управления и пр. Стратегию фокусирования используют преимущественно небольшие предприятия отрасли, которые, определив свою нишу на рынке, направляют на нее все усилия. Реализации российскими товаропроизводителями стратегии инновации препятствует недостаток финансовых ресурсов, поскольку требуются вложения инвестиций в разработку новой продукции, а также есть высокая степень риска.

Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества, их постоянный поиск как внутри предприятия, так и за его пределами и предопределяют выбор рыночной стратегии. Поэтому прежде всего нужно выяснить: в чем должны (или могут) состоять сравнительные преимуще-

ства предприятия; на какие аспекты производства или другие сферы хозяйственной деятельности необходимо обратить основное внимание (например, качество, издержки, цена, технический уровень, уровень обслуживания и т. д.) [5]. Результаты исследований зарубежных специалистов показывают, что в современных условиях устойчивые позиции на рынке смогут занять только те компании, производственно-управленческий потенциал которых позволит им согласованно решать следующие задачи: постоянное обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции; непрерывный поиск, разработка и быстрое освоение новых образцов продукции (изделий); стабильное улучшение качества продукции; наращивание объемов выпуска и реализации продукции; повышение гибкости и адаптивности производства; эффективное использование всех видов ресурсов; снижение затрат по всем направлениям деятельности и во всех звеньях технологической цепочки; гибкая ценовая политика.

В этой связи важен опыт передовых западных компаний, которые устанавливают общий стратегический контур производственной, технологической и управленческой стратегии, реализация которой способствует укреплению позиций как на существующих, так и на новых рынках. Это позволяет нацелить предприятия, во-первых, на постоянное внедрение в производство новых, более совершенных видов продукции, во-вторых, на сокращение всех видов производственных затрат, в-третьих, на повышение качественных и потребительских характеристик при одновременном снижении цен на выпускаемые изделия. Для решения этого комплекса задач в короткие сроки и с минимальными финансовыми вложениями предприятию необходимо сосредоточить усилия на таких главных направлениях деятельности, как автоматизация производственных процессов; совершенствование форм и методов управления; улучшение организации производства; повышение технико-экономического уровня; создание адаптивных производственных систем; развитие кадрового потенциала, в том числе за счет роста уровня квалификации персонала и творческой активности работников. Именно такой подход считается наиболее перспективным, чтобы предприятие стало неуязвимым в конкурентной борьбе [5].

Выбор правильных стратегий позволил многим предприятиям пищевой промышленности достичь за последние годы хороших результатов. Некоторые из них сумели воспользоваться введенным эмбарго. Они отказались от выпуска собственных торговых марок и перешли на контрактное производство, заключив договоры с субъектами международных

брендов. В результате им удалось сосредоточить усилия на производственном процессе, передав маркетинг и продвижение торговой марки в компетенции держателей бренда [10]. Это новое направление приобретает все большую популярность в пищевой промышленности страны.

Так, согласно данным Росстата и ФНС РФ за период 2016-2017 гг. лидером по емкости рынка в стоимостном выражении среди отраслей агропродовольствен-ного комплекса стала мясоперерабатывающая промышленность (1090 млрд руб.). При этом масложировая и хлебопекарная промышленность достигли более высоких темпов роста. Также следует отметить, что в мясоперерабатывающей, масло-жировой и хлебопекарной промышлен-ностях отсутствует сильная консолидация крупных транснациональных компаний. Это снижает зависимость динамики рынка от одного или нескольких крупных представителей данных отраслей, что находит выражение в наиболее консолидированных секторах, например при производстве детского питания, безалкогольных напитков и мороженого.

За последние годы около 60 % предприятий разных сфер пищевой промышленности сумели адаптироваться к сложившейся экономической ситуации и сохранить финансовую стабильность. Однако около 35% компаний нуждаются в кардинальных изменениях. Об этом свидетельствует снижение прибыли от реализации продукции. Отрицательная динамика по этому показателю за период 2016-2017 гг. отмечалась в отрасли пло-довоовощной консервации (снижение на 1,1%). По прогнозу подобная ситуация может наблюдаться и в 2018 г.

Статистика свидетельствует, что некоторые предприятия пищевой промышленности в 2017 г. снизили объемы выпуска и реализации продукции (в среднем по отраслям на 20%) [1]. При этом большинству товаропроизводителей удалось повысить эффективность своей деятельности.

В этой связи главная задача - обеспечить в рамках агропродовольствен-ных комплексов приоритетные условия для предприятий с гибкими и адаптивными производствами, низкими издержками и высокой производительностью труда. Это позволит снижать затраты во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки, постоянно внедрять в производство новые изделия, расширять ассортимент выпускаемой продукции и обеспечить устойчивое развитие отдельных предприятий, пищевой промышленности в целом и отраслевого рынка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Итоги работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности России за декабрь-январь 2017 г. // Пищевая промышленность. - 2018. - № 3. С. 6-7.

2. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрииляна. - М.: Институт новой экономики, 2005.

3. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (п. 1 ст. 7).

4. Орлов, А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы / А. Орлов // Вопросы экономики. - 1997. - № 4.

5. Портер, М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. -СПб.: Вильямс, 2000.

6. Проблемы учета, аудита и статистики в условиях рынка: Учетные записки. Выпуск 9/Рост. гос. эконом. унив. «РИНХ». - Ростов-на-Дону, 2004. - 116 с.

7. Суходаева, Т.С. Теория отраслевых рынков: учебное пособие / Т.С. Суходаева. - Новосибирск: СибАГС, 2014.

8. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. - М.: АКАЛИС, 1996.

9. Печеная, Л.Т. Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара/ Л.Т. Печеная [и др.] - М.: Издательский комплекс МГУПП, 2003.

10. Веснин, В.Р. Стратегическое управление: учебное пособие/ В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2014.

REFERENCES

1. Itogi raboty predprijatij pishhevoj i pererabatyvajushhej promyshlennosti Rossii za dekabr' - janvar' 2017 g. // Pishhevaja promyshlennost', 2018, № 3, s. 6-7.

2. Bol'shoj jekonomicheskij slovar'/ Pod red. A. N. Azriiljana. - M.: Institut novoj jekonomiki, 2005.

3. Zakon RSFSR «0 konkurencii i ogranichenii monopolisticheskoj dejatel'nosti na tovarnyh rynkah» (p. 1 st. 7).

4. Orlov, A. Maloe predprinimatel'stvo:

starye i novye problemy/ A. Orlov // Voprosy jekonomiki. - 1997. - № 4.

5. Porter, M.Je. Konkurencija: Per. s angl. -SPb.: Vil'jams, 2000.

6. Problemy ucheta, audita i statistiki v uslovijah rynka: Uchetnye zapiski. Vypusk 9/ Rost. gos. jekonom. univ. «RINH». -Rostov-n/D, 2004. - 116 s.

7. Suhodaeva, T.S. Teorija otraslevyh rynkov: uchebnoe posobie / T.s. suhodaeva. -Novosibirsk: SibAGS, 2014.

8. Judanov, A.Ju. Konkurencija: teorija i praktika/A.Ju. Judanov. - M.: AKALIS, 1996.

9. Pechenaja, L. T. Kon#junktura rynka i konkurentosposobnost' tovara / L.T. Pechenaja [i dr.] - M.: Izdatel'skij kompleks MGUPP, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Vesnin, V.R. Strategicheskoe upravlenie: uchebnoe posobie / V.R. Vesnin. - M.: Prospekt, 2014.

Авторы

Печеная Людмила Тимофеевна, д-р экон. наук,

Савватеев Евгений Витальевич, д-р экон. наук,

Афанасьева Галина Александровна, канд. экон. наук

Московский государственный университет пищевых производств,

125080, Москва, Волоколамское ш., д. 11, pechenaya@mgupp.ru,

savvateev@mgupp.ru, afanaseva@mgupp.ru

Домарев Иван Евгеньевич, канд. экон. наук

Московский городской педагогический университет, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1, DomarevIE@mgpu.ru

Authors

Pechenaja Lyudmiia Timofeevna, Doctor of Economic Sciences, Savvateev Evgeny Vitalyevich, Doctor of Economic Sciences, Afanasyevа Galina Aleksandrovna, Candidate of Economic Sciences Moscow State University of Food Production, 11, Volokolamskoe highway, Moscow, 125080, pechenaya@mgupp.ru, savvateev@mgupp.ru, afanaseva@mgupp.ru

Domarev Ivan Evgenevich, Candidate of Economic Sciences

Moscow City Pedagogical University, 4, building 1, Agricultural passage,

Moscow, 129226, DomarevIE@mgpu.ru

Минсельхоз России провел итоговое заседание Коллегии

В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Алексей Гордеев, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров, председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Владимир Кашин, а также главы регионов, руководители региональных органов управления АПК, отраслевых союзов и ассоциаций, представители науки и образования, банковского сообщества и многие другие.

Открывая заседание, Алексей Гордеев отметил, что прошлый год был удачным для отрасли и с точки зрения производственных и финансово-экономических показателей. Вице-премьер подчеркнул, что главной задачей для российских аграриев в текущем году является исполнение майского указа Президента, касающегося наращивания экспорта сельскохозяйственного сырья и товаров, а также выполнение разрабатываемой по поручению президента страны государственной программы комплексного развития сельских территорий. До 1 июня 2019 г. госпрограмма должна быть представлена в Правительство РФ, предположительный объем финансирования может достигнуть 1,5 трлн руб.

В свою очередь, глава Минсельхоза отметил, что сельское хозяйство на сегодняшний день является одним из факторов ускоренного развития экономики России. В частности, с учетом прироста в пищевой промышленности и производстве напитков индекс АПК в 2018 г. составил 2,3 %. При этом прибыль сельхозтоваропроизводителей до налогообложения превысила уровень 2017 г. более чем на 15 %. Это стало возможным в том числе благодаря существующим мерам государственной поддержки аграриев.

Ежегодно суммы господдержки увеличиваются, а перечень направлений расширяется. В 2017 г. на мероприятия Госпрограммы развития сельского хозяйства направлялось 248,4 млрд руб., в 2018 г. -254,1 млрд руб. В 2019 г. планируемый объем бюджетных ассигнований был значительно увеличен - до 303,6 млрд руб.

Одним из важнейших итогов 2018 г. для отрасли стало начало реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства, в рамках которой в прошедшем году утверждены 2 подпрограммы по развитию селекции семеноводства картофеля и сахарной свеклы. Кроме того, подведомственные вузы получили новые сорта и гибриды картофеля, пшеницы, сои и других культур. Разработаны десятки новых технологий производства, программные продукты,

появились новые научные рекомендации для АПК.

Новыми, определяющими этапами в жизни российского села станут разработка и реализация Государственной программы по комплексному развитию сельских территорий. Ее мероприятия призваны повысить уровень занятости и доходов сельского населения, создать комфортные и экологически благоприятные условия проживания на селе, повысить доступность госуслуг.

Для выполнения задачи, поставленной Президентом в Послании Федеральному собранию - разработки «Зеленого бренда России» - Минсельхоз продолжит работу над системой электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», которая обеспечит сквозной контроль и прослеживаемость цепочки - от сырья до готовой продукции.

В 2018 г. Россия сумела открыть несколько стратегически важных зарубежных рынков. Дмитрий Патрушев отметил, что по отдельным позициям Россия уже сегодня входит в тройку лидеров по экспорту сельхозпродукции. Глава Минсельхоза выразил уверенность, что сложившаяся динамика внешней торговли дает основание полагать, что в среднесрочной перспективе Россия способна войти в десятку крупнейших мировых экспортеров продукции АПК.

Источник: http://mcx.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.