Научная статья на тему 'Состояние и тенденции организации медицинской помощи больным ревматическими болезнями в Оренбургской области'

Состояние и тенденции организации медицинской помощи больным ревматическими болезнями в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
201
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РЕВМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ / ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ПЛАНИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / MEDICAL CARE AT RHEUMATIC DISEASES / THE ORGANIZATION OF SPECIALIZED MEDICAL CARE / SCHEDULING OF HEALTH CARE / ORGANIZATIONAL MODEL OPERATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бегун Д. Н., Борщук Е. Л., Сон И. М.

В Оренбургской области имеются разнонаправленные и неравномерные тенденции заболеваемости ревматическими болезнями, вероятно связанные со снижением доступности специализированной ревматологической помощи больным. Изучено состояние и тенденции организации медицинской помощи пациентам с ревматическими заболеваниями. Разработана организационная модель оказания специализированной ревматологической помощи на региональном уровне. Показано, что медицинская помощь больным ревматическими болезнями в Оренбургской области не соответствует современным представлениям о необходимом уровне к ее организации и действующему порядку оказания. Уровень первичной специализированной ревматологической помощи не обеспечен необходимым количеством должностей, а территориальное распределение имеющихся обуславливает ее транспортную недоступность. Специализированная стационарная помощь, в том числе высокотехнологичная оказывается в одном отделении при областной больнице, что также представляется недостаточным. Расчетное количество необходимых штатных должностей врачей-ревматологов составляет от 17 до 32 ставок, в зависимости от примененных методик расчета. Число необходимых коек для оказания специализированной ревматологической помощи варьирует от 94 до 250. Разработанная на основании аналитического и нормативного методов организационная модель ревматологической помощи взрослому населению области включает создание межрайонных кабинетов врачей-ревматологов для оказания первичной специализированной ревматологической помощи, двух межрайонных ревматологических отделений для оказания специализированной помощи с учетом сохранения отделения в областной клинической больнице, оказывающего специализированную и высокотехнологическую медицинскую помощь пациентам. Данная модель является первым этапом в разработке концепции развития ревматологической помощи в области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бегун Д. Н., Борщук Е. Л., Сон И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and tendencies of the organization of medical care by the patient with rheumatic diseases in the orenburg region

In the Orenburg region there are multidirectional and nonuniform tendencies of incidence of rheumatic diseases, the possibly bound to decrease in availability of the specialized rheumatological help to patients. Medical care by the patient with rheumatic diseases in the Orenburg region does not meet the modern expectations of necessary level to its organization and an operating order of rendering. Level of primary specialized rheumatological help is not provided with necessary quantity of positions, and territorial distribution of available, causes its transport inaccessibility. The specialized stationary help, including hi-tech turns out in one office at regional hospital what is also represented poor. The calculated quantity of necessary established posts of rheumatologists makes from 17 to 32 rates, depending on the applied calculation procedures. The number of necessary beds for rendering the specialized rheumatological help varies from 94 to 250. The organizational model of the rheumatological help to adult population of area developed on the basis of analytical and normative methods includes creation of interdistrict offices of rheumatologists for rendering primary specialized rheumatological help, two interdistrict rheumatological offices for rendering the specialized help taking into account preservation of the office in a regional hospital providing specialized and high-tech medical care to patients. This model is the first stage in development of the concept of development of the rheumatological help in area.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции организации медицинской помощи больным ревматическими болезнями в Оренбургской области»



Д. Н. Бегун,

1ГБОУВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Оренбург Е. Л. Борщук,

1ГБОУВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Оренбург

и. м. Сон,

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ РЕВМАТИЧЕСКИМИ БОЛЕЗНЯМИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

УДК: 614.2: 616-002.77] (470/56)

Бегун Д. Н, Борщук Е. Л., Сон И. М. Состояние и тенденции организации медицинской помощи больным ревматическими болезнями в Оренбургской области (Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Оренбург, ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия)

Аннотация. В Оренбургской области имеются разнонаправленные и неравномерные тенденции заболеваемости ревматическими болезнями, вероятно связанные со снижением доступности специализированной ревматологической помощи больным. Изучено состояние и тенденции организации медицинской помощи пациентам с ревматическими заболеваниями. Разработана организационная модель оказания специализированной ревматологической помощи на региональном уровне.

Показано, что медицинская помощь больным ревматическими болезнями в Оренбургской области не соответствует современным представлениям о необходимом уровне к ее организации и действующему порядку оказания. Уровень первичной специализированной ревматологической помощи не обеспечен необходимым количеством должностей, а территориальное распределение имеющихся обуславливает ее транспортную недоступность. Специализированная стационарная помощь, в том числе высокотехнологичная оказывается в одном отделении при областной больнице, что также представляется недостаточным. Расчетное количество необходимых штатных должностей врачей-ревматологов составляет от 17 до 32 ставок, в зависимости от примененных методик расчета. Число необходимых коек для оказания специализированной ревматологической помощи варьирует от 94 до 250. Разработанная на основании аналитического и нормативного методов организационная модель ревматологической помощи взрослому населению области включает создание межрайонных кабинетов врачей-ревматологов для оказания первичной специализированной ревматологической помощи, двух межрайонных ревматологических отделений для оказания специализированной помощи с учетом сохранения отделения в областной клинической больнице, оказывающего специализированную и высокотехнологическую медицинскую помощь пациентам. Данная модель является первым этапом в разработке концепции развития ревматологической помощи в области.

Ключевые слова: медицинская помощь при ревматических заболеваниях, организация специализированной медицинской помощи, планирование здравоохранения, организационное моделирование.

На современный момент времени перед отечественной системой здравоохранения стоят мощные вызовы внутреннего и внешнего характера, обусловленные состоянием здоровья населения, внутренними возможностями системы (состояние

24

© Д. Н. Бегун, Е. Л. Борщук, И. М. Сон, 2016 г.

1енеджер № 10

здравоохранения 201В

1ЩКШЖ

кадровых, материальных, финансовых ресурсов), проблемами обеспечения доступности и качества медицинской помощи, социальным неравенством населения, вновь наступившим и вероятно неопределенно длительным экономическим кризисом. Несмотря на все сложности, в центре государственной политики в сфере охраны здоровья населения в целом и при разработке механизмов организации медицинской помощи в частности, сохраняется ключевой ориентир на человека - пациента и его потребности [8, 11, 12]. Истинная потребность в здравоохранении определяется состоянием здоровья населения, ведущим отражением, которого являются показатели заболеваемости. Заболеваемость ревматическими заболеваниями (РЗ) представляется одной из наиболее важных медико-социальных проблем, ввиду их широкой распространенности с тенденциями к росту, как во всем мире, так и России [7, 13]. Одним из наиболее неблагополучных регионов по состоянию и тенденциям заболеваемости РЗ на протяжении ряда лет является Приволжский федеральный округ, куда входит рассматриваемая в настоящей работе Оренбургская область [1, 10, 14]. Ранее нами были опубликованы результаты углубленного исследования заболеваемости РЗ в Оренбуржье, продемонстрировавшие разнонаправленные и неравномерные тенденции ее динамики в выделенных территориальных кластерах, которые не могут быть объяснены естественными причинами и вероятнее всего связаны с ухудшением качества диагностики, статистического учета, снижением доступности специализированной ревматологической помощи больным [2, 4].

Цель настоящего исследования - изучить состояние и тенденции организации медицинской помощи пациентам с ревматическими заболеваниями. Разработать организационную модель оказания специализированной ревматологической помощи на региональном уровне.

Объектом исследования являлись кадры и сеть медицинских организаций (МО), оказывающих медицинскую помощь больным

РЗ. На основании данных ежегодных форм государственной статистической отчетности №№ 30, 17, 14 а также базы данных территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области проведено сплошное исследование состояния и динамики кадрового обеспечения ревматологической службы, объемов деятельности за период с 2005-2013 гг. Статистический инструментарий включал расчет и анализ показателей описательной статистики (укомплектованность штатами, коэффициент совместительства, структуру врачей-ревматологов по квалификационным категориям, показатели посещаемости), построение и анализ рядов динамики. Полученные данные с учетом результатов, представленных нами в ранее опубликованных работах о заболеваемости населения области РЗ [2, 4], частоте и структуре госпитализации больных РЗ [5], рейтинговой оценки территорий Оренбургской области на основании основных характеристик здоровья населения, здравоохранения и социально-экономических показателей [6], легли в основу разработки организационной модели оказания специализированной ревматологической помощи. Для определения потребности в медицинских кадрах, коечном фонде использованы нормативный и аналитический методы [9], с применением методики, описанной в «Методических рекомендациях по расчету потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах на 2014 год» (Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 марта 2014 года № 16-0/10/2-1796).

В соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи по профилю «ревматология» (Приказ Минздрава России от 12 ноября 2013 года № 900н) ключевой фигурой в ведении больных РЗ является врач-ревматолог, оказывающий первичную специализированную медико-санитарную помощь амбулаторно. Безусловно, основная нагрузка при реализации первичная врачебной медико-санитарной помощи ложится на участковых

врачей-терапевтов либо врачей общей практики (при их наличии), но как постановка первичного диагноза, так и ведение больных РЗ не должна осуществляться без консультации ревматологов (за исключением ведения больных с хроническими ревматическими заболеваниями сердца без признаков воспалительной активности). По области среднее число выделенных штатных должностей врачей-ревматологов за период исследования составило около 27 ставок. Наблюдалось ежегодное сокращение ставок примерно на 1 (средняя абсолютная убыль равна - 0,84 ставки) штатную должность в год. Данное сокращение характерно, прежде всего, для медицинских организаций городского подчинения (города Бугуруслан, Бузулук, Медногорск, Новотро-ицк, Оренбург, Орск). Для медицинских организаций областного подчинения число выделенных должностей примерно одинаково на протяжении всего периода исследования (в среднем незначительное сокращение на 0,09 ставки в год). Говорить о выделенных должностях врачей-ревматологов в районных больницах собственно вообще не приходится. Максимальное число выделенных должностей наблюдалось в 2005 г. и составляло 2 должности, а в 2012 г. таковых не выделялось.

Сходна и динамика занятых должностей. Среднее число занятых должностей за период исследования по области составило около 24 ставок, с тенденцией сокращения на 3% в год или на 0,71 должность. Такая динамика наблюдалась преимущественно за счет сокращения занятых должностей врачей-ревматологов в городских медицинских организациях (в среднем на 0,75 ставки в год). Для областных медицинских организаций число занятых должностей существенно не изменялось (слабая общая тенденция роста на 1% в год). Среднее значение за период исследования составляло 13 должностей. Для районных - оставалось без изменений (в среднем около 0,5 ставки).

Укомплектованность штатами врачей-ревматологов для областных медицинских орга-

низаций в среднем составила 95% (в последние годы 100%).

Для городских МО - имелась тенденция снижения показателя при среднем значении равном 83%. По районным больницам сделать какие-либо выводы не представляется возможным. По сути, можно констатировать факт, что в районах Оренбургской области нет ревматологов. Оставшиеся 0,5 ставки в Кувандыкском районе, скорее всего, были сохранены под конкретного врача.

Число физических лиц врачей-ревматологов за период исследования в городских медицинских организациях сократилось с 11 до 8 человек. В районных - стабильно работал один врач в Кувандыкском районе. В областных медицинских организациях - с 14 до 12 человек. По области в целом сокращение произошло с 26 до 21 человека. Ввиду уменьшения количества физических лиц врачей-ревматологов и сокращения должностей коэффициенты совместительства существенно не изменялись и для городских МО в среднем за период исследования составляли 1,17, для районных -0,67, для областных - 1,10, для области в целом - 1,11 ставок на одного врача.

Все выделенные штатные должности врачей-ревматологов городских и районных МО это ставки в поликлиниках для амбулаторного приема пациентов. Ревматологических стационарных отделений или коек в составе терапевтических отделений нет. Ставки, имеющиеся в областных МО, в большинстве принадлежат областной клинической больнице № 1 и выделены для врачей, работающих в ревматологическом отделении стационара (10,75 из 14,75 должностей в 2013 г.). Две штатные должности выделены для детской областной клинической больницы (амбулаторный прием и стационарная помощь) одна в областной клинической больнице № 2 (амбулаторный прием) и одна для амбулаторного приема в областном клиническом психоневрологическом госпитале Ветеранов всех воин.

Исходя из этого видно, что для оказания первичной специализированной медицинской

1енеджер № 10

здравоохранения 2016

помощи больным с РЗ в Оренбургской области в среднем за период исследования было выделено около 13,5 ставки (12,2 - в городских МО). Имелась тенденция их сокращения. Так, на состояние 2013 г. для городских МО количество штатных должностей составляло 10,75 ставки при укомплектованности равной 77% (в среднем за период исследования 83%) и коэффициенте совместительства 1,03 должности на врача (в среднем 1,17). Среднее число взрослого населения в области за период исследования составляло 1665 617 человек (1 606 546 - в 2013 г.). В сравнении со штатным нормативом, регламентированным действующим порядком оказания медицинской помощи (1 должность врача-ревматолога на 50000 прикрепленного взрослого населения), в Оренбургской области на 1 выделенную ставку в среднем за период исследования приходилось 123 379 человек. На состояние 2013 г. - 142 804 человека.

Рис. 1. расположение кабинетов врачей-ревматологов и количество выделенных штатных должностей, оказывающих первичную специализированную медицинскую помощь больным ревматическими болезнями.

В расчете на занятые должности - в среднем численность взрослого населения, приходящегося на одну должность врача-ревматолога, за весь период исследования составляла - 152 808 человек. На состояние 2013 г. - 183 605 человек. Ориентируясь только на норматив, без учета обращаемости населения и распространенности РЗ число должностей врачей-ревматологов меньше должного почти в четыре раза.

Важным является не только количественная составляющая, но и размещение врачей на территории области на рисунке 1 представлена схематическая карта области с указанием месторасположения кабинетов врачей-ревматологов в 2013 году и выделенных штатных должностей. Из рисунка видно, что в области сформировалась ситуация практического отсутствия первичной специализированной ревматологической помощи для населения области.

Существовавшие, помимо указанных выделенных должностей, ставки в таких крупных промышленных городах, как Орск (1 ставка на 199307 взрослого населения в 2005 г.), Новотроицк (2 ставки на 91174 взрослого населения в 2005 г.), Медногорск 0,5 ставки на 26652 взрослого населения в 2005 г.) были ликвидированы. Исторически сложившаяся концентрация врачей-ревматологов даже в г. Оренбурге 7,75 ставки на 468 974 взрослого населения в 2013 г. (60512 человек на 1 должность) ниже нормативного обеспечения. Наличие двух должностей для жителей города Бугуруслана (40386 взрослых) формально является излишним (даже с учетом населения района общей численностью взрослого населения 55 419 человек). Для города Бузулука (67543 взрослых жителей города) наличие 1 ставки недостаточно. К сожалению, приходится признать факт не просто отсутствия системного планирования развития (сохранения) первичной специализированной ревматологической помощи, а вообще какого-либо планирования данного профиля медицинской деятельности.

С учетом того, что стационарные медицинские организации для больных РЗ на уровне специализированной медицинской помощи отсутствуют, то из всех уровней оказания медицинской помощи в наличии имеется только уровень высокотехнологичной ревматологической помощи, оказываемой больным в ревматологическом отделении областной клинической больницы № 1. Данное отделение было открыто на 80 коек в 1978 году. Позднее отделение было преобразовано в ревматологический Центр. К 1999 г. число коек было сокращено до 70, а в 2013 г. насчитывало 63 койки. В отделении ежегодно проходят лечение примерно 1300 больных (около половины с заболеваниями суставов). Применяются современные высокотехнологичные методы диагностики и лечения. Отделение тесно взаимодействует с Оренбургским государственным медицинским университетом в реализации научных исследований

и подготовке кадров врачей-ревматологов.

обсуждение. Таким образом, главной задачей, стоящей на данный момент, представляется создание (воссоздание) трехуровневой системы оказания медицинской помощи больным РЗ, на основании комплексного подхода к планированию медицинской помощи с учетом медико-демографической, социально-экономической специфики территорий, входящих в Оренбургскую область и потребностей со стороны населения, определяемых заболеваемостью. Изначально необходимо определиться с необходимым количеством штатных должностей врачей-ревматологов на уровне первичного звена. Самым простым подходом является расчет в соответствии с действующим нормативом и среднегодовой численностью населения области:

Число штатных должностей =

Численность взрослого населения области

Норматив нагрузки на должность 1606546 человек

= 32 ставки

50000 человек

Количество минимально необходимых штатных должностей может быть получено при применении традиционного аналитического метода [9], учитывающего фактические данные о посещаемости врачей-ревматологов. ЛхН

В =

Ф

где В - число штатных должностей; Л - норматив посещений на 1 человека в год; Н -численность взрослого населения.

Прежде всего, необходимо определить норматив посещений на человека в год. В таблице 1 представлены данные о среднем числе посещений врачей ревматологов в год за период с 2005 по 2013 г. на территориях с сохраненными ставками врачей-ревматологов, средней численности взрослого населения и рассчитанных показателях посещаемости.

За исключением г. Бугуруслана, в котором посещаемость более чем в три раза

енеджер № 10

201В .

Таблица 1

Показатели посещаемости врачей - ревматологов по территориям Оренбургской области

Муниципальные образования Среднее число посещений в год Средняя численность взрослого населения Посещаемость на 1 человека в год

г. Бугуруслан

6497

41727

0,156

г. Бузулук 3751 69036 0,054

г. Оренбург 17139 441723 0,039

Кувандыкский район 1921 39208 0,049

Всего 29309 591694 0,050

превышала средний показатель по области (возможно ввиду наличия 2 должностей врачей-ревматологов, превышающих штатный норматив), в целом посещаемость близка к 0,05 посещения на человека в год или к 50 на 1000 взрослого населения. Эта цифра и может быть принята за расчетный норматив.

Функция врачебной должности при наличии только амбулаторного приема может быть рассчитана по формуле: Ф = А х В х Г, где Ф - функция врачебной должности, А -нагрузка на 1 час работы, В - число часов работы врача в день; Г - число рабочих дней в году.

Нагрузка на час работы отсутствует в действующем порядке, регламентированном Приказом Минздрава России РФ от 12 ноября 2012 г. № 900н, но была указана в ранее действующем Приказе Минздрава РФ от 27 мая 1999 г. № 202 «О совершенствовании медицинской помощи больным ревматическими заболеваниями» и составляла для ревматологического кабинета городской поликлиники или районной больницы 20 минут для первичного больного и 15 минут для повторного. За час работы врач-ревматолог должен был проработать с 3-4-мя пациентами. Количество часов работы врача может составлять 5,5 часа, либо 5 часов при сокращении рабочего времени на другие виды работы. Число рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе составляет 247. Взяв в расчет указанные цифры, получим, что

необходимое число штатных должностей врачей ревматологов составит:

Число штатных должностей =

0,05х 1606546

= 17 ставок

К =

Н хРх П

3,5x5,5x247

В данном случае необходимо отметить, что полученное количество должностей является минимально необходимым, т. к. удовлетворит только те потребности со стороны населения, которые выявлены с учетом территорий с сохраненными должностями врачей-ревматологов, т.е. отражают фактическое положение дел. Огромный пласт населения, не обращающегося за медицинской помощью не учтен. Таким образом, при планировании штатов, оказывающих первичную специализированную ревматологическую помощь взрослому населению, в области необходимо наличие от 17 до 32 ставок врачей-ревматологов.

Число необходимых коек ревматологического профиля для оказания специализированной ревматологической помощи в условиях стационара может быть рассчитано по формуле И. И. Розенфельда:

Дх1000

где К - необходимое число коек; Н - численность взрослого населения, Р - уровень госпитализации; П - среднее число дней пребывания больного на койке; Д - среднее число дней работы койки в году.

На основании данных, полученных нами при изучении частоты госпитализации больных с РЗ в области, опубликованных ранее [5], средний уровень госпитализации больных за период исследования составил 9,5 случая на 1000 взрослого населения. Однако данный уровень выявлен без учета специализаций стационаров и лечения в зависимости от уровня оказания медицинской помощи (городские, районные или областные больницы), в которых проходили лечение больные с РЗ. Если принять именно его за стандарт, то и количество необходимого специализированного коечного фонда будет завышенным. Однако примерно треть всех случаев, является однозначно связанными с ревматической патологией, что количественно сходно с частотой госпитализации в областные медицинские организации и составляло 3,5%о. Взяв за стандарт данную цифру и с учетом среднего числа дней пребывания на койке для всех медицинских организаций (районных, городских, областных), равного 15 дням, норматива работы койки в году, равного 338 дням, получим:

„ 1 60654 6 х 33 , 5 х 1 5

К =-ооо шла-= 250 коек

338x1000

Если прибегнуть исключительно к нормативному методу расчета, предлагаемого Минздравом России (в соответствии с Письмом Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2011 № 16-1/10/2-13164 «О Методике расчета потребности субъектов Российской Федерации в медицинских кадрах», то потребное количество коек будет несколько иным. В соответствии с ориентировочными нормативами Минздрава частота госпитализации больных составляет 0,95%, а длительность - 20,8 дня. Подставив данные в формулу, получим:

К =

_ 1606546x0,95x20,8 _

338x1000

= 94 койки

С учетом имеющихся 63 коек ревматологического профиля в областной клинической больнице № 1 (третий уровень оказания

помощи), целесообразным является дополнительное выделение (перепрофилирование) для специализированной стационарной ревматологической помощи взрослому населению области от 94 до 250 коек.

Сопоставление указанных плановых цифр с имеющимися, говорит о необходимости расширения ревматологической службы. Выявленные и описанные нами в ранее опубликованных работах [2-4, 6] территориальные различия в медико-демографической и социально-экономической ситуации, заболеваемости РЗ, частоте госпитализации и заболеваемости с временной утратой трудоспособности могут являться ориентирами к подходу размещения врачей-ревматологов (ревматологических кабинетов), оказывающих первичную специализированную помощь территориально смежным муниципальным образованиям, а также организации межрайонных ревматологических стационарных отделений. В основу размещения должен быть положен принцип территориальной доступности медицинской помощи. Традиционно в Оренбургской области выделяют три зоны по территориальной близости: западную, центральную и восточную (рис. 1). Западная зона существенно отличается от центральной и восточной более низкими значениями медико-демографического и социально-экономического рейтинга [6], включает подавляющее большинство районов с его неблагополучным значением: Соро-чинский район, Абдулинский район, Александровский район, Тоцкий район, Асекеевский район и Курманаевский район. Центральная зона включает «неблагополучные» Беляев-ский, Переволоцкий и Тюльганский районы. С позиций суммарного рейтинга восточное Оренбуржье выглядит более благополучным. Однако города Орск и Новотроицк отличаются низкими темпами социально-экономического развития, а Ясненский и Кваркенский районы - наиболее негативными средними уровнями основных медико-демографических и социально-экономических показателей. Представляется целесообразным учитывать

1енеджер № 10

здравоохранения 201В

Организационная модель ревматологической помощи взрослому населению Оренбургской области

Пунктовая территория Прикрепленная территория Суммарная численность обслуживаемого населения Средний радиус обслуживания Уровень оказания медицинской помощи Число штатных должностей врачей-ревматологов для амбулаторной помощи Число больничных коек ревматологического профиля Число штатных должностей ординаторов врачей-ревматологов

Западная зона

г. Бугурус-лан Абдулинский, Асекеевский, Бугурусланский, Матвеевский, Северный районы, г. Бугуруслан 114808 83,5 км. Первичная специализированная 2,25 нет Нет

г. Бузулук г. Бузулук, Бузулукский, Грачевский, Красногвардейский, Курманаевский, Первомайский, Сорочинский, Ташлинский, Тоцкий районы 227701 90,7 км. Первичная специализированная, специализированная (с учетом общей численности обслуживаемого населения Западной зоны) 4,50 20

с. Шарлык Александровский, Пономаревский, Шарлыкский районы 38019 55,0 км. Первичная специализированная 1 Нет Нет

Центральная зона

г. Оренбург, Акбулакский, Беляевский, Первичная Илекский, Ново- специализиро-сергиевский, ванная, Октябрьский, специализиро-г. Оренбург Оренбургский, 755828 98,8 км. ванная высоко- 15,00 94 Переволоцкий, технологичная Сакмарский, (с учетом общей Саракташский, численности на-Соль-Илецкий, селения области) Тюльганский районы 4,75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Восточная зона

г. Орск г. Орск, г. Медногорск, Гайский, Домбаровский, Кваркенский, Кувандыкский, Новоорский районы 335293 85,0 км. Первичная специализированная, специализированная (с учетом общей численности обслуживаемого населения Восточной зоны) 6,75 28 1,25

г. Ново-троицк г. Новотроицк 83527 - Первичная специализированная 1,75 Нет Нет

г. Ясный Адамовский, Светлинский, Ясненский районы 51370 77,5 км. Первичная специализированная 1,00 Нет Нет

Таблица 2

данные факторы при планировании медицинской помощи.

На основании вышесказанного в таблице 2 представлена структура планируемой организационной модели ревматологической службы Оренбургской области.

Среди населенных пунктов области выделены пунктовые территории, в которых необходимо организовать межрайонные кабинеты врачей-ревматологов для осуществления первичной специализированной ревматологической помощи. Кроме того, в городах Бу-зулуке и Орске является целесообразным организация межрайонных ревматологических отделений для оказания специализированной медицинской помощи больным данного профиля. Безусловно, данная модель может рассматриваться в качестве первого этапа модернизации ревматологической службы в области, однако является исходной в разработке дальнейшей концепции ее развития.

Выводы

1. Медицинская помощь больным ревматическими болезнями в Оренбургской области не соответствует современным представлениям о необходимом уровне к ее организации и действующему порядку оказания. Уровень первичной специализированной ревматологической помощи не обеспечен необходимым

количеством должностей, а территориальное распределение имеющихся, обуславливает ее транспортную недоступность. Специализированная стационарная помощь, в том числе высокотехнологичная оказывается в одном отделении при областной больнице, что также представляется недостаточным.

2. Расчетное количество необходимых штатных должностей врачей-ревматологов составляет от 17 до 32 ставок, в зависимости от примененных методик расчета. Число необходимых коек для оказания специализированной ревматологической помощи варьирует от 94 до 250.

3. Разработанная на основании аналитического и нормативного методов организационная модель ревматологической помощи взрослому населению области включает создание межрайонных кабинетов врачей-ревматологов для оказания первичной специализированной ревматологической помощи, двух межрайонных ревматологических отделений для оказания специализированной помощи с учетом сохранения отделения в областной клинической больнице, оказывающего специализированную и высокотехнологическую медицинскую помощь пациентам. Данная модель является первым этапом в разработке концепции развития ревматологической помощи в области.

1. Балабанова Р. М, Эрдес Ш. Ф. Ревматические заболевания у взрослого населения в федеральных округах России. Научно-практическая ревматология. 2014; 52(1): 5-7.

2. Бегун Д. Н. Динамика и прогноз заболеваемости ревматическими болезнями взрослого населения Оренбургской области. Социальные аспекты здоровья населения [электронный научный журнал] 2015; 43 (3) URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/679/30/lang, ru/ (Дата обращения 2 ноября 2015).

3. Бегун Д. Н. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности при ревматических болезнях в Оренбургской области. Здоровье населения и среда обитания. 2016; 1: 4-7.

4. Бегун Д. Н. Характеристика заболеваемости по обращаемости основными ревматическими заболеваниями взрослого населения в муниципальных образованиях Оренбургской обла-

сти. Современные проблемы науки и образования. 2015; 3 URL: www.science-education.ru/123-19446 (Дата обращения 9 июня 2015).

5. Бегун Д. Н. Частота, структура и динамика госпитализации больных ревматическими болезнями среди взрослого населения Оренбургской области. Врач-аспирант. 2015; 71 (4.2): 283-291.

6. Борщук Е.Л., Бегун Д. Н, Бегун Т. В., Васильев Е. А. Рейтинговая оценка территорий Оренбургской области с учетом основных характеристик здоровья населения, здравоохранения и социально-экономических показателей. Российская академия медицинских наук. Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья. 2013; 1: 106-109.

7. Галушко Е. А. Медико-социальная значимость ревматических заболеваний. М.: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук; 2011. 46 с.

8. Люцко В. В., Сергейко И. В., Немсцверидзе Э. Я., Трифонова Н. Ю, Пикалов С. М, Люцко В. В. Реформы законодательства в сфере здравоохранения: обзор нормативных документов и комментарии. Современные проблемы науки и образования. 2014; 2 URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=12184 (Дата обращения 2 марта 2016).

9. Медик, В.А., Юрьев В. К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2013. 608 с.

10. Насонова В. А., Фоломеева О. М, Амирджанова В. Н, Якушева Е. О., Лобарева Л. С., Логинова Е. Ю. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани в России: динамика статистических показателей за 5 лет (1994-1998 г.г.). Научно-практическая ревматология. 2000; 2: 4-12.

11. Пищита А. Н. Реформа законодательства о здравоохранении в РФ: основные тренды развития российского здравоохранения. Вестник Росздравнадзора. 2015; 2: 76-80.

12. Стародубов В. И., Щепин О. П., редакторы. Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство. Москва: ГЭОТАР-Медиа; 2014. 624 с.

13. Фоломеева О. М., Галушко Е. А., Эрдес Ш. Ф. Распространенность ревматических заболеваний в популяциях взрослого населения России и США. Научно-практическая ревматология. 2008; 4: 4-13.

14. Фоломеева О. М., Тарасова И. А., Дубинина Т. В., Эрдес Ш. Заболеваемость населения России ревматическими болезнями в 2001-2002 годах. Научно-практическая ревматология. 2004; 2: 4-7.

UDC 614.2: 616-002.77] (470/56)

Begun D. N, Borshchuk E. L, Son I. M. State and tendencies of the organization of medical care by the patient with rheumatic diseases in the orenburg region (Orenburg State Medical University, Orenburg, Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia)

Abstract. In the Orenburg region there are multidirectional and nonuniform tendencies of incidence of rheumatic diseases, the possibly bound to decrease in availability of the specialized rheumatological help to patients. Medical care by the patient with rheumatic diseases in the Orenburg region does not meet the modern expectations of necessary level to its organization and an operating order of rendering. Level of primary specialized rheumatological help is not provided with necessary quantity of positions, and territorial distribution of available, causes its transport inaccessibility. The specialized stationary help, including hi-tech turns out in one office at regional hospital what is also represented poor. The calculated quantity of necessary established posts of rheumatologists makes from 17 to 32 rates, depending on the applied calculation procedures. The number of necessary beds for rendering the specialized rheumatological help varies from 94 to 250. The organizational model of the rheumatological help to adult population of area developed on the basis of analytical and normative methods includes creation of interdistrict offices of rheumatologists for rendering primary specialized rheumatological help, two interdistrict rheumatological offices for rendering the specialized help taking into account preservation of the office in a regional hospital providing specialized and high-tech medical care to patients. This model is the first stage in development of the concept of development of the rheumatological help in area.

Keywords: medical care at rheumatic diseases, the organization of specialized medical care, scheduling of health care, organizational model operation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.