Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития фармацевтического рынка Беларуси на современном этапе'

Состояние и тенденции развития фармацевтического рынка Беларуси на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития фармацевтического рынка Беларуси на современном этапе»

ИД АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Состояние и тенденции развития фармацевтического рынка Беларуси на современном этапе

Закономерности развития рыночных отношений накладывают отпечаток на развитие рынка страны в целом и фармацевтического рынка в частности. Правда, порой за такими понятиями, как«объем рынка»,«объем продаж» совсем забывается такая дефиниция, как«здоровье населения». Можно ли сказать, что падение спроса на лекарственные средства взаимосвязано с тем, что люди стали здоровее? Разобраться в тенденциях развития фармацевтического рынка на современном этапе помог в интервью исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей в Беларуси В.С. Петров.

- Валентин Степанович, как Вы можете охарактеризовать современный рынок лекарственных средств Беларуси?

- Объем лекарственного рынка и здоровье человека, конечно, взаимосвязанные понятия. Для эффективности лекарственной терапии имеет большое значение как ассортимент представленных в аптеках лекарственных средств, так и их качество. Текущее состояние фармацевтического рынка страны по объему продаж можно охарактеризовать как откат от пиковых значений 2013-2014 гг., когда было достигнуто некоторое равновесие в розничном и госпитальном обороте лекарственных средств и выравнивание по средневзвешенным показателям с рынками соседних стран, прежде всего с Россией, в определенной мере с Казахстаном. Тогда мы достигли психологически важного рубежа в объеме рынка в оптовых ценах - более одного миллиарда долларов США.

По итогам 2015 г. рынок лекарственных средств Беларуси, к сожалению, сократился на 22%. Согласно данным очередного обзора, фармацевтический рынок страны продолжает падение - во II квартале отмечается сокращение продаж в денежном выражении почти на 2% в сравнении с показателями I квартала, особую настороженность вызывает падение доли госпитального сектора. Тем не менее в стране не наблюдается острого дефицита лекарственных средств, и данные показатели можно отнести к макроэкономическим тенденциям у нас в стране и ближнем зарубежье.

С точки зрения международных компаний, лекарственный рынок Беларуси сравнительно молодой и, по некоторым показателям, находится на начальном этапе развития. Например, для профессиональной маркетинговой работы на рынке страны важным инструментом является скрупулезный анализ не только движения товаров, но и детальное изучение множественных факторов, влияющих на это движение. Эта работа может быть выполнена только специализированными операторами рынка. Кроме того, эта услуга не является искусственно внедренной, необходимость ее существования диктует сам рынок. К сожалению, в настоящее время службы маркетинга фармацевтических компаний пока не имеют такого инструментария в портфеле предложений со стороны специализированных компаний. Осталось простое отражение объема рынка и динамики его развития, тем не менее мы очень

благодарны специализированным компаниям за их данные по мониторингу продаж в стране.

- Что, на Ваш взгляд, послужило тому причиной? Какие действия можно предпринять, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?

- Во II квартале текущего года мы уже отмечаем сокращение рынка на 10% по отношению к цифрам II квартала 2015 г. Это огорчает. Активность международных производителей в связи с этим падает, так как не достигаются плановые показатели, сворачиваются многие проекты. Маркетинговая активность фармацевтических компаний играет большую роль в организации системы здравоохранения в стране. Ведутся обучающие программы врачей, среднего медицинского персонала, в медицинское сообщество привносится устоявшаяся мировая культура, новейшие технологии лечения. Мы стоим на пороге величайших открытий в области онкологии и иммунологии, и предложение непрерывности процесса связи врачебного сообщества с последними мировыми достижениями в лекарственной терапии играют большую роль. Никто не сможет заставить врача обладать актуальной информацией в своей сфере деятельности, это только внутренняя потребность и неразрывность с профессиональным информационным пространством. Активность фармацевтических компаний и является тем связующим звеном врача и передового фронта развития отрасли. Причем, заметьте, врачу эта информация предлагается в самом удобном для него виде - готовая для понимания и бесплатная.

Вернусь к разговору о причинах падения рынка. Существует много факторов. Во-первых, это кризисные явления в соседних государствах, что непременно затронуло и нашу страну. Во-вторых, активная политика Министерства здравоохранения Республики Беларусь по импортозамещению. Действительно, цены на некоторые лекарственные препараты понизились, но мы также чувствуем и ограниченность выбора или, лучше сказать, сокращение разнообразия лекарств на прилавках аптек. Конечно, как врач, так и пациент могут обойтись одним торговым наименованием лекарственного средства. Но существует выражение: как не бывает одинакового пациента, так и не бывает одинакового лекарства. Эффективность препарата доказана при регистрации, но его действие - усредненное, терапевтическая эквивалентность лекарств других торговых наименований не всегда одинакова. Возможно, она связана с эффектом плацебо, но пациент от этого не чувствует себя комфортнее.

№ 9 • 2016

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ

Актуальное интервью

- Насколько, на Ваш взгляд, целесообразно увеличивать процент импортозамещения в здравоохранении? Существует ли «золотая середина»?

- Импортозамещение - важная и необходимая для страны стратегия развития индустрии. Но в современном мире мы не можем достичь лекарственной независимости. Большинство отечественных лекарственных препаратов производится из импортного сырья. Так уж исторически сложилось, что специализация в производстве сырья сосредоточилась в Индии и Китае, и мы будем зависимы от этих стран в мировом разделении труда так же, как и другие индустриально развитые страны. Конечные производственные циклы - таблетирова-ние, упаковка - непременно важны для создания культуры производства, приближения отечественных стандартов к Европейскому уровню и последующей интеграции в полный цикл производства. Но это занимает длительный период времени, и хотелось бы, чтобы он происходил эволюционно, без революций. «Золотой середины» здесь, по моему мнению, не может быть, превалирует только динамика развития фармацевтической индустрии. Согласно диалектике развития, индустрия будет ставить перед собой все новые и новые цели и успешно достигать их.

Для развития рынка важен фактор свободы развития и наличие конкуренции. Именно конкуренция является основным фактором насыщения рынка качественным товаром и диктует оптимальное соотношение импортных и отечественных товаров. Отечественные товары должны конкурировать с импортными, хочется надеяться, что ведомство с красивым названием МАРТ - Министерство антимонопольного регулирования и торговли -внесет свой вклад в создание прозрачного и открытого фармацевтического рынка в Беларуси.

- Пациент «голосует рублем». Не будем лукавить, многие оказались не готовы к тому, что с аптечных полок исчезли уже зарекомендовавшие и знакомые на протяжении долгого времени иностранные препараты... Сегодня зарубежные фармацевтические компании несколько ограничены в возможностях, несмотря на заслуженный авторитет представленных брендов среди врачей и пациентов, уходят с белорусского рынка...

- По моим данным, зарубежные фармацевтические компании не уходят с нашего рынка. Возможно, сложилось такое впечатление от того, что маркетинговая активность компаний снизилась по уже названным причинам. Мы об этом сожалеем, но надеемся, что рынок восстановится.

Мы возлагаем большие надежды на создание единого фармацевтического рынка стран Евразийского экономического союза. Понятно, что активность зарубежных фармацевтических компаний во многом зависит от объема рынка, и образование единого рынка с 200-миллионным населением непременно внесет позитивные изменения как для отечественных, так и для международных производителей лекарственных средств.

- Складывается впечатление, что отечественные производители не спешат использовать сложившиеся преференции, скорее, наблюдается снижение активности, ведь пациент купит то, что представлено в аптеках.... Возможно, это предвзятое мнение... Насколько активно белорусские предприятия продвигают

свою продукцию? Можно ли сравнить усилия маркетинговых служб отечественных предприятий и зарубежных компаний?

- Любое производство, будь оно непосредственно под протекцией государства или функционирует независимо, нуждается в обособленной структуре продаж, внутренней или внешней. Данная структура или компания непременно должна быть укомплектована специалистами высокого профессионального уровня именно в области продаж и маркетинга. В мировой практике крупнейшие производители зачастую передают свою продукцию маркетинговым компаниям для организации продаж. Технология продаж отличается от производства и поставок, товар сам по себе не может продаваться, находясь на складе у оптового поставщика.

В мире существует даже такой маркетинговый прием, как взаимопроникновение продукции одних производителей в маркетинговые сети других производителей, так называемый партнерский продукт. Это говорит о том, что в маркетинге важна профессиональная специализация и фирма, которая, возможно, имеет у себя профессиональную маркетинговую службу, тем не менее передает часть своей продукции конкуренту для оптимизации продаж.

- Валентин Степанович, что, по Вашему мнению, даст создание единого фармацевтического рынка? Какие перспективы для представителей фармацевтического рынка Беларуси откроются в таком случае?

- На едином рынке, предполагается, будут действовать единые правила регистрации лекарственных средств с концепцией референтной страны и страны признания. Проще говоря, референтная страна - это государство, где проводится регистрация, а страна признания - признает достаточность регистрационных документов, представленных в референтной стране. В случае предложения более выгодных условий и удобства порядка регистрации по сравнению с другими странами-участницами Евразийского экономического союза Беларусь может специализироваться, например, на проведении регистрации и стать своего рода «регистрационной гаванью» для международных производителей. В этом случае активность зарубежных производителей в нашей стране значительно повысится, государственный бюджет получит дополнительные поступления от регистрационной деятельности.

Кроме того, развитие фармацевтической индустрии страны получит новый толчок - локализация производства международных производителей в Беларуси может стать более выгодной, чем в России. Это очень важно для экономики нашего государства. Так, на примере России с населением в 140 млн человек, стоимость локализации производства флагманов мировой фармацевтической индустрии составляла от 80 до 100 млн долларов. Только в условиях здоровой конкуренции возможно развитие, движение вперед. В таком случае только свободный и прогнозируемый рынок привлекателен для инвестиций, так как для фармацевтической индустрии важна перспектива с горизонтом в 20-30 лет и стабильность законодательства.

Подготовила Татьяна Ясевич, редакция журнала«Медицинские новости»

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ

№ 9 •2016

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.