Научная статья на тему 'Пути гармонизации конъюнктуры рынка пищевой продукции'

Пути гармонизации конъюнктуры рынка пищевой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНЪЮНКТУРА ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ЦЕНЫ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печеная Л.Т., Шайлиева М.М., Савватеев Е.В., Александрова М.А.

Важное место в управлении рыночной системой продовольственного обеспечения населения России является сбалансирование спроса и предложения на продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности. Однако, несмотря на позитивные изменения в области производства и потребления отечественных продовольственных товаров, существующие недостатки методического, организационного и практического характера, не позволяющие эффективно управлять рыночными процессами. Россия располагает практически всеми видами ресурсов, что служит предпосылкой не только для перехода на полное самообеспечение, наиболее полное удовлетворение населения в основных продуктах питания, но и экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции, а также оказания гуманитарной помощи нуждающимся странам. В этой связи необходимо знать текущее состо ние конъюнктуры рынков продовольственных товаров, факторы, влияющие на изменение спроса и предложения. Это подчеркивает значимость исследования состояния рынков каждой отрасли, всестороннего анализа, оценки, прогнозирования и обоснования стратегий, способствующих устойчивому развитию отечественных товаропроизводителей, наиболее полному обеспечению населения высококачественными и доступными по ценам продовольственными товарами. В процессе исследования конъюнктуры рынков продовольствия использовались методы: монографический, анкетирования, фокус-групп, интервью, анализа и синтеза, графический и другие. Источниками информации явились данные официальной статистики за период 2010-2018 гг., сведения, полученные в ходе опроса потребителей (198 человек, в том числе 51% мужчин и 49% женщин), данные экспертных оценок. Результатам исследования, предложенные методы анализа и разработки прогнозов будут способствовать обоснованию адекватных стратегий по улучшению обеспечения населения продукций пищевой промышленности, гармонизации спроса и предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Печеная Л.Т., Шайлиева М.М., Савватеев Е.В., Александрова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути гармонизации конъюнктуры рынка пищевой продукции»

Пути гармонизации конъюнктуры рынка пищевой продукции

Печеная Людмила Тимофеевна

доктор экономических наук, профессор кафедры Экономика и управление социально-экономическими системами, Московский государственный университет пищевых производств, Pechenaya.LT@rea.ru

Шайлиева Марина Магометовна,

кандидат технических наук, заведующий кафедрой экономики и управления социально-экономическими системами, Московский государственный университет пищевых производств, shajjlievamm@mgupp.ru

Савватеев Евгений Витальевич

доктор экономических наук, профессор кафедры Экономика и управление социально-экономическими системами, Московский государственный университет пищевых производств, savvateev@mgupp.ru

Александрова Мария Александровна

кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный университет права

Важное место в управлении рыночной системой продовольственного обеспечения населения России является сбалансирование спроса и предложения на продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности. Однако, несмотря на позитивные изменения в области производства и потребления отечественных продовольственных товаров, существующие недостатки методического, организационного и практического характера, не позволяющие эффективно управлять рыночными процессами. Россия располагает практически всеми видами ресурсов, что служит предпосылкой не только для перехода на полное самообеспечение, наиболее полное удовлетворение населения в основных продуктах питания, но и экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции, а также оказания гуманитарной помощи нуждающимся странам. В этой связи необходимо знать текущее состояние конъюнктуры рынков продовольственных товаров, факторы, влияющие на изменение спроса и предложения. Это подчеркивает значимость исследования состояния рынков каждой отрасли, всестороннего анализа, оценки, прогнозирования и обоснования стратегий, способствующих устойчивому развитию отечественных товаропроизводителей, наиболее полному обеспечению населения высококачественными и доступными по ценам продовольственными товарами. В процессе исследования конъюнктуры рынков продовольствия использовались методы: монографический, анкетирования, фокус-групп, интервью, анализа и синтеза, графический и другие. Источниками информации явились данные официальной статистики за период 2010-2018 гг., сведения, полученные в ходе опроса потребителей (198 человек, в том числе 51% мужчин и 49% женщин), данные экспертных оценок. Результатам исследования, предложенные методы анализа и разработки прогнозов будут способствовать обоснованию адекватных стратегий по улучшению обеспечения населения продукций пищевой промышленности, гармонизации спроса и предложения. Ключевые слова: Конъюнктура отраслевого рынка, пищевая промышленность, спрос, предложение, цены, факторы влияния, гармонизация.

Рассматривая любой рынок в аспекте его основных составляющих, выделяют два базовых элемента «спрос» и «предложение», которые находятся в тесной взаимосвязи не только между собой, но и с третьим основным элементом - ценой, определяя тем самым определенную конъюнктурную ситуацию.

Термин «конъюнктура» происходит от латинского слова «соп^пдо» (соединять) и трактуется как «стечение обстоятельств, создавшаяся обстановка, положение вещей, способное влиять на ход и исход какого-либо дела» [4].

Экономическую категорию «конъюнктура рынка» предлагается рассматривать как: «временное, своеобразное сочетание конкретных факторов и условий, охватывающих процесс воспроизводства в целом и определяющих ситуацию, складывающуюся на рынке, которая характеризуется, прежде всего, соотношением спроса, предложения и динамикой цен» [11]. Сложность, многоаспектность, динамичность и многофакторность данной экономической категории предопределяет трудности при исследовании рынка в целом и отдельных его составляющих.

Изучение методических подходов зарубежных и российских ученых-экономистов к проведению исследований конъюнктуры рынков показало, что практически все методики носят общий характер и не учитывают отраслевые особенности. В этой связи для установления наиболее значимых факторов влияния, характерных для того или иного товарного рынка, прогнозирования его конъюнктуры и определения направлений дальнейшего развития необходимы методы, учитывающие специфику конкретной продукции. В процессе исследования разных рынков было установлено, что на конъюнктурные соотношения спроса и предложения оказывают влияние множество факторов, каждый из которых следует рассматривать в аспекте тесноты связи с исследуемым объектом. В этой связи, термин гармонизация (от греч. - связь, соразмерность), означающий «приведение в состояние гармонии предметов, явлений свойств, систематизацию чего-либо» [4], можно считать полностью адекватным и к конъюнктуре рынка, определяемой состоянием и динамикой спроса, предложения и цен. Достижению гармонии между триадой самостоятельных, но вместе с тем взаимосвязанных составляющих рынка, будут способствовать разработка и реализация прогнозов рыночной конъюнктуры. Каждый элемент рынка в отдельности и их совокупность подвержены воздействию различных факторов, для выявления которых необходимы специальные исследования и всесторонний анализ.

Так, к факторам спроса, оказывающим прямое влияние на рынок пищевой продукции, следует отнести: цены на продукты питания (Ис), их качество (1к), широту ассортимента продовольственных товаров (^), численность населения (Ч), объемы фактического потребления продукции ^ф), темпы инфляции (Тинф) и др. В состав косвенных факторов, влияющих на спрос, входят: цены на сырье (Ис); покупательная способность населения, определяемая соотношением среднего уросвня дохода к установленному прожиточному минимуму (ид); нормы потребления продуктов питания рекомендуемые РАМН, исходя из их полезности и рациона здорового питания (Нп); потребительские вкусы и предпочтения (Вп); традиции и культура (Тк) и др. [11].

Среди факторов предложения наиболее сильное влияние на конъюнктуру рынка продовольствия оказывают: уровень использования производственной мощности предприятий отрасли (иМ), цены на продукцию (И), доля импортной продукции (иимп), достаточность оборотных средств (Ос), уровень обеспечения сырьем (Цс), занимаемая доля рынка (Ур), рыночная позиция конкурентов (Ук). Наряду с этим, важными показателями, учитывающими влияние факторов, являются: поддержка государства (госзаказы, дотации и пр.) производителей данной продукции (кГП); доступность кредитов (кк); таможенная политика (кт); характер внешнего товарооборота, определяемый соотношением экспорта и импорта (квто); состояние рынка инвестиций (кин) и пр.[11].

С учетом приведенной выше совокупности факторов влияния обоснована методика проведения конъюнктурного исследования рынка пищевой продукции, которая включает следующие этапы:

Этап I. Анализ спроса на продукты питания и факторов влияния на его величину.

1.1. Анализ спроса [6]:

О £

ю

5

2 е

8

сч £

Б

а

2 о

-определение общей нормативной емкости рынка конкретной продукции, исходя из численности населения и норм ее потребления;

-исследование спроса населения на продукцию посредством анкетирования; определение предпочтений к качеству и ассортименту (путем анкетирования);

-сегментация фактического спроса в разрезе ассортимента продукции;

-сравнение фактического и потенциального спроса на продукцию.

1.2. Выявление и изучение факторов, влияющих на спрос продукции: -анализ цен на продукцию; -сопоставление цен на сырье (покупное и собственного производства);

-определение удельного веса транспортных расходов в себестоимости продукции;

-анализ финансового состояния и обеспеченности оборотными средствами предприятий;

-изучение мер государственной бюджетной поддержки (предоставления льгот и дотаций);

-анализ динамики импорта и экспорта продукции и ее влияния на отечественный рынок продовольственных товаров;

2. Исследование предложения продукции и факторов влияния на его величину.

2.1.Определение общей величины предложения пищевой продукции на рынке и анализ основных производителей:

-сегментация производителей по занимаемой доле рынка;

-анализ специализации производителей по ассортименту продукции;

-оценка качества поставляемой на рынок продукции и выявление наиболее конкурентоспособных производителей;

-мониторинг цен на вырабатываемую продукцию и определение конкурентоспособности производителей по ценовому критерию;

-анализ использования производственной мощности предприятий и имеющихся резервов;

-определение влияния уровня использования производственной мощности предприятий на себестоимость.

2.2. Выявление и анализ факторов, влияющих на предложение пищевой продукции:

-анализ финансового состояния и обеспеченности предприятий оборотными средствами;

-определение величины и удельного веса импорта в общем объеме потреблении продукции;

-выявление доли забракованной продукции в общем объеме ее поставок на рынок;

3. Исследование факторов, влияющих на формирование цен;

-анализ динамики и тенденций изменения цен на продукцию;

-мониторинг цен на сырье и их влияния на себестоимость продукции;

-определение доли транспортных издержек в цене продукции;

-сопоставление уровня цен на данном рынке;

анализ влияния интеграции на ценообразование в пищевой промышленности;

4. Оценка общего состояния конъюнктуры рынка пищевой продукции.

Оценка текущего состояния конъюнктуры рынка производилась путем соотношения фактических величин спроса и предложения исследуемой продукции.

При этом были введены следующие ограничения: если величина спроса превысит предложение (С/П >1), то в аспекте производителей конъюнктура рынка считается благоприятной, в противном случае - неблагоприятной (С/П < 1). В случае равенства спроса и предложения (С/П = 1) конъюнктуру рынка признают как равновесную.

Управление рынком продовольственных товаров путем гармонизации спроса и предложения, очень важно для предприятий отрасли в связи с небольшими сроками хранения данной продукции. Это необходимо, чтобы производители пищевой продукции могли быстро реагировать на динамику потребительского спроса и выпускать продукцию в объемах, и ассортименте, востребованных в данное время на рынке. Однако с точки зрения предприятий-производителей пищевой продукции, в случае превышения величины спроса над предложением при оценке необходимо учитывать коэффициент, характеризующий уровень использования их производственной мощности. Благоприятной следует считать конъюнктуру рынка, когда имеет место наиболее полное использование потенциала предприятия (им > 100 %). По оценкам специалистов за критический (предельно допустимый) принят показатель использования производственной мощности на уровне 0,5 [5]. Именно прогнозирование становится одним из инструментов, позволяющих предвидеть ситуацию в краткосрочной и долгосрочной перспективе и принимать правильные решения и использовать эффективные стратегии.

Прогноз конъюнктуры рынка должен строиться на основании показателей, установленных при исследовании ее фактического состояния и выявленных тенденций изменения.

Расчет прогнозных величин конъюнктуры рынка пищевой продукции предлагается осуществлять по приведенной ниже методике.

1. Выбор наиболее значимых факторов, которые подлежат количественной оценке и учету и обоснование методов расчета их величин.

2. Установления (экспертным путем) весовой значимости факторов, выявленных при оценке текущего состояния конъюнктуры рынка.

3. Установление функциональной зависимости конъюнктуры рынка от воздействия данных факторов - корректирующих коэффициентов.

4. Формализация процедуры определения прогнозных величин спроса и предложения данной продукции.

5. Расчет прогнозных величин спроса и предложения с учетом факторов влияния.

6. Расчет вариантов прогнозируемой конъюнктуры рынка.

При определении потенциальной емкости рынка (Ерпот) традиционно использую следующие показатели: численность населения; нормы потребления пищевой продукции, рекомендуемые институтом питания РАМН по формуле:

- 1 л (1)

где: Н. -норма потребления продукции 1-го вида ]-й группой населения (кг/ чел. в год); Ч. - численность населения ]-й группы (чел.1);

На величину потенциального спроса оказывает воздействие ряд факторов, которых были определены с помощью экспертной оценки [10]. Основываясь на мнениях экспертов (высококвалифицированных специалистов в области экономики и технологии пищевых производств, ученых вузов - всего 15 человек), в состав наиболее значимых факторов влияния на конъюнктуру рынка были включены: покупательная способность населения; соотношение фактического и нормативного потребления продукции; потребительские предпочтения населения. Вес значимости влияния факторов на конъюнктуру рынка пищевой продукции установлен экспертным методом по десяти бальной шкале (табл.1).

Для определения фактической емкости рынка пищевой продукции ^ф) предлагается использовать следующую формулу:

Таблица 1

Показатели весовой значимости влияния факторов на конъюнктуру рынка пищевой продукции

Факторы спроса

] Качество продукции 9

2 Широта (разнообразие) ассортимента продукции на рынке 8

3 1 (ены I!» продукцию 9

4 Соотношение цен на продукцию и товары-су бет и туты 7

5 Покупательная способность населения 6

6 Соотношение фактического и нормативного потребления продукции 5

7 Региональная структура потребления проду кции 7

8 Изменение численности населения 8

9 Потребительские вкусы и предпочтения

10 Доля расходов на продовольствие в общей структуре расходов 4

11 Доля импорта продукции на национальном рынке 3

12 Темпы инфляции 4

Факчорм предложения

1 Суммарная величина производственной мощности 6

2 Уровень использования производственной мощности 9

3 Уровень цен на продукцию 9

4 Наличие на рынке сырья 8

5 1 (ены на сырье (прежде всего, сельскохозяйственное) 8

6 Наличие оборотных средств у товаропроизводителей 9

7 Доля импорта продукции на национальном рынке 3

8 Наличие конкурентов 7

9 Налоговая политика 8

10 Расходы на транспортировку сырья и готовой продукции 4

11 Политика государства по отношению к данному производству (дотации, госзаказы, таможенные тарифы) 6

12 Доступность инвестиций 8

13 Условия для 'экспорта продукции 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Взаимоотношения е поставщиками сырья, потребителями и другими контрагентами 4

15 Возможности входа (выхода) на рынок 3

16 Состояние сельского ХОЗЯЙСТВа 8

17 Наличие конкурентов 6

18 О&ьемы производства сельскохозяйственной продукции 7

19 Уровень МИГраЦИИ 5

~ ' - -■':■"'', (2) где: Чф - фактическая численность населения (чел); q - среднедушевое фактическое потребление 1-го вида продукции (кг/чел. в год); Кимп - показатель, характеризующий доля импорта в общем объеме потребления продукции, определяемая по формуле:

чений численность подлежит корректировке путем возведения демографического коэффициента в степень 1, обозначающую период, на которой делается прогноз (лет); кд. - коэффициент, учитывающий покупательную способность населения продукции 1-го вида, рассчитываемый по формуле:

k = 1 — ■ иям А

(3)

Qomeч

где: Q , Q - объем, соответствен" отеч' имп '

но, отечественной и импортируемой продукции.

Прогнозную величину спроса на пищевую продукцию с учетом факторов влияния предлагается рассчитывать следующим образом:

(4)

где: кд - коэффициент, учитывающий изменение численности населения (в среднем за последние 5 лет составил 1,002) [15]; При расчете прогнозных зна-

, (5)

где: Дп, Дну - величина среднедушевого дохода, соответственно, прогнозная и нормированная, при которой население .-ой группы потребляет 1-ый вид продукции по установленной норме (определяется путем анкетирования), руб./мес.; Zф¡j, Zп¡j - средняя текущая цена продукции 1-го вида, соответственно, фактическая и по прогнозу, руб. Вводится ограничение: 0 ? кд. ? 1,0, которое означает, что с ростом доходов населения возрастет и потребление данной продукции, но не свыше норм, установленных институтом

питания, за счет переключения на более дорогие и качественные продукты [5]; кнп - коэффициент, учитывающий долю населения, не употребляющего данную продукцию по разным причинам, который предлагается определять по формуле:

fcjffl 1

(6)

где: Ч - численность населения, не

нп

употребляющего данную продукцию по разным причинам (определяется путем анкетирования), чел.

Коэффициент, учитывающий долю населения, склонного к потреблению импортной продукции (кимп), определяется по формуле: имп

к — 1 — -"■ИИ *

(7)

В настоящее время многие предприятия пищевой промышленности не разрабатывают прогнозы, а производят продукцию, ориентируясь на спрос и работая по заказам. На этом основании можно сделать вывод, что величины предложения и спроса будут примерно аналогичными. Однако в связи с динамичностью рынка пищевой продукции, постоянным появлением инноваций ситуация может резко измениться и предприятие не будет готово к принятию правильных решений. Поэтому прогноз основных показателей должен предусматривать разные варианты развития ситуации.

На величину предложения пищевой продукции оказывают влияние различные факторы (выявленные экспертным путем), прежде всего, величина производственной мощности предприятий. Исходя из этого, ее прогнозную величину предлагается определять по формуле:

1 : , (8) где: М¡ - величина производственной мощности по выпуску продукции ¡-го вида, кМ - интегральный (общий) показатель иМспользования производственной мощности.

При определении прогноза предложения продукции величина производственной мощности (М^) рассчитывается с учетом дополнительного ввода (Мвв) и выбытия (Мвыв) мощностей:

= (9)

При исследовании спроса использовались два метода: 1) анализ статической информации; 2) анкетирование путем опроса населения. Анкетный опрос проводился на примере мясной и молочной продукции по специально разработанной анкете, в которую вошли 18 вопросов. На основании полученной репре-

©

Ю i

*

2 е

8

сч £

Б

а

2 о

зентативной информации, кроме величин удельного потребления, удалось установить отношение к импортной и отечественной продукции; удельный вес граждан, не потребляющих данную продукцию; структурировать население в зависимости от размера среднедушевого дохода; выявить часть расходов на продовольственные нужды. Наряду с этим была установлена зависимость потребления мясной и молочной продукции от среднедушевого дохода. Результаты исследования позволили разграничить население на четыре группы в зависимости от среднемесячного дохода на одного человека, взамен принятого в статистике распределения граждан на 8 групп. Так, в

I группу вошли граждане с доходами на одного человека до 20000 тыс. руб.; во II группу - 20001-30000 руб., в III - 3000140000 руб., в IV группу - свыше 40000 руб. На долю каждой из четырех групп пришлось, соответственно, 15%, 28%, 39% и 18%, где превалирует сегмент с доходами 30001-40000 рублей. Используя разграничение населения по среднедушевому доходу, были выполнены расчеты удельного фактического потребления мясной и молочной продукции (табл.2).

Данные таблицы показывают, что фактическое потребление мясной продукцию соответствует норме только в группе с наиболее высокими доходами. При этом потребление в III группе соответствует норме по молочной продукции, однако сильно отстает по мясу и мясопродуктам. Озабоченность вызывает отставание фактического потребления в I и

II группах от норм пропорционально уровням доходов. На этом основании можно сделать вывод, что потребление этой продукции увеличивается по мере возрастания доходов, приближаясь к установленным нормам питания. Особенно это важно для мяса и мясной продукции, где наиболее высокие цены.

Анализ потребительского выбора между отечественной и зарубежной мясной продукцией показал, что 90% респондентов предпочитают российские продукты, 9% отдают им одинаковое предпочтение и только 1% опрошенных склонны приобретать только импортную мясную продукцию. Схожая ситуация складывается и относительно молокопродук-тов. Так, 92% респондентов предпочитают отечественную продукцию, 7% не регламентируют свой выбор и лишь 1% опрошенных приобретает только импортную молочную продукцию. Полученные данные позволяют определить коэффи-

Таблица 2

Фактическое потребление мясной и молочной продукции по группам населения в зависимости от среднедушевого дохода, кг в год

Группировка населения по уровню среднедушевых доходов, руб./мес. Фактическое среднедушевое потребление Нормы среднедушевого потребления

Мяео и мясопродукты Молочная продукция Мясо и мясопродукт ы Молочная продукция

[ группа - до 20000 41 212 85 400

11 группа-20001-30000 50 312

III группа - 30001 -'40000 56 400

IV группа - свыше ' 40000 85 384

циенты предпочтений населения, которые будут использоваться для расчета прогноза емкости рынка пищевой продукции.

Такая ситуация свидетельствует о низком уровне жизни большой части населения страны. Для сравнения, «в потребительской корзине товаров и услуг американца доля расходов на продукты питания составляет 17%», то есть в 3-4 раза ниже, чем в бюджете российского гражданина [9]. Чтобы уточнить, как размер доходов влияет на среднедушевое потребление мясной и молочной продукции были систематизированы ответы респондентов относительно их желания потреблять большее количество этих продуктов с ростом доходов. Так, население IV группы при росте доходов не увеличит потребление мясной и молочной продукции, а перейдет на более качественные и дорогостоящие продукты. III группа респондентов высказала желание увеличить потребление мяса и мясопродуктов, но оставить на прежнем уровне потребление молочных продуктов. Респонденты I и II групп, величина доходов которых не позволяет приобретать мясную и молочную продукцию в соответствии с нормами, хотели бы увеличить их потребление. За последние годы в России наблюдается тенденция роста объемов мяса и мясопродуктов, поставляемого на рынок отечественными товаропроизводителями (в среднем на 2% в год), однако количество молока и кисломолочной продукции снизилось соответственно на 1,2 и 1,0% [1]. При этом фактический спрос на молочную продукцию был удовлетворен в полном объеме.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что уровень потребления мясной и молочной продукции тесно зависит от уровня доходов населения и цен [2]. Однако у группы граждан, имеющих возможность приобретать данные виды продовольствия по установленным нор-

мам питания, отсутствует желание увеличить их потребление.

Располагая данными о доходах, которые позволяют приобретать мясную и молочную продукцию на уровне норм, а также о рыночных ценах на них, можно определить при каких условиях может быть достигнуто нормативное, потребление каждого вида мясной и молочной продукции. Принимая за основу прогнозные показатели среднедушевого дохода и средних рыночных цен, можно с использованием коэффициента доходности по каждой группе продуктов, более точно определить величину спроса на них. Использование информации, полученной путем анкетного опроса потребителей мясной и молочной продукции, позволило установить коэффициенты предпочтений населения при ее приобретении, уточнить фактическое среднедушевое потребление в зависимости от уровня доходов, определить индексы нормативного потребления указанных продуктов питания.

Применение предложенной методики оценки и прогнозирования конъюнктуры рынка пищевой продукции, а также результатов анализа, позволяет рассчитать величины ее спроса и предложения на перспективу. При этом важно учитывать, что на качество прогнозов конъюнктуры отдельных отраслей агропродо-вольственного комплекса страны сильное влияние оказывают:

-неустойчивость (сильные колебания) результатов производства из-за тесной зависимости отраслей АПК от погодных условий;

-неполнота знаний об объекте прогнозирования, его устойчивости, подверженности управленческим воздействиям;

-изменения, связанные с введением санкций со стороны ряда западных государств;

-условия входа на международные и

усиление зависимости страны от внешнеторговой конъюнктуры.

Учитывая данные обстоятельства, при разработке прогноза предлагается использовать сценарный метод, при котором рассчитываются несколько альтернативных величин спроса, предложения и конъюнктурных сочетаний. Каждому из возможных сценариев будет соответствовать определенный набор прогнозных значений экономических показателей [8, 12, 13, 14].

При прогнозировании конъюнктуры рынка пищевой продукции рекомендуется предусмотреть три возможных сценария развития отрасли [11]:

1) негативный (неблагоприятный), для которого характерна слабая поддержка государства отраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности и неэффективная политика относительно доходов населения;

2) статичный, предполагающий продолжение наметившихся за последние годы тенденций (фактическая поддержка государства, покупательная способность населения, доля импорта пищевой продукции и другие параметры останутся на уровне базового - 2018 г.);

3) благоприятный, предусматривающий устойчивое развитие отраслей пищевой промышленности и национального рынка за счет: перехода на полное самообеспечение, освоения инноваций, увеличения финансирования;всесторонней поддержки отраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности; углубленной переработки сырья; использования вторичных ресурсов перерабатывающей промышленности; освоение прогрессивных (в том числе, цифровых) технологий и оборудования нового поколения и реализации в полной мере социальной политики государства.

На основании результатов исследования можно сделать вывод, что благоприятной нельзя считать конъюнктуру рынка пищевой продукции при низком уровне использования производственных мощностей предприятий,поскольку позитивные результаты в этом случае могут быть достигнуты только за счет роста цен.

Реализации благоприятного прогноза развития рынка пищевой продукции будут способствовать следующие меры: -исследование и оценка конъюнктуры рынка;

-расширение ассортимента и улучшение качества пищевой продукции;

-снижение издержек во всех звеньях технологической цепочки;

-рост доходов граждан с учетом до-

ведения их покупательной способности до уровня не ниже нормативного потребления пищевой продукции;

-освоение перспективных сегментов рынка путем изучения потребностей населения;

-совершенствование упаковку продукции;

-улучшение сервисного обслуживания, транспортировки продукции, форм оплаты;

-оптимизация обеспечения сырьем и;

-становление прямых и обратных связей с контрагентами отраслевого рынка;

-организация эффективной рекламно-информационной деятельности;

-увеличение инвестиций в сельское хозяйство;

-расширение НИОКР в области разработки новых видов пищевой продукции;

-создание благоприятного инвестиционного климата и др.

Перед пищевой промышленностью России и ее отраслевыми рынками стоит важная и сложная социальная задача -наиболее полное удовлетворение населения страны в высококачественных продуктах питания, что требует мобилизации всех ресурсов отрасли [2]. При этом развитие пищевой промышленности и сельского хозяйства способствует созданию рабочих мест, росту поступлений в бюджеты всех уровней, экономическому росту экономики в целом. Необходимы современные методы и инструменты, а также действенные стратегии, позволяющие управлять ситуацией на рынке, повысить конкурентоспособность российских товаропроизводителей [3, 7]. Гармонизации спроса и предложения на рынке пищевой продукции и поддержанию благоприятной конъюнктуры будет способствовать создание региональных отраслевых служб конъюнктурных исследований, на которые могут быть возложены мониторинг и диагностика рыночной среды, непрерывное пополнение информационной базы, разработка на этой основе достоверных прогнозов и контроль за их реализацией на практике.

Литература

1. Итоги работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности России за декабрь - январь 2017 г. / /Пищевая промышленность, 2018, № 3, с. 6 - 7.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. : Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 //Рос. газ. -

19 мая 2009.

3. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (п. 1 ст. 7).

4. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрииляна. - М.: Институт новой экономики, 2005.

5. Александрова М.В. Исследование и прогнозирование конъюнктуры рынка комбикормовой продукции //Пищевая промышленность, 1999, № 12.

6. Васильева С.В., Секисов А.Г. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. - Чита: ЧитГУ, 2011.

7. Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебное пособие. - М.: Проспект, 2014.

8. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие. - М.: Изд-во Политехнического университета, 2009.

9. Левин Д., Эйнав Л. Эмпирические исследования отраслевых рынков: основные достижения /Пер. с англ. // Вопросы экономики, 2012, № 1, с. 21-41.

10. Проблемы учета, аудита и статистики в условиях рынка: Учетные записки. Выпуск 9 /Рост. гос. эконом. унив. «РИНХ». - Ростов-н/Д.: 2004.

11. Печеная Л.Т., Александрова М.В. и др. Конъюнктура рынка и конкурентоспособность товара. - М.: Издательский комплекс МГУПП, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков.- Учебник. - М.: Проспект, 2016.

13. Суходаева, Т.С., Новоселов А.С. Теория отраслевых рынков: учебное пособие.- Новосибирск: СибАГС, 2014.

14. Юсупова Г.Ф. Теория отраслевых рынков: практикум: учеб. пособие. - М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2012.

15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (http://Www.gks.ru/).

Ways to harmonize the market of food

products Liudmila T.B., Shailieva M.M.,

Savvateev E.V., Alexandrova M.A. Moscow State University of Food Production An important place in the management of the market system of food supply of the population of Russia is the balancing of supply and demand for agricultural products and food industry. However, despite the positive changes in the production and consumption of domestic food products, the existing methodological, organizational and practical deficiencies that do not allow for effective management of market processes. Russia has almost all types of resources, which is a prerequisite not only for the transition to full self-sufficiency, the most complete satisfaction of the population in basic foodstuffs, but also exports of agricultural and food products, as well as humanitarian assistance to countries in need.

О

Ю i

*

2 e

8

In this regard, it is necessary to know the current state of the food products market conditions, factors affecting the change in supply and demand. This underlines the importance of researching the state of each industry's markets, comprehensive analysis, assessment, forecasting and justification of strategies that promote the sustainable development of domestic producers, the most complete supply of high-quality and affordable food products to the population. In the process of studying the food market conditions, the following methods were used: monographic, questionnaires, focus groups, interviews, analysis and synthesis, graphical and others. The sources of information were official statistics for the period 2010-2018, information obtained in the course of a consumer survey (198 people, including 51% of men and 49% of women), and expert data. The results of the study, the proposed methods for analyzing and developing forecasts will help substantiate adequate strategies to improve the supply of food products to the population, and harmonize supply and demand.

Keywords: Market environment, food industry, demand, supply, prices, factors of influence, harmonization. References

1. The results of the work of enterprises of the

food and processing industry of Russia in December - January 2017 // Food industry, 2018, № 3, p. 6 - 7.

2. National Security Strategy of the Russian

Federation until 2020: Decree of the President of the Russian Federation dated May 12, 2009 No. 537 // Ros. gas. - May 19, 2009.

3. The RSFSR Law "On Competition and Restriction

of Monopolistic Activity on Commodity Markets" (clause 1 of Article 7).

4. Large Economic Dictionary / Ed. A.N. Azriilyana.

- Moscow: Institute of New Economics, 2005.

5. Aleksandrova M.V. Research and forecasting of

the market of feed products // Food Industry, 1999, № 12.

6. Vasilyeva S.V., Sekisov A.G. Economics of industry

markets: studies. allowance. - Chita: Chitu, 2011.

7. Vesnin V.R. Strategic management: a textbook.

- M .: Prospect, 2014.

8. Lebedev O.T. Economics of industry markets.

Tutorial. - M .: Publishing House of the Polytechnic University, 2009.

9. Levin D., Einav L. Empirical studies of industry

markets: major achievements / Per. from English // Questions of economy, 2012, № 1, p. 21-41.

10. Problems of accounting, auditing and statistics in the market: Accounting records. Issue 9 / Growth. state economy univ «RINH». - Rostov n / D .: 2004.

11. Baked L.T., Aleksandrova M.V. and others. Market conditions and competitiveness of the goods. - M .: Publishing complex MGUPP, 2003.

12. Roy L.V., Tretyak V.P. Analysis of industry markets. - Textbook. - M .: Prospectus, 2016.

13. Sukhodaeva, TS, Novoselov A.S. Theory of industry markets: a tutorial. - Novosibirsk: SibAHS, 2014.

14. Yusupova G.F. Theory of industry markets: practical work: studies. allowance. - M .: Izd. House of Higher wk Economy, 2012.

15. Official site of the Federal State Statistics Service

(http://www.gks.ru/).

см £

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.