С. А. Баскакова
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Работа представлена кафедрой специальной педагогики Московского городского педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. М. Назарова
Работа посвящена рассмотрению проблемы коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы VIII вида, а также проведению экспериментального исследования, посвященного выявлению специфики данных нарушений.
Ключевые слова: коррекция, структура, слово, школьники, интеллектуальная недостаточность.
The article is devoted to the issue of correction of the word sound-syllabic disorders at primary school for children with mental retardation, as well as to carrying out experimental research aimed at defining the specifics of these disorders.
Key words: correction, structure, word, schoolchildren, mental retardation.
Одним из значимых симптомов в структуре дефекта при интеллектуальной недостаточности является системное недоразвита речи, проявляющееся во всех ее сторонах: фонетико-фонематической, интонационно-выразительной и лексико-грамматической (В. В. Воронкова, О. П. Гаврилуш-кина, Л. Б. Баряева, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, Е. А. Стребелева и др.).
В структуре специальных методик речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью наименее изученной является область, касающаяся коррекции зву-ко-слоговой структуры слова, тогда как многие авторы (Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова и др.), а также исследования и практические наблюдения свиде-
тельствуют о недостаточной сформирован-ности звукопроизношения и звуко-слого-вой структуры слова у данного контингента младших школьников. Искажения зву-ко-слоговой структуры слова проявляются как в нарушениях количества и последовательности слогов, так и в нарушении структуры отдельного слога. Самыми распространенными являются пропуски и замены согласных при стечении, перестановка звуков соседних слогов, пропуск слогов (Л. Г. Парамонова, Р. И. Лалаева).
Однако в методической литературе все же представлено недостаточно информации о целенаправленном изучении нарушений звуко-слоговой структуры слова, а также их коррекции у детей данной категории.
В рекомендациях по организации логопедической работы в специальной (коррекционном) учреждении VIII вида указано, что при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов и учебников. Однако анализ специальной литературы на предмет наличия методик и программ логопедической работы в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, а также опрос логопедов-практиков, работающих в данных учреждениях, показал, что в настоящее время существует весьма ограниченное количество методической литературы, предназначенной для использования логопедами в работе с этой категорией детей.
Как показывает практика, в основном логопеды вспомогательных школ за отсутствием специальной методической литературы и со ответствую щей образовательной программы вынуждены в своей работе пользоваться методической литературой, а также использовать в своей работе методики, предназначенные для работы с детьми с нормальным интеллектом на базе детских садов и общеобразовательных школ. Однако сложность использования методик логопедической работы с детьми с нормальным развитием для работы во вспомогательных школах объясняется наличием определенной специфики логопедической работы в данных учреждениях, которая обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями ребенка с нарушением интеллекта, с другой - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта (Р.И . Лалаева). В связи с этим нельзя использовать данные методики напрямую, необходимо адаптировать их для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью с учетом их уров-
ня восприятия, интеллекта, мотивационно-волевой сферы и т. д.
Кроме того, анализ немногочисленной специальной логопедической литературы и практической работы логопеда в специальной школе VIII вида позволяет сделать вывод о том, что основной упор в работе делается на коррекцию звукопроизноше-ния, грамматической стороны речи и обогащение словаря учащихся младших классов. В то же время работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова, как таковой, уделяется мало внимания, в основном в рамках работы над звуко-произношением. Между тем звуко-слого-вая структура слова является значимым компонентом речевой сферы, формирование которого необходимо для овладения учениками школ VIII вида письменной речью, родным языком, для речевого развития в целом и в конечном счете для успешной социальной адаптации детей данной категории (Р. И. Лалаева, В. В. Воронкова, 3. Е. Агранович и др.).
Изучение и анализ специальной литературы на предмет взаимосвязи речи и моторики показал, что большинство авторов (Л. С. Выготский, Н. А. Бернштейн, М. М. Кольцова, Л. В. Антакова-Фомина, Е. М. Мастюкова, Н. П. Вайзман,Т. П. Хриз-ман, Л. М. Шипицина и др.) выступают за наличие тесной взаимосвязи в развитии моторных и речевых функций, придавая особенное значение влиянию развития мелкой моторики на развитие речи. В своих исследованиях авторы опираются на данные клинических наук, которые располагают обширным фактическим материалом, показывающим теснейшую связь функции речи и двигательного анализатора.
Согласно данным нейрофизиологии, речевая область мозга расположена рядом с двигательной областью, т. е. фактически является ее частью. В этой связи ученые полагают, что процесс формирования моторной речи в определенной
мере зависит от участия двигательной сферы в целом.
Согласно многочисленным экспериментальным и клиническим фактам, становление экспрессивной речи подчинено возможностям речедвигательного анализатора, именно его функциональное состояние определяет характер речевых артикуляций. Наряду с этим развитие речедвигательного анализатора и его функциональное состояние неотделимы от организации центральных механизмов моторных функций организма человека в целом (Н. А. Бернштейн, Л. В. Антакова-Фомина и др.). Эта взаимосвязь и взаимозависимость позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции патологических сдвигов другой.
Особого внимания заслуживают исследования, доказывающие корреляцию между степенью развития моторики кисти рук и уровнем развития речи у детей, при изучении речевого онтогенеза. Исследования М. М. Кольцовой о развитии моторики кисти и ее взаимодействии с уровнем развития речи указывают на то, что становление речевых функций неотъемлемо от организации центральных моторных механизмов в целом.
Результаты электрофизиологических исследований М. М. Кольцовой говорят о том, морфологическое и функциональное формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. М. М. Кольцова подчеркивает, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Сопоставив результаты экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функции руки и речи, а также, опираясь на аналитический обзор литературных данных и данные электрофизиоло-
гических опытов М. М. Кольцовой, мы приходим к выводу, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции.
В специальной литературе представлен ряд исследований, отражающих состояние двигательных функций, а также возможностей темпо-ритмической организации движений у детей с нарушениями речевого развития (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева,
Н. Н. Трауготт, В. К. Орфинская).
Анализ литературы по проблеме формирования движений, их сложных параметров и серийной организации свидетельствует о том, что недостаточность темпо-ритмичес-кого и динамического факторов деятельности приводит к ее дезорганизации как у детей с нормальным, так и с проблемным речевым развитием. В литературе не представлено достаточных сведений о состоянии данных процессов у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
С целью восполнения этого пробела нами было предпринято экспериментальное исследование, которое проводилось на базе специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения VIII вида и было направлено на выявление специфики нарушения звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, в том числе зависимости уровня сформированное™ данного речевого компонента от степени сформированное™ неречевых процессов, таких как темпо-ритмический компонент моторики и чувство ритма.
Получения данных об уровне сформированное™ звуко-слоговой структуры слова у испытуемых осуществлялось при помощи нескольких комплексов экспериментальных заданий, разработанных нами на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обследования
слоговой структуры слова (Р. Е. Левиной, А. К. Марковой, Л. Ф. Спировой, Г. В. Чир-киной, С. Е. Большаковой).
Модификация методики обследования заключалась в расширении перечня предъявляемых для проговаривания типов (классов) слоговой структуры, введения балльной системы оценки для удобства статистической обработки результатов, а также в расширении перечня исследуемых аспектов.
Структура обследования уровня сформированное™ навыка слогового оформления слов младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью включала в себя следующие разделы:
1. Обследование звуко-слоговой структуры слова.
2. Обследование неречевых процессов, значимых для становления звуко-слоговой структуры слова (выявление состояния ритмического и динамического параметров двигательных актов).
Экспериментальное исследование позволило выявить следующую специфику нарушения звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью:
1. Имеется большое различие в качестве произнесения изолированных слов различной слоговой сложности при самостоятельном и отраженном проговаривании, что позволяет нам сделать вывод о значительном влиянии эталона произнесения на качество проговаривания слов различной зву-ко-слоговой структуры.
2. Различие в качестве произнесения при отраженном проговаривании знакомых детям слов различной слоговой сложности и труднодоступных слов позволяют нам сделать вывод о высоком влиянии усвоения лексических единиц различной звуко-слоговой структуры на качество их проговаривания.
3. Слова различной звуко-слоговой структуры для отраженного проговаривания в составе словосочетаний и предложений менее доступны, чем при изолированном произнесении.
4. Имеет место существенное расхождение в уровнях сформированности у данной категории детей динамического и ритмического параметров движений на уровне артикуляционной и мелкой моторики.
5. У детей с нарушением интеллекта существует значимая корреляция в степени сформированности динамических и ритмических параметров движений на уровне крупной, мелкой и артикуляционной моторики.
6. Имеет место наличие определенной корреляции между уровнем сформированности темпо-ритмического компонента моторики и уровнем сформированности звуко-слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
7. Результаты выполнения проб, направленных на исследование чувства ритма, позволяют нам сделать вывод о наличии у испытуемых корреляции между уровнем развития чувства ритма и уровнем сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Таким образом, результаты экспериментального исследования показали наличие высокого процента учащихся среди популяции младших классов школ VIII вида, имеющих нарушения звуко-слоговой структуры слова, а также позволили нам сделать вывод о взаимосвязи уровня развития чувства ритма и темпо-ритмической организации движений на уровне крупной моторики и степени сформированности звуко-сло-говой структуры слова у детей с нарушением интеллекта.
о г г-