В БУДУЩЕЕ ТЫВЫ СМОТРИМ С ОПТИМИЗМОМ
С.Н. САПОВА,
министр экономики Республики Тыва
Республика Тыва является одним из самых молодых регионов страны, и в текущем году отмечается 60 лет со дня ее добровольного вхождения в состав России. Однако тувинцы, являющиеся одним из древних этносов Центральной Азии, имеют богатую историю и самобытную культуру, уходящую своими корнями в глубь веков. Наряду с самостоятельным развитием тувинских племен в древности надо отметить нахождение Тувы в составе различных феодальных государств, нашествия иноземных, особенно маньчжуро - китайских, захватчиков и их полуторавековое владычество. Наконец, установившиеся с начала XVII в. добрососедские тувинско-русские отношения и их последовательное развитие определили исторический выбор тувинского народа в пользу России.
С1914 г. Тува добровольно перешла под покровительство и защиту Российского государства. Таким образом, в 2004 г. Тува отмечает не только 60-летие своего вхождения в состав Российской Федерации, но и 90-летие со дня установления протектората России над Тувой.
В августе 1921 г. было провозглашено создание самостоятельного государства - Тувинской Народной Республики. При этом в международных отношениях Республика Танну-Тува действовала под покровительством РСФСР. На территории Тувы существовала также Русская самоуправляющая трудовая колония (РСТК), которая объединяла находящееся в Туве русское население и одновременно выступала связующим звеном в развитии отношений с Россией.
В период ТНР довольно значительное развитие получила экономика. Возрастало поголовье скота, посевные площади увеличились более чем в 2 раза. В эти же годы началось возделывание технических, кормовых и овощных культур. В 20-30-е гг. были пущены в эксплуатацию лесопильный, кожевенный заводы, созданы пищевые, мукомольные, швейные, металлоремонтные производства. Уве-
личилась добыча золота и угля. Получили развитие транспорт и связь. Увеличилось число рабочих и служащих на промышленных предприятиях, стройках и учреждениях.
Внешнеторговый оборот между ТНР и Россией с 1923 г. по 1933 г. увеличился более чем в 20 раз. В структуре импортируемых товаров увеличилась доля средств производства с 4,8 до 38,6%. Предметом экспорта из ТНР (до 98%) была продукция животноводства и охотничьего промысла.
В период после вхождения Тувы в состав России было сделано очень многое и в развитии производства, и в решении социальных вопросов. Было бы неправильно отрицать или замалчивать достижения советского периода. Стремительно нарастали объемы капиталовложений, направляемых на развитие материального производства и социальной сферы. Были построены десятки новых промышленных предприятий, в том числе комбинаты "Туваасбест" и «Тувакобальт», угольный разрез «Каа-Хемский». Общий объем промышленного производства возрос за 1945 - 1990 гг. почти в 88 раз. В республике сложился значительный промышленный потенциал. В 1990 г. добывалось более 1 млн т угля, производилось 150 - 170 тыс. м3 пиломатериалов, 45 млн шт. условного кирпича, свыше 90 тыс. м3 сборного железобетона, 135 тыс. т сортового асбеста, до 150 тыс. пар обуви, 10 тыс. т мяса, 28 тыс. т молочной продукции.
В сельском хозяйстве создавались крупные предприятия - колхозы и совхозы, оснащенные достаточным количеством техники. По производству продукции сельского хозяйства надушу населения Тува достигла среднего для страны уровня, а в отдельные годы превосходила его.
В ходе экономического развития увеличились масштабы внутриреспубликанских и межрайонных хозяйственных связей, что потребовало ускоренного формирования транспортной инфраструктуры. Протяженность автомобильных дорог с твердым по-
крытием возросла за 1945 -1990 гг. со 100 до 2 500 км, грузооборот увеличился более чем в 300 раз.
Но экономика и социальная сфера в этот период развивались непропорционально, акцент был сделан именно на социальную сферу. Были введены жилые дома общей площадью 4,3 млн. кв. метров, школы на 66,4 тыс. мест, больничные и поликлинические учреждения, дома культуры, кинотеатры и т.д. Созданы высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские институты и лаборатории. По показателям уровня образования населения, доле специалистов, занятых в народном хозяйстве Тува вплотную приблизилась к среднему по стране уровню. Увеличивалась сеть учреждений социальной сферы, расширялось жилищно-коммунальное хозяйство - соответственно росли и расходы бюджета.
Производственный потенциал республики создавался и развивался в рамках плановой экономики. Развитие промышленности носило сырьевой характер, задачи рентабельности производства не ставились, крупные предприятия дотировались за счет отраслевой прибыли федеральных и союзных министерств.
Основой транспортной схемы был и пока остается самый затратный автомобильный транспорт. Не удалось пока добиться строительства железной дороги. Водный транспорт до сих пор имеет ограниченное применение. Не была решена кардинально энергетическая проблема.
Поэтому начавшееся с 1992 г. падение производства, ухудшение финансового состояния предприятий, нараставшие бюджетные проблемы были результатом не только стремительного вхождения в рынок, разрушения вертикали системы управления, утраты оборотных средств, спросовых огра-
ничений, наконец, ошибок как федерального, так и республиканского уровня, но и следствием диспропорций и проблем, заложенных многие десятилетия назад. Попросту говоря, с прекращением финансовой поддержки многие производства оказались неконкурентоспособными в условиях рынка, резко снизили объемы или прекратили работу. В целом объем промышленного производства снизился вдвое. В сельском хозяйстве положение усугубилось возникшим диспаритетом цен на сельхозпродукцию и необходимые материально-технические ресурсы. Поголовье скота сократилось в 2 раза, соответственно - производство мяса и молока.
В этих условиях перед Правительством Тывы встал вопрос - как выжить республике? Как создать экономику, дающую доходы, необходимые для содержания социальной сферы? Был разработан ряд программных документов, приняты очень важные решения федеральных органов, в том числе два Указа Президента Российской Федерации и три постановления Правительства Российской Федерации, направленных на стабилизацию социально-экономического положения Республики Тыва и создание условий для устойчивого роста доходной части республиканского бюджета.
Сформирована рыночная инфраструктура. Действует рынок ценных бумаг, рынок жилья, имущественных комплексов. Созданы коммерческие банки. В производственной отрасли и сфере торговли и услуг преобладают предприятия частной и смешанной форм собственности.
Благодаря принимаемым мерам удалось добиться некоторых положительных сдвигов: увеличения объема валового регионального продукта, промышленного производства, валовой продукции сельского хозяйства (табл. 1). В 1998 г., наконец,
Таблица 1
Основные показатели социально-экономического развития Республики Тыва за 2000-2004 гг.
Показатель Ед. изм. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г., прогноз
ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ в сопоставимых ценах в % к пред. году 103,1 114 102,3 103,2 105,9
ПРОДУКЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, индекс физ. объема в % к пред. году 110,3 104,6 100,3 107,2 107,0
ПРОДУКЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА в сопоставимых иенах в % к пред. году 100 107,7 96,4 104,3 103,0
ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ в сопоставимых ценах в% к пред. году 65,5 253,4 104,4 105,0 142,8
ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ в сопоставимых ценах в % к пред. году 112,3 111,2 116,0 111,2 104,6
ОБЪЕМ ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ в сопоставимых ценах в % к пред. году 90,3 92,3 109,7 103,3 112,2
ЧИСТЫЙ ЭКСПОРТ млн дол. 0,1 3.5 1,5 4,5 2,7
ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ в % к пред. году 114,3 127,4 130,7 106,5 108,7
УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ % 3,6 7,7 8,4 9,2 11,4
Таблица 2
Динамика индекса физического объема промышленного производства по Республике Тыва и Российской Федерации в 1997-2004 гг. (в % к 1997 г.)
150 125 100 75 50 25 О
117 в 133,2^ 123 142,5 140
100 96,4 106,6 114,7 =4=-124,8 ,32'2 120,3
94,а 102,5
- Республика Тыва
»8872. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г.
прогноз
Таблица 3
Динамика розничного товарооборота по Республике Тыва и Российской Федерации в 1997 - 2004 гг. (в % к 1997г.)
140 120 100 80 60 40 20 0
100 97 07 1126-7 97 114.7
100 100^ ЛР-^?*^ 104,1 93.6
83,4
-*- Республика Тыва
Российская Федерация
1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г.
прогноз
Таблица 4
Динамика реальных располагаемых доходов населения по Республике "Шва и Российской Федерации в 1997-2004 гг. (в % к 1997 г.)
1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г.
прогноз
смогли остановить спад производства в промышленности. С 1997 по 2003 г. объем промышленного производства увеличился на 33,2% (табл. 2). Возросла добыча золота на 43,6%, производство сборного железобетона - в 4 раза, кирпича - в 3, нерудных материалов - в 9,4, шерсти мытой - в 23, ковровых изделий - в 4, пряжи - в 2,5 раза, объем продукции пищевой промышленности возрос на 43,5%.
В сельском хозяйстве преобладает частный сектор, развиваются аратские (крестьянские) хозяйства. Стабилизируется сельскохозяйственное производство. С 2000 г. увеличивается производство валовой продукции сельского хозяйства, возросло поголовье всех видов скота. Ежегодно возрастает розничный товарооборот (табл. 3). Автомобильный транспорт обеспечивает потребности экономики в перевозках грузов и пассажиров.
За 1992 - 2003 гг. в республике за счет всех источников финансирования освоено 3,6 млрд руб. капиталовложений (в ценах соответствующих лет), введено 445 объектов, в том числе овчинно-шуб-ная фабрика, фабрика первичной обработки шерсти, производство шерстяной пряжи и ковровых изделий, реконструированы швейно-трикотажная фабрика в Ак-Довураке, швейная фабрика в Кызыле, войлочно-пимокатный завод, машзавод в Кызыле, ведется техперевооружение комбината «Туваасбест», построена малая ГЭС в п. Кызыл-Хая, два моста через р. Енисей, автодороги, объекты связи, линии электропередачи. Созданы малые предприятия по переработке древесины, производству кондитерских, колбасных изделий и копченостей, другие производства.
Появились новые социальные объекты: расширился Тывинский университет, вступили в строй школы, детские сады, интернаты, спортзалы, лечебно-профилактические учреждения, объекты культуры, коммунального хозяйства. Объем инвестиций за 1997 - 2003 гг. возрос в 3,7 раза.
Но что еще важнее - опережающая динамика уровня жизни населения республики: в реальном выражении доходы населения за 1997 - 2003 гг. выросли в 1,5 раза (табл. 4), средняя пенсия - в 3,7 раза и средняя заработная плата - почти в 5,7 раза. Улучшилось соотношение среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума, с февраля 2002 г. доходы опережают прожиточный минимум на 23 -26%.
Улучшаются финансовые показатели работы отраслей хозяйства и предприятий республики. Растут собственные доходы бюджета республики.
Несмотря на принимаемые Правительством Республики Тыва активные меры, развитие экономики все еще остается на относительно низком уровне. По оценке Минэкономразвития России республика относится к регионам с депрессивной экономикой, производит на душу населения валового регионального продукта 24,1%, вкладывает инвестиций - 18,7%от среднероссийского уровня. Поэтому и основные фонды отраслей экономики (по полной балансовой стоимости) составляют 43,3%, уровень финансовой обеспеченности - 47,7% от общероссийского показателя надушу населения.
В этих условиях Правительство Тывы разработало с привлечением ученых Программу социально-экономического развития республики до 2010 г. Программа направлена на реализацию комплекса быстроокупаемых проектов, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, освоение крупных месторождений полезных ископаемых общероссийского значения (золото, уголь, полиметаллы), развитие малого бизнеса, решение социальных проблем населения республики, проведение в республике масштабных институциональных преобразований, приватизации республиканской собственности, избавление от неэффективных государственных предприятий, реформи-
рование до современного уровня управления и информационного обеспечения деятельности органов власти, развитие платных услуг, в том числе и туризма, решение экологических проблем.
В результате реализации проектов и мероприятий указанной Программы в полном объеме валовой региональный продукт в 2010 г. составит 17,6 млрд. руб. и увеличится по сравнению с 2003 г. в 2,7 раза. В расчете на год платежи составят в федеральный бюджет - 1,5 млрд руб., в республиканский бюджет -1,8 млрд руб. Дотационность бюджета снизится с 80% в 2003 г. до 47,9% в 2010 г. Будет сохранено и вновь создано около 5 000 рабочих мест, снизится уровень безработицы с 11,7 до 7,8%.
Намеченных целей, естественно, можно достигнуть только при условии активного привлечения инвестиций, развитию новых технологий, транспортной инфраструктуры. Поэтому Правительство Республики Тыва приглашает российских и зарубежных инвесторов к взаимовыгодному сотрудничеству в сфере экономики.
В свою очередь, республика в лице Правительства и Великого Хурала принимает меры по созданию условий для защиты инвестиций, обеспечению эффективной работы инвесторов на территории Тувы.