Научная статья на тему 'Концептуальные основы эффективного функционирования инфраструктуры продовольственного рынка региона'

Концептуальные основы эффективного функционирования инфраструктуры продовольственного рынка региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ФАКТОРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION / AGRICULTURE / FOOD MARKET INFRASTRUCTURE / FOOD SECURITY / DEVELOPMENT / REGION / MARKET ECONOMY / FACTORS / FORMATION / EFFECTIVE FUNCTIONING / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дохолян Сергей Владимирович, Вартанова Марина Львовна

В данной статье мы перед собой поставили цель рассмотреть проблемы формирования и функционирования современной инфраструктуры продовольственного рынка, ее основных элементов и изучение основных направлений развития структуры продовольственного рынка в России. Без целостной, эффективно функционирующей инфраструктуры продовольственного обеспечения существование современной рыночной экономики невозможно. В связи с этим актуальность данной темы не вызывает сомнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дохолян Сергей Владимирович, Вартанова Марина Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual basics of effective functioning of infrastructure of the regional food market

In this article, we set ourselves as an object to examine the problems of formation and functioning of modern food market infrastructure, its main elements, and to study the main development directions of the food market structure in Russia. The existence of a modern market economy is impossible without a complete and effectively functioning food infrastructure. In this regard, the relevance of this topic raise no doubt.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы эффективного функционирования инфраструктуры продовольственного рынка региона»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 10 • май 2017 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

концептуальные основы эффективного функционирования инфраструктуры продовольственного рынка региона

Дохолян С.В.1, Вартанова М.Л. 2, 3

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, Махачкала, Россия

2 Российский государственный социальный университет, Москва, Россия

3 Московский психолого-социальный университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В данной статье мы перед собой поставили цель рассмотреть проблемы формирования и функционирования современной инфраструктуры продовольственного рынка, ее основных элементов и изучение основных направлений развития структуры продовольственного рынка в России. Без целостной, эффективно функционирующей инфраструктуры продовольственного обеспечения существование современной рыночной экономики невозможно. В связи с этим актуальность данной темы не вызывает сомнения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: агропромышленный комплекс, агропромышленное производство, сельское хозяйство, инфраструктура продовольственного рынка, продовольственное обеспечение, развитие, регион, рыночная экономика, сельское хозяйство, факторы, формирование, эффективное функционирование, эффективность

conceptual basics of effective functioning of infrastructure of the regional food market

Dokholyan S.V. 1, Vartanova M.L. 2 3

1 Federal State Budgetary Institution of Science «Institute of Social and Economic Research» of the. Dagestan Scientific Center, Makhachkala, Russia

2 Russian State Social University

3 Moscow Psychological and Social University

введение

Традиционно в России при обсуждении вопросов продовольственной безопасности на первое место ставятся вопросы производства, а не обеспечения физического и экономического доступа населения к продовольствию, что видно по ранжированию задач в области продовольственной безопасности.

Надежность продовольственной безопасности государства обуславливается целым рядом показателей, наиболее важными из которых

являются следующие: уровень сельскохозяйственного производства страны; степень самообеспеченности продовольствием; наличие переходящих запасов; уровень потребления критически важных продуктов и степень доступности продовольствия для наиболее бедной части населения и размер этой группы. По всем этим показателям положение России достаточно серьезно.

Инфраструктура продовольственного рынка исторически и логически является неотъемлемой составляющей рыночного хозяйства и свойственна всем его моделям, а также и переходной экономике, где осуществляется ее становление и формирование. Инфраструктура как органическая подсистема экономики и современные формы ее организации сложились в результате исторического развития торгового производства и соответствующей эволюции сельского хозяйства. Для исследования инфраструктуры продовольственного рынка целесообразно рассмотреть ее природу и специфику организации в зависимости от сферы функционирования.

Аграрная политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена «на оказание помощи отечественному сельхозтоваропроизводителю с использованием стратегии аграрного протекционизма» [2] (УаНапвуа Ы.Ь., 2016).

Формирование и эффективное функционирование современной инфраструктуры продовольственного рынка региона характеризуется определенными количественными и качественными соотношениями. Регулирование и постоянное совершенствование этих пропорций имеет большое значение с точки зрения решения практических

ABSTRACT:_

In this article, we set ourselves as an object to examine the problems of formation and functioning of modern food market infrastructure, its main elements, and to study the main development directions of the food market structure in Russia. The existence of a modern market economy is impossible without a complete and effectively functioning food infrastructure. In this regard, the relevance of this topic raise no doubt.

KEYWORDS: agro-industrial complex, agro-industrial production, agriculture, food market infrastructure, food security, development, region, market economy, agriculture, factors, formation, effective functioning, efficiency.

Received: 25.04.2017 / published: 16.05.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Vartanova M.L. (11marina110mai[.ru)

CITATION:_

Dokholyan S.V., Vartanova M.L. (2017) Kontseptualnye osnovy effektivnogo funktsionirovaniya infrastruktury prodovolstvennogo rynka regiona [Conceptual basics of effective functioning of infrastructure of the regional food market ]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (10). - 1523-1546. doi: 10.18334/rp.18.10.37942

задач. Анализ и полный учет структурных сдвигов в продовольственном обеспечении, изучение тенденций и направлений их дальнейшего развития являются необходимыми предпосылками рационального использования агпромышленного потенциала региона.

Экономическое содержание инфраструктуры продовольственного рынка на региональном уровне

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка рассматривается «как важнейшее условие политической стабильности, как показатель национальной независимости и поэтому соответствующим образом регулируется» [2] (УаНапвуа Ы.Ь., 2016). Инфраструктуру обслуживания продовольственного рынка на региональном уровне можно рассматривать по различным направлениям: видам и формам собственности (секторам экономики), территориальным образованием, профессионально-квалификационным, половозрастным и другим признакам.

Эффективное функционирование продовольственного рынка связано с совокупностью признаков, которые могут оказывать непосредственное и/или опосредованное влияние на деятельность его субъектов. Важной частью рынка, без которого он не будет высокоорганизованным, является инфраструктура продовольственного рынка.

Основное назначение инфраструктуры состоит в исполнении роли посредника по оказанию услуг информационного, торгового, маркетингового характера, логистического, а также помощи по транспортировке, хранению, упаковке продукций. Такие же функции призвана выполнять и инфраструктура продовольственного рынка, которая, став участником воспроизводственного процесса, должна поддерживать непрерывность функционирования цепочки от производителя до конечного потребителя.

Нужно отметить, что вся продовольственная система держится на инфраструктуре продовольственного рынка, так как каждая часть системы, в зависимости от ситуации, может выполнять функции инфраструктуры.

Или же, говоря иначе, «инфраструктура - это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство, включая, например, строительство дорог, каналов,

ОБ АВТОРАХ:_

Дохолян Сергей Владимирович, доктор экономических наук, профессор; директор Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук Вартанова Марина Львовна, кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры экономики и финансового права Российского государственного социального университета; начальник отдела аспирантуры Московского психолого-социального университета; профессор РАЕ (11marina110mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Концептуальные основы эффективного функционирования инфраструктуры продовольственного рынка региона // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 10. -С. 1523-1546. Сог 10.18334/гр.18.10.37942

портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение и т.д.» [21] (Mamedbekova И.О., 2007).

В российской экономической науке инфраструктура рассматривалась как «совокупность видов деятельности, обслуживающих как производство, так и непроизводственную сферу с целью создания условий для нормальной деятельности отраслей и развития производительных сил страны» [27]. Общим для двух этих определений является то, что инфраструктура создает условия для деятельности безотносительно того, в какой экономической системе функционируют субъекты экономики.

Переход к рыночной экономике в стране потребовал создания комплекса институтов, которые обеспечивали бы эффективное взаимодействие участников рынка. Применительно к российским условиям, также как и для других стран с рыночной экономикой, таким институтом является инфраструктура продовольственного рынка. В общем виде, в самом простом изложении, хотя и существует большое количество определений, под данной категорией понимается система, которая обеспечивает функционирование звеньев рыночного хозяйства и всех его составных элементов. В рыночной экономике инфраструктура выделяется в качестве относительно самостоятельной подсистемы.

Инфраструктура продовольственного рынка как в масштабе страны, так и в отдельных ее регионах и республиках характеризуется определенными количественными и качественными пропорциями. Регулирование и постоянное совершенствование этих пропорций имеет большое значение с точки зрения решения практических задач, поскольку своевременный и полный учет структурных сдвигов в занятости, изучение тенденций и направлений их дальнейшего изменения являются обязательными предпосылками рационального формирования, распределения и использования трудовых ресурсов.

Рассмотрение места инфраструктуры продовольственного рынка в системе регионального воспроизводства позволяет сделать вывод о том, что в условиях переходного периода происходит интенсивный процесс формирования новых элементов инфраструктуры, инфраструктура становится крупной самостоятельной сферой агропромышленного комплекса.

В период перехода к развитым рыночным отношениям происходит изменение состава функций инфраструктуры продовольственного рынка и ее роли в создании необходимых условий осуществления процессов производства, распределения, обмена и потребления в регионе. Основными функциями инфраструктуры продовольственного рынка в процессе регионального воспроизводства становятся создание экономической среды для формирования и развития системы региональных рынков, создание необходимых экономических условий развития хозяйствующих субъектов, обеспечение материальных, финансовых и информационных связей между субъектами региональной экономики как на внутрирегиональном, так и на межрегиональном уровне.

Одна из главных функций государства на продовольственном рынке состоит в установлении и законодательном оформлении правил регулирования интересов работодателей и наемных работников в сфере занятости и реализации трудовых отношений. На базе этих правил складываются экономические, социальные и правовые основы механизма регулирования функционирования продовольственного рынка в целом.

Реальное соотношение звеньев инфраструктуры продовольственного рынка зависит от исторических, экономических и социальных условий развития конкретного региона.

Следует отметить, что инфраструктура продовольственного рынка выполняет важные функции обеспечения непрерывности регионального воспроизводственного процесса и создания необходимых условий для осуществления процессов производства, распределения, обмена и потребления в регионе: обеспечение предприятий сырьем, материалами, оборудованием и другими необходимыми товарами и услугами; организацию сбыта произведенной продукции по различным каналам сферы обращения; обеспечение хозяйствующих субъектов необходимым комплексом услуг финансового, информационного и экономико-правового характера.

Рассмотрение роли данной инфраструктуры в региональном разрезе позволяет перейти к исследованию проблем формирования системы инфраструктуры продовольственного обеспечения и ее экономического потенциала. Причиной появления и выделения инфраструктуры продовольственного рынка как самостоятельной сферы экономики стало общественное разделение труда. Пользуясь методологией исследования генезиса экономических систем, в развитии инфраструктуры продовольственного рынка можно выделить следующие этапы:

1) формирование предпосылок возникновения продовольственного рынка на основе частного и единичного разделения труда;

2) зарождение и становление инфраструктуры продовольственного рынка по мере усиления взаимосвязей между различными субъектами рыночного хозяйства и возникновение недостающих элементов в этой системе;

3) развитие инфраструктуры продовольственного рынка как неотъемлемой составляющей современной рыночной экономики.

Этот подход к анализу имеет особое значение в российских условиях, поскольку «переходное состояние экономики объективно и субъективно обеспечивает больше возможностей проникновения в природу инфраструктуры продовольственного рынка и использование ее потенциала» [21] (Mamedbekova M.O., 2007).

Организация регионального продовольственного рынка должна предусматривать его «органическую взаимосвязь с продовольственными рынками других регионов и интеграцию в мировой продовольственный рынок» [13] (Dokholyan S.V., Vartanova M.L., 2016). «Бесперебойное продовольственное обеспечение населения страны является важнейшей ее обязанностью» [13] (Dokholyan S.V., Vartanova M.L., 2016). В нашей стране данная проблема наиболее актуальна в силу того, что «в агро-

промышленном комплексе произошло резкое снижение его продуктивности в процессе трансформационных процессов» [13] (Dokholyan S.V., Vartanova M.L., 2016).

Существует система факторов, которая необходима для формирования инфраструктуры. Прежде всего, следует выделить такое обстоятельство, как административно-территориального устройства региона. Развитие инфраструктуры происходит на тех территориях, где наблюдается концентрация человеческих, финансовых, административных, производственных, бюджетных, информационных и других видов ресурсов.

Процесс формирования инфраструктуры продовольственного рынка связывается с пространственным рассредоточением факторов рынка. Экономически малоэффективными остаются те регионы, где имеет место слабое аккумулирование финансово-экономических ресурсов для развития инфраструктуры, тем более ее объекты остаются невзаимозаменяемыми.

Разработка и обоснование положений по развитию и формированию инфраструктуры региональных продовольственных рынков «должны базироваться на совокупности принципов, отражающих разносторонние аспекты рациональной организации этих рынков и управления процессами их функционирования» [13] (Dokholyan S.V., Vartanova M.L., 2016).

Основными составляющими продовольственного рынка являются производственная, рыночная и институциональная инфраструктуры.

В состав производственной инфраструктуры входят:

• отрасли, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, запасными частями, материалами, удобрениями, топливом и т. п.;

• предприятия, которые являются сервисными и оказывают услуги по производству и ремонту тары, занимаются логистическим и транспортным обслуживанием, лизинговые и ремонтно-технические фирмы и т.п.

В состав рыночной инфраструктуры входят:

• предприятия, которые занимаются хранением продукции. Это склады, элеваторы, хладокомбинаты и т.п.;

• предприятия и фирмы, занимающиеся организацией торговли. В их состав входят предприятия оптовой торговли, универсальные и специализированные магазины, оптовые ярмарки, торговые точки, палатки, торговые дома, ларьки, товарные биржи, аукционы и выставки-продажи товаров. Они выполняют тор-гово-распределительные функции;

• организации и учреждения, занимающиеся кредитно-расчетными операциями. К ним относятся банки и другие кредитно-сберегательные структуры, страховые компании;

• фирмы и компании, занимающиеся рекламно-информационной деятельностью. В их состав входят рекламные фирмы, региональные информационные центры, аудиторские и маркетинговые исследовательские группы.

В России развитие каждого аспекта инфраструктуры продовольственного рынка происходит различными темпами, что обусловлено «уровнем его состояния на момент начала рыночных преобразований» [21] (Mamedbekova И.О., 2007). Наиболее острой является проблема «формирования институциональной инфраструктуры, поскольку с переходом от командно-административного типа хозяйствования к рыночному кардинально меняются отношения собственности и соответственно структура органов, регулирующих макроэкономические пропорции в национальном хозяйстве, их функции и механизмы воздействия на экономику» [21] (Mamedbekova И.О., 2007).

Для российской экономики проблема институциональных преобразования имеет особое значение, поскольку «приватизация, либерализация и финансовая стабилизация в неподходящей институциональной среде чаше всего трудно достижимы, что ведет к ослаблению эффективности рыночного механизма и вызывает множество отрицательных последствий» [21] (Mamedbekova И.О., 2007). Однако как теория, так и практика развития инфраструктуры продовольственного рынка «в институциональной сфере в переходной экономике развиты слабо» [21] (Mamedbekova M.O., 2007).

Согласно Концепции комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков РФ (1996) в состав инфраструктуры продовольственного рынка входят следующие ее подсистемы:

• подсистема информационного обеспечения;

• подсистема торгово-посреднической деятельности;

• подсистема транспортного обслуживания;

• подсистема складского хозяйства;

• подсистема тароупаковочной индустрии;

• подсистема нормативно-правовой регламентации участников рынка;

• подсистема кредитно-финансового и организационного обеспечения.

Инфраструктура продовольственного рынка

1 1 1' 1

Подсистема Подсистема Подсистема Подсистема

организационного нормативно- торговых информационного

обеспечения правового посредников обеспечения

обеспечения

Подсистема Подсистема Розничная торговля Подсистема

тароупаковочнои ■4 хранения ч- транспортного

индустрии обеспечения

Финансово-кредитная система

Рисунок. Общая схема и структура инфраструктуры продовольственного рынка Источник: составлено авторами.

Инфраструктуру продовольственного рынка условно можно разделить на три ее составляющих, которые дополняют друг друга. В состав первой группы входят организации, фирмы, компании, которые прямо не участвуют в процессе производства, но создают условия, которые необходимы для производства и реализации продовольственных товаров. Они тем самым снижают трансакционные издержки и обеспечивают максимальную доходность.

Вторая группа составляющих занимается созданием системы, которая способствует реализации экономического потенциала продовольственного рынка, а также возможностей, которыми располагают регионы, территории и государство в целом.

В-третьих, она определяется большим числом участников, необходимостью перемещения значительных объемов продукции на значительные дистанции, необходимостью хранения запасов продукции и продовольствия, возможностями комплексного и синхронизированного развития ее отдельных элементов. На рисунке предлагается общая схема инфраструктуры продовольственного рынка.

современное состояние инфраструктуры продовольственного рынка в субъектах северо-кавказского федерального округа

В нашей стране, в том числе и в Северо-Кавказском федеральном округе (далее -СКФО), по мере развития и углубления экономики на рынке труда будет возрастать роль двух основных факторов таких, как качество обслуживания всех этапов и звеньев производства продукции и эффективное использование такой составляющей инфраструктуры, как транспортные средства. Так, научно-практический анализ объектов инфраструктуры продовольственного рынка Дагестана показал существенное отставание развития его элементов от тех требований, которые сейчас предъявляет экономика. Так, процесс выработки эффективных решений в этой области «создает импульс к организации новых рабочих мест и привлечению высококвалифицированных специалистов к решению этой жизненно важной проблемы» [21] (Mamedbekova Ы.О., 2007).

В настоявшее время процесс увеличения инфраструктуры в нематериальном производстве не находит отражения в производственной инфраструктуре. Это дело будущего развития республики.

В условиях разбалансированности народного хозяйства, торгового дефицита, отсутствия конкуренции между монопольными товаропроизводителями и общего кризиса экономики на второй план отодвигаются такие важные факторы повышения эффективности функционирования региональной инфраструктуры продовольственного рынка, как рост качества рабочей силы и прочее.

Помимо общих проблем развития каждого элемента инфраструктуры продовольственного обеспечения в переходный период существуют также и частные проблемы развития инфраструктуры продовольственного рынка на региональном уровне. Это связано с тем, что экономическое пространство большинства регионов России недостаточно для развития некоторых институтов рыночной инфраструктуры.

Большинство рыночных институтов (например, биржевые торговые площадки или современные коммуникационные системы) обладают значительной емкостью, и чем больше экономических субъектов обслуживаются или могут обслуживаться данным институтом, тем более развит он будет. Поэтому мы рассматриваем проблему интеграции инфраструктуры продовольственного рынка регионов с рыночной инфраструктурой страны как одну из наиболее актуальных в этой области.

Сильное воздействие на процессы на продовольственном рынке оказывают государственные регулятивные органы (в том числе посредством контроля за соблюдением трудового законодательства), а также профессиональные союзы наемных работников, различные объединения работодателей и союзы предпринимателей. При этом можно отметить, что некоторые институты, выступающие на продовольственном рынке, играют активную роль и в инфраструктуре других рынков. Например, пенсионные и страховые фонды на рынке капиталов выступают в качестве институциональных инвесторов. Или интересы предпринимательских союзов могут охватывать как вопросы продовольственной безопасности, так и вопросы эффективного функционирования инфраструктуры продовольственного рынка и рынка капиталов региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно поэтому в последние годы первостепенное значение среди причин, замедляющих процесс формирования инфраструктуры в регионах, занимают, на наш взгляд, следующие:

Снижение объемов производства. Наиболее угрожающими факторами массового высвобождения людей из производства стали развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения, а, следовательно, и сокращение рабочих мест и работающих.

Свертывание производства на малоэффективных, убыточных предприятиях, ликвидация их. Наиболее важной экономической проблемой переходного периода для России можно считать то, как избавиться от значительной части ее промышленного потенциала, который (как оказалось) вообще не нужен стране, либо нежизнеспособен в рыночных, конкурентных условиях. При нынешнем уровне эффективности обреченными сегодня являются до 70-80% предприятий, что, конечно, просто невозможно. Но полная переориентация деятельности этих предприятий в короткие сроки представляется нереалистичной, так как приведет к высвобождению от 30 до 40% занятой на них рабочей силы, причем не отвечающей новым требованиям. Кроме того, это косвенно «будет способствовать высвобождению занятых и либерализация цен, постоянные изменения в налоговой политике» [21] (Mamedbekova Ы.О., 2007).

Либерализация цен в условиях монополизма сокрушительно ударила по покупательской способности и предприятий, и населения. Платежеспособный спрос в стране на виды продукции резко сократился. А существующий дефицит наличных денежных средств приводит к цепи неплатежей и реально угрожает массовыми банкротствами и закрытием предприятий.

Структурная перестройка экономики. Реализация того или иного варианта структурой политики сводится, в конечном счете, к переносу центра тяжести с поддержки отраслей, утративших сравнительное преимущество, на отрасли перспективные, обеспечивающие возможность решения поставленных социально экономических задач. Необходимость структурной перестройки нашего народнохозяйственного комплекса связана как с геополитической стратегией государства, приведшей к чрезмерному росту военно-промышленного комплекса, так и с серьезными просчетами в размещении производственных сил. «Намеченные структурные сдвиги неизбежно повлекут за собой существенной высвобождение работников их отраслей, которые перешли в разряд неприоритетных» [21] (Mamedbekova M.O., 2007).

Однако процесс высвобождения наблюдается и на предприятиях тех отраслей, которые выделены как приоритетные (производство товаров народного потребления, жилищное и дорожное строительство, топливно-энергетический комплекс и т.д.), что обусловлено тем, что основные инструменты структурных преобразований - налоговая и инвестиционная политика - практически не задействованы. Напротив (не вдаваясь в подробности этой большой самостоятельной проблемы), отметим наличие дефицита инвестиционных ресурсов и жесткий налоговый прессинг.

Анализ деятельности инфраструктуры продовольственного рынка как целостной системы

В современной экономической теории анализ инфраструктуры продовольственного рынка - весьма актуальная проблема. Методологические основы ее исследования вытекают из системного подхода и структурного анализа. Особый интерес к вопросам инфраструктурной организации экономических систем вызвал к жизни множество направлений исследования, в основе разнообразия которых лежит неоднозначная трактовка понятия инфраструктуры продовольственного рынка как ключевого в определении исследуемого явления, а также различные аспекты анализа рыночной экономики и ее подсистем.

Анализ деятельности продовольственного рынка на примере субъектов СевероКавказского федерального округа показывает, что на сегодняшний день инфраструктура находится в неорганизованной и слабо регулируемой форме. В субъектах отсутствует целостная и отлаженная система информационного обеспечения всех участников продовольственного рынка, каналы оптовой торговли отстают от современных требований, логистические системы управления товарными потоками не стали основными частями инфраструктуры, используемые стандарты не соответствуют международным нормам.

В связи с дальнейшим углублением кризиса в экономике, резким сокращением капитальных вложений «новое строительство практически прекратилось, а с приватизацией предприятий оптовой и розничной торговли и изменением профиля работы вообще наметилась тенденция к сокращению складских помещений и торго-

вых площадей, как в городских, так и сельских районах региона» [13] (Dokholyan S.V., Vartanova M.L., 2016).

Неразвитость и низкий уровень функционирования инфраструктуры увеличивает издержки обращения, нарушает непрерывность воспроизводственного процесса в агропродовольственной сфере, усиливает противоречия между хозяйствующими субъектами рынка, снижает конкурентоспособность товаров, приводит к повышению цен на сырье и продовольствие.

В регионах СКФО нет такой организационной структуры, которая располагала бы полной и достоверной информацией о состоянии продовольственных рынков, проводила бы систематическое наблюдение за изменениями элементов рынка и звеньев инфраструктуры.

Функционирование инфраструктуры продовольственного рынка в СКФО в современных условиях характеризуют следующие особенности:

• отсутствие квалифицированных кадров, которые были бы специалистами по формированию и организации инфраструктуры продовольственного рынка. Во многих регионах вопросами рыночной инфраструктуры занимаются люди, которые не имеют соответствующего образования, что не позволяет решить текущие проблемы и развивать инфраструктуру рынка;

• в субъектах округа отсутствуют целевые программы развития инфраструктуры;

• наблюдается слабое взаимодействия участников продовольственного рынка, «виной» чему является отсутствие своевременной информации о рыночной конъюнктуре и прогнозах развития рынка;

• отмечается, что узкий круг экономических субъектов оказывает монопольное давление на производителей и потребителей, что является «результатом» приватизации;

• в округе слабо занимаются вопросами импортозамещения, неудовлетворительно работает сбытовая инфраструктура, на низком уровне маркетинговое обеспечение, что в совокупности приводит к сокращению производства местных продовольственных товаров.

Анализ функционирования инфраструктуры продовольственного рынка в СКФО как целостной системы показал, что составляющие ее участники не взаимодействуют между собой, и каждый из них старается работать обособленно. Так можно характеризовать, например, оптовые продовольственные рынки (ОПР).

Оптовый рынок является важнейшим звеном инфраструктуры продовольственного рынка, и представляет собой систему предприятий, фирм, компаний, занимающихся предпринимательской деятельностью, который функционирует на основе рыночных принципов, основным механизмом деятельности которого является совершение операций по оптовой купле-продаже продукции продовольственного назначения для удовлетворения потребительского спроса [20] (Lukyanov A.N., 2012).

Основная цель создания ОПР - формирование эффективного рыночного механизма, стимулирующего процессы производства и переработки продукции на основе

взаимной заинтересованности производителя, оптового торговца и потребителя. Данный механизм будет работать на основе регулирования реализации сельскохозяйственного сырья и готового продовольствия, установления торгово-экономических связей, удовлетворения потребительского спроса, настоящего, текущего и потенциального. Оптовые продовольственные рынки созданы для решения следующих задач:

• обеспечение круглогодичного снабжения населения качественными продуктами питания при сокращении их потерь;

• предоставление производителям сельскохозяйственной продукции возможности для входа на конкурентный (немонополизированный) рынок и обеспечение единого обустроенного места для осуществления сделок по купле-продаже;

• повышение эффективности снабжения и распределения продовольствия в городах и районах региона;

• организация встречной продажи товаров производственно-технического назначения;

• формирование рыночной цены на конкретные потребительские товары;

• обеспечение товаропроизводителей и торговых структур объективной информацией о спросе и предложении потребительских товаров;

• упрощение и ускорение процесса движения товаров к конечному потребителю, взаиморасчетов и платежей.

В системе оптовых продовольственных рынков выделяют: специализированные и универсальные рынки (отличия в ассортименте предлагаемой продукции); ОПР могут специализироваться на однородной товарной группе или одной продукции. Вместе с тем не исключается вероятность формирования универсальных рынков. ОПР в комплексе с товарно-сырьевыми и специализированными продовольственными биржами, ярмарками, центрами, торговыми домами, аукционами и выставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия составляют систему аграрных рынков.

Понятно, что оптовые продовольственные рынки должны быть рентабельными, так как они оказывают услуги, а оказывать услуги в ущерб себе, естественно, не будут. Хотя на предприятии наблюдается снижение уровня рентабельности, но, тем не менее, она находится в пределах норм (10- 15%), характерных или рекомендуемых для такого рода субъектов.

Анализ функционирования оптовых рынков не только в Кабардино-Балкарии, но и в других регионах показывает, что они свои функции не выполняют в достаточной степени, хотя сами являются самодостаточными. Причины носят как организационный, так и экономический характер. Это касается самих оптовых продовольственных рынков, а в целом по СКФО ощущается их нехватка, особенно в республиках Дагестан, Ингушетия и Чечня.

Решение вопроса кроется, на наш взгляд, в разработке единой политики развития оптовых рынков на основе централизованной методологической базы, которая позволит создать единое информационное пространство оптовых рынков с выходом на ИЦ СКФО, с тем чтобы создать единую систему ОПР СКФО.

Важным аспектом эффективного удовлетворения и бесперебойного снабжения населения продуктами питания является правильная организация хранения продукции. Хранение продукции, как особый производственный процесс, постепенно превращается в самостоятельную сферу деятельности. Его развитие имеет большое значение для решения продовольственной проблемы, а бесперебойные поставки продуктов питания и промышленного сырья возможны лишь тогда, когда имеются достаточные запасы. В настоящее время велики потери продукции при продвижении ее от производителя к потребителю. Так, ежегодные потери зерна составляют 15-20% урожая, потери картофеля, овощей и плодов - 30-40 %.

По статистическим данным, за последние 5 лет количество складских помещений в розничных предприятиях и торговых сетях увеличилось на 12 ед., складская площадь уменьшилась на 5,7 м2, при этом уменьшился складской объем на 57,8 тыс. м. Количество холодильного оборудования увеличилось на 937 ед., соответственно, а объемы единовременного хранения увеличилися почти в 2 раза, количество автомобильного транспорта увеличилось на 290 ед.

В настоящее время рынок складских и логистических комплексов в СКФО пока полностью не сформирован, хотя имеет огромный потенциал. При этом в округе катастрофически не хватает холодильных мощностей, имеющиеся же являются маломощными и предназначены для монопродуктового обслуживания. Дефицит площадей оценивается в округе от 200 тыс. м2 до 600 тыс. м2. Высокую нехватку ощущают такие регионы, как: Республика Дагестан, Чеченская Республика, Ставропольский край, да и в других субъектах региона положение не лучше, хотя у них имеются объекты типа хладокомбинатов, построенные еще в дореформенное время.

Отчасти проблему «холодного» хранения сегодня решают оставшиеся с советских времен овощехранилища, которые адаптируются под склады- холодильники с режимом + 1...-7°С и +1°С, -1°С. Помещение оснащается современным оборудованием, и начинает работать как холодильник. Так поступают некоторые розничные сети, которые, не имея возможности строить холодильный склад «с нуля», выходят из положения подобным образом. В холодильники переоборудуются и промышленные здания, которые не эксплуатируются по своему основному назначению.

Потребности в качественных складах, отвечающих специфическим требованиям, испытывают компании-производители, импортеры, дистрибьюторы, розничные сети, логистические, транспортные компании и государственные структуры. Имеющиеся холодильные мощности СКФО не соответствуют растущим потребностям. Причем рынку не хватает помещений всех существующих форматов хранения: холодильных складов с рабочей температурой +1-7°С (гастрономия), +1...-1°С (плодоовощная продукция); морозильных камер с режимами хранения -12-18°С (продукты глубокой заморозки - мясо, полуфабрикаты, рыба, морепродукты и т.д. ); -36...-40°С (камеры для закалки продуктов).

По данным различных источников, в округе насчитывается около 10 холодных складов общей площадью порядка 68 тыс. м2, среди них нет ни одного, который, по своим параметрам, подходил бы современным требованиям. Существующие мощности не в состоянии обеспечить потребности пищеперерабатывающей промышленности, что является одним из факторов низкого уровня развития отрасли.

Таким образом, современное состояние рынка складов в округе, в том числе и в сегменте холодильно-морозильных складов, характеризуется повышенным спросом при отсутствии адекватного предложения. Строительство холодильников не пользуется должным успехом в связи с высокой стоимостью подобных проектов. Но в перспективе насыщение рынка стандартными мощностями будет оптимизировано.

Эффективное функционирование экономики СКФО, да и других округов, во многом связано с логистическим обеспечением деятельности товарных рынков. В настоящее время уровень развития товарных рынков не отвечает требованиям свободного движения товаров. Товарообменные операции стали одним из узких звеньев процесса воспроизводства. Существующие между хозяйствующими партнерами взаимосвязи характеризуются многозвенностью их организации (табл.).

Одним из основных недостатков являющихся препятствием по развитию и формированию продовольственного рынка СКФО является отсутствие логистико-рас-пределительных центров. Создание подобных центров способствовало бы ускорению движения потока продовольственной продукции из мест производства или сосредоточения до мест потребления.

Логистико-распределительные центры, по мнению ряда исследователей, должны выполнять следующие функции [4] (Vasileva E.V., Pereverzin Yu.N., 2010):

• концентрация и хранение запасов, обеспечивающих осуществление непрерывного производства или снабжения при ограничениях, связанных с источниками ресурсов и колебаниями потребительского спроса;

• консолидация грузов - подразумевает объединение грузов в более крупную смешанную партию отправки потребителям, территориально расположенным в одном районе сбыта;

Таблица

состояние складских помещений в субъектах скФо

наименование объекта 2002 2013 отклонение, (+, -), %

Складские помещения (склады) ед. 1504 2011 507

Складская площадь, тыс. м 797,6 1525,8 728,2

Складской объем, тыс. м 4361,4 7182,6 2821,2

Холодильники, ед. 1 449 2 386 937

Объем единовременного хранения холодильников, т 9 301 17 159 7858

Грузовой автомобильный транспорт, ед. 1 199 1 489 290

Источник: рассчитано авторами.

• разукрупнение грузов - сортировка груза на более мелкие партии, предназначенные нескольким заказчикам;

• управление ассортиментным составом - это накопление информации по ассортименту продукции в ожидании заказов потребителей с последующей их сортировкой в соответствии с заказами;

• комплектация партии груза - подразумевает пересортировку грузов, полученных от поставщиков и их консолидацию в партии отправки потребителям;

• предоставление услуг, в том числе организационно-коммерческих по подготовке и доставке грузов, транспортно-экспедиционных с осуществлением разгрузки, предоставление взаймы хранимых товаров, реализация излишних материальных ценностей, сдача в аренду складских площадей и др.;

Одной из основных проблем управления развитием инфраструктуры продовольственного рынка является «отсутствие универсальных методик оценки степени развития и эффективности функционирования рыночной инфраструктуры» [21] (Mamedbekova Ы.О., 2007).

Методики оценки развития элементов инфраструктуры или всего инфраструктурного комплекса, описанные в экономической литературе, на наш взгляд, можно отнести к трем основным типам:

Интегральные методы оценки развития инфраструктуры, основанные на сопоставление региональных показателей с эталонными показателями.

Методы ресурсной оценки, связанные с анализом затрат живого и овеществленного труда предприятий инфраструктуры.

Методы функционирования отдельных элементов инфраструктуры, базирующиеся на статистико-математических методах.

Сущность данной методики состоит в сопоставлении каждого из нормативных показателей, характеризующих инфраструктуру исследуемого региона, с аналогичным эталонным показателем, имеющим максимальное значение по всем регионам страны (допускается также сравнение с наиболее развитым регионом страны или средним значением по стране).

Исследование макроэкономических, демографических и социальных показателей территорий с критической ситуацией в инфраструктуре на продовольственном рынке свидетельствует, что объективно существуют тенденции, способствующие ее развитию или, наоборот, препятствующие ее возникновению.

Вместе с тем в каждом регионе инфраструктура продовольственного рынка формируется под влиянием проводимой в нем политики, сложившихся социальных, культурных, трудовых традиций. При ухудшении ситуации в экономике и сельском хозяйстве региона можно обнаружить симптомы, свидетельствующие об угрозе перерастания положения инфраструктуры продовольственного рынка в критическое.

Необходимость использования экстенсивных методов развития обусловлена рядом причин социально-экономического и политического характера: сложившейся

в регионе высокой относительной и абсолютной численностью занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве и возрастанием народнохозяйственного значения их вовлечения в общественное производство; активизацией социальной направленности развития регионов, предполагающей создание дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере, в отраслях которой еще сохраняется значительное отставание от средне союзного уровня по многим показателям.

Однако решающим направлением сбалансированного социально-экономического развития субъектов СКФО является, на наш взгляд, повышение эффективности использования имеющегося производственного потенциала на основе рационального перераспределения структуры.

основные направления эффективного функционирования инфраструктуры продовольственного рынка

Возникновение критической ситуации на рынке труда в регионах приводит чаше всего к сокращению реальных доходов населения и снижению уровня жизни, приватизации форм занятости, разрушению социальной структуры общества.

Государственное вмешательство на предкризисной стадии дает возможность не только решить конкретные проблемы рынка труда, но и подержать ориентацию граждан на занятость, социальное признание и вознаграждение в налогооблагаемом секторе экономики. Поэтому несомненный интерес представляет выработка концепции действий органов государственной власти в регионах с критическим состоянием на продовольственном рынке. Причины, приводящие к напряженному положению на региональном продовольственном рынке, могут носить естественный (циклический, обусловленный чередованием этапов развития экономической системы) и структурный характер.

В настоящее время в России критическое состояние региональных продовольственных рынков труда может быть объяснено действием, в первую очередь, структурных причин, связанных с трансформацией экономической системы страны и спадом производства в налогооблагаемом секторе экономики, что ведет к сокращению спроса на рабочую силу.

Современный этап развития экономики характеризуется интенсификацией рыночной системы, деятельность которой все в большей степени зависит от состояния инфраструктуры. Известно, что создание инфраструктуры, которая эффективно обслуживает рынок, становится одним из важнейших направлений развития и повышения социально- экономической эффективности отраслей экономики государства, фактором ускорения развития материально-технической базы. Она должна стать объективной необходимостью и закономерностью и соответствовать уровню развития производительных сил общества.

Основными направлениями развития инфраструктуры продовольственного рынка должны стать:

• создание районных, городских оптово-розничных и оптовых продовольственных рынков, представляющих трехуровневую систему рынков, формирование межрегиональных товаропроводящих систем, создание распределительных центров;

• проведение сертификации товарных складов, формирование специализированных торгово-складских сетей, организация логистических центров и транс-портно-экспедиционных компаний;

• организация конкурентной информационно-консультационной системы, в состав которой входили бы государственные, частные и кооперативные фирмы и компании, рабочие группы с различными источниками финансирования.

Все элементы инфраструктуры должны быть в наличии и функционировать, отсутствие какого-либо звена или отдельных частей может значительно затруднить функционирование как отдельных ее участников, так и всего продовольственного рынка в целом.

Наиболее важными функциями инфраструктурного обслуживания продовольственного рынка в СКФО являются:

• установление взаимосвязи и обеспечение взаимодействия между участниками продовольственного рынка;

• выполнение функции распределительного механизма, организация планомерного перемещения продукции из сферы производства в сферу потребления;

• обеспечение хранения товарных запасов;

• обеспечение нормальной доходности производителей и субъектов инфраструктуры продовольственного рынка;

• гарантированный сбыт произведенной сельскохозяйственной продукции и снабжение необходимыми сырьевыми ресурсами предприятий переработки;

• развитие торговых связей субъектов рынка как внутри региона и республики, так и за его пределами;

• достоверное информационное обеспечение участников регионального продовольственного рынка по вопросам конъюнктуры рынка;

• обеспечение помощи в заключении договоров, страховании, ведении бухгалтерского учета и взаиморасчетов, кредитовании, организации хранения и транспортировки продукции.

• обеспечение предприятий округа качественным сельскохозяйственным сырьем, а населения - продовольственными товарами.

Эффективность агропромышленного производства имеет непосредственную связь и с уровнем развития инфраструктуры продовольственного рынка. Начальный этап инфраструктурной деятельности связан с завершающим этапом производства, последним в этой цепи является потребление продукции конечным потребителем. Цель функционирования данной системы - наиболее быстрое и наименее затратное прохождение продукции от производителя к потребителю.

заключение

Проведенный анализ показывает, что состояние инфраструктуры продовольственного рынка в СКФО в целом является неудовлетворительным, и ее развитие отстает от имеющегося уровня производства продукции, а низкие темпы развития агропродо-вольственного сектора являются следствием слабого развития инфраструктуры продовольственного рынка.

В большей степени эта слабость как раз и является основным фактором, не позволяющим на достаточном уровне обеспечивать продуктами питания население округа и вывозить излишки продовольственных товаров за пределы, хотя такие возможности в округе имеются.

Этот же фактор не дает возможность достаточно эффективно функционировать продовольственному рынку, не позволяя другим отраслям, в частности пищевой и перерабатывающей промышленности, использовать те возможности, которыми они располагают. А в целом округ мог бы добиться полного самообеспечения за счет регионального разделения сельскохозяйственного труда, уменьшения (исключения) потерь урожая и создания или развития составляющих инфраструктуры.

Инновационный механизм бюджетной поддержки должен более полно учитывать зональность территорий, уровень специализации и концентрации производства, финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Для повышения эффективности управления процессом обеспечения продовольственной безопасности необходимо повысить научное обоснование разрабатываемых федеральных и региональных программ; преобразовать их в «межотраслевые модели» [2] (Vartanova Ы.Ь., 2016), направленные на стимулирование производства конечной продукции агропродовольственного комплекса; «постоянно информировать сельских товаропроизводителей о мероприятиях этих программ» [2] (Vartanova Ы.Ь., 2016); «повысить размеры субсидий и уровень кредитоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей путем наращивания залоговой базы и развития финансовой инфраструктуры» [2] (Vartanova Ы.Ь., 2016).

Приоритетным направлением налогового стимулирования является стимулирование малого бизнеса. Развитие малого бизнеса способствует оптимизации структуры экономики, повышению ее эффективности.

Вследствие своих размеров малый бизнес более оперативно реагирует на развитие НТП, осваивает те ниши рынка, освоение которых нецелесообразно для крупных предприятий. Все это ведет к повышению удовлетворения спроса. Но одно из главных преимуществ малого бизнеса, то, что он является источником создания новых рабочих мест и обладает значительным трудопоглащающим потенциалом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо добиться эффективного функционирования инфраструктуры продовольственного рынка. При этом предметами регулирования могут быть вопросы как материально-техническою обеспечения федеральной и региональной производственной инфраструктуры, институциональные преобразования, так и вопросы экономи-

ческой и технологической и экологической безопасности, обеспечения мобилизационной готовности инфраструктурных комплексов.

Следовательно, необходима разработка новых и пересмотр старых действующих нормативно-правовых аспектов, устанавливающих базовые правовые и организационные основы деятельности различных подотраслей инфраструктуры продовольственного рынка, особенности их взаимоотношений с федеральными и местными органами власти.

ИСТОЧНИКИ:

1. Алтухов А.И. Продовольственная безопасность страны и ее оценка // Экономика

сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 5. - с. 1-4.

2. Вартанова М.Л. Продовольственная безопасность страны и пути выхода из миро-

вого продовольственного кризиса. / Монография. - М.: ИД «БИБЛИО-ГЛОБУС», 2016. - 220 с.

3. Вартанова М.Л. Совершенствование межрегиональных и межотраслевых связей как

основа социально-экономического развития продовольственного рынка страны // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2016. - № 11. - с. 21-33.

4. Васильева Е.В., Переверзин Ю.Н. Методологические основы формирования инфра-

структуры агропродовольственного рынка. / Монография. - Саратов: РАТА, 2010. - 245 с.

5. Васильева Е.В. Основные проблемы формирования регионального продовольствен-

ного рынка // Вестник СГАУ им. Н.И. Вавилова. - 2007. - № 1. - с. 62-65.

6. Гордеев А., Ушачев И., Алтухов А. Продовольственная безопасность России. - М.:

Издательство ФГНУ «Росинформагротех», 2008. - 180 с.

7. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717

8. Демьянов Н.С. Теоретические аспекты государственно-частного партнерства в раз-

витии инфраструктуры агропродовольственного рынка // АПК: Экономика, управление. - 2011. - № 7. - с. 57-64.

9. Демьянов Н.С. Формирование инфраструктурных кластеров на агропродовольст-

венном рынке // АПК: Экономика, управление. - 2011. - № 9. - с. 44-49.

10. Дохолян С.В. Конкурентоспособность региона: вопросы теории и методологии. / Монография. - М.: Перо, 2013. - 156 с.

11. Дохолян С.В. Повышение конкурентоспособности экономики региона на основе новых подходов к формированию отраслевой структуры промышленности // Российское предпринимательство. - 2008. - № 8-2. - с. 130-134.

12. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Основные факторы организации и развития продовольственного рынка региона в современных условиях // Российское предпринимательство. - 2017. - № 6. - с. 971-982. - doi: 10.18334/rp.18.6.37702.

13. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Обеспечение эффективности функционирования продовольственного рынка региона в условиях конкурентной среды // Российское предпринимательство. - 2016. - № 17. - с. 2153-2178. - аок 10.18334/гр.17.17.36538.

14. Дохолян С.В., Вартанова М.Л. Перспективы развития сельского хозяйства в субъектах Северо-Кавказского федерального округа // Российское предпринимательство. - 2016. - № 22. - с. 3107-3128. - аок 10.18334/гр.17.22.36986.

15. Ибрагимов М.Т.А., Дохолян С.В. Методические подходы к оценке состояния продовольственной безопасности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2010. - № 4. - с. 172-193.

16. Дохолян С.В., Умавов Ю.Д. Повышения эффективности использования ресурсного потенциала аграрного сектора АПК с учетом этноэкономической составляющей региона // Финансовая экономика. - 2012. - № 6. - с. 105-108.

17. Дохолян С.В., Юнусова П.С., Ибаев Р.К., Исхаков Ф.Р. Продовольственный рынок региона: теория и практика. - Махачкала: Издательство ИСЭИ ДНЦ РАН, 2010. -252 с.

18. Котова Л.Г., Крапчина Л.Н. Обеспечение качества продовольствия - необходимое условие реализации продовольственной безопасности России // Российское предпринимательство. - 2014. - № 17. - с. 110-119.

19. Красильникова Е.А. Развитие систем управления товародвижением в условиях продовольственного эмбарго в современной России // Торгово-экономический журнал. - 2015. - № 2. - с. 121-128. - аок 10.18334ЛегЬ.2.2.574.

20. Лукьянов А.Н. Социально-экономические предпосылки повышения роли аграрного сектора в экономике страны // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - № 7. - с. 42-46.

21. Мамедбекова М.О. Финансово-экономическое стимулирование инфраструктуры обслуживания рынка труда. / Монография. - Махачкала: Наука плюс, 2007. - 148 с.

22. Мизюркина Л.А., Сафронова О.Н. Проблемы и особенности обеспечения национальной продовольственной безопасности // Продовольственная политика и безопасность. - 2015. - № 3. - с. 127-142. - аок 10.18334/рр1Ь.2.3.622.

23. Мишина Н.А., Влазнева С.А., Котова Л.Г. Отдельные вопросы обеспечения продовольственной безопасности России на современном этапе // Продовольственная политика и безопасность. - 2015. - № 3. - с. 167-182. - аок 10.18334/рр1Ь.2.3.1912.

24. Орлова Е.А. Роль вертикально интегрированных образований в сфере обеспечения продовольственной безопасности России // Российское предпринимательство. -2009. - № 9-2. - с. 165-169.

25. Петросянц В.З., Дохолян С.В. Региональное развитие и факторы экономического роста // Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 18. - с. 10-17.

26. Улезько А.В., Пашина Л.Л. Рынок продовольственных ресурсов в системе обеспечения продовольственной безопасности Дальнего Востока. / Монография. - Воронеж: ВГАУ, 2014. - 291 с.

27. Развитие российского агропродовольственного рынка в транзитных условиях [Электронный ресурс] / Е. Серова, И. Храмова, Н. Карлова [и др.]. - М.: ИЭПП, 2001. - 46 с

28. Улезько А.В., Мистюкова С.В., Тютюников А.А. Оптимизация процессов формирования и использования человеческого потенциала аграрной сферы. - Воронеж: ВГАУ, 2011. - 175 с.

29. Ушачев И.Г., Серков А.Ф., Сиптиц С.О., Чекалин В.С., Тарасов В.И. Обеспечить конкурентоспособность продукции сельского хозяйства России в условиях присоединения к ВТО // АПК: Экономика, управление. - 2012. - № 6. - с. 3-14.

30. Шевкунова Е.С. Меры поддержки продовольственной безопасности в регионах России // Российское предпринимательство. - 2015. - № 1. - с. 23-32.

REFERENCES:

Altukhov A.I. (2008). Prodovolstvennaya bezopasnost strany i ee otsenka [The country's food security and its assessment]. Economics of agricultural and processing enterprises. (5). 1-4. (in Russian). Demyanov N.S. (2011). Formirovanie infrastrukturnyh klasterov na agroprodovolstvennom rynke [Formation of infrastructure clusters in the agro-food market]. Agro-industrial complex: economics, management. (9). 44-49. (in Russian).

Demyanov N.S. (2011). Teoreticheskie aspekty gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v razvitii infrastruktury agroprodovolstvennogo rynka [Theoretical aspects of public-private partnership in the development of the agro-food market infrastructure]. Agro-industrial complex: economics, management. (7). 57-64. (in Russian).

Dokholyan S.V. (2008). Povyshenie konkurentosposobnosti ekonomiki regiona na osnove novyh podkhodov k formirovaniyu otraslevoy struktury promyshlennosti [Increase of competitiveness of the region's economy on the basis of new approaches to the formation of branch structure of industry]. Russian Entrepreneurship. (8-2). 130-134. (in Russian). Dokholyan S.V. (2013). Konkurentosposobnost regiona: voprosy teorii i metodologii [Competitiveness of the region: issues of theory and methodology] Moscow: Pero. (in Russian). Dokholyan S.V., Umavov Yu.D. (2012). Povysheniya effektivnosti ispolzovaniya resursnogo potentsiala agrarnogo sektora APK s uchetom etnoekonomicheskoy sostavlyayuschey regiona [The Increases of usage efficiency of resource potential of agrarian sector of AIC taking into account an ethnoeconomic component of the region]. Finansovaya ekonomika. (6). 105-108. (in Russian).

Dokholyan S.V., Vartanova M.L. (2016). Obespechenie effektivnosti funktsionirovaniya prodovolstvennogo rynka regiona v usloviyakh konkurentnoy sredy [Ensuring of an efficient functioning of the food market in the conditions of a competitive environment]. Russian Entrepreneurship. 17 (17). 2153-2178. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.17.36538.

Dokholyan S.V., Vartanova M.L. (2016). Perspektivy razvitiya selskogo khozyaystva v subektakh Severo-Kavkazskogo federalnogo okruga [Prospects of agriculture development in federal subjects of North Caucasian Federal District]. Russian Entrepreneurship. 17 (22). 3107-3128. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.22.36986.

Dokholyan S.V., Vartanova M.L. (2017). Osnovnye faktory organizatsii i razvitiya prodovolstvennogo rynka regiona v sovremennyh usloviyakh [The main factors of creation and development of the food market of the region in modern conditions]. Russian Entrepreneurship. 18 (6). 971-982. (in Russian). doi: 10.18334/ rp.18.6.37702.

Dokholyan S.V., Yunusova P.S., Ibaev R.K., Iskhakov F.R. (2010). Prodovolstvennyy rynok regiona: teoriya i praktika [The food market of the region: theory and practice] Makhachkala: Izdatelstvo ISEI DNTs RAN. (in Russian).

Gordeev A., Ushachev I., Altukhov A. (2008). Prodovolstvennaya bezopasnost Rossii [Food security of Russia]Moscow: Izdatelstvo FGNU «Rosinformagrotekh». (in Russian).

Ibragimov M.T.A., Dokholyan S.V. (2010). Metodicheskie podkhody k otsenke sostoyaniya prodovolstvennoy bezopasnosti regiona [Methodological approaches to the assessment of food security of the region].Regional problems of economic transformation. (4). 172-193. (in Russian).

Kotova L.G., Krapchina L.N. (2014). Obespechenie kachestva prodovolstviya -neobkhodimoe uslovie realizatsii prodovolstvennoy bezopasnosti Rossii [Ensuring the food quality is a necessary condition for the implementation of food security in Russia]. Russian Entrepreneurship. (17). 110-119. (in Russian).

Krasilnikova E.A. (2015). Razvitie sistem upravleniya tovarodvizheniem v usloviyakh prodovolstvennogo embargo v sovremennoy Rossii [Development of commodity circulation management system under food embargo in modern Russia]. Torgovo-ekonomicheskiy zhurnal. 2 (2). 121-128. (in Russian). doi: 10.18334/tezh.2.2.574.

Lukyanov A.N. (2012). Sotsialno-ekonomicheskie predposylki povysheniya roli agrarnogo sektora v ekonomike strany [Socio-Economic Background of Increasing the Role of Agricultural Sector in the Country's Economy]. Economics of agricultural and processing enterprises. (7). 42-46. (in Russian).

Mamedbekova M.O. (2007). Finansovo-ekonomicheskoe stimulirovanie infrastruktury obsluzhivaniya rynka truda [Financial and economic stimulation of the labor market infrastructure] Makhachkala: Nauka plyus. (in Russian).

Mishina N.A., Vlazneva S.A., Kotova L.G. (2015). Otdelnye voprosy obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti Rossii na sovremennom etape [Certain issues of ensuring the food security of Russia at the present stage]. Food policy and security. 2 (3). 167-182. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.2.3.1912.

Mizyurkina L.A., Safronova O.N. (2015). Problemy i osobennosti obespecheniya natsionalnoy prodovolstvennoy bezopasnosti [Problems and peculiarities of ensuring national food security]. Food policy and security. 2 (3). 127-142. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.2.3.622.

Orlova E.A. (2009). Rol vertikalno integrirovannyh obrazovaniy v sfere obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti Rossii [Role of vertically integrated formations in food security of Russia]. Russian Entrepreneurship. (9-2). 165-169. (in Russian).

Petrosyants V.Z., Dokholyan S.V. (2007). Regionalnoe razvitie i faktory ekonomicheskogo rosta [Regional development and factors of economic growth]. Regional economy: theory and practice. (18). 10-17. (in Russian).

Shevkunova E.S. (2015). Mery podderzhki prodovolstvennoy bezopasnosti v regionakh Rossii [Support measures to food security in the regions of Russia]. Russian Entrepreneurship. 16 (1). 23-32. (in Russian).

Ulezko A.V., Mistyukova S.V., Tyutyunikov A.A. (2011). Optimizatsiya protsessov formirovaniya i ispolzovaniya chelovecheskogo potentsiala agrarnoy sfery [Optimization of the processes of formation and use of human potential of the agrarian sphere] Voronezh: VGAU. (in Russian).

Ulezko A.V., Pashina L.L. (2014). Rynok prodovolstvennyh resursov v sisteme obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti Dalnego Vostoka [The food market in the system of ensuring food security of the Far East]Voronezh: VGAU. (in Russian).

Ushachev I.G., Serkov A.F., Siptits S.O., Chekalin V.S., Tarasov V.I. (2012). Obespechit konkurentosposobnost produktsii selskogo khozyaystva Rossii v usloviyakh prisoedineniya k VTO [Ensure the competitiveness of Russian agricultural products under accession to the WTO]. Agro-industrial complex: economics, management. (6). 3-14. (in Russian).

Vartanova M.L. (2016). Sovershenstvovanie mezhregionalnyh i mezhotraslevyh svyazey kak osnova sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya prodovolstvennogo rynka strany [Improvement of inter-regional and inter-industry connections as the basis for social-economic development of food market of the country].Regional problems of economic transformation. (11). 21-33. (in Russian).

Vartanova M.L. (2016). Prodovolstvennaya bezopasnost strany i puti vyhoda iz mirovogo prodovolstvennogo krizisa [The country's food security and the ways out of the world food crisis] Moscow: ID «BIBLIO-GLOBUS». (in Russian).

Vasileva E.V. (2007). Osnovnye problemy formirovaniya regionalnogo prodovolstvennogo rynka [The main problems of formation of the regional food market]. Vestnik SGAU im. N.I. Vavilova. (1). 62-65. (in Russian).

Vasileva E.V., Pereverzin Yu.N. (2010). Metodologicheskie osnovy formirovaniya infrastruktury agroprodovolstvennogo rynka [Methodological basics for the formation of agro-food market infrastructure] Saratov: RATA. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.