Научная статья на тему 'Обеспечение животноводства инженерными кадрами и требования к повышению качества их подготовки'

Обеспечение животноводства инженерными кадрами и требования к повышению качества их подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ / ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерохин М. Н., Ананьин А. Д.

Приведен анализ качественного состава кадров в сельском хозяйстве. Изложены причины текучести кадров. Раскрыты возможности подготовки кадров для животноводства через уровневую систему аграрного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение животноводства инженерными кадрами и требования к повышению качества их подготовки»

УДК.636:331.108.2

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИВОТНОВОДСТВА ИНЖЕНЕРНЫМИ КАДРАМИ И ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА

ИХ ПОДГОТОВКИ

М.Н. Ерохин, академик РАН

А.Д. Ананьин, кандидат технических наук, профессор

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А.Тимирязева E-mail: [email protected]

Приведен анализ качественного состава кадров в сельском хозяйстве. Изложены причины текучести кадров. Раскрыты возможности подготовки кадров для животноводства через уровневую систему аграрного образования.

Ключевые слова: кадры, производство продукции животноводства, образование.

В результате реализации Приоритетного национального проекта по развитию АПК и Государственной программы развития сельского хозяйства в 2008-12 гг. наметились положительные тенденции в отрасли. Прекратился спад численности поголовья всех видов с.-х. животных. За указанные годы появились признаки широкой технологической модернизации в животноводстве, введено вновь и реконструировано более 2000 животноводческих ферм и комплексов [1, 2]. Государственной программой на 2013-20 гг. предусмотрено в первую очередь устойчивое развитие сельских территорий и обеспечение продовольственной независимости страны [3]. Для обеспечения этой цели намечено к 2020 г. (по отношению к 2012 г.) увеличить прирост производства с.-х. продукции в хозяйствах всех категорий на 20,8%, в частности, прирост производства продукции животноводства предусмотрен на 20,2%.

Для реализации амбициозных задач, поставленных Государственной программой, кроме финансов необходимы высококвалифицированные кадры. Как показывает практика, широкая экономическая поддержка с.-х. производителей и предприятий сельхозмашиностроения часто не дает должного

эффекта из-за отсутствия соответствующих специалистов. Например, из-за низкого уровня профессиональной квалификации кадров комплектация вновь построенных и реконструированных молочных ферм и поставка высокопродуктивных животных не всегда сопровождаются внедрением новых технологий их содержания и кормления. Биопотенциал высокопродуктивных животных используется лишь наполовину. Из-за разбалансированности материальных, трудовых и биологических ресурсов существенно увеличивается себестоимость продукции [4].

Вместе с тем, в с.-х. производстве продолжает ухудшаться качественный состав кадров. Более чем в два раза уменьшилась численность работников с начальным профессиональным образованием. Около 80% вакансий в сельском хозяйстве - рабочие.

Передача более 90% учреждений начального профессионального образования с 1.01. 2005 г. с федерального на региональные бюджеты привела к практическому исчезновению сельских училищ [5].

Инженерная служба агропромышленного комплекса лишь на 40% укомплектована специалистами с высшим образованием. В кадровом обеспечении АПК нарастают негативные процессы, много проблем и противоречий. Особенно остро стоит проблема кадрового обеспечения в животноводстве. Среди рабочих в животноводстве практически не осталось выпускников профессиональных училищ. Не хватает специалистов, готовых к внедрению новых технологий и способных эффективно использовать современное сложное технологическое оборудование.

Несмотря на достаточно большой прием студентов в аграрные вузы, расширение объемов контрактно-целевой подготовки, положение дел с кадрами на селе не улучшается.

В чем причина такого положения?

1. Катастрофическое состояние инфраструктуры села.

2. Отношение к молодым кадрам, к их подготовке, повышению квалификации и материально-техническому обеспечению.

3. Малая привлекательность с.-х. труда.

На фоне падения производства, увеличения безработицы, разрушения социальной структуры села произошла смена жизненных ориентиров у сельской молодежи. Существенно упала престижность инженерных профессий. Уровень заработной платы на селе в 2012 г. составил 52,2% по отношению к общероссийскому уровню заработной платы.

4. Низкая мотивация труда молодежи. По данным социологического опроса лишь 7% молодежи удовлетворены своим заработком.

При выборе места работы для многих выпускников существенное значение имеет возможность профессионального роста, проявления творчества. Так, социологические исследования, проведенные в университете среди выпускников, показали, что для 29% выпускников главное - профессиональный рост, для 11% - творческая работа, для 50% выпускников имеет значение сразу несколько фактов. Это и возможность профессионального роста, и возможность творчества, и достойная заработная плата.

Введение в России уровневой системы высшего образования открывает возможности для дифференциации подготовки специалистов: бакалавров - для эффективной эксплуатации новой техники; магистров - для освоения и внедрения инновационных разработок; выпускников аспирантуры - для приращения новых знаний в агроинженерной сфере. Инженерные знания в области механизации и автоматизации технологических процессов в животноводстве у студентов аграрных вузов, обучающихся по направлению «Агроинженерия», как правило, формируются на профильных кафедрах. Учебный план предусматривает изучение дисциплины

«Технология производства продукции животноводства» и «Механизация животноводства». Навыки инженерных расчетов студенты получают при выполнении курсовой работы и на практических занятиях в лабораториях кафедры.

В 2012 году совместно с НПП «Фемакс» и ВИЭСХ на кафедре была смонтирована лабораторная установка для изучения автоматизированного оборудования доения, позволяющая проводить комплексные лабораторные работы с демонстрацией систем управления доением, возможностью получения экспериментальных данных и их последующей обработки. Эта лаборатория имеет весь спектр новейшего оборудования в области доения и позволяет проводить научно-исследовательские работы магистрантам и аспирантам. Оснащение на кафедре лаборатории технологических процессов в свиноводстве выставочными образцами осуществлялось при активном участии ООО «Агро-ПроектИнвест», одной из ведущих проектных организаций, занимающейся проектированием свиноводческих комплексов.

Кафедра проводит большую и последовательную работу по совершенствованию учебного процесса, подготовке к изданию технической и учебно-методической литературы по вопросам механизации животноводческих ферм, технологии производства продукции животноводства, биологии и экологии. Сотрудниками кафедры создано более 25 учебников и учебных пособий для всех ступеней образования: высшего, среднего, начального профессионального. Разработаны обучающие курсы интерактивного использования по механизации работ в животноводстве (В.В. Кирсанов и др.). Учебник «Механизация и технология животноводства» (В.В. Кирсанов и др.) является базовым для подготовки бакалавров по направлению «Агроин-женерия». В 2014 г. подготовлено к изданию «Курсовое и дипломное проектирование. Механизация животноводства» (Р.Ф. Филонов и др.), ранее вышли «Проектно-техноло-гические решения по производству продукции свиноводства, овцеводства и птицеводства на малых фермах», «Проектирование и

технологические решения малых ферм по производству молока и говядины» (Л.П. Еро-хина, Д.Н. Мурусидзе). В результате материально-техническая база кафедры позволила включиться в подготовку магистров. В настоящее время ведется работа по подготовке учебного практикума для бакалавров, отвечающего современным требованиям компе-тентностного подхода в образовании.

В 42 аграрных вузах открыта магистратура по направлению «Агроинженерия». Подготовка магистров ведется по программам, имеющим разную направленность: научно-исследовательскую и производственно-технологическую. Магистратура открывает большие возможности для подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного аграрного производства. Так, в РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева открыта подготовка по магистерской программе «Инжиниринг в животноводстве». Цель программы - подготовка специалистов по разработке новых и модернизации действующих животноводческих предприятий. Срок обучения - 2 года. Программа включает теоретические занятия, производственную, педагогическую практики, НИР и государственную аттестацию.

Выпускники, освоившие эту программу, могут работать в частных, государственных и общественных структурах, проектных организациях, инжиниринговых компаниях, индустриальных животноводческих хозяйствах, агрохолдингах, банках-инвесторах с.-х. производства, консультационных центрах, образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, государственных научных учреждениях.

Выпускник магистратуры по вышеуказанному направлению должен уметь:

- разрабатывать инженерно-технологические проекты новых и модернизации действующих животноводческих предприятий с учетом норм проектирования, санитарных норм и правил, современных строительных решений, экологической безопасности и биоэнергетической утилизации отходов;

- разрабатывать техническое задание и документацию на проектирование животно-

водческих объектов с учетом рациональной планировки размещения животных и оборудования в технологических линиях;

- обеспечивать рациональное размещение производственных объектов и кормовых угодий на земельном участке предприятия;

- осуществлять выбор инновационных технологий, машин и оборудования для производства высококачественных кормов;

- разрабатывать инженерно-технологические проекты малых и семейных ферм;

- проводить технико-технологический аудит животноводческого предприятия;

- разрабатывать мероприятия по сервисному обслуживанию машин и оборудования;

- подбирать технологические комплексы машин и оборудования с учетом их технико-экономического обоснования;

- применять компьютеризированные информационно-управляющие системы для эффективной реализации генетического потенциала животных;

- применять в проектах возобновляемые источники энергии, в том числе получаемые из органических отходов ферм;

- готовить технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов животноводческих предприятий;

- собирать, обрабатывать, обобщать и систематизировать научную информацию, передовой отечественный и зарубежный опыт в области инжиниринга животноводства;

- выполнять НИР по совершенствованию технологий, машин и оборудования для повышения эффективности производства и качества продукции;

- разрабатывать и использовать учебно-методические пособия и рекомендации, проводить лабораторные и практические занятия по механизации и автоматизации животноводства, энергетике в животноводстве, проектированию животноводческих объектов, строительному делу.

Кардинальным направлением в модернизации аграрного образования является развитие совместных усилий вузов и бизнеса по улучшению качества подготовки специалистов. От представителей бизнеса можно услышать критику, что «кадры готовят не те,

кадры готовят не так». И значительно реже отмечается участие работодателей в решении проблем высшей школы. А это участие возможно в различных формах: подбор и направление молодежи на обучение в вузы, участие в учебном процессе, организация практики на передовых предприятиях, рецензирование образовательных программ и фондов оценочных средств, участие в государственных экзаменационных комиссиях, помощь в оснащении лабораторий современным оборудованием и др.

В перспективе планируется введение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ с участием работодателей, такая аккредитация призвана оценить качество подготовки выпускников вузов и их соответствие находящимся сейчас в стадии разработки профессиональным стандартам специалистов. В целом, оценивая сотрудничество вузов с бизнесом, можно признать его весьма скромным как по масштабам, так и по объемам финансирования. Действенные механизмы такого сотрудничества в настоящее время не созданы.

Новые требования инновационного рынка труда диктуют необходимость пересмотра традиционных подходов в профессиональном образовании. В послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию от 12.12.2013 г. подчеркивается необходимость перенастройки системы профессионального образования, с учетом собственного опыта и возрождения школьной профориентации, работы вузов на базе крупных предприятий. По примеру Германии и других развитых европейских стран в нашей стране началось освоение дуальной системы образования, при которой практическая часть подготовки проходит на рабочем месте предприятия, а теоретическая - на базе профессиональной образовательной организации. Применительно к подготовке рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности отобраны в 10 регионах «пилотные» площадки для внедрения с 2014 г. системы дуального образования. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров

коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе.

Германская модель дуального образования применяется в Калужской области при подготовке высококвалифицированных кадров в колледже с участием концерна Уо1кБ-уа§еп. При реализации этой модели предусматривается: отбор кандидатов, обучение по согласованным планам, теоретическое обучение в колледже, практика - на производстве, где под руководством мастера-наставника приобретаются навыки работы со сложным оборудованием. Одновременно студенты знакомятся с культурой работы в концерне, приобретают опыт работы в коллективе, получают от предприятия дополнительную стипендию. Им выдается бесплатная обувь, одежда, обеды, организуется доставка на работу и с работы.

В системе высшего образования для подготовки практико-ориентированных специалистов в 2013 г. открыта подготовка по программам прикладного бакалавриата в 45 вузах по 105 направлениям. Удельный вес обучающихся по программам прикладного бакалавра будет расти с 5,3% в 2013 г. до 30% в 2018 г. По направлению «Агроинженерия» подготовка прикладных бакалавров в аграрных вузах открыта в 2014 г. в 13 вузах с общим приемом 305 чел. Разработан ФГОС ВО по направлению «Агроинженерия» для подготовки бакалавров. Базовая часть программы прикладного бакалавриата включает основные гуманитарные, а также общенаучные и общеинженерные дисциплины, обеспечивающие необходимый уровень фундаментальной подготовки и способность выпускников к гибкой адаптации к изменениям в инженерно-технической сфере. Планируется, что вариативная часть программы прикладного бакалавриата будет составлять около 50% общего бюджета времени.

Реализация программ прикладного бакалавриата предусматривает тесное сотрудничество с предприятиями, освоившими новую технику и технологии, стажировку препода-

вателей на производстве, разработку новой нормативно-правовой и методической документации и др. Организация обучения специалистов на современном реальном производстве позволит устранить существующий разрыв между теорией и практикой. Преподаватели смогут оперативно учитывать требования к специалистам, внося коррективы в учебный процесс, а работодатели получат выпускников вузов, способных работать со сложными технологиями.

Какие меры могли бы существенно улучшить дело с подготовкой кадров для АПК?

1. Необходимо законодательно закрепить льготы и другие стимулы работодателям, которые тесно сотрудничают с вузами, предоставляют возможность прохождения практик по освоению новой техники и технологий, участвуют в разработке образовательных программ, оснащении учебных лабораторий и создании независимой оценки качества подготовки выпускников.

2. Государственно-частное партнерство в подготовке кадров должно быть законодательно обеспечено созданием механизмов софинансирования реализации образовательных программ и проведения в вузах научных исследований, повышения квалификации преподавателей на передовых предприятиях АПК, в отечественных и зарубежных университетах и производственных фирмах. В многоканальном финансировании кроме федеральных органов власти должны иметь возможность участвовать бизнес-структуры, региональные органы управления, спонсоры. Целесообразно создание фондов для поддержки аграрных вузов. Следует отметить, что на организацию подготовки кадров в России бизнес выделяет лишь 0,5% от фонда оплаты труда, а в других странах - не менее 1,5%.

3. Совместно с региональными органами власти и объединениями работодателей утвердить в регионах перечень базовых предприятий для практического освоения новых технологий и современных форм организации труда. Такой перечень ранее существовал в высшей школе. Практика проходила на базовых предприятиях на оплачиваемых рабочих местах по профилю подготовки. Вы-

пускники получали профессиональные разряды и навыки работы по специальности.

4. Важным остается вопрос о создании систем прогнозирования и мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации. Для этого должна быть разработана методика комплексной оценки кадрового потенциала по различным отраслям и субъектам РФ. Результаты мониторинга рынка труда и демографической экспертизы позволят более точно сформировать государственный заказ на подготовку специалистов.

5. При формировании государственного заказа на подготовку кадров предусмотреть увеличение нормативов финансового обеспечения в части, касающейся затрат на развитие материально-технической базы и кадрового потенциала, привлечение иностранных специалистов к образовательному процессу, а также мероприятия, связанные с прохождением практики и проведением стажировок в России и за рубежом.

Необходимо введение корректирующих коэффициентов к базовым нормативам для вузов, реализующих программы прикладного бакалавриата. Все эти меры носят общий характер, но несомненно их реализация улучшит обеспечение животноводства кадрами инженерно-технического профиля.

Литература:

1. Ушачев И.Г. Научное обеспечение Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-20 годы // Сельскохозяйственные машины и технологии. 2013. №2.

2. Статистические материалы развития агропромышленного комплекса России. М., 2014.

3. Госпрограмма развития с. х. на 2013-20 гг. М., 2012.

4. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2012 г. Госпрограммы развития с. х. М., 2013.

5. Ткаченко Е.В. Современное состояние и проблемы развития профессионального образования России // Вестник МГАУ. 2006. №2. С. 6-10.

The analysis of the qualitative composition of personnel in agriculture. State the reasons for turnover. Revealed training opportunities for the livestock through the tiered system of agricultural education.

Keywords: people, livestock production, and education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.