Научная статья на тему 'Состояние и проблемы коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у младших школьников в условиях школы VIII вида'

Состояние и проблемы коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у младших школьников в условиях школы VIII вида Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
562
55
Поделиться
Ключевые слова
коррекция / структура / слово / школьники / интеллектуальная недостаточность / correction / structure / word / schoolchildren / mental retardation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баскакова С. А.

Работа посвящена рассмотрению проблемы коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы VIII вида, а также проведению экспериментального исследования, посвященного выявлению специфики данных нарушений.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Баскакова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article is devoted to the issue of correction of the word sound-syllabic disorders at primary school for children with mental retardation, as well as to carrying out experimental research aimed at defining the specifics of these disorders.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у младших школьников в условиях школы VIII вида»

С. А. Баскакова

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Работа представлена кафедрой специальной педагогики Московского городского педагогического университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. М. Назарова

Работа посвящена рассмотрению проблемы коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы VIII вида, а также проведению экспериментального исследования, посвященного выявлению специфики данных нарушений.

Ключевые слова: коррекция, структура, слово, школьники, интеллектуальная недостаточность.

The article is devoted to the issue of correction of the word sound-syllabic disorders at primary school for children with mental retardation, as well as to carrying out experimental research aimed at defining the specifics of these disorders.

Key words: correction, structure, word, schoolchildren, mental retardation.

Одним из значимых симптомов в структуре дефекта при интеллектуальной недостаточности является системное недоразвита речи, проявляющееся во всех ее сторонах: фонетико-фонематической, интонационно-выразительной и лексико-грамматической (В. В. Воронкова, О. П. Гаврилуш-кина, Л. Б. Баряева, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, Е. А. Стребелева и др.).

В структуре специальных методик речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью наименее изученной является область, касающаяся коррекции зву-ко-слоговой структуры слова, тогда как многие авторы (Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова и др.), а также исследования и практические наблюдения свиде-

тельствуют о недостаточной сформирован-ности звукопроизношения и звуко-слого-вой структуры слова у данного контингента младших школьников. Искажения зву-ко-слоговой структуры слова проявляются как в нарушениях количества и последовательности слогов, так и в нарушении структуры отдельного слога. Самыми распространенными являются пропуски и замены согласных при стечении, перестановка звуков соседних слогов, пропуск слогов (Л. Г. Парамонова, Р. И. Лалаева).

Однако в методической литературе все же представлено недостаточно информации о целенаправленном изучении нарушений звуко-слоговой структуры слова, а также их коррекции у детей данной категории.

В рекомендациях по организации логопедической работы в специальной (коррекционном) учреждении VIII вида указано, что при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов и учебников. Однако анализ специальной литературы на предмет наличия методик и программ логопедической работы в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, а также опрос логопедов-практиков, работающих в данных учреждениях, показал, что в настоящее время существует весьма ограниченное количество методической литературы, предназначенной для использования логопедами в работе с этой категорией детей.

Как показывает практика, в основном логопеды вспомогательных школ за отсутствием специальной методической литературы и со ответствую щей образовательной программы вынуждены в своей работе пользоваться методической литературой, а также использовать в своей работе методики, предназначенные для работы с детьми с нормальным интеллектом на базе детских садов и общеобразовательных школ. Однако сложность использования методик логопедической работы с детьми с нормальным развитием для работы во вспомогательных школах объясняется наличием определенной специфики логопедической работы в данных учреждениях, которая обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка с нарушением интеллекта, с другой - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта (Р.И . Лалаева). В связи с этим нельзя использовать данные методики напрямую, необходимо адаптировать их для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью с учетом их уров-

ня восприятия, интеллекта, мотивационно-волевой сферы и т. д.

Кроме того, анализ немногочисленной специальной логопедической литературы и практической работы логопеда в специальной школе VIII вида позволяет сделать вывод о том, что основной упор в работе делается на коррекцию звукопроизноше-ния, грамматической стороны речи и обогащение словаря учащихся младших классов. В то же время работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова, как таковой, уделяется мало внимания, в основном в рамках работы над звуко-произношением. Между тем звуко-слого-вая структура слова является значимым компонентом речевой сферы, формирование которого необходимо для овладения учениками школ VIII вида письменной речью, родным языком, для речевого развития в целом и в конечном счете для успешной социальной адаптации детей данной категории (Р. И. Лалаева, В. В. Воронкова, 3. Е. Агранович и др.).

Изучение и анализ специальной литературы на предмет взаимосвязи речи и моторики показал, что большинство авторов (Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн, М. М. Кольцова, Л. В. Антакова-Фомина, Е. М. Мастюкова, Н. П. Вайзман,Т. П. Хриз-ман, Л. М. Шипицина и др.) выступают за наличие тесной взаимосвязи в развитии моторных и речевых функций, придавая особенное значение влиянию развития мелкой моторики на развитие речи. В своих исследованиях авторы опираются на данные клинических наук, которые располагают обширным фактическим материалом, показывающим теснейшую связь функции речи и двигательного анализатора.

Согласно данным нейрофизиологии, речевая область мозга расположена рядом с двигательной областью, т. е. фактически является ее частью. В этой связи ученые полагают, что процесс формирования моторной речи в определенной

мере зависит от участия двигательной сферы в целом.

Согласно многочисленным экспериментальным и клиническим фактам, становление экспрессивной речи подчинено возможностям речедвигательного анализатора, именно его функциональное состояние определяет характер речевых артикуляций. Наряду с этим развитие речедвигательного анализатора и его функциональное состояние неотделимы от организации центральных механизмов моторных функций организма человека в целом (Н. А. Бернштейн, Л. В. Антакова-Фомина и др.). Эта взаимосвязь и взаимозависимость позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции патологических сдвигов другой.

Особого внимания заслуживают исследования, доказывающие корреляцию между степенью развития моторики кисти рук и уровнем развития речи у детей, при изучении речевого онтогенеза. Исследования М. М. Кольцовой о развитии моторики кисти и ее взаимодействии с уровнем развития речи указывают на то, что становление речевых функций неотъемлемо от организации центральных моторных механизмов в целом.

Результаты электрофизиологических исследований М. М. Кольцовой говорят о том, морфологическое и функциональное формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. М. М. Кольцова подчеркивает, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Сопоставив результаты экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функции руки и речи, а также, опираясь на аналитический обзор литературных данных и данные электрофизиоло-

гических опытов М. М. Кольцовой, мы приходим к выводу, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции.

В специальной литературе представлен ряд исследований, отражающих состояние двигательных функций, а также возможностей темпо-ритмической организации движений у детей с нарушениями речевого развития (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева,

Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская).

Анализ литературы по проблеме формирования движений, их сложных параметров и серийной организации свидетельствует о том, что недостаточность темпо-ритмичес-кого и динамического факторов деятельности приводит к ее дезорганизации как у детей с нормальным, так и с проблемным речевым развитием. В литературе не представлено достаточных сведений о состоянии данных процессов у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

С целью восполнения этого пробела нами было предпринято экспериментальное исследование, которое проводилось на базе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида и было направлено на выявление специфики нарушения звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, в том числе зависимости уровня сформированное™ данного речевого компонента от степени сформированное™ неречевых процессов, таких как темпо-ритмический компонент моторики и чувство ритма.

Получения данных об уровне сформированное™ звуко-слоговой структуры слова у испытуемых осуществлялось при помощи нескольких комплексов экспериментальных заданий, разработанных нами на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обследования

слоговой структуры слова (Р. Е. Левиной, А. К. Марковой, Л. Ф. Спировой, Г. В. Чир-киной, С. Е. Большаковой).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модификация методики обследования заключалась в расширении перечня предъявляемых для проговаривания типов (классов) слоговой структуры, введения балльной системы оценки для удобства статистической обработки результатов, а также в расширении перечня исследуемых аспектов.

Структура обследования уровня сформированное™ навыка слогового оформления слов младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью включала в себя следующие разделы:

1. Обследование звуко-слоговой структуры слова.

2. Обследование неречевых процессов, значимых для становления звуко-слоговой структуры слова (выявление состояния ритмического и динамического параметров двигательных актов).

Экспериментальное исследование позволило выявить следующую специфику нарушения звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью:

1. Имеется большое различие в качестве произнесения изолированных слов различной слоговой сложности при самостоятельном и отраженном проговаривании, что позволяет нам сделать вывод о значительном влиянии эталона произнесения на качество проговаривания слов различной зву-ко-слоговой структуры.

2. Различие в качестве произнесения при отраженном проговаривании знакомых детям слов различной слоговой сложности и труднодоступных слов позволяют нам сделать вывод о высоком влиянии усвоения лексических единиц различной звуко-слоговой структуры на качество их проговаривания.

3. Слова различной звуко-слоговой структуры для отраженного проговаривания в составе словосочетаний и предложений менее доступны, чем при изолированном произнесении.

4. Имеет место существенное расхождение в уровнях сформированности у данной категории детей динамического и ритмического параметров движений на уровне артикуляционной и мелкой моторики.

5. У детей с нарушением интеллекта существует значимая корреляция в степени сформированности динамических и ритмических параметров движений на уровне крупной, мелкой и артикуляционной моторики.

6. Имеет место наличие определенной корреляции между уровнем сформированности темпо-ритмического компонента моторики и уровнем сформированности звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

7. Результаты выполнения проб, направленных на исследование чувства ритма, позволяют нам сделать вывод о наличии у испытуемых корреляции между уровнем развития чувства ритма и уровнем сформированности звуко-слоговой структуры слова.

Таким образом, результаты экспериментального исследования показали наличие высокого процента учащихся среди популяции младших классов школ VIII вида, имеющих нарушения звуко-слоговой структуры слова, а также позволили нам сделать вывод о взаимосвязи уровня развития чувства ритма и темпо-ритмической организации движений на уровне крупной моторики и степени сформированности звуко-сло-говой структуры слова у детей с нарушением интеллекта.

о г г-