УДК 631.158:658.310.84
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО АГРОИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
А.М. Сысоев, М.Н. Ерохин
Приведены результаты мониторинга обеспеченности сельскохозяйственных предприятий кадрами агроинженерного профиля, направления модернизации агроинженерного высшего образования и возможные направления повышения качества выпускников аграрных ВУЗов.
Ключевые слова: образование, модернизация, интеграция, стандарты.
Успешное решение масштабных задач по технической модернизации сельскохозяйственного производства России, заложенных в Государственной программе развития АПК на 2013-2020 годы, невозможно без высококвалифицированных кадров разного профиля.
На сегодня подготовку и повышение квалификации кадров для агропромышленного комплекса ведут 59 аграрных ВУЗов и 25 организаций дополнительного профессионального образования. В 26 ВУЗах, из выше указанных, готовятся кадры со средним специальным образованием, в 53, кроме основных образовательных программ, ведут обучение по 220 программам рабочих профессий. В аграрных ВУЗах только на очном отделении обучается более 200 тысяч студентов. Подготовку и повышение квалификации кадров для инженерно -технической сферы АПК ведут 50 аграрных ВУЗов и 15 Вузов Минобразования и науки России. Ежегодно ВУЗы выпускают более 13 тысяч специалистов агроинженерного профиля [1].
Вместе с тем, в сельскохозяйственном производстве продолжает ухудшаться качественный состав кадров. Более чем в 2 раза уменьшилась численность работников с начальным профессиональным образованием. Среди рабочих в животноводстве практически не осталось выпускников профессиональных училищ. Инженерная служба агропромышленного комплекса лишь на 40% укомплектована специалистами с высшим образованием. В кадровом обеспечении АПК нарастают негативные процессы, много проблем и противоречий.
Несмотря на достаточно большой прием студентов в аграрные ВУЗы, рас -ширение объемов контрактно-целевой подготовки, положение дел с кадрами, возвращением и закрепляемостью молодых кадров на селе не улучшается.
В чем причина такого положения?
1. Катастрофическое состояние инфраструктуры села;
2. Отношение к молодым кадрам, к их подготовке, повышению квалификации и материально-бытовому обеспечению;
3. Малая привлекательность сельскохозяйственного труда.
На фоне падения производства, увеличения безработицы, разрушения со -циальной структуры села, произошла смена жизненных ориентиров у сельской молодежи. Существенно упала престижность инженерных профессий.
Уровень заработной платы на селе в 2,5 раза ниже, чем в среднем по экономике, и в 3 раза ниже по сравнению с промышленностью. Низкая мотивация труда молодежи. По данным социологического опроса лишь 7% молодежи удовлетворены своим заработком.
При выборе места работы для многих выпускников существенное значение имеет возможность профессионального роста, проявления творчества. Так социологические исследования, проведенные в университете, среди выпускников показали, что для 29% выпускников - главное профессиональный рост, для 11% - творческая работа, для 50% выпускников имеет значение сразу несколько фактов. Это и возможность профессионального роста и возможность творчест -ва и достойная заработная плата.
Именно проявление инициативы творческая самореализация, стремление к постоянному профессиональному росту - вот те качества, которыми по мнению работодателя, должен обладать претендент при поступлении на работу (по результатам опроса «Кадровые предпочтения работодателей и требования к молодым специалистам на рынке труда»).
К сожалению, часть выпускников не могут реализовать свой профессиональный потенциал, так как вынуждены устраиваться, из-за зарплаты, на рабочие должности. Только за последние годы число таких специалистов возросло на 40%.
Сегодня количество рабочих, имеющих высшее и среднее специальное образование, более чем в 2 раза превышает число вакантных должностей руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций.
При остром дефиците кадров с высшим агроинженерным образованием большинство владельцев фирм практически не занимаются подбором, мотивацией труда и профессиональным ростом молодежи.
Ежегодно агроинженерный университет им.В.П.Горячкина, как и многие другие аграрные ВУЗы России, около 30% студентов принимает в рамках целевого набора по направлению аграрных предприятий. Работа руководителей фирм в этом направлении начинается и завершается, в основном, заключением договоров о целевом приеме и оформлением рекомендаций. Все попытки университета по привлечению предприятий к участию в подготовке специалистов с профессиональной направленностью, с учетом их специфики, как правило, не получают отклика. На письма руководителям предприятий с напоминанием, что их целевик заканчивает обучение и готов приступить к работе лишь 24% работодателей дали ответ. Из них 59% подтвердили готовность принять выпус -кника на соответствующую должность, а 41% отказались от своих целевиков, мотивируя отсутствием свободных инженерных должностей или предстоящим
банкротством предприятия. В качестве положительного примера в этом направлении можно привести творческие связи университета по подготовке инженерных кадров с органами управления АПК Московской, Калужской, Владимирской областей, с Республиками Тыва, Калмыкия, ведущими НИИ (В ИМ, ГОСНИТИ, ВИЭСХ) и др. В результате только в Московской области в различных предприятиях АПК, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, техническим сервисом, энергообеспечением, материально -техническим снабжением и др., работает более 2000 выпускников университета, в Калужской области - более 2500.
На отток специалистов с сельскохозяйственных предприятий влияет и ма -лая привлекательность сельскохозяйственного труда. Большинство отечественных заводов, из сохранившихся, продолжают выпускать технику по разработкам 30-летней давности, что естественно не устраивает молодежь.
Не менее важная сторона проблемы агроинженерного образования - качество подготовки специалистов. Работодатели справедливо упрекают ВУЗы в недостаточном соответствии качества специалистов современным требованиям. Для удовлетворения спроса на специалистов будущего одновременно с реформами в АПК принимаются меры по модернизации высшего образования.
Модернизация предусматривает, прежде всего:
- интеграцию высшей школы России в мировую систему образования;
- пересмотр структуры и объемов подготовки кадров;
- укрепление материально-технической базы ВУЗа;
- изменение порядка приема в ВУЗы;
- улучшение качества подготовки (обновление образовательных программ, применение информационных технологий, улучшение практической и экономической подготовки выпускников, создание в ВУЗах систем контроля качеством обучения);
- улучшение воспитательной работы;
- повышение квалификации преподавателей и престижа их труда;
- развитие научных исследований в ВУЗах;
- создание университетских комплексов.
Как на деле решаются эти задачи?
В июне 1999 года в городе Болонья 29 стран подписали соглашение о создании к 2010 году Европейского пространства высшего образования на основе сближения и гармонизации систем образования отдельных государств Европы. Россия присоединилась к этому соглашению в сентябре 2003 года, а в 2011 году ВУЗы России перешли на двухуровневую систему образования.
Главная цель болонского соглашения - повышение международной конкурентоспособности образования.
С переходом на двухуровневую систему образования учебно-методическое объединение ВУЗов по агроинженерному образованию разработало Федеральные государственные стандарты нового поколения [2, 3], в которых с уче-
том мнений и пожеланий по обеспечению качества подготовки выпускников более 1000 специалистов АПК из 43 регионов России, обозначены сферы деятельности бакалавров и магистров. Отличительная особенность новых стандартов - предоставление ВУЗам широкой свободы в формировании образовательных программ с участием работодателей.
Стандарты предусматривают подготовку бакалавров по направлению «Агроинженерия» по следующим профилям:
- технические системы в агробизнесе;
- электрооборудование и электротехнологии;
- технологическое оборудование для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- технический сервис в АПК.
Программы подготовки магистров предоставляют широкие возможности для улучшения связи учебного процесса с наукой и производством. Теоретические занятия в магистратуре составляют 50% времени, остальное время отводится на научную работу, практику и написание магистерской диссертации по реальным научным, технологическим и управленческим проблемам. Таким образом, закладываются условия для развития творческих способностей, самостоятельного поиска и анализа информации, формируются представления об инновационных путях решения проблем науки и производства.
В новых стандартах впервые требования к выпускникам ВУЗов излагаются в виде общекультурных и профессиональных компетенций, исходя из задач профессиональной деятельности специалистов с высшим образованием. Важным условием формирования указанных компетенций является обновление целей и содержания учебных дисциплин, образовательных технологий и учебной среды. Применительно к новым программам должны обновляться формы и методы обучения, лабораторное оборудование, разрабатываться учебники и учебные пособия.
Возможный диапазон совместных действий ВУЗов и работодателей достаточно широк: это формирование целевой подготовки специалистов; участие в финансировании подготовки кадров, организация производственных практик на передовых предприятиях, участие руководителей и специалистов агробизнеса в учебном процессе, оценка качества подготовки выпускников и т.д.
В настоящее время ВУЗы совместно с работодателями разрабатывают системы оценки качества образования, фонды оценочных средств максимально приближенные по содержанию к условиям профессиональной деятельности вы -пускников.
Новые образовательные стандарты устанавливают высокие требования к выпускникам и условиям обучения. Однако эти требования не подкрепляются соответствующими нормами финансирования деятельности учреждений профессионального образования. К сожалению, во всех государственных документах по модернизации высшего образования проблема материально-техническо-
го обеспечения подготовки специалистов практически не затрагивается. Невозможно получить эффект от модернизации не обновив техническую базу ВУЗов. В настоящее время учебное оборудование у большинства вузов сильно устарело и не отвечает современным требованиям. Работодатели справедливо отмеча -ют неготовность выпускников включиться в процесс внедрения в производство новых технологий и машин. По ориентировочным подсчетам на обновление оборудования только инженерных факультетов с.-х. ВУЗов требуется более 1 млрд рублей. Пока же доля бюджетных средств на эти цели в ВУЗах в год не превышает 1 млн рублей.
Современного специалиста мирового уровня можно подготовить только в содружестве с потребителями кадров. Поэтому не случайно в последние годы в руководящих документах по совершенствованию образования подчеркивается необходимость интеграции образования, науки и производства. Примеры такого сотрудничества имеются. Сложились определенные творческие связи большинства аграрных ВУЗов России и НИИ Россельхозакадемии, другими научными центрами, передовыми предприятиями АПК.
К сожалению, в большинстве бизнес-проектов по техническому перевооружению и развитию АПК России нет статьи расходов на подготовку и переподготовку кадров. В мировой практике при стоимости проектных работ 3-4% от стоимости инвестиций, 4-5% предусматривается на подготовку трудовых ресурсов (обучение, социальный пакет и т.д.), а по отдельным высокотехнологичным проектам эта доля достигает 15-18%, причем, чем выше доля, тем быстрее окупается проект. Пока бизнес-сообщество не спешит к активному и тесному сотрудничеству с ВУЗами.
Переход на двухуровневую систему образования, открывает широкие возможности улучшения профессиональной подготовки выпускников.
Отбор на второй уровень (магистратура) лучших выпускников - бакалавров, наличие образовательных программ предусматривающих до 50% учебного времени на исследовательскую работу и практику на передовых предприятиях, создают условия для подготовки специалистов, способных эффективно участвовать в модернизации инженерных служб в АПК. Например, включение в учебный процесс отраслевых исследовательских организаций (ГОСНИТИ, ВИМ, ВИЭСХ, ВНИИМЖ) позволяет существенно улучшить качество обучения по направлению «Агроинженерия», особенно на завершающем этапе.
В НИИ студентам предоставляется возможность ознакомления с перспективной разрабатываемой техникой, технологиями по техническому сервису, возделыванию сельскохозяйственных культур и др. Студентам предоставляется возможность самим участвовать в исследованиях и практических разработках. На основе мониторинга в университете совместно с учеными ВНИИМЖ разработана тематика наиболее актуальных проблем для выполнения магистерских и кандидатских диссертаций в области животноводства по направлению «Агроинженерия». Это, прежде всего:
- оптимизация типоразмеров и проектирования животноводческих ферм и комплексов для конкретных зон и условий хозяйствования;
- модульное проектирование технологических линий и комплексов в животноводстве;
- проектирование технологических линий модульного типа для различных типоразмеров животноводческих ферм и комплексов (по производству молока, говядины, свинины, яиц и т.д.);
- применение роботов в технологических процессах животноводства (доение и первичная обработка молока; уборка навоза; приготовление и раздача кормов);
- совершенствование систем микроклимата на животноводческих фермах и комплексах;
- разработка и внедрение систем уборки и утилизации навоза с учетом экологических требований окружающей среды и производства продукции;
- организация контроля качества при производстве и переработке молока, мяса и др. животноводческой продукции;
- сертификация машин и оборудования для животноводства;
- проектирование технологических линий по производству комбикормов.
С помощью зарубежных фирм «Клаас», «Джон Дир», «Амазоне» и др. в
университете созданы учебно-исследовательские лаборатории по изучению и техническому сервису современных машин, что существенно повышает мотивацию к обучению студентов и поднимает престиж выпускников.
Большинство выпускников МГАУ уже в студенческие годы получают предложения на работу от передовых зарубежных и отечественных фирм.
Особенно эффективна интеграция производства, науки и образования в проведении исследований, создании опытных образцов техники, разработке механизированных технологий и т.д. Например, творческий союз МГАУ с ВИМ и ООО «НИИКА» по заказу группы заводов ГАЗ позволил разработать и создать опытный образец грузового автомобиля (рис.1), грузоподъемностью 5-6 тонн, соответствующий мировому уровню, практически за один 2010 год.
Рис. 1. Испытания автомобиля на Владимирской МИС
В 2011 году автомобильный завод «УРАЛ» выпустил предсерийную партию и провел сертификационные испытания. В 2012 -2013 годы завод приступил к серийному выпуску этих автомобилей. В выполнении этой работы принимали активное участие студенты и аспиранты. В результате по этому направлению защищено 4 кандидатские диссертации и более 10 дипломных проектов. Комиссии единодушно отмечали не только высокое качество выполненных работ, но и высокий уровень подготовки выпускников. Творческая связь ВУЗов, НИИ и передовых предприятий, кроме того, расширяет возможности повышения квалификации профессорско-преподавательских коллективов.
Заключение
Образование и наука в современном обществе считаются приоритетами развития экономики. Накопленные знания и умения позволяют находить эффективные решения в производственной деятельности и в повседневной жизни людей. Переход к рыночным отношениям в нашей стране сопровождается изменением условий деятельности ВУЗов и повышенными требованиями к уровню подготовки выпускаемых специалистов.
Только системное решение проблемы кадрового обеспечения совместными усилиями ВУЗов, предприятий и организаций, федеральных и региональных органов управления - заказчиков кадров окажет решающее влияние на ускорение производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Литература:
1.Сысоев А.М., Ерохин М.Н. Подготовка агроинженерных кадров в условиях модернизации сельскохозяйственного производства // Сб. докладов XII Международной науч.-техн. конф. Ч.1. М., 2012. С. 142-151.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 110800 Агроинженерия (квалификация (степень) бакалавр). М., 2009.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 110800 Агроинженерия (квалификация (степень) магистр). М., 2009.
Сысоев Александр Митрофанович, ректор
Ерохин Михаил Никитьевич, доктор техн. наук, профессор, академик Россельхозакадемии, президент
ФГБОУ Московский государственный агроинженерный университет им. В.П.Горячкина Тел. (499)976-36-40 E-mail: [email protected]
The results are quoted of the monitoring of the provision of agricultural enterprises with the personnel qualified in agricultural engineering. Special emphasis is made on the modernization and quality improvement policy in university education. Keywords: education, modernization, integration, standards, science.