Научная статья на тему 'Развитие Российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений'

Развитие Российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
585
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКУПКИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЛЬГОТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН ЛЕКАРСТВАМИ / HUMAN HEALTH / PHARMACEUTICAL MARKET / GOVERNMENT REGULATION AND PROCUREMENT OF MEDICINES / IMPORT SUBSTITUTION / PREFERENTIAL PROVISION OF CITIZENS WITH MEDICINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова Е. В.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в связи с введением в России программ по импортозамещению, связанными с внешней геополитической обстановкой, возникла необходимость обеспечения населения в фармпрепаратах отечественного производства. В статье рассмотрены основные инициативы, приводящие к усилению роли отечественных производителей лекарственных средств на данном сегменте рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митрофанова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Relevance of this study stems from the fact that in connection with introduction in Russia of programs of import substitution associated with the external geopolitical environment, there is a need of providing the population with medicines in the domestic production. The article describes the main initiatives leading to the strengthening of the role of domestic manufacturers of medicines on this segment of the market.

Текст научной работы на тему «Развитие Российской фармацевтической отрасли в условиях внешнеэкономических ограничений»

УДК 615.1+339.9 ББК 65.305.83+65.5 М 67

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ

(Рецензирована)

Митрофанова Елена Владимировна,

магистрант Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (905) 494 22 07, e-mail: elenamitrofanova_2@mail.ru

Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в связи с введением в России программ по импортозамещению, связанными с внешней геополитической обстановкой, возникла необходимость обеспечения населения в фармпрепаратах отечественного производства. В статье рассмотрены основные инициативы, приводящие к усилению роли отечественных производителей лекарственных средств на данном сегменте рынка.

Ключевые слова: здоровье человека, фармацевтический рынок, государственное регулирование, закупки лекарственных средств, импортозамещение, льготное обеспечение граждан лекарствами.

THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN PHARMACEUTICAL INDUSTRY IN TERMS OF FOREIGN ECONOMIC RESTRICTIONS

Mitrofanova Elena Vladimirovna,

undergraduate of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (905) 494 22 07, e-mail: elenamitrofanova_2@mail.ru

Summary. The Relevance of this study stems from the fact that in connection with introduction in Russia of programs of import substitution associated with the external geopolitical environment, there is a need of providing the population with medicines in the domestic production. The article describes the main initiatives leading to the strengthening of the role of domestic manufacturers of medicines on this segment of the market.

Keywords: human health, pharmaceutical market, government regulation and procurement of medicines, import substitution, preferential provision of citizens with medicines.

В современном обществе одним из ведущих признаков качества жизни является уровень здоровья человека. Как отмечает, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека - это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Основную функцию по сохранению здоровья населения несет система здравоохранения страны, одним из основных направлений которой является фармацевтическая отрасль.

Одной из особенностей современного рынка в фармацевтической промышленности, является то, что 73% лекарств, производятся за пределами России и ввозятся из-за рубежа (по данным Б8М§гоир) [1]. Несмотря на то, что введенные ограничения не влияют напрямую на импорт медикаментов и оборудования для фармацевтической промышленности, тем не менее, отмечается влияние этих ограничений на общую экономическую ситуацию в стране. Это привело к необходимости более пристального внимания государства к фармацевтическому рынку, как к социально значимому сектору экономики.

На государственном уровне разработаны основные направления законодательного регулирования фармацевтической отрасли в стране:

государственное регулирование, централизация закупок лекарственных средств, импортозамещение, консолидация аптечной розницы, программа дальнейшего развития одиночных аптек и малых сетей.

В число антикризисных мер, разработанных правительством Российской Федерации, вошли инициативы, касающиеся лекарственного обеспечения. Так в связи с тем, что производство и продажа дешевых препаратов входящих в список жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП) (в 2015 г. 608 наименований) нерентабельна, то Правительством РФ предложена разовая индексация цен на препараты нижнесреднего стоимостного сегмента (с ценой до 50 руб.). Предлагаемая индексация была осуществлена на уровне 30 %, путем предоставления субсидий на финансирование части затрат, связанных с производством ЖНВЛП этого сегмента по ограниченному перечню. Помимо этого планировалось разработать индексацию цен на лекарственные препараты нижнего ценового сегмента.К великому огорчению, данные инициативы реализованы не полностью, а срок исполнения перенесен на 2016 г.

Одним из антикризисных мероприятий государства стало ограничение участия в госзакупках иностранных компаний, если заявленный препарат выпускают два и более Российских производителя (так называемое «Третий лишний»). Результатом стало постановление Правительства РФ №102 от 05.02.2015г., предусматривающее обязательство заказчика при закупках для государственных и муниципальных нужд медицинских изделий, включенных в утвержденный указанным постановлением перечень, отклонить все заявки с предложениями о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, кроме Армении, Беларуси и Казахстана, при условии, что подано не менее двух заявок, которые:

- одновременно содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Россия, Армения, Беларусь или Казахстан;

- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

В России разработана государственная программа импортозамещения «Фарма - 2020», в соответствии с которой ведется работа по 130 проектам производства российских лекарственных средств. Пока же Россия остается импортозависимой страной, а первые места в рейтингах производителей медикаментов принадлежат иностранным фирмам.

Следующим направлением поддержки отечественной фармацевтической отрасли стало допол-

нительное выделение из федерального бюджета 16 млрд. руб. для обеспечения льготного лекарственного обеспечения. Это позволило закупку лекарственных средств для льготных категорий граждан в 2015 г. увеличить на 20% по сравнению с предыдущими годами (по данным DSM group) [1, 8, 11].

Централизованная потребность страны в медикаментах финансируется за счет государственного заказа. Он формируется на основе Федерального закона № 2859-1 от 28.05.1992 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» и приказов Минздрава РФ, конкретизирующих объем заказа на текущий год. Первым источником финансирования рецептурного рынка является государственный заказ, который подразделяется на закупки медикаментов для общегосударственных и региональных нужд:

- на федеральном уровне заказ призван обеспечить медикаментами нужды армии; потребность в лекарствах по линии министерства по чрезвычайным ситуациям; запросы больниц и клиник центрального подчинения; а также должен поддерживать на соответствующем уровне государственные резервы;

- на региональном уровне государственный заказ в основном определяется потребностями лечебных учреждений, находящихся на бюджетном финансировании. За счет местных бюджетов также финансируется оплата льготных рецептов при амбулаторном лечении.

Вторым источником централизованных поставок медицинских препаратов и оборудования является финансирование за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). Отчисления в Федеральный фонд ОМС по действующему законодательству вносятся работодателями и установлены в размере 5,1 % от фонда оплаты труда персонала.Фонд ОМС оплачивает медикаменты, используемые при лечении в стационарах, а также при оказании скорой и неотложной помощи. За медицинские услуги, оказываемые неработающему населению, платят местные органы самоуправления.

Объемы закупок медицинских препаратов на фармацевтическом рынке России ежегодно растут. Так в 2015 г. объем составил 1 259 млрд. руб., что на 9,3 % больше уровня предыдущего года. Такой рост обусловлен повышением цен и изменением структуры закупок. В натуральном выражении в 2015 г. было закуплено медпрепаратов на 4,2 % меньше, чем было в 2014 г.

Регулирование фармацевтического рынка осуществляется как на федеральном уровне, так и на региональном. Так, например, на территории Краснодарского края утверждена государственная

программа «Развитие здравоохранения» [2], которая предусматривает совершенствование системы льготного лекарственного обеспечения граждан и системы территориального планирования здравоохранения Краснодарского края.

Законом Краснодарского края от 22 декабря 2014 г. № 3081-К3 «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 годов» утверждены основные параметры системы бесплатного здравоохранения Кубани [3].

Этим законом определены виды и объемы медицинской помощи, которая будет оказываться бесплатно гражданам на территории Краснодарского края за счет средств Фонда обязательного медицинского страхованияи краевого бюджета. Установлены средние нормативы объема медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе, и средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи. Оговорены условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи и лекарственного обеспечения (в т. ч. условия реализации предусмотренного законодательством права на выбор врача), сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, условия пребывания в стационарах, условия и сроки диспансеризации для отдельных категорий населения, порядок реализации права на внеочередное получение медицинской помощи гражданами отдельных льготных категорий. Установлены целевые критерии доступности и качества медицинской помощи. Утвержден перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы.

В 2015 г. на охрану здоровья одного жителя края предполагалось израсходовать в среднем по 11,6 тыс. (т.е. на 12,1 % больше, чем было предусмотрено стартовым вариантом программы предыдущего года); общий объем средств, выделяемых на здравоохранение из краевого бюджета и бюджета территориального ФОМС, должен составить около 60,6 млрд. руб. (это на 5,5 млрд. руб. больше, чем в 2014 г.).

Доля отечественных лекарств, закупаемых за бюджетные средства Краснодарского края ежегодно растет. Так в 2013 г. отечественные препараты составляли 50,0 %, а в 2015 г. - уже 64,0 % от общего объема закупок.

В Краснодарском крае принят закон об организации продажи лекарственных средств в обособленных подразделениях медицинских организаций тех населенных пунктов, где нет аптек. Это позволило повысить доступность лекарств для сельских жителей. Разрешение на розничную продажу лекарств

уже получили около 500 подразделений и планируют получить еще около 100. Теперь за лекарствами не надо ехать в город или районный центр. Кроме того, планомерно создается сеть государственных аптек. Это упростит решение многих вопросов в сфере лекарственного обеспечения граждан [2].

Одной из особенностей Краснодарского края является высокая посещаемость граждан из других субъектов Российской Федерации (более 13 млн. чел.) в летнее время, которые также нуждаются в медицинских препаратах, и в т. ч. граждане, имеющие право на льготное приобретение лекарств. Таким пациентам в 2015 г. году отпущено лекарств более чем по трем тысячам рецептов.

Следовательно, для оптимального развития рынка медицинских препаратов необходимо дополнительно разработать и решить некоторые вопросы, например, внедрить параллельный импорт лекарственных средств в страну, ввести принудительное лицензирование отдельных препаратов, разрешить продажу безрецептурных лекарств вне аптек и др.

В связи с геополитической обстановкой в мире, в России произошло изменение целей государственной политики в отношении особенно важных для национальной безопасности областях. Одной из таких областей является рынок фармацевтических препаратов. Для достижения цели создания условий для развития данного сегмента рынка в России вышло Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 305 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 гг.» (30 декабря 2015 г. внесены изменения и дополнения). Данная программа имеет в своей основе следующие подпрограммы (в том числе федеральные целевые программы):

- подпрограмма 1 «Развитие производства лекарственных средств»;

- подпрограмма 2 «Развитие производства медицинских изделий»;

- подпрограмма 3 «Совершенствование государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий»;

- федеральная целевая программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»

Однако следует отметить, что в конце 2014 г. отрасль медицинской и фармацевтической промышленности подверглась серьезному удару, связанному с введением санкций в отношении Российской Федерации со стороны западных стран [10]. Многие предприятия потеряли оборотные

средства, что привело к частичному закрытию производственных линий. Ослабление национальной валюты привело к удорожанию импортируемых расходных материалов, субстанций, что также вынудило предприятия понести дополнительные расходы. А в 2016 г. отрасли необходимо выйти на контрольные цифры, заложенные в государственной Стратегии развития медицинской и фармацевтической промышленности. Однако перед предприятиями на сегодняшний день стоит задача не столько дальнейшего развития, сколько удержание своих позиций. Попробуем провести анализ мер, проведенных российским правительством за текущий период [12].

Отметим ранее возникающие сложности с регистрацией новых препаратов, потратив значительные средства на развитие новых производственных линий, производители имели трудности при регистрации нового медицинского препарата, так как при нахождении ошибок в документации, процесс регистрации запускался по новому полному циклу 110 дней.

Росздравнадзор в плане поддержки отечественного производителя планирует разработать упрощение процедуры регистрации. В конце 2014 г. вышло постановление Правительства РФ №670 «О внесении изменений в правила регистрации медицинских изделий». У заявителя появилась возможность предоставлять дополнительные сведения на любом этапе экспертизы качества и безопасности медицинских изделий. Это позволило в три раза снизить количество отказов при регистрации. Ожидается выход приказа Минздрава РФ №1353 об упрощении процедуры регистрации для медиз-делий 1-го класса риска (процедуру предлагается проводить в один этап). Росздравнадзор просит разрешить ему проводить бесплатные консультации для производителей по предрегистрационной экспертизе досье.

Рассматривается возможность возмещать за счет средств федеральных программ расходы производителей на процедуру регистрации. На сегодня стоимость проведения испытания составляет до 100 тыс. руб., клинических испытаний - до 400 тыс. руб., а экспертиза качества и эффективности - от 45 до 115 тыс. руб. Данная мера также направлена на поддержку отечественного производителя [9].

В рамках утвержденного законодательным актом плана Министерство промышленности и торговли Российской Федерации подготовило проект постановления по субсидированию процентной ставки по привлекаемым кредитам под оборотный капитал (постановление №214 вышло 12 марта 2015 г.) В планах внедрение механизма субсидирования ключевой ставки, что позволит активно поддер-

жать предприятия в рамках ведения хозяйственной деятельности. На эти цели государством выделены 20 млрд. руб. Субсидия будет распространяться на все отрасли промышленности, в том числе медицинскую и фармацевтическую.

В Минпромторге России создана рабочая группа по антикризисным мерам, которая работает с определенным списком предприятий. Еженедельно предприятия предоставляют ведомству оперативную информацию о своей деятельности, на основании которой министерство проводит мониторинг проблем, с которыми они сталкиваются (кредиты, банки и др.), стараясь их решать.

Министерством также создан Фонд развития промышленности после принятия закона «О промышленной политике». Фонд финансирует пред-проектные и проектные работы в части инвестиционного цикла проектных решений промышленных предприятий. Предприятия фармацевтической и медицинской промышленности, реализующие инвестиционные проекты, могут обращаться в Фонд и получать финансирование в части льготного кредитования по ставке 5%.

В министерстве работают над созданием инструмента по выдаче субсидий на разработку и производство субстанций. Минпромторг выступил за увеличение вдвое, до 400 млн рублей, максимального размера правительственных субсидий на разработку и внедрение новых отечественных лекарств. Также предлагается расширить список фармком-паний, имеющих право претендовать на бюджетное финансирование. Это поможет покрыть часть затрат на проведение клинических исследований лекарств.

Кроме того, Минпромторг предложил ряд послаблений для получателей государственной помощи, например, исключить обязательное требование о наличии у заявителя лицензии на производство лекарственных средств. Для поддержки проектов, предполагающих длительные клинические исследования, предложено увеличить максимальный срок вывода разработанного препарата в оборот с трех до четырех лет. Также расширен перечень затрат, которые разрешается финансировать за счет субсидии. Теперь в него включены выплаты участникам лабораторных, клинико-диагностических исследований, затраты на подготовку документов, необходимых для получения разрешения на проведение клинического исследования сторонними организациями, расходы на заработную плату специалистов, имеющих высшее фармацевтическое, медицинское, биологическое или химическое образование [6].

В 2009 году, в прошлый экономический кризис, появилась такая антикризисная мера, как ме-

тодика ценообразования на лекарственные препараты. Эта мера в течение пяти лет привела к вымыванию с рынка дешевой номенклатуры лекарственных средств. В результате данной меры заводам проще останавливать цеха, чем терпеть убытки от поставок препаратов по ценам, которые не соответствуют себестоимости. В методике регистрируется начальная цена производителя, а конечная цена ни кем не регулируется. В основном методика используется для создания государственного реестра цен, по 500-600 наименованиям регистрируется более 19 тыс. цен. Разница в пределах одного международного непатентованного наименования (МНН) составляет иногда разы. Максимальная зафиксированная Федеральной антимонопольной службой разница - 60 раз. Есть предложение в ситуации, где в рамках одного МНН есть множество препаратов, регистрировать цену за 1 миллиграмм действующего вещества, и отразить этот принцип в новой методике [2]. В августе 2016г. подтвердилась информация о том, что в России появится единый фармацевтический реестр. Программный продукт, который объединит информацию из всех уже существующих профильных баз данных: Государственного реестра лекарственных средств, реестра Федерального института промышленной собственности, реестра Росздравнадзора и прочих; разработает компания «Платформа».

С 2011 по 2014 год Минпромторг России заключил 132 государственных контракта на разработку технологии и организацию производства лекарств, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). На их реализацию в 2011-2015 гг. было привлечено 4,5 миллиарда рублей за счет средств федерального бюджета и 8,2 миллиарда собственных средств предприятий. В результате уже сейчас стали доступными 40 новых препаратов отечественного производства для лечения онкологических, инфекционных, сердечно-сосудистых заболеваний, гемофилии. Только за 7 месяцев с.г. зарегистрировано 11 импортозамещающих препаратов из перечня, разработанных за годы реализации Федеральной Целевой Программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Согласно указу президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года доля отечественных препаратов по номенклатуре перечня ЖНВЛП должна быть доведена к 2018 году до 90 процентов. По состоянию на 12 сентября она уже превысила 76 процентов [7, 13].

В число антикризисных мер входящих в Распоряжение правительства РФ от 27.01.2015 г. №98-р «Об утверждении плана первоочередных

мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», включена часть инициатив, касающаяся лекарственного обеспечения. Во втором и третьем чтении Государственная Дума РФ приняла законопроект, исключающий правовую неопределенность в сфере госрегулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП). В пояснительной записке к документу указывается, что в предыдущей редакции закона №61-ФЗ возникало неоднозначное толкование термина «фактическая отпускная цена», что влекло за собой неодинаковые подходы к осуществлению госконтроля в регионах. Изменения были внесены в закон об обращении лекарственных средств, согласно которым из статьи 61 этого закона исключается положение о том, что организациями оптовой и розничной торговли не допускается реализация и отпуск ЖНВЛП по ценам, уровень которых с учетом предельной оптовой надбавки и предельной розничной надбавки превышает размер фактической отпускной цены.

Помимо этого, в новом законе прописано, что взаимозаменяемость лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных до 1 июля 2015 года, проводится путем сравнения с референтным лекарственным препаратом в установленном правительством порядке и по параметрам закона об обращении лекарственных средств.

Кабинет министров Российской Федерации рассмотрел законопроект о создании централизованной системы государственного контроля качества работы медицинских и фармацевтических организаций, подразумевающий ужесточение административной ответственности за нарушения правил продажи лекарств.

В настоящее время в области охраны здоровья и обращения лекарственных средств есть ряд обязательных требований, за нарушение которых сегодня практически никто не отвечает. Они касаются и некоторых вопросов оказания медицинской помощи, и необоснованного завышения цен на жизненно необходимые лекарства.

Теперь при завышении цен на лекарственные препараты, входящие в перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов, деятельность аптеки может быть ограничена на срок до 90 дней.

Следующим пунктом распоряжения стало ограничение участия в госзакупках иностранных компаний, если заявленный препарат выпускают два и более Российских производителя. Результатом стало постановление Правительства РФ №102 от 05.02.2015г. [5], предусматривающее обязательство заказчика при закупках для государственных

и муниципальных нужд медицинских изделий, включенных в утвержденный указанным постановлением перечень, отклонить все заявки с предложениями о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, кроме Армении, Беларуси и Казахстана, при условии, что подано не менее двух заявок, которые:

- одновременно содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Россия, Армения, Беларусь или Казахстан, и не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя. Данное постановление было направлено на поддержку отечественных производителей лекарств. Существенной экономии удалось достичь после вывода на рынок сразу нескольких дженериков одного из онкологических препаратов. Это позволило к 2015 г. снизить цену в расчете на один мг действующего вещества более чем в 85 раз по сравнению с 2011-м. Бюджетная экономия за 4 года составила 13,7 миллиарда рублей, в среднем 3,4 миллиарда в год. Однако с 1 января 2017 г. упаковки будет недостаточно для того, чтобы считать лекарство российским. Постановление правительства №1289, которое ограничивает участие иностранных производителей в государственных торгах по закупке лекарств, предусматривает до конца 2016 г. достаточной упаковку лекарственных средств, для того, чтобы лекарство считалось российским. С начала 2017 г. препарат будет считаться российским, если в нашей стране осуществлялось производство готовой лекарственной формы.

В 2015 г. определяющим вектором развития фармацевтического рынка в России, который во многом определяется государством, стал процесс импортозамещения лекарственных препаратов. Стратегической целью импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке становится удовлетворение потребности населения в доступных, качественных и эффективных препаратах. В этой связи процесс перехода российских производителей на международные стандарты ОМР(надлежащей производственной практики), а также тренды на локализацию производства в Российской Федерации зарубежных компаний способствуют развитию отечественной фармацевтической промышленности. С 1 января 2017 года в стране начнется эксперимент по маркировке некоторых видов лекарственных препаратов, который позволит прослеживать движение каждой пачки от производителя до потребителя. Данный эксперимент необходим для исключения из рынка так называемых «серых»:фальсифицированных, недоброкачественных или контрафактных лекарственных

средств. Минздрав предлагал провести эксперимент в период с 1 января по 31 декабря 2017 года, проект находился в стадии публичного обсуждения.

Таким образом, следует отметить, что на сегодняшний день государственное регулирование законодательства способствует достижению поставленных целей по постепенному развитию фармацевтической и медицинской промышленности, однако представленные меры недостаточны, так как должны работать «здесь» и «сейчас», а в большинстве случаев все ещё находятся на грани разработки и внедрения.

ИСТОЧНИКИ:

1. Аналитический обзор Фармацевтический рынок России. Выпуск: август 2016 года DSM Group [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// dsm.ru/docs/analytics/august_2016_pharmacy_ analysis.pdf

2. Батенева Татьяна. Ориентироваться на лидеров // Российская газета-Фармацевтика. - 19.09.2016.

- №7079 (211). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/09/19/denis-manturov-k-2018-godu-otechestvennye-preparaty-zajmut-90-rynka.html

3. Верменникова Л.В., Новиков В.С. Потенциал инновационной деятельности как вклад в социальный прогресс и экономический рост территорий // Научный вестник Южного института менеджмента. - № 1 (13). - 2016. - С. 14-22.

4. Гончарова Анна. Антикризисные меры: больше или эффективнее? // Фармацевтическая газета «Московские аптеки» - 2016. - №9 (270).

5. Закон Краснодарского края от 22 декабря 2014 г. № 3081-K3 «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

6. Новиков В.С., Шершунова Н.В. Тенденции развития виртуального обслуживания на рынке медицинских услуг Краснодарского края // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2015.

- № 1 (9) - С. 38-44.

7. Постановление Администрации Краснодарского края от 11 октября 2013 г. № 1172 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие здравоохранения».

8. Постановление Правительства РФ от 12 марта 2015 г. № 214 «Об утверждении Правил предоставления в 2015 - 2016 годах субсидий из федерального бюджета организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в 2015 и (или) 2016 годах на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на пополнение оборотных средств и (или) на финансирова-

ние текущей производственной деятельности» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant. ru/70889986/#ixzz4MCVlOEvG

9. Постановление Правительства РФ от 15 апреля

2014 г. № 305 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70644070/#ixzz4MCW9SMhI

10. Постановление Правительства РФ от 17 июля 2014 г. N 670 «О внесении изменений в Правила государственной регистрации медицинских изделий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.garant.ru/70699622/#help#ixzz4MCUtn7nY

11. Постановление Правительства РФ от 5 февраля

2015 г. N 102 «Об ограничениях и условиях до-

пуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИ:р://Ьа8е.дагап1 ги/70861952/#1хга4МСУРМР2у

12. Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИ:р://Ьа8е.дагап1 ги/70852914/#1хга4МСУТхСиШ

13. Шуляк С. Аналитический отчет. Фармацевтический рынок России. Итоги 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dsm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.