Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития рынка платных услуг населению Оренбургской области'

Состояние и тенденции развития рынка платных услуг населению Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
833
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пасечникова Л. В.

Тенденция повышения роли третичного сектора характерна как для мировых экономических процессов, так и для современной России. В статье исследованы состояние и особенности развития сферы услуг в Оренбургской области, определены сдерживающие и стимулирующие факторы. С 2001г. в области сложились благоприятные условия для развития сферы платных услуг населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития рынка платных услуг населению Оренбургской области»

Пасечникова Л.В.

Заведущая кафедрой менеджмента и маркетинга Орского гуманитарно-технологического института (филиал ОГУ),

кандидат экономический наук, доцент

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Тенденция повышения роли третичного сектора характерна как для мировых экономических процессов, так и для современной России. В статье исследованы состояние и особенности развития сферы услуг в Оренбургской области, определены сдерживающие и стимулирующие факторы. С 2001г. в области сложились благоприятные условия для развития сферы платных услуг населению.

В последнее время сфера услуг является одной из самых быстроразвивающихся в мировой экономике. Эта тенденция прослеживалась на протяжении второй половины предыдущего столетия и имеет продолжение в новом веке. В среднем около 70% ВВП развитых стран производится в секторе услуг, причем темпы роста этого сектора (16% в год) намного выше темпов роста сферы торговли (7% в год) [3] и промышленного производства (лишь 3-4% в год). А занятость в секторе услуг обеспечивает около 60% общей занятости в этих странах.

Сфера услуг, регулирующая занятость населения и вносящая существенный вклад в производство валового регионального продукта, становится все более значимой в экономике Оренбургской области.

С 2000г. в составе валового регионального продукта области (ВРП) происходит постепенное снижение доли отраслей, производящих товары, усиление значения сектора услуг. За 1995-

2002 гг. доля услуг в валовом региональном продукте в текущих ценах возросла с 33,1% до 36,3%, (таблица 1), даже с учетом того, что в 2000г. доля услуг резко снизилась до 28,4%.

Параллельно с экономическим наблюдается рост занятости населения в сфере услуг. Если в 1995 г. в сфере услуг Оренбургской области было 38,6% от численности занятых в экономике, то в 2003 г. - уже 43,5% (таблица 2).

Самые высокие темпы роста численности занятых отмечены в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении и социальном обеспечении, в сфере управления, науке и научном обслуживании, в то время как в образовании, культуре и искусстве темпы положительной динамики невелики, а в сфере финансов и страхования отмечено снижение числа занятых.

В последнее десятилетие сфере услуг, как составляющей экономики области, были свойственны те же тенденции в развитии, что наблюдались в экономике Оренбургской области в целом.

Видовая структура услуг отличается существенным разнообразием, причем в последние

годы появились новые, характерные для рыночной экономики, виды услуг. В их числе информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, рекламные услуги, аудиторские, страховые, консалгитин-говые и другие услуги, потребителями которых выступают главным образом предпринимательские структуры. Рынок услуг для населения дополнился риэлтерскими, оценочными услугами, услугами игорных заведений и т. п.

Для начального этапа переходного периода экономики к рыночным отношениям (19911993 гг.) было характерно снижение в потребительских расходах доли расходов населения на оплату услуг с 12,3% в 1990 г. до 7,4% в 1993г., что явилось следствием либерализации цен. С 1994 г. этот показатель начинает увеличиваться. Финансовая нестабильность в 1998г. и вызванный ею рост цен привели к перереорентации покупательского спроса на товары. В результате доля расходов на оплату услуг стала снижаться, но уже с 2000 г. отмечался рост.

В расчете на одного жителя области объем платных услуг в 2003 г. составил 4698 руб. По этому показателю Оренбургская область занимает 12 место среди республик и областей Приволжского федерального округа, в составе которого 14 республик и областей.

Из 35 районов Оренбургской области в 2003 г. среднеобластной показатель платных услуг на душу населения превышен только в Оренбургском районе, где он составил 13228,1 руб. В других районах этот показатель не достигает и 2000 тыс. руб. на душу населения (таблица 3).

В расчете на одного жителя объем платных услуг в областном центре составил 7694,2 руб., что соответствует первому месту среди городов области. Второе место занимает г.Бузулук - 7533,8 руб. Почти также широко платные услуги представлены в городах Бугуруслан и Орск, каждому жителю которых платные услуги были предоставлены на сумму 6389,7 руб. и 5766,7 руб. соответственно. На последнем среди городов месте по

обеспечению жителей платными услугами стоит г. Абдулино - 2461,3 руб. на душу населения.

Среди районов лидирует (кроме Оренбургского и Новоорского) Саракташский (1877,9 руб.), Переволоцкий (1753,9 руб.), Новосергиевский (1741,4 руб.), Тюльганский (1720,0 руб.). Ниже всех показатель платных услуг на душу населения в районах Ясненском (440,0 руб.), Абдулинс-ком (407,7руб.), Кувандыкском (588,7 руб), Соль-Илецком (523,2 руб.).

Спрос на услуги в области растет. За 1998 -

2003 г.г. платные услуги на одну душу населения по Оренбургской области увеличились в среднем в 6,3 раза. Такие высокие темпы роста характерны практически для всех городов области. В сельской местности рост сильно дифференцирован и составил за этот же период от нескольких процентов (Ясненский район) до десятков раз (Абдулинский район - 11,8 раз).

Начиная с 2000г. сфера услуг в Оренбургской области является одной из самых динамичных. Так, если валовой региональный продукт области за 1999-2002 гг. увеличился в 1,86 раза, производство товаров в 1,67 раз, то производство услуг в 2,15 раза.

Среднегодовые темпы роста производства услуг в 2001-2002 г.г. устойчиво превышали темпы роста производства товаров более чем в 7 раз. Даже если нивелировать влияние роста потребительских цен на товары и услуги, ежегодные темпы роста производства услуг в год составят более 10%. Этому способствует рост среднедушевых денежных доходов населения области, который за 2000-2002 г.г. был равен 30,6% в год. Экономическая стабилизация в области отразилась на величине среднедушевых денежных расходов населения, рост которых составил 32,5% в год. Уменьшилась склонность населения к сбережению, что положительно отразилось на состоянии сферы услуг.

Уровень потребления населением платных услуг находится в прямой зависимости от материальной обеспеченности семей. По данным обследования бюджетов домашних хозяйств расходы на оплату услуг у 10% населения с наименьшим уровнем располагаемых ресурсов составили в 2003 г. 137,7 рублей в месяц на члена домохозяйства, в то время как у 10% населения с наибольшим уровнем располагаемых ресурсов - 752 рубля (таблица 4).

Доля расходов на оплату услуг в потребительских расходах у наиболее обеспеченных слоев населения составляет 12,6%, у наименее обес-

Таблица 1. Структура производства валового регионального продукта в Оренбургской области за 1995 - 2002 г.г.% (в текущих ценах) [5, с.249]

Показатели 1995г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г.

Валовой региональный продукт, всего в том числе: 100 100 100 100 100

-производство товаров 56,4 62,0 66,0 60,7 55,6

-производство услуг 33,1 31,5 28,4 31,9 36,3

-чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты 10,6 6,5 5,6 7,4 8,1

Валовой региональный продукт (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году 95,0 109,0 109,7 101,0 105,0

Таблица 2. Динамика структуры среднегодовой численности занятых в сфере услуг Оренбургской области в 1995 - 2003 г.г., в%к итогу [5, с.249]

Всего в экономике 1995г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г.

100 100 100 100 100 100

Из них в сфере услуг, в т.ч.: 38,6 39,7 38,0 37,8 40,5 43,5

-оптовая и розничная торговля, общественное питание 12,2 11,4 10,6 10,2 11,7 13,1

-жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 4,0 4,9 4,3 4,3 4,7 5,7

-здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 6,9 7,2 7,3 7,2 7,6 7,7

-образование 9,7 9,4 9,0 9,2 9,4 9,6

-культура и искусство 1,8 2,0 1,7 1,9 1,9 2,1

-наука и научное обслуживание 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3

-финансы, кредит, страхование 1,2 0,8 0,9 0,9 1,1 1,1

-управление 2,6 3,8 3,8 3,8 3,8 3,9

Среднегодовая численность занятых в экономике в % к предыдущему году - 101,3 102,0 101,2 100,6 98,4

Таблица 3. Динамика объема платных услуг на душу населения по городам Оренбургской области за 1998 - 2003г.г., в% к предыдущему году

Города Оренбургской области 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. Объем платных услуг населению в 2003 г.

руб. занимаемое место среди городов обл. 2003г. к 1998г., раз.

По области 147,6 145,5 151,1 138,8 139,1 4698,0 6,3р.

Абдулино 145,4 132,2 141,9 168,6 121,6 2461,3 12 5,6 р.

Бугуруслан 121,3 129,6 155,7 125,6 193,8 6389,7 3 6 р.

Бузулук 158,7 167,3 128,5 153,3 163,1 7533,8 2 8,5 р.

Гай 129,5 145,6 151,3 136,7 135,3 5310,5 5 5,3 р.

Кувандык 126,1 153,2 132,1 137,2 188,5 4522,1 7 р. Ч© 6,

Медногорск 129,6 152,2 139,3 147,3 137,1 3372,1 11 5,5 р.

Новотроицк 142,4 135,3 145,7 160,1 133,8 4572,2 6 6,0 р.

Оренбург 169,3 149,5 140,4 142,1 130,6 7694,2 6,6 р.

Орск 132,3 128,7 170,4 144,7 146,2 5766,7 4 6,1 р.

Соль-Илецк - - 179,3 115,9 3605,4 10 2,1 р.

Сорочинск 2,9 164,2 145,8 134,9 138,1 4063,0 9 12,9 р.

Ясный 157,7 142,1 143,8 138,8 133,6 4351,2 6 р.

Таблица 4. Денежные расходы населения Оренбургской области на оплату услуг в 2003 г. (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств в среднем на одного члена домашнего хозяйства в месяц, руб.) [5, с.144]

Домашние хозяйства по 10-процентным группам населения: Расходы на конечное потребление, руб. в месяц В том числе расходы на оплату услуг

рублей в месяц удельный вес, %

Первая (с наименьшими располагаемыми ресурсами) 819,5 137,7 16,8

Вторая 1115,5 151,7 13,6

Третья 1380,7 205,7 14,9

Четвертая 1616,9 240,9 14,9

Пятая 1931,4 284,0 14,9

Шестая 2345,4 302,5 12,9

Седьмая 2770,3 382,3 13,8

Восьмая 3238,5 492,2 15,2

Девятая 3906,1 480,4 12,3

Десятая (с наибольшими располагаемыми ресурсами) 5968,6 752 12,6

печенных - 16,8%. Следует отметить, что доля расходов на услуги растет как у одной, так и другой категории населения в общей структуре расходов. Наиболее обеспеченные домохозяйства в 2003 г. тратили на покупку непродовольственных товаров 47% бюджета, малообеспеченные - 18,4%. На питание первые тратили 36,8% бюджета домашнего хозяйства, вторые - 63,3%.

Общая структура расходов домашних хозяйств Оренбургской области на конечное потребление представлена на рис. 1. Расходы на оплату услуг в сельской местности (9,2%) существенно ниже, чем у городских жителей (15,8%).

На рисунке 2 представлена структура расходов населения Оренбургской области в разрезе децильных групп в 2003 г.

Первая децильная группа включает население с самым низким уровнем доходов, десятая группа - с самым высоким. Как видно из рисунка 2, в первой децильной группе населения 63,3% расходов составляют продукты питания, 18,4% - непродовольственные товары и 16,8%

- оплата услуг. Структура расходов десятой де-цильной группы резко отличается: преоблада-

VI VI

V 0% IV V Г 0%

■4%

□ I Расходы на покупку продуктов питания

■ П. Стоимость натуральных поступлений продуктов питания

□ Ш. Расходы на покупку непродовольственных товаров

□ IV. Расходы на покупку алкогольных напитков

■ V. Расходы на оплату услуг

□ VI Стоимость представленных работодателем льгот в

Рисунок 1. Структура расходов на конечное потребление домашних хозяйств Оренбургской области в 2003 г. [5, с.146]

%

Рисунок 2. Структура расходов населения Оренбургской области на конечное потребление в разрезе децильных групп в 2003 г

ют расходы на покупку непродовольственных товаров - 47%, на питание тратится 36,8%, на оплату услуг - 12,6%.

Структура платных услуг населению и ее динамика представлены в таблице 5. В структуре платных услуг населению сокращаются объемы традиционных бытовых услуг, транспортных, санаторно-оздоровительных.

За 1990-2003гг. удельный вес бытовых услуг сократился с 29,7% до 10,6%, транспортных услуг - с 28,3% до 18,8%, санаторно-оздоровительных - с 2,3% до 1,4%. Прежде всего это связано с ростом тарифов и цен, индексы которых на бытовые и транспортные услуги существенно выше средних потребительских. Население вынуждено отказывать себе в ряде услуг, тем более что цены на ряд товаров длительного пользования вполне доступны. Населению выгодней не ремонтировать вещи, а заменить их новыми. Сократились расходы на туристские услуги, услуги учреждений культуры (в три раза).

Существенно выросли расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг - с 18,9% в 1990г. до 28,9% в 2003г. Этот вид услуг относится к разряду «обязательных к оплате» и составляет самую высокую долю в структуре платных услуг. Более чем в три раза увеличились за этот период расходы населения на оплату услуг связи, в пять раз - на медицинские услуги, более чем в два раза - на образовательные услуги.

В структуре расходов населения на услуги в 2003г. по Оренбургской области второе место после жилищно-коммунальных услуг занимали транспортные услуги, третье - связи, четвертое - бытовые, пятое - системы образования, шестое - медицинские услуги.

Таблица 5. Структура платных услуг населению по Оренбургской области за 1985-2003 г.г.

1985 1990 1995 1999 2000 2001 2002 2003

Всего платных услуг (млн. руб., 1995г. - млрд. руб.) 371 507 1174 3818 5039 7052 9351 12451

Все оказанные услуги 100 100 100 100 100 100 100 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе: бытовые 28,1 29,7 18,1 16,3 14,7 12,2 12,4 10,6

транспортные 33,3 28,3 29,1 18,2 21,2 24,7 21,9 18,8

связи 4,7 5,2 7,3 10,6 13,6 13,5 13,1 17,2

жилищно-коммунальные 16,0 18,9 22,0 27,2 24,3 26,3 27,3 28,9

услуги гостиниц и аналогичных средств размещения 1,2 1,5

культуры 3,0 3,5 0,5 0,8 0,9 0,9 1,2 1,0

туристские 2,4 2,4 1,3 1,0 0,9 0,8 0,3 0,3

физической культуры и спорта 0,3 0,2 0,1 0,2 0,2 0,3 0,7 1,0

медицинские 0,8 0,9 1,4 4,1 4,4 3,9 5,3 5,1

санаторно-оздоровительные 2,1 2,3 1,6 2,0 2,1 2,0 1,9 1,4

ветеринарные - - 0,3 0,5 0,5 0,4 0,4 0,4

правового характера 0,5 1,1 11,3 9,5 6,9 5,5 4,4 3,2

системы образования 2,7 2,4 1,9 5,0 5,6 5,6 5,8 6,1

другие услуги 6,1 5,1 5,1 4,6 4,7 3,9 4,1 4,5

Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что у потребителей услуг под воздействием рыночных процессов, произошло изменение ценностных ориентацией, что повлияло на изменение структуры сферы услуг.

По последним данным уже около 60% объема услуг формируется за счет обязательных к оплате (жилищно-коммунальные, пассажирского транспорта, связи и ритуальные) и 20% - за счет услуг для высокодоходных групп населения (услуги автосервиса, по ремонту и строительству жилья, образовательные услуги, услуги правового характера и др.).

Санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные, услуги физкультуры и спорта, культуры, занимают в общем объеме незначительный удельный вес и эта тенденция не меняется. Следует отметить, что это характерно как для городов, так и для районов области.

Такая ситуация, на наш взгляд, негативно характеризует положение на рынке услуг с точки зрения общественной эффективности. Наименее обеспеченные слои населения зачастую не имеют возможности удовлетворить первоочередные потребности в отдельных социально-значимых видах услуг и вынуждены в дальнейшем сокращать свои расходы в этой части, отказываясь от ряда тех услуг, которыми пользовались традиционно.

Вместе с тем статистика распределения населения Оренбургской области по величине среднедушевых денежных доходов и общего объема денежных доходов между пятью группами населения демонстрирует обнадеживающую картину (таблица 6, рис. 3).

По данным государственной статистики, за четыре года (с 2000 по 2003гг.) удельный вес населения с уровнем среднедушевого денежного дохода в 3000 тыс. руб. в месяц и выше увеличился с 5,3% до 39,8%, а с уровнем дохода до 1000 руб. сократился с 34,3% до 6%. Более чем в два раза сократился удельный вес населения, имеющего доход от 1000 до 1500 тыс. руб. в месяц - с 29,1% до 12,8%. В целом, учитывая, как это будет показано ниже, замедление темпов инфляции и снижение роста индекса цен на потребительские товары и услуги, можно констатировать повышение уровня жизни населения и вероятность повышения покупательной способности. Следовательно, для развития сферы услуг открываются дополнительные возможности.

Тем не менее, сектор потребителей социально-значимых услуг в области сохраняется достаточно большим. Учитывая данные переписи на-

селения 2002г., численность населения Оренбургской области, имеющего денежные доходы, не превышающие 1500 руб. в месяц, составляет 409,7 тыс. человек. Рост коэффициента Джинни (индекс концентрации доходов) с 0,287 до 0,335 за 19952003гг. подтверждает усиление процесса поляризации населения Оренбургской области по уровню доходов. Это значит, что предпосылки для дифференциации сферы услуг как стратегического направления ее развития в области сформировались на уровне макроэкономических условий.

Вывод подтверждает и динамика величины прожиточного минимума в области. Официальный уровень прожиточного минимума по состоянию на четвертый квартал 2003г. составил по Оренбургской области 1856 руб. Сравнивая величину прожиточного минимума со структурой распределения среднедушевых денежных доходов (таблица 6), отметим, что 34,1% населения в 2003г. имели доходы ниже прожиточного минимума. То есть одна треть населения является потенциальным потребителем в лучшем случае набора услуг, «обязательного к оплате».

Таблица 6. Динамика распределения населения Оренбургской области по величине среднедушевых денежных доходов за 2000-2003гг., в% [5, с140]

2000г. 2001г. 2002г. 2003г.

Все население 100 100 100 100

в том числе со среднедушевыми денежными доходами, руб. в месяц:

до 500,0 4,6 1,6 0,7 0,3

500,1-750,0 12,9 6,3 3,2 1,8

750,1-1000,0 16,8 10,7 6,4 3,9

1000,1-1500,0 29,1 24,9 18,4 12,8

1500,1-2000,0 17,4 20,3 18,8 15,3

2000,1-3000,0 13,9 22,2 26,4 26,1

3000,1-4000,0 3,7 8,5 13,4 16,6

свыше 4000,0 1,6 5,5 12,7 23,2

%

ЕИ Пятая группа (с наибольшими доходами)

Ш Четвертая

□ Третья

И Вторая

□ Первая группа (с наименьшими доходами)

1995г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г.

Рисунок 3. Распределение общего объема денежных доходов населения Оренбургской области в 1995-2003 гг. (по 20 процентным группам населения), % [5, с.140]

При сложившейся структуре распределения среднедушевых денежных доходов и росте коэффициента Джинни показатель роста среднедушевых денежных доходов становится достаточно уязвимым с точки зрения его использования для аналитических оценок перспектив развития рынка товаров и услуг в области.

Как свидетельствует государственная статистика [5, с. 143], среднедушевые денежные доходы в четвертом квартале 2003г. на 201,9% превысили величину прожиточного минимума. По величине среднедушевых денежных доходов, равной 3135 руб., Оренбургская область занимала в 2003г. седьмое место в Приволжском федеральном округе. Среднедушевые денежные доходы в области составили 60,9% от уровня показателя Российской Федерации. Темп роста областного показателя за 2000-2003гг. составил 2,17 раза и вплотную приблизился к показателю по Самарской области (2,19 раза), немного ниже среднероссийских темпов, которые составили 2,25 раза.

Ситуация с ценами и тарифами на потребительском рынке Оренбуржья, начиная с 2000 года, складывается достаточно благоприятная для развития покупательского спроса.

Период 2000-2003 годов характеризовался устойчивой тенденцией к замедлению темпов прироста потребительских цен соответственно с 18,7% до 10,1%. За этот период цены на товары выросли в 1,6 раза, тогда как услуги подорожали в 2,6 раза (опережающий рост цен и тарифов на платные услуги сохранялся на протяжении всего периода).

Если индексы цен на продовольственные и непродовольственные товары в 2000-2003гг. удерживались в пределах темпов инфляции, то дина-

мика тарифов на платные услуги развивались по нарастающей. В 2000г. индекс тарифов платных услуг превышал индекс цен на продовольственные и непродовольственные товары соответственно на 6,8 и 5,9 процентных пункта, в 2002г. уже -на 24,2 и 26,5 процентных пункта, а в 2003г. - на 13,1 и 14,3 процентных пункта соответственно.

Как мы полагаем, основная причина роста тарифов на платные услуги была вызвана повышением цен на услуги - жилищно-коммунального хозяйства и связи. Сыграла свою роль активизация частного бизнеса в этот период в сфере бытовых услуг, медицинских услуг.

В таблице 7 дана характеристика положения с изменением цен на отдельные группы платных услуг населению в 2003г.

Как видно из таблицы 7, за один год тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли почти на одну треть по сравнению с 2002г., услуги связи - на 25%. Заметными темпами повышались цены на бытовые услуги, услуги культуры.

Лидирующее место по темпам роста цен за 2000-2003гг. принадлежит жилищно-коммунальным услугам и услугам железнодорожного транспорта. Плата за отопление (1м2 общей площади), горячее водоснабжение, за водоснабжение и канализацию за месяц с человека выросла в три раза. Плата за газ сетевой (с человека за месяц) увеличилась в 2,5 раза, абонентная плата за домашний телефон и квартплата в домах муниципального жилищного фонда - в 2,4 раза, плата за электричество - в 2,3 раза.

Несмотря на существенный рост цен, физические объемы оказываемых бытовых услуг, начиная с 2002г., растут. Заметим, это происходит на фоне приблизительно равных темпов

Таблица 7. Индексы потребительских цен на отдельные группы платных услуг населению в Оренбургской области в

2003г., в% к предыдущему месяцу [5, с.471]

Месяц Бытовые услуги Услуги пассажирского транспорта Услуги связи Жилищно- коммунальные услуги Услуги образо- вания Услуги культуры Санаторно- оздоровительные услуги Меди- цинские услуги

Январь 100,7 101,5 100,6 110,6 100,0 102,0 100,0 100,0

Февраль 100,6 100,6 100,0 108,1 101,1 100,0 100,0 100,0

Март 101,6 101,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 106,2

Апрель 102,0 100,0 100,0 100,0 101,0 100,0 107,1 100,9

Май 102,3 97,8 100,0 108,4 100,0 100,0 100,0 100,3

Июнь 100,9 101,1 100,3 100,3 100,0 100,0 100,0 100,9

Июль 100,5 106,8 123,7 100,0 100,0 100,0 100,5 103,5

Август 100,0 99,4 100,0 99,3 110,0 100,0 100,0 101,9

Сентябрь 100,2 97,0 100,0 100,1 100,0 114,7 106,0 100,0

Октябрь 104,8 99,5 100,0 100,0 100,0 102,2 98,8 100,1

Ноябрь 105,1 100,5 100,0 100,1 100,0 103,9 100,0 100,7

Декабрь 100,5 104,1 100,0 100,0 100,0 101,8 100,0 104,8

роста индекса цен. Так, индекс потребительских цен в 2001г. и 2002г. составил соответственно 115,8% и 113,6%, а динамика объема бытовых услуг населению 93,7% и 115,2%, после чего в 2003г. последовало его некоторое снижение до 104,8% при индексе цен в 110,1%. Это говорит о том, что цены в потреблении бытовых услуг для населения не являются определяющими. Платные услуги в отличие от бытовых не имели отрицательной динамики. Причина проста, она состоит в том, что основной удельный вес в структуре платных услуг составляют обязательные жилищно-коммунальные услуги. Изменение объема бытовых услуг имеет самостоятельную траекторию, мало напоминающую кривую изменения валового регионального продукта. В 2000г. при росте ВРП на 109,7% объем бытовых услуг упал до 98% к уровню 1999г., а в 2002г. при росте ВРП на 105% он резко повысился до 115,2% к уровню 2001г.

Бытовое обслуживание населения в Оренбургской области в 2000 и 2001гг. еще находилось в кризисном состоянии, в то время как в целом по платным услугам рост физического объема начался с 1999г.

Если в 1970-1990гг. в структуре бытовых услуг доминировали услуги по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий, которые составляли в среднем около 40% оказанных услуг, то в перестроечный период ситуация изменилась. Ликвидация товарного дефицита принципиально изменила структуру бытовых услуг. В 2003г. 48,4% в объеме бытовых услуг занимали ремонт и строительство жилья, резкий рост которых начался с 1995г. Услуги же по ремонту и пошиву изделий сократились до 10,5%, переместившись на третье место после «прочих бытовых услуг». Устойчивую динамику роста имеют ритуальные услуги, составив 5,6% в 2003г. Таков же удельный вес услуг по техобслуживанию и ремонту транспортных средств - 5,6%, но этот вид услуг занимает неустойчивую позицию. Заметный удельный вес (5%) занимают услуги по ремонту и техобслуживанию бытовой техники, хотя спрос на них существенно снизился. Растет спрос на услуги фотоателье, стабилен спрос на услуги парикмахерских, хотя удельный вес этих услуг небольшой.

В сфере услуг Оренбуржья, как и в других секторах экономики к настоящему времени образовался значительный по своим масштабам неформальный сектор, или как его еще называ-

ют, неорганизованный сектор, где услуги оказывают физические лица и некорпоративные предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В 2003г. на долю этого сектора в общем объеме бытовых услуг приходилось 75%, а в общем объеме платных услуг - 17% [5, с.406]. Из отраслей сферы услуг частное предпринимательство получило наибольшее распространение в бытовом обслуживании населения. Частный бизнес в некоторой степени восполнил сокращение организованной инфраструктуры рынка бытовых услуг.

В области достаточно большой потенциал роста объема бытовых услуг населению. Из 35 районов только в трех - Оренбургском, Но-воорском и Актюбинском - объем бытовых услуг на душу населения в 2003г. превысил средний по Оренбургской области показатель -189,9 руб. Из 12 городов области в 5 городах названный показатель выше среднеобластного, это - в Оренбурге (265,6 руб.), Бузулуке (391,7 руб.), Бугуруслане (211,0 руб.), Орске (237,7 руб.), Соль-Илецке (318,7 руб.).

Если традиционные виды услуг возрождаются в новом качестве, то услуги рыночного характера, такие как рекламные, аудиторские услуги, переживают этап своего становления. Число рекламных агентств в Оренбургской области за 1999-2003гг. увеличилось с 13 до 111, их выручка от реализации рекламных услуг за этот же период увеличилась в 60,5 раз и составила в 2003г. 184,1 млн. руб. Число организаций, предоставляющих аудиторские услуги, возросло на 36%, объем реализации товаров и услуг за 19992003гг. вырос в 4,5 раза, достигнув 28,1 млн. руб.

В период трансформации экономики в сфере бытовых услуг произошли процессы, имеющие негативные последствия для предоставления населению области социально-значимых бытовых услуг. Эти процессы заключаются в следующем:

- в сокращении физических объемов производства бытовых услуг по сравнению с дореформенным периодом практически по всем основным группам бытовых услуг. Так, к настоящему времени по сравнению с 1990 годом мощность предприятий химчистки и крашения сократилась в 4 раза, прачечных - в 2,6 раза, единовременная вместимость бань и душевых и число кресел в парикмахерских - в 3,3 раза;

- в значительном росте цен на бытовые услуги. По данным государственной статистики, на протяжении 1992-1997гг. в динамике цен на

товары и услуги отмечалась тенденция опережающего роста цен на платные услуги, оказываемые населению. Ускоренный рост тарифов во многом был связан с либерализацией сферы услуг, сопровождающейся переходом бесплатных услуг в платные, постепенным отказом от практики дотирования отдельных услуг. Устойчивый рост тарифов продолжался и на протяжении 2000-2003 гг. За этот период услуги подорожали в 2,6 раза, тогда как цены на товары выросли в 1,6 раза;

- в структурных изменениях объема бытовых услуг. Растет спрос на услуги по ремонту и строительству жилищ, основными потребителями которых являются высоко- и среднедоходные группы населения, на услуги фотографий, ритуальные и прочие услуги, падает спрос на услуги по ремонту и пошиву обуви, одежды, пошиву и вязке трикотажных изделий, ремонту и изготовлению мебели, услугам па-

рикмахерских, бань и душевых, прокатных пунктов;

- в сокращении сети предприятий бытового обслуживания, особенно в сельской местности. В 1985 г. в области выполняли заказы населения 54 дома быта, в том числе в сельской местности - 38; 2271 приемный пункт, из них 599 - комплексных. В 1990 г. в области насчитывалось 2453 предприятия службы быта, в 2003г. - только 744 предприятия. Оказанием услуг населению было занято в 1985 г. - 22,2 тыс. человек;

- в уменьшении доли бытовых услуг в объеме платных услуг и увеличении доли платных услуг в потребительских расходах населения. Если в 1998г. доля расходов на платные услуги составляла 13,4%, то в 2003 г. - 15,7%;

- в усилении роли негосударственного сектора на рынке бытовых услуг на долю которого в 2003 г. приходилось 75%.

Список использованной литературы:

1. Айзанова И.М. Платные услуги: дифференциация территории или территория дифференциации? // Проблемы прогнозирования. - 2000. - №5. - С. 16-19.

2. Города и районы Оренбургской области: Статистический сборник. - Оренбург, 2004.

3. Миронова Н.В. Маркетинг различных типов услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №4. - С. 108.

4. Новаторов Э.В. Особенности поведения потребителей услуг. // Маркетинг и маркетинговые исследования в РФ. - 2002. -№1. - С. 24.

5. Областной статистический ежегодник. / ТО Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской обл. - Оренбург, 2004.

6. Челенков А.П. Маркетинг услуг: Монография. // Маркетинг. Спец. вып. №16. - 2-е изд. - М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента. 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.